Налоги и налогообложение
Содержание
. Место
налогов в системе финансовых отношений
. Особенности
налогообложения в условиях Единого Таможенного Союза
. Отчисления
в пенсионный фонд (для физических лиц)
Список использованной литературы
1.
Место налогов в системе финансовых отношений
Необходимость налогов вытекает из классических
функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность
(политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и
др.), требующую средств.
Экономическая сущность налогов вытекает из
сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения
финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный
продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения
направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств
производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства
[5].
В соответствии с Налоговым кодексом Республики
Беларусь:
- налогом признается обязательный
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в
форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или)
местные бюджеты;
- сбором (пошлиной) признается обязательный
платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и
физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их
государственными органами, в том числе местными Советами депутатов,
исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными
организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая
предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий),
либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики
Беларусь [1].
Налоги как экономическая категория выступают
инструментом обеспечения государства и его образований финансовыми ресурсами
для регулирования интересов всех субъектов общества. Свойство налогов как
правовой категории выражается через правовую форму установления конкретных
видов налогов. Государство в законодательном порядке устанавливает правила
изъятия налогов у налогоплательщиков.
Формирование доходов государственного бюджета на
основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство
в крупнейший экономический субъект.
Целью взимания налогов является обеспечение
государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в
соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных
расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов
налогообложения. Однако это правило допускает исключение в виде установления
целевых налогов.
Налог считается установленным в случае, когда
определены следующие элементы налогообложения:
- плательщик налога;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый и отчетный период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты;
- налоговые льготы.
Классифицируются налоги по различным признакам.
Для организации рационального управления налогообложением транспортных
организаций классификация налогов имеет большое значение. Многообразие
классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различных
исследований, в определенной степени отражает эволюцию налогов.
Таким образом, налоги, сборы и другие
обязательные платежи, уплачиваемые транспортными организациями можно
классифицировать по нескольким признакам (рис. 1) [6].
Рисунок 1- Классификация налогов
Сущность всех рассмотренных видов налогов,
раскрывается посредством их функций.
Функция налога - это проявление его сущности в
действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом
реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов. В числе налоговых
функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная,
регулирующая, контрольная.
Кроме того, налоговая система может быть
признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в
области экономического и социальною развития общества.
Фискальная функция налогов проявляется в
бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для
осуществления его деятельности.
Стимулирующая функция реализуется через систему
льгот, исключений, преференций (предпочтений).
Распределительная функция обеспечивает процесс
перераспределения валового внутреннего продукта. В этой функции реализуется
общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента
распределительных отношений.
Регулирующая функция налогов состоит в их
способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый
рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и
платежеспособным спросом.
Контрольная функция проявляется в оценке
эффективного налогового механизма.
Эффективность реализации указанных функций и
проведения налоговой политики определяется ее соответствием основным принципам
налогообложения [4].
Принцип равномерности предусматривает
необходимость равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты
хозяйствования.
Принцип определенности предполагает стабильность
налогового законодательства. Любые его корректировки ни в коем случае не должны
приниматься задним числом. О предстоящих изменениях необходимо широко
сформировать налогоплательщиков.
Принцип простоты и удобства предполагает
исключение для налогоплательщиков множества дифференцированных ставок и сложных
расчетов.
Принцип дешевизны характеризует эффективность
налоговой системы для государства и определяется административными затратами на
ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает
наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их
сбору.
Принцип оптимизации уровня налоговой нагрузки
заключается в том, что действующие налоги обязаны обеспечить гармонизацию
интересов всех субъектов общества, т.е. оптимальное сочетание и развитие
государственных, коллективных и личностных интересов [6].
2.
Особенности налогообложения в условиях Единого Таможенного
Союза
В условиях единой таможенной территории
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации проводится
единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран посредством
таможенно-тарифного регулирования, являющегося главным рычагом управления
внешнеэкономической деятельностью.
Значимая роль в Таможенном союзе отводится
финансовым механизмам его договорно-правовой базы. Разработанные в короткий
срок экспертами Беларуси, Казахстана и России и введенные в действие, такие
финансовые механизмы обеспечивают эффективную работу единой таможенной
территории, применяются как на внешнем контуре таможенной границы Таможенного
союза, так и внутри его (во взаимной торговле) (рис. 1).
Рисунок 2 - Финансовые механизмы
договорно-правовой базы Таможенного союза
На внешнем контуре таможенной границы
Таможенного союза финансовые механизмы используются при взимании таможенными
органами таможенных платежей, а также зачислении и распределении таможенных
пошлин.
Внутри Таможенного союза применяется уникальный
финансовый механизм взимания по международному правилу косвенного
налогообложения - принципу страны назначения. Впервые на территории
постсоветского пространства во взаимной торговле трех государств применяется
механизм взимания косвенных налогов в стране потребления товара налоговыми, а
не таможенными органами.
Финансовые механизмы на внешнем контуре
Таможенного союза. С введением в действие с 1 июля 2010 г. Договора о Таможенном
кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 г. с учетом изъятий, установленных
Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой
таможенной территории Таможенного союза от 5.07.2010 г. (в отношении нефти и
нефтепродуктов, а также товаров некоммерческого характера), все функции
контроля перемещения товаров перенесены с внутренних границ на внешний контур.
Таможенным кодексом Таможенного союза (далее Таможенный кодекс ТС) установлены:
единый порядок таможенного регулирования, единые правила декларирования товаров
и уплаты таможенных платежей [3].
Товары и транспортные средства перемещаются
через таможенную границу в соответствии с их таможенными процедурами,
идентифицирующими статус товаров и транспортных средств при таком перемещении.
Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от заявленных
таможенных процедур (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный
транзит; таможенный склад и т.д.)
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на
таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если товары фактически
пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения
таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением
таможенной процедуры таможенного транзита.
Объектами обложения таможенными платежами
являются: товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза;
операции по условиям совершения в отношении организаций и физических лиц
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу специальных разрешений (лицензий), либо операции, связанные с
перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Таможенные платежи, взимаемые таможенными
органами, являются одним из источников доходов бюджета, его авансового
наполнения. За счет таможенных платежей обеспечивается финансирование расходов
бюджета, в том числе выплаты пенсий, стипендий и др.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются
(взыскиваются) в государстве - участнике Таможенного союза, таможенным органом
которого производится выпуск товаров. Плательщиками таможенных платежей
являются резиденты Беларуси, Казахстана и России.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются
законодательством государств - участников Таможенного союза. Размер таможенных
сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на
совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Соглашением о едином таможенно-тарифном
регулировании в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. введен в действие с 1 января
2010 г. Единый таможенный тариф (далее ЕТТ) - свод ставок ввозных таможенных
пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из
третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД и являющийся
инструментом торговой политики Таможенного союза.
В условиях единой таможенной территории
действуют единые правила таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности. Согласно таким правилам, товары, происходящие и ввозимые из стран
СНГ, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. Обложению таможенными
пошлинами подлежат только товары, ввозимые из стран вне СНГ.
Взимание налога на добавленную стоимость и
акцизов осуществляется таможенными органами во время таможенного декларирования
товаров при выпуске их для внутреннего потребления [7].
В соответствии с Соглашением о принципах
взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ,
оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г., с 1 июля 2010 г. взимание
налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам осуществляется
налоговыми органами согласно разработанным и введенным в действие международным
договорам.
Основой функционирования механизма взимания
косвенных налогов послужила разработанная форма документа для контроля за
перемещением товаров и уплатой косвенных налогов - заявление о ввозе товаров.
Взимание акцизов по товарам, подлежащим
маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), в Беларуси
и России осуществляется таможенными органами государства - участника
Таможенного союза, в Казахстане - налоговыми органами. Уплата акцизов по
маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные
законодательством государства - участника Таможенного союза. При экспорте
товаров применяются нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение
уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта
экспорта. Документы, подтверждающие нулевую ставку НДС и освобождение от уплаты
(возмещение уплаченной суммы) акцизов, представляются в налоговые органы в
течение 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров получателю.
При непредставлении соответствующих документов
суммы НДС и акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на
который приходится 181-й день со дня отгрузки (передачи) товаров покупателю.
Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по
товарам, импортированным на территорию одного государства - участника
Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного
союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством
государства - участника Таможенного союза, на территорию которого импортированы
товары. Ввозимые товары облагаются налогом на добавленную стоимость по
следующим ставкам: в Беларуси - 20%, России - 18, Казахстане - 12% [8].
3.
Отчисления в пенсионный фонд (для физических лиц)
Государственное социальное страхование
представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики
Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального
страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее -
Фонд) является органом государственного управления средствами государственного
социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты [9].
Фонд является департаментом с
правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет
самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба
Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.
Основными задачами Фонда
являются реализация государственной политики по управлению средствами
государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции
предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном
страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования,
международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Фонд в соответствии с
возложенными на него задачами:
- осуществляет сбор и
аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное
пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное
страхование;
- назначает и
выплачивает профессиональные пенсии;
- создает и ведет
базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям
профессиональных пенсий;
- в установленном
порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат
из средств государственного социального страхования;
- осуществляет иные
функции, предусмотренные законодательством.
По государственному социальному
страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:
- пенсиями по
возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет,
профессиональными пенсиями;
- пособиями по
беременности и родам;
- пособиями, связанными
с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;
- пособиями по
болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с
санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
- пособиями по
безработице;
- пособиями на
погребение.
Обязательные страховые взносы включают взносы на
пенсионное и социальное страхование.
Пенсионное страхование - это страхование на
случай достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, инвалидности и
потери кормильца. Право на получение пенсий имеют лица, за которых уплачивались
взносы на пенсионное страхование.
Плательщиками обязательных страховых взносов в
ФСЗН признаются:
работодатели;
работающие граждане;
физические лица, самостоятельно уплачивающие
страховые взносы;
Белорусское республиканское унитарное страховое
предприятие "Белгосстрах".
К физическим лицам, самостоятельно уплачивающим
страховые взносы, относятся:
индивидуальные предприниматели;
физические лица, осуществляющие предусмотренные
законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу
без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
частные нотариусы;
адвокаты;
творческие работники;
граждане, выполняющие работы по
гражданско-правовым договорам у физических лиц;
граждане, работающие в представительствах
международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических
представительствах и консульских учреждениях иностранных государств,
аккредитованных в Республике Беларусь;
граждане, работающие за пределами Республики
Беларусь [10].
Плательщики обязательных страховых взносов
обязаны своевременно стать на учет в органах ФСЗН по месту своего нахождения
(жительства).
Для работодателей и работающих граждан объектом
для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются выплаты всех
видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих
граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования. Включаются
в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН также
вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Исключение составляют выплаты,
предусмотренные перечнем видов выплат, на которые не начисляются названные
взносы, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь [1].
Для физических лиц, самостоятельно уплачивающих
страховые взносы, объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН
является определяемый ими доход.
Обязательные страховые взносы включают взносы на
пенсионное и социальное страхование. Уплата взносов на пенсионное и социальное
страхование производится единым платежом (таблица 1).
Таблица 1 - Размер обязательных
страховых взносов на пенсионное и социальное страхование
Плательщики
|
Размер
взносов на пенсионное страхование, %
|
Размер
взносов на социальное страхование, %
|
Размер
единого платежа в ФСЗН, % (гр. 2 + + гр. 3)
|
Физические
лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы
|
29
|
6
Кроме граждан, работающих за пределами РБ
|
35
|
налог финансовый
пенсионный страхование
Список использованной литературы
1. Налоговый
кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (с изм. и
доп.от 01.01.2013)
2. Закон
Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в фонд социальной
защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь" от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII ( с изм. и доп. от 30 декабря
2011 г. № 334-З)
3. Векторы
внешнеэкономической деятельности / В.М. Руденков [и др.]; под общ. ред. В.М.
Руденкова. Институт экономики НАН Беларуси. Минск: Право и экономика. 2010. -
528 с.
4. Мельникова,
Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб.пособие/ Н. А.
Мельникова. - Мн.: БГУ, 2005. - 262 с.
5. Налоги
и налогообложение / Под ред. Черника Д.Г. − М.: Фортуна
6. Миляков,
Н.В. Налоги и налогообложение / Н.В. Миляков. − 5-е изд., перераб. и доп.
− М.: Инфра-М, 2006. - 509 с.
7. Тарарышкина,
Л.И., Тарарышкин, Ю.В. Аспекты финансово-кредитного механизма в условиях единой
таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС / Экономический рост Республики
Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы IV Междунар.
научн.-практ. конф. (Минск, 19-20 мая 2011 г.). В 2 т. Минск: БГЭУ. 2011
8. Тарарышкина,
Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой
таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС // Белорусский экономический
журнал. - № 4. - 2011. - С. 15-23.
9. Положение
об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное
пенсионное страхование и иных платежей в ФСЗН Министерства труда и социальной
защиты от 16.01.2009 № 40
10. Электронный
ресурс: http://www.ssf.gov.by