Методики повышения прибыли и рентабельности на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,61 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методики повышения прибыли и рентабельности на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Экономическая сущность издержек прибыли и рентабельности

.2 Факторы, влияющие на издержки, прибыль и рентабельность

.3 Методы финансового анализа

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «КХП ИМ. ГРИГОРОВИЧА»

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «КХП им. Григоровича»

.2 Анализ балансовых стоимостных показателей предприятия

.3. Оценка ликвидности баланса ОАО «КХП им. Григоровича»

.4 Оценка рентабельности предприятия ОАО «КХП им. Григоровича»

.5 Позитивные и негативные тенденции финансового состояния ОАО «КХП им. Григоровича» выявленные в ходе анализа его деятельности

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КХП ИМ. ГРИГОРОВИЧА»

.1 Предложения по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности предприятии ОАО «КХП им. Григоровича»

.2 Проведение рекламной компании и экономический эффект от данного мероприятия на предприятии ОАО «КХП им. Григоровича»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Основной целью любого коммерческого предприятия является прибыль. Резко возрастает влияние различных факторов на издержки прибыль и рентабельность предприятий. Именно поэтому выбранная мною тема является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Объектом изучения данной работы является предприятие ОАО «КХП им. Григоровича». Предметом является факторы, влияющие на прибыль и рентабельность предприятия.

Можно выделить основную цель проведения данного исследования, которая заключается в анализе деятельности предприятия ОАО «КХП им. Григоровича» и в разработке рекомендаций для повышения прибыли и рентабельности на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важнейших задач:

рассмотреть сущность издержек прибыли и рентабельности;

выявит факторы, влияющие на издержки, прибыль и рентабельность;

изучить методы повышения рентабельности и ликвидности;

дать общую характеристику ОАО «КХП им. Григоровича»

провести анализ деятельности предприятия ОАО «КХП им. Григоровича»;

в частности анализ технико-экономических показателей предприятия;

также анализ уровня и динамики показателей финансовой прибыли предприятия и анализ показателей рентабельности предприятия;

высказать предложения по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности на предприятии ОАО «КХП им. Григоровича».

Методологической основой для проведения данного исследования являются труды известных авторов, полный список которых представлен в конце работы.

Структура курсовой работы состоит из трех частей. Первая часть теоретическая. В ней раскрываются теоретические вопросы в отношении рентабельности и ликвидности на предприятии. Вторая часть практическая, в ней описывается характеристика предприятия, проводится анализ финансовой деятельности и выявляются отклонения. В третьей заключительной части рассматриваются пути повышения рентабельности на предприятии ОАО «КХП им. Григоровича».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Экономическая сущность издержек прибыли и рентабельности

Рассмотрим понятия издержек, прибыли и рентабельности на производстве.

Под издержками производства понимаются затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. Валовые издержки - это все издержки на данный момент, необходимые для производства того или иного товара.

Они делятся на:

а) постоянные;

б) переменные.

Постоянные издержки - это те, которые предприятие должно нести в любом случае и которые в основном не зависят от объема производства. Речь идет о расходах на приобретение зданий, на оплату освещения, управленческого аппарата и т. д.

Переменные издержки - это те, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы и непосредственно зависят от объема производства (чем больше продукции, тем больше объем используемого сырья).

Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность - доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли R к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств (ОК + ОС). Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

При формировании цен на промышленную продукцию может использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

На величину рентабельности, рассчитанную по балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.

Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции. Прирост прибыли в результате увеличения объема производства продукции можно рассчитать по следующей формуле:

П = (ВП - ВП ) / = (1500 - 1200) 0,12 = 36 тыс. руб.,

где

ВП и ВП - соответственно плановая и базовая стоимость валовой продукции производства в оптовых ценах предприятия;

доля прибыли в стоимости валовой продукции в базисном периоде.

Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли:

П = [(ВП - ВП ) (R - R )] / 100 = [(1500 0,25 - 1200 0,2) (15 - 12)] / 100 = 4,05 тыс. руб.,

где - плановый и базовый удельный вес изделий, рентабельность которых превышает средний уровень по предприятию;, R - повышенная и средняя рентабельность изделий в процентах.

Если в результате структурных сдвигов увеличился удельный вес нескольких высокорентабельных изделий, то общий прирост прибыли определяется как сумма прироста прибыли по каждому изделию:

П = П + П + ... + П ,

Где а , а ... а - изделия с более высокой рентабельностью.

Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению стоимости продукции. Выбор путей сокращения текущих издержек производства основывается на анализе структуры себестоимости [2,с.256].

1.2 Факторы, влияющие на издержки, прибыль и рентабельность

прибыль рентабельность финансовый анализ

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

1.3 Методы финансового анализа

Практика финансового анализа выработала основные методы финансового анализа, среди них можно выделить следующие:

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

метод финансовых коэффициентов;

сравнительный анализ;

факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «КХП ИМ. ГРИГОРОВИЧА»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «КХП им. Григоровича»

Открытое акционерное общество ОАО «КХП им. Григоровича» - одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности на территории Уральского Федерального округа.

Миссия организации - возрождение традиций русского питания для здоровья будущих поколений.

Общество было создано путем преобразования из акционерного общества закрытого типа «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» в общество открытого типа. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании устава и действующего законодательства Российской Федерации (Федеральный закон «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ и др.)

Органами управления обществом являются: общее собрание акционеров, совет директоров, генеральный директор.

Место нахождения общества: РФ, 454080, город Челябинск, поселок Мелькомбинат-2, участок 1, дом 37.

В производстве занято 1704 человек.

ОАО «КХП им. Григоровича» занесен в Российский реестр производителей и поставщиков натуральной и экологически безопасной продукции под № 46. Предприятие подтверждает свой статус экологическими сертификатами, и удостоен высших наград Международного экологического фонда, премий губернатора Челябинской области в области качества.

История хлебокомбината начинается с конца XIX века. В то время в Челябинске, на берегу реки Миасс, купец Василий Кузнецов построил водяную мельницу, с суточной производительностью 5 тыс. пудов муки. В последующем мельничный комплекс дооснастили, и она стала достаточно крупной, по меркам того времени. В начале XX века Кузнецов продает мельницу купцу Архипову, который, через несколько лет, реализует это имущество, чтобы покрыть хозяйственные долги.

После революции 1917 года челябинская мельница на берегу Миасса была национализирована советской властью.

В 1925 году на предприятии началось время строек и модернизации: была оборудована новая зерносушилка, расширены складские помещения. А после Великой Отечественной войны, в 1945-1947 годах, когда решали задачу увеличения объемов переработки зерна, рядом с мельницей построили элеватор, возвели несколько новых цехов, в том числе комбикормовый.

В течение десятилетий, с 50-х вплоть до 1980 года, предприятие работало с целью: накормить страну, укрепить экономику, увеличивая объемы производства продукции.

Время новых изменений и модернизации пришлось на начало 80-х годов, когда было принято решение построить новую мельницу мощностью в 300 тонн, в 1984-м году ее ввели в эксплуатацию. За последующие 20 лет предприятие, названное в 1992 году именем старейшего работника, инженера-рационализатора, Лауреата Государственной премии Анатолия Федоровича Григоровича, работало стабильно, обеспечивая плановые объемы выпуска продукции.

В начале 90-х годов трудовой коллектив предприятия избрал директором молодого и энергичного инженера Александра Берестова. Под его непосредственным руководством на комбинате хлебопродуктов прошла реконструкция производственных цехов, значительно увеличился ассортимент выпускаемой продукции, комбинат хлебопродуктов им. Григоровича стал базовым предприятием Объединения «СоюзПищепром», которое появилось в 1998 году. Сегодня под едиными торговыми марками «Царь», «СоюзПищепром» работают несколько крупнейших предприятий Южного Урала, в их числе, вошедший в состав КХП им. Григоровича, ЧКХП №1 (Челябинск), ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» (Варненский район).

В 2006 году «СоюзПищепром» стал инвестором перспективного проекта по строительству объектов птицекомплекса «Чебаркульская птица» (Чебаркульский район), на производственных площадках в Чебаркуле, пос. Тимирязевский и Пустозерово появились птичники, инкубаторы, цех убоя и переработки мяса птицы, современный комбикормовый завод. Одновременно прошло переоснащение чебаркульской площадки по производству яйца. В 2009 году завершилось строительство и ввод в эксплуатацию объектов первой очереди, в середине 2010 года в «СоюзПищепроме» начали реализацию проекта второй очереди строительства. В результате комплексной инвестиционной деятельности «СоюзПищепрома», уже в 2011 году выпуск мясной продукции под ТМ «Чебаркульская птица» увеличится вдвое, до 45 тысяч тонн.

Сегодня в «СоюзПищепроме» производят муку, хлебобулочные изделия, крупы, готовые завтраки, макаронные изделия, обогащенное полезными добавками яйцо, мясо цыпленка-бройлера и широкий ассортимент готовой продукции из мяса птицы, это практически весь ассортимент из российской продовольственной корзины.

Предприятия «СоюзПищепрома» объединяет политика качества, а также общая стратегия развития производства и целевых инвестиций в сельское хозяйство, пищевую и перерабатывающую промышленность. Объединяющей для предприятий группы стала торговая марка «Царь» - зонтичный бренд для более чем пятисот наименований бакалейной продукции.

Марка появилась на российском рынке 5 лет назад. За этот, относительно небольшой, промежуток времени удалось активно продвинуться и закрепить позиции ТМ «Царь» в УрФО,на общероссийском рынке и продовольственных рынках стран СНГ. Торговая марка «Царь» перспективна и с точки зрения экспорта. Сегодня дирекция маркетинга и продаж занимается проектом активного продвижения марочного ассортимента в Индию. По оценкам отраслевых экспертов, Объединение «СоюзПищепром» входит в первую тройку производителей продуктов питания в УрФО и в первую двадцатку российских поставщиков бакалеи.

2.2 Анализ балансовых стоимостных показателей предприятия

Анализ финансового состояния ОАО «КХП им. Григоровича» проведен на основе годовых отчетов 2010-2012 гг. В таблице 1 представлен аналитический баланс активов и дана финансовая оценка имущественного потенциала организации. Показатели позволяют получить представление о размерах организации, величине средств находящихся под его контролем, и структуре активов. Структура активов организации за 2010-2012 гг. претерпела незначительные изменения.

Доля внеоборотного имущества в 2010 году составляет 27,5%, а доля оборотного имущества 72,5%. Внеоборотные активы незначительно увеличились на 0,1% и составили в 2011г. - 27,6 % от общей суммы имущества, а оборотные активы, в свою очередь, уменьшились на 0,1% и составили 72,4%.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом: внеоборотные активы уменьшились на 9,5% и составили 18,1% от общей суммы имущества, а оборотные активы увеличились на 9,6% и составили 81,9%.

Соотношение внеоборотных активов имеет следующий вид: 2010 год - 27,5% к 72,5%; 2011 год - 27,6% к 72,4%; 2012 год - 18,1% к 81,9%.

Таким образом, на исследуемом предприятии решающей частью имущества являются оборотные активы, темпы роста текущих активов обгоняют темпы роста внеоборотных активов, что является положительным моментом и позволяет и дальше наращивать физические объемы производства, увеличивать результаты, за счет лучшего использования производственных мощностей.

В структуре внеоборотных активов преобладают основные средства, которые составляют в 2010 году - 12,7%, в 2011 году - 13,7%, в 2012 году - 11,3%. В динамике видно, что стоимость основных средств растет, что связано с внедрением основных средств.

Долгосрочные финансовые вложения имеют тенденцию к понижению от 12,1% в 2010 году до 3,77% в 2012 году.

Анализируя оборотные активы предприятия, следует отметить, что наибольший удельный вес в их структуре занимает дебиторская задолженность. Их доля в динамике колеблется от 40,6% в 2010 году до 40,9% за 2012 год.

Таблица 2.1 Аналитический баланс предприятия (активов)

НаименованиеКод стро-ки201020112012состав, тыс. рубструк-тура, %состав, тыс. рубструк-тура, %состав, тыс. рубструк- тура, %I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы111094860.3386300.3277140.8Основные средства115036237712.7337041213.6738989911.26Доходные вложения в материальные ценности1160386921.36239020.8862470.18Долгосрочные финансовые вложения117034403612.0932753512.091306513.77Отложенные налоговые активы118010160.046210.027650.02Прочие внеоборотные активы1190263860.92177950.66912512.64Итого по разделу I110078199327.4774889527.6462652718.09II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы121065190422.9050293118.5680248523.16НДС по приобретенным ценностям1220114070.40125250.46151580.44Дебиторская задолженность1230115655540.63120779944.57141541440.86Краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги)12402010067.061932007.133201919.74Денежные средства1250435231.53443311.642843668.21Прочие оборотные активы1260270.01400.001770.002Итого по разделу II1200206442272.53196082672.36283769181.91Баланс по активу16002846415100,02709721100,03464218100,0

Дебиторская задолженность в 2011 году увеличились на 4% по сравнению с 2010 годом и составила 1207799 тыс. руб., и снизилась на 3,7 % в 2012 году, составив 1415414 тыс. руб. Такое колебание в динамике: то увеличение, то снижение дебиторской задолженности, может свидетельствовать либо об увеличении объема продаж, либо о неэффективной кредитной политики предприятия по отношению к покупателям. В составе оборотных активов также преобладают запасы. Запасы в 2011 году снизились на 4,3% по сравнению с 2010 годом и составили 502931 тыс. руб., и увеличились на 4,6% в 2012 году, составив 802485 тыс. руб. по сравнению с оценочным годом. Такая тенденция может свидетельствовать о нестабильности объемов продаж на предприятии.

В таблице 2 отражена структура пассивов фирмы, которая претерпела так же незначительные изменения. Проанализируем соотношение разделов пассива, соответственно собственные средства за 2010 год - 66,8%, 2011 год - 74,0%, 2012 год - 67,5%.

Заемные средства (долгосрочные обязательства и краткосрочные пассивы) в 2010 году - 33,03%, 2011 году - 25,65%, 2009 году - 32,30 %.

В динамике прослеживается незначительное уменьшение собственного капитала на 0,73% в 2012 году по сравнению с 2010 годом, но в целом ситуация на предприятии стабильна. Положительным моментом является то, что собственный капитал преобладает над заемным в течение всех трех лет, и это говорит о поддержании финансовой независимости предприятия .

Долгосрочные обязательства в 2010 году составили -4135 тыс.руб. и в структуре пассивов занимают 0,2 %; на 2012 год состав долгосрочных обязательств увеличился на 2823 тыс.руб. , но в структуре пассивов они так и занимают 0,2% .

Таблица 2.2 Аналитический баланс предприятия (пассив)

НаименованиеКод стро-ки201020112012состав, тыс. рубструк-тура, %состав, тыс. рубструк-тура, %состав, тыс. рубструк-тура, %III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал13101370.014630.024630.02Добавочный капитал13501515065.321514975.591510794.36Резервный капитал13603190.013190.013190.01Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)1370175007461.48185325468.39218629763.11Итого по разделу III1300190203666.82200553374.01233815867.5IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА140042350.1592960.3469580.20V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ Займы и кредиты151052090318.3034327612.6768206819.68Кредиторская задолженность152041789114.6832663812.0541001511.84Прочие обязательства краткосрочного свойства1530… …155014500.05249780.92270190.78Итого по разделу V150094024433.0369489225.65111910232.30Баланс по пассиву17002846415100,02709721100,03464218100,0

В структуре краткосрочных пассивов преобладают займы и кредиты, которые в 2012 году составила 19,6%, что на 1,3% ниже, чем в 2010 году.

В итоге заемные средства в 2012 году составили в структуре пассивов 32,5 %. В динамике данный показатель увеличился по сравнению с 2010 годом на 0,9% или на 181681 тыс. руб., и так же увеличился по сравнению с 2011 годом на 6,5% или на 421872 тыс. руб.

Таким образом, зависимость предприятия от величины займов и кредитов увеличивается, что может негативно отразиться на финансовой независимости предприятия.

Отчет о прибылях и убытках (стандартная форма №2 официальной бухгалтерской отчетности) характеризует финансовые результаты деятельности предприятия (таб. 3). [7, C. 74].

Отчет отражает следующие важные показатели:

. В 2012 году выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) увеличивается по сравнению с 2010 годом на 16,5%, что говорит росте объема продаж.

. Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) увеличивается на 7,9% и это положительный момент, так как темпы роста себестоимости растут медленнее, чем темпы роста выручки от продаж.

. Валовая прибыль в 2012 году увеличивается на 38,9%, и это является положительным моментом, так как у предприятия появляется больше средств для своего развития и совершенствования.

. Чистая прибыль в 2012 году составила 332625 тыс.руб. По сравнению с 2010 годом чистая прибыль увеличилась на 91019 тыс.руб.

Таблица 2.3 Отчет о прибылях и убытках (извлечения)

НаименованиеКод стр.Абсолютные значения, тыс.руб.Индекс роста201020112012123456Выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг)21103460395426080740315741,165Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг)21202530347310829627305721,079Валовая прибыль2100930048115251113010021,399Коммерческие расходы22104817816305537012401,456Управленческие расходы2220949251302251236171,302Прибыль от продаж22003533423917334761451,347Доходы от участия в других организациях23101182527853772, 347Проценты к получению2320967415571150881,559Проценты к уплате23303457534312256650.742Прочие доходы23403790383739123713670.979Прочие расходы23504005454258244182861,044Прибыль (убыток) до налогообложения23003070523236074271861,391Текущий налог на прибыль24106403380282949671,483в т.ч. постоянные налоговые обязательства ( активы)242140361804791242,261Изменение отложенных налоговых обязательств2430242920902620.107Изменение отложенных налоговых активов245010163951440.142Прочее2460Чистая (нераспределенная) прибыль24002416062408403326251,376Справочно: реинвестициигодовая амортизация4036150402495131,226потенциал самофинансирования2819672912423821381,355Цена капитала14%14%14%-

2.3 Оценка ликвидности баланса ОАО «КХП им. Григоровича»

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные.

Анализ ликвидности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов - банков, к примеру. Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.

Показателями ликвидности оценивается финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы и определятся может ли предприятие своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами. Ликвидность хозяйствующего субъекта - это способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств.

При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Расчет и анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами.

Главная задача оценки ликвидности баланса - определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).

Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по следующим признакам:

по степени убывания ликвидности (актив);

-по степени срочности оплаты (погашения) (пассив).

Активы в зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) разделяют на следующие группы:- наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства предприятий и краткосрочные финансовые вложения (стр. 1240 + стр. 1250).

А2 - быстрореализуемые активы. Дебиторская задолженность и прочие активы (стр. 1230 + стр. 1260).- медленнореализуемые активы. К ним относятся статьи из разд. II баланса «Оборотные активы» (стр. 1210 + стр. 1220 + стр. 1260) .

А4 - труднореализуемые активы. Это итог раздела I баланса «Внеоборотные активы» (стр.1100).

П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относится «Кредиторская задолженность» (стр. 1520)

П2 - краткосрочные пассивы. К ним относятся статьи «Заемные средства» и «Прочие обязательства краткосрочного свойства» (стр. 1510 + стр.1530 + ... + стр. 1150).

ПЗ - долгосрочные пассивы. К ним относятся «Долгосрочные обязательства» (стр. 1400).

П4 - устойчивые пассивы. К ним относятся статьи раздела «Капитал и резервы» (стр.1300).

При определении ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.

Условия абсолютной ликвидности баланса:

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит так называемый балансирующий характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.

Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные.

Сопоставление А1-П1 и А2-П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) в ближайшее время. Сравнение A3-ПЗ отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность [9, С. 15].

Оценка ликвидности баланса проводится в таблице 4. Группировка активов производится по степени их ликвидности, а группировка пассивов по срочности выполнения обязательств [10, С.41].

Наибольшую долю в структуре баланса занимают быстрореализуемые активы, которые в 2012 году составляют 40,9%. Наименьшую долю занимают наиболее ликвидные активы и составляют в 2012 году 17,5%.

В структуре пассива баланса преобладают устойчивые пассивы, которые составляют в 2012 году 67,5%, наименьшая доля - долгосрочные пассивы - 0,2%.

Таблица 2.4 Группировка активов и пассивов

Группа2012Критериальные условия ликвидностиГруппа2012состав, млн. руб.структура, процентысостав, млн.руб.структура, проценты123123А1604,55717.5А1>П1П1410,01511.8А21,415,41440.9А2>П2П2709,08720.5А3817,72023.6А3>П3П36,9580.2А4626,52718А4<П4П42338.15867.5Баланс (А1600)3464.218100%Баланс (П1700)3464.218100%

Рассмотрим подробнее существующие неравенства:

. 604 557 тыс. руб. >410 015 тыс. руб.

Выполнение этого неравенства говорит о том, что на момент составления баланса ОАО КХП им. Григоровича платежеспособно, и у него есть достаточно ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.

. 1415414 тыс. руб. >709 087 тыс. руб.

Выполнение этого неравенства говорит о том, что быстрореализуемые активы превышают краткосрочные активы и предприятие будет платежеспособно в недалеком будущем, с учетом своевременных расчетов с кредиторами и получения средств от продажи продукции в кредит.

. 81 772 тыс. руб. > 6 958 тыс. руб.

Выполнение этого неравенства говорит о том, что если предприятие будет платежеспособным на период, равный одному обороту оборотных средств после даты составления баланса, с учетом того, что предприятие будет своевременно получать денежные средства от продаж и платежей.

. 626 527 тыс. руб. < 2 338 158 тыс. руб.

Это говорит о соблюдении минимальных условий финансовой устойчивости, и что ОАО «КХП им. Григоровича» имеет собственные оборотные средства в достаточном количестве.

Итак, баланс можно считать ликвидным, так как выполняются критериальные соотношения: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.

Совокупный показатель ликвидности активов, который рассчитывается по формуле:

Ксов= (А1+0,9А2+0,8А3)/(П1+П2+П3),

показывает вероятность обращения обязательств предприятия в денежные активы.

Ксов= (604,557+0,9*1415,414+0,8*817,72)/(1126,06)=2,249,

В 2012 году совокупный показатель ликвидности активов равен 2,249, что характеризует предприятие как ликвидное.

Коэффициент актуальной ликвидности баланса характеризует отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств. Этот показатель выражает способность предприятия осуществлять расчеты по всем видам обязательств и рассчитывается по формуле:

Какт=(А1+А2)/(П1+П2),

Для нашего предприятия в 2012 году:

Какт=(2019971)/(11191102)=1,804

т.е. каждый рубль общих обязательств покрывается 1,804 рублей общих активов, что говорит о том, что предприятие способно рассчитываться по своим обязательствам в полной мере.

2.4 Оценка рентабельности предприятия

Оценка рентабельности хозяйственной деятельности (таб.2.5) осуществляется на основе следующих показателей:

1.Рентабельность обычной деятельности (рентабельность издержек);

2.Рентабельность оборота (продаж);

3.Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности.

4.Норма прибыли (коммерческая маржа).

Таблица 2.5 Оценка рентабельности хозяйственной деятельности

НаименованиеОбозначениеАлгоритм расчетаФинансовые коэффициентычислитель, тыс.руб.знаменатель, тыс.руб.20102012201020122010201212345678Рентабельность издержекRс Прибыль от продажЗатраты на производство и реализацию продукции0.1390.1743533424761452530347273057213.9%17.4%Рентабельность оборотаRцОперационная прибыльВыручка (нетто) от реализации продукции0.1020.1183533424761453460395403157410.2%11.8%Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельностиRбухБухгалтерская прибыльЧистая выручка от продаж0.2680.28593004811525113460395403157426.8%28.5Норма прибыли (коммерческая маржа)НпрЧистая прибыльВыручка от продаж0.069 6.9%0.082 8.2%24160633262534603954031574

Рентабельность основной деятельности показывает способность издержек генерировать валовую прибыль. Рентабельность основной деятельности, т.е. рентабельность издержек в 2012 году увеличилась на 3,5 % в достигла уровня 17,4%.

Рентабельность оборота (продаж) показывает способность выручки генерировать прибыль от продаж. В 2010 году единица выручки от продаж приносила предприятию 10,2% валовой прибыли, в 2012 году - 1 руб. выручки генерирует почти 12 копеек валовой прибыли, что соответствует рентабельности оборота в 11,8%. В динамике этот показатель растет до 12 копеек, что говорит, либо о повышении цены на продукцию при постоянных затратах, либо о повышении спроса. Также этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, а, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости продукции. Именно с помощью данного показателя предприятие может выбрать пути для увеличения прибыли:

üСнижение себестоимости

üУвеличение объема производства

В 2010 году норма прибыли составляет 0,069, что означает способность 1 руб. выручки от продаж генерировать предприятию 6,9 копеек чистой прибыли, что соответствует коммерческой марже в 6,9%. В динамике норма прибыли растет и уже в 2012 году составляет 8,2%.

При анализе выявлено, что полученная предприятием выручка от реализации товаров в полной мере покрывает затраты, что позволяет предприятию функционировать в режиме самоокупаемости, т.е. Ксам >1, а получаемая чистая прибыль и годовые амортизационные отчисления позволяют сформировать потенциал самофинансирования.

То есть при оценке рентабельности хозяйственной деятельности на анализируемом предприятии в 2012 году наблюдается рост финансовых коэффициентов, что является положительным моментом.

Оценка рентабельности использования капитала (таб. 2.6) производится на основании следующих показателей:

1.Экономическая рентабельность;

2.Финансовая рентабельность;

3.Рентабельность использования имущества.

Экономическая рентабельность показывает способность капитала приносить валовую прибыль. Экономическая рентабельность на анализируемом предприятии в 2010 году увеличилась с 8,4% до 9,6% в 2012 году, что является положительным моментом.

Финансовая рентабельность показывает способность собственного капитала генерировать чистую прибыль. В 2012 году собственный капитал принес 0,142 рублей чистой прибыли. По сравнению с 2010 годом финансовая рентабельность незначительно увеличилась на 0,015%.

Рентабельность использования имущества показывает какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В 2010 году предприятие получило 0,327 копеек с каждого вложенного рубля, а в 2012 году предприятие получило 0,376 копеек.

Таблица 2.6 Оценка рентабельности использования капитала (активов)

НаименованиеОбозначениеАлгоритм расчетаФинансовые коэффициентычислитель, тыс.руб.знаменатель, тыс.руб.20102012201020122010201212345678Экономическая рентабельностьRкЧистая прибыльКапитал (активы)241606332625284641534642180.0840.096Финансовая рентабельностьRскЧистая прибыльСобственный капитал241606332625190203623381580.1270.142Рентабельность использования имуществаRиВаловая прибыльАктивы(имущество)9300481301002284641534642180.3270.376В России существует методика прогнозирования вероятности банкротства. Оценивается вероятное банкротство государственных, муниципальных предприятий, либо предприятий где имеется доля государственной или муниципальной собственности.

Формулы западной методики адекватно отражают реальную ситуацию, сложившуюся на нашем предприятии, в виду того, что в России другие финансовые условия.

2.5 Позитивные и негативные тенденции финансового состояния ОАО «КХП им. Григоровича» выявленные в ходе анализа его деятельности

В результате проведенного анализа были выявлены позитивные и негативные тенденции финансового состояния предприятия.

На исследуемом предприятии решающей частью имущества являются оборотные активы, темпы роста текущих активов обгоняют темпы роста внеоборотных активов, что является положительным моментом и позволяет и дальше наращивать физические объемы производства, увеличивать результаты, за счет лучшего использования производственных мощностей.

В структуре внеоборотных активов преобладают основные средства. В динамике наблюдается увеличение их стоимости, что говорит о внедрении новых основных средств, что является положительным моментом.

Долгосрочные финансовые вложения имеют тенденцию к понижению с 12,1% в 2010-2011 гг. до 3,77% в 2012 году, что является положительным моментом, и позволяет высвободить дополнительные денежные средства для обеспечения текущей деятельности, это является положительным моментом.

В структуре оборотных средств преобладает дебиторская задолженность. В процессе анализа было выявлено колебание дебиторской задолженности в динамике: то увеличение, то снижение, и это может свидетельствовать либо об увеличении объема продаж, либо о неэффективной кредитной политики предприятия по отношению к покупателям.

Второе место в составе оборотных активов занимают запасы. Их анализ выявил увеличение запасов к 2012 по сравнению с 2011 на 4,6%, что может свидетельствовать о нестабильности объемов продаж на предприятии. Это отрицательный момент.

В структуре пассива на протяжении всего анализируемого периода собственные средства предприятия преобладают над заемными. Это говорит о стабильном положении предприятия и его финансовой независимости, что является положительным моментом.

В 2012 году выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) увеличивается по сравнению с 2010 годом на 16,5%, что говорит росте объема продаж. Это положительный момент.

Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) увеличивается на 7,9% и это положительный момент, так как темпы роста себестоимости растут медленнее, чем темпы роста выручки от продаж.

Чистая прибыль в 2012 году составила 332625 тыс.руб. По сравнению с 2010 годом чистая прибыль увеличилась на 91019 тыс.руб. Это положительный момент.

В 2012 году совокупный показатель ликвидности активов равен 2,249, что характеризует предприятие как ликвидное. Коэффициент актуальной ликвидности баланса характеризует отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств. На нашем предприятии он составил 1,804, то есть каждый рубль общих обязательств покрывается 1,804 рублей общих активов, что говорит о том, что предприятие способно рассчитываться по своим обязательствам в полной мере. Это положительный момент.

Коэффициент инвестирования на предприятии больше единицы и это говорит о способности предприятия за счет собственных средств финансировать внеоборотные активы. Индекс постоянного актива меньше единицы, это свидетельствует о том, что внеоборотные активы и часть оборотных активов формируется за счет собственного капитала. Все это является положительными моментами.

Коэффициент оборачиваемости текущих активов предприятия имеет тенденцию к снижению с 1,68 об/год в 2010 году до 1,42 об/год в 2012 году, что является отрицательным моментом, т.к. текущие активы не способствуют росту выручки от продаж.

Коэффициент автономии составил в 2012 году 0,67 и такое значение показателя говорит о стабильном финансовом положении организации и низком уровне финансового риска для кредиторов. Это положительный момент.

Уровень перманентного капитала остается стабильным и составляет 0,67 на 2010 и 2012 года. Это говорит о том, что предприятие финансово устойчивое, и способное финансировать свою работу за счет собственного капитала. Это положительный момент.

Доля краткосрочных обязательств в финансовых ресурсах предприятия равна достаточно низкая, это тоже положительный момент.

Коэффициент финансовой зависимости не превышает норму и составляет на 2012 год 1.48 (К≤2,0). Это говорит о финансовой независимости предприятия.

Коэффициент финансовой напряженности так же не превышает нормативное значение за анализируемый период, что говорит о том, что на предприятии происходит снижение доли заемного капитала (кредиторской задолженности). Это положительные моменты.

На анализируемом предприятии коэффициент абсолютной ликвидности превышает нормативное значения и равно в 2010 году 0,26, в 2012 году - 0,553. Таким образом, ОАО «КХП им. Григоровича» платежеспособно.

Коэффициент быстрой ликвидности имеет тенденцию роста с 1,492 в 2010 году до 1,849 в 2012 году, а коэффициент текущей ликвидности немного превысил нормативное значение, и это свидетельствует о том, что находящиеся у фирмы оборотные средства позволяют погасить долги по краткосрочным обязательствам. Коэффициент «критической оценки» в динамике увеличился на 35,9%. Это говорит о высокой платежеспособности, т.е. предприятие может покрыть краткосрочные обязательства за счет оборотных средств.

Оборачиваемость запасов на ОАО «КХП им. Григоровича» имеет динамику незначительного снижения с 5,308 об/год в 2010 году до 5,024 об/год в 2012 году.

Коммерческий цикл в 2012 году составил 127 дней, то есть инкассация дебиторской задолженности после продажи готовой продукции происходит за 127 дней.

«Дни кредиторов» в анализируемый период имеют динамику увеличения, а небольшое значение этого показателя говорит об умелом использовании кредиторской задолженности в качестве краткосрочного источника средств в обороте предприятия.

Финансовый цикл увеличивается с 144 дней/обор до 162 дней/обор.

Нужно отметить, что в общем динамика показателей отрицательная, поскольку критериями длительности циклов движения денежных средств является их минимизация. Увеличение в динамике практически всех циклов движения денежных средств говорит о негативной тенденции.

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КХП ИМ. ГРИГОРОВИЧА»

3.1 Предложения по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности на предприятиии ОАО «КХП им. Григоровича»

В данной работе мною был проведен анализ основных показателей на основе которого можно предложить меры для улучшения финансового состояния.

Одной из таких мер является уменьшение дебиторской задолженности на предприятии. Для того чтобы сократить дебиторскую задолженность необходимо в первую очередь ускорить платежи путем совершенствования расчетов, предварительной оплаты, предоставление скидки при досрочной оплате. На данный момент на предприятии существует ряд проблем, которые препятствую сокращению дебиторской задолженности, к таким проблемам относятся - рост не платежей, недостаточная капиталовооруженность и т.д.

На мой взгляд, на предприятии в данный момент целесообразно проведения такого мероприятия как факторинг, который способствует существенному снижению дебиторской задолженности.

Факторинг - это переуступка неоплаченных долговых требований, возникающих в процессе реализации товаров и услуг факторинговой компании на условиях коммерческого кредита.

Факторинг позволяет руководству и сотрудникам предприятий малого и среднего бизнеса сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускорить получение большей части платежей, гарантировать полное погашение задолженности и уменьшать расходы по ведению счетов; дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные долгосрочные кредиты в банке. Все это благоприятно сказывается на финансовом положении предприятия.

Еще одним важным инструментом для ликвидации существующих на предприятии проблем является система скидок, которая позволяет увеличить объемы продаж.

Существованием скидок, предоставляемых покупателям компании, обусловлена и проблема признания дебиторской задолженности по счетам.

Таким образом для уменьшения дебиторской задолженности на предприятии ОАО «КХП им Григоровича». необходимы следующие действия:

.Заключение договоров с гибкими условиями сроков оплаты. Если полная предоплата невозможна, необходимо получить частичную предоплату, изменить сроки оплаты. ОАО «КХП им Григоровича», может реально влиять на сроки поставки, производить замену выбракованных изделий, сокращать сроки освоения новой продукции, то есть оперативно решать вопросы, которые входят в круг интересов покупателей.

Учитывая ряд уступок, четкое выполнение условий договора поставок со стороны ОАО «КХП им Григоровича» многолетнее сотрудничество необходимо рассчитывать на такие же действия со стороны покупателей.

.Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик может следующее:

увеличить объем продаж;

получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств и т.д.

Предположим, ОАО «КХП им Григоровича» заключил договор о поставке товара стоимостью 200 тыс. тенге с отсрочкой платежа 30 дней. Одновременно ОАО «КХП им Григоровича» заключает договор факторинга с банком. Договор предусматривает, что немедленно после поставки товара покупателю банк выплачивает продавцу в качестве досрочного платежа 90 процентов от суммы поставки. Остаток (сумма поставки минус сумма досрочного платежа минус комиссия банка) выплачивается продавцу в День поступления денег от дебитора. Комиссия банка по операциям факторинга составляет 3 процента.

Фирма получит: 200 тыс. тенге (общая сумма счетов) - 6 тыс. тенге (комиссия фактора) =194 тыс. тенге.

Учет факторинговых операций. Факторинг представляет собой уступку денежного требования одной стороной, являющейся финансовым агентом, которая передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороне (клиенту), а та, в свою очередь, уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу (должнику), вытекающее из отношений с третьим лицом.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:

природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др.

(внешние факторы);

изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов

(внутренние производственные экстенсивные факторы);

повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.(интенсивные);

снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др.

( внепроизводственные факторы).

В ходе проведенного анализа были выявлены резервы роста прибыли за счет нескольких факторов:

за счет увеличения объема реализации продукции;

за счет снижения себестоимости товарной продукции;

за счет повышения среднереализационных цен вследствие оптимизации структуры реализации продукции.

Из вышеперечисленного можно сделать следующие предложения:

. Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.

. Снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:

улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;

слаженная работа всех составляющих производственного процесса

(основного, вспомогательного, обслуживающего производства);

оптимизация потоковых процессов на предприятии.

. Немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале - до 100%.

Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.

3.2 Проведение рекламной компании и экономический эффект данного мероприятия на предприятии ОАО «КХП им. Григоровича»

Грамотная финансовая политика и хорошо разработанная стратегия сбыта - главное условие для увеличения прибыли предприятия.

Проблема привлечения покупателей и сбыта продукции во всем мире решается благодаря маркетингу. Маркетинг выступает как процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей. Как правило, на предприятии создается служба маркетинга под руководством заместителя руководителя. Главными инструментами маркетинга являются учет, прогнозирование спроса, анализ конъюнктуры рынка, реклама.

Организационная структура управления предприятием ОАО «КХП им. Григоровича» предусматривает службу маркетинга, это заместитель директора по коммерческим вопросам, возглавляющий отдел сбыта. Однако, как видно из анализа хозяйственной деятельности предприятия, рекламе уделялась явно недостаточно внимания. Обострение конкуренции на рынке потребительских товаров, в том числе и соперничество предприятий разных отраслей производства, делает основной задачей каждой фирмы активизацию всеми возможными способами спроса на свою продукцию. То, что «реклама - двигатель торговли» - знают все. Действительно без рекламы товар трудно продать.

Реклама - это комплекс средств и приемов, направленных на достижение конечных целей - реализации товаров и услуг и создание спроса на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем предлагаемой продукции с целью побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции или услуг имеет четкую цель, для реализации которой подбирают соответствующие способы воздействия на клиента. К целям рекламы относятся: создание и расширения рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).

Реклама должна нести потенциальному покупателю аргументы в пользу продукции, убеждать в необходимости ее приобретения и использования, демонстрировать верность решения о приобретении именно данного продукта. Наиболее распространенные способы рекламы: прямая почтовая реклама, лично вручаемые информационные письма, листовки на переговорах и презентациях; выступление на семинарах, личные посещения руководителей и специалистов предприятия; реклама в прессе, по радио и телевидению. Реклама решает не только торговую задачу. Она строит фундамент уважения и доверия к фирме. Никакая реклама не может продать рекламируемую продукцию вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя. В этом случае, чем больше размах рекламной работы, тем больше убытки.

Для того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества, которыми обладает рекламный товар.

Эффективность рекламы во многом зависит от того, как часто она будет появляться в печати, на телеэкране и т.п. Поэтому, как правило, прежде чем начать рекламную компанию, организация составляет рекламный план на определенный период. В этом плане указывается, где и когда организация хочет разместить свою рекламу. Далее на основании этого плана составляется смета рекламных расходов.

Средняя стоимость одного размещения рекламного объявления в прессе - 520 рублей. Газета выходит 4 раза в месяц. Следовательно расходы на рекламу в периодической печати в год составят 25 тыс. руб. (520*4*12). Стоимость рекламы на телевидении в среднем составит 8 тыс. руб. в месяц или 96 тыс. руб. в год.

Рассчитаем налог на рекламу, подлежащий уплате в бюджет рекламодателем. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О рекламе» №108- ФЗ от 14.06.95г., в редакции Федеральных законов от 18.06.2001 №76- ФЗ и от 30.12.2001 №196- ФЗ ставка налога на рекламу устанавливается в размере 5% налогооблагаемой базы. Налоговая база учитывает все расходы, связанные с услугами по изготовлению и распространению рекламы. В нашем случае налог на рекламу составит 6,0 тыс. руб. в год (121*5%).

Расходы на рекламу, также как и другие расходы, связанные со сбытом товара и услуг относятся к коммерческим расходам предприятия и списываются на себестоимость продукции. Затраты по уплате налога на рекламу относятся на внерелизационные расходы.

В целях налогообложения затраты на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Об этом сказано в подпункте 28 пункта 1 264 Налогового кодекса. На основании пункта 4 статьи 264 НК РФ затраты на рекламу через средства массовой информации, на любую наружную рекламу, относятся к ненормированным расходам и полностью уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, предприятие имеет полное право отнести все свои затраты, связанные с рекламой на себестоимость выполненных работ, и тем самым снизить налогооблагаемую базу.

Оценка экономической эффективности рекламы может производиться на основе дополнительного товарооборота, полученного в результате ее применения. Эту оценку получают путем сопоставления объема реализации товара в условиях применения рекламы с объемом товара до рекламы.

Для оценки экономической эффективности рекламы используем статистические данные о реализации товаров за один и тот же период на аналогичных предприятиях. Как правило, применение рекламных акций позволяет увеличить объем реализации изделий от 30 до 80%. Учитывая особенности рынков сбыта, их насыщенность продукцией китайского производства, рассчитаем экономическую эффективность рекламы при увеличении объема реализации продукции на 30%.

Метод оценки экономической эффективности рекламы основан на отношении дополнительной прибыли, полученной в результате применения рекламы, к затратам на рекламу.1


Эрекл =((Врр - Сб +Р) - (Врб - Сб)) / Р*100,

Где Врб - выручка, полученная до применения рекламы;

Врр- выручка, полученная после применения рекламы;

Сб - себестоимость реализованной продукции до применения рекламы;

Р - расходы на рекламу, включая налог на рекламу

Эрекл = (150766 - (121904+127) - (141635- 121904)/127*100= 307,9 %

Следовательно, экономический эффект от проведения рекламной акции составит 307,9%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследования по данной теме можно сделать выводы.

Грамотная финансовая политика и хорошо разработанная стратегия сбыта - главное условие для увеличения прибыли и повышения рентабельности предприятия.

Для повышения рентабельности на анализируемом предприятии можно предложить следующее:

. Для расширения сбыта продукции более широко использовать рекламу.

. Для увеличения объема продаж заменить морально и физически устаревшее оборудование на новое (оргтехника, транспорт).

. Приобретение нового оборудования предусмотреть в форме финансового лизинга.

. Для повышения ценовой конкурентоспособности продукции снизить себестоимость изделий путем уменьшения затрат, в том числе за счет поиска альтернативных поставщиков сырья.

. Для обеспечения большей стабильности продаж реализуемой продукции, заложить в ценовую политику правило, в соответствии с которым скидки на продукцию должны увеличиваться в период уменьшения спроса.

. Усилить контроль за качеством реализуемой продукции. Повысить мотивацию на обеспечения качества продукции в цехах через внедрения новой системы оплаты труда.

Эффективность рекламы во многом зависит от того, как часто она будет появляться в печати, на телеэкране и т.п. Поэтому, как правило, прежде чем начать рекламную компанию, организация составляет рекламный план на определенный период. В этом плане указывается, где и когда организация хочет разместить свою рекламу. Далее на основании этого плана составляется смета рекламных расходов. Экономический эффект от проведения рекламной акции составит 307,9%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. проф. В.И. Стражева. - Минкс: Вышэйшая школа, 2008г.-267с.

.Зайцева Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.,2007г.-324с.

. Казакова Н.А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009г.-450с.

. Рыжов О.В. Оцениваем рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании. Главбух №2, январь 2007г.-259с.

. Тимофеева Т.В. Анализ денежных потоков предприятия: Учеб. пособие / Т.В. Тимофеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010г.- 456с.

.Экономика предприятия: Учебник для вузов под редакцией профессора В.А.Горфинкеля, профессора В.А. Швандара, М.,2009г.

. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. / Под ред. А.Н. Соломатина.- М. Инфра - М, 2010г. - 295с.

. Финансы предприятий: Учеб./ Под ред. М.В. Романовского. - СПб: Итальянский дом «Бизнес- Пресса», 2009г. - 528с.

. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учеб.- М.: Издательский дом «Дашко и К», 2007г. - 752с.

Похожие работы на - Методики повышения прибыли и рентабельности на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!