организует и осуществляет в пределах своей компетенции комплектование, учет, хранение и использование архивных документов [7, гл.3].
Актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, принятыми в пределах его компетенции, на ГТК могут быть возложены иные функции.
2. Система управления финансами Республики Беларусь и место в ней Государственного таможенного комитета
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определённых целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления.
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Существуют следующие этапы управления финансами: 1) Планирование - выявление возможности увеличения финансовых ресурсов с целью их более эффективного использования; 2) Оперативное управление - комплекс мероприятий, разработанных на базе оперативного анализа текущей финансовой ситуации. Целью данного этапа является получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. На этом этапе главным является маневрирование финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения финансовых обязательств и устранение затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности конкретно взятого предприятия. 3) Контроль, т.е. обеспечивается полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды, их экономное использование, целевая направленность и доведение до получателя.
Успешная реализация финансовой политики может быть осуществлена только при правильной научной организации процесса управления финансами.
Управление финансами осуществляют специальные органы. Чаще всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы: органы общего управления; органы оперативного управления; органы отраслевого управления финансами.
К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.
Органами оперативного управления финансами в Республике Беларусь являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.
Органы оперативного управления призваны проводить в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.
Оперативное управление осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки финансовых планов в связи с возникшими обстоятельствами и новыми задачами.
Таким образом, Государственный таможенный комитет является важным звеном в системе управления финансами, а проводимая им таможенная политика во многом предопределяет интеграцию государства в мировое экономическое сообщество и развитие страны в целом.
2.1 Таможенная политика Республики Беларусь
В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Под таможенной политикой понимается система политико-правовых, экономических, организационных и иных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутренней и внешней политики в целях осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в Республике Беларусь рыночных отношений [9, стр. 13]. Наиболее лаконичным и емким определением является следующее: «Таможенная политика - это система мер, определяющая приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров»[10, стр. 10].
Целями таможенной политики Республики Беларусь являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, иные цели, определяемые Президентом, Парламентом и Правительством Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь. [11, ст.1]
Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Республике Беларусь развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются:
установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;
осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.
В таможенной политике сфокусированы важнейшие задачи государственной политики в целом. Таможенный механизм, включающий таможенный контроль, применение мер тарифного и нетарифного регулирования товарообмена на таможенной территории и внешнеэкономической деятельности, борьбу с контрабандой и т.п., призван защищать белорусский рынок от внутренних и внешних угроз и экономических ущербов,
Таким образом, именно таможенная политика определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в Республике Беларусь. Естественно, что таможенная политика направлена на обеспечение соблюдения собственных интересов государства. В то же время, вступая в международные экономические отношения, государство должно стремиться к балансу интересов, когда каждая сторона этих отношений получала бы максимум выгод, не задевая при этом национальные интересы других стран. Именно поэтому одним из основных средств реализации таможенной политики Республики Беларусь является ее участие в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.
В таможенном деле присутствует довольно сложное переплетение экономической, правовой, организационной и нравственно-психологической деятельности. Соответственно этому и таможенная политика характеризуется правовыми, экономическими, организационными и психологическими составляющими (мерами).
Правовую составляющую можно трактовать как комплекс мер или пра-
вил регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) посредством законодательной базы и властных полномочий.
Организационная составляющая означает то, что таможенная политика формируется через государственные организации и институты, в которых она разрабатывается, определяется и реализуется. Это, прежде всего, законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие разрешительные или ограничительно-запретные системы по перемещению товаров через таможенную границу и организующие их контроль. В Республике Беларусь таможенное дело относится к ведению Президента, Парламента и Правительства.
Экономические аспекты таможенной политики связаны с проведением в жизнь внутренней и внешней политики страны, основанной на протекционизме, свободной торговле или на сочетании этих двух направлений.
Таким образом, таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.
Осуществляя международное сотрудничество в области таможенного дела и решая внешнеэкономические задачи, таможенные органы, как проводники таможенной политики, стоят на страже национальных интересов страны, заботятся о повышении ее престижа на международной арене. 16 декабря 1993 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества и стала полноправным членом Всемирной таможенной организации (ВТО). Участие в работе ВТО помогает усваивать опыт мирового сообщества в осуществлении таможенного дела.
Ведется подготовительная работа, рассчитанная на ряд лет и сопряженная с необходимостью принятия экономических и торгово-политических обязательств по вступлению Республики Беларусь в международные межправительственные экономические организации - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО), которые накопили ценный опыт сотрудничества государств в сфере внешней торговли и по различным аспектам таможенного дела.
Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.
В соответствии со ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности [12], таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.
В законе прямо установлено, что основным методом <#"justify">Показатель19972001200720082009Объем внешней торговли1036715972326764208553013Экспорт товаров48037326159771973424339Импорт товаров55648646166992235128674Сальдо-761-1320-722-2617-4335Со странами СНГ670410469181762312130228Экспорт товаров302743997058860911231Импорт товаров36776070111181451218997Сальдо-650-1671-4060-5903-7766Из них с Россией51509315158081994426074Экспорт товаров21853710571468458887Импорт товаров29655605100941309917182Сальдо-780-1895-4380-6254-8300Со странами вне СНГ36635503145001896422785Экспорт товаров1776292789191112513108Импорт товаров18872576558178399677Сальдо-111351333832863431
Рассмотрим результаты внешнеэкономической деятельности за прошедший 2012 г.
Итак, по данным таможенной статистики ГТК в Республике Беларусь объем внешней торговли товарами (внешнеторговый оборот) в январе-декабре 2012 года составил 91,8 млрд. долл. США, что на 5,5% больше, чем в январе-декабре 2011 года. Товарооборот со странами СНГ составил 53,5 млрд. долл. США (58,2% общего товарооборота) и по сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличился на 11,4%. Товарооборот со странами вне СНГ снизился на 1,7% и составил 38,3 млрд. долл. США.
Объемы экспорта и импорта товаров по месяцам в 2012 г. представлены в табл.2.
Таблица 2 - Итоги внешнеэкономической деятельности за 2012г.
МесяцЭкспортИмпортмлн. долл. СШАв % к соответствующему периоду 2011 годамлн. долл. СШАв % к соответствующему периоду 2011 годаЯнварь3 488,5194,23 239,9129,1Февраль3 929,4143,73 708,397,5Март4 529,6131,54 197,093,3Апрель4 427,6119,84 081,995,5Май4 493,8123,74 270,6114,1Июнь4 133,7119,23 816,196,7Июль4 037,3103,93 903,5108,8Август3 607,296,23 959,2105,1Сентябрь3 183,587,73 550,297,6Октябрь3 170,891,13 690,496,8Ноябрь3 095,583,83 771,897,6Декабрь3 401,187,94 100,592,2Итого за январь-декабрь 2012 года45 498,2110,846 289,4100,9
Таким образом, сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное в размере 791,2 млн. долл. США (в январе-декабре 2011 года - отрицательное в размере 4,8 млрд. долл. США). Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное и составило 6,5 млрд. долл. США (в январе-декабре 2011 года - отрицательное в размере 7,8 млрд. долл. США). Со странами вне СНГ сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 5,7 млрд. долл. США (в январе-декабре 2011 года - положительное в размере 3,0 млрд. долл. США).
Экспорт Республики Беларусь составил 45,5 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2011 годом на 10,8%. При этом экспорт в страны СНГ увеличился на 16,9% (составив 23,5 млрд. долл. США), а экспорт в страны вне СНГ увеличился на 5,0% (составив 22,0 млрд. долл. США).
Импорт Республики Беларусь в рассматриваемом периоде увеличился на 0,9% и составил 46,3 млрд. долл. США. При этом импорт из стран СНГ увеличился на 7,5% (30,0 млрд. долл. США), а импорт из стран вне СНГ уменьшился на 9,4% (16,3 млрд. долл. США).
Результаты внешней торговли с отдельными странами представлены в табл.3.
Таблица 3 - Объем общего товарооборота Республики Беларусь с основными торговыми партнерами
СТРАНАДоля в общем товарообороте Республики БеларусьЭкспорт, млн. долл. СШАЯнварь-декабрь 2012 г. к январю-декабрю 2011 г.Импорт, млн. долл. СШАЯнварь-декабрь 2012 г. к январю-декабрю 2011 г.123456РОССИЯ47,4%16 079,6112,7%27 399,6109,5%НИДЕРЛАНДЫ8,8%7 587,6124,8%447,1111,3%УКРАИНА8,6%5 568,2133,9%2 310,9113,8%ГЕРМАНИЯ4,9%1 735,995,1%2 725,6106,3%ЛАТВИЯ3,7%3 279,6104,1%144,599,2%КИТАЙ3,1%455,368,0%2 363,9107,8%ПОЛЬША2,6%955,684,7%1 441,7106,4%ЛИТВА1,8%1 185,9132,9%508,2127,5%ИТАЛИЯ1,8%691,3125,0%956,098,8%БРАЗИЛИЯ1,1%849,366,1%205,056,1%КАЗАХСТАН1,0%793,9124,7%119,786,8%МОЛДОВА0,4%253,4104,4%85,4109,9%ТУРКМЕНИЯ0,3%231,0107,3%5,366,2%АЗЕРБАЙДЖАН0,2%211,0105,4%11,72,2%КИРГИЗИЯ0,2%141,264,7%12,3136,5%УЗБЕКИСТАН0,1%94,6148,3%29,165,6%ТАДЖИКИСТАН0,1%48,495,1%9,342,6%АРМЕНИЯ0,05%38,6144,4%7,0126,8%
Таким образом, в 2012 г. товарооборот с Российской Федерацией по сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличился на 10,7% (на 4,2 млрд. долл. США) и составил 43,5 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось отрицательное, величиной 11,3 млрд. долл. США. Экспорт возрос на 12,7%, импорт - на 9,5%.
Товарооборот с Украиной увеличился на 27,3% (на 1,7 млрд. долл. США) и составил 7,9 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 3,3 млрд. долл. США. Экспорт возрос на 33,9%, импорт увеличился на 13,8%.
Товарооборот с Казахстаном по сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличился на 18,0% и составил 913,6 млн. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 674,2 млн. долл. США. Экспорт возрос на 24,7%, импорт уменьшился на 13,2%.
В торговле со странами СНГ увеличился товарооборот с Молдовой (на 18,4 млн. долл. США, составив 338,7 млн. долл. США), Узбекистаном (на 15,6 млн. долл. США, составив 123,7 млн. долл. США), Арменией (на 13,4 млн. долл. США, составив 45,6 млн. долл. США), Туркменией (на 13 млн. долл. США, составив 236,3 млн. долл. США).
Снизился товарооборот с Азербайджаном (на 511,3 млн. долл. США, составив 222,7 млн. долл. США), Киргизией (на 73,7 млн. долл. США, составив 153,5 млн. долл. США), Таджикистаном (на 15 млн. долл. США, составив 57,7 млн. долл. США).
Товарооборот со странами вне СНГ составил 41,8% общего товарооборота Республики Беларусь.
Товарооборот со странами ЕС по сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличился на 10,8% и составил 27,1 млрд. долл. США (29,5% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт увеличился на 12,2% и составил 17,6 млрд. долл. США, импорт увеличился на 8,2%, составив 9,5 млрд. долл. США. Положительное сальдо составило 8,1 млрд. долл. США.
Товарооборот со странами, входящими в ВТО, по сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличился на 8,1% и составил 89,0 млрд. долл. США (97,0% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт увеличился на 10,6% и составил 43,5 млрд. долл. США, импорт увеличился на 5,8% и составил 45,5 млрд. долл. США. Отрицательное сальдо составило 1,9 млрд. долл. США.
Основные торговые партнеры среди стран вне СНГ - Нидерланды, Германия, Латвия, Китай, Польша, Литва, Италия.
Так, например, в 2012 г. значительно увеличился товарооборот с Нидерландами (на 1,6 млрд. долл. США), Литвой (на 403,3 млн. долл. США). В то же время существенно снизился товарооборот с Венесуэлой (на 763,9 млн. долл. США), Бразилией (на 594,9 млн. долл. США). [2]
В заключение можно отметить, что главными задачами белорусской таможенной службы по-прежнему остаются наполнение республиканского бюджета, защита экономических интересов государства от криминальных проявлений во внешнеэкономической деятельности, содействие легальной торговле.
Важнейшим этапом дальнейшего развития таможенного законодательства является принятие Таможенного кодекса Таможенного союза, который унифицировал формальности в области транзита трех государств. Сегодня в Беларуси применяется единая форма транзитной декларации, гармонизированная с аналогичным документом Европейского союза. Теперь при пересечении белорусско-российской и российско-казахстанской границ перевозчику не надо проходить таможенный контроль и оформлять национальную транзитную декларацию. Создана единая система контроля доставки товаров, а обмен электронными сообщениями между таможнями отправления и назначения устранил необходимость пересылки бумажных документов.[14]
Работа, проводимая в Беларуси по совершенствованию условий транзита и развитию транспортной логистики, позволяет усилить интерес зарубежных участников к использованию территории республики для перемещения грузов и вложения инвестиций в транспортную и таможенную инфраструктуру. Все это в конечном итоге ведет к дальнейшему развитию торгово-экономических отношений и росту национальной экономики.
3. Перспективы развития таможенных органов Беларуси в управлении финансами
В современном мире необходима постоянная работа по совершенствованию таможенного законодательства, модернизации способов регулирования ВЭД.
Основа модернизации таможенной службы - Целевая программа развития таможенной службы Республики Беларусь, которая определяет стратегической целью развития таможенной службы реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь для экономического процветания и социального благополучия нации.
При развитии таможенных органов Республики Беларусь, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Республики Беларусь на пересечении многих транзитных путей, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Республикой Беларусь.
таможенный комитет администрирование финансы
3.1 Проблемы деятельности таможенных органов в современных условиях
Вступление в силу Таможенного кодекса Республики Беларусь создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Республики Беларусь. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов страны.
Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острой проблемой в таможенных органах Республики Беларусь остается вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.
Не в полной мере применяются международные стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий.
Не развита система информирования таможенных органов Республики Беларусь о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.
Таможенные органы Республики Беларусь неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Республики Беларусь (контроль на основе методов аудита).
Недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Республики Беларусь.
Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Республики Беларусь с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Республики Беларусь, особенно специалистов в области управления и контроля.
Оплата труда должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.
Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на белорусский рынок и другим негативным явлениям [15, стр. 43].
Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Республики Беларусь эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
Для решения указанных проблем необходимо выполнение следующих задач по совершенствованию управления финансами системой Государственного комитета Республики Беларусь в пределах компетенции:
повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в белорусскую экономику, поступлений доходов в республиканский бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;
совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;
укрепление взаимодействия с белорусскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.
Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории Республики Беларусь стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих универсальных международных принципах:
стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;
прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;
минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;
ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;
сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;
сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.
В качестве основы деятельности таможенных органов Республики Беларусь будут использованы новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией.
С одной стороны будут сформированы новые подходы к таможенному администрированию, которые предполагают обеспечение его высокой эффективности при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, а с другой стороны данные подходы помогут решить проблемы, связанные с занижением таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности.
Эффективность достижения цели развития таможенных органов Республики Беларусь оценивается по следующим показателям:
уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности;
затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;
правоохранительная деятельность.
Приоритет отдельных направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство.
3.2 Мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования
В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Республики Беларусь необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:
обустройство государственной границы Республики Беларусь;
создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
размещение таможенных органов Республики Беларусь только в помещениях, являющихся государственной собственностью;
развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
внесение изменений в Таможенный кодекс Республики Беларусь и иные нормативно-правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты;
внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Республики Беларусь;
создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Республики Беларусь;
создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;
усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Республики Беларусь (осуществление контроля на основе методов аудита).
Оценка деятельности таможенных органов Республики Беларусь будет производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат.
Планируется разработать комплексную стратегию кадрового обеспечения таможенных органов Республики Беларусь. В рамках данного направления особое внимание будет уделено повышению качества профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда, повышению престижности профессии.
Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Республики Беларусь будет осуществляться с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности республиканских органов государственной власти. Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Республики Беларусь, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере. [15, стр. 52]
Также предусматривается внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Республики Беларусь, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности.
Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Беларусь в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Республики Беларусь.
Планируется также развитие следующих направлений деятельности:
обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверное декларирование и заявление таможенной стоимости);
международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;
проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;
борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.
Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур.
Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Республики Беларусь за рубежом. Международное сотрудничество планируется развивать по следующим основным направлениям:
участие в формировании концепции общего европейского экономического пространства, переход на применение Единого административного документа Европейского союза при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара, сопряжение с транзитными системами государств-членов Европейского союза;
унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, в государствах - участниках СНГ, государствах - членах Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства, подготовка основ законодательства Республики Беларусь и международных соглашений по таможенным вопросам;
активизация участия таможенных органов Республики Беларусь во Всемирной таможенной организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе в области таможенного регулирования;
продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год) и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951 год);
расширение практики заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран, прежде всего стран Европейского союза, государств - участников СНГ, а также создание совместно с Российской Федерацией единых информационных ресурсов;
подготовка кадров для Союзного государства, государств - участников СНГ, государств - членов Евразийского экономического сообщества.
Планируется, что реализация функций таможенных органов Республики Беларусь при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартах качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, а также на вовлечении участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, на создание механизма передачи части не основных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.
Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы "одного окна" (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль).
Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Республики Беларусь.
Предполагается создание в структуре таможенных органов Республики Беларусь операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Республики Беларусь для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы связанные с нарушением таможенного законодательства Республики Беларусь.
В рамках указанных направлений развития таможенных органов Республики Беларусь предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также обеспечить контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.
Предполагается использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), основанного на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещающимися через государственную границу Республики Беларусь, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий "от двери к двери", "точно в срок" и "под ключ". Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.
Выполнение указанных мероприятий будет способствовать:
уменьшению времени, затрачиваемого участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;
увеличению пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Республики Беларусь за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;
обеспечению внедрения единых стандартов и правил таможенного администрирования, повышению качества обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применению унифицированных таможенных документов и декларирования в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;
содействию реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.
Таким образом, выбранные ориентиры развития таможенных органов Республики Беларусь, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Республики Беларусь. [15, стр. 56]
Тем не менее в настоящее время таможенные органы Республики Беларусь еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.
Комплексная реализация разработанных мероприятий позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела.
Заключение
Представленная работа раскрывает роль и значимость Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
Итак, подытожим: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является важнейшим инструментом осуществления международного торгово-экономического сотрудничества в руках государства.
В силу многозначности выполняемых функций и широкого круга полномочий становится очевидной и огромная роль ГТК РБ в обеспечении национальной безопасности государства не только в экономической сфере, но и в сфере международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, наркоторговлей.
В данной работе указаны и существенные недостатки в деятельности таможенной службы Беларуси и их объективные причины. Вместе с тем показаны и пути дальнейшего развития и совершенствования ГТК РБ.
Что касается развития таможенной службы РБ, можно сделать вывод: в настоящее время таможенными органами ведется целенаправленная деятельность по модернизации таможенной службы в соответствии с международными стандартами, совершенствование ее законодательной базы.
Организационная и технологическая модернизация позволит войти в число мировых лидеров по уровню таможенного дела.
Сформированный потенциал таможенной службы обеспечит упреждающее реагирование на риски, угрозы и вызовы в сфере национальной безопасности.
Совокупная реализация мероприятий по развитию таможенной службы обеспечит снижение коррупционных рисков при применении таможенного законодательства и технологий таможенного оформления и контроля.
Список использованных источников
1.Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 30. Ст. 520.
2.Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь <http://gtk.gov.by/ru/>.
.Таможенная служба: основы деятельности: учебно-метод. пособие/ И.И. Дубик и др.- Минск: Амалфея, 2012 г.-416с.
.Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / общ. ред. А. Н. Крамника. - Мн.: Тесей, 2008 г. - 704.
.Электронный ресурс <http://customsonline.ru/toig_be.html>.
.Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-3 с изменениями и дополнениями от 21 июля 2008 г. № 417-З и от 15 июля 2009 г. № 43-З.
.Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228. Национальный реестр нормативно-правовых актов РБ.
.Воробьев М.К., Осипов И.А. Теория финансов: учебно-методический комплекс. - Мн.: издательство МИУ, 2005. - 262 с.
.Таможенное право: учеб.-метод. Комплекс / Е.В. Черкасова. - Минск: Изд-во МИУ, 2008. - 204 с.
.Основы таможенного дела: Учебник/ В.А. Гошин, А.Н. Сиротский, Н.А. Дубинский и др.; Под ред.А.Н. Сиротского, В.А. Гошина.- Мн.: БГУ, 2003 г. - 475 с.
.Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. № 193 от 15.12.2004 г. 2/1096.
.Хозяйственное право: курс интенсив. подгот. / Е.А. Реуцкая. - Минск: ТетраСистемс, 2007.