Финансовые ресурсы современного мирового хозяйства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовые ресурсы современного мирового хозяйства

Оглавление

Введение

.Понятие мирового финансового рынка

.1Субъекты мирового финансового рынка

.2Финансовые центры

.3Значение финансовых ресурсов государства и их источники

.Участие мировых финансовых ресурсов в борьбе с мировым кризисом

.1Распределение финансовых ресурсов в мировом хозяйстве

.2Начальные условия и нынешнее состояние финансово-экономического кризиса

.3Движение финансов и финансовых ресурсов в период кризиса

.Прогнозы и перспективы дальнейшего развития мирового финансового хозяйства

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В условиях усиления открытости российской экономики, расширения контактов с зарубежными производителями возрастает необходимость знания тенденций развития мировой экономики и каждой отдельной страны. Мировые финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность международной финансовой системы. Устраняют финансовый дисбаланс между развитыми и развивающимися странами, помогают решать международные затруднения, а также могут способствовать развитию и поддержке экономики одного государства в частности. Именно это и обуславливает актуальность данной работы.

Современное мировое хозяйство сформировалось в результате международного разделения труда и кооперации, возникших много столетий назад. В наше время ни одна страна не может эффективно развиваться без участия в международной торговле, в движении капиталов и рабочей силы, а также без международного кредита и инвестиций. Поэтому ученые и практики все больше внимания уделяют анализу новых явлений в мировой экономике, закономерностей и тенденций развития международных экономических связей и отношений.

Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества факторов. В свою очередь процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальной экономики отдельных стран, затрагивают их экономические интересы. Поэтому знание тенденций и закономерностей развития мировой экономики объективно необходимо любому экономисту, так или иначе связанному с партнерами из других стран, а если учесть, что такие связи постоянно расширяются, то эти знания могут потребоваться каждому.

По своей структуре работа состоит из трех основополагающих пунктов. В первой главе рассмотрены понятие и значение финансовых ресурсов. Вторая глава будет посвящена финансовым ресурсам государства как экономического субъекта. В рамках государства финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат. Основным их источником являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности. В третьей и последней главе, я попробую наглядно показать, значимость финансовых ресурсов в условиях мирового финансово-экономического кризиса. То есть исследовать, каким образом происходит их движение, и как они влияют на сложившуюся ситуацию.

Объектом исследования является мировой финансовый рынок.

Цель <#"justify">1.Понятие мирового финансового рынка

Финансовые ресурсы (финансы, финансовые активы) представляют собой капитал в денежной форме. Они могут принадлежать частным лицам, международным организациям, государствам, компаниям и банкам. Финансовые ресурсы распределены крайне неравномерно, поэтому идет их постоянный переток между странами. Это движение финансовых активов принимает форму международного движения капитала. Одновременно с этим, часть финансовых ресурсов занята обслуживанием международных платежей, которые возникают при движении между странами товаров, услуг, технологий, рабочей силы. Это передвижение финансов выступает в форме международных валютно-расчетных отношений. В широком смысле, финансовые ресурсы мира - это совокупность финансовых ресурсов всех государств, международных организаций и мировых финансовых центров. По узкому определению, они включают только те финансы, которые используются в международных экономических отношениях.

Большая часть финансовых ресурсов находится в развитых странах: в США, Великобритании, Германии, Франции и Японии, где сосредоточены основные золотовалютные запасы мира. Именно их финансовые средства в основном обращаются на мировом финансовом рынке, и именно они предоставляют финансовую помощь другим государствам.

Мировой финансовый рынок представляет собой совокупность финансово-кредитных институтов, через которые перераспределяются финансовые активы между кредиторами и заемщиками, между продавцами и покупателями финансовых ресурсов. C функциональной точки зрения его можно разделить на валютный и кредитный рынки, рынок финансовых деривативов, страховых услуг, акций. По срокам обращения финансовых активов, мировой рынок можно подразделить на средне- и долгосрочный (рынок капитала) и краткосрочный (денежный рынок). Краткосрочный период пребывания денежных средств за рубежом приводит к их частым перемещениям из одной страны в другую. При этом следует учитывать спекулятивный характер большей части операций на денежном рынке, направленных на получение максимальной прибыли. Границы между различными секторами мирового финансового рынка размыты, что позволяет финансам динамично перемещаться.

Движение мировых финансовых ресурсов условно делят на две формы международных экономических отношений:

. Международное движение капитала

. Международные валютно-расчетных отношения

Зачастую подобное разделение применяют только для аналитических целей. На практике же это выглядит как финансовые (денежные) потоки через национальные границы.

Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал в зарубежные проекты, инвестор осуществляет так называемые зарубежные инвестиции (долгосрочные вложения государственного или частного капитала в зарубежные предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения дохода).

Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах:

. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Надо отметить, что движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в кризисном 1998 году вывоз капитала из России составил около тридцати миллиардов долларом, причем в форме государственного капитала - лишь двести миллионов долларов, а остальное - в форме частного капитала.

. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах. В мире и в России в частности преобладает движение краткосрочного капитала. Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Также к ним относятся прямые и портфельные инвестиции.

. В ссудной и предпринимательской форме. Так, в 2007 году Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме. В ссудной форме капитал приносит его владельцу доход главным образом в виде процентов по вкладам, займам и кредитам. Что касается, предпринимательской формы капитала (предпринимательский капитал), То он складывается преимущественно за счет прибыли (превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров).

Международно-валютные отношения - это совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег как мировых денег. Это валютные отношения, обслуживающие обмен между экономическими агентами и национальными экономиками.

1.1Субъекты мирового финансового рынка

Основными субъектами мирового финансового рынка являются транснациональные банки (ТНБ) и транснациональные корпорации (ТНК). Активную роль играют институциональные инвесторы: инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды. Значительный объем финансовых средств размещают на рынке государственные органы и международные организации. Переход мелких вкладчиков от хранения средств в банках к их вложению в совместные фонды, позволил аккумулировать в них гигантские суммы. По оценке специалистов, только американские совместные фонды имеют активы превышающие 5 триллионов долларов.

Основными субъектами валютного рынка и рынка деривативов (опционы, свопы, фьючерсы) являются коммерческие банки. Центральные банки государств также участвуют в деятельности валютных рынков, проводя валютные интервенции на национальных валютных рынках. Хотя в некоторых странах (Норвегии, Японии и других) сохранились валютные биржи, роль их незначительна, а их функции - организация торгов валютой, мобилизация свободных ресурсов, фиксация справочных курсов валют.

Мировой кредитный рынок представляет собой сферу рыночных отношений, где осуществляется движение ссудного капитала между странами на условиях срочности, возвратности, уплаты процентов и формируется спрос и предложение. Он подразделяется на мировой рынок банковских кредитов и мировой рынок долговых ценных бумаг.

Мировой рынок банковских кредитов специализируется на различных финансовых ссудах, займах и кредитах. Как правило, кредиторами являются банки, трасты, различные фонды. На этом рынке выделяют межбанковский рынок, на котором кредитные организации размещают друг у друга свободные ресурсы. Мировой рынок банковских кредитов в основном базируется на финансовых ресурсах, которые пришли из одних стран в банки других стран, обслуживают в основном международные отношения и поэтому потеряли национальную принадлежность. Так, в конце 50-х годов сформировался рынок евродолларов, то есть долларов США, переведенных на счета европейских банков и используемых последними для депозитно-ссудных операций во всех странах. Cо временем понятие евродоллара расширилось и стало включать все доллары, находящиеся за пределами США, а также в американской свободной банковской зоне. На мировом рынке долговых ценных бумаг обращаются в основном частные и государственные облигации и векселя. Почти половина мирового рынка государственных ценных бумаг - американские. С 70-х годов активно развивается рынок еврооблигаций - важный источник финансирования средне - и долгосрочных инвестиций ТНК.

Объем мирового рынка ценных бумаг - акций превышает 20 триллионов долларов. Выпуск акций, как главного источника мобилизации средств на финансовом рынке в основном характерен для США, Японии, Великобритании и в меньшей степени для других развитых стран. Акции большинства крупных и средних компаний котируются на фондовых биржах. Сегодня в мире насчитывается 150 фондовых бирж, в том числе в США - 7, Японии - 8, Германии - 8, Италии - 10. Крупнейшая биржа - Нью-Йоркская фондовая биржа, оборот которой составлял в разные годы от 30% до 50% всего оборота ценных бумаг на фондовых биржах мира. Здесь зарегистрированы акции 1700 компаний из многих стран. Около 90% биржевого оборота приходится на акции.

Объем мирового рынка страховых услуг оценивается специалистами в 2,5 триллиона долларов. На этом рынке в основном действуют транснациональные страховые компании. Страхование играет важную роль в функционировании мирового хозяйства, ибо не только снижает степень рисков, но и аккумулирует гигантские суммы.

1.2Финансовые центры

Национальные финансовые рынки, сохраняя относительную степень самостоятельности, тесно взаимодействует с мировыми финансовыми рынками. Мировые финансовые центры сложились исторически на основе самых значительных национальных рынков в Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Токио, Люксембурге, Фракфурте-на-Майне. Именно они являются центрами сосредоточения крупнейших банков и специализированных финансово - кредитных учреждений, в которых осуществляются международные финансовые, валютные и кредитные операции, сделки с ценными бумагами и золотом.

В начале 20 века главным финансовым центром мира был Лондон, в английских фунтах стерлингов осуществлялось около 80% международных расчетов. После окончания первой мировой войны и до 60-х годов монопольную позицию занимал Нью-Йорк. Однако в последующие десятилетия его ведущее положение было подорвано в связи с возникновением новых центров в Западной Европе и Японии. Мировым финансовым центром является Цюрих, который соперничает с Лондоном по объемам операций с золотом. Более 25% евровалютных кредитов приходится на другой центр - Люксембург. В результате укрепления позиции Японии в мировой экономике, создания за рубежом разветвленной банковской сети, расширения использования иены в международных расчетах мировым финансовым центром стал Токио.

В последние десятилетия мировые финансовые центры появились на периферии мирового хозяйства. Их возникновение было обусловлено введением на небольших территориях упрощенного порядка регистрации банков, инвестиционных фондов, компаний, низкими налогами, незначительным государственным вмешательством, гарантией конфиденциальности банковских счетов. Высокий уровень доходности делает их привлекательными для потенциальных клиентов. Мировые финансовые центры, где осуществляют операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте, получили название «оффшор». Это - Панама, Бахрейн, Кипр, Сингапур, Бермудские, Багамские, Каймановы и Антильские острова. Приблизительно, в оффшорных центрах сегодня размещены финансовые ресурсы, превышающие 5 триллионов долларов.

Все международные отношения: политические, экономические, культурные и другие порождают денежные требования и обязательства юридических и физических лиц разных государств. Существуют разные способы перевода средств из одной страны в другую: банковский чек, банковский перевод, переводной вексель, документарная тратта, документарный аккредитив, международный факторинг и форфетирование. Но в каждом государстве используется своя национальная валюта поэтому, чтобы произвести международные расчеты по торговле товарами, услугами, инвестициям, кредитам, международным платежам, необходим обмен одной валюты на другую. Такие обмены осуществляют на валютных рынках, где происходит купля - продажа иностранных валют по национальному курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения.

По мере развития национальных рынков и взаимных связей между ними, сформировался единый мировой валютный рынок для основных валют в мировых финансовых центрах. Для современного мирового валютного рынка характерны следующие черты:

Øоперации совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света,

Øтехника валютных операций унифицирована,

Øшироко используются электронные средства связи; крупнейшие банки, брокерские фирмы, страховые и финансовые компании объединены Всемирной межбанковской финансовой телекоммуникационной сетью (СВИФТ),

Øспекулятивные операции значительно превосходят по масштабам валютные операции, связанные с коммерческими сделками,

Øнестабильные курсы национальных валют.

По объему проводимых операций валютный рынок значительно превосходит другие сегменты финансового рынка и составляет свыше 1,5 триллионов долларов в день.

.3Значение финансовых ресурсов государства и их источники

Государственные финансовые ресурсы являются одной из составляющих мировых финансовых ресурсов. Поэтому необходимо определить, что такое финансовые ресурсы в рамках одного государства.

Итак, государственными финансовыми ресурсами называют совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты в основном для покрытия своих затрат. А основным их источником являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности.

Состав и количественные границы финансовых ресурсов определяют прежде всего источники их образования.

Основным таким источником государственных финансовых ресурсов является валовой внутренний продукт (ВВП), в составе которого, как известно, выделяются следующие элементы:

ВВП = С + V+ т,

где С - стоимость потребленных материальных ресурсов и амортизации основных средств; V- стоимость необходимого продукта; т - стоимость прибавочного продукта, являющаяся основным источником формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

В современных условиях в составе элементов классической экономической формулы стоимости ВВП присутствуют специфические части: стоимость прибавочного продукта (надбавка к цене в виде косвенных налогов), обязательные отчисления в целевые бюджетные фонды плюс надбавка к себестоимости в виде экологического и земельного налогов.

Таблица 1

ВВП в 2009 году (млн. долл. США)

№ п/пСтранаВВП1США14,256,2752Япония5,068,0593Китай4,908,9824Германия3,352,7425Франция2,675,9516Великобритания2,183,6077Италия2,118,2648Бразилия1,574,0399Испания1,464,04010Канада1,336,42711Индия1,235,97512Россия1,229,227ВСЕГОВесь мир: 57,937,460ЕС: 16,447,259

Часто финансовые ресурсы государства накапливаются за счет налогов и обязательных отчислений и сосредоточены в государственном бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондах. Они предназначены для финансирования расходов по выполнению функций государства, его финансовых обязательств, специализированных целевых программ, а также социальной защиты населения.

Следует отметить, что в Российской Федерации обязательные отчисления в целевые бюджетные фонды предусматриваются ежегодно в законе о бюджете и в течение года могут уточняться уполномоченными на это правительственными органами и Президентом как по составу, так и по ставкам.

Кроме стоимости ВВП, важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи госимущества, в том числе за счет части национального богатства, вовлекаемого в оборот.

Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования сосредоточены в основном в децентрализованных фондах накопления и потребления и используются на текущие затраты и затраты по обновлению и расширению.

Использование же финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды - это составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами:

. дает возможность полнее увязать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.

Помимо прочего, финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность экономической системы государства. Дают возможность их использования для разных форм мобилизации государства, облегчения бремени задолженности по официальным кредитам и займам, а также используются для реализации прочих государственных как внутренних, так и внешних проектов и потребностей. Позволяют справляться с внештатными ситуациями и катаклизмами мирового масштаба.

2.Участие мировых финансовых ресурсов в борьбе с мировым кризисом

.1 Распределение финансовых ресурсов в мировом хозяйстве

Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно и движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Часть из них попадает в золотовалютные резервы (ЗВР), часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи.

Золотовалютные резервы делятся в свою очередь на официальные и частные. Финансовая помощь выражается в выделении межгосударственных кредитов и грантов и кредитах от международных организаций. А также включает в себя займы, субсидии, дары, и все виды перемещения капиталов из развитых стран в развивающиеся страны на льготных или безвозмездных условиях.

Также странам с развивающейся экономикой предоставляют техническую поддержку на льготных условиях. Кстати говоря, техническая помощь включает передачу стране-получателю помощи научно-технических знаний и производственного опыта на льготных или безвозмездных условиях.

Но все же, надо отметить, что большая часть финансовых ресурсов направляется на удовлетворение потребностей мирового финансового рынка. Он включает в себя пять видов:

. валютный рынок - механизм, посредством которого производятся:

купля-продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов и других платежных документов в иностранной валюте;

операции по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и другие операции, осуществляемые с использованием иностранной валюты;

сделки по страхованию валютных рисков, диверсификации валютных резервов и перемещение валютной ликвидности;

меры валютного вмешательства.

. Другой и наиболее насыщенный сегмент финансового рынка во всех развитых странах - рынок деривативов (производные финансовые инструменты, наиболее известны как фьючерсы и опционы - производная ценная бумага) - торговля фьючерсами и опционами на акции, валютой, индексами рынка и процентными ставками, товарами. И надо сказать, что насыщенность рынка вполне оправдана, ведь такая торговля гораздо проще и дешевле, чем непосредственно самими продуктами.

Самой прозрачной и защищенной формой операций с производными финансовыми инструментами является торговля стандартными контрактами на организованных площадках и биржах.

. рынок страховых услуг - система экономических отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям.

В зависимости от финансовых возможностей страховых организаций по приему на страхование и в перестрахование крупных и опасных рисков различают емкость страхового рынка. Это очень гибкая система, приспосабливающаяся к интересам страхователей. Если страхование или перестрахование не может быть размещено на страховом рынке какой-либо одной страны полностью, то такой рынок является ограниченным.

. рынок акций - совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями ценных бумаг. Торговля акциями совершается на фондовой бирже, а также внебиржевыми методами. Условия и порядок торговли акциями регулируются соответствующим законодательством.

2.2Начальные условия и нынешнее состояние финансово-экономического кризиса

Финансово-экономический кризис проявился в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Позднее он выразился в глобальном спаде производства, замедлении темпов экономического роста, снижение спроса и цен на сырьё и росте безработицы в большинстве стран мира.

Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса был кризис в США высокорисковых ипотечных кредитов в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на пять триллионов долларов.

Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала девяностых годы двадцатого века годов деривативов - производных финансовых инструментов, фьючерсов и опционов - и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. При этом важно, что нет анализа, который бы показал, будто именно деривативы приблизили кризис.

Обозреватель журнала Research (Нью-Йорк) Алексей Байер в середине ноября 2008 года высказал мнение, что после «сдувания» ипотечного, кредитного и сырьевого «пузырей», может произойти крах рынка государственных долговых обязательств США. Следствием такова феномена разовьется бесконтрольная эмиссия денежной массы в США, что в свою очередь вызовет глобальную инфляцию.

октября 2007 года многие индексы мировых фондовых рынков достигли пика, после которого началось тотальное снижение: с того дня по 3 октября 2008 года, индекс S&P 500, который показывает цены на акции пятисот крупнейших американских корпораций, упал на 30 %. Индекс MSCI World, отражающий динамику на рынках развитых стран, упал на 32,3 %, а индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets превысил все показатели, снизился на 40,5 %.

В отличие от предшествующего обвала в 2000-2002 годы, который был вызван крахом на фондовом рынке технологических компаний и был ограничен рынками США, обвал 2007-2008 годов затронул все страны и был обусловлен событиями за пределами фондового рынка - бумом, а затем крахом в кредитном и жилищном секторах, а позднее - и на сырьевых рынках.

Первыми стали падать акции западных банков, а с июля 2008 года, когда начала быстро дешеветь нефть, затем и на акции сырьевых компаний развивающихся стран.

И если для США обвал фондового рынка в октябре 2008 года стал рекордным для рынка за последние 20 лет, то других развитых странах (напр. Японии) в финансовый кризис в нынешний масштабах первый за всю их историю.

.3Движение финансов и финансовых ресурсов в период кризиса

октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США была снижена с 2 % до 1,5 %. Так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центробанка.

Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. Так как на следующий день примеру вышеперечисленных стран последовали финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.

октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран «Клуба семи» утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике. Решением было предпринять «неотложные и исключительные действия».

Принятый «семёркой» план из пяти пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.

октября 2008 года лидеры пятнадцать стран ЕС на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками. Более того, они обязались обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до пяти лет.

октября 2008 года Европейский центробанк, Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спрос» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».

октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон (министр финансов США) назвал предосудительным, но необходимым для оживления экономики.

Месяцем позднее в тот же день стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, распределение мировых финансовых ресурсов, реорганизации международных финансовых институтов. И еще обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие двенадцать месяцев.

ноября 2008 года в Лиме завершился саммит лидеров стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые признали, что в ближайшей перспективе снижение темпов роста мировой экономики является «неизбежным». Но перспективы еще не достаточно определены.

декабря 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на один процентный пункт - ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.

3.Прогнозы и перспективы дальнейшего развития мирового финансового хозяйства

Исходя из ожиданий роста организованных рынков в течение текущего года и обоснованной выше взаимосвязи между динамикой рынков и реальных экономик (в частности, показателя роста ВВП), можно прогнозировать возобновление роста мировой экономики начиная с 2014 года. В квартальном же выражении большинство экономик мира начнет расти уже в конце 2013 года, в том числе, по моему мнению, в последних кварталах 2013 года будет наблюдатьсявроствввСША,вЕС,вРоссии.

Интенсивность возобновления роста в промышленно развитых странах и в масштабах мировой экономики может быть различной и зависит в наибольшей мере от того, насколько быстро будет решен вопрос с «плохими долгами» банков, в настоящее время обремененных большими потерями во время острой фазы кризиса. Особенно остро эта проблема стоит в банковской сфере США и, в несколько меньшей степени - Европы, банки которой активно кредитовали восточно-европейские проекты, которые сильно пострадали от кризиса. Наиболее вероятным сценарием развития событий в данной сфере будет решение об избавлении банков от плохих долгов, которое позволит банкам вернуться на кредитные рынки. Технически это решение может быть оформлено различным образом: изменением методик учета, выкупом проблемных активов государственными институтами («плохими банками», фондами стрессовых активов и пр.), рефинансированием и т.д. Так или иначе, после избавления системообразующих банков мира от плохих активов с помощью государства и очистки их балансов, банки смогут вновь активно кредитовать компании и потребителей, что позволит мировой экономике восстанавливаться более быстрыми темпами. Если же решение по очистке банковских балансов с помощью государства не состоится или будет затянуто, то и скорость восстановления мировой экономики также замедлится.

Тем не менее, при любом из этих сценариев, рост мировой экономики, на мой взгляд, будет идти в обозначенные выше сроки, разница может проявиться лишь в темпах этого роста. С учетом возможных особенностей государственной поддержки экономики, можно прогнозировать следующие темпы роста глобального ВВП на ближайшие несколько лет:

год - + 1-2 %

год - + 2-3 %

год - + 3-4:%

Данные прогнозы основываются на действии двух базовых факторов - замедлении роста из-за кризиса, вследствие которого возврат к средним темпам роста займет определенное время - три-четыре года, и самими параметрами этого роста, которые в течение 2000-х годов составляли около 4%.

Если рассматривать тенденции развития мировой экономики более детально, по отдельным регионам и типам экономик, то в данном случае также необходимо учитывать взаимосвязь темпов и скорости посткризисного восстановления с активностью кредитных и товарных рынков. Последние более актуальны для роста развивающихся экономик стран-экспортеров сырья, таких, как Россия, Казахстан, ЮАР, в некоторой мере - Австралия и Бразилия. Поскольку острая фаза кризиса оказала на экспортеров сырья наиболее негативное воздействие, то вследствие низкой базы отсчета последующий рост этих экономик также будет выше среднемировых темпов, хотя до возобновления роста можно прогнозировать более существенное снижение ВВП. Развитые экономики, особенно крупных стран, в силу большей инерционности медленнее и более плавно снижают генерирование добавленной стоимости, но и посткризисный рост также будет по ключевым экономикам мира менее интенсивным, что, впрочем, вполне укладывается в тенденции последних десятилетий. В соответствии с закономерностями развития крупнейших развитых экономик, отстававших по показателям роста ВВП от среднемировых темпов, можно прогнозировать и меньшие темпы роста стран «большой семерки» по сравнению с изложенным выше прогнозом и ожидать среднегодового роста их экономик в период до 2016 годавнавуровневоколов1,5-2%.

Локомотивами мирового роста в рассматриваемый период, по нашему мнению, станут страны, отвечающие нескольким критериям - высокий внутренний спрос, развитая обрабатывающая промышленность (в отличие от сырьевых развивающихся экономик и «постиндустриальных» развитых стран с доминированием сферы услуг), устойчивые государственные финансы, отсутствие существенной зависимости от внешнего финансирования. К числу таких стран относится в первую очередь КНР, а также ряд других крупных развивающихся экономик - Индия, Корея, Турция и т.п. Данные государства, очевидно, будут развиваться темпами, опережающими среднемировые, хотя в случае бурного роста цен на товарных рынках, вероятного в 2014-2015 годах, их могут опередить страны с сырьевой ориентацией.

Наиболее сильно пострадают от кризиса и дольше всего будут восстанавливаться, на наш взгляд, малые государства Европы - Исландия, Ирландия, Мальта, прибалтийские республики, Венгрия, Украина, Польша и пр. Особая уязвимость этих стран к кризису обусловлена их высокой зависимостью от внешнего финансирования наряду с отсутствием конкурентоспособного производственного сектора. Большинство малых стран Европы представляют собой так называемые «постиндустриальные» экономики, то есть экономики с практическим отсутствием производства, основанных на сфере услуг (финансы, туризм и т.п.). В условиях посткризисного отсутствия избыточной ликвидности в мировой финансовой системе эти страны не смогут, как раньше получать дешевые внешние займы, тогда как внутренние источники генерирования прибыли недостаточны для обслуживания высоких текущих потребностей, что приведет к росту дефицита бюджетов, государственного долга, сокращению ВВП и прочим негативным явлениям. У большинства таких малых стран уже по итогам 2012 года произошли очень существенные ухудшения государственных финансов. Например, резко выросли дефициты госбюджетов у таких стран, как Эстония, Ирландия, Испания, Латвия, Литва. В целом же влияние экономического кризиса на государственные финансы можно проиллюстрировать данными об ухудшении государственных бюджетов ведущих стран ЕС (таблица 2).

Таблица 2

Дефициты государственных бюджетов стран ЕС, % к ВВП

2009201020112012Еврозона (16 стран)-2,5-1,3-0,6-1,9ЕС (27 стран)-2,4-1,4-0,8-2,3Германия-3,3-1,5-0,2-0,1Ирландия1,730,2-7,1Испания122,2-3,8Италия-4,3-3,3-1,5-2,7Франция-2,9-2,3-2,7-3,4Великобритания-3,4-2,7-2,7-5,5

ØПроблемы ряда малых стран Европы, а также новых членов ЕС - постсоциалистических стран с низкоэффективными экономиками, сильно пострадавшими от кризиса, окажут тормозящее влияние на восстановление экономики ЕС, которая, таким образом, оказывается обремененной рядом проблем - тяжелое положение ведущих банков, необходимость оказания поддержки новым восточноевропейским членам, традиционные проблемы у нескольких крупных стран - Италии (огромный внешний долг), Испании (крах строительного сектора), Великобритании (проблемы финансового сектора, взрывной рост дефицита бюджета). Дополнительной проблемой в ближайшее время станет укрепление евро против доллара после возобновления роста финансовых рынков, что ухудшит конкурентоспособность европейской продукции на внешних рынках. Все эти проблемы обусловят низкие темпы роста экономики ЕС в среднесрочной перспективе, которые в период до 2016 года можно прогнозировать на уровневоколов1-2%.

ØТаким образом, тенденции развития мировой экономики на среднесрочную перспективу можно оценить как благоприятные. По нашему мнению, в большинстве экономик и регионов мира положительные темпы годового прироста ВВП будут наблюдаться с 2010 по 2013-2014 годы. Несмотря на прогнозируемые на данный период позитивные тенденции, по нашему мнению к окончанию данного периода можно ожидать возникновения нового глобального кризиса, который по своим масштабам может превзойти кризис 2007-2009гг.

ØОснования для прогнозирования возникновения нового крупномасштабного кризиса в период 2014-2015 годов следующие:

Ø

ØНаличие эмпирических закономерностей относительно периодичности возникновения кризисов, которые в течение 1980-2000-х годов возникали с интервалом около 10 лет (1987, 1997, 2007 годы), при этом усиливаясь в масштабах от кризиса к кризису. Однако в течение 2000-х годов, как отмечалось выше, возникли новые инструменты финансирования операций на организованных рынках, которые усилили амплитуду их колебаний и объемы вовлеченных в спекулятивные операции средств. Вследствие этих изменений масштабы кризисов увеличиваются (что наблюдается в ходе нынешней ситуации), а периодичность стабильного развития экономики сокращается. Поэтому можно прогнозировать сокращение временного интервала до наступления нового кризиса с обычных 10 лет до примерно 5-6, датируя период возникновения следующего кризиса 2014-2015 годами.

ØСохранение системных проблем в организации мировых финансовых рынков, которые вызвали текущий кризис. Реформирование данной системы не было и не будет осуществлено в ближайшие годы, что означает сохранение ситуации с гигантскими объемами несвязанной ликвидности, мигрирующей между отдельными рынками и вызывающими надувание новых «пузырей»;

ØВозвращение по мере оздоровления ситуации на рынках и в экономике кредитных ресурсов в сферу финансовых спекуляций, в том числе в маржинальные операции, что приведет к новому витку неоправданного роста цен на всех видах организованных рынков в период 2010-2012 годов, так же, как это было в середине 2000-х годов;

ØПосле бурного посткризисного роста финансовых рынков в 2010-2012 годах вновь возникнет ситуация переоцененности соответствующих активов и резкий спад рынков станет возможным в любой момент, по любому поводу. В 2007 году таким поводом стали проблемы с американской ипотекой, в 2013 году формальной причиной кризиса может стать любое другое событие, дестабилизирующее финансовую сферу;

ØБольший масштаб нового кризиса будет обусловлен тем, что государственные финансы основных стран с наиболее развитыми финансовыми секторами (США, Великобритания, Япония) будут не в состоянии оказать поддержку своим экономикам. Ограниченность государственных ресурсов будет обусловлена тем, что они к 2012-13 годам еще не успеют восстановиться после нынешнего кризиса. То есть, ведущие экономики мира не смогут рассчитывать на столь же масштабную господдержку, как в настоящее время, что и обусловит гораздо более серьезные масштабы следующего кризиса.

Наиболее серьезные проблемы с новым кризисом будут связаны, на наш взгляд, не с самим его возникновением, а с отсутствием достаточного количества государственных ресурсов для его преодоления. Нынешний кризис очень существенно подорвал государственные финансовые системы наиболее пострадавших стран, в том числе - основных экономических центров мира. В 2008-2009 годах резко выросли дефициты государственных бюджетов, как было показано выше (табл.2), а также объемы государственных заимствований и долга (табл. 3).

Таблица 3.

Государственный долг стран ЕС, % к ВВП

2009 2010 2011 2012Еврозона (16 стран)7068,36669,3ЕС (27 стран)62,761,358,761,5Германия67,867,665,165,9Ирландия27,524,92543,2Испания4339,636,239,5Италия105,8106,5103,5105,8Франция66,463,763,868Великобритания42,343,444,252

Дефицит государственного бюджета Великобритании на текущий год составляет 8 % ВВП, государственного бюджета США - 1,7 трлн. (около 12 % ВВП). Ситуация с государственным бюджетом США в период кризиса ухудшилась очень значительно (рис. 5) - дефицит вырос с 226 млрд. долл. в докризисном 2006 году до 1,7 трлн. в 2009 году, то есть, почти в восемь раз за3года.

Так же резко ухудшаются и относительные параметры государственных финансов крупнейшей экономики мира. В отношении к национальному ВВП как дефицит бюджета, так и объемы государственного долгавдемонстрируютвсильныйврост.

Таким образом, негативное влияние нынешнего кризиса на состояние государственных финансов позволяет сделать вывод о том, что в условиях нового кризиса государственная поддержка в нужных объемах не сможет поступить в экономику ведущих государств и, следовательно, данный кризис будет иметь гораздо большее негативное влияние на мировую экономику и отличаться большей длительностью. Иными словами, ни у США, ни у Великобритании, ни у ЕС, ни у Японии в период следующего кризиса просто не будет достаточно денег для спасения национальных финансовых систем и корпораций, вследствие чего можно ожидать массовых банкротств крупнейших банков и копаний развитых стран. Соответственно, последствия столь масштабного кризиса будут оказывать разрушительное влияние на всю мировую экономику по линии резкого падения организованных рынков и их длительного застоя на низких уровнях, резкого спада спроса на товары и услуги со стороны развитых экономик, а также нарушения стабильности функционирования отраслей мировой экономики. Восстановление мировой хозяйственной системы после следующего кризиса может продолжаться до четырех-пяти лет и закончиться ориентировочно в 2017-2018 гг.

Заключение

В международных масштабах финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность международной экономической системы. Устраняют финансовый дисбаланс между разными странами, помогают решать международные затруднения, а также могут способствовать развитию и поддержанию экономики отдельного государства в частности.

Наиболее активно перераспределение финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовых центрах (финансовых центрах мира). К ним относят те места в мире, где торговля финансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы.

В мировых финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Это не только капитал страны базирования финансового центра, но и сюда привлеченные денежные средства из других регионов мира капитал. Особенно это характерно для тех финансовых центров, которые расположены в небольших странах. Отсюда он в годы благоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не только в страны базирования таких центров, но и на периферию мирового финансового рынка.

Более того, разумное распределение как государственных, так и мировых финансовых ресурсов в случае финансово-экономического кризиса может помочь национальным экономикам справиться со сложившейся ситуацией.

Таким образом, можно сказать, что значимость финансовых ресурсов несомненно велика. В рамках одного государства они обеспечивают финансовую стабильность экономической системы страны, дают возможность их использования для разных форм мобилизации государства, облегчения бремени задолженности по официальным кредитам и займам, а также используются для реализации прочих государственных как внутренних, так и внешних проектов и потребностей.

мировой финансовый рынок

Список используемой литературы

.Журнал 1 Малышев А.В. Исследование территориальной асимметрии и размещения финансовых ресурсов / А.В. Малышев. - 2008. - №3. - с. 54-60.

2.Книга 1 Литовских А.М. Финансовый менеджмент: конспект лекций / А.М. Литовских - Уч. пос. - Т: ТРТУ. - 2004. - 76 с.

.Книга 2. А.Ведев, Ю.Данилов, Прогнозы развития финансовых рынков РФ до 2020г., Научные труды, 2012г.

.Книга 3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов - Уч. - М: Юрист. - 2001. - 659 с.

5.Ресурс интернет: 1. Мин. Финансов РФ #"justify">6.Ресурс интернет 2. Деньги, финансы кредит- Электрон. дан. - [М], 2008-2009. - режим доступа: http//www.v-finance.ru

7.Ресурс интернет 3. Финансы и кредит- Электрон. дан. - [М], 2008-2009. - режим доступа: http//www.mak-nbik.ru

8.Ресурс интернет 4 Википедия <http://ru.wikipedia.org>

.Ресурс интернет 5 WORLDCRISIS.RU [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М], 2008-2009. - режим доступа

.Ресурс интернет 6 Деньги, финансы кредит [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М], 2008-2009. - режим доступа: http//www.v-finance.ru

Похожие работы на - Финансовые ресурсы современного мирового хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!