Бюджетные системы Российской Империи, СССР и РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    141,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетные системы Российской Империи, СССР и РФ

Введение

Актуальность данной темы заключается, прежде всего, в том, что она имеет практическую значимость. Для того чтобы осознать, что происходит в современной России, в ее бюджетной сфере, а также спрогнозировать процессы изменения в ближайшем будущем необходимо рассмотреть опыт российской и советской истории, их бюджетных систем. Актуальность данной темы также проявляется в рассмотрении направлений развития бюджетной системы РФ.

Объектом данной работы являются бюджетные системы Российской империи, СССР и Российской Федерации. Предметом можно назвать рассмотрение бюджетно-финансовых и экономических отношений, возникающих в процессе функционирования бюджетных систем, на разных исторических этапах, между государством, муниципальными образованиями, населением, а также механизм взаимосвязи бюджетов, действующих на территории страны.

Целью представленной работы является сравнение бюджетных систем Российской империи, СССР и Российской Федерации.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

·        рассмотреть понятие и сущность бюджетной системы;

·        проследить эволюцию структуры бюджетной системы в истории России;

·        сравнить современную структуру бюджетной системы РФ с ее предшественницами;

·        выявить проблемы и перспективы развития бюджетной системы РФ.

1. Сущность бюджетной системы

Определяющую роль в формировании экономического устройства, его развития любого общества на любом историческом этапе всегда играет не только выбранная правительством экономическая политика, но и ее регулирование, осуществляемое государственной властью. Одним из основных орудий государства, с помощью которых правительство осуществляет экономическое регулирование, является бюджетная система государства, с опорой на государственный бюджет. Бюджетная система определяет и осуществляет воздействие к формированию и использованию бюджетных ресурсов, образование централизованных и внебюджетных фондов, обеспечивает государственные и местные органы финансовыми ресурсами для успешного выполнения возложенных на государство задач и функций.

Ключевым звеном бюджетной системы, разумеется, можно назвать государственный бюджет. Бюджетом государства является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. Бюджет государства является его непременным экономическим фундаментом, имеет вид денежных отношений между государством и обществом, которые возникают при распределении части всего национального дохода на организацию и реформирование необходимых бюджетных ресурсов. Отсутствие стабильности в бюджетной системе государства ведут к нарушению всех сфер общественной жизнедеятельности.

Помимо экономической стороны «бюджет» также неразделимо связан с историческим и политическим аспектами. Формирование, реформирование, развитие бюджетной системы напрямую отражают историческое развитие государства, его политический строй, социальное положение общества. Государственная власть, используя государственный бюджет как главный инструмент воздействия, активизации и расходования, воздействует на экономическую сферу, определяет ее приоритеты, важнейшие секторы, структуру и ее изменения. Кроме того государственный бюджет дает правительству возможность воздействия на социальную сферу и жизнь общества, определяет такие ее компоненты как социальная поддержка, обслуживание, защита населения и др.

Если учесть вышесказанное то следует сделать вывод, что бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов государства, на всех его уровнях, его внебюджетные фонды, их разработку, формирование, принятие и исполнение, регулируемые нормами права.

. Сущность бюджетных систем России

.1 Бюджетная система Российской империи

Как таковой государственный бюджет был учрежден в России в 1862, в ходе реформаторской деятельности Александра 2, при этом, практически сразу, став гласным. Данные об исполнении бюджета кроме российских изданий «Ежегодника Министерства финансов» и «Отчетов Государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет» публиковались также в иностранных журналах. О российской бюджетной статистике говорилось как об одной из самых открытых в мире. Также была создана система государственного контроля над финансовой деятельностью различных ведомств и министерств.

При этом финансовый счет был двойным: общий бюджет государства разделялся на обыкновенный и чрезвычайный. Считается, что при открытости государственного бюджета чрезвычайный был призван скрыть или же уменьшить государственный дефицит. Доходы чрезвычайного бюджета состояли в основном из государственных займов, а также от продажи и аренды государственного имущества. Расходная часть данного бюджета не была строго определенна, в основном это были военные расходы, расходы на железнодорожное строительство, борьба с последствиями стихийных бедствий, а также приобретение имущества у частных лиц.

Обыкновенный бюджет имел стандартное содержание: прямые и косвенные налоги, пошлины и сборы, расходы на содержание и функционирование органов власти, социальной сферы.

К основным прямым налогам относились налоги поземельные, с недвижимых имуществ и подати, промысловый налог, налог на прописку, налог на автоматические экипажи, оброк, сбор с доходов от денежных капиталов. Среди косвенных налогов наиболее выделялись таможенный, сахарный, соляной и нефтяной акцизы и сборы. Главными пошлинами считались гербовая - плата за оформление документов при операциях по регистрации фирм, передачи ценных бумаг и др., а также судебные пошлины и пошлина за наследство. Кроме того существовал такой пункт как правительственные регалии, который в первую очередь состоял из казенной винной монополии, а также телеграфных учреждений и чеканки монет. Кроме государственного существовал также местный бюджет. Тем не менее его роль была крайне незначительна.

Таблица 1 - Доходная часть обыкновенного бюджета России за 1900 и 1913 гг. (млн. руб.)

Статьи дохода

1900

1913

Прямые налоги

131.9

272.5

Косвенные налоги

658.1

708.1

Пошлины

88.3

231.2

Правительственные регалии

176.8

1024.9

Доходы от казенных имуществ и капиталов

473.5

1043.7

Доходы от отчуждения государственных имуществ

0.6

2.9

Выкупные платежи

96.2

1.2

Возмещение расходов главного казначейства

71.1

116.7

Прочие статьи доходов

7.5

16.2

Итого

1704.1

3417.4


Налоги в России на данном этапе соответствовали налогам других стран, если считать по проценту от годового дохода на одного жителя страны. В России этот процент был равен приблизительно 7, также как Германии или Франции.

Основные расходы России были, прежде всего, связанны с постоянным ростом военных затрат. Даже в относительно мирное время расходы на военные издержки не составляли менее 30 процентов от общего бюджета. Кроме того постоянно увеличивался как долг по государственным займам так и выплаты по нему.


Таблица 2 - Расходная часть государственного бюджета России в 1900 и 1913 гг. (млн. руб.)

Статьи расходов



1900

1913

Непроизводительные расходы:

1) Военные расходы

483

965

2) Расходы по государственному долгу:



а) по железнодорожным займам

112

142

б) по займам на «общие государственные потребности»

205

282

Итого платежи по займам

317

424

в том числе платежи за границу

130

183

3) Расходы на содержание полицейско-административного аппарата

151

295

4) Расходы по сбору налогов

187

297

5) Прочие расходы

40

23

Всего непроизводительных расходов

1168

2004

Производительные и социально-культурные расходы

1) Вложения в государственные имущества и предприятия

572

1108

2) Бюджетные вложения в частный сектор

104

98

3) Расходы на просвещение

34

143

4) Прочие расходы

11

30

Всего производительных и социально-культурных расходов

721

1379

Итого

1889

3383

бюджетный экономический правительство

Таблица 3 - Государственный бюджет России за 1900-1913 гг. (млн. руб.)

Годы

Обыкновенный бюджет

Чрезвычайный бюджет

Суммарный бюджет


Доходы

Расходы

Дефицит/ излишек

Доходы

Расходы

Дефицит/ излишек

Доходы

Расходы

Дефицит/ излишек

1900

1704.1

1555.4

148.7

32.6

333.8

-301.2

1736.7

1889.2

-152.5

1904

2018.3

1909.8

111.5

385.4

830.8

-445.4

2403.7

2737.6

-333.9

1907

2342.5

2196

146.5

143

386

-243

2485.5

2582.6

-97.1

1910

2781

2473.2

307.8

24.1

123.5

-99.4

2805.1

2596.7

208.4

1913

3417.4

3094.2

323.2

13.8

288.7

-274.9

3431.2

3382.9

48.3




В результате революции 1905 года в России появляется Государственная Дума, которая с третьего созыва начинает принимать участие в рассмотрении и принятии государственного бюджета. Тем не менее, ее права при утверждении бюджета были сильно ограничены. Дума не могла исключать большинство расходов или доходов, которые так или иначе были отражены в законодательстве. Для изменения государственного бюджета было необходимо проведение заметных управленческих реформ.

2.2 Бюджетная система СССР

Построение устойчивого бюджета стало самым важным вопросом финансовой политики для советской власти после Октябрьской революции. Вместе с государственным аппаратом власти разрушился механизм государственного налогообложения. Основным методом формирования доходов центральных и местных органов власти в 1917-1918 гг. становятся контрибуции, конфискации и разовые сборы с национализированных предприятий. К середине 1918 г. Практически единственным источником пополнения финансовых ресурсов государства становится эмиссия бумажных денег.

Таблица 4 - доходная часть государственного бюджета в 1920 г. (%)

Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий в том числе:

97,5

от промышленности

35,6

транспорта

14,1

сельского хозяйства

5,1

налоги и сборы

0,3

прочие поступления

2,2


В 1920 году по решению ВЦИК было отменено деление бюджета на государственный и местные. Все доходы поступали в общую государственную казну, откуда уже выделялись средства на общегосударственные или местные нужды и потребности.

В 1922 вместе с созданием СССР возникла потребность в создании новой бюджетной системы. Был образован Госбюджет СССР, включавший в себя бюджеты союзных республик. Предприятия разделялись по административным уровням, и налоги вносили в соответствующий бюджет. Бюджеты носили автономный характер. Развитие местного хозяйства финансируется из бюджета соответствующей союзной республик.

Местные бюджеты регионов начинают формироваться после принятия Конституции 1924 года. Данная Конституция законодательно разделила бюджетную систему СССР на три уровня:

·        Союзный бюджет

·        Бюджеты Союзных республик

·        Местные бюджеты

Положением о бюджетных правах Союзных республик было утверждено, что в их бюджет будет поступать 99% от важнейших сельскохозяйственного, подоходного и промыслового налогов. Также за республиками закреплялись доходы от недр и 50% от прибыли организаций всесоюзного значения.

Большую роль в развитии бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа начала 30-х, в ходе которой были стандартизированы более восьмидесяти действовавших платежей, ликвидирована многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль над деятельностью предприятий. Кроме того около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи. Данное преобразование предполагало инновационное формирование доходов местных бюджетов. В местные бюджеты начинает поступать часть государственных доходов. Данное нововведение позволяет усилить связь между всеми звеньями бюджетной системы СССР.

Тем не менее, до принятия Конституции 1936 года бюджеты остаются автономны. В 1936 после проведения реформы бюджетная система принимает консолидированный вид, она строится на основе единства всех звеньев и уровней государственного бюджета. По сути, она и сохраняет свою структуру вплоть до 1991 года.

Формирование бюджетной системы СССР закончилось к 40-ым годам, когда в государственный бюджет был законодательно включен бюджет социального страхования. Доходы государства формировались, прежде всего, как централизованный чистый доход государства (около 85% от всех поступлений в государственный бюджет). Данный доход представляет собой отчисления от прибыли государственных предприятий, подоходных налогов с кооперативных общественных предприятий и др. Доходы от налогов от личных доходов населения составили всего около 10% общего государственного дохода. Данное процентное соотношение обусловлено, прежде всего, социалистическим устройством аппарата власти страны. Неудивительной была ситуация когда частные налогоплательщики получали из государственного бюджета больше чем вносили в него в виде налогов и сборов. Также присутствует внутренний государственный займ, передача трудящимися своих личных доходов государству во временное пользование. Данный вид дохода составляет около 3% процентов от общего государственного.

Таблица 5 - Доходы СССР

Статья дохода

1940

1946

1950

1953

1955

Налог с оборота

105,9

190,9

236,1

243,6

242,4

Отчисления от прибылей

21,7

16,5

40,4

70,3

102,8

Подоходный налог и налог с нетоварных операций с предприятий и организаций

3,2

3,2

5,5

9,5

12,4

Налоги с населения

9,4

22,7

35,8

46,1

48,3

Местные налоги и сборы

1,9

6,7

6,7

8,0

8,1

Займы

11,4

24,7

31,0

30,4

36,8

Таможенные доходы

2,9

12

21,1

31,5

34,8

Средства государственного социального страхования

8,6

11,6

19,6

23,2

26,5


180,2

325,4

422,7

539,8

564,3


Расширение функций местных органов власти неуклонно вели и к росту расходов. Основные расходы государства приходились на развитие народного хозяйства, финансирование кооперативных и колхозных учреждений, социально-культурные мероприятия, обеспечение обороноспособности государства, а также содержание органов государственного управления. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 г. 56,8 млрд. руб., или 32,6% всех расходов госбюджета СССР.

Таблица 6 - Расходы СССР

Статья расхода

1940

1946

1950

1953

1955

Народное хозяйство

58,3

106,2

157,6

180,7

232,7

Социально-культурные мероприятия

40,9

80,0

116,7

128,8

147,2

Просвещение

22,5

37,7

56,9

61,1

68,9

Здравоохранение и физическая культура

9,0

13,6

21,4

24,2

31,2

Государственные пособия многодетным и одиноким матерям

1,2

3,6

3,7

4,5

4,9

Социальное обеспечение

1,1

14,4

16,9

16,1

16,9

Соцстрах

7,1

10,7

17,8

22,9

25,3

Оборона

56,7

73,7

82,8

107,8

107,4

МВД СССР и КГБ

6,7

17,4

20,6

16,5

13,6

Управление

6,8

11,8

13,9

14,3

12,5

Расходы по госзаймам

2,8

5,3

5,1

11,7

14,8


174,3

307,5

413,2

514,7

539,5


В государственном бюджете СССР и его развитии огромное влияние оказывало его процентное соотношение по административным уровням. Закон от 25 июня 1980 г. «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» предусматривал передачу в бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов части прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории краевых, областных, окружных Советов. Размеры указанных отчислений определялись законодательством союзных республик. Этим же Законом предусматривалось, что в формировании доходов бюджетов краев, областей, автономных областей и автономных округов должны участвовать также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливались законодательством Союза ССР.

Таблица 7 - Соотношение Госбюджета и Союзных бюджетов СССР (в %)


1929

1938

1946

1965

1988

Союзный бюджет

60,7

72,2

79,5

42,5

Бюджеты союзных республик

39,3

27,8

20,5

57,5

43,1

В том числе бюджеты АССР и местные бюджеты

26,5

21,5

13,9

20,8

15,9


Проводимая политика социализма, в конечном счете, отрицательно повлияла на государственный бюджет. Высокая степень перераспределения ресурсов вызывала у предприятий желания существовать благодаря государству, уменьшалась эффективность производства, подрывалась устойчивость всего государственного бюджета. Расходы росли быстрее доходов, вызывая дефицит в бюджете. Советская власть была вынуждена обращаться к Сберегательному Банку и резервным фондам.

2.3 Бюджетная система Российской Федерации

Понятие и структура бюджетной системы РФ

Основное понятие бюджетной системы Российской федерации можно найти в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ: «Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Становление бюджетной системы РФ, после распада Советского союза, происходило в соответствии с проведением экономической реформы. Важным этапом в данной трансформации стало принятие Федерального закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», а также Закона РФ от 15 апреля 1993 г. №4807-1. Этими законами определились права органов власти субъектов РФ и органов власти МО по вопросам получения различных доходов в данные бюджеты, права на расходование средств данных бюджетов, а также полномочия и структуру данных органов в бюджетной системе и всем бюджетном процессе. Согласно Бюджетному Кодексу два высших уровня бюджетной системы РФ кроме самого государственного бюджета включают в себя также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При всей самостоятельности бюджетных уровней они имеют определенную взаимосвязь. В первую очередь их связывают межбюджетные трансферты, т.е. передача средств от одного уровня другому. Вообще роль федерального бюджета очень высока, что обусловлено сильной централизацией бюджетной системы РФ. Так из федерального бюджета финансируются региональные программы, осуществляются передача финансовой помощи бюджетам субъектов РФ. Каждое МО имеет свой собственный бюджет, а также право на получение средств из федерального бюджета.


Рисунок 1 - Структура бюджетной системы РФ


Общий свод всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий период представляет собой консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет состоит из Федерального бюджета РФ и Консолидированных бюджетов субъектов РФ. Данный показатель отражает совокупность всех бюджетных ресурсов располагаемых федеральными и региональными органами государственной власти, а также направление расходной части данными ресурсами.

Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Согласно бюджетному кодексу РФ функционирование бюджетной системы основывается на следующих принципах:

) Принцип единства подразумевает под собой единство важнейших составляющих бюджетного процесса, к которым можно отнести правовую базу, денежную систему, санкции и ответственность за нарушения законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств всех уровней бюджетной системы.

) Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы проявляется как полное или частичное закрепление определенных видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации на соответствующих уровнях.

) Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает право органов государственной власти на самостоятельное осуществление бюджетного процесса на каждом уровне бюджетной системы, а также возможность собственных источников доходов бюджетов на каждом уровне. Кроме того он подразумевает законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов. Провозглашаются права органов власти РФ и органов власти субъектов РФ определять, на что будет направлена расходная часть бюджетов, а также из каких источников будет производиться финансирование дефицитов бюджета соответствующего уровня. Данный принцип также подразумевает недопустимость изъятия:

·        доходов, которые дополнительно получены в ходе исполнения о бюджете

·        сумм превышения доходов над расходами бюджетов

·        сумм сэкономленных по расходам бюджетов.

) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

) Принцип сбалансированности бюджета. Данный принцип подразумевает то, что предусмотренные расходы бюджета не могут превышать сумму предполагаемых доходов бюджета.

) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Подразумевают нацеленность органов власти на решении поставленных задач, используя определенные затраты бюджетных средств.

) Принцип общего покрытия расходов бюджета. Вся расходная часть обязана покрываться доходами от источников финансирования.

) Принцип гласности предполагает обязательное размещение и опубликование утвержденных бюджетов, информацию об их исполнении, других данных о решениях бюджетных вопросов органами власти. Обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

) Принцип достоверности бюджета - это достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и надежность расчета доходов и расходов бюджета.

Доходы бюджета

Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов состоят из налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных перечислений и доходов целевых бюджетных фондов. Наибольший удельный вес в формировании доходов бюджета РФ занимают налоговые поступления. К налоговым доходам относят налоги всех административных уровней, а также пени и штрафы.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные:

К основным регионам, формирующим налоговые доходы, относятся города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Самарские области, республики Башкортостан и Татарстан, а также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В 2009 году ими было собрано около 60% всех налогов и сборов.

Из них в федеральный бюджет было перечислено 55,3% всех налоговых сборов. По ФО поступления в федеральный бюджет соотносятся следующим образом:

Таблица 8 - поступления в федеральный бюджет из ФО


В федеральный бюджет

В бюджеты субъектов РФ

Центральный ФО

36,1

63,9

Северо-западный ФО

37,7

62,3

Южный ФО

31,2

68,8

Приволжский ФО

48,9

51,1

Уральский ФО

70,7

29,3

Сибирский ФО

32,7

67,3

Дальневосточный ФО

23,5

76,5


К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества государственной или муниципальной собственности

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

средства, полученные в результате мер административной, уголовной и иной ответственности

средства, полученные в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней

иные неналоговые доходы

Налоговые и неналоговые доходы в РФ составляют более 99% от общей суммы доходов поступающих в федеральный бюджет.

Таблица 9 - Доходы федерального бюджета РФ в 2010-2012 гг

Наименование доходов

2010

2011

2012

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

8304928790

11337998166

12790890929

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

255026142,4

342601799,4

375817328

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1442647814

1985020405

2228000610

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

1199567858

1543752872

1713048731

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

1408315528

2046892439

2442812668

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

63123109,8

65835485,2

92330555,8

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

33253370,8

1056991,7

1213827,5

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3227703347

4664731177

4962735737

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

427836930,6

382023935,2

543344509,2

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

53336527,7

82996321,5

101313124

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

126043037,8

154097509,9

131478370,1

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

10358511,7

22515503,7

120431990,3

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

6482494,4

6726066,9

18192580,4

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

14748590,6

22975376

20697816

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

10600307,8

16772282,8

39473080,9

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

25885220,3




Расходы бюджета

Управление расходами включает в себя три этапа: постановка целей, и определение необходимых для их достижения ресурсов; распределение этих ресурсов; исполнение и выполнение поставленных целей наиболее эффективным образом. Эти этапы проявляются в разработке и исполнении бюджета.

Рисунок 2 - Государственные расходы


Все государственные расходы можно распределить по четырем направлениям:

¾      Расходы, затраченные на управленческую сферу

¾      Расходы, затраченные на обеспечение обороноспособности и содержание правоохранительных органов

¾      Расходы на проведение экономической политики государства

¾      Расходы в социальной сфере.

Эти направления также можно отнести к развитию производственной сферы, либо к содержанию и развитию сферы непроизводственной.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в количестве, определяемых федеральными законами, законами и нормативно-правовыми актами субъектов государственной власти.
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

.        Расходы на содержание государственных органов власти;

.        Расходы на содержание и развитие национальной обороны;

.        Расходы по финансированию науки;

.        Расходы по финансированию реального сектора;

.        Расходы на образование государственных резервов;

.        Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга

и др.

Таблица 10 - Расходы федерального бюджета РФ в 2010-2012 гг

2010

2011

2012

Расходы всего

10117454467

10909812418

12894986747

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

887920490,8

777756848,9

809851261,8

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

1276460918

1515955099

1812386207

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1085371647

1259822113

1842978667

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

1222690386

1790158234

1968497112

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

234898370

279798768,9

228839886,1

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

13471854,3

1756093

22493598,4

ОБРАЗОВАНИЕ

442805649,3

553368715,3

603838308,6

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

125597664,5

83783111,9

89857486,4

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

347353465

499551288

613822656,4

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

344943728,7

3128527270

3859726273

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

0

44209708,8

45721130,5

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

0

61124495,7

77536416,7

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

0

262744216,4

320000606,8

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО

4135940293

651256456,1

599437136,2



Расходы бюджетов муниципальных образований должны соответствовать нормативам минимальной бюджетной обеспеченности, которые гарантируют минимальный уровень доходов на одного жителя или учреждение в зависимости от направления расходов. Главной проблемой здесь является - очевидная недостаточность финансового обеспечения органов местного самоуправления, и это при том, что они максимально приближены к населению и должны оперативно реагировать на все вопросы жизнеобеспечения.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Действующая в настоящее время бюджетная классификация определена Федеральным законом от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. 08.08.2001). Правила применения бюджетной классификации установлены Приказом МФ РФ от 25.05.99 г. №38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие организации, а также кредитные организации, выполняющие отдельные операции с бюджетными средствами.

Общая продолжительность одного цикла бюджетного процесса составляет два с половиной года, в том числе около года занимают составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, год - исполнение бюджета и около полугода - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Основные процедуры и правила бюджетного процесса:

. Функции по составлению и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти - Государственная налоговая служба, Государственный таможенный комитет и их органы на местах.

. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6 - для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории;

плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории.

Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

. Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более ј ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации. Рассмотрение обычно происходит в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.

. В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы Федерального Казначейства исполняют бюджеты, контролируя счета бюджетоплательщиков и бюджетополучателей. Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Бюджеты исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единичный счет и осуществление всех запланированных расходов с единого счета. Исполнение осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета.

Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств.

. Отчет об исполнении готовится в течение 5-6 месяцев по окончании финансового года и утверждается законодательной властью. Представленный отчет проверяется Счетной палатой Российской Федерации, которая представляет заключение в Государственную Думу.

Финансовый контроль за поступлением и использованием бюджетных средств может осуществляться на стадиях обсуждения и принятия бюджета, в процессе его исполнения и в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) Органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главными распорядителями бюджетных средств. Для контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.


3. Сравнение бюджетных систем Российской Империи, СССР и РФ

Для того чтобы сравнить бюджетные системы России на ее различных этапах и определить наиболее общие или абсолютно различные их черты следует выделить основные критерии для их сравнения. Определяющими компонентами сравнения систем являются их основы построения, их структура, а также основной состав доходов и расходов на различных этапах российской истории.

Главными проблемами анализа их сходств и различий выступает ограниченность данных, которые возможно получить о бюджетных системах прошлых режимов. Тем не менее, можно выделить их основные черты и направления, первоочередность государственных доходов и расходов.

В одной из классификаций бюджетных систем первоочередную роль играет ее деление на бюджеты унитарных и федеральных государств.

Согласно данной классификации можно сделать вывод о противоположности между системой Российской империи, которая относится к государствам унитарным и бюджетными системами СССР и Российской Федерации, являющиеся федерациями. Между бюджетными системами СССР и РФ между тем заметны огромные сходства, а отличия крайне незначительны. В СССР вместо современного территориального деления существовало деление на бюджеты республик, ничем принципиально не отличающихся от Федеральных Округов. Но в целом структура была довольно схожа, Союзный бюджет СССР равнялся Государственному бюджету РФ, бюджеты республик - бюджетам субъектов РФ, также существовали местные бюджеты, которые делились на бюджеты районов и городов. Главным отличием в бюджетной структуре СССР является именно дополнительная ступень в виде республиканских бюджетов: то есть в СССР существовали также бюджеты субъектов, которые назывались бюджетами областей, которые входили в состав местных бюджетов. Кроме того с 1940-х годов бюджет СССР принял консолидированный вид, который и передался бюджетной системе Российской федерации. Бюджет Российской империи считать консолидированным абсолютно невозможно, так как в нем местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета. Существовали земские, волостные и городские бюджеты, с собственными источниками доходов и пунктов расходов. Основными источниками дохода являлись сборы, а также доходы от сдачи в аренду или продажи соответствующей земли.

Если же сравнивать доходную часть нашей страны за прошедшее столетие, то в первую очередь необходимо выделить их основные статьи доходов:

Таблица №11 Основные доходы Российской Империи,    СССР и Российской Федерации в %.

Российская Империя(1913)

СССР (1955)

Российская Федерация (2012)

Казенные регалии (Питейный налог, деятельность почтово-телеграфных учреждений) 35%

Централизованный чистый доход государства 75%

Доходы от внешнеэкономической деятельности 40%

Доходы от казенных имуществ и капиталов (Пользование железными дорогами 30%)

Налоги с населения 8%

Налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ 20%

Косвенные налоги (Таможенный налог, акцизы на сахар, табак) 20%

Таможенный налог 7%

Пользование природными ресурсами 20%


Пункты доходов на эволюционных стадиях довольно различны, как по своей структуре, так и по основным статьям. В плане соотношения наибольшим сходством обладают бюджетные системы Российской империи и Российской Федерации: среди их основных доходов наблюдается примерное равновесие, в отличие от системы СССР, где основным незаменимым и неоспоримым доходом является централизованный чистый доход государства. Данная ситуация объясняется социалистическим строем государства. Основными его поступлениями являются доходы от прибыли государственных и кооперативных предприятий. Тем самым практически исключается налог индивидуальных жителей страны. Доходы от личных налогов населения не превышали 10% от общего дохода. Складывалась ситуация когда частные налогоплательщики получали из государственного бюджета больше, чем вносили в него. Третьим основным доходом в СССР являлся таможенный налог.

Иная ситуация обстояла с бюджетной системой Российской империи. Тремя ее основными налогами являлись: казенные регалии, доходы от казенных имуществ и капиталов и косвенные налоги. Основными пунктами казенных регалий являлись, так называемый винный налог, благодаря которому, бюджет России одно время носил название «пьяный», а также доходы от деятельности почтово-телеграфных и телефонных государственных учреждений. Среди доходов от казенных имуществ в первую очередь выделяются доходы от пользования железной дорогой. В общем можно сказать, что большинство налоговых и неналоговых поступлений в Российской империи поступало за счет государственной монополии на различные виды продукции.

Можно сказать, что довольно схожая ситуация складывается и в Российской Федерации, где среди ведущих налоговых поступлений выделяется доход от монополии на природные ресурсы страны. Вообще основным доходом России являются доходы от внешнеэкономической деятельности, кроме государственного экспорта к ним относятся доходы от государственного кредита, а также различные процедуры, связанные с таможенной деятельности.

Кроме этих основных статей доходов нельзя не сказать о таких доходах, как государственные займы. Займы делятся на внутренние и внешние, и по-разному преобладают в соотношениях доходов государства, в зависимости от разнообразных факторов. В Российской империи больше преобладали внешние займы. Чрезвычайный бюджет, расходуемый в основном на военную деятельность, на 90% состоит из внешних государственных заимствований. Внутренние заимствования менее распространены вследствие низкого социального уровня большинства населения, такие займы, тем не менее, случаются у представителей дворянства.

В СССР внешние займы распространены довольно слабо, приоритет у внутренних заимствований. Данный займ представляет собой предоставление гражданами своих сбережений государству на временной основе. К внешним займам стараются не прибегать, либо относить данной вид доходов к секретной информации, что обусловлено напряженными отношениями Советского Союза с большинством зарубежных стран. В современной России государственные займы также не являются чем-то чрезвычайным. Если говорить о соотношении займов, то внешние заимствования государства в разы больше чем внутренние. Если сделать вывод по размеру государственных заимствований, то наибольший процент займов в соотношении доходов выделяется в Российской империи. Вследствие этого выплата по государственным займам была даже внесена как отдельная статья в списке государственных расходов, являясь в нем одной из ключевых составляя в начале двадцатого века. Позже его доля уменьшилась с 17 до 12 процентов от общих расходов.

Таблица №12 Основные расходы Российской Империи, СССР и РФ в%.

Российская Империя (1913)

СССР (1955)

Российская Федерация (2012)

Вложения в государственные имущества и предприятия 33%

Народное хозяйство 43%

Социальная политика 30%

Бюджетные вложения в частный сектор 29%

Социально-культурные мероприятия 27%

Национальная экономика 16%

Военные расходы 29%

Оборона 17%

Национальная безопасность 15%


Также в Российской империи в силу реформаторской деятельности довольно развиты расходы на строения, вложение и развитие государственного имущества и предприятия. Данный расход подразумевает также и развитие социального сектора. Вообще расходы на социальную политику являются ключевыми для всех трех государств. В первую очередь это связанно с тем, что понятие социальных расходов довольно расплывчато и пункты, которые в них входят не имеют конкретного обозначения.

В целом основные статьи расходов трех государств весьма схожи как в содержательном, так и в процентном соотношении. Основными направлениями являются социальные, экономические расходы и расходы на оборону и безопасность. Наиболее большие расходы не только на оборону, но и на наращивание военной силы выделяются у Российской империи. Разумеется, это обусловлено первоочередной необходимостью в связи с высокой вероятностью военных действий. Именно в связи с этим данные затраты составляют порядком 30% от общей расходной части. Данный процент не представляется более низким - расходы Российской Федерации и СССР (во время, когда расходы в первую очередь были направлены на восстановление экономики страны) составляют не менее 15% общего числа расходов.

Следующей первоочередной статьей расходов выделяются расходы на поддержание экономического курса и экономической стабильности страны. Именно от экономической политики страны зависит более конкретное направление расходной части. «Народное хозяйство» или «национальная экономика» содержат в себе множество разнообразных отраслей экономики, включающих такие разнообразные направления как сельское хозяйство, промышленность, лесное хозяйство, энергетика, автомобилестроение. В СССР основной массив затрат на народное хозяйство представлял собой выгодное капиталовложение. Поддержка и финансирование экономического сектора, обеспечивающего население товарами и услугами, являло собой выгодный процесс в меру того, что народное хозяйство было монополизировано государством и представляло собой основную часть того самого централизованного чистого дохода государства. Бюджетные расходы на экономическую сферу в Российской Империи в данный период имело более конкретный характер. Кроме стандартных расходов были также затраты направленные на развитие частного сектора, что было обусловлено попытками развития капиталистических отношений.

Но основными расходами государств являлись затраты на содержание и развитие социальной сферы. Особое внимание уделялось социально-культурным мероприятиям в Советском Союзе. Расходы государство по данной статье равнялись около 30 процентов, при этом статьей не подразумевались затраты на просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и некоторые другие, являющиеся обособленной статьей расходов. Подобное деление сохранилось и в расходной структуре Российской Федерации. Немного другая ситуация складывалась в Российской империи. В расходной части отдельны были лишь расходы на сферу образования.

Кроме прочего в Российской империи бюджет государства полностью принадлежал императорской семье, находился в абсолютном ее распоряжении. Личные расходы семьи императора приравнивались к расходам государства, не имели отдельной расходной статьи.

Бюджетные системы исторических периодов также можно рассмотреть по их непротиворечивости принципам бюджетной системе Российской Федерации на современном этапе.

Таблица №13 Соответствие бюджетных систем принципам РФ

РФ

Российская Империя

СССР

Принцип единства

X

Принцип разграничения доходов и расходов

Принцип самостоятельности бюджетов

Принцип полноты отражения доходов и расходов

Принцип сбалансированности бюджета

X

Принцип эффективности и экономности

X

X

Принцип общего покрытия расходов бюджета

X

Принцип гласности

X

Принцип достоверности бюджета




Если рассмотреть соответствие бюджетной системы Российской Империи данным принципам, то можно говорить о том, что большинство принципов современности имели место в дореволюционной России. Тем не менее, можно считать, что некоторые принципы либо вовсе не соблюдаются, либо соблюдены не полностью. В частности нарушается один из важнейших принципов - принцип единства. В Российской империи не было системы единого бюджетного процесса, правовой базы, денежной системы, санкций. Данные критерии могли принципиально отличаться в зависимости от территориального расположения соответствующих областей и регионов. Также можно считать нарушенным и принцип сбалансированности бюджета. Это обусловлено в первую очередь существованием двойного бюджета. Чрезвычайный бюджет почти что не имел доходных средств, и практически полностью состоял из государственных займов. И если в обыкновенном бюджете наблюдалось равенство доходных и расходных статей, или иногда даже имелся профицит бюджета, то чрезвычайный бюджет мог сводить свои расходы лишь благодаря заемных средств. Из несогласия данному принципу не соблюдается и принцип общего покрытия расходов бюджета. Покрытие расходной части было возможно лишь благодаря тем же заемным средствам, которые нельзя считать постоянным источником доходов и финансирования. Кроме того можно говорить о частичном несоблюдении принципа эффективности и экономности. В первую очередь это связанно с высокой возможностью военных действий. Только на эту сферу постоянно тратилось незакрепленное количество средств, что подрывало стабильность проведения экономической политики государства. Подобная ситуация складывалась и в Советском Союзе. Расходы на одну первоочередную сферу деятельности могли быть неограниченны, что служило возможностью для создания дефицита бюджета. Абсолютно был нарушен в СССР принцип гласности. Бюджет страны не был подвержен обязательному опубликованию, что создавало возможность замены данных затраченных и расходных средств, создание информации о выполнении необходимых результатов. Но в целом в СССР принципы современной бюджетной системы были соблюдены многим более, чем в бюджетной системе Российской Империи.

Заключение

Среди бюджетных систем России на различных ее этапах нельзя выделить единственную однозначную систему, которая была бы наиболее эффективной независимо от времени. Все то, что могло усовершенствовать эффективность бюджетной системы РФ, в большинстве своем уже применено. При этом нельзя сказать, что от предыдущих систем было взято самое эффективное в них, от них было взято наиболее подходящее для современной России. Например, одними из ключевых элементов, взятых из бюджетной структуры СССР, стали структура бюджетной системы и консолидированный бюджет. При этом был абсолютно проигнорирован важнейший доход Советов - Централизованный чистый доход государства, из-за своей практической невозможности при капиталистическом устройстве нашей страны. Демократичность страны изменила отношение к гласности, которая практически отсутствовала в СССР. От Российской империи для бюджетной системы было взято несколько меньше, чем от СССР, в первую очередь из-за противоположно-построенного, унитарного строя в дореволюционной России. Стоит отметить постоянную мобильность предшествующих систем к активным военным действиям, благодаря чему существующие бюджетные планы и прогнозы постоянно подвергались изменениям и перераспределениям, что фактически отсутствует в современной России, что дает бюджетной системе РФ огромное преимущество в виде стабильности государственного бюджета.

В целом не представляется возможным выделить исключительное превосходство одной из систем. Каждая из бюджетных систем отвечала современным для нее требованиям, политическим курсам, направлениям преобразований общества. Если говорить о возможности применения опыта предыдущих образцов бюджетной системы для России современной, то ничего нового для успешного улучшения ее функционирования выделить невозможно.

Список литературы

1.   Романовский М. В, Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 576 стр.

2.       Мельников М.В. Бюджетная система России в XIX - начале XX века [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnaya-sistema-rossii-v-xix-nachale-xx-veka (дата обращения 05.10.2013 г.).

.        Проблемы истории экономического развития России. Ч. 1. IX век - первая половина XIX века: Учебное пособие [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://window.edu.ru/library/pdf2txt/117/38117/15915/page1 (дата обращения 07.10.2013 г.).

.        Кучеров И. Бюджетное право России. Курс лекций. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://bugabooks.com/book/23-byudzhetnoe-pravo-rossii/1-soderzhanie.html (дата обращения 07.10.2013 г.).

.        Перекресткова Л., Никифорова А. Институциональные особенности бюджетной системы России [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osobennosti-byudzhetnoy-sistemy-rossii (дата обращения 05.10.2013 г.).

.        Малкина Марина Юрьевна Эволюция институтов бюджетной системы в современной России [электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-institutov-byudzhetnoy-sistemy-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 05.10.2013 г.).

.        Бюджетный кодекс РФ

.        А.М. Годин, И.В. Подпорина Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2002 г. 276 стр.

Похожие работы на - Бюджетные системы Российской Империи, СССР и РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!