Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Методика налоговой проверки страховых взносов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Методика налоговой проверки страховых взносов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Заочное отделение

Кафедра БУА и А.






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Организация и методика налоговых проверок

на тему:

Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Методика налоговой проверки страховых взносов.


Выполнил (а) студент Павлов А.В.

группы № ФЗ-18

Принял Фролова Т.А.



Таганрог 2013 г.

Содержание

Введение

1. Права, обязанности и ответственность налоговых органов

1.1 Состав прав и обязанностей налоговых органов

1.2 Ответственность налоговых органов

2. Методика налоговой проверки страховых взносов

2.1 Полномочия органов контроля по уплате страховых взносов

2.2 Методики поведения проверок плательщиков страховых взносов

Заключение

Список используемой литературы

Приложение. Практическая часть

Введение

Одним из условий успешного решения стоящих перед обществом и государством экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и налоговой политики. Для выполнения этого условия необходима сбалансированность прав, обязанности и ответственности, с одной стороны физических и юридических лиц, а с другой стороны - государственных органов, осуществляющих контроль, как за использованием финансовых средств, так и за уплатой налогов и сборов.

Основные права и обязанности граждан определяются Конституцией РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данное положение Конституции РФ конкретизируется в статье 23 НК РФ.

С введением Налогового Кодекса, как своеобразной налоговой конституции, связано перспективное развитие налоговой системы РФ. По замыслу его авторов, Налоговый Кодекс должен четко определять правовой статус налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений, то есть всех участников налоговых отношений.

Налоговая система любого правого государства не может функционировать без института ответственности. Однако, как показывает российская практика, применение норм ответственности за совершение налоговых правонарушений остается одним из главных спорных вопросов в отношениях государства с налогоплательщиками, отсюда следует актуальность данного вопроса.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ), с 1 января 2010 года контролирует исчисление и уплату страховых взносов два внебюджетных фонда (далее по тексту - органы контроля за уплатой страховых взносов).

ФСС и ПФР в рамках контроля мероприятий вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение общих вопросов ответственности за налоговые правонарушения, а также обзор методик налоговых проверок за уплатой страховых взносов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

ØИзучить состав прав и обязанностей налоговых органов.

ØРассмотреть ответственность налоговых органов.

ØРассмотреть полномочия органов контроля по уплате страховых взносов.

ØИзучить методики проведения проверок плательщиков страховых взносов.

Объектом исследования являются налоговые органы.

Предметом исследования является права, обязанность и ответственность налоговых органов.

налоговый орган ответственность правовая

1. Права, обязанности и ответственность налоговых органов

1.1 Состав прав и обязанностей налоговых органов

Ст. 19 НК указывает на тех лиц, которые признаются на сегодняшний день налогоплательщиками. Таковыми являются физические лица и организации. Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью счисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Кроме того, ФНС - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который представляет интересы РФ в процедурах банкротства. Но это далеко не полный перечень функций. [1]

Основная деятельность ФНС связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ. В рамках основной деятельности Служба, в частности, осуществляет контроль и надзор:

Øза соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативно правовых актов, правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а также иных обязательных платежей (в случаях предусмотренных законодательством РФ);

Øсоблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

Øполнотой учета денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Налоговые органы вправе: [1]

)требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленными государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2)Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

)Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

)Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

)Приостанавливать операции по счета налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке предусмотренном НК РФ;

)Осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам;

)Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем, на основании имеющейся информации о налогоплательщике;

)Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

)Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

)Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

)Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

)Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

)Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. [6]

Налоговые органы обязаны:

1)соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2)осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

)вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

)бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативно правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочия налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

)руководствуясь письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

)сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства;

)соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

)направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

)предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

)осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

)по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. [6]

1.2 Ответственность налоговых органов

Статья 17 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" предусматривает защиту прав и интересов налогоплательщиков в судебном или ином порядке, предусмотренном законодательными актами РФ. Кроме того, законодательство предусматривает и ответственность должностных лиц государственной налоговой инспекции и федеральных органов налоговой полиции за нарушение налогового законодательства, в том числе связанное с возмещением убытков, причиненных налоговыми органами. [4]

Так, в соответствии со статьей 14 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" должностные лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей подлежат дисциплинарному наказанию. Кроме того, суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственной налоговой инспекцией, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законодательством. К не менее серьезной ответственности могут привлекаться и сотрудники налоговой полиции. В соответствии со статьей 20 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" за противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную законом ответственность. [7] Вред причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, споры возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами, решаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами. В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов РФ, а при не согласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации. Высший арбитражный суд РФ принимает материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном порядке. Действия сотрудников налоговых инспекций и налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.

Вместе с тем следует знать, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий налоговых инспекций и органов налоговой полиции по обращению взыскания недоимок на имущество либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Соответственно нанесение вреда должно быть документально подтверждено. Вред возмещается за счет средств соответствующего уровня бюджетной системы РФ (ст.1069 ГК РФ). От имени казны выступают соответствующие органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. [7]

2. Методика налоговой проверки страховых взносов

2.1 Полномочия органов контроля по уплате страховых взносов

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2010 года контролируют исчисление уплату страховых взносов два внебюджетных фонда (далее по тексту - органы контроля за уплатой страховых взносов):

Пенсионный фонд (далее - ПФР) и его территориальные органы - в отношении:

Øстраховых взносов на обязательное пенсионное страхование (уплачиваемые в ПФР);

Øстраховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФСС) - в отношении:

Øстраховых взносов и страховых выплат на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваемых в ФСС) (ч.2 ст.3 Закона №212-ФЗ).

Начиная с 2010 года, расчеты по страховым взносам страхователи должны подавать в территориальные органы ПФР и ФСС (п.3 ч.2 ст.28 Закона №212-ФЗ).

В ст.29 Закона №212-ФЗ указаны права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов. Наглядно приведем их в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов [9]

№ п/пПрава органов контроля за уплатой страховых взносовОбязанности органов контроля за уплатой страховых взносов1требовать от плательщика страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты, по установленным формам; контролировать соблюдение законодательства РФ о страховых взносах; 2проводить проверки плательщиков страховых взносов; вести учет плательщиков страховых взносов; 3вызывать страхователей для дачи пояснений; разъяснять порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также принятых нормативно-правовых актов; 4определять суммы страховых взносов, подлежащих уплате; сообщать страхователям все необходимые сведения для заполнения поручений на перечисление страховых взносов; 5требовать устранения выявленных нарушений; принимать решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов; 6взыскивать недоимку, пени, штрафы по страховым взносам; направлять страхователю в случаях, предусмотренных законом, акты проверок, решения по ним, требования об уплате страховых взносов; 7требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщиков страховых взносов; выдавать справки о состоянии расчетов по страховым взносам; 8взыскивать в судебном порядке недоимку по страховым взносам, пени, штрафы; осуществлять по запросу страхователя сверку расчетов; 9инициировать процедуру банкротства в отношении неплательщиков страховых взносов; Выдавать по заявлению плательщиков страховых взносов копии решений, принятых органом контроля. 10предоставлять отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

2.2 Методики поведения проверок плательщиков страховых взносов

Органы контроля за уплатой страховых взносов в рамках своих полномочий в праве осуществлять камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч.1 ст.33 Закона №212-ФЗ).

Целью проверок является - контроль за соблюдением плательщиками законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Кроме того, ФСС контролирует правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч.2 ст.3 Закона №212-ФЗ).

Порядок проведения контрольных мероприятий регламентирован ст.34 и ст.35 Закона №212-ФЗ. Однако пока не утверждена единая методическая основа при проведении проверок, органы контроля будут руководствоваться каждый своим документом.

Пенсионный фонд:

Øметодическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных Постановлением Правительства ПФР от 30.01.2002г. №11п. Указанная методика разработана в целях реализации норм ст.13 Федерального закона №167-ФЗ;

Øвременными методическими рекомендациями по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных Распоряжением Правительства ПФР от 11.05.2010г. №127р в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам ПФР по проведению контрольных мероприятий в рамках действия Федерального Закона №212-ФЗ. Знание указанных рекомендаций будет полезно страхователям-работодателям (индивидуальным предпринимателям и организациям), ведь именно этим документом будет руководствоваться ПФР в контрольной деятельности.

Фонд социального страхования руководствуется:

Øметодическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008г. №81 (далее по тексту - Методические указания №81);

Øметодическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС от 07.04.2008г. №82 (далее по тексту - Методические указания №82);

Øметодическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008г. №110.

Документы, которые подлежат проверке органами ФСС/ПФР.

В соответствии со ст.37 Закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов в праве требовать у страхователей первичные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также иные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты.

Запрашиваемые документы, с учетом положений ст.37 Закона №212-ФЗ, предоставляются в течении 10 рабочих дней в виде заверенных копий. Копии документов в обязательном порядке заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Что касается нотариально заверенных копий, то их органы требовать не вправе. Кроме того, в случае необходимости, сотрудники органов контроля за уплатой страховых взносов имеют право ознакомиться с подлинниками документов (ч.4 ст.37 Закона №212-ФЗ), но не в праве изъять подлинник (ч.3 ст.37 Закона №212-ФЗ).

В случае если страхователь затрудняется предоставить запрашиваемые документы в течении 10 рабочих дней, то он в течении рабочего дня, следующего за днем получения требования о предоставлении документов, письменно (с указанием причин и возможных сроков предоставления) уведомляет об этом орган контроля. На основании данного уведомления (в произвольной форме) руководство органа контроля может принять решение о продлении срока либо отказать в нем (ч.6 ст.37 Закона №212-ФЗ).

Следует обратить внимание, что отказ проверяемого лица предоставить документы в установленные сроки признается правонарушением, которое влечет наложение штрафа в размере: 50 рублей за каждый не предоставленный документ (ст.48 Закона №212-ФЗ);

от 300 до 500 рублей (Ч.3 ст.15.33 КоАП РФ - санкция в отношении должностных лиц плательщика).

Примерный перечень документов, на основании которых может быть инициирована проверка, достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц ПФР:

Øучредительные документы организации;

Øштатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

Øинформация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;

Øсписки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

Øрасчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

Øлицевые счета работников;

Øпри необходимости - другие документы.

Перечень документов является примерным, следовательно, проверяющие в праве затребовать и другие документы, не поименованные в этом списке, но обязательно имеющие отношение к предмету проверки. Проверяющими из ФСС при проверке правильности исчисления отдельных пособий, могут быть затребованы следующие документы:

Пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам:

Øлистки нетрудоспособности (п. п.57, 60 Методические указания №81, п.5 ст.13 Федерального закона №255-ФЗ);

Øрасчет суммы пособия;

Øколлективный договор или локальный нормативный акт организации, которым установлены виды выплат работникам;

Øприказы о приеме на работу;

Øтабели учета рабочего времени;

Øрасчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты;

Øтрудовые книжки сотрудников;

Øзаявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет (П.74 Методических указаний №81):

Ø(или) заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;

Ø(или) заявление матери, находящейся в послеродовом отпуске, о его замене на отпуск по уходу за ребенком (если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам);

Øрасчет пособия;

Øкопия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка;

Øкопия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);

Øвыписка из решения об установлении на ребенком опеки (при усыновлении или опекунстве);

Øкопия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;

Øсправка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) или из органов соцзащиты о том, что она (он, они) не получает пособия.

Камеральная проверка страховых взносов.

Процедура проведения камеральной проверки регламентирована ст.34 Закона №212-ФЗ. Камеральная проверка проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основании документов, предоставленных плательщиком. Сроки проведения проверки ограничены тремя месяцами со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком документы и пояснения. Если же после рассмотрения документов либо в их отсутствие проверяющими будет установлен факт правонарушения, то в течении десяти рабочих дней со дня окончания проверки составляется акт в порядке, предусмотренном ст.38 Закона №212-ФЗ. Если же по итогам камеральной проверки нарушений не выявлено, то акт проверки не составляется и о результатах проверки страхователю не сообщается (ч.6 ст.34 Закона №212-ФЗ).

Выездная проверка страховых взносов.

Процедура проведения выездной проверки установлена ст.35 Закона №212-ФЗ. Выездная проверка в отличии от камеральной, проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) органа контроля и на территории (в помещении) плательщика. В решении, кроме реквизитов плательщика, должностей и Ф. И.О. проверяющих лиц, должны быть указаны предмет проверки и периоды, за которые она проводится (ч.4 ст.35 Закона №212-ФЗ).

Выездная проверка проводится не чаще чем один раз в три года и длится не более двух месяцев со дня вынесения решения о ее назначении (для обособленного подразделения - один месяц). Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки по ее результатам.


На основании изученного материала можно сделать следующие выводы:

.В РФ существует единая система контроля за соблюдением налогового законодательства. Это налоговые органы РФ. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться, в случае необходимости, в органы Министерства РФ и к судебным приставам. Они обеспечивают принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности тех, кто "препятствует выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных обязанностей".

2.ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Основная деятельность ФНС связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

.Статья 17 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает защиту прав и интересов налогоплательщиков в судебном или ином порядке, предусмотренном законодательными актами РФ.

.В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС, Фонд Социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования", с 1 января 2010 года контролируют исчисление и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.

.Начиная с 2010 года, расчеты по страховым взносам страхователи должны подавать в территориальные органы ПФР и ФСС (п.3 ч.2 ст.28 Закона №212-ФЗ).

.В соответствии со ст.37 Закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов в праве требовать у страхователей первичные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также иные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты.

Список используемой литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ. (с изменениями и дополнениями).

2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

.Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. Пособ. Для вузов / под ред. Проф.А.З. Дадашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

.Зарипов В.М. Уменьшение налогов - законное и незаконное. // Налоговый вестник, 2010, №2. - С.104-107.

.Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. Договор и налоговый контроль (методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения). - "Налоги и финансовое право", 2010г.

.Короткова Л.А., Ковалевская Д.Е. Судебная практика: некоторые аспекты возмещения вреда, причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов и органов налоговой полиции. Налоговый вестник, №8 - с.189, №9 - с.176

.Пансков В.Г. Налоги налогообложение в РФ. - М.: Книжный мир, 2009. - 245 с.

.Федеральный закон от 1.01.2010 №173-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования".

.Правовая информационная система "Гарант".

Приложение. Практическая часть

Задание № 1

Организация является подрядчиком при выполнении строительно-монтажных работ на территории РФ. Она пригласила на субподряд организацию из Беларуси, которая в России не зарегистрирована. В контракте указана общая сумма строительных работ - 100 000 руб., в том числе НДС - 15 255 руб. Субподрядчиком выписаны акты по формам N КС-2 и КС-3 на соответствующую сумму. При этом счет-фактуру с НДС субподрядчик отказывается выписывать, аргументируя это тем, что он не платит НДС в Беларуси (счет-фактуру он выписывает только в том случае, если сам платит НДС).

Должен ли субподрядчик выписывать счет-фактуру на выполнение работ и отражать в нем НДС? Какие документы должна подготовить российская организация для подтверждения оплаты НДС за субподрядчика и как передаются эти документы в Беларусь (через налоговую инспекцию или через российскую организацию)? Отражает ли российская организация сумму НДС в книге покупок?

Согласно ст.5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 г. "О принципах взимания косвенных налогов…" (ратифицированного Федеральным Законом от 28.12.2004 г. №181 ФЗ) порядок взимания косвенных налогов должен устанавливаться отдельным протоколом. Но до настоящего времени такой протокол не подписан.

Поэтому порядок обложения НДС при выполнении строительных работ для российской организации субподрядчиком их Беларуси регулируется нормами национальных законодательств России и Беларуси. Поскольку местом реализации строительных работ признается территория РФ, стоимость работ, выполненных белорусским субподрядчиком, облагается НДС по правилам главы 21 НК РФ (ст.148 НК РФ).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ при реализации вышеуказанных работ, местом реализации которых признается территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации возникают обязанности налогового агента, предусмотренные п.1 ст.161 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации документами, подтверждающими место выполнения строительных работ, являются:

Øконтракт, заключенный с белорусским субподрядчиком;

Øдокументы, подтверждающие факт выполнения работ (акты N КС-2, КС-3), (п.4 ст.148 НК РФ).

Налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории РФ товары (работы услуги) у иностранных лиц, указанных в п.1 ст.161 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика-иностранца и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности плательщика НДС или нет (п.2 ст.161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (п.1 ст.161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст.161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п.4 ст.173 НК РФ).

Сумма налога исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в соответствии с порядком, установленным ст.161 НК РФ.

Налоговые агенты должны уплачивать НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк обслуживающий налогового агента, не в праве принимать от него поручение на перевод денежных средств, в пользу иностранных лиц, если налоговый агент не предоставил в банк также поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ). Уплата НДС осуществляется налоговым агентом по месту своего нахождения (п.3 ст.174 НК РФ).

Сумму НДС, фактически уплаченную в бюджет, организация, выступающая в качестве налогового агента, вправе предъявить к вычету.

Российская организация сумму налога (15 255 рублей), удержанную из доходов белорусского партнера и уплаченную в бюджет, может принять к вычету (п.3 ст.171 НК РФ) при соблюдении следующих условий:

Øорганизация состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз.2 п.3 ст.171 НК РФ);

Øу организации есть платежные документы, которые подтверждают, что НДС был удержан ею из доходов иностранца и перечислен в бюджет (п.1 ст.172 НК РФ);

Øтовары (работы, услуги) приобретены у иностранного лица для их использования в деятельности, облагаемой НДС (абз.3 п.3 ст.171 НК РФ).

При это налоговые органы на местах, как правило, настаивают на том, что для вычета НДС налоговый агент должен обязательно иметь еще и счет-фактуру, выписать который должен он сам.

Задание № 2

Организация (общество с ограниченной ответственностью) применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Учредитель организации внес в кассу денежные средства в качестве безвозмездной помощи. Как оформляется данная операция и каков порядок ее отражения в налоговом учете? Существует ли ограничение в размере наличных денежных средств, передаваемых учредителем в качестве безвозмездной помощи фирме?

Налоговая база.

Формируя налоговую базу, организация - "упрощенец" не учитывает доходы, предусмотренные в статье 251 Налогового кодекса (п.1 ст.346.16 Кодекса).

На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

Øот организаций, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей организации;

Øорганизации, если уставный капитал передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада получающей организации;

Øфизического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада этого физического лица.

Указанное имущество не признается доходом для целей налогообложения прибыли. Если в течении одного года со дня получения оно (кроме денежных средств) не передается третьим лицам.

Иными словами, если учредителю (юр. либо физ. лицу) принадлежит более 50% доли в уставном капитале ООО, то безвозмездно полученные от него денежные средства не учитываются в налоговой базе при исчислении налога, уплачиваемого при УСН.

Причем не имеет значения, как использовались эти денежные средства в хозяйственной деятельности организации в течении года со дня их получения. Следовательно, полученная сумма не отражается в Книге учета доходов и расходов. Затраты, осуществленные за счет безвозмездно полученных денежных средств, включаются в состав расходов в соответствии со статьями 346.16 и 346.17 НК РФ. Естественно, при условии, что эти затраты соответствуют критериям, приведенным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Когда доля учредителя в уставном капитале ООО составляет менее 50%, безвозмездно полученные от него денежные средства признаются доходом организации в момент их поступления в кассу (на расчетный счет). Порядок признания доходов при применении "упрощенки" прописан в пункте 1 статьи 356.17 НК РФ.

Организация в которой доля участия другого юридического лица превышает 25%, не вправе применять УСН (подп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ). Исключение - фирмы, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых среднесписочная численность работников-инвалидов составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%.

Бухгалтерский учет.

Для целей бухгалтерского учета (если организация - "упрощенец" ведет его) безвозмездное получение денежных средств отражается в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99). При этом делается запись (проводка):

Дебит 50 (51); Кредит 91-1

на сумму безвозмездно полученных денежных средств.

Кассовые операции.

Согласно пункту 4 статьи 346.11 Налогового кодекса для организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 №40 (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком прием наличных денег производится по приходным кассовым ордерам (унифицированная форма N КО-1), подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя организации. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера (лица, на это уполномоченного) и кассира. Квитанция должна быть заверены печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Требования к оформлению приходного кассового ордера содержатся в журнале регистрации (унифицированная форма N КО-3). Все поступления наличных денежных средств организации учитывают в кассовой книге (унифицированная форма N КО-4). Организация обязана сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе. Порядок и сроки сдачи наличности необходимо согласовать с обслуживающим банком.

Все организации обязаны применять на территории России контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах в случаях продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Таково требование пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ. Поступление в кассу организации наличных денежных средств в качестве безвозмездной помощи от учредителя не попадает под признаки торговых операций (работ, услуг). Следовательно, в данном случае применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Предельная сумма наличных денежных средств, полученных организацией в качестве безвозмездной помощи от учредителя, законодательством не определена. Банк России установил предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 100 000 рублей. Основание - Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1843-У. напомним, что в соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Поскольку таких действий не происходит, рассматриваемая ситуация под определение сделки не подпадает. А значит, ограничение, установленное Банком России при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами, на данный случай не распространяются

Иначе говоря, размер безвозмездной помощи, оказываемой учредителем (юридическим или физическим лицом), не зависит от решения участников общества и может превышать установленный предел независимо от того, наличным или безналичным путем вносятся денежные средства.

Похожие работы на - Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Методика налоговой проверки страховых взносов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!