Конкурентоспособность предприятия, ее оценка и пути достижения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкурентоспособность предприятия, ее оценка и пути достижения















Конкурентоспособность предприятия, ее оценка и пути достижения

конкуренция конкретный стратегия

Введение

Актуальность проблемы конкуренции и конкурентоспособности предприятия заключается в том, что сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. Европейский союз уничтожает торговые барьеры между европейскими странами, в результате чего многие ранее защищенные от вторжения иностранных компаний рынки становятся нерегулируемыми.

Транснациональные корпорации очень настойчиво продвигаются на рынки Юго-Восточной Азии и создают глобальную конкуренцию. В результате у компаний нет другого выбора, как быть «конкурентоспособными». Им следует не меньше внимания уделять анализу и наблюдению своих целевых потребителей.

В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.

Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении - анализ конкурентов. Следующий шаг - разработка конкретных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед конкурентами.

Целью данной работы является:

1        Рассмотрение работы предприятия в условиях конкуренции;

2        Определение понятия конкурентоспособности предприятия;

          Изучение методов оценки конкурентоспособности предприятия;

          Рассмотрение внешних и внутренних факторов конкурентных преимуществ;

          Изучение конкурентных преимуществ конкретного предприятия.

Задачи, которые поставлены в этой работе следующие:

·   рассмотреть понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия;

·   изучить понятие конкурентное преимущество и факторы внешние и внутренние;

·   проанализировать конкурентоспособность конкретного предприятия и его конкурентные преимущества.

1. Конкурентная способность предприятия и его успех на рынке

.1 Работа предприятия в условиях конкуренции

С момента своего создания и в течение всей жизни любая промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции.

Переход Беларуси от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин «конкуренция» не применялась в советской экономике. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.

Вплоть до второй половины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечественными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров на внешних рынках. Однако реформы 90-х годов привели к перестройке всей экономической системы страны. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний - экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение центров управления экономическими явлениями с макро- на микроуровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор такого, который наиболее полно отвечает поставленным целям. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства.

В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. Именно поэтому повышение конкурентоспособности национальной промышленности является основным приоритетом развития экономики Беларуси.

Процесс достижения важнейших целей общества в условиях рыночной экономики отражается в рыночной стратегии компаний, в формулировании ими долговременных целей. При огромном различии управленческих подходов в системе долговременных целей можно выделить две группы показателей, которые обеспечивают решение основных задач, связанных с развитием фирмы. Показатели первой группы (доля компании на рынке, ее динамика, объем продаж и т.д.) в обобщенном виде отражают (хотя и косвенным образом) степень удовлетворения потребителей продукцией или услугами фирмы. Показатели второй группы (объем прибыли, норма прибыли, производительность труда и т.д.) отражают уровень эффективности производства данной фирмы.

Так, что же такое конкуренция и конкурентоспособность? Существует большое количество определений данных терминов. Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция, таблица 1.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц хозяйствования. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Таблица 1 - Определения термина конкуренция

Автор определения

Определение

Еферин В. П., Мотин В. В.[5]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Горбашко Е. А. [3]

Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

Макконнел К.Р., Брю С.Л. [12]

Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

Робинсон К. [8]

Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо.

Юданов А.Ю. [11]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Долинская М.Г., Соловьев И.А. [4]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Фатхутдинов Р.А. [9]

Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Фатхутдинов Р.А. [9]

Сост. хоз. субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.


Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.[3]

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах, рисунок 1.

Рисунок 1 - Виды конкуренции

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.[7]

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

1.2 Конкурентоспособность предприятия

Попробуем разобраться, что же такое конкурентоспособность предприятия. Наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации, таблица 2.

Таблица 2 - Определения конкурентоспособности организации

Автор определенияОпределение


Еферин В. П., Мотин В. В.[5]

Это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Горбашко Е. А. [3]

Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Макконнел К.Р., Брю С.Л. [12]

Возм. эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конк. рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

Фатхутдинов Р.А. [9]

Долинская М.Г., Соловьев И.А. [4]

Это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.


Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации - это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия.

Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок.

Таким образом, понятие конкурентоспособности трактуется в литературе весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность фирмы может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.

Наиболее значительными в 90-е годы были исследования М. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

М. Портер подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и национальной экономики страны. Он приходит к выводу, что конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынке во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы.[8]

Рассматривая такие факторы как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства, различия в практике управления фирмами и др., Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции.

Отвечая на этот вопрос, он исходит из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом.

Исходя из него можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности фирма должна постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

При этом конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы. Это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное, которое определяется как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.[2]

В целом все деловые стратегии сводятся к достижению конкурентного (стратегического) преимущества, которое должно быть таким, чтобы его можно было использовать как можно дольше. Функция конкурентного преимущества - обеспечение доходов, превышающих среднеотраслевой уровень, а также завоевание прочных позиций на рынке.

1.3 Оценка конкурентоспособности предприятия

Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами. При этом возникает несколько проблем:

1        Выбор базовых объектов сравнения, т. е. выбор фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами.

Такая фирма-лидер должна обладать определенными параметрами, чтобы такое сравнение было корректным. К таким параметрам относятся:

-          соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей,

-          удовлетворяемых с ее помощью;

-          соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

-          соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

2        Выбор критериев продуктивности использования ресурсов фирмы.

Продуктивность использования ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает фирма. Таким показателем обычно служит рентабельность производства. На начальных стадиях ЖЦ фирма может функционировать по принципу безубыточности или расширении доли рынка.

Рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в формировании благоприятного образа фирмы в глазах общественности и групп стратегического влияния.

Отсюда следует, что конкурентное преимущество как продуктивность использования ресурсов должна оцениваться за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические, а не тактические цели фирмы.

3        Возможность сканирования (слежения) рынка, особенно за пределами страны (сложность или практически полное отсутствие информации о деятельности конкурентов) [5].

При выработке конкурентной стратегии необходимо, с одной стороны, по возможности более полно представлять себе сильные и слабые стороны фирмы, ее позицию в отрасли, а с другой - структуру самой отрасли и национальной экономики в целом, которые влияют на соотношение сил, определяющих конкуренцию в этой отрасли и в стране.

Естественно, усиление только одного элемента стратегического потенциала не может существенно укрепить конкурентные позиции фирмы в отрасли. Для этого необходимо все взаимосвязанные элементы стратегического потенциала привести в соответствие с условиями внешней среды фирмы, что, в конечном счете, обеспечит большую степень конкурентного преимущества фирмы.

Отсюда следует, что одной из важнейших целей стратегического управления является рациональное распределение ограниченных ресурсов фирмы между элементами стратегического потенциала, т. е. необходимо определять куда выгоднее направлять ресурсы, чтобы обеспечить высокий уровень конкурентного преимущества. Таким образом, эффективная, с точки зрения маркетинга, конкурентная стратегия должна учитывать все рассмотренные выше факторы.[3]

Это значит, что для выживания в условиях рынка фирма должна:

формировать наиболее предпочтительную, с точки зрения своей результативности, структуру стратегического потенциала;

рационализировать обеспеченность элементов стратегического потенциала требуемыми ресурсами;

адаптироваться к условиям национальной экономики страны базирования.

При изучении конкурентоспособности продуктов необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие «атрибут» включает не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристики способа применения продукта и его пользователей. Например, марки пива, помимо их вкусовых характеристик, описываются также с точки зрения места их употребления (ресторан, пикник и т.п.) и потребителей (мужчины, женщины, спортсмены и т.п.).

Для составления полного списка атрибутов, что является достаточно сложной задачей, может использоваться так называемая решетка Келли [8]. Респондентам вначале дается пачка карточек, содержащих названия марок исследуемых товаров. Из этой пачки изымаются карточки с неизвестными для респондента марками. Из оставшихся карточек случайным образом выбираются три карточки. Респондента просят выбрать две наиболее знакомые ему марки и описать, чем они похожи друг на друга и чем они отличаются от третьей марки. Далее респондент ранжирует оставшиеся марки на основе выявленных им атрибутов. Для каждого респондента данные процедуры повторяются несколько раз. В одном из вариантов данного метода выбираются и сравниваются только две марки.

Использование данного метода в ряде случаев дает возможность выделить до нескольких сотен атрибутов, а как правило, их число превышает 40. Следующий шаг заключается в ликвидации излишних, дублирующих атрибутов. Такую работу, руководствуясь логикой и хорошим знанием исследуемого товара, проводят эксперты.

В ряде случаев выбор существенных атрибутов осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту, используя, скажем, шкалу Лайкерта. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов.

Следующей задачей после исключения излишних атрибутов является выявление из их числа наиболее значимых, определяющих в глазах потребителей конкурентную позицию товаров исследуемой группы и их выбор при покупке. Эти вопросы были рассмотрены в разделе об измерениях.

Далее с помощью выбранных атрибутов выявляются позиции товаров различных конкурентов (включая товары компании, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определить, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием. Оно может осуществляться как с помощью, так и без помощи атрибутных данных.

Вследствие недостатков вышерассмотренных подходов часто используется многомерное шкалирование, не требующее четкого выявления атрибутов, а определяющее сходство и различие исследуемых товаров по ним в целом. Например, потребителей на основе парного сравнения просят определить степень сходства каждой пары изучаемых товаров. В данном случае атрибуты в явном виде не используются. Затем исследуемые товары располагают в зависимости от степени их сходства в двух- или трехмерных координатах (строится карта восприятия). Например, в разделе о позиционировании товара приведены результаты изучения мнения потребителей корпорацией «Крайслер» относительно позиции марок легковых автомобилей. Было использовано два недостаточно четко определенных атрибута: консервативность - одухотворенность и представительность - практичность [8].

Чем ближе расположены друг к другу на карте восприятия оцениваемые товары, тем более схожими они являются и тем сильнее при прочих равных условиях они конкурируют. В другом варианте оценки конкурирующих моделей в качестве горизонтальной оси используется уровень престижа, а вертикальной - размер автомобиля.

К недостаткам данного подхода следует отнести отсутствие конкретности, так как атрибуты в явном виде не используются и трудно установить, например, какой смысл вкладывается в понятие «престиж».

Возможно параллельное использование двух подходов и сравнение полученных результатов.

При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм-конкурентов собираемую информацию целесообразно представить в виде таблицы. В качестве оценочных критериев в данном случае предлагается использовать следующие показатели (атрибуты) качества:

-          назначение продукта;

-          надежность;

-          экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов;

-          эргономические (удобство и простота в эксплуатации);

-          эстетические;

-          экологические;

-          безопасности;

-          патентно-правовые (патентные чистота и защита);

-          стандартизацию и унификацию;

-          технологичность ремонта;

-          транспортабельность;

-          вторичное использование или утилизацию (уничтожение);

-          послепродажное обслуживание.

Данные атрибуты выражают соответствие качества продукта уровню качества продуктов рыночных лидеров.

Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используются качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

В том случае, когда характеристики продуктов, конкурентоспособность которых определяется, измеряются количественно, может быть получена интегральная характеристика конкурентоспособности каждого продукта. Для этого «взвешиваются» отдельные характеристики продуктов (определяется их относительная важность), далее проводится измерение всех оцениваемых продуктов по каждой характеристике, а затем определяется для каждого продукта сумма произведений значений отдельных характеристик на их веса. Таким путем определяется относительная конкурентоспособность продуктов. Если имеется эталонный интегральный показатель качества продуктов определенной товарной группы, то сравнение с ним дает представление об уровне соответствия изучаемого продукта эталонным требованиям.

При сравнительной оценке эффективности маркетинговой деятельности фирм-конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование следующих критериев, которые целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга;[4]

Продукт - марка продукта, разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов, интегральный показатель уровня качества продукта (если интегральный показатель качества не выводится, то используются вышерассмотренные атрибуты качества), качество упаковки, уровень предпродажной подготовки, уровень послепродажного обслуживания, рыночная доля, скорость изменения объема продаж.

Цена - уровень цен, гибкость ценовой политики, назначение цен на новые товары

Доведение продукта до потребителя - объем реализации по разным каналам сбыта, численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов, уровень их квалификации, эффективность работы каналов сбыта (соотношение объема реализации с затратами по созданию и функционированию отдельных каналов сбыта), использование инструментов прямого маркетинга.

Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации):

Уровень рекламной деятельности (бюджет рекламной деятельности; виды рекламы; используемые СМИ; характеристика отдельных рекламных кампаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.).

Уровень и методы стимулирования сбыта (отдельно для работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей):

Использование персональной продажи (число привлекаемых торговых агентов, объем их продаж в общем объеме реализации, оплата и стимулирование их труда и т.п.)

Использование инструментов связей с общественностью (наличие специального подразделения или отдельных сотрудников, осуществляющих связи с общественностью, оплата и премирование их труда, используемые инструменты - презентации, пресс-релизы и т.п.)

Собираемую информацию удобно представить в виде таблицы.

.1 Внешние факторы

Таким образом, конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководителями организации [10].

Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли, и позиции данной организации в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно: 1. Появление новых конкурентов. 2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами. 3. Сила позиции поставщиков. 4. Сила позиции покупателей. 5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли, рисунок 2

Рисунок 2 - Концепция конкуренции

Портер М. определил список составляющих конкурентоспособности товара: В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже суть конкуренции выражается пятью силами:

угрозой появления новых конкурентов;

угрозой появления товаров или услуг - заменителей;

способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

способностью покупателей торговаться;

соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами.

Фатхутдинов Р.А. [9] пишет, что принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что эти отличия все же есть, и эти отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфичным «товаром». Конкурентоспособность определяется четырьмя интегральными показателями 1) качество товара; 2) его цена; 3) затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл; 4) качество сервиса, а также динамизм факторов. В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, таблица 3.

Таблица 3 - Перечень внешних факторов конкурентного преимущества товара

Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы

Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара

Уровень конкурентоспособности страны

С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара

Уровень конкурентоспособности отрасли


Уровень конкурентоспособности региона


Уровень конкурентоспособности организации выпускающей товар


Сила конкуренции на выходе системы

Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара

Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов


Сила конкуренции среди товаров-заменителей


Появление новых потребностей

Снижает конкурент. выпускаемого товара

Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой

Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность

Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, средств массовой информации и т.д.)

С повышением активности контактных аудиторий конкурен. товара повышается



2.2 Внутренние факторы

Достижение внутренних конкурентных преимуществ осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп:

1)       структурные, образуемые при проектировании организации;

2)       ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

)         технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

)         управленческие;

)         рыночные;

)         эффективности [11].

Конкурентное преимущество товара во многом зависит от внутренних факторов и направленности их влияния на конкурентоспособность, таблица 4.

Таблица 4 - Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара

Внутренние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системой

Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара

Пат. (новизна) кон. (структуры, состава) товара

С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность

Рациональность организационной и производственной структур системы

Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурен. товара

Конкурентоспособность персонала системы

Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара

Прогрессивность информационных технологий

С ув. удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурент. товара

Прогрес. тех. процессов и оборудования

С ув. удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурент. товара

Научный уровень системы управления (менеджмента)

С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара

Обоснованность миссии системы

Миссия сис. должна быть ориентированна на достижение конкур. системы и ее товаров


Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:

-          стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства);

-          поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации);

-          фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши) [1].

Рассмотрим данные стратегии более подробно.

Низкие издержки производства как вид конкурентных преимуществ[1].

Издержки никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в формировании стратегии ценообразования. Ценовые решения неизбежно привязаны к решениям об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками. Верно то, что готовность покупателей заплатить ту или иную сумму не зависит от издержек производителя, но верно также и то, что решение продавца о том, какие товары и в каком количестве производить, зависит именно от стоимости производства этих товаров. Фирмы, эффективно устанавливающие цену, решают, что производить и кому это продавать, путем сравнения цен, которые они могут назначить, с издержками, которые они могут взять на себя. Таким образом, получается, что издержки влияют на назначение цен. Фирмы с низкими издержками могут устанавливать низкие цены и продавать больше, так как это привлекает большее количество покупателей. С другой стороны, фирмы с высокими издержками для привлечения большого количества покупателей не могут позволить предлагать товары по более низкой цене, чем фирмы с низкими издержками. Поэтому они должны привлечь тех покупателей, которые готовы платить более высокую цену [2].

Таким образом, изменения в издержках вынуждают фирму изменять цены не потому, что это изменяет количество оплаченного товара, а потому, что это изменяет количество товаров, которые фирма может с выгодой предложить, и покупателей, которых она может с выгодой обслужить.

Из сказанного следует, что в процессе стратегического управления издержками производства первостепенное значение в настоящее время имеет не только и не столько анализ внутрифирменных факторов, сколько анализ процессов, влияющих на издержки, которые действуют за пределами фирмы, т.е. внешних факторов. К наиболее значимым из них относятся поставщики, потребители, конкуренты, посредники, правительственные и законодательные институты.

Контроль затрат - это неотъемлемая функция управления любой успешно действующей компании. Этот процесс должен быть непрерывным, поскольку все те, кто связан с компанией, не без оснований заинтересованы в том, чтобы определенные издержки росли. Сотрудники хотели бы, чтобы увеличивалось число работников в их отделах или их счета расходов контролировались с меньшей тщательностью. Поставщики полагают, что оказываемые ими услуги оправдывают немного более высокую цену и что покупатели должны быть более сговорчивыми при планировании графиков поставок и управлении запасами. Однако только контроль издержек как таковой редко способен приносить конкурентные преимущества в издержках в течение очень долгого времени. Хотя политика тугого затягивания поясов может приносить временные преимущества в затратах, эти преимущества скоро оказываются утраченными в связи с падением морального настроя сотрудников и доброй воли поставщиков или из-за товаров-имитаторов, выпускаемых конкурентами. Устойчивые преимущества в издержках достигаются не за счет постоянного затягивания поясов, а за счет эффективного использования ресурсов [5].

Существуют три разных способа, используя которые компания может сократить свои затраты на единицу продукции благодаря эффективной организации своих внутренних операций: экономия за счет ассортимента, за счет масштаба и за счет накопленного опыта.

Экономия за счет масштаба. Масштаб - это размер фирмы, измеряемый как ее долговременный устойчивый уровень выпуска. Практически в любом виде работ, начиная от закупок и заканчивая производством, продвижением и сбытом, существует тенденция к снижению величины затрат по мере роста объемов производства. Существует целый ряд предпосылок использования экономии за счет масштаба:

-          рост масштабов позволяет отдельным работникам трудиться над решением более специализированных задач, повышая свой профессионализм и снижая потери времени при переходе от одной задачи к другой;

-          дополнительные постоянные издержки, связанные, например, с разработкой продукции, ниже из расчета на единицу продукции, если их можно разделить на большее количество таких единиц;

-          более эффективные производственные процессы (например, сборочные конвейеры) оправданы только при больших масштабах производства;

-          возможно возведение более крупных объектов капитального оборудования, при котором затраты растут не в прямой пропорции, а медленнее.

Экономия за счет накопленного опыта. Экономия за счет опыта - это сокращение издержек, которое возникает с ростом кумулятивных объемов производства, что отличает ее от экономии за счет масштаба, зависящей от текущего объема производства. Старая и молодая компании в том или ином году могут иметь одинаковые объемы производства, добиваясь одинаковой экономии за счет масштаба. Однако более старая компания с более высоким кумулятивным объемом выпуска за предшествующие годы может иметь более низкие издержки благодаря большей экономии за счет накопленного опыта. Экономия на издержках за счет накопленного опыта строится на обучении в процессе деятельности: чем больше компания производит, тем больше она узнает о том, как сделать производство эффективным. Согласно исследованиям Бостонской консультационной группы (BCG), экономия на затратах за счет накопленного опыта затрагивает не только стоимость рабочей силы, но и стоимость капитала, управления, исследований и маркетинга. Консультанты BCG утверждают, что эффект накопления опыта проявляется не только в высокотехнологичном производстве, но и в сфере услуг, и производстве простых потребительских товаров (например, маргарина и пива).

Стратегия управления издержками, включающая в себя учет многообразных экономических связей фирмы, позволяет ей адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям и добиваться ощутимых конкурентных преимуществ [5].

Рассмотрим дифференциацию продукции как способ получения конкурентного преимущества Дифференциация - это способность обеспечить компанию уникальной и большей стоимостью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции. Производитель, с успехом применяющий принцип дифференциации, тщательно изучает поведение и потребности покупателей с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков. После этого компания дифференцирует свою продукцию согласно одного или, может быть, нескольких признаков, стимулируя тем самым предпочтение покупателей к предполагаемой компанией продукции. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять потребности покупателей, отдающих предпочтение тому или иному признаку выпускаемой продукции.

Успешно проведенная дифференциация позволяет фирме:

-          устанавливать премиальную наценку на свою продукцию;

-          продавать больший объем продукции (поскольку привлекается дополнительное число покупателей);

-          сделать торговую марку фирмы более популярной среди покупателей (поскольку некоторое число покупателей сильно привязывается к дифференцирующим признакам).

Дифференциация выступает в качестве амортизатора стратегий конкурирующих фирм, потому что покупатели привязываются к торговой марке или модели и согласны платить немного больше (а иногда, значительно больше!) за полюбившуюся продукцию. Кроме того, с успехом проведенная дифференциация:

) создает входные барьеры в виде привязанности покупателей к уникальному характеру производимой продукции, которые новичкам очень трудно преодолеть;

) ослабляет покупательную способность крупных клиентов, поскольку продукция альтернативных продавцов менее привлекательна для них;

) ставит фирму в более выгодную позицию при отражении атак со стороны производителей товаров-заменителей, так как покупатели отдают предпочтение марке фирмы.

Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются стратегии, имитация которых конкурентами требует значительных затрат времени и средств. Здесь большую роль играет наличие исключительного совершенства.

Обычно фирма выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены и уникальное предложение. Она может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при обслуживании рынка, который может не удовлетворяться и не покрываться деятельностью конкурентов, т.е. представлять собой в определенном смысле «рыночное окно» [5].

Концентрирование начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными требованиями и предпочтениями покупателей. Она может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям нечто отличное от продукции конкурентов. Успех стратегии концентрирования, основанной на сниженных издержках, зависит от наличия целевого сегмента рынка, потребности которого можно удовлетворить с меньшими затратами по сравнению с остальной частью рынка. Успех стратегии концентрирования, основанной на дифференцировании, зависит от наличия целевого сегмента рынка, требующего, чтобы продукция обладала какими-то особыми качествами.

Стратегия концентрирования очень широко применяется для существенного снижения затрат. Выгодно снизить затраты, применяя стратегию концентрирования, удается в случае, если фирма находит пути значительного снижения затрат, ограничивая свою клиентскую базу строго определенным сегментом покупателей.

Применение особых методов концентрирования при обслуживании целевой рыночной ниши является основой защиты от пяти конкурирующих сил. Конкуренты не обладают равными возможностями обслуживания целевой клиентуры фирмы, применяющей стратегию концентрирования. Особые приемы фирмы, применяющей стратегию концентрирования, дают ей преимущество в конкуренции, препятствующее внедрению в ее рыночную нишу. Ее особые приемы являются также препятствием для тех, кто желает заменить ее. В какой-то степени не заключение деловых сделок влиятельными клиентами зависит от их нежелания иметь дело с фирмами, обладающими меньшими возможностями для удовлетворения их нужд [6].

Концентрирование действует хорошо, если:

-          обслуживание целевой рыночной ниши требует значительных затрат и усилий от большой массы конкурентов;

-          когда ни один конкурент не пытается специализироваться в обслуживании той же самой целевой рыночной ниши;

-          когда ресурсы фирмы не позволяют ей успешно обслуживать обширный сегмент рынка;

-          когда промышленные отрасли (сегменты) имеют большие различия в размерах, уровне развития, доходности и интенсивности пяти конкурирующих сил, делающих некоторые сегменты более притягательными, чем другие.

3. Оценка конкурентных преимуществ предприятия

.1 Анализ конкурентного преимущества ОАО «Бобруйскагромаш»

Открытое акционерное общество «Бобруйскагромаш» специализируется на выпуске комплекса машин для транспортировки и внесения твердых и жидких органических удобрений, машин для внесения минеральных удобрений, комплекса машин для механизированной заготовки и раздачи грубых кормов, машин для уборки льна. Всего изготавливается более 50 наименований машин и агрегатов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

ОАО «Бобруйскагромаш» работает на рынке сельскохозяйственной техники более 35 лет. За этот период предприятие приобрело огромный опыт в сфере производства и реализации техники для аграрного комплекса, что позволило достичь высокого качества выпускаемой продукции при относительно невысокой себестоимости и завоевать свою нишу в данном сегменте рынка.

Основными потребителями техники производства ОАО «Бобруйскагромаш» и запасных частей к ней являются сельскохозяйственные предприятия РБ, коллективные и фермерские хозяйства РФ, агроснабы и базы материально-технического снабжения областей и регионов, дилерские центры.

В настоящее время основной объем производимой техники поставляется в Республику Беларусь и Российскую Федерацию, однако в последние годы значительно увеличились объемы поставки техники и в другие страны СНГ, в первую очередь, это касается поставок в Казахстан и Украину. Осуществляются поставки и в другие страны ближнего и дальнего зарубежья.

Основными видами продукции ОАО «Бобруйскагромаш» являются следующие:

пресс-сборщики,

прицепы,

разбрасыватели.

Предприятие располагает продукцией, которая по показателям функционального назначения находится на уровне, а по некоторым изделиям превосходит зарубежные аналоги. По ряду показателей, связанных с надежностью, долговечностью, обслуживанием, которые существенно влияют на конкурентоспособность, изделия предприятия уступают аналогам. В связи с этим, конкурентное преимущество завода, связанное с более низкой ценой продаж изделий, сглаживается за счет высоких затрат, возникающих в процессе эксплуатации, т.е. за счет высокой цены потребления. Поэтому представляется, что основные пути повышения конкурентного преимущества продукции ОАО «Бобруйскагромаш» связаны с:

Техническим перевооружением предприятия;

Повышением качества выпускаемых товаров;

Дальнейшей оптимизацией управления предприятием;

Снижением себестоимости выпускаемой продукции;

Продолжением работы по созданию развитой сети дилерских центров, способных осуществлять качественный технический сервис реализуемой техники производства предприятия.

К положительной стороне заводов-конкурентов следует отнести: приближенность к своим потребителям, более низкие транспортные расходы, наличие в регионах металлургических производств и, следовательно, более низкие цены на выпускаемую технику.

Отрицательными тенденциями является сложность выпускаемых машин и снижение объемов выпуска заводов-изготовителей в РФ и на Украине.

Основными причинами потери конкурентного преимущества является эстетическое оформление продукции, цена, географическое расположение своих производителей, а соответственно более низкие транспортные затраты и большие затраты времени на оформление таможенных документов.

Основные конкуренты на рынке Республики Беларусь и стран СНГ в области производства техники номенклатуры ОАО «Бобруйскагромаш» располагаются на территории Российской Федерации. По группам товаров группам товаров их можно разделить следующим образом: ОАО «Бежецксельмаш» в группе пресс-подборщиков, ПО «Гомсельмаш» в группе прицепов и ОАО «Запагромаш» в группе разбрасывателей.

В таблице 5 представлена оценка конкурентного преимущества ОАО «Бобруйскагромаш» относительно конкурентов. Здесь указаны основные факторы, определяющие успех на рынке, и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значение факторов. Каждая переменная получает оценку от 0 до 5 баллов.

- наиболее слабые позиции по данному параметру конкурентного преимущества;

- доминирующее положение на рынке.

Общий итог таблицы (сумма баллов) показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке.

Из приведенных данных видно, что лидирующее положение занимает ОАО «Бежецксельмаш», а позиции белорусских производителей почти одинаковы и значительно уступают лидеру.

Просуммировав значения оценок по основным факторам и сопоставив эти данные с общим итогом, можно выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать конкурентоспособность.

Таблица 5 - Оценка конкурентоспособности ОАО «Бобруйскагромаш» относительно конкурентов

Факторы конкурентного преимущества

ОАО «Бобруйскагромаш»

ООО «Запагромаш»

ПО «Гомсельмаш»

ОАО «Бежецк.»

Продукт





Качество

3

4

3

5

Технические параметры

4

4

4

5

Право замены изделий

5

5

5

Стиль

4

4

4

5

Престиж торговой марки

2

2

2

5

Габариты

4

5

4

4

Гарантийный срок

4

4

4

4

Надежность

3

4

4

5

Срок службы

3

4

3

4

Цена

4

3

5

3

Формы сбыта





- торговые представители

4

4

4

5

- оптовые посредники

4

4

4

4

- дилеры

3

4

3

5

Степень охвата рынка

2

3

2

5


Так, в нашем случае ОАО «Бобруйскагромаш» следовало бы обратить внимание и принять соответствующие меры по снижению цены и повышению надежности сельскохозяйственной техники. Итоговая балльная оценка конкурентоспособности представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Балльная оценка конкурентоспособности

Главным направлением развития стратегии в области конкуренции для завода является восстановление позиций на рынках России, Украины и других стран СНГ. Наиболее приоритетным из них признается рынок России. По данным Минсельхозпрода РФ обеспеченность аграрного сектора России сельскохозяйственными орудиями составляет 67 %. В настоящее время парк основных видов сельскохозяйственной техники не превышает 45-65 % от нормативного.

Основными направлениями в конкурентной борьбе являются:

-          снижение себестоимости продукции, что приведет к снижению продажной цены и увеличению объемов реализации;

-          повышение качества выпускаемой продукции;

-          создание новых машин;

-          введение конструктивных и технологических новшеств в с/х машины;

-          создание совместных производств по ремонту, техническому и сервисному обслуживанию.

Проведем анализ по ОАО «Бобруйскагромаш» в целом с учетом всех сильных, нейтральных и слабых сторон организации на основе SNW-анализа, для этого необходимо заполнить таблицу 6. Каждая позиция оценивается по 100 -балльной шкале (слабая - 0-33 балла, нейтральная - 34-66 баллов, сильная - 67-100 баллов). SNW-анализ внутренней среды ОАО «Бобруйскагромаш» проводился методом экспертных оценок, экспертами выступал руководящий состав предприятия и акционеры общества.

№ п/п

Наименование стратегической позиции

Количественная оценка

Отклонение от 100 баллов



Сильная (67-100)

Нейтральная (34-66)

Слабая (0-33)


1

2

3

4

5

6

1

Стратегия организации


35


65

2

Бизнес-стратегии (в целом), в том числе:


56


44


Бизнес 1. производство пресс-сборщиков


43


57


Бизнес 2. прицепов

70



30


Бизнес 3. производство разбрасывателей



27

73

3

Организационная структура


60


40

4

Общее финансовое положение

70



30

5

Конкурентоспособность продукции


60


40

6

Структура затрат



30

70

7

Эффективность системы реализации продукта


50


50

8

Использование информационных технологий


60


40


По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

Общая стратегия организации оценивается как нейтральная (35 баллов). В настоящий момент у предприятия отсутствует четкая стратегия. Деятельность организации осуществляется на основе текущих договоров, имеющих, как правило, единовременный характер. Для достижения долгосрочной цели предприятия необходимо совершенствовать как внутреннюю структуру организации, так и увеличивать конкурентоспособность продукции.

Бизнес-стратегии производства оцениваются как нейтральные (56 баллов). Для улучшения положения ОАО «Бобруйскагромаш» необходимо искать поставщиков сырья и материалов для производства, предлагающих умеренные цены (благодаря этому предприятие сможет снизить стоимость продукции и увеличить конкурентоспособность). Также можно рекомендовать внедрение новых технологий, повышение квалификации персонала в данной области.

Организационная структура предприятия на данном этапе развития бизнеса оценивается как нейтральная (60 баллов) и отвечающая задачам, стоящим перед предприятием в настоящий момент.

Общее финансовое положение предприятия на рассматриваемом этапе можно оценить как сильное (70 баллов). Это подтверждается увеличением объемов продаж.

Конкурентоспособность продукции оценивается как нейтральная. Предприятие увеличивает ассортимент, стремится снижать цены (где это возможно), использует современные материалы для производства. Однако остаются проблемы с некоторыми видами продукции.

Структура затрат оценивается как слабая (30 баллов). Это можно объяснить затратоемкостью производства, высокой стоимостью сырья и материалов.

Эффективность системы реализации продукции оценивается как нейтральная (50 баллов). В целом система сбыта предприятия удовлетворительна и покрывает издержки на данном этапе. Однако на предприятии неустойчивая служба маркетинга, аналитические и исследовательский работы конкурентов носят непостоянный характер. Предприятие не уделяет должного внимания рекламе продукции фирмы. Предприятие не регулярно изучает тенденции рынка, не может построить эффективную систему продвижения.

Использование информационных технологий оценивается как нейтральное (60 баллов). На предприятии применяются информационные технологии, имеется собственная информационная база, активно используются Интернет-технологии. Для совершенствования информационной системы предприятия можно рекомендовать внедрение единой корпоративной информационной системы, которая будет позволять более слаженно работать всем отделам предприятия, улучшит контроль над производством со стороны руководства.

Качество материальной базы предприятии оценивается как слабое (30 баллов). Это можно объяснить устареванием оборудования, применяемым ОАО «Бобруйскагромаш». Основные фонды предприятия не обновлялись, рабочие вынуждены работать в неудовлетворительных условиях, что снижает конкурентоспособность продукции. Профессионализм ключевых специалистов можно оценить как нейтральный (65 баллов), но ближе к сильному. Это также объясняется долгим опытом работы предприятия на рынке.

Уровень маркетинга оценивается как нейтральный (55 баллов). Это можно объяснить тем, что отдел маркетинга и функционирует не в полную силу.

Уровень менеджмента оценивается как нейтральный (50 баллов). Несмотря на то, что высшее руководство предприятия достаточно квалифицированно и имеет большой опыт работы на рынке, проблемы предприятия характеризуют недостаточную эффективность менеджмента и общей системы управления ОАО «Бобруйскагромаш».

Известность товарного знака ОАО «Бобруйскагромаш» можно оценить нейтрально (40 баллов), но ближе к слабому. С нейтральной стороны это объясняться большим опытом работы на рынке. Слабая оценка связана с малой узнаваемостью товарного знака за пределами Республики. На данную позицию отрицательным образом влияет слабая работа отдела маркетинга.

Общая корпоративная культура также оценивается как нейтральная (45 баллов).

3.2 Рекомендации по совершенствованию конкурентного преимущества ОАО «Бобруйскагромаш»

Дадим рекомендации по совершенствованию конкурентных преимуществ ОАО «Бобруйскагромаш» с точки зрения комплекса маркетинг микс. Элементы, составляющие маркетинг микс - тактический инструментарий маркетинга. Также они известны под обозначением «4P»: Product - продукт или товар, Price - цена, Place - место (место продажи или канал сбыта), Promotion - продвижение.

Цена микс - включающая цены, скидки, контракты с посредниками и др.

Распределение микс - включает политику, распределение продукции и др.

Продвижение микс - включает рекламу, стимулирование сбыта и др.

С точки зрения данного комплекса для повышения конкурентного преимущества ОАО «Бобруйскагромаш» можно дать следующие рекомендации:

Продукции необходимо превышение самых жестких регламентационных барьеров или стандартов качества. Некоторые местности являющиеся потребителями изделий предприятия могут предъявлять особо жесткие требования к качеству изделия, допустимым пределам загрязнения, уровню шума и т.д. На ранних этапах пойти по пути совершенствования изделий и процессов. Более старые и упрощенные модели можно продавать в других местах;

Необходимо иметь самых передовых и осуществляющих международный бизнес посредников, базирующихся в данной стране. Посредники, которые сами обладают преимуществом, могут регулировать ценовую политику, использовать различные скидки и акции. Обладать глубоким пониманием дела, достигаемым в результате деятельности за рубежом, подталкивают предприятие к улучшениям и совершенствованию, а также поделятся знаниями и окажут помощь в достижении этого;

Продавать продукцию тем покупателям, и через те каналы сбыта, которые предъявляют наиболее высокие требования. Некоторые покупатели стимулируют скорейшее усовершенствование, поскольку они обладают знаниями и ожидают товар с наилучшими характеристиками они установят тот стандарт, на который будет равняться предприятие, и станут источником наиболее ценной обратной связи. Знающие и требовательные покупатели и посредники не обязательно должны являться единственными клиентами завода, и исключительное фокусирование на них может без нужды уменьшить прибыльность в дальней перспективе. Однако, обслуживание группы таких покупателей, выбранных из-за того, что их потребности ставят сложные задачи перед принятым предприятием подходом к конкуренции, должно быть неотъемлемой частью стратегии, связанной с повышением конкурентоспособности продукции. Покупатели, которым приходится иметь дело с наиболее трудными операционными требованиями (такими, как климат потребности в обслуживании или длительности работы), которые сталкиваются с неблагоприятным уровнем стоимости факторов в своем деле, создающим необычно сильный стимул к получению высокой отдачи от изделий и которые испытывают особенно жесткую конкуренцию или ведут конкуренцию на основе стратегий, предъявляющих особенно суровые требования к изделию или услугам предприятия,- это те покупатели, которые представляют в своем лице источник давления для повышения качества изделий и услуг. Таких покупателей нужно выделять. Они могут стать частью программы предприятия в области НИОКР;

4 Применять современные средства продвижения продукции. Использовать возможности рекламы продукции в сети Интернет, включающая: рассылку рекламы потенциальным клиентам и партнерам с тематическими новостями, на которые они подписаны, по электронной почте.

Похожие работы на - Конкурентоспособность предприятия, ее оценка и пути достижения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!