Налоги и налогообложение

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    299,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоги и налогообложение

Содержание

. Место налогов в системе финансовых отношений

. Особенности налогообложения в условиях Единого Таможенного Союза

. Отчисления в пенсионный фонд (для физических лиц)

Список использованной литературы

1. Место налогов в системе финансовых отношений

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств.

Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства [5].

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь:

-       налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты;

-       сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [1].

Налоги как экономическая категория выступают инструментом обеспечения государства и его образований финансовыми ресурсами для регулирования интересов всех субъектов общества. Свойство налогов как правовой категории выражается через правовую форму установления конкретных видов налогов. Государство в законодательном порядке устанавливает правила изъятия налогов у налогоплательщиков.

Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект.

Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключение в виде установления целевых налогов.

Налог считается установленным в случае, когда определены следующие элементы налогообложения:

-       плательщик налога;

-       объект налогообложения;

-       налоговая база;

-       налоговый и отчетный период;

-       налоговая ставка;

-       порядок исчисления;

-       порядок и сроки уплаты;

-       налоговые льготы.

Классифицируются налоги по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением транспортных организаций классификация налогов имеет большое значение. Многообразие классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различных исследований, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Таким образом, налоги, сборы и другие обязательные платежи, уплачиваемые транспортными организациями можно классифицировать по нескольким признакам (рис. 1) [6].

Рисунок 1- Классификация налогов

Сущность всех рассмотренных видов налогов, раскрывается посредством их функций.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социальною развития общества.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).

Распределительная функция обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом.

Контрольная функция проявляется в оценке эффективного налогового механизма.

Эффективность реализации указанных функций и проведения налоговой политики определяется ее соответствием основным принципам налогообложения [4].

Принцип равномерности предусматривает необходимость равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования.

Принцип определенности предполагает стабильность налогового законодательства. Любые его корректировки ни в коем случае не должны приниматься задним числом. О предстоящих изменениях необходимо широко сформировать налогоплательщиков.

Принцип простоты и удобства предполагает исключение для налогоплательщиков множества дифференцированных ставок и сложных расчетов.

Принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору.

Принцип оптимизации уровня налоговой нагрузки заключается в том, что действующие налоги обязаны обеспечить гармонизацию интересов всех субъектов общества, т.е. оптимальное сочетание и развитие государственных, коллективных и личностных интересов [6].

2. Особенности налогообложения в условиях Единого Таможенного Союза

В условиях единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран посредством таможенно-тарифного регулирования, являющегося главным рычагом управления внешнеэкономической деятельностью.

Значимая роль в Таможенном союзе отводится финансовым механизмам его договорно-правовой базы. Разработанные в короткий срок экспертами Беларуси, Казахстана и России и введенные в действие, такие финансовые механизмы обеспечивают эффективную работу единой таможенной территории, применяются как на внешнем контуре таможенной границы Таможенного союза, так и внутри его (во взаимной торговле) (рис. 1).

Рисунок 2 - Финансовые механизмы договорно-правовой базы Таможенного союза

На внешнем контуре таможенной границы Таможенного союза финансовые механизмы используются при взимании таможенными органами таможенных платежей, а также зачислении и распределении таможенных пошлин.

Внутри Таможенного союза применяется уникальный финансовый механизм взимания по международному правилу косвенного налогообложения - принципу страны назначения. Впервые на территории постсоветского пространства во взаимной торговле трех государств применяется механизм взимания косвенных налогов в стране потребления товара налоговыми, а не таможенными органами.

Финансовые механизмы на внешнем контуре Таможенного союза. С введением в действие с 1 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 г. с учетом изъятий, установленных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5.07.2010 г. (в отношении нефти и нефтепродуктов, а также товаров некоммерческого характера), все функции контроля перемещения товаров перенесены с внутренних границ на внешний контур. Таможенным кодексом Таможенного союза (далее Таможенный кодекс ТС) установлены: единый порядок таможенного регулирования, единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей [3].

Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными процедурами, идентифицирующими статус товаров и транспортных средств при таком перемещении. Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от заявленных таможенных процедур (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад и т.д.)

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Объектами обложения таможенными платежами являются: товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза; операции по условиям совершения в отношении организаций и физических лиц юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, являются одним из источников доходов бюджета, его авансового наполнения. За счет таможенных платежей обеспечивается финансирование расходов бюджета, в том числе выплаты пенсий, стипендий и др.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве - участнике Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров. Плательщиками таможенных платежей являются резиденты Беларуси, Казахстана и России.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - участников Таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. введен в действие с 1 января 2010 г. Единый таможенный тариф (далее ЕТТ) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД и являющийся инструментом торговой политики Таможенного союза.

В условиях единой таможенной территории действуют единые правила таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Согласно таким правилам, товары, происходящие и ввозимые из стран СНГ, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. Обложению таможенными пошлинами подлежат только товары, ввозимые из стран вне СНГ.

Взимание налога на добавленную стоимость и акцизов осуществляется таможенными органами во время таможенного декларирования товаров при выпуске их для внутреннего потребления [7].

В соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г., с 1 июля 2010 г. взимание налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам осуществляется налоговыми органами согласно разработанным и введенным в действие международным договорам.

Основой функционирования механизма взимания косвенных налогов послужила разработанная форма документа для контроля за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов - заявление о ввозе товаров.

Взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), в Беларуси и России осуществляется таможенными органами государства - участника Таможенного союза, в Казахстане - налоговыми органами. Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства - участника Таможенного союза. При экспорте товаров применяются нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Документы, подтверждающие нулевую ставку НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов, представляются в налоговые органы в течение 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров получателю.

При непредставлении соответствующих документов суммы НДС и акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится 181-й день со дня отгрузки (передачи) товаров покупателю.

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - участника Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары. Ввозимые товары облагаются налогом на добавленную стоимость по следующим ставкам: в Беларуси - 20%, России - 18, Казахстане - 12% [8].

3. Отчисления в пенсионный фонд (для физических лиц)

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты [9].

Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

-       осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;

-       назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

-       создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

-       в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

-       осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

-       пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями;

-       пособиями по беременности и родам;

-       пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;

-       пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

-       пособиями по безработице;

-       пособиями на погребение.

Обязательные страховые взносы включают взносы на пенсионное и социальное страхование.

Пенсионное страхование - это страхование на случай достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Право на получение пенсий имеют лица, за которых уплачивались взносы на пенсионное страхование.

Плательщиками обязательных страховых взносов в ФСЗН признаются:

работодатели;

работающие граждане;

физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы;

Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".

К физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся:

индивидуальные предприниматели;

физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;

частные нотариусы;

адвокаты;

творческие работники;

граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц;

граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь;

граждане, работающие за пределами Республики Беларусь [10].

Плательщики обязательных страховых взносов обязаны своевременно стать на учет в органах ФСЗН по месту своего нахождения (жительства).

Для работодателей и работающих граждан объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования. Включаются в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН также вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Исключение составляют выплаты, предусмотренные перечнем видов выплат, на которые не начисляются названные взносы, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь [1].

Для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН является определяемый ими доход.

Обязательные страховые взносы включают взносы на пенсионное и социальное страхование. Уплата взносов на пенсионное и социальное страхование производится единым платежом (таблица 1).

Таблица 1 - Размер обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование

Плательщики

Размер взносов на пенсионное страхование, %

Размер взносов на социальное страхование, %

Размер единого платежа в ФСЗН, % (гр. 2 + + гр. 3)

Физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы

29

6 Кроме граждан, работающих за пределами РБ

35

налог финансовый пенсионный страхование

Список использованной литературы

1.       Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (с изм. и доп.от 01.01.2013)

2.       Закон Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII ( с изм. и доп. от 30 декабря 2011 г. № 334-З)

3.       Векторы внешнеэкономической деятельности / В.М. Руденков [и др.]; под общ. ред. В.М. Руденкова. Институт экономики НАН Беларуси. Минск: Право и экономика. 2010. - 528 с.

4.       Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб.пособие/ Н. А. Мельникова. - Мн.: БГУ, 2005. - 262 с.

5.       Налоги и налогообложение / Под ред. Черника Д.Г. − М.: Фортуна

6.       Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение / Н.В. Миляков. − 5-е изд., перераб. и доп. − М.: Инфра-М, 2006. - 509 с.

7.       Тарарышкина, Л.И., Тарарышкин, Ю.В. Аспекты финансово-кредитного механизма в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС / Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы IV Междунар. научн.-практ. конф. (Минск, 19-20 мая 2011 г.). В 2 т. Минск: БГЭУ. 2011

8.       Тарарышкина, Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС // Белорусский экономический журнал. - № 4. - 2011. - С. 15-23.

9.       Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты от 16.01.2009 № 40

10.     Электронный ресурс: http://www.ssf.gov.by

Похожие работы на - Налоги и налогообложение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!