Структура и функции религиозно-философского подтекста в творчестве Стивена Кинга

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура и функции религиозно-философского подтекста в творчестве Стивена Кинга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра зарубежной литературы и сравнительного культуроведения




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Структура и функции религиозно-философского подтекста в творчестве Стивена Кинга


Работу выполнил

Савинова Л.С.

Научный руководитель

К.ф.н., доц

Блинова М.П.




Краснодар 2013

Содержание

Введение

. Образы Бога и дьявола в произведениях С. Кинга

.1 Интерпретация образа дьявола и мотива сделки с ним в романе «Нужные вещи» и повести «На выгодных условиях»

.1.1 Анализ романа «Нужные вещи

.1.2 Анализ повести «На выгодных условиях»

.3 Образы служителей Бога в произведениях «Жребий» и «Мораль»

. Символика архаичных верований в романе «Оно»

. Идея синтеза религий в цикле «Темная Башня»

Заключение

Список использованных источников

подтекст дьявол бог кинг

Введение

С именем Стивена Кинга прочно связан образ «короля» «литературы ужасов». Его произведения завоевали широкую популярность у массового читателя, по отношению к ним впервые был употреблен термин «мегаселлер» - бестселлер, издающийся фантастическими тиражами. Пожалуй, именно эта небывалая популярность стала главной причиной ожесточенных дискуссий о литературной и культурной ценности его творчества. Мнения читателей, исследователей и критиков о нем противоречивы, оценки колеблются от уничижительных («Феномен Стивена Кинга заключается в том, что его поточное производство несказанно далеко отстоит от настоящей литературы...» [14] до восхищенных («Стивен Кинг - не просто «король ужасов», но и один из самых блестящих и глубоких прозаиков наших дней») [34, с.12] Решением «Национального Книжного Сообщества» США в 2003 году Стивен Кинг был удостоен награды «За выдающийся вклад в американскую литературу», благодаря чему фактически встал в один ряд с такими писателями, как Джон Апдайк, Артур Миллер и Филип Рот, однако далеко не все соотечественники посчитали его достойным. Один из ведущих американских критиков Гарольд Блум утверждает, что Стивен Кинг является автором «дешевой поделки». «Если они искренне полагают, что эта литература имеет какую-либо ценность или служит эстетическому воспитанию, то это лишь признание их собственной глупости», - заявил Блум, комментируя решение «Национального книжного сообщества». [32]

Творчество Стивена Кинга, взятое в аспектах его жанрового характера, коммерческого успеха и подчеркнутой ориентации на увлекательность сюжета, часто относят к проявлениям массовой литературы. Массовая же литература, по мнению большинства ученых, представляет собой «категорию литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература». [17, с.76] Другими словами, «массовая литература» в этом случае не столько жанровое, сколько оценочное определение. Естественно, что у сторонников подобной «уничижительной» концепции есть оппоненты. Творчество Кинга как «массового» писателя с противоположной стороны начинают сопоставлять с произведениями Достоевского и Булгакова, в которых ни рамки «низкого» жанра (как в случае с детективными фабулами Достоевского), ни сюжетная интрига не препятствуют выражению философских идей. Таким образом, несмотря на то, что интеллектуальная публика в большинстве своем не жалует Стивена Кинга, вопрос о литературном статусе писателя и культурной значимости его произведений остается открытым, что определяет актуальность нашей работы.

Степень освещения его творчества в научных работах невелика. В первую очередь это объясняется, как мы уже отмечали ранее, спорным статусом писателя в литературном процессе (в частности, в России это маргинальное положение Стивена Кинга долгое время усугублялось низким качеством переводов его произведений на русский язык). В настоящее время исследования по данной теме довольно скудны и представлены в основном научно-популярными и критическими статьями поверхностного, обзорного характера, что обуславливает новизну исследования. Среди наиболее выдающихся работ стоит отметить масштабную работу Вадима Эрлихмана «Король темной стороны: Стивен Кинг в Америке и России» (более биографическое, нежели литературоведческое); послесловие Н. Пальцева к одному из первых изданий романа «Мертвая зона», «Страшные сказки Стивена Кинга: фантазии и реальность»; а также статьи Евгения Новицкого, в которых автор анализирует произведения Кинга с точки зрения их христианского потенциала. В абсолютном большинстве прочих работ, посвященных творчеству писателя, явно выделяется господствующее направление - изучение Стивена Кинга как «короля ужасов», представителя готической традиции, последователя Эдгара Аллана По и Говарда Лавкравта.

Отметим, однако, что хотя Кинг работает преимущественно в жанре триллера (который типологически действительно восходит к готическим романам), по тематическому признаку в его творчестве условно можно выделить три магистральных направления:

«психологическое», представленное наиболее обширной группой произведений. В них Кинг рассматривает внутренний конфликт личности, проявившийся на фоне необычных обстоятельств («Темная половина», «Сияние», «Мизери», «Игра Джеральда», «Долорес Клейборн» и т.д.) Как отмечает исследователь Н.Пальцев, эти произведения писателя являются кристаллизованным выражением его главного мировоззренческого интереса к «необычному, подспудному, сокровенному в человеческой натуре»;

«детское», к которому относятся такие произведения как «Оно», «Тело», «Сердца в Атлантиде» и пр. Здесь Кинг описывает детскую жизнь, развитие, влияние на формирование личности ребенка родителей, школы, описывает период взросления;

«нравственно-религиозное». В произведениях этого тематического направления Кинг с различных сторон рассматривает отношения человека и Бога, феномен веры и его противоположность - сознательный отказ от нее («Противостояние», «Безнадега», «Зеленая миля», «Жребий» и т.д.). Изучению произведений, относящихся к последнему из указанных тематических направлений в творчестве Стивена Кинга, посвящена данная работа.

Часто в своих романах Кинг затрагивает и тему Бога и Дьявола. Отсюда возникают споры: верующий ли человек Стивен Кинг? Сам писатель говорит так: «Я всегда верил в Бога. И еще я убежден, что способность верить либо заложена в нас с рождения, либо проявляется в определенный момент нашей жизни, когда мы на самом деле нуждаемся в божеской помощи, - в такие моменты люди сами для себя решают, что отныне будут верить в Бога, потому что вера обогащает нашу жизнь и делает ее проще. Поэтому лично я выбираю веру». [23, с.233]

Поэтому цель нашей работы - выяснить, как религия представлена в романах Стивена Кинга, разобрать образы Бога и дьявола на примерах нескольких произведений и определить, соответствуют ли они христианскому канону, а также рассмотреть иные религиозно-философские мотивы и образы.

В задачи работы входит: сравнить сцены из произведений Стивена Кинга с библейскими, выяснить, чем они похожи, какой смысл в них заключается; если есть различия, то разобраться, почему автор трактует их по-своему и какую мысль вкладывает; рассмотреть авторское представление образов Бога и дьявола, их интерпретацию; определить статус произведений автора в современной литературе и доказать значимость творчества.

В нашей работе мы использовали методы анализа, аналогии, классификации, дедукции и синтеза.

В первом разделе работы мы исследуем образы Бога и дьявола на примере нескольких произведений с авторской точки зрения и сравниваем ее с библейской. Далее анализируем образы священнослужителей и рассматриваем, как они представлены в романах. В следующем разделе изучаем способы представления архаичных верований и выясняем, как они перекликаются с христианскими мотивами. Последний раздел посвящен исследованию того, как автор представляет в цикле романов веру будущего на основе синтеза основных современных религий.

Работа была апробирована на студенческой научной конференции в апреле 2012 года.


.1 Интерпретация образа дьявола и мотива сделки с ним в романе «Нужные вещи» и повести «На выгодных условиях»

Тема продажи души не нова. Она часто поднимается в литературе. Нет точного определения понятию «душа». Это очень интересный и спорный вопрос, который всегда привлекает внимание людей думающих - ведь это очень благотворная почва для размышлений.

Слово «душа» имеет интересное происхождение. Душа́ пошло от др.-рус. «дѹша» и греч.- ψυχή, лат.- anima. Это нечто, что можно назвать нематериальным началом. Многие ученые, философы, литераторы долгие годы пытаются понять, что такое «душа», но почти все сходятся в одном:

это «внутренний» мир человека, его составляемая;

это источник самосознания;

она бессмертная, имеет непосредственную связь с Высшим Разумом;

это носитель разума, воли и чувств. [13]

То есть, если обобщить все вышенаписанное, получается, что Душа - это некая Высшая материя, которая является бессмертным наполнением человека, выражая его волю, разум, чувства; это внутренний мир человека, сборное понятие; это самое дорогое, самое бесценное, что есть у человека. [16, с.257]

Почему же люди добровольно жаждут не просто «отдать», а «продать» самое дорогое, что у них есть? Слово «продать» говорит само за себя - еще с древнерусского языка это слово значит, что один человек выражает свою волю отдать некую вещь (что-либо, что имеет ценность) другому человеку, взамен за это требуя с покупателя какие-либо выгоды для себя (чаще всего - это деньги, материальные ценности). Значит, получается, что Душу люди хотят продавать Дьяволу ради какой-то выгоды, которую может им дать только Он. Но дьявол берет не каждую душу: «…прежде чем что-то кому-то продавать, нужно сперва задуматься: а нужен ли Ваш товар (в данном случае - Ваша душа) покупателю (в данном случае - Дьяволу). Вы - кто? Святой праведник? Церковный иерарх? Митрополит какой-нибудь? Вы - святой человек? Если на все означенные вопросы Вы отвечаете «нет», то советую Вам крепко задуматься: а на кой Ваша душа сдалась Дьяволу? Если Вы - обычный человек, такой же, как и все: живёте потихоньку, не отличаетесь излишней святостью, не соблюдаете посты, не молитесь, грешите на каждом шагу (хотя бы в своих помыслах), то зачем Ваша душа Дьяволу? Зачем Ему у Вас её покупать? Он (Дьявол) и так её (Вашу душу) получит, когда Вы умрёте, ибо Рая божьего Вы и так не заслуживаете…» [25]

Бывает также, что Сатана заинтересовывается по какой-то причине (чаще всего, причина эта - уникальность, чистота, редкость) Душой определенного человека, и тогда Сатана Сам найдет этого человека и предложит ему сделку.

Далее мы рассмотрим, как тема сделки с дьяволом и продажи души показана в произведениях «Нужные вещи» и «На выгодных условиях».

.1.1 Анализ романа «Нужные вещи»

Согласно автору, роман является сатирой <#"justify">Амфитеатров А.В. Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков. / А.В. Амфитеатров. - СПб.: Азбука, 2010. - 384 с.

Азбука ислама. [Электронный ресурс] // ислам.ру URL: <http://www.islam.ru/book/export/html/717> (дата обращения: 6.05.2013)

Винсент Б. Темная Башня. Путеводитель / Б. Винсент. - М. : АСТ, 2006. - 240 с.

Донец А. М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы / А.М. Донец // Вест. Бурятского гос. ун-та. -2011. - № 14. - С. 210

Караперова Э. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве. [Электронный ресурс] // Пси-фактор.ру URL: http://psyfactor.org/lib/envy.htm (дата обращения: 27.04.2013)

Кинг С. Безнадега. / С. Кинг. - М. : АСТ, 2005. - 588 с.

Кинг С. Жребий. / С. Кинг. - М. : АСТ, 1975. - 148 с.

Кинг С. Как писать книги. / С. Кинг. - М. : АСТ, 2000. - 82 с.

Кинг С. Нужные вещи. / С. Кинг. - М. : АСТ, 1997. - 832 с.

Кинг С. Песнь Сюзанны / С. Кинг. - М. : АСТ, 2004. - 450 с.

Кинг С. Темная Башня. / С. Кинг. - М. : АСТ, 2004. - 98 с.

Колдовко Ю. Большое переселение души или опыт прошлых жизней. [Электронный ресурс] // Колдовко URL: http://koldovko.ru/bolshoe_pereselenie_dush_ili_opyty_proshlykh_zhiznej.html (дата обращения 4.04.2013)

Кокарев А. Стивен Кинг как зеркало нашей души. [Электронный ресурс] // URL: <http://www.ewca.ru/issues/?issue=10> (дата обращения: 6.03. 2012)

Любовь божественная [Электронный ресурс] // Азбука веры URL: <http://azbyka.ru/dictionary/11/lyubov_bozhestvennaya-all.shtml> (дата обращения: 11.04.2013)

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / СПб : Издательское общество "Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон", 1907-1909.

Мельников Н.Г. Массовая литература / Н.Г. Мельников М. : Русская словесность, 1998. - 76 с.

Митр. Филарет. Христианский катехизис. / М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. - 4 с.

Мифологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] // URL: <http://www.mifenc.ru/html/t/tartar.html> (дата обращения: 6.05.2013)

Новицкий Е. И Бог подстерегает нас. [Электронный ресурс] // стивенкинг.ру URL: <http://www.stephenking.ru/texts/articles/and_god_is_watch_for_us.html> (дата обращения: 7.05.2013)

Новицкий Е. Стивен Кинг, Фёдор Достоевский: изменилась ли цена слезы ребенка? [Электронный ресурс ] // URL: <http://mlado.org/modules/myarticles/article_storyid_156.html> (дата обращения: 7.05.2012)

Переклад порчи и перенос болезни. [Электронный ресурс] // URL: http://darkways.org.ru/statyiall/pereklad-porchi-i-perenos-bolezni (дата обращения: 4.05.2013)

Роугек Л. Сердце, в котором живёт страх. Стивен Кинг: жизнь и творчество. / Л. Роугек - М. : АСТ, 2011. - 233 с.

Сансара. [Электронный ресурс] // Скхидим.ру URL: http://www.sikhism.ru/slovar-induizm.-dzhaynizm.-sikhizm./induizm-s.html#sansara (дата обращения: 20.04.2013)

Светлый сатанизм. Антология работ Просветителя. [Электронный ресурс] // URL: siteprosveshenie2005.narod.ru/sat/index.html (дата обращения: 12.05.2013)

Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / под ред. В.Л. Телицына. - М. : Локид-пресс, 2005 - 389 с.

Темная Башня. [Электронный ресурс] // Мир темной башни URL: <http://www.darktower.ru/main.php> (дата обращения: 6.03.2013)

Топоров В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах / В.Н. Топоров. - М. : Азбука,1980. - 58 с.

Черепахи в мифологии. [Электронный ресурс] // Черепахи.ру URL: http://cherepahi.ru/v-mifologii/587-mat-cherepax.html (дата обращения: 3.02.2013)

Gerhard Dangel und Hans-W. Schmitz: Welte-Mignon Reproductions. Complete Library Of Recordings For The Welte-Mignon Reproducing Piano 1905-1932. Stuttgart, 2006.

Harold Bloom. Dumbing down American readers. [Электронный ресурс] // URL: <http://www.boston.com/news/globe/editorial_opinion/oped/articles/2003/09/24/dumbing_down_american_readers/> (дата обращения: 8.05.2012)

Mark Dery. The Pyrotechnic Insanitarium: American Culture on the Brink. / M. Dery - California: Grove Press, 1999.

Stanley Wiater, Christopher Golden, Hank Wagner. The Complete Stephen King Universe: A Guide to the Worlds of Stephen King. - St. Martin's Griffin, 2006.

Похожие работы на - Структура и функции религиозно-философского подтекста в творчестве Стивена Кинга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!