Налогообложение предприятий и пути его совершенствования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение предприятий и пути его совершенствования
















Налогообложение предприятий и пути его совершенствования

1. Основы налогообложения в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, без эквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

необлагаемый минимум объекта налога;

изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

понижение налоговых ставок;

вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

прочие налоговые льготы.

Отличительные признаки налогообложения в Российской Федерации:

) Обязательность - каждое лицо - налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги.

) Индивидуальная безвозмездность - каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага.

) Уплата в денежной форме - налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме.

) Финансовое обеспечение деятельности - налоги, сборы, платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов.

) Общие условия установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, сроки уплаты налога.

Под методом налогообложения понимается порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Существует три метода налогообложения:

1)равное

2) пропорциональное

) прогрессивное

При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т.п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства при необходимости выкупа короля из плена.

Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.

Прогрессивное налогообложение. Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низко-обеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход.

Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

а) простая поразрядная прогрессия. В данном случае налогооблагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме).

б) простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме;

в) сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка.

Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применяется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавностью налогообложения;

г) скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.

1.1Сущность и функции налогов

Налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Как следует из вышеприведенных определений, важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

Налоги выполняют следующие функции:

) фискальную (от лат. слова fiscus - государственная казна) - являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов - бюджетов и внебюджетных фондов;

) экономическую (регулирующую) - позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

) Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

Функции налогов выражают наиболее существенные черты правовых механизмов налогообложения и направлены на достижение конкретных задач, стоящих перед налоговым правом на данном этапе его развития. В современных условиях РФ налоговое право призвано обеспечить пополнение государственной казны, осуществляя при этом регулирование экономического развития государства.

Считаю, что государство Российской Федерации должно стимулировать предприятия, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, поощрять или вознаграждать за уплату налогов.

1.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

1)федеральные:

2)региональные;

)местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:

) Федеральные:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Государственная пошлина.

) Региональные:

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Налог на игорный бизнес.

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

прямые;

косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения.

К прямым налогам относятся:

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.

К косвенным налогам относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

таможенные пошлины и др.

Особая категория налогов - так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов:

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

2. Налогообложение предприятий

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий и организаций.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д.

Налоги, уплачиваемые предприятиями:

) налог на добавленную стоимость;

) налог на прибыль;

) акцизы;

) налог на имущество предприятий;

) налог на доходы физических лиц;

) единый социальный налог;

) налог на добычу полезных ископаемых;

) водный налог;

) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

) государственная пошлина;

) транспортный налог;

) земельный налог;

) налог на имущество физических лиц;

) налог на внешнюю торговлю.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - взимаемый с предприятий косвенный налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в идее разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырьё, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны.

По всей территории страны на 2014 год на товары и услуги установлена ставка НДС в размере 18%. Исключения составляют отдельные товары для детей, отдельные продовольственные товары, периодические печатные издания и книжная продукция, носящая образовательный характер, а также отдельные медицинские товары отечественного и зарубежного производства. Для всех перечисленных выше категорий установлена ставка НДС - 10%.

Налог на прибыль является одним из главных источников наполнения доходной части Госбюджета, а также бюджетов субъектов РФ. В 2014 году налог на прибыль останется без изменений.

Согласно статьи 284 НК РФ, Налоговая ставка на прибыль устанавливается в размере 20%. При этом 2% от суммы, начисленной по налоговой ставке на прибыль идет в Федеральный Бюджет РФ, а 18% от данной суммы перечисляют в местные бюджеты субъектов РФ.

НК РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль:

для отдельных видов долговых обязательств - 0%, 9%, 15%;

на доходы, полученные в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%;

для иностранных организаций, доходы которых не связанны с деятельностью в РФ через постоянные представительства - 10%, 20%;

для ЦБ РФ - 0%.

2.1 Налоги, уплачиваемые из прибыли на предприятии

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов, играющим фискальную и регулирующую роль.

В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ.

Прибылью признается:

для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Налоги, уплачиваемые из прибыли на предприятии, делятся на три группы:

налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия;

налог на прибыль предприятий и организаций;

налоги, относимые на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль.

В первую группу входят:

налог на имущество предприятий;

сбор на нужды образовательных учреждений;

целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

налог на рекламу;

сбор за уборку территорий населенных пунктов.

Вторая группа включает налог на прибыль и на доходы предприятий и организаций.

В состав третьей группы входят:

налог на операции с ценными бумагами;

налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Налог на имущество предприятий относится к группе региональных налогов. Налог уплачивают предприятия, учреждения, организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Филиалы и другие аналогичные подразделения организации, если они имеют отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, они могут исполнять обязанности организации по уплате налога в порядке, предусмотренном для уплаты налога на имущество предприятий по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

Не являются плательщиком налога:

Центральный банк Российской Федерации и его учреждения;

организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Если налогоплательщик занимается иными видами деятельности (не подлежащими налогообложению единым налогом на вмененный доход), то по имуществу, используемому для этих иных видов деятельности, необходимо платить налог в общеустановленном порядке. В случае, если налогоплательщик использует имущество в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и иной деятельности, указанное имущество подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

По источникам уплаты налоги предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

) Налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг):

на добавленную стоимость (НДС);

акцизы;

экспортная таможенная пошлина;

на реализацию горюче-смазочных материалов.

) Налоги, включаемые в себестоимость продукции (товаров, услуг):

земельный;

на пользователей автомобильных дорог;

с владельцев транспортных средств;

плата за пользование недрами;

платежи за предельно-допустимое загрязнение окружающей среды;

отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

плата за воду, забираемую промышленными предприятиями за водохозяйственных систем;

импортные таможенные пошлины.

) Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий (на балансовую прибыль):

на имущество предприятий;

на рекламу;

на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

сборы на нужды образовательных учреждений.

) Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли:

на прибыль предприятий;

плата за сверхнормативные потери полезных ископаемых;

местные налоги, вносимые за счёт чистой прибыли.

Помимо указанных налоговых платежей предприятия делают отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд (28%), Фонд обязательного медицинского страхования (5,4%), Фонд занятости населения (1,5%). Эти отчисления делаются предприятиями от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.

В целях совершенствования налогообложения прибыли организаций уточнен порядок налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. С 2013 года в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.

Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям, будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций через механизм начисления амортизации. Другие расходы (некапитального характера), включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, подлежат учету единовременно в составе внереализационных расходов.

Одновременно уточнено положение о порядке применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации по объектам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Для этого в Кодекс было внесено изменение, согласно которому специальный коэффициент, но не выше 2, может применяться в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, только в том случае, если указанные объекты были приняты на учет до 1 января 2014 года.

2.2 Состав налогов, взимаемых с предприятий на территории Российской Федерации

Виды налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, регламентируются статьей 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. Комментируемая статья устанавливает виды налогов в Российской Федерации. К ним относятся: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

) акцизы (гл. 22 НКРФ);

) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Считаю более подробно рассмотреть налог на добавленную стоимость и налог на доход физических лиц.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения он получил название «универсального акциза» Взимание НДС построено на территориальном принципе: налогообложению подлежат как резиденты, так и нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС - косвенный налог, т.е. надбавка к цене товара.

Плательщиками НДС в соответствии с НК РФ являются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектами налогообложения являются:

) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Подробный перечень объектов налогообложения также приводится в ст. 146 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

В России налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения (статья 209 НК РФ) признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы (статья 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговый период регламентируется статьей 216 НК РФ и составляет календарный год. Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Основная налоговая ставка - 13%.

9% (доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов);

15% (для нерезидентов в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций);

30% (относится к налоговым нерезидентам Российской Федерации);

35% (стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей).

3. Анализ финансовой устойчивости предприятия

Финансовое состояние предприятия - это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции.

На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы:

) Положение предприятия на товарном рынке;

) Уровень привлекательности отрасли в бизнесе;

) Финансово-производственный потенциал предприятия;

) Степень финансовой независимости;

) Уровень деловой активности;

) Эффективность финансово-хозяйственных операций и др.

Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости:

1)абсолютная финансовая устойчивость (трехфакторный показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=1,1,1). Такой тип финансовой устойчивости характеризуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т.е. организация не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко. Более того, она вряд ли может рассматриваться как идеальная, поскольку означает, что руководство компании не умеет, не желает, или не имеет возможности использовать внешние источники средств для основной деятельности.

2)нормальная финансовая устойчивость (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=0,1,1). В этой ситуации предприятие использует для покрытия запасов помимо собственных оборотных средств также и долгосрочные привлеченные средства. Такой тип финансирования запасов является «нормальным» с точки зрения финансового менеджмента. Нормальная финансовая устойчивость является наиболее желательной для предприятия.

)неустойчивое финансовое положение (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=0,0,1), характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.

)кризисное финансовое состояние (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: М=0,0,0), при котором предприятие находится на грани банкротства, т. к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.

Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции.

Финансовое состояние хозяйствующей единицы находится в прямой зависимости от объемных и динамических показателей движения производства. Рост объема производства улучшает финансовое состояние предприятия, а его сокращение, напротив, ухудшает. Но и финансовое состояние в свою очередь влияет на производство: замедляет его, если ухудшается, и ускоряет, если увеличивается.

Чем выше темпы роста производства на предприятии, тем выше выручка от реализации продукции, а, следовательно, и прибыль

Анализ финансовой устойчивости делится на следующие этапы:

) Оценка и анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости.

) Ранжирование факторов по значимости, качественная и количественная оценка их влияния на финансовую устойчивость предприятия.

) Принятие управленческих решений с целью повышения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

В основе устойчивости финансового состояния организации лежит соотношение между стоимостью материально-производственных запасов и источниками их формирования (собственными и заемными). Если обеспеченность названных запасов источниками - это сущность финансовой устойчивости, то платежеспособность - это внешнее проявление финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов за счет собственных средств покрывает вложенные в активы средства, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Финансовая устойчивость отражает стабильное превышение доходов над расходами и состояние ресурсов, которое обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами организации и путем их эффективного использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации, расширению и обновлению. Она отражает соотношение собственного и заемного капитала, темпы накопления собственного капитала в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, соотношение мобильных и иммобилизованных средств организации, достаточное обеспечение запасов собственными источниками. Финансовая устойчивость - это главный компонент общей устойчивости организации, так как она является характерным индикатором стабильно образующегося превышения доходов и расходов.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала и уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

Анализируя финансовую устойчивость предприятия, можно прийти к выводу, что владельцы предприятия всегда отдают преимущество разумному росту доли заемных средств; кредиторы наоборот - отдают преимущества предприятиям с высокой долей собственного капитала.

Таким образом, анализ финансовой устойчивости предприятия дает возможность оценить, насколько предприятие готово к погашению своих долгов и ответить на вопрос, насколько оно является независимым с финансовой стороны, увеличивается или уменьшается уровень этой независимости, отвечает ли состояние активов и пассивов предприятия целям его хозяйственной деятельности.

налогообложение прогрессивный фискальный устойчивость

3.1 Совершенствование налогообложения Российской Федерации

В условиях постоянного и непрерывного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особую важность приобретают понимание основных определений, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, их научная систематизация, способность проводить анализ существующего налогообложения для юридических лиц для успешного функционирования предприятия, прогнозировать возможные изменения в налоговой нагрузке.

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%. Косвенные налоги играют основную роль в налоговых системах различных стран, в том числе и России. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы и необходимостью обеспечения стабильного доходного источника в бюджет.

В консолидированный бюджет РФ по состоянию на 01.01.2014 поступило порядка 24 931,13 млрд. рублей (43,1%).

Рост налоговых поступлений является отражением положительной динамики мировой конъюнктуры, внутреннего спроса, роста производства товаров и услуг.

Основная доля доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счёт платежей по налогу на добавленную стоимость (на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, а также на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации) - 17,1% от общего объёма поступлений, налогу на доходы физических лиц - 34,4%, налогу на прибыль организаций - 17,7%, налогов на имущество - 17,8%, акцизов по сводной группе подакцизных товаров - 7,5 процента.

За 2013 год в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Тверской области поступило всего налогов, сборов и других обязательных платежей в сумме 47 677,7 млн. рублей или 105,2% к 2012 году.

Следует отметить, что существующие недостатки и недочеты в налоговой системе во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного и полного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, развитию теневой экономики.

В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Правительством Российской Федерации принято решение о мерах налогового стимулирования на 2014 год. За прошедший период в правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) был внесен ряд изменений в целях поддержки физических лиц. Одновременно были упорядочены некоторые льготы по НДФЛ. Выходные пособия стали освобождаться от налогообложения НДФЛ в размере, не превышающем в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Налоговое стимулирование инвестиций, поддержка модернизации производства, упрощение налогового учета.

В 2013 году государством был начат налоговый маневр, заключающийся в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Ставя задачи на 2014 год и период 2015-2016 годов, существенных изменений в структуре налоговой системы, а также введения новых налогов в среднесрочном периоде не требуется. Дальнейшее совершенствование налоговой системы будет реализовываться путем мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.

Заключение

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсовой работы. Но государство Российской Федерации принимает некоторые меры по совершенствованию налогообложения предприятий и налогообложения в целом.

В данной курсовой работе были выявлены некоторые проблемы, касающиеся налогообложения Российской Федерации. Подчеркну, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Налоговый кодекс Российской Федерации в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, с точки зрения терминов и понятий, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Все статьи Налогового Кодекса не должны противоречить друг другу и основному документу - Конституции Российской Федерации. Кроме того, Налоговый кодекс должен быть «очеловечен», так как в демократическом государстве новые нормативные документы не должны ухудшать положение граждан, в частности налогоплательщиков, в обществе.

Мне кажется, если наша страна перенимает опыт у Западных стран то, может быть, стоит присмотреться к их налоговому кодексу. В этой связи в качестве одной из составляющих налоговой реформы весьма перспективным представляется введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости с одновременной отменой существующих имущественных платежей (налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий, плата за землю). Но этот вопрос требует колоссального разбирательства, что под силу правительству Российской Федерации.

Однако сегодня необходим целый комплекс более глобальных мер по реформированию всей существующей системы налогообложения страны.

Список литературы

1.Налоговый Кодекс РФ, часть первая и вторая

.Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы / К.В. Горский // Финансы, 2008, №2.-49 с.

.Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. (РФЭИ; 2010, 356 с.)

.Миляков Н.В., // Инфра-М // 2012, 509 с.

.Применение различных систем налогообложения: проблемы совмещения./ И.А. Толмачев. - М.: ГросМедиа: РОСБУХ, 2009 г.

.Налоги и налогообложение предприятий в России [Электронный ресурс]: #"justify">7.www.minfin.ru - Министерство Финансов Российской Федерации

8.www.rg.ru - Российская газета, статья о налогах в 2014 году

Похожие работы на - Налогообложение предприятий и пути его совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!