Анализ бюджетных показателей Краснодарского края
Анализ бюджетных показателей Краснодарского края
1. Анализ основных показателей
бюджета субъекта федерации (муниципального образования)
а) Подберите цифровой материал
о доходах/расходах бюджета субъекта федерации (муниципального образования) за
последние 3 года, включая текущий, используя данные ст.1 закона субъекта
федерации «О бюджете субъекта федерации на соответствующий год…»(решения
представительного органа власти муниципального образования по бюджету на
соответствующий год), и заполните таблицы 1,2.
Таблица 1. Динамика номинальных
показателей бюджета субъекта федерации (муниципального образования)
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
Темп
роста номинальные, %
|
|
|
|
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Доходы,
млн. руб.
|
168169,1
|
197509,2
|
156383,8
|
117,5
|
79,2
|
93,0
|
Расходы,
млн. руб.
|
176517,5
|
229856,8
|
165915,8
|
130,2
|
72,2
|
94,0
|
Дефицит
(профицит), млн. руб.
|
8348,4
|
32347,6
|
9532,1
|
387,5
|
29,5
|
114,2
|
Доля
дефицита (профицита) в расходах бюджета, %
|
4,7
|
14,1
|
5,8
|
-
|
-
|
-
|
Таблица 2. Динамика реальных
показателей бюджета субъекта федерации (муниципального образования)
|
2011 год
|
2012
год
|
2013 год
|
Уровень
инфляции, %
|
Темп
роста реальные, %
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Доходы,
млн. руб.
|
168169,1
|
197509,2
|
156383,8
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
110,2
|
74,6
|
82,2
|
Расходы,
млн. руб.
|
176517,5
|
229856,8
|
165915,8
|
106,1
|
106,1
|
106,1
|
122,2
|
68,0
|
83,1
|
б) проанализируйте полученные
данные
в) проиллюстрируйте данные
таблицы соответствующими диаграммами.
Вывод:Доходы бюджета Краснодарского края за
2011-2013г. уменьшились с 168169,1 млн.руб. до 156383,8 млн.руб., на 7,1 % по
номинальным темпам роста и на 17,8% по реальным темпам роста. При этом в 2012г.
произошло увеличение доходов на 17,5 % по номинальным темпам роста и на 10,2 %
по реальным темпам роста, а в плановом 2013г. было уменьшение доходов на 20,8 %
по номинальным темпам роста и на 25,4 % по реальным темпам роста.
Расходы бюджета Краснодарского края за
2011-2013г. уменьшились с 176517,5 млн.руб. до 165915,8 млн.руб., на 6% по
номинальным темпам роста и на 16,9 % по реальным темпам роста. При этом в
2012г. произошло увеличение расходов на 30,2 % по номинальным темпам роста и на
22,2 % по реальным темпам роста, а в плановом 2013г. было уменьшение расходов
на 27,8 % по номинальным темпам роста и на 32 % по реальным темпам роста.
Рис.1 Динамика доходов и расходов Краснодарского
края за 2011-2013 год
2. Анализ доходов бюджета
субъекта Федерации (муниципального образования)
.1 Подберите данные о доходах
бюджета субъекта федерации (муниципального образования), заполните таблицы
3-10, сделайте выводы о том, какие виды доходов преобладают, с чем это связано,
какова их динамика, проиллюстрируйте данные соответствующими диаграммами.
Таблица 3
Динамика номинальных
показателей доходов бюджета
|
2011 год млн.
руб.
|
2012 год млн.
руб.
|
2013 год млн.
руб.
|
Темп
роста номинальные, %
|
|
|
|
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Налоговые
доходы
|
98815,7
|
123073,1
|
135418,5
|
124,5
|
110,0
|
137,1
|
Неналоговые
доходы
|
2607,8
|
3186,9
|
2523,5
|
122,2
|
79,2
|
96,8
|
Безвозмездные
поступления
|
66745,6
|
71249,2
|
18441,8
|
106,7
|
25,9
|
27,6
|
ВСЕГО:
|
168169,1
|
197509,2
|
156383,8
|
117,4
|
79,2
|
93,0
|
Таблица 4. Динамика реальных
показателей доходов бюджета
|
2011 год млн.
руб.
|
2012 год млн.
руб.
|
2013 год млн.
руб.
|
Уровень
инфляции, %
|
Темп
роста реальные, %
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Налоговые
доходы
|
98815,7
|
123073,1
|
135418,5
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
116,8
|
103,7
|
121,2
|
Неналоговые
доходы
|
2607,8
|
3186,9
|
2523,5
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
114,6
|
74,6
|
85,6
|
Безвозмездные
поступления
|
66745,6
|
71249,2
|
18441,8
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
100,1
|
24,4
|
24,4
|
ВСЕГО:
|
168169,1
|
197509,2
|
156383,8
|
|
|
|
110,1
|
74,6
|
82,2
|
Таблица 5. Анализ структуры
доходов бюджета субъекта федерации (муниципального образования)
Виды
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
Налоговые
доходы
|
98815,7
|
58,8
|
123073,1
|
62,3
|
135418,5
|
86,6
|
Неналоговые
доходы
|
2607,8
|
1,5
|
3186,9
|
1,6
|
2523,5
|
1,6
|
Безвозмездные
поступления
|
66745,6
|
39,7
|
71249,2
|
36,1
|
18441,8
|
11,8
|
ВСЕГО:
|
168169,1
|
100
|
197509,2
|
100
|
156383,8
|
100
|
.2 Анализ налоговых доходов
бюджета субъекта Федерации (муниципального образования)
Таблица 6. Анализ структуры
налоговых доходов бюджета субъекта федерации (муниципального образования)
Наименование
налогов
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
Нал.на
прибыль организ.
|
34320,6
|
34,7
|
41002,0
|
33,3
|
46283,2
|
34,2
|
НДФЛ
|
31850,5
|
32,2
|
36484,0
|
29,6
|
40081,7
|
29,6
|
Акцизы
|
12249,1
|
12,4
|
17018,3
|
13,8
|
20182,5
|
14,9
|
По
упрощ.сист.
|
6647,3
|
6,7
|
8453,6
|
6,9
|
8365,2
|
6,2
|
На
имущ.организ.
|
13286,9
|
13,5
|
15484,5
|
12,6
|
16000
|
11,8
|
На
игорный бизнес
|
85,8
|
0,09
|
87,0
|
0,1
|
113,2
|
0,1
|
Транспортный
налог
|
|
|
3902,4
|
3,2
|
4010,7
|
3,0
|
На
добычу полезных ископ.
|
147,1
|
0,16
|
214,4
|
0,2
|
152,0
|
0,1
|
Гос.пошлина
|
225,3
|
0,23
|
304,2
|
0,2
|
230,0
|
0,2
|
Прочие
|
3,1
|
0,01
|
122,7
|
0,1
|
-
|
-
|
ВСЕГО:
|
98815,7
|
100
|
123073,1
|
100
|
135418,5
|
100
|
2.3 Анализ неналоговых доходов
бюджета субъекта Федерации (муниципального образования)
Таблица 7. Анализ структуры
неналоговых доходов бюджета субъекта федерации (муниципального образования)
Наименование
доходов
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
Дох.
от испол. имущ. наход. в гос.и муниц. собст.
|
1327,9
|
50,9
|
1509,0
|
47,4
|
1174,5
|
46,5
|
Платежи
при польз. прир.ресур.
|
395,7
|
15,2
|
390,5
|
12,2
|
393,0
|
15,6
|
Дох.
от оказ. пл. усл. и компен. затрат гос.
|
391,1
|
15,0
|
376,8
|
11,8
|
53,4
|
2,1
|
Дох.от
продажи матер. и немат. активов
|
375,7
|
14,4
|
223,4
|
7,0
|
284,8
|
11,3
|
Админ.платежи
и сборы
|
10,8
|
0,4
|
19,4
|
0,6
|
-
|
-
|
Штрафы,санкции,возм.ущ.
|
112,6
|
4,3
|
667,8
|
21,0
|
617,8
|
24,5
|
прочие
|
-6
|
-0,2
|
-
|
-
|
-
|
ВСЕГО:
|
2607,8
|
100
|
3186,9
|
100
|
2523,5
|
100
|
.4 Дайте характеристику
основным межбюджетным трансфертам, поступающим в анализируемый бюджет
Таблица 8. Динамика номинальных
показателей межбюджетных трансфертов бюджета
Виды
МБТ
|
2011 год млн.
руб.
|
2012 год млн.
руб.
|
2013 год млн.
руб.
|
Темп
роста номинальные, %
|
|
|
|
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Дотации
|
8716,2
|
11486,7
|
2793,6
|
131,8
|
24,3
|
32,1
|
Субвенции
|
7834,7
|
7477,9
|
5559,7
|
95,4
|
74,3
|
71,0
|
Субсидии
|
45000,0
|
43003,0
|
9546,9
|
95,6
|
2,2
|
21,2
|
прочие
|
5194,7
|
9281,6
|
541,6
|
178,7
|
5,8
|
10,4
|
ВСЕГО:
|
66745,6
|
71249,2
|
18441,8
|
106,7
|
25,9
|
27,6
|
Таблица 9
Динамика реальных показателей
межбюджетных трансфертов бюджета
Виды
МБТ
|
2011 год млн.
руб.
|
2012 год млн.
руб.
|
2013 год млн.
руб.
|
Уровень
инфляции, %
|
Темп
роста реальные, %
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Дотации
|
8716,2
|
11486,7
|
2793,6
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
123,6
|
22,9
|
28,3
|
Субвенции
|
7834,7
|
7477,9
|
5559,7
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
89,5
|
70,1
|
62,7
|
Субсидии
|
45000,0
|
43003,0
|
9546,9
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
89,6
|
20,9
|
18,8
|
прочие
|
5194,7
|
9281,6
|
541,6
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
167,6
|
5,5
|
9,2
|
ВСЕГО:
|
66745,6
|
71249,2
|
18441,8
|
|
|
|
100,1
|
24,4
|
24,4
|
Таблица 10. Анализ структуры
межбюджетных трансфертов бюджета субъекта федерации (муниципального
образования)
Виды
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
Дотации
|
8716,2
|
13,1
|
11486,7
|
16,1
|
2793,6
|
15,2
|
Субвенции
|
7834,7
|
11,7
|
7477,9
|
10,5
|
5559,7
|
30,1
|
Субсидии
|
45000,0
|
67,4
|
43003,0
|
60,4
|
9546,9
|
51,8
|
прочие
|
5194,7
|
7,8
|
9281,6
|
13,0
|
541,6
|
2,9
|
ВСЕГО:
|
66745,6
|
100
|
71249,2
|
100
|
18441,8
|
100
|
Вывод: При анализе доходов бюджета Краснодарского
края за 2011-2013г. видно, что они уменьшились с 168169,1 млн.руб. до 156383,8
млн.руб., на 7,1 % по номинальным темпам роста и на 17,8% по реальным темпам
роста. При этом в 2012г. было увеличение на 17,4 % за счет увеличения всех
поступлений, а в плановом 2013г. произошло уменьшение на 20,8 % , за счет
значительного уменьшения безвозмездных поступлений на 74,1 % и неналоговых
поступлений на 20,8 %, при этом налоговые поступления увеличились на 10%.
По номинальным темпам роста налоговые доходы увеличилась
на 37,1 % с 98815,7 млн.руб. в 2011г. до 135418,5 млн.руб. в 2013г.,
неналоговые доходы уменьшились на 3,2 % с 2607,8 млн.руб. в 2011г. до 2523,5
млн.руб. в 2013г., безвозмездные поступления уменьшились на 72,4 % с 66745,6
млн.руб. в 2011г. до 18441,8 млн.руб. в 2013г.
Рассмотри структуру доходов в целом, наибольшую
долю занимают налоговые доходы, в 2011г.-58,8 % (98815,7 млн.руб.), в
2012г.-62,3 % (123073,1 млн.руб.),в 2013г.-86,6 % (135418,5 млн.руб.).На втором
месте безвозмездные поступления, в 2011г.-39,7 % (66745,6 млн.руб.), в
2012г.-36,1 % (71249,2 млн.руб.), в 2013г.-11,8 % (18441,8 млн.руб.).И на
третьем месте неналоговые доходы, в 2011г.-1,5 % (2607,8 млн.руб.), в
2012г.-1,6 % (3186,9 млн.руб.), в 2013г.-1,6 % (2523,5 млн.руб.).
Рис.2 Динамика доходов бюджета
Краснодарского края
Проанализируем структуру налоговых доходов,
большую часть занимают: налог на прибыль организаций, в 2011г.-34,7 % (34320,6
млн.руб.), в 2012г.-33,3 % (41002,0 млн.руб.), в 2013г.-34,2 % (46283,2
млн.руб.); НДФЛ, в 2011г.-32,2 % (31850,5 млн.руб.), в 2012г.-29,6 % (36484,0
млн.руб.),в 2013г.-29,6 % (40081,7 млн.руб.); акцизы , в 201г.-12,4 % (12249,1
млн.руб.),в 2012г.-13,8 % (17018,3 млн.руб.), в 2013г.-14,9 % (20182,5 млн.руб.);
налог на имущество организаций, в 2011г.-13,5 % (13286,9 млн.руб.), в
2012г.-12,6 % (15484,5 млн.руб.), в 2013г.-11,8 % (16000 млн.руб.).
Наименьшую долю занимают такие статьи как:
прочие налоговые поступления, в 2011г.-0,01 % (3,1 млн.руб.), в 2012г.-0,1 %
(122,7 млн.руб.), в 2013г.-отсутствуют; налог на игорный бизнес, в 2011г.-0,09
% (85,8 млн.руб.), в 2012г.-0,1 % (87,0 млн.руб.), в 2013г.-0,1 % (113,2
млн.руб.); налог на добычу полезных ископаемых, в 2011г.-0,16 % (147,1
млн.руб.), в 2012г.-0,2 % (214,4 млн.руб.), в 2013г.-0,1 % (152,0 млн.руб.);
государственная пошлина, в 2011г.-0,23 % (225,3 млн.руб.), в 2012г.-0,2 %
(304,2 млн.руб.), в 2013г.-0,2 % (230,0 млн.руб.).
Рис.3 Структура налоговых
доходов
Анализируя структуру неналоговых доходов видно,
что наибольший удельный вес занимают: доходы от использования имущества
находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2011г.-50,9 %
(1327,9 млн.руб.), в 2012г.-47,4 % (1509,0 млн.руб.), в 2013г.-46,5 % (1174,5
млн.руб.); платежи при пользовании природными ресурсами, в 2011г.-15,2 % (395,7
млн.руб.), в 2012г.-12,2 % (390,5 млн.руб.), в 2013г.-15,6 % (393,0 млн.руб.);
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, в
2011г.-15,0 % (391,1 млн.руб.), в 2012г.-11,8 % (376,8 млн.руб.), в 2013г.-2,1
% (53,4 млн.руб.); доходы от продажи материальных и нематериальных активов, в
2011г.-14,4 % (375,7 млн.руб.), в 2012г.-7,0 % (223,4 млн.руб.), в 2013г.-11,3
% (284,8 млн.руб.).
Наименьший удельный вес занимают
административные платежи и сборы, в 2011г.-0,4 % (10,8 млн.руб.), в 2012г.-0,6
% (19,4 млн.руб.), в 2013г.-отсутствуют; прочие неналоговые поступления, в
2011г.-(-0,2 %) (-6,0 млн.руб.), в 2012г. И в 2013г. отсутствуют.
При этом значительно увеличилась доля штрафов и
санкций, в 2011г.-4,3 % (112,6 млн.руб.), в 2012г.-21,0 % (667,8 млн.руб.), в
2013г.-24,5 % (617,8 млн.руб.).
Рис.4 Структура неналоговых доходов
Рассмотрим динамику межбюджетных трансфертов
видно, что они уменьшились с 66745,6 млн.руб. до 18441,8 млн.руб., или на 72,4
% по номинальным темпам роста и на 75,6 % по реальным темпам роста. При этом в
2012г. году было увеличение поступлений на 6,7 %, за счет значительного
увеличения дотаций на 31,8 %, а в плановом 2013г. поступления уменьшились на
74,1, за счет значительно уменьшения дотаций на 75,7 % и субсидий на 97,8 %.
Дотации уменьшились на 67,9 % с 2793,6 млн.руб.;
субвенции уменьшились на 29 % и составили 5559,7 млн.руб.; субсидии уменьшились
на 78,8 % и составили 9546,9 млн.руб.; иные поступления уменьшились на 89,6 % и
составили 541,6 млн.руб.
Рис.5 Динамика безвозмездный поступлений
В структуре безвозмездных поступлений наибольшую
долю занимают субсидии, в 2011г.-67,4 % (45000,0 млн.руб.), в 2012г.-60,4 %
(43003,0 млн.руб.), в 2013г.-51,8 % (9546,9 млн.руб.).Значительно увеличилась
доля субвенций, в 2011г.-11,7 % (7834,7 млн.руб.), в 2012г.-10,5 % (7477,9
млн.руб.), в 2013г.-30,1 % (5559,7 млн.руб.) и дотаций, в 2011г.-13,1 % (8716,2
млн.руб.), в 2012г.-16,1 % (11486,7 млн.руб.), в 2013г.-15,2 % (2793,6 млн.руб.).
В свою очередь значительно уменьшилась доля иных межбюджетных трансфертов, в
2011г.-7,8 % (5194,7 млн.руб.), в 2012г.-13,0 % (9281,6 млн.руб.), в 2013г.-2,9
% (541,6 млн.руб.).
бюджет доход долг государственный
Рис.6 Структура безвозмездных поступлений
3. Анализ расходов бюджета
субъекта федерации (муниципального образования)
а) подберите данные, используя
приложения к законам (решениям представительного органа власти муниципального
образования по бюджету) о соответствующем бюджете, раскрывающие расходы бюджета
субъекта Федерации (муниципального образования), по разделам бюджетной
классификации.
б) На основании полученных
данных заполните таблицы 11-13, сделайте выводы о том, какие расходы, занимают
наибольший удельный вес в бюджете, на какие разделы расходов бюджета приходится
наименьший удельный вес, с чем связана такая ситуация, какие изменения
происходят с бюджетными расходами в течение анализируемого периода (по каким
статьям произошло увеличение/уменьшение).
Таблица 11. Анализ динамики
номинальных расходов бюджета субъекта Федерации (муниципального образования) по
разделам бюджетной классификации
№
разделов
|
Наименование
разделов
|
2011 год млн.
руб.
|
2012
год млн. руб.
|
2013
год млн. руб.
|
Темп
роста номинальные, %
|
|
|
|
|
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
01
|
Общегосударст.
вопросы
|
4858,1
|
6061,8
|
6148,8
|
124,8
|
101,4
|
126,6
|
02
|
Национальная
оборона
|
163,0
|
188,6
|
196,5
|
115,7
|
104,2
|
120,6
|
03
|
Нац.
безопасность и право-охранительная деятельность
|
8541,9
|
1833,5
|
1502,2
|
21,5
|
81,9
|
17,6
|
04
|
Национальная
экономика
|
36842,2
|
62378,7
|
32961,5
|
169,3
|
52,8
|
89,5
|
05
|
ЖКХ
|
27656,2
|
23023,8
|
10161,4
|
83,3
|
44,1
|
36,7
|
06
|
Охрана
окружающей среды
|
118,9
|
331,5
|
391,5
|
278,8
|
118,1
|
329,3
|
07
|
Образование
|
23822,0
|
35518,6
|
32199,8
|
149,1
|
90,7
|
135,2
|
08
|
Культура,
искусство,
|
1577,5
|
3072,5
|
2584,7
|
194,8
|
84,1
|
163,8
|
09
|
Здравоохранение
|
27353,2
|
42887,6
|
36092,8
|
156,8
|
84,2
|
132,0
|
10
|
Социальная
политика
|
24642,4
|
42574,6
|
27265,5
|
172,8
|
64,0
|
110,6
|
11
|
Физкультура
и спорт
|
4738,7
|
4775,7
|
5289,6
|
100,8
|
110,8
|
111,6
|
12
|
СМИ
|
622,3
|
761,7
|
520,5
|
122,4
|
68,3
|
83,6
|
13
|
Обслуживание
госдолга
|
1413,7
|
979,5
|
5518,7
|
69,3
|
563,4
|
390,4
|
14
|
Межбюджетные
трансферты
|
14167,4
|
5468,7
|
5082,3
|
38,6
|
92,9
|
35,9
|
|
ВСЕГО
|
176517,5
|
229856,8
|
165915,8
|
130,2
|
72,2
|
94,0
|
Таблица 12 Динамика реальных
показателей расходов бюджета
№
разделов
|
Наименование
разделов
|
2011
млн. руб.
|
2012
млн. руб.
|
2013
млн. руб.
|
Уровень
инфляции, %
|
Темпы
роста реальные, %
|
|
|
|
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
01
|
Общегосударст.
вопросы
|
4858,1
|
6061,8
|
6148,8
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
117,1
|
95,6
|
111,9
|
02
|
Национальная
оборона
|
163,0
|
188,6
|
196,5
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
108,5
|
98,2
|
106,6
|
Нац.
безопасность и правоохранительная деятельность
|
8541,9
|
1833,5
|
1502,2
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
20,1
|
77,2
|
15,5
|
04
|
Национальная
экономика
|
36842,2
|
62378,7
|
32961,5
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
158,8
|
49,8
|
79,1
|
05
|
ЖКХ
|
27656,2
|
23023,8
|
10161,4
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
78,1
|
41,6
|
32,5
|
06
|
Охрана
окружающей среды
|
118,9
|
331,5
|
391,5
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
261,5
|
111,3
|
291,1
|
07
|
Образование
|
23822,0
|
35518,6
|
32199,8
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
139,9
|
85,4
|
119,5
|
08
|
Культура
искусство
|
1577,5
|
3072,5
|
2584,7
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
182,7
|
79,3
|
144,9
|
09
|
Здравоохранение
|
27353,2
|
42887,6
|
36092,8
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
147,1
|
79,3
|
116,7
|
10
|
Социальная
политика
|
24642,4
|
42574,6
|
27265,5
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
162,1
|
60,4
|
97,8
|
11
|
Физкультура
и спорт
|
4738,7
|
4775,7
|
5289,6
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
94,5
|
104,4
|
98,7
|
12
|
СМИ
|
622,3
|
761,7
|
520,5
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
114,8
|
64,4
|
74,0
|
13
|
Обслуживание
госдолга
|
1413,7
|
979,5
|
5518,7
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
65,0
|
531,0
|
345,2
|
14
|
Межбюджетные
трансферты
|
14167,4
|
5468,7
|
5082,3
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
36,2
|
87,6
|
31,7
|
|
ВСЕГО
|
176517,5
|
229856,8
|
165915,8
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
122,2
|
68,0
|
83,1
|
Таблица 13. Анализ структуры
расходов бюджета
№
разделов
|
Наименование
разделов
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
|
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
01
|
Общегосударст.
вопросы
|
4858,1
|
2,8
|
6061,8
|
2,6
|
6148,8
|
3,7
|
02
|
Национальная
оборона
|
163,0
|
0,1
|
188,6
|
0,1
|
196,5
|
0,1
|
03
|
Нац.
безопасность и право-охранительная деятельность
|
8541,9
|
4,8
|
1833,5
|
0,8
|
1502,2
|
0,9
|
04
|
Национальная
экономика
|
36842,2
|
20,9
|
62378,7
|
27,1
|
32961,5
|
19,9
|
05
|
ЖКХ
|
27656,2
|
15,7
|
23023,8
|
10,0
|
10161,4
|
6,1
|
06
|
Охрана
окружающей среды
|
118,9
|
0,1
|
331,5
|
0,1
|
391,5
|
0,2
|
07
|
Образование
|
23822,0
|
13,5
|
35518,6
|
15,5
|
32199,8
|
19,4
|
08
|
Культура,
искусство,
|
1577,5
|
0,9
|
3072,5
|
1,3
|
2584,7
|
1,6
|
09
|
Здравоохранение
|
27353,2
|
15,5
|
42887,6
|
18,7
|
36092,8
|
21,8
|
10
|
Социальная
политика
|
24642,4
|
14,0
|
42574,6
|
18,5
|
27265,5
|
16,4
|
11
|
Физкультура
и спорт
|
4738,7
|
2,7
|
4775,7
|
2,1
|
5289,6
|
3,2
|
12
|
СМИ
|
622,3
|
0,4
|
761,7
|
0,3
|
520,5
|
0,3
|
13
|
Обслуживание
госдолга
|
1413,7
|
0,4
|
979,5
|
0,4
|
5518,7
|
3,3
|
14
|
Межбюджетные
трансферты
|
14167,4
|
8,0
|
5468,7
|
2,4
|
5082,3
|
3,1
|
|
ВСЕГО
|
176517,5
|
100
|
229856,8
|
100
|
165915,8
|
100
|
Вывод: При анализе расходов
бюджета Краснодарского края за 2011-2013г. видно, что они уменьшились с
176517,5 млн.руб. до 165915,8 млн.руб., на 6% по номинальным темпам роста и на
16,9 % по реальным темпам роста. Рассмотрев структуру расходов бюджета в
отдельности можно сказать, что значительней всего увеличили такие статьи как:
обслуживание государственного долга на 290,4 % с 1413,7 млн.руб. в 2011г. до
5518,7 млн.руб. в 2013г.; охрана окружающей среды на 229,3 % с 118,9 млн.руб. в
2011г. до 391,5 млн.руб. в 2013г.; культура и искусство на 63,8 % с 1577,5
млн.руб. в 2011г. до 2584,7 млн.руб. в 2013г. В свою очередь значительно
уменьшились следующие статьи: национальная безопасность и правоохранительная
деятельность на 82,4 % с 8541,9 млн.руб. в 2011г. до 1502,2 млн.руб. в 2013г.;
межбюджетные трансферты на 64,1 % с 14167,4 млн.руб. в 2011г. до 5082,3
млн.руб. в 2013г.; ЖКХ на 63,3 % с 27656,2 млн.руб. в 2011г. 10161,4 млн.руб. в
2013г.
Рис.7 Динамика расходов бюджета
Анализируя расходы по структуре
можно сделать вывод, что наибольшую долю занимают: национальная экономика,
которая составила в 2011г.-20,9 % (36842,2 млн.руб.),в 2012г.-27,1 % (62378,8
млн.руб.),в 2013г.-19,9 % (32961,5 млн.руб.); ЖКХ, которое составило в
2011г.-15,7 % (27656,2 млн.руб.),в 2012г.-10 % (23023,8 млн.руб.),в 2013г.-6,1
% (10161,4 млн.руб.); здравоохранение, которое составило в 2011г.-15,5 %
(27353,2 млн.руб.),в 2012г.-18,7 % (42887,6 млн.руб.),в 2013г.-21,8 % (36092,8
млн.руб.).
Значительно увеличилась доля
таких статей как: образование, в 2011г.-13,5 % (23822,0 млн.руб.),в 2012г.-15,5
% (35518,6 млн.руб.),в 2013г.-19,4 % (32199,8 млн.руб.); культура и искусство,
в 2011г.-0,9 % (1577,5 млн.руб.),в 2012г.-1,3 % (3072,5 млн.руб.),в 2013г.-1,6
% (2584,7 млн.руб.); обслуживание государственного долга, в 2011г.-0,4 %
(1413,7 млн.руб.),в 2012г.-0,4 % (979,5 млн.руб.),в 2013г.-3,3% (5518,7
млн.руб.).
Уменьшились доли следующих
статей: национальная безопасность и правоохранительная деятельность, в
2011г.-4,8 % (8541,9 млн.руб.),в 2012г.-0,8 % (1833,5 млн.руб.),в 2013г.-0,9 %
(1502,2 млн.руб.); межбюджетные трансферты, в 2011г.-8,0 % (14167,4 млн.руб.),
в 2012г.-2,4 % (5468,7 млн.руб.),в 2013г.-3,1 % (5082,3 млн.руб.)
При этом неизменной осталась
доля национальной обороны, которая составила, в 2011г.-0,1 % (163,0 млн.руб.),в
2012г.-0,1 % (188,6 млн.руб.),в 2013г.-0,1 % (196,5 млн.руб.)
Рис.8 Структура расходов
бюджета
4. Анализ долговой нагрузки
бюджета субъекта федерации (муниципального образования)
а) Подберите данные, используя
отчеты по источникам финансирования дефицитов бюджетов и размерам
государственного (муниципального) долга.
б) На основании полученных
данных заполните таблицы 14-15, сделайте выводы о величине и динамике долгового
бремени, источниках формирования государственного (муниципального) долга.
в) Проиллюстрируйте ваши выводы
соответствующими диаграммами.
Таблица 14 Показатели долговой
нагрузки бюджета
показатели
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Темп
роста, %
|
|
|
|
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Сумма
капитального долга, млн. руб.
|
39908,3
|
73884,5
|
103538,8
|
185,1
|
140,1
|
259,4
|
Сумма
текущего долга, млн. руб.
|
1413,7
|
979,5
|
5518,7
|
69,3
|
563,4
|
390,4
|
Соотношение
капитального долга к доходам бюджета, %
|
23,7
|
37,4
|
66,2
|
157,8
|
177,0
|
279,3
|
Отношение
расходов на обслуживание долга к расходам бюджета, %
|
0,8
|
0,4
|
3,3
|
50,0
|
825,0
|
412,5
|
Суммы
займов, млн. руб.
|
19460,8
|
21946,7
|
11532,0
|
112,8
|
52,5
|
59,3
|
Доля
заемных средств в доходах, %
|
11,6
|
11,1
|
7,4
|
95,7
|
66,7
|
63,8
|
Таблица 15
Структура государственного
(муниципального) долга и заимствований
показатели
|
2011год
|
2012 год
|
2013 год
|
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
млн.
руб.
|
%
|
Гос.
(муниц.) долг, всего
|
39908,3
|
73884,5
|
100
|
103538,8
|
100
|
В
том числе
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
бюджетные
кредиты
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
коммерческие
кредиты
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
госгарантии
|
-
|
-
|
|
|
-
|
-
|
Займы,
всего
|
19460,8
|
100
|
21946,7
|
100
|
11532,0
|
100
|
из
вышестоящего бюджета
|
14760,8
|
75,8
|
16296,7
|
74,2
|
-1000,0
|
-8,7
|
у
коммерческих банков
|
4700,0
|
24,2
|
5650,0
|
25,8
|
12532,0
|
108,7
|
выпуск
облигаций
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Вывод: При анализе долговой нагрузки бюджета
Краснодарского края видно, что сумма капитального долга в 2013г. увеличилась на
63630,5 млн.руб. по сравнению с 2011г. При сравнении капитального долга с
доходами бюджета можно сделать вывод, что в 2011г. капитальный долг составлял
23,7 % от дохода бюджета, в 2012г. -37,4 %, в 2013г.-66,2%. Анализируя темпы
роста государственного долга видно, что капитальный долг в 2013г. увеличился на
159,4 %,а текущий долг на 290,4 %.Рассматривая займы видно, что в 2011г. правительство
осуществляло займы на сумму 19460,8 млн.руб., в 2012г.- 21946,7 млн.руб., в
2013г.- 11532,0 млн.руб.
Рис.9 Динамика капитального долга
Рис.10 Динамика займов
Рис.11 Структура займов ,%
5. Анализ бюджетной обеспеченности населения
субъекта федерации (муниципального образования)
а) Подберите данные, используя показатели
бюджетных доходов и расходов и численности населения территории.
б) На основании полученных данных заполните
таблицу 16, сделайте выводы о величине и динамике бюджетной обеспеченности.
в) Проиллюстрируйте ваши выводы соответствующими
диаграммами.
Таблица 16. Показатели бюджетной обеспеченности
населения субъекта Федерации (муниципального образования)
показатели
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Темп
роста, %
|
|
|
|
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2011-2013
|
Расходы
бюджета, млн. руб.
|
176517,5
|
229856,8
|
156383,8
|
130,2
|
68,0
|
88,6
|
Численность
населения, тыс. чел.
|
5230,0
|
5284,5
|
5330,2
|
101,1
|
100,9
|
101,9
|
Бюджетная
обеспеченность по расходам бюджета номинальная, руб./чел.
|
33,8
|
43,5
|
29,3
|
128,7
|
67,4
|
86,7
|
Уровень
инфляции, %
|
106,1
|
106,6
|
106,1
|
-
|
-
|
-
|
Бюджетная
обеспеченность реальная, руб./чел.
|
-
|
-
|
-
|
120,7
|
63,5
|
76,6
|
Анализируя бюджетную
обеспеченность Краснодарского края за 2011 2013г. видно, что она уменьшилась с
33,8 руб./чел. до 29,3 руб./чел. или на 13,3 % по номинальным темпам роста и на
23,4% по реальным темпам роста. При этом в 2012г. произошло увеличение
обеспеченности на 28,7 % по номинальным темпам роста и на 20,7 % по реальным
темпам роста, т.е. с учетом инфляции, а в плановом 2013г. было уменьшение
обеспеченности на 32,6 % по номинальным темпам роста и на 36,5 % по реальным
темпам роста.
Рис.12 Динамика бюджетной
обеспеченности