Организационно-экономическая характеристика Борисовского райпо

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно-экономическая характеристика Борисовского райпо

Содержание

Введение

. Организация управления предприятием

. Подготовка и принятие управленческих решений

. Стиль управления

. Анализ экономических показателей

. Особенности маркетинговой службы

. Анализ маркетинговых исследований

. Юридический аспект

. Индивидуальное задание

.1 SWOT, PEST-анализ

.2 Анализ кадровой политики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Объект исследования - деятельность Борисовское райпо.

Предмет исследования - анализ экономической деятельности Борисовское райпо.

Цель практики - закрепить полученные в университете теоретические и профессиональные знания по экономике и управлению производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Основные задачи прохождения практики:

изучить организационную структуру управления производственно-хозяйственной деятельностью на предприятии, в учреждении или организации (по месту прохождения практики);

подробно ознакомиться с деятельностью подразделения, где будет проходить практика студента;

исследовать по месту прохождения практики опыт подготовки и осуществления всех этапов сделки по реализации товаров, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

изучить законодательные акты и нормативные документы по организации деятельности предприятия, как на внутреннем, так и внешнем рынках.

1. Организация управления предприятием

Борисовское райпо играет важную роль в жизнедеятельности района. Эта роль выражается, прежде всего, в обслуживании сельского населения. Борисовское райпо посредством предприятий торговли, автомагазинов, предприятий общественного питания осуществляет торговую деятельность в г. Борисов и 13 сельских советах или 77 населенных пунктах. На долю потребительской кооперации в 2012 г. приходилось 20,6% розничного товарооборота.

Борисовское райпо обслуживает все сельское население района и население города, что составляет порядка 2,1 тыс. человек. Численность обслуживаемого населения в последние годы значительно сократилась: на 2,7%. на начало 2013 г. по сравнению с 2012г. (табл. 1.).

Таблица 1. Динамика численности населения, обслуживаемого потребительской кооперацией Борисовского райпо и уровень кооперации населения за 2008-2012 гг.

Годы

Численность, чел.

Уровень кооперирования населения, %

Кооперировано за год, чел.


обслуживаемого населения

в т.ч. пайщиков



2008 2009 2010 2011 2012

56 55 54,3 53,6 52,1

15737 15812 16183 16503 16827

58,4 61 57,3 58,5 59,1

385 390 371 320 324


Количество пайщиков в районе увеличилось. Если на 1.01.2005 г. в Борисовском райпо насчитывалось 14880 человек пайщиков, а уровень кооперирования населения составлял 49,9%, то на 1.01.2013г. - 16503 человека и уровень кооперирования составил 58,5%.

Увеличилось количество человек вновь вступивших в ряды пайщиков. Если за 2004 год было кооперировано 200 человек, то за 2012 год - 324 человек.

С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социально-экономическую функцию как доведение сырья от производителей до торговых, перерабатывающих предприятий и поставки на экспорт, способствует росту денежных доходов населения. Заготовительная отрасль Борисовского райпо осуществляет заготовку более 20 видов сельскохозяйственной, дикорастущей продукции, вторичного сырья. Заготовку продукции в районе осуществляют 80 магазинов, 6 приемозаготовительных пункта, один разъездной заготовитель.

На перспективу разработана программа социально-экономического развития Борисовского района на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь <#"705317.files/image001.gif">Д = Д1 - Д0 (2.1)

где Д0 - сумма доходов в базисном периоде;

Д1 - сумма доходов в отчетном периоде.

Д2011-2010 = 133 - 274 = -141 млн. руб.

Д2012-2010 = 252 - 274 = -22 млн. руб.

За счет изменения:

а) уровня доходов:

Д (У) = ((У1 - У0)/100)*ОУ1 (2.2)

где ОУ - оборот по услугам

У - уровень доходов, в % к обороту

Д (У) 2011-2010 = ((0,27-0,65)/100))*48896 = -185,8

Д (У) 2012-2010 = ((0,29-0,65)/100))*87620 = -315,4

б) оборота по услугам:

Д (ОУ) = ((ОУ1 - ОУ0)/100)*(У0/100) (2.3)

Д (ОУ) 2011-2010 = (48896-41834)/100)*(0,65/100) = 0,46

Д (ОУ) 2012-2010 = (87620-41834)/100)*(0,65/100) = 2,97

Таблица 7. Анализ влияния факторов на доходы Борисовского райпо за 2010-2012г.г.

Показатель

Отклонение (+; -)


2-го года от 1-го

3-го года от 1-го

Изменение суммы доходов, всего

-141

-22

В том числе за счет изменения: уровня доходов

-185,8

-315,4

оборота по услугам

0,46

2,97

Примечание - Источник: собственная разработка

Анализ обобщающих показателей экономической эффективности Борисовского райпо за 2010-2012г.г. проведем в таблице 8.

Таблица 8. Анализ обобщающих показателей экономической эффективности Борисовского райпо за 2010-2012 гг.

Показатель

Годы

Отклонение показателей (+; -)


2010

2011

2012

2-го года от 1-го

3-го года от 2-го

3-го года от 1-го

Выручка от реализации, млн. р.

41500

48837

87594

7337

38757

46094

Прибыль отчетного периода (или прибыль от реализации), млн. р.

287

251

252

-36

1

-35

 Экономический потенциал, млн. р., всего

12491

29107

39642

16616

10535

27151

В том числе функционирующий капитал

2878

19549

22612

16671

3063

19734

 Расходы, млн. р.

42163

35797

79029

-6366

43232

36866

 Оборот по услугам по отношению к следующим показателям, р.:

экономическому потенциалу

332,24

167,78

220,96

-164,46

53,18

-111,28

функционирующему капиталу

1441,97

249,82

387,38

-1192,15

137,56

-1054,59

расходам

98,43

136,43

110,84

38

-25,59

12,41

 Прибыль, % по отношению к следующим показателям:

экономическому потенциалу

2,3

0,86

0,64

-1,44

-0,22

-1,66

функционирующему капиталу

9,97

1,28

1,11

-8,69

-0,17

-8,86

расходам

0,68

0,7

0,32

0,02

-0,38

-0,36

Чистая прибыль, % по отношению к следующим показателям:

экономическому потенциалу

0

0,43

0,48

0,43

0,05

0,48

функционирующему капиталу

0

0,64

0,84

0,64

0,2

0,84

расходам

0

0,35

0,24

0,35

-0,11

0,24


В таблице 9 проведем анализ состава и структуры активов Борисовского райпо за 2010-2012г.г.

Таблица 9. Анализ состава и структуры активов Борисовского райпо за 2010-2012г.г.

Актив баланса

2010 г.

2011 г.

2012 г.


млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

1. Внеоборотные активы

9528

53,59

15915

56,46

20858

57,17

1.1 Основные средства

9340

52,53

11922

54,42

20764

56,91

1.2 Нематериальные активы

6

0,03

1

0,00

5

0,01

1.3 Вложения во внеоборотные активы

182

1,02

402

1,83

89

0,24

2. Оборотные активы

8251

46,41

9584

43,74

15628

42,83

2.1. Запасы и затраты

5072

28,53

5915

27,00

9948

27,27

2. 2. Налоги по приобретенным ценностям

588

3,31

660

3,01

673

1,84

2.3. Дебиторская задолженность

2489

14,00

2802

12,79

3708

10,16

2.4. Расчеты с учредителями




0,00

 

0,00

2.5. Денежные средства

89

0,50

177

0,81

1286

3,52

2.6. Финансовые вложения

13

0,07

13

0,06

13

0,04

2.7. Прочие оборотные активы




0,00

0

0,00

Всего имущества

17779

100

21909

100

36486

100


Из таблицы 9 можно сделать следующие выводы:

Наибольший удельный вес в структуре активов составляют внеоборотные активы - 56,46 и 57,17%% в 2011 и 2012 годах соответственно.

В структуре внеоборотных активов наибольший удельный вес составляют основные средства к итогу активов: 54,42 и 56,91%% в 2011 и 2012 годах соответственно.

На втором месте наибольший удельный вес составляют запасы и затраты: 28,53%, 27,0% и 27,27% в 2010-2012г.г. соответственно.

Состав и структуру источников образования средств Борисовского райпо за 2010-2012г.г. представим в таблице 10.

Таблица 10. Состав и структура источников образования средств Борисовского райпо за 2010-2012г.г.

Статьи пассива баланса

На начало года


2010 г.

2011 г.

2012 г.


сумма, млн. р.

% к итогу

сумма, млн. р.

% к итогу

сумма, млн. р.

% к итогу

1. Источники собственных средств, всего

5783

32,53

7134

32,56

15275

41,87

В том числе:







1.1 Уставный фонд

3

0,02

3

0,01

3

0,01

1.2 Паевой фонд

18

0,10

21

0,10

26

0,07

1.3 Добавочный фонд

5762

32,41

7103

32,42

15216

41,70

1.4 Чистая прибыль отчетного периода

0

0

7

0,03

30

0,08

1.5 Нераспределенная прибыль







2. Заемные средства и обязательства, всего

11996

67,47

14775

67,44

21211

58,13

В том числе:







2.1 Долгосрочные кредиты и займы

922

5,19

1108

5,06

1368

3,75

3029

17,04

5581

25,47

7517

20,60

2.3 Кредиторская задолженность

8045

45,25

8086

36,91

7515

20,60

Итого

17779

100

21909

100

36486

100


Из таблицы 10 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре источников образования средств Борисовского райпо составляют заемные средства и обязательства6 67,47%, 67,44 и 58,13% в 2010-2012г.г. соответственно.

Показатели финансового положения Борисовского райпо за 2010-2012г.г. представим в таблице 11.

Таблица 11. Показатели финансового положения Борисовского райпо за 2010-2012г.г.

Показатель

На начало года


2010 г.

2011 г.

2012 г.

1.

Коэффициенты ликвидности:





абсолютной

0,0366

0,0092

0,0076


промежуточной

0,3438

0,2324

0,2146


текущей

0,8974

0,7451

0,6642

2.

Коэффициенты финансовой устойчивости:





автономии

0,4420

0,3253

0,3067


маневренности собственных средств

1,1328

1,4268

1,4209


соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага)

1,2624

2,0744

2,2607


обеспеченности собственными оборотными средствами

-157

-3745

-4465


соотношения кредиторской и дебиторской задолженности

0,3534

0,3094

0,3956

Примечание - Источник: собственная разработка

Из таблицы 11 можно сделать вывод, что все показатели финансового положения Борисовского райпо за 2010-2012г.г. находятся на низком уровне.

Динамику показателей рентабельности и оборачиваемости активов Борисовского райпо за 2010-2012г.г. представим в таблице 12.

Таблица 12. Динамика показателей рентабельности и оборачиваемости активов Борисовского райпо за 2010-2012 гг.

Показатель

Годы

Темпы изменения, %


2010 г.

2011 г.

2012 г.

2-го года от 1-го

3-го года от 2-го

1. Прибыль отчетного периода, млн. р.

287

251

252

-36

-35

2. Чистая прибыль, млн. р.

0

125

189

125

189

3. Выручка от реализации, млн. р.

41500

48837

87594

7337

46094

4. Среднегодовая стоимость, млн. р.:






совокупных активов

2917

19844

29198

16927

26281

внеоборотных активов

1415

10927

12606

9512

11191

оборотных активов

1502

8918

16592

7416

15090

собственного капитала

1245

6459

11205

5214

9960

5. Рентабельность, %:






совокупных активов

9,84

1,26

0,86

-8,58

-8,98

внеоборотных активов

20,28

2,30

2,00

-17,98

-18,28

оборотных активов

19,11

2,81

1,52

-16,30

-17,59

собственного капитала

23,05

3,89

2,25

-19,16

-20,80

6. Оборачиваемость, число оборотов:






совокупных активов

14,23

2,46

3,00

-11,77

-11,23

внеоборотных активов

29,33

4,47

6,95

-24,86

-22,38

оборотных активов

27,63

5,48

5,28

-22,15

-22,35

собственного капитала

33,33

7,56

7,82

-25,77

-25,51

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Из таблицы 12 можно сделать следующие выводы: рентабельность рассчитанных показателей за рассматриваемый период снижается, число оборотов рассчитанных показателей за рассматриваемый период увеличивается.

5. Особенности маркетинговой службы

торговый управленческий экономический кадровый

Следует принять во внимание то факт, что создание единой службы маркетинга на предприятии, достаточно затратное и длительное мероприятие.

Основные факторы, влияющие на развитие инновационного маркетинга, приведены в таблице 13.

Проведенный анализ показал актуальность реорганизации отдела маркетинга в целях выравнивания нагрузки на одного работника, а также реализации в полном объеме коммуникативной функции (в основном рекламная деятельность) и функции работы с клиентами (формирование базы клиентов, прослеживание дебиторской задолженности, своеобразных «кредитно-маркетинговых» историй клиентов). Это вызывает необходимость введения должностей маркетолога отдела реализации и специалиста по маркетингу бюро реализации.

В соответствии с предложенными принципами формирования маркетинговых подразделений в перспективе структура отдела маркетинга райпо, по моему мнению, должна выглядеть следующим образом:

помощник генерального директора по коммерческим вопросам - (начальник отдела);

бюро материально-технического снабжения - 3 человека (начальник + 3 товароведа);

склады МТС;

склады готовой продукции.

Кроме того, служба маркетинга должна играть основную роль в успешной инновационной политике райпо.

Таблица 13. Оценка слабых и сильных сторон деятельности райпо

Слабые стороны

Сильные стороны

Производственно-кадровый потенциал


Комбинат обеспечен производственными площадями, коммуникациями и инфраструктурой. Комбинат укомплектован квалифицированными кадрами

Финансовое состояние

Неудовлетворительная структура баланса. Уменьшение стоимости чистых активов комбината. Высокая доля и рост кредиторской задолженности


Товар

В ассортименте отсутствуют уникальные по своему составу и технологиям продукты. Неконкурентоспособное соотношение цены и качества выпускаемой продукции. Сокращение объемов сбыта значительной части выпускаемой продукции. Низкие темпы обновления ассортимента. Непривлекательный внешний вид упаковки. Ограниченность выбора используемой тары по емкости

Обеспечение показателей качества и безопасности продукции. Низкий процент возврата товаров из-за несоответствия качественных характеристик. Систематическое проведение оценки рентабельности выпускаемой продукции

Конкуренция

Критические факторы успеха (КФУ) определены только в отношении цены. Недостаточные усилия по использованию успешных идей конкурентов. Недостаточное использование внутренних резервов снижения цены. Существует необходимость выравнивания цен предприятия с ценами конкурентов. Предприятие не располагает достаточными и систематическими сведениями о планах конкурентов

Уровень качества выпускаемой продукции средний по отрасли.

Организация продаж

Система сотрудничества с точками продаж не сформирована. Отсутствует информация о темпах реализации продукции предприятия в розничных торговых организациях. Не уделяется внимание оформлению мест продаж товаров предприятия, расположению их на торговых площадях. Не анализируются сведения о действиях конкурентов в сфере мерчандайзинга


Потребители

Доля постоянных клиентов составляет около 20%. Существует зависимость деятельности предприятия от крупных клиентов из числа бюджетных организаций. Потери от задолженностей ряда организаций постоянно растут, что свидетельствует о низкой платежеспособности ряда клиентов

Сезонные ситуации учитываются в планах работы предприятия, что гарантирует ритмичность поставок товаров потребителям с учетом сроков хранения

Маркетинговое планирование

Систематическое маркетинговое планирование отсутствует, осуществляется обслуживание клиентов по мере поступления заказов. Эпизодический сбор информации о рынке. Отдельный бюджет для ведения маркетинговой деятельности не предусмотрен. Каналы распределения продукции выбираются в основном стихийно. В ценовой политике не предусматривается систематическое получение инструкций персоналом с учетом рыночной стратегии предприятия

Маркетинговое планирование осуществляется с позиции объемов продаж, которые устанавливаются высшим руководством и планово-экономическим отделом

На предприятии не разрабатывается план маркетинговых исследований


Информационное обеспечение маркетинговой деятельности

Использование преимущественно вторичной информации. Нерегулярное информирование специалистов в области современных направлений и методов маркетинга. Ограниченные возможности использования специализированной литературы по маркетингу и информационных ресурсов сети «Интернет». Отсутствие в структуре отдела маркетинга специалиста, отвечающего за сбор информации, формирование и поддержание информационной базы данных. Не проводятся исследования по сбору первичной информации о потребностях и предпочтениях потребителей и посредников. Отсутствует программное обеспечение по маркетингу

Использование разнообразной информации (статистической, коммерческой, внутрифирменной, ценовой, правовой, нормативно-технической). Проводятся маркетинговые исследования цен, конкурентов, рынков сбыта, ассортимента и качества продукции. Хорошо развита подсистема внутренней отчетности организации

Рекламная деятельность

Низкий уровень расходов на рекламу. Проведение рекламных мероприятий носит хаотичный характер, отсутствует их взаимосвязь на основе единой стратегии. Эффективность рекламных мероприятий не прослеживается и не анализируется. Не предусмотрена должность специалиста по рекламе. Отсутствие мероприятий по планированию рекламного бюджета. Отсутствие рекламной поддержки товарного знака. Не используется сувенирная реклама и реклама для мест продажи. Не исследуется рекламная деятельность конкурентов

Увеличение расходов на рекламу. Использование печатной рекламы, рекламы в прессе, участие в выставках и ярмарках.

Создание разветвленной системы маркетинга на предприятии, ориентированной на инновации, в свою очередь, позволит:

- обеспечить привлечение клиентов к новой продукции предприятия;

-          определить тенденций рынка для новой продукции и прогнозирование спроса и цен на нее;

-          обеспечить активное воздействие предприятия на клиентов, конкурентов и ситуацию на новых рынках;

-          разработать и реализовать стратегию маркетинга, адекватную рыночной ситуации.

Вместе с тем, опыт белорусских предприятий указывает на то, что, несмотря на довольно значительные первоначальные затраты, создание специализированного отдела маркетинга способствует решению как финансово-экономических, так и социальных задач, стоящих перед организациями потребительского общества. Управление товаром требует систематических усилий, а также поддержания соответствия концепции маркетинга. Рынок беспощаден в тех случаях, когда выбор товара не отражает вкусов потребителя или не учитывает существующих тенденций. Кроме того, райпо должен поддерживать оптимальный уровень товарных запасов, чтобы обеспечивать желаемый уровень движения наличных денежных средств и прибыли. В основе управления товаром должен лежать товарный план, гарантирующий максимизацию шансов компании на успех, в котором учитываются маркетинговые соображения, возможные варианты товарной стратегии, тип клиентской базы, финансовые соображения, а также поиск товаров для формирования ассортимента, запас.

Процесс сбыта товаров промышленного назначения характеризуется наличием жесткой конкуренции, которая имеет несколько основных проявлений. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, определяющих состав предлагаемой компанией номенклатуры. Кроме того, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке, конкуренцию в сфере услуг, предлагаемых заказчикам, конкуренцию в сферах сбыта и реализации рекламных программ. Из всех перечисленных видов конкуренции наибольшее значение имеет конкуренция в сфере товарного планирования, значение которого возрастает.

Каждому производителю присущи свои уникальные характеристики. У каждого собственная история, свой круг руководителей, определивших особенности роста фирмы, свой собственный багажа знаний и умений, только ей присущее сочетание средств, производства и рабочей силы, отличная от других система сбыта, свой круг контактов на рынке, своя собственная репутация. Указанные характеристики предприятия отражают как его сильные, так и слабые стороны, которые необходимо учитывать при принятии решений о комплектации товарного ассортимента. Одна из обязанностей руководства заключается в предвидении наиболее выгодного курса товарной политики обозримого будущего.

На основе проведенного анализа предлагаются следующие рекомендации, направленные на совершенствование ассортимента в выбранной группе. Оптимизация осуществляется по двум направлениям - сокращение экономически не выгодных товаров и насыщение товаров с наибольшей экономической ценностью. Но так как процесс оптимизации может негативно повлиять на богатство ассортимента, что играет одну из важнейших ролей при розничной торговле запасными частями и комплектующими, необходимо сформировать ассортиментный минимум. Обобщая все вышеизложенное можно обозначить достаточный круг проблем предприятия в организации, ее ассортиментной политики. Суть проблемы - не оптимизирована ассортиментная политика предприятия.

6. Анализ маркетинговых исследований

Реализация услуг в Борисовском районе в перспективе будет осуществляться через существующую собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, вновь открытые предприятия общественного питания. В других районах - через торговую сеть кооперативных организаций этих районов. Формирование цен услуги в перспективе будет проводиться в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь о ценообразовании, отраслевыми нормативно-правовыми актами Белкоопсоюза. Стратегия ценообразования Борисовского райпо будет направлена на поддержании уровня цен, обеспечивающего покрытие затрат на реализацию продукции и получение максимально высокого уровня доходов при соблюдении действующего законодательства и с учетом ценовой политики конкурентов.

Виды предоставляемых услуг:

- строительство и отделка;

комплектование подарков;

услуги повара по приготовлению блюд на дому;

изготовление тортов, караваев, салатов, куры-гриль;

ксерокопирование;

прокат посуды;

транспортные услуги.

Рассмотрим динамику платных услуг райпо в таблице 14.

Таблица 14. Динамика показателей реализации услуг Борисовского райпо за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение 2012 г. от 2010 г.

Темп роста 2012 г. к 2010 г., %

Бытовые услуги

72,7

98,4

149,3

76,6

205,36

Транспортные услуги

0,0

0,7

0,2

0,2

0,00

Жилищные услуги

11,8

12,0

12,3

0,5

104,24

Коммунальные услуги

16,5

19,1

19,6

3,1

118,79

Прочие

14,9

17,8

23,1

8,2

155,03

Итого:

115,9

148,0

204,5

88,6

176,45

Примечание-Источник: собственная разработка

Анализ данных таблицы 2.14 показывает, что обеим платных услуг райпо увеличился за 2010 -2012 гг. на 88,6 млн.руб. Темп роста данного показателя составил 205,36%. Темп прироста соответственно 105,35% (105,36%-100%). Выручка от реализации транспортных услуг снизилась в 2012 году по сравнению с уровнем 2011 г на 0,5 млн.руб. Жилищные услуги райпо увеличились на 0,5 млн.руб. в 2012 году по сравнению с уровнем 2010 года. Темп роста данного показателя составил 104,24%. Прирост коммунальных услуг составил 3,1 млн.руб., что в относительном выражении составило 18,79%.Структура показателей реализации услуг представлена в таблице15.

Таблица 15. Структура показателей реализации услуг Борисовского райпо за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение 2012 г. от 2010 г.

Бытовые услуги

62,7

66,5

73,0

10,3

Транспортные услуги

0,0

0,5

0,1

0,1

Жилищные услуги

10,2

8,1

6,0

-4,2

Коммунальные услуги

14,2

12,9

9,6

-4,7

Прочие

12,9

12,0

11,3

-1,6

Итого:

100,0

100,0

100,0

0,0

Примечание - Источник: собственная разработка

Анализ данных таблицы 2.15 показывает, что наибольший удельный вес в структуре услуг занимают бытовые услуги. Удельный вес бытовых услуг в 2012 г-73%, в2011 г-66,5%, в 2010 г-62,7%. Таким образом, наблюдается тенденция к их увеличению. На втором месте прочие услуги; в 2012 г.-11,3%, в 2011 г.-12,0%, в 2010 г.-12,9%. Третье место отведено коммунальным услугам: 2012 г.-9,6%, в 2011 г.-12,9%, в 2010 г.-14,2%. Здесь наблюдается отрицательная динамика.

Так как наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимают бытовые услуги, то целесообразно рассмотреть структуру (Таблица 17) и динамику (Таблица 16) бытовых услуг райпо.

Таблица 16. Динамика показателей реализации бытовых услуг Борисовского райпо за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение 2012 г. от 2010 г.

Темп роста 2012 г. к 2010 г., %

Услуги организаций по проекту

0,7

0,8

0,6

-0,1

85,71

Ритуальные услуги

72,0

97,6

148,7

76,7

206,53

Итого бытовых услуг:

72,7

98,4

149,3

76,6

205,36

Примечание-Источник: собственная разработка

Анализ данных таблицы 2.16 показывает, что ритуальные услуги, являются ключевыми и составили в 2012 г.-148,7 млн.руб. И увеличились в 2012 г. по сравнению с 2010 годом на 76,6%. Темп роста данного показателя составил 206,53%. Следовательно объем данных услуг увеличился за исследуемый период более чем в 2 раза. Незначительный вес имеют услуги по проекту: в 2012 г.-0,6 млн.руб., в 2011 г.-0,8 млн.руб., в 2010 г.-0,7 млн.руб.

Таблица 17. Структура реализации бытовых услуг Борисовского райпо за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение 2012 г. от 2010 г.

Услуги организаций по проекту

0,96

0,40

-0,56

Ритуальные услуги

99,04

99,19

99,60

0,56

Итого бытовых услуг:

100

100

100

0,00

Примечание-Источник: собственная разработка

Анализ данных таблицы 17, характеризующая структуру бытовых услуг показывает, что ритуальные услуги составляют 99,6% всех бытовых услуг райпо в 2012 г.

Таким образом, проведя анализ платных услуг Борисовского райпо, пришли к выводу, что организация за исследуемый период наращивает объемы реализации услуг по различным направлениям. Однако, отметим, что наибольший удельный вес в структуре отводится бытовым услугам, а именно ритуальным. Проблемой в росте реализации платных услуг райпо, думается состоит в недостаточной неразвитости платных услуг других отраслей, а именно общепита, транспортных услуг и услуг по ремонту и строительству.

Торговые предприятия конкурентов, как правило, небольших размеров, что существенно уменьшает расходы на содержание этих объектов. Существенная экономия по сравнению с торговыми предприятиями райпо имеется также и по другим статьям расходов. Как результат - индивидуальные предприниматели располагают большими средствами для своевременного обновления материально-технической базы и поддержания торговых объектов в более привлекательном по сравнению с предприятиями райпо состоянии, что при прочих равных условиях оказывает решающее воздействие на решение покупателей о месте приобретения тех или иных товаров.

В результате проведенного анализа и планирования основных объемных показателей торговой деятельности для Борисовского райпо, наиболее оптимальной в сложившихся условиях является стратегия дальнейшего интегрированного роста, осуществляемая путем ежегодного повышения темпов роста розничного товарооборота.

Однако торговая деятельность, основанная на стратегии интегрированного роста невозможна без одновременной стратегии концентрированного маркетинга, проявляемой в сосредоточении всех ресурсов организации при удовлетворении спроса населения района в товарах.

Реализация данной стратегии будет обеспечена за счет:

-  реконструкции (увеличения торговых площадей) мини-магазина «Верасок» в г. Борисов по ул. Стахановская;

-        восстановления работы ранее закрытого магазина «Продукты» в д. Юнцевичи;

-        открытия пиццерии в г. Борисов;

-        приобретения и установки 7 ед. банковских платежных терминалов:;

-        дальнейшего развития активных форм продаж - ярмарок, выездной торговли, выставок-продаж, что позволит обеспечить прирост от 3 до 5% товарооборота;

-        уплотнения графиков работы действующих автомагазинов с целью обслуживания в летнее время садоводческих товариществ;

-        в стратегии ценообразования придерживаться действующих нормативов, направленных на сдерживание роста цен, что повлечет увеличение объемов продаж;

-        в ассортиментной политике поставлена задача по его расширению, где будет реализована стратегия дифференцированного маркетинга, направленного на доставку товаров для каждого обслуживаемого сегмента, например, у сельского населения в большей степени пользуются спросом товары сезонного спроса: сельхозинвентарь, грунты, семена, у городского - технически сложные товары, культурно-бытовые товары, аудио-, видеоаппаратура, деликатесная продукция.

Таблица 18. Мероприятия по развитию активных форм продажи по Борисовскому райпо, 2012 г.

Наименование мероприятий

К-во

Сумма, млн. руб.

Ярмарки

30

250

Выставки-продажи

170

70

Выездная торговля

150

150

Выносная торговля

100

70

Межрегиональные ярмарки

2

20

Стратегия маркетинга Борисовского райпо на 2013 г. - принятие необходимых мер и мероприятий, обеспечивающих выполнение доведенных показателей развития организации, сохранение существующей доли потребительского рынка организации, принятие действенных мер по созданию базы для постепенного увеличения доли рынка организации.

Стратегия сбыта Борисовского райпо направлена на наращивание доли потребительского рынка Борисовского района, значительное укрепление позиций в городской местности, увеличение объемов сбыта продукции в соседних районах, внешнеторгового оборота.

Реализация товаров в Борисовском районе в перспективе будет осуществляться через существующую собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, вновь открытые и реконструированные торговые объекты и предприятия общественного питания. В других районах - через торговую сеть кооперативных организаций этих районов.

Формирование цен на товары (услуги) в перспективе будет проводиться в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь о ценообразовании, отраслевыми нормативно-правовыми актами Белкоопсоюза. Стратегия ценообразования Борисовского райпо будет направлена на поддержании уровня цен, обеспечивающего покрытие затрат на реализацию продукции и получение максимально высокого уровня доходов при соблюдении действующего законодательства и с учетом ценовой политики конкурентов.

Основой для достижения поставленной стратегии маркетинга должно стать выполнение запланированных мероприятий по развитию отраслей деятельности Борисовского райпо, повышение уровня торгового обслуживания, оптимизация ассортиментной и сбытовой политики, а также широкое внедрение маркетинговых подходов в деятельность организации.

Среди маркетинговых подходов в 2013 г. предусмотрено использование таких действенных средств как разнообразных скидок и распродаж (за объем покупки, накопительная, сезонная, «шок цена» и другие), а также более широкое применение разнообразных рекламных мероприятий.

7. Юридический аспект

Борисовское районное потребительское общество расположено по адресу: Республика Беларусь, Минская область, г. Борисов, ул. Советская, 50.

Организация зарегистрирована решением Минского областного исполнительного комитета №206, от 29.09.1999 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №600014948. Устав райпо утвержден решением Борисовского районного исполнительного комитета №1554 19.11.2007 г.

В 2011 г. председателем правления Борисовского районного потребительского общества избрана Препесть Наталья Денисовна.

В соответствии с уставом основной целью деятельности Борисовского районного потребительского общества является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.

Основными задачами деятельности Борисовского райпо являются:

-   организация розничной торговли и общественного питания;

-        закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;

         оказание платных услуг населению;

         организация рынков для торговли товарами;

         осуществление внешнеэкономической деятельности.

Борисовское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Райпо на добровольных основах входит в Минский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Уставный фонд организации на 01.01.2013 г. составил 3 млн. руб.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации определяются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №28, 2/842).

Борисовское районное потребительское общество многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовки, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.

Как отмечалось ранее, основными отраслями деятельности Борисовского райпо являются торговля, общественное питание, заготовки и промышленность.

8. Индивидуальное задание

8.1 SWOT, PEST-анализ

SWOT-анализ - это анализ деловой среды, который производится с целью изучения среды бизнеса, правовых условий, сильных и слабых сторон своего предприятия и предприятий-конкурентов, а также комплексного взаимовлияния рассматриваемых факторов.

Для большей наглядности при рассмотрении внешней среды функционирования Борисовского райпо воспользуемся методом SWOT-анализа, который является современным инструментом управленческого анализа. В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т. д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.

Таблица 19. Сводный SWOT-анализ по предприятиям торговли и общественного питания Борисовское райпо


Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренняя среда

1. Удобное месторасположение 2. Широкий ассортимент 3. Предложение дополнительных услуг населению 4. Наличие доверия со стороны потребителей 5. Высокое качество товаров

1. Негибкая ценовая политика 2. Низкая среднемесячная заработная плата 3. Высокие цены на товары 4. Низкие скорость и качество обслуживания


Возможности

Угрозы

Внешняя среда

1. Поддержка предприятий районной администрацией 2. Постоянное развитие потребительского рынка 3. Рост уровня доходов населения

1. Интенсивная конкуренция со стороны частных предприятий 2. Угроза появления новых конкурентов 3. Сокращение численности сельского населения за счет миграции


Исходя из SWOT-анализа определяются основные направления развития потребительской кооперации с учетом ее возможностей адаптации к постоянно изменяющимся условиям рынка и необходимости выполнения социальной миссии.

Для комплексной оценки внешней среды деятельности Борисовского райпо проведем также PEST - анализ на основе кластеризации факторов (табл. 20). Данная методика появилась более 40 лет назад. Название представляет собой аббревиатуру из первых букв слов политика (policy - P), экономика (economy - E), общество (society - S), технология (technology - T).

Таблица 20. PEST-анализ внешней среды Борисовского райпо на основе кластеризации факторов

Фактор

Значение фактора по шкале от -3 до +3

Политика

1.

Угрозы со стороны контролирующих органов и администрации

-1

2.

Нестабильность политической и экономической ситуации в стране

-2

3.

Отношение правительства к потребительской кооперации

1

Экономика

1.

Темп инфляции

-3

2.

Уровень безработицы

-2

3.

Уровень образованности рабочей силы

-1

4.

Величина заработной платы

-2

5.

Выгодное географическое положение

2

Социальная сфера

1.

Отсутствие квалифицированных специалистов

-2

2.

Низкая платежеспособность населения

-2

3.

Отношение людей к работе и качеству жизни

-1

Технология

1.

Технический уровень производимых товаров

2

2.

Модернизация технологии изготовления и сбыта

2

3.

Возможность производства новой продукции

2

На его основе можно сделать вывод, что положительно влияют на деятельность потребительского общества такие факторы, как географическое положение, технический уровень производимых товаров, модернизация технологии изготовления и сбыта, возможность производства новой продукции. Негативными являются темпы инфляции, отсутствие заинтересованности среди молодежи обживаться в райцентрах, низкая платежеспособность населения и др.

.2 Анализ кадровой политики

Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составляющая часть стратегически ориентированной политики организации - её кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.

Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения (дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых условиях).

Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства. Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в, части увольнения. Приём на работу сотрудников является компетенцией фирм и компаний.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

кадровая политика должна быть тесно связана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии;

кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации;

кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей;

кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам;

кадровая политика организации должна находить отражение в следующих документах: устав предприятия, философия предприятия, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, контракт сотрудника, положение об оплате труда, положение об аттестации кадров и т.д.

Сегодня штат общества насчитывает 148 человек. В коллективе много молодых, перспективных работников, и руководство стремимся к тому, чтобы эффективно использовать их огромный интеллектуальный и творческий потенциал. В рамках программы повышения квалификации для специалистов регулярно проводятся тренинги и семинары, организуется обучение менеджмента. Для оптимизации бизнес-процессов активно внедряются современные технологии управления персоналом.

Руководство организации применяет различные корпоративные мероприятия - праздники, экскурсии, поездки, - что помогает сплотить коллектив, сделать повседневное общение коллег менее формальным и следовательно, повысить эффективность внутрикорпоративного взаимодействия. Для работников «Борисовского райпо» ежемесячно выпускается корпоративная газета.

Кадровая политика очень важна, ведь люди - главное богатство любой организации. В связи с этим, в прошлом году были предприняты следующие действия в этой области:

. Активная процедура обновления кадров. Молодые энергичные кандидаты - приток сил, повышение конкурентоспособности, усиление здоровой внутренней конкуренции. Приход на руководящие должности молодых специалистов придал новый импульс развитию компании. На сегодняшний день такая команда практически сформирована.

. Для успешной деятельности и повышения профессионализма сотрудников, в компании создана многоуровневая система обучения. За год было проведено несколько обучающих семинаров и тренингов. Также начато внедрение системы дистанционного обучения, предназначенного для оперативного и одновременного обучения как можно большего количества сотрудников.

. Менеджером общества была разработана система стимулирования сотрудников.

Для создания благоприятных условий труда в организации применяют современные методы работы:

автоматизированная система сбора данных;

усовершенствование системы урегулирования убытков;

постоянное совершенствование технологий производства и управления.

Заключение

В заключение сделаем основные выводы.

Целью анализа экономической эффективности деятельности райпо является определение дальнейших путей ее развития.

Борисовское райпо играет важную роль в жизнедеятельности района. Эта роль выражается, прежде всего, в обслуживании сельского населения. Борисовское райпо посредством предприятий торговли, автомагазинов, предприятий общественного питания осуществляет торговую деятельность в г. Борисов и 13 сельских советах или 77 населенных пунктах. На долю потребительской кооперации в 2012 г. приходилось 20,6% розничного товарооборота.

Борисовское райпо обслуживает все сельское население района и население города, что составляет порядка 2,1 тыс. человек. Численность обслуживаемого населения в последние годы значительно сократилась: на 2,7%. на начало 2013 г. по сравнению с 2012г.

Стратегия маркетинга Борисовского райпо на 2013 г. - принятие необходимых мер и мероприятий, обеспечивающих выполнение доведенных показателей развития организации, сохранение существующей доли потребительского рынка организации, принятие действенных мер по созданию базы для постепенного увеличения доли рынка организации.

Стратегия сбыта Борисовского райпо направлена на наращивание доли потребительского рынка Борисовского района, значительное укрепление позиций в городской местности, увеличение объемов сбыта продукции в соседних районах, внешнеторгового оборота.

Реализация товаров в Борисовском районе в перспективе будет осуществляться через существующую собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, вновь открытые и реконструированные торговые объекты и предприятия общественного питания. В других районах - через торговую сеть кооперативных организаций этих районов.

Проведенный предварительный сравнительный анализ направлений совершенствования деятельности райпо показал, что наибольший экономический эффект с высокой степенью вероятности (0,75) можно ожидать от введения системы нормирования оборотных средств, одновременно с внедрением автоматизированной системы управления складским хозяйством (АСУ СХ) и реорганизации маркетинговой деятельности.

Для совершенствования системы товароснабжения была разработана комплексная схема формирования заказа на поставку, упрощена процедура заказа и заключения договоров с одновременным повышением оперативности и применением индивидуального подхода к каждому контракту, рекомендовано применение новейших технологических систем поставок, сотрудничество с диспетчерскими службами завоза, использование новейших информационных технологий, совершенствование претензионной работы.

Для совершенствования ассортиментной политики предложен системный подход к прогнозированию товарной структуры потребительского спроса, для улучшения ценовой политики предложены более эффективные методы ценообразования.

Список использованных источников

1.   Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы / А. Алклычев // Экономист. - 2008. - №5. - С. 31-39.

2.   Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / М.С. Абрютина. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 272 с.

3.       Акулич В. Анализ и контроль за финансовым состоянием и финансовой устойчивостью предприятия / В. Акулич // Финансовый директор. - 2006. - №8. - С. 30-44.

.        Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 476 c.

.        Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчётности: Пер. с англ. / Л.А.Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 624 с.

.        Головачев А.С. Экономика предприятия: в 2 ч. : учеб. пособие / А.С.Головачев. - Минск: Выш. шк., 2008. Ч. 1. - 447 с.

7.   Желтякова И.А. Цены и ценообразование. Краткий курс / Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Учебное пособие. - СПб. Издательство «Питер», 2008.

8.       Золотогоров В.Г. Экономика. Энциклопедический словарь/ Золотогоров В.Г. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2004.

9.   Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. − с. 51.

10.   Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: учеб.-справоч. пособие / А.Г. Каратуев. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2008.

11.   Липский И. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): учеб. / И. Липский. - М.: Изд-во «Экономистъ», 2006.

12.     Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М.: Финансы и статистика / Е.В. Попов 2006. - 256 с.

13.   Руденко А.И. Экономика предприятия / А.И.Руденко. - Минск: Выш. шк., 2009. - 423 с.

14.     Русак Н.А. Экономический анализ в условиях самофинансирования предприятий / Н.А. Русак. - Минск.: Беларусь, 2008. - 385 с.

.        Савицкая Г.В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник / Г.В.Савицкая. - М: ИНФРА-М, 2009. - 634 с.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. - 5-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2011. - 652 с.

.        Семашко В.Т. Экономика предприятия / В.Т. Семашко. - Минск: Ураджай, 2007. − 387 c.

.        Сергеев И.В. Экономика предприятия / И.В. Сергеев.- М.: Экономика, 2012. - 376 c.

.        Суша Г.З. Экономика предприятия / Г.З. Суша. - Минск: Выш. шк., 2007. - 437 c.

20.   Солнцев В.Р. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // В.Р. Солнцев. - М.: Экономист, 2006. - №9. - 26 с.

21.     Трацевский И.П. Ценообразование: Учеб. пособие для студ. вузов. - Минск: Новое знание,2009. - 159 с.

Похожие работы на - Организационно-экономическая характеристика Борисовского райпо

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!