Проблемы и пути совершенствования налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    84,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы и пути совершенствования налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике

1.1 Сущность коммерческих банков как посредников финансовых ресурсов

1.2 Элементы, принципы и процесс налогообложения банков

1.3 Зарубежный опыт банковского налогообложения

Глава 2. Анализ современного состояния налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике

.1 Особенности налогообложения субъектов банковского сектора в Кыргызской Республике

.2 Обзор налогообложения коммерческого банка на основании финансовой отчетности ОАО «Халык Банк Кыргызстан»

2.3 Анализ влияния банковских рисков на систему налогообложения кредитных организаций

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике

.1 Незаконные методы налоговой оптимизации в кредитно-банковской системе

3.2 Рекомендации по усовершенствованию налогообложения банков

Заключение

Литература

Введение

Банковская система является одним из важнейших звеньев структуры рыночной экономики, способствующим активному становлению и развитию государства. Коммерческие банки - неотъемлемая часть финансового сектора, основная функция которых заключается в перераспределении капиталов, повышающем общую эффективность производства в стране. Осуществляя свою специфическую деятельность (привлечение вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными бумагами), кредитные организации, в частности банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, с имущества, с продаж и т.д.).

Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса, а также частые изменения в области законодательства подчеркивают актуальность выбранной темы квалификационной работы.

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения. Эта цель определяет логическое построение квалификационной работы.

Задачи, которые предстоит решить:

рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения коммерческих банков в КР;

охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;

изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;

рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в республиканский и местный бюджеты;

исследовать и проанализировать различные способы оптимизации налогов, уплачиваемых банками, в современных условиях функционирования, а также рассмотреть возможные методы легальной экономии уплачиваемых сумм налогов.

Объектом исследования является деятельность коммерческих банков и их налогообложение на основании финансовой отчетности ОАО «Халык Банк Кыргызстан»

Предметом исследования определен механизм взаимодействия банка и налоговых органов по вопросу налогообложения.

Квалификационная работа разделена на три главы. В первой главе данного исследования рассмотрены теоретические основы налогообложения кредитных организаций, отличия от исчисления налогов в организациях, не относящихся к сфере банковских услуг, особенности определения налоговой базы по некоторым видам налогов, ставка и порядок начисления каждого налога, подлежащего уплате. Вторая глава имеет практический характер и раскрывает процесс налогового учета в коммерческом банке, а также в ней приводится характеристика организации коммерческого банка. В третьей главе рассматриваются проблемы и недостатки действующей системы налогообложения банков, а также формируются рекомендации по оптимизации налогообложения.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике

1.1     Сущность коммерческих банков как посредников финансовых ресурсов


Основное звено банковской системы Кыргызской Республики - коммерческие банки. Они занимаются непосредственным обслуживанием хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) и населения. Коммерческие банки осуществляют большой спектр банковских услуг и являются финансовыми посредниками.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.

Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредничестве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потерь денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них.

Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке. нoвoй способности банков выполнять посредническую функцию является информация. Ocoбeннocть посреднической функции банков заключается в том, что oнa неотделима от других ero функций, в силу чего накопление информации происходит постоянно и параллельно c выполнением этих функций, и эта информация носит наиболее достоверный и разносторонний характер.

Многократность использования информации проявляется, например, в том, что банк в пpoцecce предоставления кредита изучает cocтoяниe заемщика, и информация, полученная таким oбpaзoм, может быть использована им при последующих отношениях c этим заемщиком.

Бpoкepcкaя (пocpeдничecкaя) функция peaлизyeтcя бaнкaми пyтeм иницииpoвaния кpeдитa, эмиccии, пocpeдничecтвa в пpeдлoжeнии цeнныx бyмaг на pынкe, дoвepитeльнoгo yпpaвлeния, a тaкжe пyтeм oкaзaния вceвoзмoжных oпepaциoнныx ycлyг, кoнcaлтингa, oтбopa и cepтифициpoвaния (нaпpимер, пpиcвoeниe кpeдитнoгo peйтингa зaeмщикaм). При этом банк, выcтyпaя в pоли инфopмaциoннoгo бpoкepa, пoлyчaeт вoзнaгpaждeниe в виде кoмиccиoнных зa coвepшeниe oпepaции.

Наряду c посреднической, важнейшей функцией банков является качественная трансформация активов. Осуществляя посредническую функцию, банк изменяет пapaмeтpы финансовых требований cвoиx вкладчиков, предоставляя за их счет кредиты, имeющиe oтличныe от дeпoзитoв xapaктepиcтики, что cocтaвляeт coдepжaниe функции кaчecтвeннoй тpaнcфopмaции aктивoв.

Если бы не было банков и других финансовых посредников, то экономический агент, желающий получить финансирование под какой-либо проект, должен был бы сам найти ceбe контрагента, coглacнoгo предоставить финансирование, и держать на своём бaлaнce финансовое требование, по всем своим xapaктepиcтикaм cooтвeтcтвyющee финaнcиpyeмoмy aктивy. Coвepшeннo очевидно, что это связано c мaccoй нeyдoбcтв для кoнтpaгeнтa и на пpaктикe пpeдcтaвляeтcя тpyднo peaлизyeмым. Именно банки способны наиболее эффективно решать проблему трансформации. Kaк правило, они обладают активами, cpoчнocть кoтopыx пpeвышaeт cpoки иcпoлнeния иx coбcтвeнныx oбязaтeльcтв пepeд клиeнтaми и вклaдчикaми, то есть финaнcoвыx тpeбoвaний клиeнтoв; paзмepы oтдeльныx aктивoв пpeвышaют paзмepы oтдeльныx oбязaтeльcтв; ликвиднocть финaнcoвыx тpeбoвaний клиeнтoв выше ликвиднocти aктивoв, a cтeпeнь pиcкa aктивoв бaнкa выше, чем cтeпeнь pиcкa eгo oбязaтeльcтв.

Таким образом, финaнcoвыe тpeбoвaния пocтaвщикoв финaнcoвыx pecypcoв в cлyчae, ecли они дeйcтвyют чepeз банк как финaнcoвoгo пocpeдникa, cтaнoвятcя бoлee ликвидными, меньшими по paзмepy, бoлee кpaткocpoчными и мeнee pиcкoвaнными. Следовательно, банки облегчают доступ экономических агентов, нуждающихся в финансировании, к финансовым pecypcaм и cтимyлиpyют пoтeнциaльныx пocтaвщикoв кaпитaлa к инвecтиpoвaнию избытка cвoиx cpeдcтв.

Таким oбpaзoм, банк одновремeннo ocyщecтвляeт две ocнoвныe функции - функцию бpoкepcкyю (nocpeдничecкyю) и функцию кaчecтвeннoй тpaнcфopмaции aктuвoв - и, иcxoдя из экoнoмичecкoй cитyaции, yпpaвляeт cвoими pиcкaми. При этом он cвoдит пocтaвщикoв и пoтpeбитeлeй финaнcoвыx pecypcoв и таким oбpaзoм пoддepживaeт эффeктивнocть экoнoмичecкoй cиcтeмы в цeлoм.

Важнейшей функцией коммерческих банков является стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств.

Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

Специфической функцией банков является функция эмиссии платёжных средств и посредника в платежах, выполняя кoтopyю, они oбecпeчивaют фyнкциoниpoвaниe плaтeжнoй cиcтeмы. Благодаря этой функции банки считаются ocнoвoй финансового посредничества, хотя тенденция универсализации привела к тому, что coвpeмeнныe платежные системы могут функционировать при минимальном yчacтии бaнкoв, a coвpeмeнныe инфopмaциoнныe тexнoлoгии вызвали к жизни инcтитyты, cпocoбныe пpeдocтaвлять клиeнтaм плaтeжныe ycлyги без иx yчacтия. функцией посредника в платежах тecнo связана такая важная функция банков как передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка. В условиях обращения неразменных на золото денег роль этой функции постоянно вoзpacтaeт в связи c aктивизaциeй мoнeтapнoй политики национального бaнкa. Национальный банк пытается стабилизировать экономику пocpeдcтвoм контроля над предложением денег.

В условиях развития инфляции он сдерживает pocт дeнeжнoй мaccы и пoднимaeт пpoцeнтныe cтaвки по cвoим oпepaциям c кoммepчecкими бaнкaми. Ограничение роста предложения денег coкpaщaeт вoзмoжнocть кoммepчecкиx бaнкoв пoлyчaть мeжбaнкoвcкиe кpeдиты, так как они тoжe cтaнoвятcя дopoжe. Это, в свою oчepeдь, ограничивает oбъeм кpeдитoвaния peaльнoгo ceктopa и oкaзывaeт пoвышaтeльнoe вoздeйcтвиe на пpoцeнтныe cтaвки по кpeдитaм.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.

Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг.

Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По отечественному законодательству к основным банковским операциям относят следующие:

·        привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

·        предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

·        открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

·        осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

·        инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

·        покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

·        осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

·        выдача банковских гарантий;

·        осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кроме того, в соответствии с отечественным банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе производить следующие сделки:

·        выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

·        приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

·        доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

·        осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

·        предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

·        лизинговые операции;

·        оказание консультационных и информационных услуг.

В условиях рыночной экономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы:

·        пассивные операции (привлечение средств);

·        активные операции (размещение средств);

·        активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.) операции.

Пассивные операции - операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних. Значение пассивных операций для банка велико.

Суть пассивных операций заключается в привлечении различных видов вкладов в рамках депозитных сберегательных операций, получении кредитов от других банков, эмиссии различных ценных бумаг, а также проведении других операций, в результате которых увеличиваются денежные средства в пассиве баланса коммерческих банков.

Все пассивные операции банка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания делятся на:

·              депозитные, включая получение межбанковских кредитов;

·              эмиссионные (размещение паев или ценных бумаг банка).

Активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам.

Активные операции банка по экономическому содержанию делят на:

·        ссудные (учетно-ссудные);

·        расчетные;

·        кассовые;

·        инвестиционные и фондовые;

·        гарантийные.

Ссудные операции - операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог, представляют собой учетные (учетно-ссудные) операции.

Виды ссудных операций чрезвычайно разнообразны. Они делятся на группы по следующим критериям (признакам):

тип заемщика;

способ обеспечения;

сроки кредитования;

характер кругооборота средств;

назначение (объекты кредитования);

вид открываемого счета;

порядок выдачи средств;

метод погашения ссуды;

порядок начисления и погашения процентов;

степень риска;

вид оформляемых документов и др.

Расчетные операции - операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки производят расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Национальным Банком КР, при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой, при выполнении международных расчетов - в порядке, установленном законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

Кассовые операции - операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах банка и счетах клиентов коммерческого банка.

Инвестиционные операции - операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. Особенность инвестиционных операций коммерческого банка от кредитных операций заключается в том, что инициатива проведения первых исходит от самого банка, а не его клиента. Это инвестиционная деятельность самого банка.

Фондовые операции - операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных).

К фондовым операциям относятся:

операции с векселями (учетные и переучетные операции, операции по протесту векселей, по инкассированию, домицилированию, акцепту, индоссированию векселей, по выдаче вексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе);

операции с ценными бумагами, котирующимися на фондовых биржах.

Гарантийные операции - операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных.

Кроме того, активные операции банков делятся в зависимости от:

степени рискованности - на рисковые и риск-нейтральные;

характера (направлений) размещения средств - на первичные (операции, связанные с размещением средств на корреспондентском счете, в кассе, с выдачей ссуд клиентам, другим банкам, некоторые иные операции), вторичные (операции, связанные с отчислениями средств в резервный и страховой фонды) и инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций);

уровня доходности - на операции, приносящие доход (высокодоходные и низкодоходные, приносящие доход стабильный или нестабильный) и не приносящие дохода (к последним можно отнести операции с наличностью, по корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд Национального Банка КР, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за пользование ссудами не уплачиваются).

Активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию.

Комиссионные операции - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

переводные операции;

торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

доверительные (трастовые) операции;

операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг. Особое внимание при проведении доверительных операций банки уделяют счетам клиентов в иностранных валютах.

Наконец, все операции банка делят на:

ликвидные и неликвидные;

операции в сомовом и валютном выражении;

регулярные (совершаемые банком периодически, постоянно воспроизводимые им) и иррегулярные (носящие для банка случайный, эпизодический характер);

балансовые и забалансовые.

Термином «забалансовые операции» обозначается широкий круг операций, которые, как правило, не отражаются в официально публикуемых банковских балансах или даются под чертой в разделе «контрсчетов» («забалансовых» счетов). Забалансовые операции могут проводиться банками как с целью привлечения средств (пассивные операции), так и их размещения (активные). Кроме того, если банки проводят забалансовые операции за определенное вознаграждение (комиссию) по поручению клиента, то их относят к активно-пассивным операциям или банковским услугам.

Особенность забалансовых операций состоит в том, что значительная их часть представляет собой обязательство банка совершить активную (реже - пассивную) операцию при наступлении (возникновении) определенных, заранее оговоренных условий. Таким образом, особенностью большей части забалансовых операций является их условный характер, поэтому они часто называются условными обязательствами.

В отечественной экономической литературе нередко не делают различий между понятиями операции и услуги банка. Именно группу активно-пассивных операций банков обычно называют услугами. При этом распространено определение банковских услуг как «массовых операций». Однако из такого определения не ясно, чем услуги отличаются от банковских операций. Между тем о банковских услугах речь может идти лишь в рамках взаимоотношений «клиент - банк». Именно наличие клиента и позволяет рассматривать операции банка как его услуги.

Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.

Таким образом, банковской услугой является одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.

Кроме того, услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату. К основным характеристикам банковской услуги относятся:

·              нематериальная сущность услуг;

·              продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;

·              проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;

·              автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;

·              система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.

Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.

Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др.

Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. Постепенно, однако, новейшие технологии и новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Основной для предложения выхода с банковской услугой на рынок, должна быть стратегия и политика банка, разработанная на основе информационных и аналитических материалов подготовленных маркетинговым подразделением. Стратегия и политика банка формализуется в планы по разработке, предоставлению, и продаже конкретных банковских услуг. Стратегия расширения контролируемых рыночных сегментов предполагает планирование увеличения объема продаж существующих услуг на уже завоеванных рынках. Планирование банковских услуг - это непрерывный процесс принятия решений по всем аспектам разработки и предоставления банковских услуг. Для его осуществления имеются следующие возможности:

использовать слабые стороны банковских услуг, предоставляемых конкурентами;

убедить потенциальных потребителей воспользоваться предлагаемой услугой именно данного банка и привлечь новых клиентов;

предложить дополнительные услуги, связанные с приобретением, предоставлением и сервисом собственных услуг.

.2 Элементы, принципы и процесс налогообложения банков

коммерческий банк налогообложение

Коммерческие банки как субъекты налогового права являются плательщиками налогов и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

- как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов <#"706166.files/image001.gif">

Рисунок 3. Схема «кредит-вклад»

Схема «кредит-вклад (рисунок 3) предусматривает совершение кредитно-банковским учреждением следующих операций:

·        оформление на сотрудников банка ссуд (в ряде случаев беспроцентных), с одновременным зачислением этих средств, используя внутрибанковский учет, на открываемые для сотрудников счета по вкладам;

·        начисление процентов (доходов) по вкладам сотрудников, в десятки и сотни раз превышающих действующие ставки по вкладам, открытым за счет средств, привлеченных от населения;

·        разработка руководством банка порядка действия таких вкладов, предусматривающего, что сумма и условия получения дохода по вкладам определяются с учетом должности и стажа сотрудника банка, а выплата дохода осуществляется в зависимости от результатов труда за определенный период времени, от нахождения сотрудника в очередном отпуске, в учебном или отпуске по временной нетрудоспособности и от других обстоятельств, а также то, что при увольнении работника вклад закрывается.

Кроме этого, имеют место факты:

·        продажи сотрудникам собственных векселей банка с дисконтом до 99 процентов, сроком обращения от 1 до 10 дней и последующим их погашением по номинальной стоимости;

·        установления завышенных процентных ставок по депозитным вкладам для работников банка, по вкладам в валюте, по пластиковым карточкам, на которые зачисляется заработная плата в рублях или в валюте;

·        выплаты дополнительной заработной платы через родственников или знакомых путем заключения фиктивных договоров гражданско-правового характера.

Во всех этих случаях данные виды доходов физических лиц относились банками на себестоимость, что приводило к существенному снижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, или не облагались налогом.

Для доказательства неправомерности и притворности совершения указанных операций следует иметь в виду следующее.

Во-первых, операции банков по открытию вкладов для сотрудников не связаны с привлечением свободных денежных средств физических лиц, так как осуществляются за счет внутрибанковских бухгалтерских проводок по оформлению реально не выдаваемых кредитов или собственных необеспеченных векселей.

Во-вторых, оформление и открытие вкладов для сотрудников предусматривает наличие особых условий, касающихся времени действия вкладов, сумм процентных ставок, порядка начисления и возможности получения доходов по ним.

В-третьих, информация об условиях открытия, суммах и порядке выплаты доходов по таким вкладам не публикуется и не доводится до сторонних вкладчиков - физических лиц.

Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие выводы:

·        при совершении операций по открытию вкладов для сотрудников нарушаются условия публичности, установленные Гражданским Кодексом Кыргызской Республики, согласно которому договор банковского вклада, где вкладчиком является гражданин, признается публичным договором;

·        при заключении договоров банковского вклада со своими сотрудниками под проценты иные, чем со сторонними вкладчиками, нарушается норма ГК КР, согласно которому: «цена товара, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей».

В связи с тем, что применение схемы «кредит-вклад» противоречит нормам Гражданского Кодекса Кыргызской Республики, у банка нет законных оснований для начисления на вклады сотрудников процентов и отнесения их в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль.

Так как выплаты работникам, производимые по схеме «кредит-вклад» - скрытая форма оплаты труда или форма внесистемного премирования, применение которой позволяет уходить от уплаты подоходного налога и отчислений в обязательные государственные и внебюджетные фонды, то такие выплаты должны осуществляться только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей, как это установлено «Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями», и не подлежат отнесению к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банком услуг.

Таким образом банк, не имея законных оснований для отнесения на затраты начисленных процентов по вкладам сотрудников, злоупотребил правом, совершив действия, направленные на уход от налогообложения.

.2 Рекомендации по усовершенствованию налогообложения банков

Анализ и оценка зарубежного опыта налогообложения деятельности коммерческих банков позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в кыргызской практике как на микро -, так и макро-уровнях.

1. В современных кыргызских условиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.

2. В связи с тем, что налог на прибыль, который уплачивают коммерческие банки, затрагивает уровень достаточности капитала и снижает чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам. В условиях, когда необходимо целенаправленное вложение средств в реальный сектор экономики, такими доходами могут выступать доходы банка от обслуживания (имеется в виду прежде всего вложение средств на средне- и долгосрочной основе) приоритетных отраслей реального сектора. Это тем более актуально, когда финансовое руководство банка стремится максимально снизить налоги, подлежащие выплате за текущую деятельность. Для этого, как правило, ведется работа со всеми отделами, управлениями и департаментами по обнаружению и использованию легальных возможностей неуплаты налогов.

Проблематика налогообложения кыргызских и иностранных банков, а также банков с иностранным участием важна в контексте проблем развития интеграционных процессов в банковском бизнесе, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, присутствие иностранных банков прямо и опосредованно способствует экономическому развитию Кыргызстана посредством содействия ускорению делового оборота, увеличению его размеров в абсолютном выражении и, следовательно, увеличению налоговых отчислений от деятельности различных хозяйствующих субъектов. Согласно данным Национального Банка Кыргызстана имеются дополнительные возможности увеличения собственных средств (капитала) кыргызской банковской системы за счет привлечения иностранного капитала в пределах установленного лимита. Деятельность кредитных организаций, контролируемых не резидентами, в 2005 г. свидетельствует об укреплении их позиций в кыргызской банковской системе.

Во-вторых, присутствие иностранных банков способствует развитию конкуренции на кыргызском рынке банковских услуг и целый ряд преимуществ в конкурентной борьбе принадлежит именно банкам с иностранным участием. В условиях, когда кыргызские банки значительно отстают от иностранных по количественным и качественным показателям, им необходимо оказывать адекватную государственную поддержку, в том числе и посредством дифференцированного подхода к налогообложению. Это важно как с точки зрения повышения доходности государственного бюджета, так и с точки зрения повышения доходности местных бюджетов (местные бюджеты еще не сформировались должным образом, что следует рассматривать как явление, негативно влияющее на экономическое развитие регионов в целом). Этот тезис подтверждается анализом развития валютного рынка, динамики доходности операций его основных участников. Так, следует принимать во внимание, что в формировании активов и пассивов банков с участием иностранных инвестиций в капитале акцент сделан на работе со средствами в иностранной валюте.

По сравнению с другими коммерческими банками банки, имеющие иностранные инвестиции, обладают большими потенциальными возможностями для работы в «валютной нише» рынка банковских услуг (например, установление корреспондентских отношений с зарубежными банками и т.д.).

Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

Реформирование налоговой системы Кыргызской Республики привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов республиканского и местных бюджетов.

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты.

Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов, полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер на период 3 - 5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).

Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения (как у банков, так и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.

Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.

Введение предлагаемых условий не сократит поступлений в бюджет. Даже если предприятия в первый год после ввода в эксплуатацию мощностей не будут получать прибыль, то доход для бюджета будет за счет того, что уменьшатся выплаты по безработице, и, кроме того, в бюджеты будут поступать налоги в виде подоходного налога с заработной платы и те налоги, где базой является фонд оплаты труда.

Существует необходимость сформировать такую систему налогообложения банков (и в первую очередь за счет наиболее эффективного налогообложения прибыли), которая стимулировала бы банки на увеличение доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, на рост вложений в ценные бумаги и предприятий, что, в конечном счете, приведет к росту доходов кредитных организаций и через налоги положительно скажется на доходности бюджетов различных уровней.

Таким образом, система налогообложения должна способствовать, кроме пополнения доходной части бюджета, подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг).

Заключение

В контексте общего анализа экономических отношений между коммерческими банками и государством мы провели исследование действующей системы налогообложения коммерческих банков с целью обоснования практико-ориентированных методик по совершенствованию этой системы и этих экономических отношений.

Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль, налог на имущество и земельный налог. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Кыргызской Республики имеют налог на прибыль банков и налог на имущество. Данные налоги имеют наибольший удельный вес в общей налоговой нагрузке.

Анализ налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в КР позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Также необходимо устранять несовершенства законодательства, регулирующего банковские отношения.

Развитие банковского дела в Кыргызстане и совершенствование налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики.

Из конкретных направлений совершенствования действующего механизма налогового регулирования можно выделить следующие:

. Расширение прав банков по созданию резервных фондов за счет себестоимости. Это позволит банкам более активно проникать на еще не освоенные рынки Кыргызстана (а впоследствии и зарубежные - особенно рынки развивающихся стран), принимать участие в кредитовании реального сектора экономики.

. Ввести единый порядок учета для целей налогообложения процентов по привлеченным средствам - проценты по займам аналогично процентам по кредитам и депозитам должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

В целях стимулирования кредитования банками реального сектора предлагается:

) предоставить предприятиям право относить на себестоимость комиссии, уплачиваемые банкам за поддержание лимита овердрафта и лимита кредитной линии;

) расширить перечень льгот предприятиям и банкам, участвующим в лизинговых операциях;

) расширить перечень видов обеспечения, учитываемого в целях формирования резерва на возможные потери по ссудам, на гарантии и поручительства первоклассных российских банков и предприятий;

) предоставить банкам возможность либо не формировать, либо относить расходы по формированию резерва на возможные потери по ссудам на себестоимость;

) вернуться к льготированию ставки по налогу на прибыль для банков, доля предоставленных кредитов приоритетным отраслям экономики (не только сельскому хозяйству) для которых превышает определенный предел в составе суммарных активов;

) освободить от обложения проценты, полученные по кредитам, выданным приоритетным отраслям;

) предоставить предприятиям возможность относить проценты по кредитам в полном объеме на себестоимость (как текущие, так и просроченные).

Одной из главных остается проблема разработки стратегически грамотной, осмотрительной и последовательной учетной политики для целей налогообложения кредитной организации.

Крайне актуальным вопросом на данный момент является вопрос об изменении порядка учета доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль. Переход на метод начислений лег тяжелым бременем на кредитные организации, т.к., во-первых, в целях бухгалтерского учета метод учета доходов и расходов остался прежним (кассовым), а, во-вторых, текущая экономическая ситуация в стране такова, что в условиях массовых неплатежей, размер реальных доходов банка явно не соответствует доходам, учитываемым в целях налогообложения.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что проведение рыночных преобразований в КР невозможно без создания эффективной системы налогообложения, в том числе и в сфере налогообложения коммерческих банков. Проблема формирования доходов бюджета и собираемости налогов неразрывно связана с совершенствованием налоговой системы в целом, в том числе и с совершенствованием налогообложения кредитных организаций банковского типа и исполнения ими функций налоговых и расчетных актов.

Предлагаемые меры по совершенствованию налогообложения коммерческих банков помогут, на наш взгляд, решить некоторые назревшие проблемы в системе налогообложения, что в конечном итоге приведет к повышению стабильности в банковской сфере.

Список использованной литературы

1.       Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (части первая, вторая) - Бишкек: Издательство Токтом, 2010

2.       Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» № 60 от 27.07.1997 (с изменениями от 26.05.2009)

.        Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» № 59 от 29.07.1997 (с изменениями от 15.03.2010)

.        Закон Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» № 76 от 29.04.2002 (с изменениями от 15.07.2009)

.        Закон Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)» № 78 от 07.05.2008 (с изменениями от 29.04.2009)

.        Абрамова Н.В., Князев Р.В., Кочкин М.П., Малявкина Л.И., Шишкоедова Н.Н. Налоговый учет. - М.: Главбух, 2008.

.        Аврова И.А. Налог на прибыль в вопросах и ответах. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97»,2005

.        Волков Н.Г. Учет финансовых результатов // Бухгалтерский вестник №2,3, 2009г.

.        Кожинов В.Я. Налоговый учет. - М.: КНОРУС, 2006.

.        Медведев М.Ю. Учетная политика. Бухгалтерия и налогообложение. - М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.

.        Пансков В.Г. Налоги и налоговая система: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2007.

.        Патров В. В., Ковалев В. В. Как читать баланс. - М.: Финансы и Статистика, 2007.

.        Посадская М. Разработка системы налогового учета в банке// Бухгалтерия и банки. - № 7. - 2003.

.        Соколов Я.В., Стуков С. А. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.        Управление деятельностью коммерческого банка (Банковский менеджмент): Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 060400 «Финансы и кредит» / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: ЮРИСТЪ, 2007.

17.     «Банковское дело»/Под редакцией Лаврушина О.И. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002 г.

18.     «Бухгалтерские проводки в коммерческом банке» /Под редакцией к.э.н. Емельянова Е.В. Москва, «Спарк», 2005 г.

.        «Бухгалтерский учет»/Под ред. профессора П.П. Новиченко, Москва, «Финансы и статистика», 2000 г.

.        Ширинская Е.Б. «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт», Москва, «Финансы и статистика», 2003 г.

.        «Консультант бухгалтера», Москва, АО «ДИС», 2008-2009 гг.

.        «Бухгалтерский альманах», Москва, АО «ДИС», 2008 г.

.        Финансовая газета, «Статистические обзоры и официальные материалы по бухгалтерскому учету коммерческих банков и финансово хозяйственной деятельности предприятий», Москва, 2004-2006 гг.

.        «Финансовая газета» №25, 2005, Чекмарев Е. «Бухгалтерский учет в банках. Операции по купле-продаже валюты», Москва, 2005 г.

.        «Финансовая газета» №9, 2005, Петров А.Ю., Мотовилова М.А., «Учет валютных операций в коммерческом банке», Москва, 2005 г.

26.     Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.: «Инфра-М, 2001,-XXXIV,-974с.

27.     Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- А.: «Феникс», 2007,-608с.

28.     Фомина О. Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц в зарубежных странах.// Хозяйство и право. - 1998. - № 10. - С.82 - 88.

29.     сайт Национального Банка КР www.nbkr.kg <http://www.nbkr.kg>

.        сайт ОАО «Халык Банк Кыргызстан» www. halykbank.kg

Похожие работы на - Проблемы и пути совершенствования налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!