Изучение проблем и структуры безработицы в Российской Федерации, Республике Бурятии и в федеральных округах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    186,65 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение проблем и структуры безработицы в Российской Федерации, Республике Бурятии и в федеральных округах

Оглавление

Введение

Глава 1. Безработица и ее история

.1 Понятия безработицы

.2 Виды безработицы

.3 Региональная специфика безработицы

Глава 2. Экономическо-статистический анализ безработицы в стране

.1 Анализ безработицы в России

.2 Анализ безработицы в федеральных округах

.3 Анализ безработицы в Бурятии

Глава 3. Регулирование безработицы в Российской Федерации и Республики Бурятия

.1 Основные пути регулирования безработицы

.2 Меры по сокращению безработицы в Российской Федерации

.3 Меры регулирования безработицы в Республике Бурятия

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы: не вызывает сомнений так как уровень безработицы в России сейчас очень высок. Продолжение кризисных явлений в российской экономике неизбежно будет вести к превращению скрытой безработицы в открытую. В результате официальный уровень безработицы будет повышаться. По оценкам специалистов, в ближайшие годы он может возрасти до 15-20 %.

Такой рост, по мнению экспертов, обусловлен количественным ростом показателя доли жителей страны, у которых близкие люди недавно потеряли свою работу. И напротив, наметилось сокращение показателя количества граждан не имеющих таких близких. Причем такой показатель остается достаточно высоким среди жителей небольших городов и сел.

Как показывают опросы, безработицу обсуждают 52% жителей страны, в прошлом году такой показатель составлял 53%. Среди них 39% опрошенных сами участвуют в таких обсуждениях, а оставшиеся 13%, слышат обсуждения в своем окружении. Подавляющее большинство граждан говорящих о безработице, это жители села. 46% опрошенных заявили, что не слышат и не говорят о безработице. Опрос произведен данным Центром в июне месяце текущего года, и затронул более полторы тысячи человек в 130 населенных пунктах России. Как заявляют специалисты статистическая погрешность данного опроса менее 3%.

Такие индексы четко обозначили актуальность для России вопроса безработицы. Высокие индексы опроса отражают актуальность этого вопроса для опрошенных жителей страны. Так же особенностью безработицы в России состоит в том, что по-прежнему существует скрытая безработица, не учитывались и не учитываются в настоящий момент особенности рынка труда на региональном уровне, не созданы условия для нормального функционирования рынка труда в стране в целом, актуальной остаётся проблема потери классифицированных кадров.

Объектами данной работы являются РФ, Бурятия, и федеральные округа.

Целью этой курсовой работы является рассмотрения ситуации безработицы в РФ, а также в Федеральных округах и в Республике Бурятии. Для достижения этой цели, требуется решить некоторые задачи:

По теоретической части выявить особенности:

·        сущности и причин безработицы;

·        виды безработицы;

·        региональной специфики безработицы;

По аналитической части провести анализ:

·        безработицы в России, в федеральных округах, и в Бурятии;

·        рассмотреть меры по сокращению безработицы в выбранных объектах.

Структура работы: работа состоит из титульного листа, оглавления из введения, трёх глав, в каждой из которой по три раздела, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе изучается теоретическая основа безработицы её понятия и виды, для того чтобы рассмотреть безработицу в Российской Федерации и в Республике Бурятия. Так же рассматривается специфика региональной безработицы.

Во второй главе проводится экономический анализ вех трёх объектов. Изучения проблем и структуры безработицы в Российской Федерации, Республики Бурятии, и в федеральных округах.

И последняя глава заключается в том, что бы рассмотреть меры применяемые государством для регулирования безработицы в России и Бурятии.

В заключении переставлены выводы по всем трем главам.

Глава 1. Безработица и её история

1.1     Понятия безработицы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения страны, желающего трудиться, не может найти подходящую работу. Это резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не является занятым, но ищет работу и готов приступить к ней. Занятый - это индивид, работающий не менее одного часа в неделю и получающий денежное вознаграждение, или неоплачиваемый работник в семейной фирме, работающий не менее 15 часов в неделю. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно.

Причины безработицы. В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.

Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж. М. Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит, А.Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обусловливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего - на инвестиционные товары.

Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так, например, Ф. Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую ты проводили в течение последних двадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнения Ф. Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один - прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.

Монетаристы во главе с М. Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы, к которой они относят так называемую фрикционную безработицу (охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы); структурную, вызванную изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производственных процессов, так как исчезновения одних производств (отраслей) сопровождается бурным ростом других. Проблема лишь в том, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда. Концепция «естественной безработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в том числе и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы выше естественного уровня, - недостаточность совокупного спроса или регулирующая политика государства, нарушающая «естественный» механизм формирования занятости и заработной платы на рынке труда.

Таким образом, западные экономисты признают, что безработица - неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда. Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

1.2     Виды безработицы

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Каждый из существующих видов безработицы порождается своими причинами.

Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя из месяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше.

В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях по производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица. Избежать структурной безработицы невозможно. Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности.

Циклическая безработица вызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места, на тот период пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая, тем самым общий уровень безработицы.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

Добровольная безработица - это безработица связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

Вынужденная безработица возникает вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением.

Застойная безработица - эта форма безработицы, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

.3 Региональная специфика безработицы

Процесс формирования российского рынка труда имеет отчетливо выраженную региональную специфику. Огромные масштабы страны, ярко проявляющаяся территориальная дифференциация безработицы, рост в регионах официальной и скрытой безработицы трудоспособного населения, увеличение масштабов нелегальной занятости населения и его мобильности превращают решение задач региональной политики на рынке труда в острую проблему.

Региональный рынок труда является сложным явлением, развивающимся в результате происходящих в обществе социально-экономических процессов. При этом успешное функционирование регионального рынка труда возможно только при наличии достаточного количества трудовых ресурсов определенного качественного состава. Обеспеченность региона трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеет огромное значение для эффективной деятельности предприятий различных форм собственности.

Трудовые ресурсы находятся в постоянном движении: профессиональном, квалификационном, территориальном, одним из видов которого является трудовая миграция населения.

Трудовая миграция играет важную роль в формировании рынка труда регионов. Низкий естественный прирост и тенденция к демографическому старению населения, его эмиграция, преимущественно в трудоспособном возрасте, привели к дефициту рабочей силы, а отток трудоспособного населения из сельской местности - к дисбалансу трудовых ресурсов между городом и селом.

Негативные последствия социально-экономических преобразований привели в регионах Российской Федерации к развитию противоположных по своей направленности миграционных процессов, которые отразились на эффективности использования трудовых ресурсов. Перераспределение трудовых ресурсов, когда в одних регионах наблюдается их избыток, а в других дефицит, оказывает мощное воздействие на социально-экономическое развитие.

Из-за оттока населения трудоспособных возрастов, предприятия сталкиваются с проблемой дефицита трудовых ресурсов, как в количественном, так и в качественном отношении, но, в то же время, трудовые перемещения не решают проблему безработицы.

В стране в целом и отдельных регионах не учитываются реальные потребности рынка труда и возможности социальной инфраструктуры, растет социальная напряженность. Сами трудовые мигранты не имеют регистрации, их права нарушаются, они подвергаются эксплуатации со стороны некоторых работодателей. [3].

Поэтому важным приоритетом в этом направлении должно стать формирование четкой, прозрачной и понятной мигрантам и работодателям процедуры привлечения временных трудовых мигрантов в страну, его реальное облегчение, сокращение времени и затрат российских работодателей для получения необходимого количества временных трудовых мигрантов в качестве легальной рабочей силы. Миграционная политика в данной сфере требует научного обоснования и совершенствования.

Глава 2. Экономическо-статистический анализ безработицы в стране

.1 Анализ безработицы в России

безработица экономический федеральный статистический

Безработица в России: ретроспектива. Если рассматривать изменения безработицы в перспективе последних лет, то число неработающих людей скорее падает, чем растет. Если по данным Росстата в 2003 году безработными были 6,2 миллиона человек, то в 2010-м их число составляло уже 5,6 миллионов. Однако в относительном выражении картина несколько иная. До 2007 года шло снижение уровня безработицы (в 2003 г. 8,6%, в 2007 г. 6,3%), после чего начался рост. В результате, в 2008 году уровень безработицы увеличился до 6,5%, а в 2009-м, в расцвет экономического кризиса, - до 8,6%.

Почему наблюдается такое противоречие? Ответ на поверхности: население России последние несколько лет снижается, как следствие, снижается и общее число трудоспособных людей, в том числе и нигде не занятых.

Начиная с 2010 года уровень безработицы в России опять начал снижаться. Эксперты отмечают, что определенную роль в этом сыграло принятие в 2009 году региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. При этом ключевой проблемой российского рынка труда по-прежнему является несоответствие спроса и предложения. Система образования продолжает перепроизводство юристов, экономистов и специалистов-гуманитариев, в то время как экономика нуждается в высококвалифицированных рабочих, инженерах и прочих технических специальностях.

Если взглянуть на проблему безработицы в региональном разрезе, то традиционно наиболее высока ее доля в Северо-Кавказском федеральном округе: последнее десятилетие уровень безработицы колеблется здесь в диапазоне 17%-23%. Относительно высока (в районе 10%) доля безработицы в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Однако тенденция к снижению прослеживается и здесь: в обоих регионах по итогам 2010-го года уровень безработицы составил 8,7%.

Наиболее низкие показатели безработицы в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Минимальный за последнее десятилетие уровень безработицы в этих регионах был зарегистрирован в 2007-м году: 3,1% и 4,2% соответственно. После этого показатели несколько выросли, однако уже в 2009-м году опять наметилась тенденция к снижению.

Безработица в 2011 году. По данным Росстата, в 2011 году доля безработных в России составила 6,6% от числа экономически активных граждан. Это на 0,9% ниже, чем в 2010 году. В абсолютном выражении число безработных в стране в 2011 году составило около 5 млн. против 5,6 млн. человек годом ранее. Таким образом, по уровню безработицы Россия вышла на докризисный уровень.

При этом в годовом отчете Росстата отмечается, что рост вакансий в 2011 году составил 18,2%. Самый значительный прирост произошел в Приволжском федеральном округе - 36%, за ним следуют Сибирский и Уральский округа. Лидерами по приросту стали Ингушетия (291%), Чувашия(250%) и Северная Осетия (228%). Минимальный показатель зарегистрирован на Дальнем Востоке - 5,1%.

Тем не менее, наиболее свежие статистические данные по итогам трех месяцев с октября 2011 до января 2012 года свидетельствуют, что несмотря на сохранение относительно невысокого уровня безработицы в регионах, отдельные из них находятся в сложной ситуации. Так, наиболее высокий уровень безработицы МОТ зафиксировала в Ингушетии (49,1%), Чеченской Республике (36,3%) и Республике Тыва (24,2%).

Самый низкий уровень безработицы был зарегистрирован в Москве и Санкт-Петербурге - 1,0% и 1,4% соответственно, а также в Ленинградской области - 3,1%. Уровень безработицы высок не только в России, но и в Европе, и там тенденций к снижению, в отличие от России, пока не наблюдается. Например, самая высокая в еврозоне безработица сейчас наблюдается в Испании - более 23%, что равнозначно российской Республике Тыва. Безработица в Португалии и Ирландии вполне сопоставима с Калмыкией (около 15%), в Польше и Франции - с Якутией (около 10%), а в Италии - с Омской областью (9%). С другой стороны, там совершенно другой уровень пособий по безработице, куда более развитые социальные и экономические институты и более эффективно работающее правительство.

Безработица в 2012году. Численность безработных в России в декабре 2012г. составила, по предварительным данным, 4 млн человек, или 5,3% численности экономически активного населения. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). По сравнению с ноябрем 2012г. количество безработных снизилось на 2,1%, а по сравнению с декабрем 2011г. - на 13,8%.

Численность экономически активного населения в декабре 2012г. составила 75,3 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны. При этом численность официально зарегистрированных безработных в декабре 2012г. выросла по сравнению с ноябрем 2012г. на 4,7% и достигла 1,065 млн человек. По сравнению с декабрем 2011г. этот показатель снизился на 17,2%.

В 2012г. было зафиксировано 6 забастовок, в которых приняли участие 503 человека, потери рабочего времени составили 2 тыс. 408 человеко-дней. Безработица в 2013 году.

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

·              январь: 6.0%;

·              февраль: 5.8%;

·              март: 5.7%;

·              апрель: 5.6%

·              май: 5.2%;

·              июнь: 5.4%;

·              июль: 5.3%;

·              август: 5.2%;

·              сентябрь: 5.2%*;

·              октябрь: 5.3%*;

·              ноябрь: 5.4%*;

·              декабрь: 5.7%*;

Квартал

Циклическая безработица, %

Уровень общей безработицы, %

Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, %

I

0.5

5.8

5.3


По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения в I квартале 2013 г. составила 75,3 млн. человек (на 477 тыс. человек больше, чем в I квартале прошлого года).

При росте численности экономически активного населения в январе-марте 2013 г. увеличилась численность занятых в экономике и в среднем за I квартал составила 70,9 млн. человек, что на 823 тыс. человек больше, чем в январе-марте прошлого года. Рынок труда уже практически полностью восстановился после кризиса. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в I квартале 2013 г. составил 5,8% экономически активного населения. В марте в Российской Федерации общая численность безработных составила 4,3 млн. человек, что на 446,7 тыс. человек меньше, чем в марте 2012 года.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в I квартале 2013 г. стабилизировалась на уровне 1,1 млн. человек, при этом в конце марта 2012 г. в органах службы занятости было зарегистрировано на 229,9 тыс. человек больше.

Безработица в России в 2014 . Прогноз:

Официальный прогноз Минэкономразвития по безработице на следующий год составляет 5,7%. Глава МЭР Алексей Улюкаев ранее называл более высокую оценку - 6% и призывал россиян готовиться к возможному ухудшению ситуации на рынке труда. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что прогнозы по безработице на будущий год не повысят.

Минэкономразвития видит риски того, что безработица в России в 2014 году может превысить прогноз, заявил журналистам замглавы ведомства Андрей Клепач.

"Есть риски, что безработица может оказаться выше (прогноза)", - сказал Клепач.

Он пояснил, что есть избыточная занятость в целом ряде сегментов экономики, но одновременно есть и дефицит рабочей силы в торговле, строительстве, финансовых услугах, сельском хозяйстве и т.д. По его словам, замещение этих рабочих мест будет зависеть от экономической активности.

Текущий уровень безработицы в России незначительно превышает 5%

Вице-премьер Ольга Голодец сегодня заявила, что прогнозы по безработице в РФ на будущий год не повышаются и власти не видят угрозы ее роста.

"Во всех прогнозах безработица стоит на том же уровне… Безработица прогнозируется на уровне 5,7 на следующий год. Мы не видим угрозы роста безработицы", - сказала она журналистам.

Сегодня 1 миллион 800 тысяч вакансий.

.2       Анализ безработицы по округам

Если сравнивать уровень безработицы, сложившийся в России за 2013 год с уровнем безработицы, зафиксированным по итогам 2012 года, то можно сказать о ряде кардинальных изменений. Если по итогам 2012 года в отчетах фигурировали данные о том, что работу ищут всего 5,6%, так называемого, экономически активного (то есть в возрасте от 15 до 72 лет) населения страны (или 4,2 миллиона человек в абсолютном выражении, что могло бы означать наиболее низкий уровень безработицы за последние 10 лет). Однако, с началом 2013 года ситуация изменилась в неблагоприятную сторону. Численность безработных началась увеличиваться уже с первого месяца нового года.

Если мы обратимся к данным Росстата и посмотрим динамику численности безработных в России по состоянию на первое полугодие 2013 года, то увидим следующую картину:

.        Январь - 6,0% всего трудоспособного населения не заняты работой (или в абсолютном выражении 4,5 млн. при численности экономического населения в 75,2 млн. человек)

.        Февраль - 6,1% (соответственно, 4,6 млн. и 75,1 млн. человек). По другим источникам - 5,8%.

.        Март - уровень в 5,7%

.        Апрель -показатель в 5,6%

.        Май - снижение до 5,2% (при этом, чис-ть эконом. активного нас-я, находящегося в возрасте от 16 до 72 лет - 75,6 млн. ч-к или 53% числен-ти нас-я России)

.        Июнь - рост до 5,4% (или в абсолютном выражении - 4,089 млн. россиян).


Стоит, однако, заметить, что уровень зарегистрированной безработицы в России (то есть по данным служб занятости) в июне 2013 года оценивается всего в 1,0 млн. ч-к, из к-рых 0,8 миллионов человек получают пособия по безработице. Тенденция, наметившаяся в последние месяцы означает, что, скорее всего безработица по итогам 2013 года составит 6,3%. Это все же относительно невысокий показатель, означающий, что ситуация с работой в нашей стране в 2013 году лучше, чем это было в большинстве годов, начиная с 2002.

Стоит отметить, что по итогам марта, к примеру, средний возраст безработного составил 36,2 года, что может говорить о вполне логичном факте того, что среди молодежи доля безработных выше. Причем страдает и сельское население, и в большем счёте молодёжь городская.


Конечно же, опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые. Предприниматели, конечно же, думают в первую очередь о рентабельности и хотят создавать свой в бизнес, где будут наиболее благоприятные условия для его ведения: доступные транспортные развязки, наиболее квалифицированные кадры и т.д.



Для сравнения ситуации с работой в разных регионах страны, проанализируем данные Росстата по безработице за март-май 2013 года. Возьмём несколько регионов в разном расположении страны. Уровень безработицы в:

.        Южной части страны: Краснодарский край - 5.5%, Ростовская область-6.3%, Вологодская область - 6.7%, Республика Адыгея - 8.4%.

.        Приволжской части: Республика Башкортостан - 6.7%, Республика Мордовия - 5.0%, Республика Татарстан - 4.8%, Чувашская Республика- 6.9%.

.        Северокавказской части: Республика Дагестан- 12.5%, Республика Ингушетия - 49.1%, Карачаево-Черкесская Республика - 8.8%, Республика Северная Осетия- Алания - 9.6%.

.        Северо-Западной части: Мурманская область - 9.4%, Нижегородская область - 6.6%, Вологодская область - 6.7%, Республика Коми - 6.5%.

.        Уральской части: Ямало-Ненецкий авт. Округ - 3.6%, Челябинская область - 6.6%, Свердловская область -7.3%, Курганская область-10.8%.

.        Сибирской части: Забайкальский край - 11.0%, Республика Алтай - 12.4%, Республика Бурятия - 7.6%, Иркутская область- 8.6%.

.        Дальневосточной части: Камчатский край- 5.6, Хабаровский край - 7.6%, Амурская область - 7.5%, Приморский край - 7.7%.

По этим данным можем судить о равномерности развития регионов. Теперь можно сгруппировать части страны. Мы знаем, что среднегодовой уровень безработицы в России на 2013г. составляет 6.0%.

В центральной и приволжской части показатель безработицы не превышает среднегодовой, это можно объяснить тем, что именно эти части более развиты, в них сосредоточены культурные ценности и производительность.

В дальневосточной и южной части показатель превышает средний, но не на много. Благодаря таким промышленностям, как добыча ценных металлов, лесной промышленности и некоторым выходам к морю, этим регионам не составляет труда держать стабильность в безработице.

В уральской и сибирской части показатель безработицы превышается среднегодовой все больше, и во всех этих регионах совершенно разные показатели. В этих регионах почти отсутствуют культурные центры, а также нет большой промышленности.

И с самые низкие показатели у северокавказской и северо-западной части страны.

.3 Анализ безработицы в Республике Бурятия

Привычным явлением для некоторых категорий населения стала безработица. В 2012 году из общей численности трудовых ресурсов 7,9% не занято в экономике. Из них 39,6 тыс. человек - это лица, не имеющие работы или доходного занятия, ищущие работу и готовые приступить к ней, и в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ) классифицируются как безработные. Общая численность безработных за 2012 г. уменьшилось на 6,5 тыс. человек или на 12 % и составила 33,1 тыс. человек. За год численность безработных - мужчин увеличилась на 10,6 тыс. человек (42%), женщин - безработных сократилась на 4,1 тыс. человек (14%). Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 50,2% и за год уменьшился на 15,5 процентных пункта.

Безработные в республике в среднем моложе занятого населения. Средний возраст безработных в 2012 году составил 34,3 года, а занятых - 38,3. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных - это лица в возрасте от 15 до 20 лет, на их долю приходится 30,1 % общей численности безработных, а всего в возрасте до 25 лет находится 15,3% безработных. Среди занятых доля лиц в возрасте до 30 лет значительно больше (45%).

Около четверти безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин такое образование имеют 51,7 %, среди мужчин - 50,1 %. Следует отметить, что удельный вес безработных с высшим и средним специальным образованием за последние годы падает как у женщин, так и мужчин.

Как показали материалы обследований населения по проблемам занятости, доля безработных, использующих в качестве способа поиска работы обращение в органы государственной службы занятости, за последние годы несколько возросла. Среди безработных этот способ поиска работы использовали 30,1% (в2010г.- 33,5%, 2011г. - 32,4%). В настоящее время наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых, интернета - его использовали свыше 57% безработных. Среднее время поиска работы безработными в 2012 г. составило 5,5 месяцев, уменьшилось доля безработных, ищущих работу год и более. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 28,4 тыс. человек.

В 2006 г. притоков в безработицу лиц, высвобожденных с предприятий в связи с ликвидацией или сокращением штатов, сократился на 15%. Пятая часть безработных потеряли работу по этой причине. Возросла в составе безработных численность лиц уволившихся по собственному желанию на 50,9%.

Наряду с притоком безработных, ранее имевших работу, уменьшилась численность безработных, не имеющих опыта работы. За год численность этих лиц снизилась на 10,2 тыс человек, их удельный вес в общем числе безработных составил 370 чел., или 6.5%.











В целом уровень обшей безработицы в республике за весь период ее регистрации выше, чем по России, что говорит о напряженности на региональном рынке труда.

В общей численности безработных 697 человек составляют граждане, которым, в соответствии с законодательством РФ, не может быть присвоен статус безработного в органах по содействию занятости населения. Среди них 0,1 тыс. человек (1,7% от общего числа безработных) - студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений, и 0,598 тыс. (10,6%) - пенсионеры, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней, т.е. отвечающие критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В органы государственной службы занятости населения (ДФГСЗН по РБ) обращается порядка 14-22 % общего числа лиц ищущих работу на региональном рынке труда. Значительная часть безработных ищет работу без обращения в службу занятости. Низкая заинтересованность граждан в постановке на учет, а также тот факт, что основной доле безработных пособие начисляется в минимальном размере, приводят к значительной разнице между фактической и официальной зарегистрированной численностью безработных. Всего в республике на конец 2012 года состояло на учете в Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по РБ (ДФГСЗН) не занятых трудовой деятельностью граждан 6,6 тыс. человек, из них имели статус безработного 5,7 тыс. человек, что на 1,4 тыс. человек больше, чем на конец 2011 года. Из общего количества безработных, зарегистрированных на конец 2012 г., женщины составляли 56,4 %, молодежь в возрасте 16-29 лет - 24,4%, инвалиды- 9,2 %.

Уровень официально зарегистрированной безработицы по республике на конец 2012 г. составил 3,6% экономически активного населения. За 2012 г. при содействии службы занятости трудоустроились 8,2 тыс. безработных, направлены а профессиональное обучение 2,7 тыс. человек, на досрочную пенсию оформлены 330 безработных. Средняя продолжительность поиска работы зарегистрированными в качестве безработных осталась на уровне 2011 г. (4,1месяца).

На конец 2012 года 3235 предприятий республики объявили 45940 вакансий, из них рабочих массовых профессий -35618 вакансий (77.5%) . Наибольшее число вакансий сосредоточено в здравоохранении и социальном обеспечении, образовании, культуре и науке (33,1% вакансий), управлении (20,1%), промышленности и строительстве (по 26,7%). Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в службе занятости, к концу 2012 г увеличилась с 0,1 до 0,7 человека на одну заявленную вакансию. Вместе с тем на региональном рынке труда наблюдается устойчивое превышение нагрузки на одну заявленную вакансию в ДФГСЗН по сравнению со среднероссийскими показателями, которая в 2012 г в республике была в 2,3 раза больше, чем в среднем по России.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню общей безработицы Республика Бурятия занимает 58 место (52 в октябре). В рейтинге субъектов СФО Республика Бурятия также улучшила позиции и занимает 4 место.

Уровень общей безработицы в январе-ноябре 2012 г.

Рейтинг субъектов

СФО

7,2


Новосибирская область

5,3

1

Красноярский край

5,5

2

Алтайский край

5,6

3

Республика Бурятия

7,1

4

Кемеровская область

7,1

4

Томская область

7,3

5

Омская область

7,6

6

Республика Хакасия

7,9

7

Иркутская область

9,3

8

Республика Алтай

10,5

9

Забайкальский край

11,0

10

Республика Тыва

18,8

11


Отмечается стабилизация ситуации на рынке труда моногородов. В пяти из девяти монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышает среднереспубликанский показатель 1,2% от численности экономически активного населения (Селенгинск, Северобайкальск, Таловка, Окино-Ключи, Саган-Нур).

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Республике Бурятия снизился с 1,0 в январе 2012 года до 0,7 на конец года.

Глава 3. Регулирование безработицы в Российской Федерации и Республики Бурятия

.1 Основные пути регулирования безработицы

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования) рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых реформ в России и в странах Запада. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась полная регистрация безработных.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

В рамках этих программ в США, Японии, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).Эти программы актуальны и на сегодняшний день.

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

.2 Меры по сокращению безработицы в Российской Федерации

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

• уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

.3 Меры по сокращению безработицы в Бурятии

В Бурятии началась большая безработица. В связи с этим правительством были приняты немедленные меры. Они были направлены на снижение уровня безработицы в данном регионе, которая начала набирать силу в 2013 году.

На данный момент в Бурятии находится порядка двухсот работников, которым грозит увольнение. Это обусловлено их низкой квалификацией, в связи с этим для работников были организованы курсы повышения квалификации. В рамках этой же программы на стажировку будет направлено более 350 выпускников университетов.

Как сообщает правительство, порядка 270 рабочих мест будет создано в сегменте малого бизнеса. Для людей, возможности которых ограничены, будет создано более ста рабочих мест.

Работа в Бурятии не так доступна, как работа в Казани, это может быть связано со многими факторами: географическое положение, экономическая ситуация в регионе и т.д.

Правительство разработало специальную программу, направленную на сокращение безработицы. Предусмотрены и различные компенсации для предпринимателей, которые принимают на работу выпускников. Им будет не только компенсироваться часть зарплаты работника, но и часть премии обучающего его персонала.

В каждом регионе имеются специальные программы по минимизации числа безработных. В целом правительство уделяет проблемам безработицы большое внимание. А специальные программы для отдельных регионов могут быть согласованны со стратегией всей страны.

Реализация региональной программы содействия занятости населения. В 2013 году государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения, а также программы, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия.

В течение 2013 года в службу занятости населения обратились 28,1 тыс. человек за содействием в поиске подходящей работы. Трудоустроено по направлению службы занятости на постоянные и временные рабочие места 14,5 тыс. человек, или 52%.

Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 2,7 тысяч безработных граждан.

Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 3,9 тысяч человек. Организовано временное трудоустройство почти 4,2 тыс. человек несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Услуги по содействию самозанятости получили более 700 безработных граждан из которых зарегистрировались в органах Налоговой службы в качестве индивидуальных предпринимателей и создали новые рабочие места 329 человек.

77 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, были трудоустроены на временные работы.

Оказано содействие 32 безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения. В 2013 году была организована профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В течение года более 60 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Республике Бурятия. Кроме того, в рамках реализации данной Программы были оказаны государственные услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, профессиональной ориентации, по психологической поддержке. Реализация дополнительных мероприятий на рынке труда. В 2013 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия было выделено финансирование в размере 65082,3 тыс. рублей из средств федерального бюджета и 3425,5 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.

Были реализованы следующие мероприятия:

Направлены на опережающее обучение 841 работник, из них 10 человек находятся под риском увольнения.

Направлены на профессиональное обучение с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию 114 чел. 240 предпринимателей, организовавших собственное дело при содействии органов службы занятости населения в 2009 - 2012 годах, создали 590 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Рабочие места созданы в сельском хозяйстве, на обрабатывающем производстве, в строительных организациях, в салонах красоты, на станциях технического обслуживания автомобилей, в фото-студиях, туристических агентствах, кадровых агентствах и т.д. В рамках мероприятий по трудоустройству выпускников с закреплением за ними наставников заключено 240 договоров для трудоустройства 443 выпускников, за которыми закреплено 438 наставников. В целях содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места заключено 138 договоров, трудоустроено на созданные рабочие места 169 чел, из них 84 человека из числа инвалидов, 65 чел. из числа многодетных родителей, 20 родителей, воспитывающих детей инвалидов.

Содействие занятости пожилых граждан

В целях расширения возможностей для обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста в Республике Бурятия реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости граждан этой категории.

Заключение

Вследствие проведенной научной работы можно сделать такие выводы:

.Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного.

.В России уровень безработицы значительно снизился даже в 2013 году численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, стабилизировалась на уровне 1,1 млн. человек, при этом в конце марта 2012 г. в органах службы занятости было зарегистрировано на 229,9 тыс. человек больше. Но, не смотря на то, что рынок труда уже практически полностью восстановился после кризиса, некоторые политики утверждают, что процент безработицы ухудшится. Работа в Бурятии не так доступна, как работа в Москве, в Томске или в Иркутске , это связано со многими факторами: географическое положение, экономическая ситуация в регионе и т.д. Но за прошедший год показатели безработицы заметно улучшились, меры принимаемые правительством очень хорошо влияют на эти показатели.

.Правительство разработало специальную программу, направленную на сокращение безработицы. Предусмотрены и различные компенсации для предпринимателей, которые принимают на работу выпускников. Им будет не только компенсироваться часть зарплаты работника, но и часть премии обучающего его персонала.

В каждом регионе имеются специальные программы по минимизации числа безработных. В целом правительство уделяет проблемам безработицы большое внимание. А специальные программы для отдельных регионов могут быть согласованны со стратегией всей страны.

Основной проблемой в любом регионе является отсутствие рабочих мест. Правительство упорно ищет методы борьбы с проблемой безработицы. И на данный момент в 2013 году безработица снизилась.

Содействия занятости населения, которые позволили сотне предпринимателей организовать дополнительные рабочие места для безработных, трудоустроить порядка 100 выпускников на стажировку, 50 инвалидов. Более 200 человек при финансовой поддержке центров занятости населения смогли организовать собственное дело.

Кроме этого, прошли профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку порядка двух тысяч безработных граждан. 65 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком и планирующие возвращение к трудовой деятельности, обратились в службу занятости и получили услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации.

Порядка 15,7 тысяч безработных воспользовались мерами соцподдержки, и получили пособия по безработице, досрочную пенсию, стипендии в период обучения.

Всего за первое полугодие трудоустроено 7,5 тысяч человек, создано порядка 1,5 тысяч новых рабочих мест постоянного характера. Наибольшее количество рабочих мест создано в Улан-Удэ, Кяхтинском, Заиграевском районах. В службе занятости зарегистрировано 11,4 тысяч вакансий.

Прогноз на 2014 год обещает ухудшения в показателях безработицы. По данным ведомства уровень безработицы может подняться с 5% сегодня до 7, 1% в 2014 году, что немного выше общероссийского прогнозируемого показателя.

Список используемой литературы

1. Амосова, В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова - СПб.: Питер, 2006. - 480с.

. Борисов, Е.Ф.Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399с.

. Гуськова, И.В. Трансформация регионального рынка труда в условиях экономического кризиса: автореф. дис. … доктор эк. наук: 16.10.2010 / Гуськова Ирина Владимировна. - М., 2010. - 48 с.

. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник. - М.: Дело, 2006. - 472с.

. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 720с.

. Макконел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 940с.

. Седов, В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 115с.

. Симкина, Л.Г. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2006. - 384с.

. Хайман, Д.Н. Современная экономическая теория - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703с.

. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 840с.

. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527с.

. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой - М.: ИНФРА-М, 2008. - 640с.

. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. -1152с.

. Безработица в Российской Федерации: причины и следствия [электронный ресурс] / Департамент аналитики «Интегрум» - Режим доступа к сайту: http://www.integrum.ru/ArticlesByCategoryPage.aspx?oid=2640.

. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20101025_06.

. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20100203_01.

. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc1233928471437.

. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/crisis/doc1248429993174.

. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013годов [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ.- Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20100604

20. Уровень безработицы остается неизменным [электронный ресурс]: <http://www.baikal-media.ru/news/society/238722>

. В Бурятии снижается безработица [электронный ресурс]:<http://ulan.mk.ru/news/2013/07/22/887421-minekonomiki-v-buryatii-snizhaetsya-bezrabotitsa.html>

Путеводитель безработного [электронный ресурс]: <http://trudobzor.ru/?p=3181>

.        Курсовая по экономике на тему инфляция и безработица [электронный ресурс]: http://tarasei.narod.ru/econom/econ19.htm#_Toc22416 <http://tarasei.narod.ru/econom/econ19.htm>

.        Занятость и безработица в Бурятии[электронный ресурс]: <http://уровень-безработицы.рф>.

Похожие работы на - Изучение проблем и структуры безработицы в Российской Федерации, Республике Бурятии и в федеральных округах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!