Деятельность негосударственных пенсионных фондов по приращению имущества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по приращению имущества

Содержание

Введение

Глава 1. Негосударственный пенсионный фонд как особый финансовый институт

1.1 Регулирование особого положения негосударственных пенсионных фондов

Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по приращению имущества

2.1 Виды деятельности и требования к их осуществлению

2.2 Анализ данных, характеризующих деятельность негосударственных пенсионных фондов

2.3 Финансовая стратегия и риск-менеджмент в негосударственных пенсионных фондах

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы работы может быть представлена, как в социальном и в финансово-экономическом аспектах, так и в доктринальном.

Социальный аспект выражается в том, что отношения, связанные с участием и управлением в негосударственном пенсионном фонде (далее по тексту работы - НПФ, фонд) имеют целью пенсионного обеспечения граждан, как обязательного накопительной части, так и дополнительного. Высокий уровень социальной ответственности деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению предполагает установление существенных требований к деятельности фондов, в том числе в области управления. Социальный аспект также в большой степени связан с необходимостью обеспечения сохранности пенсионных резервов и накоплений.

Финансово-экономический аспект связан в первую очередь с тем, что целью существования НПФ наравне с обеспечением сохранности средств является их увеличение. В этом ракурсе НПФ выступают в качестве особого финансового института, обеспечивающего повышение доходности пенсионных средств. Учитывая особенности НПФ данные фонды необходимо рассматривать в качестве долгосрочных инвесторов, что предполагает наличие специального, как регулирования их финансово-инвестиционной деятельности, так и более глубокого и высокопрофессионального финансового менеджмента при управлении активами. Фонда.

Доктринальный аспект заключается в научном поиске оптимальных вариантов организации и функционирования НПФ как финансового института.

Целью настоящей работы является рассмотрение источников формирования активов НПФ и деятельность НПФ по их увеличению.

негосударственный пенсионный фонд имущество

Задачами настоящей работы в соответствии с поставленной целью являются:

.Определение понятия НПФ, характеристика правового статуса НПФ.

2.Анализ источников формирования имущества НПФ.

.Анализ деятельности НПФ по приращению имущества: виды деятельности и ограничения при их осуществлении.

.Рассмотрение данных, характеризующих деятельность НПФ, на примере наиболее надежных НПФ.

.Анализ значимости финансовой стратегии и риск-менеджмента в НПФ.

Объектом исследования являются негосударственные пенсионные фонды как финансовый институт.

Предметом исследования выступают отношения, возникающие при формировании и использовании активов НПФ.

Также обозначим, что исходя из поставленной цели, задач и предмета исследования, в настоящей работе не рассматриваются специально такие аспекты деятельности НПФ как: пенсионные программы, пенсионные схемы и т.п. Данные вопросы, не смотря на то, что могут повлиять на увеличение пенсионных резервов и накоплений данного НПФ, в большей степени характеризуют обязательства фондов.

При подготовке настоящей работы использовались, как учебные материалы по наиболее общим вопросам деятельности НПФ, так и актуальные в настоящем времени научные труды, направленные на исследование современных проблем в рассматриваемой области. Также в работе применены актуальные статистические данные, характеризующие деятельность НПФ. Кроме того, работа основана на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Структуру работы составляют: введение, две главы, пять параграфов, заключение и список литературы. Текст работы содержит 8 таблиц, 1 рисунок.

Глава 1. Негосударственный пенсионный фонд как особый финансовый институт

.1 Регулирование особого положения негосударственных пенсионных фондов

Не смотря на то, что общее число участников системы негосударственного пенсионного обеспечения (далее по тексту - НПО) составляет не более 10 % занятых в экономике, институт НПФ является основным субъектом данной системы и демонстрирует положительную динамику роста привлекаемых средств (сумма привлеченных системой НПФ средств составляет порядка 2,5 % ВВП). Общие сведения о НПФ представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Некоторые основные показатели деятельности НПФ

Наименование показателяГод201020112012Размер пенсионных резервов, в млн. руб. 643 267,81700 313,84758 072,90Размер пенсионных накоплений, в млн. руб. 155 352,22393 786,22668 690,44Количество НПФ149146134

Основополагающие понятия, принципы, требования применительно к деятельности негосударственных пенсионных фондов определены в Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 года № 75-ФЗ (далее по тексту - Закон "О НПФ").

В соответствии с п.1 ст.2 Закона "О НПФ" негосударственный пенсионный фонд <consultantplus://offline/ref=36D10CBB416AB0FB334CE4493F14D75F1306FA53E718676022A8088972E6B9053F2236B54CBCFFADRBvBH> - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=36D10CBB416AB0FB334CE4493F14D75F1301FB51E71A676022A8088972E6B9053F2236B54CBCF8ACRBv6H> от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Как следует из указанного НПФ представляет собой некоммерческую организацию. Правовое регулирование деятельности таких организаций предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В соответствии с данными нормативными правовыми актами фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

НПФ как особые некоммерческие организации пенсионного обеспечения показали свою эффективность в системе социальной защиты населения. Численность застрахованных лиц, которые перевели свои обязательные пенсионные накопления из ПФР в систему НПФ, возросла с 8 тыс. человек в 2004 году до 15,62 млн. человек на 01.07.2012. Объем пенсионных накоплений, формируемых в системе НПФ, за этот же период увеличился до почти 560 млрд рублей, а пенсионные резервы превысили 732 млрд. рублей. Дополнительную (негосударственную) пенсию сегодня получают уже свыше 1,5 млн. человек.

С учетом указанных сведений ряд авторов считает, что менять существующую организационно-правовую форму НПФ на статус коммерческой организации не представляется целесообразным. Именно статус фонда как некоммерческой организации позволяет избежать существенных рисков для его устойчивого функционирования и развития в системе обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Данный статус служит дополнительным гарантом выполнения фондом пенсионных обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, обеспечивает прозрачную систему управления в НПФ.

По мнение цитируемого выше автора, указанное не означает, что в организационно-правовой сфере у НПФ нет проблем. Существует целый ряд проблем, которые требуют правового разрешения, а именно: не урегулированы вопросы переуступки прав учредителей НПФ на возмездной основе; механизмы реорганизации (слияния, поглощения и выделения) фондов; льготного налогообложения учредителей на их вклад в НПФ, освобождения от налогообложения фондов при размещении пенсионных резервов и пр. Вместе с тем в отличие от иных форм некоммерческих организаций НПФ - это одновременно и социальный институт, и институциональный инвестор, и хозяйствующий субъект. Поэтому важно учитывать все перечисленные аспекты его деятельности, что должно найти отражение в специфике правового статуса негосударственного пенсионного фонда. В связи с этим Хмыровым В.В. предлагается закрепить в Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве отдельной организационно-правовой формы некоммерческой организации негосударственные пенсионные фонды.

Указанная позиция Хмырова В.В. выглядит спорной: в рассуждениях автора имеется противоречие в части противопоставления функций НПФ и всех иных форм некоммерческих организаций. В целом законодательное регулирование статуса фондов учитывает особенности их деятельности.

Негосударственным пенсионным фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Процесс создания фонда можно разделить на следующие этапы:

принятие учредителями решения о создании фонда;

принятие устава фонда, избрание его органов правления и формирование уставного капитала;

государственная регистрация фонда;

получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Фонд, как любое юридическое лицо, может быть создан или в результате волеизъявления учредителей, т.е. учрежден, или в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В первом случае основанием для создания фонда является решение учредителей.

Решение учредителей создать негосударственный пенсионный фонд оформляется письменно, например, в виде решения о создании или договора о совместной деятельности.

За этапом принятия решения о создании фонда следует этап утверждения его учредительных документов. У фонда есть только один учредительный документ - устав. Устав представляет собой локальный нормативный правовой акт, регулирующий деятельность фонда, взаимодействие фонда с учредителями, участниками, вкладчиками, страхователями и другими заинтересованными лицами. Устав фонда должен содержать сведения, предусмотренные ст.6 Закона "О НПФ". Устав утверждается общим собранием учредителей.

Общее собрание учредителей также решает вопрос о формировании уставного капитала: порядок его формирования, размер, порядок оценки имущества, передаваемого учредителями в уставный фонд. Непосредственная передача имущества в собственность фонда будет происходить после государственной регистрации нового юридического лица.

На общем собрании учредителей избираются органы управления фонда в соответствии с уставом, в том числе лицо, которое будет действовать от имени фонда без доверенности.

Как показывает практика создания НПФ, учредителями фондов выступают крупные федеральные корпорации, в ряде случаев органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная регистрация юридического лица представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций принимается Министерством юстиции РФ, в том числе в лице его территориальных органов.

НПФ должен соответствовать следующим требованиям:

руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку);

главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование;

величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

В более подробном виде требования к НПФ приведены в ст.7 Закона "О НПФ", которые в большей степени связаны с его социально значимыми функциями, в связи с чем считаем не целесообразным их полное перечисление.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются НПФ, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи. Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Как видно, различие между субъектами и участниками заключается в признаке вовлечения в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В качестве гарантий прав участников, вкладчиков и застрахованных лиц Закон "О НПФ" устанавливает ряд требований по независимой оценке деятельности фондов.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное оценивание осуществляется актуарием. Актуарий, осуществляющий актуарное оценивание деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.

Кроме того, фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить аудит. Не допускается проведение аудита аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.

Таким образом, мы рассмотрели правовой статус НПФ как некоммерческой организации, имеющей социально значимые цели деятельности в области пенсионного и страхового обеспечения. При этом деятельность НПФ основана на добровольном участии вкладчиков. Далее для достижения поставленной цели настоящего исследования обратимся к изучению вопроса об источниках формирования имущества НПФ.

.1 Источники формирования имущества негосударственных пенсионных фондов

Как самостоятельный субъект гражданских правоотношений фонд обладает обособленным имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности.

Фонд, как любая некоммерческая организация, имеет право использовать собственное имущество на цели, предусмотренные его уставом, - осуществление негосударственного пенсионного обеспечения, профессионального пенсионного страхования, осуществление обязательного пенсионного страхования в качестве страховщика. Учредители не имеют права на имущество фонда и на распределение дохода от инвестирования этого имущества.

Фонд на правах собственности может обладать различным, свободно обращаемым имуществом. В гражданском праве под имуществом понимаются вещи, имущественные права и имущественные обязанности. Вещи - это предметы материального мира, в том числе предметы, созданные трудом человека, объекты живой и неживой природы, деньги и ценные бумаги.

Фонд реализует права по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом через свои органы управления в соответствии с их полномочиями.

имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда;

пенсионные резервы, предназначенные для обеспечения выполнения обязательств по пенсионным договорам;

пенсионные накопления, предназначенные для обеспечения выполнения обязательств по договорам обязательного пенсионного страхования и профессионального страхования.

Фонд формирует имущество для выполнения уставной деятельности самостоятельно в размере, достаточном для обеспечения функционирования фонда. За счет этих средств фонд оплачивает: услуги актуариев; услуги по изготовлению пенсионных свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов; вознаграждение за услуги по ведению пенсионных счетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах; услуги и возмещение расходов иных организаций, предоставляющих услуги по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда; расходы, связанные с размещением средств пенсионных резервов, инвестированием средств пенсионных накоплений; другие расходы, непосредственно связанные с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению.

Первоначально имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, формируется за счет совокупного вклада учредителей.

Другим источником формирования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, являются целевые взносы вкладчиков, часть дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством, определяемых в порядке для соответствующих видов доходов. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения, за исключением дохода, размещенного на солидарных пенсионных счетах, по итогам налогового периода.

Целевые взносы вкладчиков могут быть использованы для формирования имущества, предназначенного для обеспечения выполнения уставной деятельности фонда, при условии, что это предусмотрено правилами фонда. Целевые поступления обладают следующими отличительными признаками: поступают от других организаций и (или) физических лиц безвозмездно; используются по назначению в соответствии с целью, определенной плательщиком целевых поступлений.

Если использование целевого поступления в соответствии с указанным назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, они могут быть использованы по другому назначению лишь с согласия плательщика. Срок использования целевых поступлений законодательством не ограничивается.

Фонд, как получатель целевых средств, обеспечивает отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При направлении целевых взносов в платежных документах фонда должно быть прямое указание о назначении платежа.

Еще один источник формирования - часть сумм пенсионных взносов. Пенсионный взнос - денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора. Направление части сумм пенсионных взносов для обеспечения уставной деятельности возможно, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.

Фонд является собственником имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и может управлять им с целью получения прибыли. В этом случае доход фонда от использования и размещения указанного имущества относится к этому имуществу.

В имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, также могут включаться благотворительные взносы и другие законные поступления. Разновидностью безвозмездных благотворительных взносов является пожертвование. Пожертвование - дарение вещи или права в общеполезных целях.

У фонда в собственности кроме имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, находятся пенсионные резервы и пенсионные накопления. Эти средства имеют целевое назначение: пенсионные резервы предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками; пенсионные накопления предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

Пенсионные резервы состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Средства резервов покрытия пенсионных обязательств предназначены непосредственно для финансирования выплат вкладчикам, участникам и их правопреемникам в соответствии с пенсионными договорами. Средства страхового резерва предназначены для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками и могут быть использованы для финансирования указанных выплат только в случае недостаточности резервов покрытия пенсионных обязательств.

К источникам формирования пенсионных резервов относятся также пенсионные взносы, доход от размещения пенсионных резервов, целевые поступления и часть имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Пенсионными взносами называются денежные средства, уплачиваемые вкладчиком непосредственно в фонд в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора, заключенного вкладчиком с фондом. Внесение пенсионных взносов является необходимым условием для выполнения фондом условий пенсионного договора и выплаты негосударственной пенсии участнику после наступления пенсионных оснований. Закон <consultantplus://offline/ref=F381101AE0538B484F9F92016625FFAEF521BCC2A3FAA2E69DED5371BD39127140F611932FB278q70DH> "О НПФ" устанавливает единственную возможную форму оплаты пенсионных взносов - денежную форму. Внесение вкладчиком пенсионных взносов в натуральной форме, например, в виде недвижимого имущества, не допускается. Не допускается внесение в счет уплаты пенсионных взносов и ценных бумаг.

Доход фонда от размещения пенсионных резервов относится на счет пенсионных резервов. Не менее 85 процентов от дохода от размещения пенсионных резервов относится на пополнение пенсионных резервов. За счет дохода может пополняться имущество, предназначенное для уставной деятельности фонда.

Совокупная стоимость пенсионных резервов фонда рассчитывается исходя из рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, суммы дебиторской задолженности за вычетом суммы обязательств в составе кредиторской задолженности. Стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, определяется исходя из количества указанных активов в пенсионных резервах негосударственного пенсионного фонда и их рыночной цены.

Пенсионные резервы могут формироваться за счет целевых поступлений. Целевые поступления - это денежные средства, использование которых определяется целью, указанной их плательщиком. Плательщиком указанных поступлений могут быть как физические, так и юридические лица - учредители, вкладчики, третьи лица.

Допускается формирование пенсионных резервов за счет части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от размещения пенсионных резервов по решению совета фонда.

Фонд формирует страховой резерв после формирования резерва покрытия пенсионных обязательств. Не допускается зачисление в страховой резерв взносов, направляемых на формирование резервов покрытия пенсионных обязательств.

Фонд формирует пенсионные резервы для исполнения обязательств в соответствии с пенсионными договорами. Средств пенсионных резервов должно быть достаточно для осуществления выплат негосударственных пенсий участникам, а также выплат выкупных сумм в соответствии с заключенными договорами. Выплаты за счет пенсионных резервов могут осуществляться как в настоящий момент, так и в будущем.

Для обеспечения платежеспособности фонда по своим обязательствам по пенсионным договорам пенсионные резервы разделены на две части - резервы покрытия пенсионных обязательств и страховые резервы.

Резерв покрытия пенсионных обязательств предназначен для выплаты негосударственных пенсий участникам, выкупных сумм вкладчикам, участникам и их правопреемникам.

Страховой резерв предназначен для пополнения резерва покрытия пенсионных обязательств в целях обеспечения соответствия резерва покрытия пенсионных обязательств обязательствам фонда по выплате пенсий и выкупных сумм участникам. Пополнение резерва покрытия пенсионных обязательств за счет средств страхового резерва возможно также по рекомендациям актуария, изложенным в актуарном заключении в части корректировки актуарных предположений, использованных фондом.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами равен оплаченной стоимости пенсионных обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим пенсионным договорам, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами. Определение современной стоимости обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении производится по методике, приведенной в пенсионных правилах фонда.

Нормативным размером резервов покрытия пенсионных обязательств является минимальный размер пенсионного резерва, достаточный для обеспечения покрытия пенсионных обязательств.

Средства страхового резерва используются на покрытие обязательств фонда по пенсионным договорам только в случае недостаточности средств резерва покрытия пенсионных обязательств. Страховой резерв формируется фондом по всем пенсионным схемам одновременно, т.е. является общим. В случае недостаточности средств резерва покрытия пенсионных обязательств, сформированного отдельно по каждой пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) не могут быть использованы средства резерва покрытия пенсионных обязательств по другой пенсионной схеме, только средства страхового резерва.

Страховой резерв обеспечивают дополнительные гарантии исполнения фондом обязательств. Приказ <consultantplus://offline/ref=F381101AE0538B484F9F92016625FFAEF424B1C6A1FAA2E69DED5371BD39127140F611932FB073q704H> ФСФР России от 18 марта 2008 г. № 08-11/пз-н "Об утверждении Положения о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда" устанавливает нормативный размер страхового резерва фонда. Размер не может быть менее 5% от меньшей из следующих величин: размера резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на начало отчетного года; размера резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на конец отчетного года.

Основанием для формирования фондом пенсионных накоплений является заключение договора обязательного пенсионного страхования.

Формирование пенсионных накоплений фондом происходит в течение действия договора об обязательном пенсионном страховании. В случае расторжения договора не по причине смерти застрахованного лица происходит передача средств пенсионных накоплений, учтенных на счету застрахованного лица. Поэтому к источникам формирования средств пенсионных накоплений относятся следующие: досрочно выплаченные из Пенсионного фонда России (далее по тексту - ПФР) в фонд по заявлению застрахованного лица средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, поступившие в ПФР для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании; средства, переданные в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании и пр. средства в соответствии с п.4 ст.18 Закона "О НПФ".

В состав пенсионных накоплений входят средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной части трудовой пенсии по старости, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.

Фонд в течение месяца после поступления средств пенсионных накоплений из ПФР или другого фонда передает их управляющей компании в доверительное управление. Переданные фондом в доверительное управление управляющей компании средства, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату являются источником формирования пенсионных накоплений. Переоценка рыночной стоимости инвестиционного портфеля при инвестировании средств пенсионных накоплений производится на основании текущей рыночной стоимости активов, в которые инвестированы указанные средства.

Управляющая компания в порядке, определенном договором доверительного управления, обеспечивает передачу необходимых средств пенсионных накоплений для исполнения фондом своих обязательств перед застрахованными лицами и их правопреемниками. Еще одними источниками формирования пенсионных накоплений фонда являются: средства, поступившие в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии; средства, поступившие в фонд от управляющих компаний для передачи в ПФР или другой фонд и еще не переданные в ПФР или другие фонды; части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений по решению совета фонда.

Являясь собственностью фонда, пенсионные резервы предназначены исключительно для выполнения обязательств фонда перед вкладчиками, участниками фонда и их правопреемниками в соответствии с заключенными пенсионными договорами. Закон "О НПФ" устанавливает запрет на обращение взыскания на пенсионные резервы по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников. Допускается обращение взыскания на указанные средства только по долгам фонда перед его участниками.

Пенсионные накопления предназначены для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы. Аналогично пенсионным резервам на эти средства не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников.

Таким образом, мы рассмотрели основные положения об источниках формирования имущества фондов с помощью которого фонд, в том числе имеет возможность осуществлять деятельность по приращению имущества. Следующая глава настоящей работы направлена на рассмотрение вопросов о приращении имущества фондов и требованиям к такой деятельности.

Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по приращению имущества

2.1 Виды деятельности и требования к их осуществлению

НПФ как субъект гражданского оборота имеет возможность вступать в различные сделки, не противоречащие его уставным целям. В тоже время в рамках настоящего исследования нас в первую очередь интересуют сделки НПФ, направленные на приращение имущества НПФ, то есть увеличение его активов. Как было установлено ранее имущество фонда, которое используется им для приращения имущества, составляют пенсионные резервы и пенсионные накопления, от размещения и инвестирования которых фонд должен получать доход. Фонд может самостоятельно размещать пенсионные резервы либо привлекать для этого управляющую компанию. Инвестирование же пенсионных накоплений осуществляется управляющей компаний, которой фонд передает средства на основании договора доверительного управления.

С учетом социальной значимости указанных видов деятельности законодательно предусмотрено подробное регулирование прав, обязанностей и ответственности НПФ и управляющих компаний в данной сфере.

Во-первых, установлен перечень имущества, в которое возможно размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений

Таблица № 2. Перечень и структура имущества, разрешенного для размещения и инвестирования

НаименованиеУстановленное ограничение

Похожие работы на - Деятельность негосударственных пенсионных фондов по приращению имущества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!