Участие российских страховщиков на международном страховом рынке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    91,86 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участие российских страховщиков на международном страховом рынке



Курсовая работа

Участие российских страховщиков на международном страховом рынке


Введение


Данная курсовая работа посвящена международному страховому рынку и участию в нем российских страховщиков. В условиях рыночной экономики страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Страхование сопровождает все важные экономические процессы и сделки, обеспечивает устойчивость, непрерывность и выживаемость бизнеса, его воспроизводство.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что роль страхования и, соответственно, страховщиков в международных отношениях очень велика. Россия активно участвует в международной деятельности, поэтому нельзя оставить без внимания российских страховщиков. Страховщики обеспечивают необходимый уровень социальной защиты населения, а так же являются крупнейшими инвесторами, как в рамках национальных экономик, так и в международном масштабе.

Предмет исследования в данной работе - международный рынок страхования и рынок страхования в России.

Объектом исследования выступают участники страховой деятельности, как зарубежные, так и отечественные, и современные тенденции развития сферы страхования в России и в мире.

Целью курсовой работы является изучение международного страхового рынка, его структуры и участников, рассмотрение направления и тенденций его развития, а так же обозначить роль российских страховщиков на международном страховом рынке.

Основными задачами данной работы являются:

охарактеризовать страховой рынок, его структуру;

выделить тенденции и направления его развития;

рассмотреть правовое обеспечение мирового страхового рынка;

исследовать российский страховой рынок и его роль на международном страховом рынке.

1. Теоретические основы международного страхового рынка

 

1.1 Понятие страхования и страхового рынка, его участники и структура

страхование правовой международный

Существует множество определений понятие «страхование». Внешнеэкономический толковый словарь приводит следующее определение: страхование - система мероприятий по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (страховых премий).

Еще одно определение выглядит следующим образом: страхование - система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм.

В страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использованием соответствующего фонда - страховщика и юридических и физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи, - страхователей, взаимные обязательства которых регламентируются договором страхования в соответствии с условиями страхования. Участниками страховых отношений могут выступать также третьи лица: застрахованный и выгодоприобретатель - лицо, назначенное для получения страхового возмещения.

Объектом страховой защиты являются имущественные интересы страхователей. Интересы могут быть связаны с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); с ответственностью юридических или физических лиц за вред, причиненный третьим лицам (страхование ответственности), связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица (например, Зеленая карта). Так же существуют специальные виды страхования, такие как: страхование иностранных инвестиций, морское страхование, медицинское страхование, страхование банковских вкладов. Внутри каждой из этих отраслей выделяются различные виды страхования. Например, по классификации стран ЕЭС существует 18 видов имущественного страхования. По сроку договора страхование может быть бессрочным, или пожизненным, и временным: краткосрочным (от нескольких месяцев до года), долгосрочным (от 1 до 5 лет) и до определенного срока.

Существуют следующие формы страхования: добровольное, которое осуществляется по воле сторон (например, автомобильная страховка КАСКО) и обязательное, которое осуществляется в силу закона (например, ОСАГО).

Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховщиков, которые принимают участие в оказании соответствующих услуг.

Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности.

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи - физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования.

Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования, определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

Международный страховой рынок - совокупность национальных и региональных рынков страхования. В узком смысле слова, в качестве международного рынка выступают локальные страховые рынки, характеризирующиеся высоким удельным весом международных страховых операций (Нью-Йорк, Лондон, Цюрих). Например, Лондонский международный страховой рынок - крупнейший международный рынок торговли страховыми крупными внешними рисками, не относящимися к страхованию жизни. Он представляет, собой уникальную концентрацию страховых и перестраховочных компаний. Рынок составляют «Ллойд» (английская корпорация страховщиков) и страховые (перестраховочные) компании.

На международном страховом рынке определенную роль в регулировании страховой деятельности, выработки международных условий страхования играют международные организации: Международный союз морского страхования, Международный союз авиационных страховщиков, Международный союз страховщиков кредитов и другие.

 

1.2 Направления и тенденции развития международного страхового бизнеса


Во второй половине ХХ века мировой страховой рынок вступил в новую фазу развития. Проходя через цепочку кризисов, потрясающих различные его сегменты, приспосабливаясь к быстро меняющейся экономической ситуации, рынки страховых услуг различных стран стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Эта тенденция объединения затронула все сферы страхового бизнеса.

Глобализация мировой экономики в полной мере затрагивает и мировой рынок страхования, который является важнейшим элементом системы современных экономических отношений. Глобализация мирового рынка страховых услуг проявляется главным образом в процессе стирания законодательных и экономических барьеров национальными страховыми хозяйствами. Основными направлениями развития международного страхового бизнеса являются:

слияние и поглощение субъектов страхового рынка в лице страховых и перестраховочных компаний и, как следствие, формирование крупнейших транснациональных страховых обществ;

формирование крупнейших международных страховых брокеров путем слияния и приобретения мелких и средних посредников;

переплетение страхового, банковского и ссудного капиталов с формированием транснациональных финансовых групп, что дает возможность потребителю получать целый комплекс финансовых услуг в рамках одной группы;

появление новых форм и видов страховых услуг вследствие изменяющегося спроса на традиционные страховые услуги;

либерализация торговли страховыми услугами и расширение доступа иностранных операторов страхового рынка на ранее недоступные национальные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Азии;

изменение рыночной среды в условиях возможности использования Интернета для предоставления страховых услуг;

увеличение масштабов страховых убытков в результате развития урбанизации, технического прогресса, удорожания частной и корпоративной собственности, влияния глобальных климатических изменений.

Одной из основных тенденций развития мирового страхового рынка на современном этапе является повышение роли и значения институтов и институциональных структур, которые на мировом страховом рынке выполняют посреднические функции в распределении финансовых ресурсов.

Институциональные структуры на мировом страховом рынке создаются непосредственно участниками мирового страхового рынка - международными страховыми компаниями, глобальными страховыми брокерами, профессиональными объединениями специалистов в сфере страхования.

Современное состояние развития страхового рынка в индустриально развитых странах Запада характеризуется усилением тенденции к монополизации и концентрации капитала в страховании. Можно выделить четыре организационных формы проявления этой тенденции:

1    Горизонтальная интеграция - сосредоточение у небольшого количества значительных страховых компаний все большего объема страховых премий и страховых услуг.

2        Вертикальная интеграция - проникновение страховых компаний к другим сферам, которые связаны со страхованием (банковская, биржевая деятельность).

3        Создание транснациональных страховых компаний пока еще значительно не распространилось в страховании, однако это явление существует и имеет тенденцию к развитию.

4        Диверсификация - расширение инвестиционной сферы деятельности на отрасли, которые прямо не связаны со страхованием. Таким образом, небольшие страховые компании пытаются выжить в условиях заострения конкуренции и приобрести дополнительный и более постоянный источник прибылей, которые нужны для покрытия расходов из страхования, которые растут.

Основными тенденциями развития мирового страхового рынка в целом на современном этапе являются:

1    1 возрастающая роль институтов и институциональных структур, формирование финансовых конгломератов на мировом страховом рынке;

2        развитие инновационных страховых продуктов;

         коммерциализация сферы страхования экспортных кредитов и инвестиций, института, который создавался государствами в качестве меры поддержки национального экспорта;

         расширение географии деятельности крупнейших участников мирового страхового рынка, увеличение объема и масштаба их операций в отсутствие должного наднационального регулирования за их деятельностью;

         усиление регулирования участников мирового страхового рынка, что вынуждает этих участников корректировать стратегии и методы управления.

Практика страхования нуждается в качественном маркетинговом инструментарии для изучения рыночных реалий и потребностей страхователей. На современном этапе страховые организации начинают более серьезно относиться к внедрению финансового менеджмента; возрастает осознание страховщиками значимости современных информационных технологий и востребованность автоматизации различных сторон страхового бизнеса. Идет поиск новых, более эффективных форм взаимодействия страховых организаций с потребителями страховых услуг. Качественный страховой сервис становится серьезным конкурентным преимуществом.

 

1.3 Правовое обеспечение функционирования международного страхового рынка


Целью регулирования страховой деятельности в первую очередь (как в России, так и за рубежом) является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей.

Страны Европейского союза (ЕС) имеют собственные системы правового регулирования страхования, которые действуют на условиях координации на уровне директив ЕС.

Цель принятия таких директив состоит прежде всего в ликвидации барьеров в торговле страховыми услугами между странами ЕС.

Некоторые директивы устанавливаю юридически обязательные в рамках ЕС стандарты, которые постепенно вводятся и в национальное законодательство.

Страны-участницы Европейского союза сохраняют самостоятельность в вопросах правового регулирования страховой деятельности, и их деятельность направлена на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков при одновременном снижении внимания к тарифам и страховому продукту.

Во многих странах ЕС ведется тщательный и постоянный контроль за страховыми структурами, которые предоставляют годовые отчеты о проведенных операциях, о балансе по операциям, сведения о платежеспособности. В целях обеспечения надежности страховых организаций используются резерв платежеспособности и технические резервы, минимальные уровни которых определяются в рамках Европейского союза.

В некоторых директивах ЕС содержатся общие нормы, регулирующие страховое дело, а именно вопросы, касающиеся лицензирования страховой деятельности, правил размещения страховых резервов, форм и сроков предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, регистрации страховых брокеров, приостановления и отзыва лицензий на право осуществления страховой деятельности и др.

Правовое регулирование страховой деятельности в странах Европейского Союза осуществляется в основном на основании таких нормативных актов:

1      Договора об основании Европейского экономического сообщества (Рим, 25 марта 1957 г.),

2        Общего Европейского Акта (Люксембург, 17 февраля 1986 г.),

         Договора о Европейском Союзе (Маастрихт, 17 февраля 1992 г.),

         Первой Директивы Совета №73/239ЕЭС от 24 июля 1973 г.,

         Второй Директивы Совета №88/357/ЕЭС «Относительно согласования законов, подзаконных и административных положений относительно прямого страхования, кроме страхования жизни, и определяет положения для упрощения эффективного пользования свободой предоставления услуг и о внесении изменений в Директиву №73/239/ЕЭС» от 22 июня 1988 г.,

         Директивы Совета №90/619/ЕЭС «Относительно согласования законов, постановлений и административных положений, которые касаются прямого страхования жизни, определяет положения для упрощения эффективного использования свободы предоставления услуг и вносит изменения в Директивы 79/267/ЕЭС» от 8 ноября 1990 г.,

         Рекомендаций Комиссии относительно страховых посредников (Брюссель, 18 декабря 1991 г.),

         Директивы Совета №91/674/ ЕЭС «О годовой отчетности и консолидации счетов страховых предприятий» от 19 декабря 1991 г.,

         Директива Совета №92/96/ ЕЭС «Относительно согласования законов, подзаконных и административных положений, которые касаются прямого страхования жизни и о внесении изменений в директивы 79/267/ЕЭС и 90/267/ЕЭС (третья директива которая касается страхования жизни)» от 10 ноября 1992 г.,

         Директивы 2000/26/ ЕЭС Европейского Парламента и Совета «О сближении законов государств-членов относительно страхования гражданской ответственности собственников автотранспортных средств и о внесении изменений и дополнений в Директивы Совета №73/239/ЕЭС и №88/357/ ЕЭС (четвертая Директива страхования ответственности)» от 16 мая 2000 г.

В США и Канаде в разной степени ответственность за регулирование страхового рынка разделена между центральными и региональными (местными) органами власти. Здесь практически отсутствует регулирование страхования на федеральном уровне, и сформировались независимые системы регулирования страхования в каждом отдельном штате. Федеральные органы осуществляют регулирование страхование особо важных объектов: ядерное страхование, страхование от наводнений, против преступлений и т.д.

Координирующим органом на федеральном уровне является саморегулирующая система, представленная Национальной ассоциацией страховых комиссаров, регуляторов отдельных штатов и не является органом федеральной власти. Ее деятельность направлена на стабилизацию законов государственного страхования.

В Канаде регулирование страховой деятельности осуществляется как на федеральном (за деятельностью федеральных страховщиков) уровне, так и на региональном (за страховщиками, осуществляющими страховую деятельность исключительно в провинции). Здесь частично действует тарифный надзор по определенным видам страхования.

Страховой рынок Японии является вторым по величине национальным рынком в мире после США. Развитие страхового дела в Японии началось после реставрации династии Мэйдзи (1867-1868 гг.). К моменту принятия первого закона «О страховании» действовали уже 43 страховых компаний. Начало регулирования страхового дела в Японии началось с принятием в 1898 г. Коммерческого кодекса, который содержал положения о наблюдении за деятельностью страховщиков. Кроме закона был издан императорский указ об иностранных страховщиках на территории Японии и надзоре за ними.

В 1900 г. для надзора за страховщиками в Бюро по бизнесу и промышленности при министерстве по делам сельского хозяйства и предпринимательства был учрежден отдел по страхованию. В 1941 г. надзор за страховым бизнесом был передан в министерство финансов.

усиления конкурентоспособности и повышения эффективности за счет уменьшения вмешательства государства в экономику;

либерализации страхового бизнеса;

обеспечения равенства и справедливости при проведении страховой деятельности.

В рамках либерализации были отменены жесткое тарифное регулирование в рисковом страховании и так называемая «конвойная система», при которой правительство устанавливало одинаковые темпы развития для всех участников рынка.

Вместе с тем новый закон «О страховании» предусматривает дальнейшую регламентацию страхового дела, в частности, лицензирование каждого вида страхования, введение института брокеров, установление уровня платежеспособности, необходимость создания страховщиками гарантийных фондов (наличный депозит или залог ценных бумаг).

Страховые компании не могут заниматься иной деятельностью, кроме страховой. Согласно закону «О страховании» страхование имеет две отрасли: страхование жизни и иные виды. Страховщикам запрещено проводить операции по этим отраслям одновременно.

Краткий анализ страхового рынка зарубежных стран показывает, что система страхования каждой из них является составной частью международного страхового рынка. Вместе с тем страхование выступает важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8-12% национального продукта.

Аккумулируемые страховыми организациями денежные средства служат источником крупных инвестиций. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний.


2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке.

 

2.1 Страховой рынок России и его правовое обеспечение


История страхования в России имеет глубокие корни. Так, первым по времени было морское страхование. Екатерина II, озабоченная развитием морской торговли, издала в 1781 году «Устав купеческого водоходства, заключавший в себе постановление о морском страховании». Страхование от огня начиналось в России также во времена Екатерины II (Россия считается родиной страхования от огневых рисков).

За короткое время возникли новые страховые общества: в 1867 году - «Русское», в 1870 - «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», в 1872 году - «Северное», «Якорь», «Волга».

В 1903 году 141 крупнейшая фирма центрального промышленного района создала в Москве Российский взаимный страховой союз, осуществляющий страхование от огня движимого и недвижимого имущества.

К 1913 году русские страховые общества владели уже значительными капиталами (активы составляли 374 млн. руб.) и играли большую роль в экономике страны.

Страховое дело после Октябрьской революции прошло три этапа:

1    Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 года учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования.

2        Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 года «Об организации страхового дела в Российской республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах.

         Утверждение ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 года «Положения о государственном страховании в СССР», где было записано, что страхование во всех видах является государственной монополией.

Главным управлением государственного страхования в СССР был Госстрах. До 1958 года система Госстраха была жестко централизованной в масштабе СССР. С 1958 года часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик.

В конце 1988 - начале 1989 годов в России действовало уже около 100 новых страховых организаций, а в феврале 1989 года создано первое их объединение - Ассоциация советских страховых организаций (АССО), объединившая страховые организации России, Украины, Молдавии, Прибалтики.

В 1992 году, после распада СССР, согласно Указу Президента РФ от 29 января 1992 года государственные и муниципальные страховые предприятия могли преобразоваться в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и отрытого типов и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), а на базе правления Госстраха был создан Росгосстрах.

Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:

1    укрепление негосударственного сектора экономики;

2        рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда.

         сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.

Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.

В Гражданском Кодексе РФ (ч. 1 ст. 927, 929, 934, 942 ГК РФ) выделяются две отрасли страхования.

К имущественному страхованию относится страхование имущественных интересов (как объектов страхования) юридических, физических лиц, связанных с материальными ценностями (благами), такими, как:

имущество разных видов, представленное в ст. 128 ГК РФ как объект гражданских прав;

доходы (убытки) от использования, применения, хранения (размещения) имущества или возможные денежные расходы (выплаты) в связи с гражданской ответственностью лица за причинение вреда другим юридическим, физическим лицам (в том числе нанесенного нарушением договора).

Личное страхование представляет страхование имущественных интересов (как объектов страхования) физических лиц, связанных с нематериальными ценностями и уровнем их жизни, такими как:

жизнь, здоровье, трудоспособность людей;

доходы (дополнительные расходы), определяющие уровень (качество) жизни людей.

Цель и полномочия страхового надзора установлены в Законе РФ «Об организации страхового дела», Постановлениях Правительства РФ от 08.04.2004 г. №203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. №330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являются экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства и перестрахование.

И в последнее время рассмотрение данного вопроса существенным образом активизировалось, став основным вектором изменений в страховом законодательстве.

Так, в апреле 2010 года в рамках изменений к Федеральному закону от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» было зафиксировано увеличение требования к минимальному уставному капиталу страховщиков с 01. 01. 2012 г. с 30 млн. рублей до 120 млн. рублей (кроме страховщиков, осуществляющих исключительно медицинское страхование, минимальный размер уставного капитала которых устанавливается в сумме тридцать миллионов рублей), и определены меры по предупреждению несостоятельности и особенности банкротства страховых организаций. В сентябре-октябре 2010 года, в соответствии с проектом ФЗ №391338-5 также будет законодательно предусмотрено уточнение требований к структуре капитала страховой организации, введение системы внутреннего контроля и аудита, введение процедуры финансового мониторинга страховых организаций со стороны ФССН на основе систематизированного перечня финансовых показателей, возможность привлечения субординированных займов, определение процедуры передачи страхового портфеля и введение 2-летнего запрета на профессию для топ-менеджеров компаний, лишившихся лицензий.

Современный страховой рынок России стабильно развивается, хотя и несколько отстает от зарубежных «коллег». Значительные преграды развитию создает отсутствие страховой культуры у населения. Однако перспективы развития страхования в России оптимистичны.

2.2 Регулирование деятельности российских страховщиков на международном рынке


16 декабря 2011 года был подписан протокол о присоединении России к ВТО. По этой причине возникли актуальные вопросы касательно развития российского страхового рынка за рубежом. Следует ли ожидать массового выхода российских страховщиков на зарубежные рынки страхования и как это отразится на национальном рынке страховых услуг.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Наличие собственных филиалов за рубежом, безусловно, может стать конкурентным преимуществом для российской страховой компании. Тем не менее массового выхода российских страховщиков на иностранные страховые рынки ожидать не следует. Свои филиалы за рубежом смогут открыть лишь 3-5 российских страховщиков».

Причины могут быть разные. Для развитых рынков, в первую очередь рынков стран ЕС, основным ограничением станет необходимость выполнения требований Solvency II, предполагающих, помимо наличия капитала, крайне высокий уровень организации управленческого учета. Кроме того, чтобы хоть как-то конкурировать с иностранными страховщиками на развитых страховых рынках, российские компании должны будут существенно повысить собственные эффективность и клиентоориентированность.

Для рынков развивающихся стран основную роль будут играть институциональные ограничения. Во-первых, целый ряд стран СНГ не являются членами ВТО (Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан). Во-вторых, обязательства по либерализации рынков финансовых услуг берут на себя не все члены ВТО, многие из них предпочитают брать такие обязательства лишь частично. При этом все чаще практикуются двусторонние договоренности по открытию финансовых рынков. Формальное открытие рынков сопровождается зачастую жесткими ограничениями на вход. Наиболее распространенные ограничения - по форме присутствия (филиалы, совместные предприятия, дочерние компании), по уровню надежности (требования к капиталу, тестирование финансового состояния), по суммарной доле в УК, по размещению страховых резервов. Так, чтобы открыть филиал на украинском страховом рынке, компания-нерезидент должна иметь капитал не ниже 150 млн евро (6 756,27 млн рублей по курсу ЦБ на 12.12.13) и рейтинг надежности определенного уровня.

Требованию по капиталу в настоящий момент удовлетворяют порядка 10 российских страховщиков.

В таблице 1 приведены примеры либерализации страховых рынков развивающихся стран.

Таблица 1 - примеры либерализации страховых рынков развивающихся стран

Страна

Присутствие иностранцев

Государственная политика

Страны ЦВЕ

Рыночная доля иностранных страховых компаний варьируется от 50 до почти 100%. При этом наибольшая доля иностранцев отмечается в сегменте «life».

Основными условиями вступления стран ЦВЕ в ЕС были сокращение доли государства на страховом рынке, а также отмена барьеров для проникновения и равноправного функционирования иностранных страховых компаний на национальных рынках. Иностранные страховые компании получили поддержку местных правительств.

Индия

Нет данных

Индия вступила в ВТО с 1-го января 1995 года. Индия не взяла на себя каких-либо обязательств по либерализации страхового рынка. С 2001 года нерезиденты-страховщики получили право открывать совместные предприятия с местными компаниями и владеть долей в капитале не выше 26%.

Китай

В общей сложности на долю нерезидентов приходится лишь 6% рынка (данные 2007 года).

Китай вступил в ВТО 11-го декабря 2001 года (переходный период - 3 года). Китайское законодательство предъявляет жесткие требования по капитализации (5 млрд. долл.) и уровню рейтинга к страховым компаниям-нерезидентам. Сначала иностранная компания получает право открыть в КНР свое представительство, и только через два года может подавать заявку на получение лицензии. Обязательные виды страхования закреплены только за китайскими национальными компаниями. Для занятия страхованием жизни необходимо найти местного партнера - финансовую или промышленную компанию.

Украина

26,5% от УК на конец 2010 года (19,5% на конец 2007 года), рыночная доля компаний с иностранным участием - порядка 60% от объема реальных страховых взносов.

Украина вступила в ВТО 16-го мая 2008 года. Приход филиалов иностранных страховых компаний отсрочен на 5 лет. Помимо требований к собственному капиталу страховщика-нерезидента выдвигается также требование к наличию у него рейтинга надежности определенного уровня. Кроме того иностранная страховая компания, открывающая свой филиал на Украине, должна быть расположена на территории стран или отдельных территорий, не имеющих оффшорного статуса (по версии ОЭСР).


2.3 Перспективы российских страховщиков на международном страховом рынке




Страхование в России - развитая отрасль с большими перспективами, что наглядно продемонстрировал кризисный период. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 июня 2013 года зарегистрированы 454 страховщика, из них 443 страховые организации и 11 обществ взаимного страхования. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 1 полугодие 2013 года составила соответственно 467,54 и 194,39 млрд руб. (113,3% и 115,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года).

Таблица 2 - общие сведения о страховых премиях и выплатах за 1 полугодие 2013 года.

Отрасль, несмотря на наличие внутренних ресурсов для развития, только выиграет от дополнительной внешней поддержки. Наиболее перспективными видами страхования в России можно считать страхование недвижимости, автокаско, ДМС, страхование от НС, а также страхование жизни. Последний вид имеет принципиальное значение для экономики, поскольку способен обеспечить ее длинными деньгами.

Необходимость наличия стабильного их источника особо отмечается ведущими политиками и экономистами страны. Пока страхование жизни в России развито недостаточно. То, что российский страховой рынок активно развивается и показывает хорошие результаты, говорит в пользу постепенной интеграции отечественного и зарубежного страхования. Это уже происходит в силу объективных причин. С одной стороны, развитие экономики России делает ее привлекательной для иностранных компаний, инвестиции которых требуют страхования.

С другой - перспективный сам по себе страховой рынок также является выгодным объектом вложения зарубежного капитала. Таким образом, происходит всесторонняя интеграция: создается единое экономическое пространство во многих областях экономики, в частности - в сегменте страхования, куда выходят крупные иностранные компании. Чем интенсивнее экономика России будет продолжать свой рост, тем активнее и заметнее будут протекать интеграционные процессы. Некоторые крупнейшие страховщики с исключительно российским капиталом постепенно выходят на рынки ближнего зарубежья. Одновременно уже сейчас многие крупные риски перестраховываются за рубежом, и многие российские страховщики имеют либо участие иностранцев в своем капитале, либо иностранного партнера. Единое экономическое пространство требует общих усилий в борьбе с рисками. Особенно это стало очевидно на фоне крупных экологических катастроф, в частности - во время ситуации в Мексиканском заливе. Концентрация крупных рисков у узкого круга страховщиков ставит под угрозу стабильность и может привести к большим трудностям при выплате возмещений. Партнерство между отечественными и мировыми страховщиками позволяет достичь качественно нового уровня устойчивости экономики к различным негативным обстоятельствам.

В настоящее время страхование подошло к такому рубежу, после которого его структура может претерпеть серьезные изменения. Есть основания предполагать, что следующая волна роста будет ещё более мощной и продолжительной, а объем рынка, как прогнозируют специалисты, к 2016 г. может увеличиться в семь раз.


Заключение


В данной работе были реализованы поставленные цели: изучен международный страхового рынка, его структура и участники, были рассмотрены направления и тенденций его развития; была обозначена роль российских страховщиков на международном страховом рынке и перспективы развития.

Страхование - это особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страхование включает различные виды страховой деятельности, которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Задачей страхования является обеспечение непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного воспроизводства, то есть обеспечение социальной и экономической стабильности в обществе за счет полноты и своевременности возмещения ущерба; участие временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций. Страховой бизнес является частью системы финансовых отношений общества, так как связан с формированием и использованием страховых денежных фондов.

Развитие мирового страхового рынка осуществляется под влиянием многих факторов и объективных обстоятельств, таких как, например, стихийные природные катастрофы; техногенные аварии; распространение терроризма; развитие рынка интеллектуальной собственности, рост благосостояния населения и так далее.

Говоря о России, можно сказать, что начиная с середины 2012 года, российский рынок страхования демонстрировал повышение темпов роста, которые в дальнейшем оставались на достаточно высоком уровне. Перспективы развития страхового рынка в России зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации; часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ.

.        Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» №4015-1 от 27.11.1992 г.

.        Проект Федерального закона №391338-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.07.2010)

.        Брызгалин А. Страховые взносы в 2012 году. - Изд-во: Налоги и финансовое право, 2012. - 156 с.

.        Веселовский М.Я. Страховой сервис. - Изд-во: Альфа-М, 2012. - 288 с.

7.              Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - 274 с.

8.       Гаврилова С.С. Страхование: Учебное пособие. - Изд-во: Эксмо, 2010. - 304 с.

.        Роик В.Д. Обязательное медицинское страхование. Теория и практика. Учебное пособие. - Изд-во: Дело и сервис (ДиС), 2013. - 208 с.

.        Скамай Л.Г. Страховое дело: учебное пособие. - Изд-во: ИНФРА-М, 2012. - 324 с.

11.     Якубец А.В. Национальные системы страхования // «Финансовая аналитика: проблемы и решения» // 31 (37) - 2011 август

.        Официальный сайт европейской комиссии - http://ec.europа.eu

.        Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» - http://rаexpert.ru/

.        Информационный портал - http://ermаkinfo.ru/

15.            Официальный сайт службы Банка России по финансовым рынкам - http://www.fcsm.ru/

Похожие работы на - Участие российских страховщиков на международном страховом рынке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!