Повышение эффективности конкурсных закупок предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    408,34 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение эффективности конкурсных закупок предприятия

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт государственной службы

Кафедра экономики предприятия





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему "Повышение эффективности конкурсных закупок предприятия"

по дисциплине "Экономика предприятия"



Слушатель заочной формы обучения

по специальности

"Экономика и управление на предприятии промышленности"

группа № 5 Фурсевич А.Н.

Руководитель:

к. э. н., доцент Харевич Г.Л.




Минск 2009 г.

Содержание

 

Введение

1. Методологические аспекты конкурсных закупок

1.1 Сущность и значение конкурсных закупок

1.2 Методы закупок

1.3 Зарубежный опыт проведения конкурсных закупок

1.4 Практика проведения конкурсных процедур в Республике Беларусь

2. Анализ сложившейся практики проведения закупок в филиале "междугородная связь" РУП "Белтелеком"

2.1 Краткая характеристика филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком"

2.2 Анализ практики подготовки и осуществления закупок материалов и оборудования, сложившейся на предприятии

3. Предложения по повышению эффективности конкурсных закупок в филиале

Заключение

Список использованных источников

Введение

Значительные объемы закупок, осуществляемых предприятиями и организациями в настоящее время, делают задачу обеспечения их эффективности одной из важнейших. Закупки, проводимые на конкурсной основе, хорошо зарекомендовав себя в сфере обеспечения государственных нужд, все активнее применяются и для организации снабжения коммерческими структурами. Мировой опыт показал, что комбинация из конкуренции, профессионализма в работе в рыночных условиях, а также эффективные и беспристрастные процедуры по закупкам позволяют значительно экономить средства.

Целью данной курсовой работы является выработка предложений по повышению эффективности конкурсных закупок филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком".

Задачи курсовой работы:

изучение содержания, принципов и методов проведения конкурсных закупок;

изучение законодательной базы Республики Беларусь в области конкурсных закупок;

ознакомление с зарубежным опытом организации и проведения конкурсных закупок;

анализ практики подготовки и осуществления закупок материалов и оборудования филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком".

При подготовке курсовой работы использованы следующие нормативные и литературные источники:

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 "О государственных закупках в Республике Беларусь";

конкурсная закупка материал оборудование

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок";

Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 "О государственных закупках";

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1894 "О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)";

"Конкурсные закупки", Телешук, Г.Я.;

"Управление закупками с использованием конкурсных процедур: технология внедрения и организации", Жданов А.Ю.;

Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг";

Годовой производственный отчет филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком";

Стандарт предприятия "Организация материально-технического снабжения и входного контроля закупок в филиале "Междугородная связь" РУП "Белтелеком".

Изучение литературных, нормативных и других имеющихся источников, позволяет сделать вывод, что вопрос организации закупочной деятельности на предприятиях, с использованием конкурсных процедур, достаточно детально проработан. Более важным аспектом является умелое использование наработанных в республике и за рубежом методов, в зависимости от реально складывающейся экономической ситуации.

1. Методологические аспекты конкурсных закупок


1.1 Сущность и значение конкурсных закупок


За последнее десятилетие организация закупочной работы в Республике Беларусь претерпела коренные изменения. На смену фондовому распределению товаров, с прикреплением покупателей к поставщикам, твердыми государственными ценами, неравенством хозяйствующих субъектов, пришла эпоха свободных рыночных отношений. Такая ситуация характеризуется конкуренцией поставщиков и покупателей, множественностью источников закупки, свободой ценообразования. Развитие новых областей экономики и все более разнообразное предложение товаров на рынках промышленно развитых стран, постоянное расширение географии закупок, потребовали новых подходов, форм и методов закупочной деятельности.

В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров в Республике Беларусь является Гражданский кодекс, в котором излагаются общие положения договорного права. [1].

По мере усложнения экономических отношений возникли объективные основания для дальнейшего совершенствования методов, технологии и механизмов закупочной деятельности. Поэтому наряду с традиционными формами закупочной деятельности появились новые: аукционы, конкурсы, электронная торговля. Наиболее прогрессивной формой закупок в современных условиях считаются конкурсные торги.

Конкурс (тендер) - это особая форма выдачи заказов на поставку товаров, выполнение услуг или производство работ по заранее объявленным в конкурсных документах условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязательности предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для их организатора. [8, с. 61]

В Республике Беларусь основной сферой применения конкурсов являются государственные закупки. Обусловлено это, прежде всего тем, что государство, как форма организации общества, выполняет особо значимые задачи, направленные на поддержание существующей системы общественных отношений, проводит необходимую экономическую и внешнюю политику, обеспечивает законность, укрепляет обороноспособность. Государство, беря на себя ответственность, концентрирует огромную часть национального дохода, что позволяет ему осуществлять поставку материальных благ, стимулировать развитие наиболее перспективных отраслей экономики, финансировать программы. Однако во всех случаях расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в общественных благах, а также максимально эффективно и целенаправленно использоваться.

Поскольку государство контролирует ключевые секторы экономики и является основным потребителем, именно оно заинтересовано в регулировании порядка закупок и контроле расходования бюджетных средств. Мировая практика разработала систему мер и процедур, которые бы обеспечивали достижение данных задач, получившую наименование "прокьюремент".

Прокьюремент - совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя в товарах, работах и услугах при проведении закупочной кампании.

Основным принципом прокьюремента является открытость и прозрачность. Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться.

Принцип равенства и справедливости заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковые.

Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя.

Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов.

Подотчетность и ответственность. При проведении закупок организатор должен четко соблюдать установленные правила и процедуры, неся ответственность за проведение закупки.

Конкурентность. Оптимальный результат закупки, возможно получить только в условиях свободной конкуренции. Поэтому выбор контрагента проводится на принципах состязательности - поставщики должны конкурировать за получение заказа.

Насколько для негосударственных, корпоративных закупок необходимы конкурсные процедуры? Для ответа на этот вопрос, каждому руководителю, в свою очередь, потребуется ответить еще на несколько вопросов:

Как убедиться в том, что решение на закупку продиктовано интересами компании, а не интересами самих менеджеров?

Как гарантировать компанию от неправильных решений закупщиков?

Как закупать наиболее эффективно, и не от случая к случаю, а постоянно?

Как избежать проблем в ситуациях, когда поставщики постоянно требуют изменить условия заключенных договоров, ссылаясь на изменение курса доллара, транспортных и энергетических тарифов и т.п.?

В итоге мы придем к мнению, что компания, переросшая этап творческого хаоса в закупках на ранних порах существования, расширяя свою деловую активность и решая все эти задачи, должна, как минимум, регламентировать систему снабжения. Кроме того, исходя из требований экономного расходования средств, при осуществлении закупочной деятельности, компания должна выбирать экономически наиболее выгодные предложения. При этом эффективность может быть достигнута как применением регулярных конкурсов, так и долгосрочными отношениями с поставщиками. Акценты конкретной компании могут зависеть от многих факторов, начиная от ее закупочной политики, предмета и периодичности закупок и заканчивая рыночным спросом и предложением.

Арсенал закупочных процедур довольно широк. Если говорить о конкурентных процедурах, то это, прежде всего, конкурс и аукцион. Считается, что при правильном, не формальном проведении, в большинстве случаев именно они дают максимальный эффект. Конкурсная закупка позволяет не только проводить эффективный выбор поставщика, минимизировать расходы, а также выбрать на рынке контрагента, предлагающего лучшие условия, но и снижает риски ошибок и недобросовестности в работе закупочного персонала.

1.2 Методы закупок


Прокьюремент, международная практика и национальные законодательства предлагают различные способы организации закупочной деятельности. Все они могут быть разделены на две группы - конкурсные и внеконкурсные. Выделяются следующие методы:

Открытый конкурс - процедура конкурса, при которой предложение организатора конкурса, принять в нем участие, обращено ко всем заинтересованным претендентам. Открытые конкурсные торги проводятся по следующим правилам:

обеспечение одинаковых условий и равных прав всем участникам торгов;

установление четких и объективных критериев оценки;

выявление победителя торгов и заключение с ним контракта в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации.

Закрытый конкурс - в отличие от открытого, предполагает ограниченное заказчиком число участников. Например, в случае, если сведения о закупаемых товарах (работах, услугах) составляют государственные секреты. Публикация приглашения не производится. Заказчик персонально приглашает к участию в торгах всех известных ему поставщиков и исполнителей, которые, по его мнению, способны справиться с контрактом. Закрытые торги могут также применяться в случаях, если:

специфика товара, работ (услуг), являющихся предметом конкурса, требует специальных знаний или квалификации;

в тех случаях, когда неэкономично и нецелесообразно создавать неограниченную конкуренцию.

Через закрытые торги, как правило, размещаются заказы на уникальное, сложное оборудование, комплектные изделия и т.д.

Двухэтапный конкурс - конкурсная процедура, в соответствии с которой конкурсный процесс разбивается на две стадии.

Первая - предусматривает в составе приглашения на участие лишь самое общее описание предмета закупки. В ответ на них потенциальные претенденты подают предложения, содержащие технические, технологические и качественные характеристики предлагаемых товаров (работ или услуг) или возможные условия продажи, но без указания цены. После их поступления и детального анализа заказчик готовит окончательное задание и приглашает участников к подаче предложений, включая уже и финансовую часть.

Вторая - подача окончательных технических предложений, составленных с учетом изменений конкурсной документации, отобранных на первом этапе фирмами, с указанием цены и всей требующейся информации.

Двухэтапные конкурсы являются наиболее сложными и применяются, как правило, в тех случаях, если:

не представляется возможным четко и точно определить технические и качественные параметры заказываемых товаров, работ и услуг;

существуют различные возможности удовлетворения потребности закупки;

предметом закупки является научное исследование, эксперимент или другие проекты, услуги специфического характера.

Открытый конкурс с предквалификацией - число участников в таких торгах ограничено конкурсными условиями, в соответствии с которыми не все потенциальные поставщики допускаются к участию в конкурсе. Иногда целесообразно провести оценку поставщиков еще до этапа подготовки конкурсных предложений, чтобы, в конечном счете, в конкурсе участвовали предложения только квалифицированных поставщиков. Для этого в процедуру открытого конкурса включают самостоятельную процедуру - "процедуру предквалификации".

В результате ограниченный конкурс включает в себя два этапа:

сбор и отбор заявок на участие в конкурсе всех правомочных поставщиков;

конкурс среди отобранных претендентов.

Открытый двухэтапный конкурс, с применением редукциона - это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором проводятся открытые торги по снижению цен конкурсных предложений участников.

Лотовая закупка. Достаточно часто заказ на закупку товаров содержит несколько десятков наименований закупаемой продукции, в том числе - и разнородной. При размещении подобного заказа заказчик может использовать механизм лотовой закупки или частичной поставки. При проведении лотовой закупки весь объем заказа делится на части - лоты, на каждый из которых может подаваться конкурсная заявка.

Частичная поставка. В тех случаях, когда размер конкурсной заявки по любому из наименований не ограничен или ограничения носят достаточно гибкий характер, говорят о частичной поставке. Сфера применения частичной поставки достаточно широка: это закупка больших партий любого стандартизированного товара или широкой номенклатуры товаров. Применяется в случаях, когда на рынке отсутствуют поставщики, способные в полном объеме выполнить заказ, а также существуют мелкие, предлагающие более выгодные условия удовлетворения потребности заказчика, но обладающие лишь частью от требуемого количества.

Масштабы и условия закупок бывают настолько разнообразны, что применение только конкурсных процедур не может обеспечить достижения всех целей, стоящих перед заказчиками, тем более, что конкурсные процедуры не лишены недостатков. Поэтому в ряде случаев более эффективными могут оказаться иные, более упрощенные процедуры закупок. Упрощенные процедуры, по сути, являются облегченным вариантом открытых тендерных процедур и применяются в тех случаях, когда использование иных процедур не позволяет достичь большей эффективности. К упрощенным процедурам относятся:

Конкурентные переговоры - этот метод рассматривается в зарубежной практике как неформальный и не относится к числу самых эффективных.

При его применении заказчик без предварительного публичного приглашения сообщает выбранным им претендентам условия контракта закупки и обсуждает их с каждым из них. Переговоры могут быть одновременными или последовательными. Во втором случае переговоры между закупающей организацией и поставщиком носят конфиденциальный характер. После их завершения закупающая организация собирает к назначенному сроку предложения всех или нескольких участников переговоров и выбирает лучшее. Обычно международные и национальные законодательства определяют перечень ситуаций, в которых может применяться данный метод. Как правило, переговоры применяются в случаях, когда применение конкурсных методов затруднено какими-либо обстоятельствами, например, отсутствием соревнования. Данный метод может применяться для закупок продукции, реализуемой по индивидуальным заказам потребителей. Как правило, это уникальное оборудование: прокатные станы, автоматические линии, оборудование для научных исследований и разработок. Кроме того, процедуры переговоров используются в случаях, когда при проведении тендеров с использованием открытых или ограниченных процедур число участников составляло менее установленных законодательством; в случаях, когда контракт является продолжением существующего проекта; а также в исключительных случаях, связанных с непредвиденными обстоятельствами.

Запрос ценовых предложений - метод проведения закупок, основанный на сопоставлении цен торговых предложений на однотипную продукцию, полученных от нескольких поставщиков. Данная процедура очень похожа на проведение конкурса, но у организатора не возникает никаких обязанностей перед участниками, и форма представления предложений зачастую существенно менее формализована. Заказчик не разрабатывает конкурсную документацию, а направляет запрос. В запросе предложений заказчик может ограничиться описанием ожидаемого от поставщика результата или же сформулировать общие спецификации закупаемых товаров. При проведении запроса предложений обеспечивается значительное сокращение сроков проведения закупки по сравнению с конкурсными процедурами. Но область применения данной процедуры обычно ограничивается ценовыми рамками.

Процедура оформления конкурентного листа - способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик, организатор, уполномоченная организация осуществляют его выбор посредством сбора информации, как правило, о цене за единицу товара (работы, услуги) не менее чем у двух поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если такого количества их нет, и предлагает, как правило, заключить договор поставщику (подрядчику, исполнителю), цена за единицу товара (работы, услуги) которого является наименьшей.

Процедура закупки из одного источника - способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик, организатор, уполномоченная организация предлагают заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Кроме рассмотренных способов закупок в ряде стран используются закупки на основе аукциона. Аукционы изначально использовались для продажи дорогостоящих предметов и ценностей, а также ограниченных в числе ресурсов (квоты, лицензии и т.п.). Однако и право на заключение контракта вполне может быть предметом аукциона. Существует несколько разновидностей аукциона, наиболее известны из которых прямой (английский), аукцион первой цены, второй цены, обратный оптовый (голландский) и др. Среди них только несколько видов аукциона, в которых заказчик не продает, а покупает требуемую ему продукцию (редукцион, голландский аукцион). Редукцион - "аукцион наоборот", при котором продавцы торгуются, кто из них готов уступить свой товар заказчику на более выгодных для последнего условиях. В процессе проведения редукциона в качестве критерия выступает только один критерий - цена.

В практике встречается процедура аукциона, при которой учитываются и другие критерии. Это переторжка. Участники торгов могут предложить, например, лучшие условия поставки, дополнительные услуги и т.п. Таким образом, применение процедуры переторжки может еще больше повысить эффективность конкурсной закупки. Процедура должна быть очной, при этом представители поставщиков должны иметь все полномочия для внесения изменений в конкурсную заявку.

Выбор того или иного способа закупки связан с различными факторами, в первую очередь, это - цель закупок, статус заказчика, цена контракта и требуемые сроки поставок. Наиболее эффективным и приемлемым методом закупки, однозначно рекомендуемым всеми международными организациями, являются открытые торги (конкурсы, тендеры). Иные (неконкурсные) процедуры, согласно принятым правилам, могут применяться лишь в определенных условиях: специфичность предмета закупки, существование срочной потребности, экономическая нецелесообразность привлечения широкого круга участников.

Приведенная выше классификация процедур закупок является обобщающей. В различных источниках международно-торгового регулирования, национальных законодательствах имеются расхождения, которые больше носят терминологический характер.

1.3 Зарубежный опыт проведения конкурсных закупок


Существование конкурсной системы в различных странах мира во многом определяется законодательством, характеризующим экономические отношения между участниками рынка. Как правило, регулируются условия участия в конкурсных отборах, организованных государственными учреждениями. Во многих странах большое внимание уделяется борьбе с недобросовестными участниками (выявление возможностей сговора, монополизации рынка отдельными фирмами и т.д.). При этом, для большинства экономически развитых стран незыблемым является принцип свободной экономической деятельности всех участников рынка.

Если провести анализ, становится очевидным, что современная система государственных закупок в Республике Беларусь построена преимущественно на основе зарубежного, а не национального исторического опыта. Практически во всех основных законодательных, нормативных и методических документах прослеживаются элементы из аналогичных документов ООН. В первую очередь, это касается типового закона ЮНСИТРАЛ и положений о закупках Всемирного банка.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг", принятый в 1994 году на 27-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Данный закон был разработан Организацией Объединенных Наций в качестве модельного по построению современной эффективной рыночной модели размещения государственного заказа и предназначался в первую очередь для стран Восточной Европы с переходным типом экономики, а также для развивающихся государств. [14]

Основными целями Типового закона ЮНСИТРАЛ являются максимальное развитие конкуренции, обеспечение справедливого отношения к поставщикам и повышение уровня открытости и объективности при проведении госзакупок. Закон рекомендуется применять во всех случаях проведения государственных закупок, за исключением закупок, связанных с обеспечением национальной обороны и безопасности.

К числу базовых положений этого документа относятся:

. В части открытости и прозрачности - ведение отчетности о проведении закупок в письменной форме (отчетность должна отражать все существенные меры, принимаемые государственными заказчиками при проведении конкурсов и иных способов закупок), а также публичное уведомление как о намерении государственных заказчиков заключить государственные контракты, так и о подписании этих контрактов.

. В части квалификации - четкая регламентация возможных требований к квалификации поставщиков, порядок и процедуры изучения квалификации, а также порядок проведения предварительного квалификационного отбора.

. В части процедур - открытый конкурс в качестве основного способа закупок. Кроме открытого конкурса предусматривается закрытый конкурс, запрос котировок и закупка у единственного источника для простой продукции, двухэтапные конкурсы, конкурентные переговоры, запрос предложений для закупки сложной продукции и консультационных услуг.

. Процедура открытого конкурса предусматривает публикацию извещения, направление потенциальным поставщикам условий конкурса (конкурсная документация), подготовку конкурсных заявок, включая изменения и разъяснения, подачу конкурсных заявок, публичную процедуру вскрытия конкурсных заявок, оценку заявок, акцепт заявок и вступление договора о поставках в законную силу.

. В части разрешения разногласий сторон законом предусмотрено право поставщика (подрядчика) на обжалование размещения государственного заказа в закупающей организации, а также в административном или судебном порядке.

Соглашение по правительственным закупкам ВТО. Вторым по значимости международным документом является многостороннее Соглашение по правительственным закупкам (Agreement on Government Procurement), принятое по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 году. Оно является одним из элементов Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и заключается странами в рамках участия во Всемирной торговой организации (ВТО). Подписание Соглашения по правительственным закупкам не является обязательным условием для вступления страны в ВТО, но в последнее десятилетие появилась устойчивая тенденция: ведущие страны - участницы ВТО (США, страны Евросоюза, Канада, Израиль, Япония, Швейцария) считают подписание данного документа в ходе двусторонних переговоров со странами-претендентами непременным условием.

Соглашением о правительственных закупках определены три вида процедур размещения госзаказа: открытые, селективные и ограниченные. Открытыми являются процедуры, при которых заявку могут представить любые заинтересованные поставщики товаров или услуг. Селективными считаются процедуры, при которых заявку вправе подать только поставщики, получившие от закупающего ведомства соответствующее предложение. Ограниченные процедуры - действия, при которых закупающее ведомство вступает в контакт с поставщиками товаров или услуг индивидуально, строго на установленных соглашением условиях.

Процедуры торгов и иных способов закупки должны соответствовать определенным правилам. В частности:

запрещается предоставлять каким-либо поставщикам или группам поставщиков информацию о проведении госзакупок на льготных условиях;

публикация информации о проведении торгов должна осуществляться в том числе в международных изданиях на одном из официальных языков ВТО;

квалификационные требования должны быть едиными для всех поставщиков - участников процедур закупок;

устанавливаются требования к содержанию документации по торгам (конкурсной документации);

определены условия подачи и вскрытия конкурсных заявок, обеспечивающие соблюдение гласности и сохранности предложений;

Опыт Соединенных Штатов Америки. Общую координацию деятельности в области госзакупок США осуществляет Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), которое было создано в 1974 году в качестве консультативного органа при Министерстве управления и бюджета, а в 1988 году превратилось в самостоятельный постоянно действующий орган государственной власти.

Все закупки, проводимые федеральными закупочными агентствами, регламентируются Сводом правил государственных закупок (Federal Acquisition Regulation, FAR1), разработанным в 1984 году и описывающим все этапы проведения закупок, начиная с планирования и заканчивая вопросами управления заключенными государственными контрактами (вплоть до их завершения). Декларируемая цель FAR - соблюдение всеми агентствами, проводящими закупки для федеральных государственных нужд, единой закупочной политики и использование единых закупочных правил. Миссией FAR является предоставление всем госзаказчикам продукции с наилучшим соотношением цена/качество (цена/затраты) с учетом ограниченного времени на проведение закупок.

В соответствии с FAR при размещении госзаказа США применяются следующие процедуры:

открытые торги;

двухэтапные торги;

проведение переговоров;

упрощенные способы закупок.

Упрощенные способы закупок (Simplified Acquisition Methods), не встречающиеся в других странах, применяются при небольшой стоимости контрактов (до 100 тыс. долл.) и в сумме не должны превышать 5 млн долл. в год. При этом налагается запрет на искусственное дробление объема закупки. К упрощенным способам относятся:

запрос ценовых котировок (Price Quotations);

использование корпоративных закупочных пластиковых карт при особо малых закупках - до 2 500 долл. (Governmentalwide Commercial Purchasing Card);

размещение заказов на закупку (Purchase Orders);

использование рамочных соглашений (Blanket Purchase Agreement) для регулярных закупок широкого ассортимента продукции (типичный пример - канцелярские товары и прочие расходные материалы для работы офисов, а также снабжение запасными частями автохозяйств заказчиков) и др.

Опыт международных финансовых институтов. Значительный интерес представляет опыт закупок за счет общественных средств так называемыми международными финансовыми институтами (МФИ) - крупными международными некоммерческими организациями, целью деятельности которых является развитие определенных отраслей экономики разных стран или регионов мира. МФИ аккумулируют значительные объемы денежных средств (полученных за счет взносов участников, а также за счет коммерческой деятельности - как правило, предоставление ресурсов осуществляется на принципах кредитования, то есть на возвратной платной основе) и реализуют крупные международные коммерческие и некоммерческие проекты.

Поскольку проекты финансируются за счет средств международных финансовых институтов, правила расходования этих средств, в том числе и правила проведения закупок, устанавливаются МФИ. Среди наиболее известных МФИ можно назвать:

Всемирный банк (World Bank Group), который включает в себя Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development), Международную ассоциацию развития (International Development Association) и ряд других структур;

Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development);

Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, прописаны в "Руководстве по закупкам по займам МБРР и кредитам МАР" и предусматривают следующие способы закупки:

международные конкурсные торги (International Competitive Bidding);

национальные конкурсные торги (National Competitive Bidding);

международные закрытые торги (Limited International Bidding);

запрос котировок (Shopping);

В Руководстве четко определены сроки проведения отдельных процедур, последовательность действий при наступлении тех или иных обстоятельств, права и обязанности сторон в любой возможной ситуации, причем наиболее детально описана процедура проведения международных конкурсных торгов как наиболее сложного способа закупки. Подробнее с закупочными процедурами Всемирного банка можно познакомиться в интернете. [15]

Можно сказать, что используемые международными финансовыми институтами способы закупок, а также правила их выбора и процедуры в рамках проводимых ими проектов во многом схожи с правилами и процедурами, описанными Типовым законом ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг". Таким образом, международное сообщество активно использует конкурсные технологии заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг при расходовании общественных средств, будь то средства налогоплательщиков (государственные закупки развитых стран мира) или же участников международных финансовых институтов (закупки по проектам Всемирного банка, ЕБРР и т.п.).

1.4 Практика проведения конкурсных процедур в Республике Беларусь


Законодательно в Республике Беларусь определены следующие виды закупок:

открытый конкурс;

закрытый конкурс;

двухэтапный конкурс;

открытых двухэтапный конкурс с применением редукциона;

процедура запроса ценовых предложений;

процедура оформления конкурентного листа;

процедура закупки из одного источника.

При этом, государственные закупки, если иное не установлено в Указе Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 года №618 "О государственных закупках в Республике Беларусь" [2], осуществляются с применением:

конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть двухэтапными) - при ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более;

процедуры запроса ценовых предложений - от 1000 до 8000 базовых величин;

процедуры оформления конкурентного листа - от 50 до 1000 базовых величин;

процедуры закупки из одного источника - от 50 базовых величин и более в случаях, определяемых Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 года №1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок" [3].

Закупки товаров (работ, услуг) на сумму менее 50 базовых величин по одной сделке (разовой сделке по однородному товару) проводятся без установленного Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 года №618 "О государственных закупках в Республике Беларусь" порядка.

Информация о проводимых закупках и их результатах в обязательном порядке размещается в информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом", информационной системе "Тендеры" на сайте информационного республиканского унитарного предприятия "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен".

2. Анализ сложившейся практики проведения закупок в филиале "междугородная связь" РУП "Белтелеком"


2.1 Краткая характеристика филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком"


Филиал "Междугородная связь" республиканского унитарного предприятия электросвязи "Белтелеком" является подразделением, входящим в состав РУП "Белтелеком" Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. Форма собственности - государственная. Филиал "Междугородная связь", не являясь юридическим лицом, наделен правом осуществлять хозяйственную деятельность на принципах внутреннего хозяйственного расчета, заключать договоры, приобретать имущественные права, а также нести обязанности от имени РУП "Белтелеком".

Основными задачами филиала "Междугородная связь" являются:

эксплуатация сети линий связи Республики Беларусь и крупнейших международных линий связи, включая волоконно-оптических, в направлении России, Украины, Литвы, Латвии и Польши;

осуществление трансляции по территории Республики Беларусь телевизионных и радиовещательных программ;

В настоящее время на эксплуатационно-техническом обслуживании филиала "Междугородная связь" находится более 17 тысяч километров междугородных линий связи, в том числе более 8 тысяч километров волоконно-оптических линий связи.

Потребителями продукции филиала являются: Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, РУП "Белаэронавигация”, ОАО "Белтрансгаз”, РУП "Белоруснефть”, АСБ "Беларусбанк”, ОАО "Белинвестбанк”, ОАО "Приорбанк”, ЧУП "Запад-Телекомнефтепродукт”, все телевизионные и радиовещательные компании, операторы мобильной связи, СП "Космос ТВ”, "Деловая сеть”, предприятия Ростелеком и Укртелеком, предприятий связи Литвы, Латвии, Польши и др.

Основные социально - экономические показатели деятельности филиала приведены ниже. Материалы подготовлены на основе годового производственного отчета филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком". [11]

На 01.01.2009 г., численность работников филиала составила - 1206 человек. Процент обеспеченности кадрами, с учетом их движения, по филиалу составляет в среднем 99,8%. Состав работников филиала: руководителей - 81 человек (6,7%), специалистов - 633 человек (52,6%), других служащих - 8 человек (0,6%), рабочих - 484 человек (40,1%).

Стоимость основных производственных фондов филиала составляет 182,702 млрд. рублей.

Объем реализации услуг по основной деятельности за 2008 год по сравнению с 2007 годом (58 756,08 млн. рублей) увеличился на 7 095,28 млн. рублей и составил 65 851,36 млн. рублей.

В таблице 2.1 приведены данные о выполнении основных показателей финансово-хозяйственной деятельности филиала за последние 5 лет.

Таблица 2.1 - Выполнение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности филиала

Наименование показателей социально-экономического развития

Период анализа


2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

1. Выручка от реализации услуг (млн. руб.)

31074 153%

41319 133%

52366 127%

58989 113%

65359 111%

2. Затраты на производство и реализацию услуг (млн. руб.)

22757 143%

29550 130%

35136 119%

40485 115%

47145 116%

3. Доходы от основной деятельности (млн. руб.)

3141 148%

7313 233%

16007 219%

24458 153%

28161 115%

4. Прибыль от реализации услуг (млн. руб.)

2001

5950

5750

7922

7395

5. Рентабельность от реализации услуг (%)

8,8%

21,5%

15,6%

19,5%

16,2 %


По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год прибыль от реализации услуг составила 7 395 млн. рублей, и снизилась по сравнению с 2007 годом на 527 млн. рублей. В то же время доход филиала от основной деятельности в 2008 году составил 28 161 млн. рублей и составил 115% к доходам 2007 года. Рост доходов от основной деятельности напрямую зависит от объемов реализации услуг по основной деятельности. Динамика доходов от основной деятельности и прибыли от реализации услуг (в миллиардах белорусских рублей) за период с 2004 по 2008 годы представлены на рисунке № 2.1

Рисунок 2.1 - Соотношение доходов от основной деятельности и прибыли филиала от реализации продукции за 2004-2008 гг.

Затраты на производство и реализацию услуг в 2008 году составили 47 145 млн. рублей. Рост затрат к 2007 году составил 116,5%. Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают:

заработная плата с отчислениями на социальные нужды составляет 36,0%;

доля материальных затрат составляет 8,4%.

Выручка от реализации услуг составила 65 359 млн. рублей (111% к выручке 2007 года, составлявшей 58 989 млн. рублей).

Соотношение выручки от реализации услуг к затратам на их производство и реализацию (в миллиардах белорусских рублей) за период с 2004 по 2008 годы представлено на рисунке № 2.2

Рисунок 2.2 - Соотношение выручки от реализации продукции к затратам на производство и реализацию услуг за 2004-2008 гг.

Рентабельность, характеризующая результативность использования факторов производства, и отражающая размер прибыли, приходящейся на каждый рубль затрат реализованных услуг, за 2008 год составила 15,7%, против 19,5 % за 2007 год. Дебиторская задолженность по основной деятельности по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (84,55 млн. рублей) увеличилась на 521,83 млн. рублей и составила на 01.01.2009 года 606,38 млн. рублей.

2.2 Анализ практики подготовки и осуществления закупок материалов и оборудования, сложившейся на предприятии


Материально-техническое обеспечение в филиале "Междугородная связь" осуществляется по следующим направлениям:

обеспечение материальными ресурсами объектов капитального строительства;

обеспечение структурных подразделений оборудованием, транспортной техникой, приборами и запасными частями;

обеспечение расходными материалами и хозяйственными товарами для текущих нужд;

обеспечение другими товарами.

Приобретение материальных ресурсов осуществляются посредством проведения конкурсов или иных видов процедур закупок. Закупки производятся, как централизовано - отделом материально технического снабжения, на основании заявок от подразделений, так и децентрализовано - профильными в своей сфере компетенции подразделениями и службами. В каждом случае определена номенклатура приобретаемых товарно-материальных ценностей, ответственность подразделений и порядок взаимодействия.

С целью обеспечения подготовки и проведения закупочных процессов в филиале "Междугородная связь" РУП "Белтелеком" разработан и внедрен стандарт предприятия "Организация материально-технического снабжения и входного контроля закупок". [12] Требования стандарта обязательны для всех сотрудников филиала, занимающихся планированием, закупкой и приемкой материальных ресурсов. Стандарт разработан в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001. [10] по процедуре "Закупки" и применяется в дополнение к государственным законодательным актам и нормативно-технической документации.

Данным документом определяются единые требования к процедуре материально-технического обеспечения, такие как подготовительная работа, планирование закупок, правила проведения закупочных процедур, правила приемки товаров по количеству и качеству при осуществлении закупки товарно-материальных ценностей. Приводится типовая конкурсная документация, оговариваются аспекты формирования и деятельности конкурсной комиссии, методика оценки предложений поставщиков, правила ведения документации, в том числе отчетной. Формы документации соответствуют разработанным Министерством экономики Республики Беларусь постановлениям. [6,7] Также, стандартом оговариваются условия проведения и виды конкурсных и неконкурсных процедур закупок в соответствии с действующими нормативными источниками.

В соответствии с действующим законодательством, закупочные процедуры в РУП "Белтелеком" полностью соответствуют требованиям утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь нормативных документов.

Ежегодно, приказом по РУП "Белтелеком" определяются основные положения проведения закупочной деятельности. Так, в текущем году определено, что государственные закупки товаров (работ, услуг) должны осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. N 618 "О государственных закупках в Республике Беларусь" [2], Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. N 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок". [3]

Закупки, начатые до вступления в силу указанных нормативно правовых актов, завершаются по законодательству, действовавшему до вступления в силу указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов. [4,5]

С целью выполнения инвестиционных планов, плана технического перевооружения, мероприятий по технической эксплуатации трактов и каналов, в течение 2008 года была произведена закупка товарно-материальных ценностей на общую сумму 22613,5 млн. рублей, включая оборудование связи 21 362 млн. рублей, транспортную технику 534 млн. рублей, измерительную технику, запасные части и расходные материалы 717,5 млн. рублей.

Общий перечень приобретенных за отчетный период товарно-материальных ценностей в филиале составляет более трехсот наименований. Поэтому, анализ результатов проводимых в филиале закупочных процедур проведем по основным позициям товарно-материальных ценностей, составляющих по объемам финансовых затрат основную часть (98%). В таблице 2.2 приведены данные по основным видам закупленных товарно-материальных ценностей в 2008 году.

Таблица 2.2 - Данные по основным видам закупленных товарно-материальных ценностей

Вид закупаемой продукции

Наименование основных видов продукции

Общая стоимость, млн. руб.

Применяемая процедура закупки

оборудование связи

Оборудование спектрального уплотнения волоконно-оптических линий связи SDH/DWDM.

12 350

открытый конкурс


Модемы HDSL для передачи цифровых потоков по симметричным парам.

540

открытый конкурс


Цифровые радиорелейные станции.

112

запрос ценовых предложений


Цифровое приемо-передающее телевизионное оборудование.

6 100

открытый конкурс


Цифровое приемо-передающее радиовещательное оборудование.

2 010

открытый конкурс

транспортная техника

Автомобили ГАЗ.

279

открытый конкурс


Автобус ПАЗ.

122

запрос ценовых предложений


Тракторы "Беларус".

133

запрос ценовых предложений

измерительная техника, запасные части и расходные материалы

Анализаторы телевизионных цифровых потоков.

438

открытый конкурс


Куллеры.

52

запрос ценовых предложений


Кабельная продукция.

27,5

оформление конкурентного листа


Волоконно-оптический кабель.

32

оформление конкурентного листа


Рабочий инструмент.

12,5

оформление конкурентного листа


Полотно фильтровочное для оборудования.

5,5

оформление конкурентного листа


Таблица 2.3 - Результаты проведения закупочных процедур.

Вид закупаемой продукции

Наименование основных видов продукции

Первонач. цена за единицу, тысяч руб.

Окончат. цена за единицу, тысяч руб.

Относ. снижение цены за единицу, т. руб. / %

Примечание

1

2

3

4

5

6

оборудование связи

Оборудование спектрального уплотнения волоконно-оптических линий связи (70 ед.).

178571,4

176 428,6

2 143/1,2

Переход к выбору из одного источника, с проведением переговоров.


Модемы HDSL для передачи цифровых потоков по симметр. парам (55 ед.).

10727,3 10545,5 9818,2

9 818,2

909,1/8,5*

открытый конкурс


Цифровые радиорелейные станции (1 компл.).

115 000

112 000

3000/2.6

Переход к выбору из одного источника, с проведением переговоров.


Цифровое приемо-передающее телевизионное оборудование (120 компл.).

51 500

50 833,5

666,5/1,3

Переход к выбору из одного источника, с проведением переговоров.


Цифровое приемо-передающее радиовещательное оборудование (45 компл.).

45 511,1

44666,7

844,4/1,9

Переход к выбору из одного источника, с проведением переговоров.

транспортная техника

ГАЗ-35071 (1 ед.).

58 500 58 100 55 750 55 200

55 200

3 300/5,6*

открытый конкурс


ПАЗ-4234 (1 ед.).

138 000 122 000

122 000

16 000/11,6*

запрос ценовых предложений


ГАЗ-2752-414 (5 ед.).

35 000 33 550 31 300 30 900

30 900

4 100/11,7*

открытый конкурс


ГАЗ-2752-431 (1 ед.).

37 190 37 120 33 430 32 900

32 900

4 290/11,5*

открытый конкурс


ГАЗ-2752-441 (1 ед.).

41 050 40 130 36 840 36 100

36 100

4 950/12,1*

открытый конкурс


Беларус-82.1 (4 ед.).

34 500

33 300

1 200/3,5

Переход к выбору из одного источника, с проведением переговоров по снижению цены.

Анализаторы телевизионных цифровых потоков (6 компл.)

80 667 75 115 75 000 73 000

73 000

7 667/9,5*

открытый конкурс


Куллеры (500 шт.)

112 104

104

8/7,1*

запрос ценовых предложений


Кабельная продукция: коаксиальный кабель 10 км; симметричный кабель 20 км.

 1 780 1 550 630 600

 1 550 600

 230/12,9* 30/4,8*

оформление конкурентного листа


Волоконно-оптический кабель (6 км.)

5 850 5 433,3 5 334

5 334

516/8,8*

оформление конкурентного листа


Рабочий инструмент (25 компл.).

552 520 515 500

500

52/9,4*

оформление конкурентного листа


Полотно фильтровочное (500кв. м).

12 11,3 11

11

1/8,3*

оформление конкурентного листа


Примечание: * - по отношению к наибольшей цене за единицу продукции.

Указанный в таблице переход к выбору из одного источника вызван отсутствием достаточного количества претендентов. Конкурсы, в результате признаны несостоявшимися и произведен переход к выбору из одного источника, с проведением переговоров по снижению цены.

Анализ представленных данных показывает:

. Применение процедур открытого конкурса, запроса ценовых предложений, оформление конкурентного листа, привело к положительному эффекту. Стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей по отношению к максимальной стоимости предложений ниже от 4,8 % до 12,9%. Однако, во всех указанных случаях переговоры по дальнейшему снижению цен не проводились.

. Снижение цены представленных предложений в результате проведения переговоров с единственным поставщиком принесли снижение стоимости от 1,2 % до 3,5 %. Относительное снижение в процентном отношении незначительное, однако, в сумме сэкономленных финансовых средств филиала за 2008 год, оно составляет 275 788 000 рублей. Незначительное процентное снижение вызвано отсутствием достаточной конкуренции.

Дополнительным фактором, влияющим на повышение цен, является введенное с 2008 года выполнение обязательных требований РУП "Белтелеком" по предоставлению отсрочки платежа, за поставленные товарно-материальные ценности сроком до 6 месяцев, и работе без предварительной оплаты. Указанная тенденция повышения цен видна из данных, приведенных в таблице 2.4 В таблице приведены цены на товарно-материальные ценности, закупавшиеся филиалом как в 2008, так и в 2007 году.

Таблица 2.4 - Сравнение цен на товарно-материальные ценности.

Вид закупаемой продукции

Наименование основных видов продукции

Первонач. цена за единицу в 2008 году, тысяч руб.

Первонач. цена за единицу в 2007 году, тысяч руб.

Относительное увеличение цены за единицу, тысяч руб. / %

1

2

3

4

5

оборудование связи

Оборудование спектральн. уплотн. волоконно-оптических линий связи.

178571,4

161428,5

17142,9/9,6


Цифровое приемо-передающее телевизионное оборуд.

51 500

43333,3

8166,7/15,8


Цифровое приемо-передающее радиовещательное оборудование.

45 511,1

38554,5

6956,6/15,3

запасные части и расходные материалы

Куллеры.

112 104

95 89

17/15,2 15/14,4


Кабельная продукция: коаксиальный кабель; симметричный кабель.

 1 780 1 550 630 600

 1 480 1 510 570 510

 300/16,9 40/2,6 60/9,5 90/15


Волоконно-оптический кабель.

5 350 5 120 5 010

500/8,5 313/5,8 324/6,1



3. Предложения по повышению эффективности конкурсных закупок в филиале


Анализируя опыт проведения закупок в филиале "Междугородная связь" РУП "Белтелеком" можно сделать вывод, что эффективность закупочного процесса имеет достаточно высокую степень и не требует проведения серьезных работ по ее повышению. Конечно, с одной стороны все проработано, приняты правила, которые в свою очередь определяются государством, наработан опыт проведения конкурсных закупок, разработаны типовые формы документации, определены структурные подразделения, их функции и ответственность. Однако, существуют недостатки, по моему мнению, снижающие эффективность закупочного процесса на предприятии, а в некоторых случаях и производственной деятельности в целом. Предлагаю следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности:

. Применение редукциона или преторжки. Как уже отмечалось в первом разделе, при проведении редукциона покупатель устанавливает начальную цену, которую готов за нее заплатить, и продавцы делают ему свои предложения, постепенно снижая ценовую планку. Победителем редукциона является участник, предложивший наименьшую стоимость за выполнение им заказа.

В определенном законодательством Республики Беларусь регламенте, при проведении государственных закупок, применение редукциона возможно при процедуре открытого двухэтапного конкурса. В отношении других видов процедур, решение о победителе должно приниматься на основании сопоставления конкурсных заявок. Как правило, даже если конкурсная комиссия филиала считает нужным уточнить те или иные моменты в предложении поставщика, не допускается никаких существенных изменений (к числу которых относится, например, цена) в заявке. При этом нередки ситуации, когда кто-то из участников конкурса, узнав цену выигравшего предложения, готов был бы предложить меньшую. Однако, ни Гражданский кодекс, ни законодательство о закупках не предусматривают возможности проведения состязательных процедур после вскрытия конкурсных заявок, хотя и не содержат прямых запретов.

В то же время, в мировой практике торгов встречается и такая процедура, как переторжка. [16] Торги с переторжкой проводятся в два этапа. На первом участники делают свои первоначальные предложения. После этого проводится переторжка, в ходе которой конкурсанты предлагают новые условия, исходя из анализа предложений конкурентов. В дополнение к сказанному о редукционе, переторжка не всегда подразумевает только состязание цен. Так, зачастую, вполне оправдано проведение переторжки и по содержательной части предложений - участники торгов могут предложить, например, лучшие условия поставки, больший срок гарантийного обслуживания, дополнительные услуги и т.п. Таким образом, применение процедуры переторжки может еще больше повысить эффективность конкурсной закупки.

Предлагаю использовать в закупочной деятельности филиала два подхода к организации переторжки. В первом случае участники имеют право однократно внести изменения в свое предложение. Во втором переторжка может происходить "в режиме реального времени" - где участники садятся за стол переговоров и по очереди предлагают наиболее выгодные условия. При этом проводить переторжку необходимо после обязательного уведомления о возможности и порядке ее проведения в конкурсной документации.

Первый подход более правилен для сложных закупок, особенно торгов на выполнение работ или оказание услуг. Переторжку же с переговорами целесообразно применять, в основном, в случаях закупки серийной (стандартной) продукции, материалов и сырья, в которых победитель определяется только на основании количественных критериев (цена, сроки поставки и т.п.).

Данное разделение вызвано тем, что далеко не для всех видов конкурсов возможно безболезненное оперативное изменение поставщиком условий конкурсной заявки. Готовя конкурсную заявку, рассчитывающий на победу участник конкурса, в любом случае предлагает лучшие из возможных условий. А в случае переторжки требуется еще раз проделать кропотливую расчетную работу, разыскивая возможности для еще большей экономии, либо снижать цену или предлагать улучшения условий "на глазок". В итоге, победивший после таких торгов-переторжек поставщик может быть не в состоянии выполнить контракт на заявленных им условиях или попытается хоть как-то возместить свои расходы, не исключено, что в ущерб качеству.

. Проблема потери эффективности конкурсных закупок может быть вызвана также не всегда обоснованным требованием выполнения выгодных условий оплаты. Так, с начала 2008 года требование работы без предоплаты и рассрочки оплаты на срок до 6 месяцев при проведении конкурсных закупок филиалом "Междугородная связь" является для претендентов обязательным. Как показывает практика, редко удается заключить контракт по самым низким ценам и одновременно на самых выгодных условиях оплаты. Выполняя данные условия поставщик, как правило, в ценах на продукцию закладывает суммы, страхующие его инфляционные потери.

Родственная с этой проблема появляется в случае проведения конкурсов на годовую потребность материалов или запчастей (по тем же "выгодным" условиям оплаты), когда возможны существенные изменения цен на очередные поставки, по независящим от поставщика условиям. В связи с этим, в последнее время участились случаи отказов победителей конкурсов от поставок продукции по "конкурсным" ценам или осуществления поставок только на сумму сделанной (частичной) предоплаты.

Выход из этой ситуации видится в отказе, при имеющейся возможности, от жесткого соблюдения требований выгодных условий платежа.

В дополнение к указанному выше необходимо отметить следующее:

. Применение преференциальной поправки в отношении отечественных производителей, широко практикуемое в филиале. Применение данной поправки полностью оправдывается с точки зрения соблюдения государственных интересов, с целью поддержки отечественного производителя в различных сферах народного хозяйства. Однако, к сожалению, сложнотехническое оборудование связи, используемое филиалом в процессе основной деятельности, в Республике Беларусь не производится. В тоже время, на рынке существуют отечественные производители (так называемое "отверточное" производство), предлагающие оборудование, основные комплектующие которого, или изделие целиком, импортируются. Такие производители, в конечном счете, ничем не отличаются от обыкновенных посредников. Это подтверждается многолетним изучением рынка и практикой сотрудничества и эксплуатации оборудования. К чему приводит обязанность к выбору или введение преференциальных поправок по выбору отечественного производителя в данном случае?

Недостаточное качество сборки, нередкое изменение технологии в сторону упрощения, несоблюдение сроков испытаний на производстве приводит к увеличению случаев отказов уже в процессе эксплуатации.

Ввиду полной зависимости таких производителей от импортных поставщиков, гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования, так или иначе, зависит от импортного поставщика, от его цен на комплектующие и его технического сопровождения. В итоге, при возникновении сложных технических вопросов, филиал вынужден консультироваться непосредственно с зарубежным производителем, а при необходимости гарантийной замены оборудования, ожидать поставки импортных комплектующих.

Стоимость единицы продукции, при покупке у отечественного производителя, складывается из стоимости оборудования, ввезенного из-за рубежа и стоимости, так называемой сборки. В данном случае, за малым исключением, существует риск оплатить значительно большую цену, в отличие от цены, установленной зарубежным производителем комплектующих. При этом соответствующая сумма в валюте, так или иначе, покинет территорию республики.

Конечно, если закупаемое оборудование или материалы попадают в законодательно определенный регистр производителей РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен", выбора остается немного. Однако в случае возможности выбора, предлагаю ставить зарубежного производителя в равные условия с отечественным. Как альтернативный вариант, возможно введение процедуры прохождения предварительных испытаний или тестирований на производственной базе филиала, предлагаемых к поставке материалов или оборудования, в заранее оговоренный в конкурсных документах срок.

. Повышение качества выбора поставщика. Каким должен быть подход к формированию перечня критериев, чтобы обеспечить равноправное участие всех претендентов и минимизировать риски организации?

В филиале "Междугородная связь" до настоящего времени существуют и не меняются типовые критерии выбора продукции, утвержденные РУП "Белтелеком" еще несколько лет назад. Например, на цену отводится 55%, на техническое соответствие - 45%. Конечно, от поставщиков обязательно требуется наличие сертифицированной системы менеджмента качества, наличие сертификата соответствия Республики Беларусь на продукцию. Однако такие критерии как сроки поставки, условия платежей, сроки и условия предоставляемых гарантийных обязательств, не имеют своих весовых категорий, а учитываются в контексте формальных конкурсных требований, невыполнение которых влечет отклонение предложений.

Считаю, что для повышения качества выбора исполнителя необходимо обеспечить индивидуальный подход к формированию перечня критериев в зависимости от предмета закупки. При этом вес некоторых критериев может быть как значительным, ограничивающим возможность привлечения новых поставщиков, так и незначительным, позволяющим увеличить конкурентную массу. При определении весовых коэффициентов предлагаю дополнительно к основным критериям, перечисленным выше, использовать следующие важнейшие качества участника:

добросовестность;

качество изготовления продукции;

профессионализм производства и проведения монтажных работ;

репутация (по отзывам других предприятий);

положение на рынке;

наличие опыта работы с филиалами РУП "Белтелеком";

послегарантийное обслуживание;

наличие сети сервисных центров, в том числе в областных центрах;

Конечно, далеко не все критерии можно формализовать и перевести в цифры. Кроме того, применение тех или иных критериев, с различными весовыми коэффициентами должно производиться только на основе предварительного анализа рынка, потенциальных поставщиков, на основе данных реестра поставщиков и, в обязательном порядке, на основе коллективного обсуждения специалистами филиала и, возможно, с привлечением внешних экспертов.

Концепция применения критериев не должна рассматриваться как абсолютно "жесткий" документ, поскольку обычно, по результатам каждой конкурсной закупки приходится уточнять и изменять очередность, объемы, сроки и, соответственно, стоимости последующих конкурсов. Там, где конкуренция есть, главное - обеспечить ее максимальный (с учетом разумности) уровень, и создать эффективную конкурентную среду - то есть условия, позволяющие извлечь из конкурирующих предложений действительно наилучшее, с точки зрения интересов филиала. Там, где конкуренции нет, или по каким-то причинам ее использовать неразумно (например, нет времени на организацию процедур), должна быть обеспечена максимальная прозрачность действий закупщиков - главным образом, за счет коллегиальности принятия решений.

2. Создание реестра поставщиков. На данный момент в филиале отсутствует механизм консолидации данных о результатах и качестве работы поставщиков или подрядчиков, что приводит к риску некачественного выбора. Для решения данной проблемы необходимо разработать реестр поставщиков - так называемую базу "черных" и "белых" списков, которая позволит более тщательно подходить к вопросу оценки предложений. При этом список рискованных поставщиков ("черный") предназначен для ведения базы подрядчиков/поставщиков, зарекомендовавших себя ранее с отрицательной стороны в процессе работы с филиалом или другими предприятиями. Список надежных поставщиков ("белый") позволяет вести базу подрядчиков/поставщиков, которые в процессе работы с филиалом зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Наличие поставщика в данном списке может являться основанием для предоставления ему преференциальных поправок, при его последующем участии в конкурсных процедурах. В данном реестре необходимо отражать данные о поставщиках по основным и дополнительным критериям, указанным выше. Необходимо также проработать возможность открытой публикации "черных" и "белых" списков, с целью мотивации работы поставщиков.

Заключение


В данной курсовой работе рассмотрен процесс проведения конкурсных процедур. Современные предприятия являются крупными закупщиками товаров, работ и услуг для нужд текущей и перспективной деятельности. Рыночный характер производственно-хозяйственной деятельности, требования по учету многочисленных экономических и технологических факторов приводят к тому, что любое нарушение в процессе закупок, в его надежности и результативности может стать источником рисков для нормального функционирования организации. Массовость перехода к конкурсам красноречиво говорит о всеобщем признании их эффективности. Правильно выстроенная система закупок на предприятии позволяет:

формировать рыночные цены и стимулировать конкуренцию на рынке;

осуществлять координацию и регулирование процессов взаимодействия с потенциальными и действующими подрядчиками;

создавать эффективные экономические механизмы для обслуживания производственных, технологических и иных процессов компании;

реализовывать прозрачность, подконтрольность и "технологичность" системы закупок в сочетании со стабильно высокой (и что важно - измеримой) эффективностью;

предусматривать максимальную защиту интересов заказчика с гарантией высокого качества закупаемой продукции (товаров, работ и услуг);

обеспечивать стабильность производственно-хозяйственных взаимоотношений (своевременно и без сбоев поставлять необходимые ресурсы).

Системы конкурсных закупок в течение последних пяти лет успешно внедрены в крупных производственных предприятиях Республики Беларусь. Данный положительный опыт целесообразно масштабировать и переносить на малые и средние организации. На сегодняшний день в большинстве малых и средних коммерческих предприятий фактически отсутствует система управления закупками, в связи с этим возникают следующие негативные моменты:

неоптимальное использование финансовых средств, выделенных для осуществления закупок по направлениям;

формирование "практических монополий" в силу отсутствия навыков у управленческого персонала по маркетингу и анализу рынков потенциальных поставщиков, их оценке и ориентации на традиционно сложившиеся связи на безальтернативной основе;

неоправданный рост затрат ресурсов предприятия при отказе "традиционного" поставщика (по различным причинам) от исполнения своих обязательств.

Построение системы конкурсных закупок не обещает мгновенных улучшений показателей деятельности предприятия. Наоборот, реализация проекта предполагает сложную и напряженную работу. Успешная реализация проекта во многом зависит от восприятия и отношения к проекту руководства и сотрудников организации. Менеджмент компании должен изменить способы работы и свое мышление. Сотрудники должны понимать причины изменения привычных "правил игры" и иметь четкое представление об их специфических особенностях, а также корректно эти технологии использовать.

В процессе подготовки и внедрения на предприятии системы конкурсных процедур возникает множество вопросов, однако применение системного подхода, тщательного моделирования, лучших мировых управленческих практик позволит реализовать проект в приемлемые сроки и получить систему закупок, максимально адаптированную к нуждам и потребностям конкретной организации.

Управление закупками с использованием конкурсных процедур пока что новое дело, но все, что требуется, - воля к успеху и уверенность, чтобы сделать первый шаг!

Список использованных источников


1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Минск: Беларусь, 2001. - 518с.

. О государственных закупках в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008. - N 1/10220.

. О некоторых вопросах осуществления государственных закупок: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 15, 5/29108.

. О государственных закупках: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 1/7877.

. О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1894 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2008. - № 6, 5/26545.

6. О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 12 февраля 2007 г. №33: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 10 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 15/29108.

. Об утверждении положения о конкурсной комиссии и форм некоторых документов, необходимых для организации и проведения процедур государственных закупок: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 9 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - № 8/20352.

. Телешук, Г.Я. Конкурсные закупки: курс лекций / Г.Я. Телешук. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 214 с.

. Жданов, А.Ю. Управление закупками с использованием конкурсных процедур: технология внедрения и организации: монография / А.Ю. Жданов, Д.В. Кузнецов, А.Н. Фёдоров. - Москва: КНОРУС, 2007. - 288 с.

. Системы менеджмента качества. Требования. СТБ ИСО 9001-2001: Постановление Госстандарта РБ от 26.09.2001 №41.

. Годовой производственный отчет филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком за 2008 год" - 35с.

. Организация материально-технического снабжения и входного контроля закупок в филиале "Междугородная связь" РУП "Белтелеком", СТП 6.1-2005 - 48с.

. Турсунова, Ю. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов / Ю.С. Турсунова // Юридическая практика. - 2003. - № 2 (33). - С.128 - 143.

14. Полный текст Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг с Руководством по его применению // Интернет страница ООН [Электронный ресурс]. - 1994. - Режим доступа: http://www.un.org <http://www.un.org>/russian/documen/convents/ml-procure-r. pdf. - Дата доступа: 12.03.2009.

. Руководство: закупки по займам МБРР и кредитам МАР // Internet Home Page World Bank Group's [Электронный ресурс]. - 1995. - Режим доступа: http://siteresources. worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/Guidelines-99-Rus. pdf <http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/Guidelines-99-Rus.pdf>. - Дата доступа: 12.03.2009.

. Кузнецов, К. Редукцион (аукцион, переторжка) // Интернет страница [Электронный ресурс]. - 2006. Режим доступа: http://procurement. e-management.ru/index. htm <http://procurement.e-management.ru/index.htm> - Дата доступа: 11.03.2009.

Похожие работы на - Повышение эффективности конкурсных закупок предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!