Наличный и безналичный оборот денег в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    122,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наличный и безналичный оборот денег в Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы денежного обращения

.1 Экономическое содержание наличного и безналичного оборота денег

.2 Организация наличного и безналичного оборота денег в РФ

Глава 2. Наличный и безналичный оборот денег в современных условиях

.1 Проблемы денежного обращения в условиях кризиса

.2 Особенности наличного и безналичного оборота денег в Карелии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение является составной частью экономической системы, от состояния которой во многом зависит процветание государства. Денежное обращение является актуальной темой на сегодняшний день, так как происходит постепенный переход от наличных денег к безналичным, то есть идёт равнение на Европу, хотя пока доля наличного оборота всё ещё превалирует над безналичным, по сравнению с западными странами. Цель моей курсовой работы рассмотреть основы наличного и безналичного оборота, их сущность, и способы организации.

Рассмотреть проблемы и особенности денежного обращения на региональном уровне, в частности в Карелии.

Глава 1. Теоретические основы денежного обращения

.1     Экономическое содержание наличного и безналичного оборота денег

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота.

Денежный оборот страны равен сумме всех платежей, совершаемых экономическими агентами в разных формах за определенный период. Деньги обслуживают движение ВВП и НД, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Деньги находятся в постоянном движении. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток. Денежный поток, как и поток, вообще, не имеет ни начала, ни конца. Однако его можно разбить на отдельные части - частные потоки. Денежный поток, ограниченный начальной и конечной точкой отсчета, представляет собой оборот денег, или денежный оборот. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением ими своих функций, представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. Наличная форма предполагает движение наличных монет и банкнот. Безналичная форма денежного обращения осуществляется путем банковского перевода денег, использования аккредитива, инкассо, кредитных и дебитных карточек, смарт-карт и др. Указанные формы денежного обращения существуют во взаимосвязи и взаимозависимости. Наличные деньги меняют свою форму на безналичные, которые потом обратно меняются на наличные.

Денежное обращение подчиняется определенному закону, который определяет количество денег (или денежную массу), необходимое в каждый данный момент для обеспечения товарного обращения в стране. Математическая формула закона денежного обращения следующая:

Д =(Р-К+ П-В)/О,

где Д - количество денег (денежная масса),

Р - сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже,

К - сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т.е. проданных в рассрочку),

П - сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили,

В - сумма взаимопогашаемых платежей,

О - скорость оборота денег за данный период времени.

Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств (т.е. наличные и безналичные деньги), обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам, государству.

Скорость оборота денег измеряется числом оборотов рубля за единицу времени, т.е. сколько раз рубль используется для оплаты товаров (работ, услуг) в течение определенного периода времени, обычно года.

Из закона денежного обращения вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Эта сбалансированность выражается уравнением обмена между денежной массой и номинальной величиной валового национального продукта.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой стоимость произведенного в стране конечного годового продукта в рыночных ценах. ВНП включает стоимость продукта как созданного в самой стране, так и за ее пределами с использованием факторов производства (земля, труд, капитал, организационные способности предпринимателя), которые принадлежат данной стране.

Уравнение обмена - это расчетная зависимость, согласно которой произведение величины денежной массы на скорость оборота денег равно произведению уровня цен на реальную величину ВНП.

МО - РГН,

где М - количество денег в обращении (денежная масса),

О - скорость оборота денег за год,

Рг - уровень цен товаров (услуг, работ), выраженный относительно базового годового показателя, равного 1,

Н - реальная величина валового национального продукта,

(РГН) - номинальная величина валового национального продукта.

Соблюдение зависимости, выражаемой уравнением обмена, ведет к тому, что количество денег в обращении соответствует реальной потребности в них. Государство должно поддерживать данную зависимость путем проведения правильной денежной и финансовой политики.

Для анализа движения денег используются денежные агрегаты. Денежные агрегаты - это виды денег и денежных средств (заменителей денег), отличающиеся друг от друга степенью ликвидности.

Денежные агрегаты (от лат. aggregatus - присоединенный) - это показатели, представляющие собой соединение нескольких частей денежного потока в единое целое.

В странах с развитой рыночной системой обычно выделяют четыре агрегата:

агрегат М0 = наличные деньги в обращении (вне банков);

агрегатМ1 = М0 + средства на текущих и расчетных счетах кредитных организаций и депозиты до востребования;

агрегат М2 = М1 + вклады в коммерческих банках, краткосрочные ценных бумаги государственного характера, могущие стать наличностью или чековыми счетами;

агрегат М3 = М2 + сберегательные вклады в кредитных учреждениях, а также ценные бумаги денежного рынка.

Денежные агрегаты в России для расчета денежной массы применяются следующего порядка: это М0, Ml, M2 и МЗ. Для денежной массы России характерна высокая доля наличных денег. Денежная масса и денежные агрегаты России для более перспективного развития денежной системы должны переходить в русло большей весомости безналичных расчетов.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный обороты.

Наличные деньги являются важной составляющей российской денежной системы. По ряду исторических, экономических, технических и психологических причин доля налично-денежного обращения в РФ пока ещё достаточно велика (на протяжении последних десяти лет - около 30%), в то время как в индустриальных западных странах эта доля существенно ниже и составляет не более 3-8% совокупного денежного оборота.

Наличные деньги как абсолютно ликвидное платёжное средство обслуживают:

·        расчеты предприятий, учреждений и организаций с населением (с одной стороны - при выдаче заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат населению, с другой - при оплате населением наличными деньгами товаров и услуг в торгово-сервисной сети);

·        расчёты между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках;

·        частично расчеты населения с финансово-кредитной системой (уплата налогов, сборов, выдача и погашение ссуд, оплата ценных бумаг и выплата по ним доходов, внесение денег во вклады и получение по вкладам, выплата страховых возмещений и т.п.);

·        платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать и др.;

·        в ограниченных размерах платежи между предприятиями и организациями. В настоящее время в соответствии с указанием Банка России от 20.06.2007 №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» такие расчеты ограничены суммой 100 тыс. руб. Указанная сумма является предельной по совокупности платежей, совершенных в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами.

Именно в сфере налично-денежного оборота происходит окончательная реализация произведенных товаров (работ, услуг). Поэтому от его состояния во многом зависит характер циркуляции денег в стране, устойчивость их покупательной способности. В безналичном денежном обороте деньги функционируют в качестве средства платежа. Это определяется тем, что перечисления по счетам не обусловлены временем движения материальных ценностей, которые они опосредуют, погашение денежных обязательств происходит после их возникновения. При зачете взаимных требований на счетах в банках отражается лишь дебетовое или кредитовое сальдо, которое полностью погашается, а сумма зачитываемых средств включается в объем безналичного денежного оборота.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

·              распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

·              распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

В Российской Федерации используются следующие расчетные документы:

o   платежные поручения <#"705512.files/image001.gif">

Рисунок 1. Схема налично-денежного оборота в российской Федерации

Приведенная схема показывает, что налично-денежный оборот начинается в Банке России. Наличные деньги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы, таким образом, они поступают в обращение. Из оборотных касс ГРКЦ (головного расчетно-кассового центра) или РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам - юридическим и физическим лицам (либо, непосредственно, либо в кассы предприятий и организаций). Меньшая часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними (в случаях, когда стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке), но и большая часть выплачивается населению в виде различных видов денежных доходов.

При организации наличного денежного обращения особое значение имеет прогнозирование потребности хозяйственного оборота в наличных деньгах. Его составление базируется на прогнозе кассовых оборотов на квартал в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевое направление выдач наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная задача банков всех уровней в работе по составлению прогноза кассовых оборотов состоит в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономном их использовании разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки в банки.

Прогнозные расчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениями Банка России Департаменту регулирования денежного обращения Банка России за три дня до начала прогнозируемого квартала. Департамент, обобщив полученные данные, составляет сводный расчет потребностей экономики страны в денежной наличности. В этом расчете учитываются происходящие в экономике структурные изменения, темпы инфляции, а также принимаемые Банком России меры в области денежно-кредитной политики по стабилизации денежного обращения. На основе составленного прогноза Банк России формирует заказ предприятиям ГПО «Гознак» на изготовление денежных знаков с указанием их количества и покупюрного строения. ГПО «Гознак» находится в подчинении Минфина России. Поэтому все взаимоотношения Банка России с этим объединением по вопросам изготовления денежных знаков строятся на договорной платной основе.

Совокупность платежей осуществляемых без использования наличных денег, составляет безналичный денежный оборот.

Принципы безналичных расчетов:

1.       Правовой режим осуществления расчетов и платежей. Этот принцип требует, чтобы поведение участников расчетных взаимоотношений соответствовало нормам права, правовой ответственности;

.        Экономическая самостоятельность хозяйствующих субъектов при выборе форм расчетов;

.        Обязательное согласие (акцепт) плательщика на платеж;

.        Платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счете плательщика;

.        Зачисление средств, как правило, производится после списания соответствующей суммы со счета плательщика;

.        Срочность платежа;

.        Имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение их условий. Данный принцип заключается в том, что нарушения договорных обязательств в области безналичных расчетов влекут за собой возможность применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (ГК РФ. Гл. 25. Ст. 395).

.        Контроль всех участников расчета за правильностью его совершения.

Соблюдение принципов предпринимательскими фирмами и банками позволяет обеспечить соответствие безналичных расчетов предъявляемым к ним требованиям своевременности, надежности, эффективности.

Поскольку все безналичные расчеты совершаются путем списания или зачисления денежных средств на банковские счета, то организации или физическому лицу необходимо открыть такой счет (расчетный, депозитный, ссудный, валютный, текущий или иной банковский счет), а коммерческие банки будут выполнять функцию расчетно-кассового обслуживания клиентов банка.

Расчетный счет открывается организациям, имеющим самостоятельный баланс и функционирующим в соответствии с правилами коммерческого расчета, а их структурным подразделениям открываются расчетные субсчета и текущие счета.

Каждой организации открывается один (или несколько - в разных банках) расчетный счет, на котором отражается движение денежных средств. Для открытия расчетного расчета организации необходимо предоставить банку следующие документы:

·              заявление установленной формы;

·              нотариально заверенные копии учредительных документов;

·              свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

·              карточка с образцами подписей и оттиском печати;

·              документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке.

В соответствии с ГК РФ (ст. 855) установлена следующая очередность списания денежных средств. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание этих средств со счета осуществляется в порядке календарной очередности. При недостаточности денежных средств на счете списание осуществляется в следующей очередности:

·              в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

·              во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам интеллектуальной собственности;

·              в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов но оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и в фонды обязательного медицинского страхования;

·              в четвертую очередь производится списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

·              в пятую очередь производится списание денежных средств по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

·              в шестую очередь производится списание денежных средств по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Экономика любого государства - это сложные взаимоотношения миллионов хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в ходе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. Через платежную систему страны реализуются экономические отношения.

Банковская система в целом выступает началом кругооборота наличных денег и безналичных платежей, создание платежных средств является ее важнейшей функцией. При проведении расчетов деньги выполняют функцию средства платежа (погашения долгов). Безналичные расчеты приобретают в ряде случаев кредитный характер, поскольку существует разрыв между началом и окончанием платежа. Денежная масса приобретает форму движения встречных потоков: активный выпуск денег через банки и более медленный возврат денег должниками. В результате денежная масса имеет тенденцию к увеличению. В области денежно-кредитной политики важное значение имеет управление денежной массой, объемом кредитов, валютным курсом путем исследования тенденций в объемах и направлениях денежных и кредитных оборотов, анализа осуществляемых сделок.

Глава 2. Наличный и безналичный оборот денег в современных условиях

.1 Проблемы денежного обращения в условиях кризиса

В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким 16-17% (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

·        Экономический кризис;

·        Кризис неплатежей;

·        Кризис наличности;

·        Плохая организация системы межбанковских расчетов;

·        Замедление расчетов;

·        Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

·        Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. Величина денежной массы в обращении контролируется и ЦБ РФ, воздействуя на деятельность коммерческих банков по кассовым операциям, не обладающими правом эмиссии денежных средств, только в пределах привлеченных ими ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Наличный оборот также отличается повышенным риском: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций. Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров.

Из года в год наблюдается рост цен на все товары и услуги. Все было бы хорошо, если бы наличные и безналичные деньги были строго изолированы друг от друга и обслуживали бы соответствующие товарообороты. Но в процессе функционирования общественного хозяйства происходит постоянное превращение безналичных денег в наличные как отвечающее законам экономики, так и противоречащее этим законам. Безналичные налоги и сборы, перечисляемые в бюджет, превращаются в наличную заработную плату работников бюджетной сферы.

Если бы такое превращение не вело к увеличению наличной денежной массы, то никаких последствий это превращение за собой не влекло. Однако при увеличении заработной платы и пенсий сразу вступает в действие закон массы денег в обороте.

При увеличении денежной массы должно расти благосостояние народа, т.е. должно увеличиваться предложение товаров и услуг, но в современных условиях рост производительности труда в общественном хозяйстве не планируется, в силу чего предложение товаров и услуг перестает соответствовать покупательской способности населения, что при увеличении денежной массы наличных денег влечет за собой рост цен потребительских товаров и услуг.

Главную роль в механизме поддержания соответствия между массой наличных денег и суммой цен товаров играет розничная торговля. На любое заявление власти о предстоящем повышении заработной платы бюджетникам или пенсий с неизбежностью закона следует повышение розничных цен в торговле. Это повышение обусловлено возрастающим спросом на товары и услуги.

В настоящее время решение проблемы выхода российской экономики из кризиса, возобновление устойчивого экономического роста, уменьшение неплатежей, осуществление инвестиций, нормализация финансового и банковского секторов и целый ряд других вопросов в значительной мере упираются в низкий уровень капитализации экономики, в недостаточность ресурсов.

В Карелии этот уровень ещё ниже, как сообщает «Вести Карелия» <http://ptoday.ru/news/economics/2943/%E2%80%99http:/petrozavodsk.rfn.ru>, с начала года общий объём поступлений в республиканскую казну составил 13 с половиной миллиардов рублей, из них 3 миллиарда - это федеральные целевые средства, которые потратили на закупку пожарной техники, модернизацию здравоохранения и приобретение жилья ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.

По-прежнему главными источниками пополнения республиканской казны остаются налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на прибыль. 71 процент этих поступлений формируют 6 организаций, 41% составляет доля ОАО «Карельский Окатыш».

Расходы республики за первое полугодие составили более 12 миллиардов рублей. Из этой суммы на социальную политику Карелия потратила 30 процентов, на образование - одну пятую бюджета, 17% ушло на здравоохранение, 10% - на национальную политику, 7% - на межбюджетные трансферты.

По сравнению с прошлым годом недоимки по налогам выросли на 10 процентов, в общей сложности налогоплательщики задолжали в казну почти миллиард рублей. По мнению Минфина, 2012-й станет самым тяжёлым за последние 10 лет в плане исполнения бюджета.

2.2 Особенности наличного и безналичного оборота денег в Карелии

безналичный оборот денежный платеж

В Росси за последние два десятилетия большая часть денежных ресурсов была сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Из качественных экспертных оценок ясно, что денежное обращение на региональном уровне, в частности в Республике Карелия, должно резко отличаться по многим параметрам от ситуации в стране в целом.

Анализ состояния денежного рынка на региональном уровне показал, что преобладание в структуре денежной массы наличных денег:

свидетельствует о низкой эффективности создания денег в региональной банковской системе;

снижает депозитную базу коммерческих банков;

способствует сокрытию части доходов предприятий от налогообложения.

Невысокий удельный вес валютных депозитов и депозитов до востребования в структуре совокупной денежной массы свидетельствует о том, что расчеты между предприятиями осуществляются преимущественно в наличной форме, а большая часть валютных сбережений находится в наличной форме.

На региональном уровне денежная база состоит преимущественно из наличных денег, отражает низкую эффективность создания региональными банками новых денег. Это обусловлено, в том числе низкой активностью кредитования предприятий реального сектора экономики.

Коэффициенты монетизации в регионах Северного экономического района (как и по стране в целом) в последние годы имеют тенденцию к росту, но при этом находятся на низком уровне и по абсолютному значению остаются ниже среднероссийского. Это говорит о недостаточности денежного предложения для обслуживания региональной экономики.

Но, не смотря на это, уровень денежного обращения растет, выполняется ряд мероприятий по устранению преобладания большого количества наличных денег в Республике Карелия. По данным официального портала органов государственной власти РК. В 2010 году продолжалось конструктивное взаимодействие банковского сообщества с Правительством Республики Карелия, органами государственной власти по проведению мероприятий по сглаживанию последствий негативного влияния последствий финансово-экономического кризиса на доступность банковских услуг в республике. В результате по основным параметрам деятельности банковского сектора ситуация стабилизировалась, превышен докризисный уровень, наметилась положительная динамика и имеется потенциал для дальнейшего роста.

Ресурсная база ОАО Банка «Онего» и филиалов иногородних банков, действующих на территории Республики Карелия (далее - региональные кредитные организации), увеличилась за 2010 год до 46 млрд. рублей (или на 30,6%).

В структуре привлечённых ресурсов более 77% составляют средства физических лиц. Вклады населения выросли с начала года на 29,6% - до 23,8 млрд. рублей, из них в рублях привлечено 21,4 млрд. рублей (или 89,7%).

По состоянию на 1 января 2011 года основная часть ресурсов банковского сектора (более 80%) была направлена на кредитование. С учётом кредитов, предоставленных банками, не имеющими филиалов в республике, совокупный объем задолженности возрос с 40 до 47,8 млрд. рублей.

Платёжная система республики в полном объёме обеспечила потребности юридических лиц и населения в расчётных услугах. Ежедневно через неё проводилось 60,1 тыс. платежей на сумму 2,4 млрд. рублей.

Продолжалась работа по развитию системы банковских электронных срочных платежей, через которую за 2010 год проведено 14,8 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2011 года её участниками являлись два расчётно-кассовых подразделения Национального банка Республики Карелия Центрального банка Российской Федерации, 14 кредитных организаций (филиалов) и Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.

Повысился клиентский спрос на расчётные услуги с использованием технологии дистанционного доступа. За год на 33,9% (до 9,6 тысяч) увеличилось количество заключённых договоров на обслуживание через систему «Банк-Клиент», используемую всеми региональными кредитными организациями. В 2010 году объёмы платежей, проведённых с применением интернет-технологий, выросли в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом, а количество таких платежей увеличилось в 1,3 раза.

Достаточно высокая активность сохранялась на рынке платёжных карт. За 2010 год количество банковских карт, эмитированных филиалами кредитных организаций, выросло на 62,8 тысячи и составило 512,3 тысячи, в результате на 100 жителей приходится 75 карт против 66 на начало 2010 года. Ежедневно с их использованием в 2010 году совершалось более 46 тыс. операций, средняя сумма одной операции составила 2,9 тыс. рублей.

Сохранению сложившейся тенденции роста доли безналичных платежей в общем объёме сделок с использованием банковских карт способствовало динамичное развитие инфраструктуры, принимающей к оплате платёжные карты (за год количество банкоматов, терминалов увеличилось на 37,1% и составило 2612 единиц).

По сравнению с 2009 годом спрос на наличную иностранную валюту со стороны населения сократился. Объёмы операций физических лиц по покупке и продаже наличной иностранной валюты за 2010 год по сравнению с 2009 годом снизились более чем на 20%.

В течение 2010 года за счёт роста экспортной выручки объём поступивших средств по паспортам сделок, оформленным уполномоченными банками республики, вырос по сравнению с 2009 годом на 7,4% и составил 523,9 млн. долларов США.

В то же время вследствие снижения оплаты импорта товаров общая сумма иностранной валюты, перечисленной по паспортам сделок, оказалась меньше показателя 2009 года на 21% и составила 98,5 млн. долларов США.

Рабочая группа при Министерстве финансов разработала законопроект, запрещающий компаниям выплачивать зарплату наличными деньгами и заставляющий магазины принимать банковские карты. Ведомство намерено начать кампанию против наличных денег, доля которых в обороте в России намного больше, чем в развитых странах. За счет этого планируется снизить уровень преступности и увеличить собираемость налогов.

Начать борьбу с наличностью в России призвал глава Сбербанка Герман Греф еще в середине 2011 года. В письме тогда еще премьер-министру Владимиру Путину он заявил, что медленное развитие системы безналичных платежей тормозит экономический рост. По его словам, страна теряет из-за больших объемов наличности около одного процента ВВП в год.

Вскоре идею законодательного "толчка" для массового перехода на банковские карты поддержали в Минфине. Глава ведомства Антон Силуанов в марте 2012 года заявил, что министерство разработает законопроекты, ограничивающие оборот наличных денег. По его словам, безналичные расчеты необходимо сделать обязательными для крупных покупок, в том числе недвижимости и автомобилей, а также при выплате заработной платы. Силуанов отмечал, что в настоящее время "целый ряд стран использует подобные ограничения". Кроме вреда для экономического роста, глава Минфина обратил внимание на еще один недостаток наличных платежей: они делают расчеты непрозрачными. Это, в свою очередь, стимулирует теневую экономику. По данным Министерства финансов, доля "кэша" в общем обороте денег в России в настоящее время в полтора раза выше, чем в развивающихся странах, и в два раза превосходит аналогичный показатель в развитых государствах. В начале апреля в Минфине заявили, что намерены обязать бюджетные организации использовать банковские карты в расчетах с физическими лицами. Силуанов отмечал, что этот тип расчетов госструктурами сейчас практически не используется. Но уже к середине мая появился законопроект, обязывающий рассчитываться с гражданами с помощью банковских карт всех юридических лиц.

Документ, разработанный специально созданной для развития безналичных платежей рабочей группой Минфина, содержит поправки в Трудовой кодекс РФ. Согласно ним, все компании с 2013 года должны начать переводить зарплаты работников на их банковские карты. Под исключение попадут только компании в труднодоступных местностях и малые предприятия, число сотрудников которых не превышает 35 человек. Для торговых организаций "планка" будет еще меньше - 20 человек. Кроме того, законопроект предусматривает установку всеми предприятиями розничной торговли, чей месячный оборот превышает два миллиона рублей, терминалов для расчета банковскими картами (POS-терминалов). Для торговых компаний будет предусмотрен некоторый переходный период: ритейлеры с оборотом торговли менее 100 миллионов рублей в месяц будут обязаны перейти на безналичные расчеты к середине 2013 года, а с оборотом менее 50 миллионов рублей - с 1 января 2014-го.

Переход на безналичные расчеты позволит снизить затраты государства на денежный оборот (другими словами, на изготовление банкнот и монет), снизить риски разбойных нападений и улучшить контроль за собираемостью налогов. Влияние на уровень преступности данной нормы достаточно спорное (сейчас в стране растет число случаев мошенничества с банкоматами), а вот контролю над налогами мера на самом деле может помочь. Государству намного проще контролировать перемещение денег по банковским счетам, чем по карманам в виде наличных средств. При этом именно налоги, начисляемые на зарплаты, наполняют дефицитный бюджетный фонд. Поэтому повышение собираемости налогов, которая, по оценке помощника президента Аркадия Дворковича, составляет в РФ 70% против 90% в развитых странах, пришлось бы как раз кстати.

Заключение

Наличное и безналичное обращение охватывает практически все сферы жизни страны. Сменяя форму стоимости, денежные средства находятся между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.

Налично-денежный оборот - это движение наличных денежных знаков: бумажных денег, разменной монеты, банкнот. Деньги при этом выполняют функции средства обращения и средства платежа.

Безналичный денежный оборот представляет собой совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег.

Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах. Безналичные расчеты - это платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения письменных документов и электронных средств.

Для денежного оборота Российской Федерации характерен большой объем наличного денежного оборота. Сфера использования наличных денег в Российской Федерации в основном связана с доходами и расходами населения. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий.

Безналичный денежный оборот в Российской Федерации организуется на основе определенных принципов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ при безналичных расчетах допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также расчеты в других формах, предусмотренных законом. Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ.

В заключение отметим, что безналичный и наличный денежный обороты как две составные части единого денежного оборота взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому всегда необходимо учитывать эту связь и возможное влияние составных частей денежного оборота друг на друга.

Что касается Карелии, то денежное обращение здесь, резко отличается от страны в целом, поэтому приведены способы улучшения наличного и безналичного оборота.

Список использованной литературы

1. М.В.Романовского. Финансы, денежное обращение и кредит. - М: ЮРАЙТ, 2010

. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит.- М: ЮНИТИ-ДАНА,2008

. Л. В. Перекрестова. Финансы и Кредит. М.-« Академия». 2009

. А.В.Егорова./Опыт количественной оценки параметров денежного обращения в регионах северного экономического района России./ Финансы и кредит, №36-2011.

. http://krl.gks.ru/

. http://www.kgau.ru

. http://base.garant.ru

. http://www.grandars.ru/student/finansy

. http://www.elcrussia.ru/sobitiya

. http://bishelp.ru/ Плюсы и минусы работы по безналу.

.http://www.fin-izdat.ru

. http://www.gov.karelia.ru/gov/Info/2010/eco_finances10a.html

13. http://fb.ru. Макарова Е. Денежная масса и денежные агрегаты.

. http://economics.pp.ua/zakon-denezhnogo-obrashcheniya.html

15. Петрозаводск сегодня. 2012 год будет тяжелым для экономики Карелии. http://ptoday.ru/news

Похожие работы на - Наличный и безналичный оборот денег в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!