Торгово-экономические отношения России и США в современных условиях
Введение
Глобализация, регионализация, международная
интеграция, − вот основные тенденции развития сегодняшней
действительности. Все страны мира в большей или меньшей степени прибегают к
международному сотрудничеству, создавая между собой прочные торговые,
политические, культурные связи. Деятельность мощных ТНК, интеграционных
объединений, международных организаций приводит к размыванию экономические
границ и формированию единого мирового рынка. Россия, теснейшим образом
связанная с остальным миром, в полной мере испытывает влияние происходящих в
мире глобализационных процессов и активно функционирует на этом рынке.
Экономические связи США с Россией представляют
собой важный элемент двусторонних отношений. В 90-е годы ХХ столетия для них
была в основном создана новая организационно-правовая основа: заключен ряд
договоров и соглашений о развитии торговли, содействии капиталовложениям,
сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных вопросах и т.п. [1, c.13].
Отдельные разногласия США с Россией в
политической сфере не мешают развитию двусторонних торговых отношений, которые
являются ведущей формой экономических отношений двух стран. США традиционно
являются одним из ведущих торговых партнеров РФ. В 2012 г. товарооборот двух
стран достиг 28,3 млрд. долл., при этом российский экспорт составил 13 млрд.
долл., а импорт из США- 15,3 млрд. долл.[7].
Интенсивный рост масштабов двусторонней торговли
обусловлен обоюдными интересами. США стремятся диверсифицировать поставки нефти
из-за рубежа, уменьшить зависимость от основных экспортеров нефти, в частности
из Ближнего Востока. Для России чрезвычайно важным являются закупки новейшего
оборудования США для освоения новых месторождений углеводородов, модернизации
обрабатывающих отраслей экономики, улучшения инфраструктуры, повышения уровня
жизни населения [1, c.14].
Данная курсовая работа посвящена экономическим
отношениям России и США. Актуальность изучения российско-американских отношений
в первую очередь в том, что эти отношения оказывают большое воздействие на
происходящие в России экономические и политические процессы. Сегодня Америка
является одним из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что
объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам
экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом
Россия рассматривает США в качестве особого партнера в сфере
внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью США в мировой
экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового
потенциала.
Целью курсовой работы является изучение
торгово-экономических отношений России и США в современных условиях.
Следовательно, были поставлены следующие задачи:
изучить договорно-правовую базу экономических
отношений;
рассмотреть динамику и структуру взаимной
торговли товарами;
ознакомиться с Российско-американской торговлей
услугами;
обозначить инвестиционное взаимодействие России
и США;
выявить возможные проблемы и перспективы
сотрудничества России и США.
При написании курсовой работы использовались
данные официальных сайтов Российских ведомств (ФТС, Минпромторг, Центральный
банк и др.), статьи Российского внешнеэкономического вестника и др.
1. Торговое сотрудничество России и
США
.1 Договорно-правовая база,
регулирующая торговые отношения РФ и США
Экономическое сотрудничество со странами Америки
направлено на обеспечение рациональной, основанной на сравнительных
преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для
диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных
позиций российских компаний на рынках стран Америки.
Основополагающим документом, регулирующим
торгово-экономические отношения России с США, является межгосударственное
Соглашение о торговых отношениях между СССР и США (1990 г.), введенное в
действие применительно к России в 1992 г. В 1993 г. вступил в силу Договор об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал [4].
Договор о поощрении и взаимной защите
капиталовложений был подписан в 1992 г., однако не был ратифицирован Россией,
т.к. противоречил заявленным нашей страной позициям в переговорном процессе по
вступлению в ВТО.
Кроме того, между Россией и США действует целый
ряд межправительственных соглашений, регламентирующих отношения в отдельных
областях сотрудничества, в том числе: о научно-техническом сотрудничестве в
области топлива и энергии (июнь 1992 г.); относительно использования
высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (февраль 1993 г.); о
воздушном сообщении (январь 1994 г., с изменениями и дополнениями от апреля
1999 г.); об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США (1996
г.); по морскому транспорту (июнь 2001 г.); о научно-техническом сотрудничестве
(декабрь 2005 г.); несколько соглашений о сотрудничестве в исследовании и
использовании космического пространства в мирных целях [4].
По итогам встречи Президента Российской
Федерации Д.А. Медведева и Президента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы в
Лондоне 1 апреля 2009 г. принято Совместное заявление президентов, в котором
закреплена нацеленность сторон на сохранение накопленного позитивного опыта и
стремление к дальнейшему наращиванию взаимодействия в экономической сфере,
повышению межправительственной координации мер содействия развитию двусторонних
торговых и инвестиционных проектов. Наиболее перспективные направления
сотрудничества были зафиксированы также в тематических совместных заявлениях
Президентов в ходе визита в США Д.А. Медведева 23-25 июня 2010 г. - о
стратегическом партнерстве в области инноваций, о сотрудничестве в области
энергоэффективности, о содействии повышению открытости государственного
управления [4].
С декабря 2009 г. на регулярной основе ведется
экономический диалог по линии внешнеполитических ведомств России и США под
председательством первого зам. министра иностранных дел А.И. Денисова и
старшего зам.госсекретаря по экономике, энергетике и сельскому хозяйству Р.
Хорматса. 24 марта 2011 г. в Москве состоялось очередное заседание экономдиалога,
на котором были обсуждены вопросы расширения торгово-инвестиционных связей,
деятельности двусторонней Президентской комиссии, а также перспективы развития
сотрудничества в рамках многосторонних международных экономических форматов,
включая «восьмерку», «двадцатку», ВТО, ОЭСР и АТЭС [4].
В рамках созданной по результатам визита Б.
Обамы в Москву 6-8 июля 2009 г. российско-американской Президентской комиссии
сформированы, в том числе, рабочие группы по развитию деловых связей и
торгово-экономическим отношениям, энергетике, сельскому хозяйству, науке и
технологиям, космосу. Во всех из них проведена межведомственная работа по
формированию повестки дня, в рамках которой начинается реализация конкретных
совместных проектов, в первую очередь, в сфере коммерциализации новаторских
идей, высоких технологий и энергоэффективности. В ходе очередной встречи
президентов, состоявшейся «на полях» саммита «Группы восьми» в Довиле (Франция)
26-27 мая с.г., объявлено о создании рабочих групп по инновациям и правовым вопросам.
Развивается диалог по линии деловых кругов
России и США. 6 июня 2008 г. на XII Петербургском международном экономическом
форуме президенты РСПП и Торговой палаты США А.Н.Шохин и Т. Донохью подписали
соглашение о сотрудничестве и учреждении российско-американского
бизнес-диалога. По итогам визита в США в марте 2009 г. делегации РСПП во главе
с А.Н.Шохиным было принято совместное заявление РСПП и Торговой палаты США, в
котором зафиксированы основные принципы сохранения и укрепления долгосрочных
взаимовыгодных партнерских связей между деловыми кругами России и США [4].
В рамках работы Петербургского международного
экономического форума под председательством А.Н. Шохина традиционно проводится
круглый стол «Бизнес-диалог Россия-США», на котором помимо руководителей
ведущих российских и американских компаний присутствуют и выступают
высокопоставленные госпредставители двух стран.
Важную роль в развитии диалога также играют
Российско-американский Совет делового сотрудничества (РАСДС) и
Американо-Российский деловой совет (АРДС), очередное заседание которого
состоялось 20-21 октября 2010 г. в г. Сан-Франциско под девизом «От Кремниевой
Долины до Сколково: партнерство в сфере инноваций» [4].
По линии АРДС и Торговой палаты США (при
содействии РСПП) в ходе российско-американского саммита в июне 2010 г. был
организован деловой круглый стол с участием Президентов России и США по
проблематике двустороннего экономического сотрудничества. «На полях» встречи
были заключены крупные коммерческие сделки по передаче технологий и выполнению
высокотехнологичных заказов между «Ростехнологиями» и компаниями «Боинг»,
«Камминз» и «Эм-Эй-Джи» [4].
Основным инструментом развития
внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе
являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 11
МПК со странами Америки. Кроме того, действуют Комиссии высокого уровня с
Бразилией и Венесуэлой и Рабочая группа по развитию деловых связей и
торгово-экономическим отношениям Российско-Американской Президентской комиссии
[5].
В целях реализации Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического
курса Российской Федерации» и Концепции внешней политики Российской Федерации,
утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. №
Пр-251, перед МПК поставлены новые задачи по реализации целей
внешнеэкономической политики на американском континенте в т.ч.: обеспечение ведущих
позиций России на перспективных рынках; продвижение конкретных проектов
сотрудничества в различных областях экономики и других сферах взаимного
интереса с целью укрепления российского присутствия в странах региона;
качественное наращивание равноправного, недискриминационного
торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на постоянной основе
[5].
Основные задачи:
обеспечение рациональной, основанной на
сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике,
создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности,
укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки;
обеспечение деятельности Рабочей группы по
развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям Российско-Американской
Президентской комиссии;
более активное использование возможностей
межправительственных комиссий со странами Америки для продвижения интересов
российских компаний на рынках стран Америки;
подготовка экономической составляющей визитов и
переговоров на межгосударственном и межправительственном уровнях;
дальнейшее формирование отношений
стратегического партнерства со странами Латинской Америки и Карибского
бассейна, наращивание российского экономического присутствия на рынках этих
стран;
продолжение работы по налаживанию взаимодействия
с органами государственной власти и деловыми кругами стран Америки,
международными организациями и региональными объединениями с их участием по
вопросам внешнеэкономического сотрудничества.
Решением Президентов России и США в июле 2009 г.
создана Российско-Американская Президентская комиссия, в которую входит Рабочая
группа по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям (РГ).
На заседании РГ 18 марта 2013 г. в Вашингтоне
под сопредседательством ее координаторов - заместителя Министра экономического
развития Российской Федерации А.Е. Лихачева и заместителя Министра торговли США
М. Камуньеза принят План действий РГ на 2013 - 2014 годы [5].
мая 2013 г. в Москве состоялось двустороннее
совещание Рабочей группы.
Принятые в рамках РГ совместные документы:
Меморандум о структуре и порядке функционирования РГ, Меморандум между
Минэкономразвития России и Администрацией малого бизнеса США о взаимодействии в
сфере малого и среднего предпринимательства, Меморандум между Минэкономразвития
России и Министерством торговли США о намерениях по вопросам содействия
инвестициям в США и России, Меморандум о взаимопонимании по антимонопольному
сотрудничеству между ФАС России, Минюстом США и ФТК США, Меморандум между
Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки
о сотрудничестве в области подготовки управленческих кадров [5].
В ноябре 2011г. была создана Рабочая группа по
инновациям Российско-Американской Президентской комиссии, которая с российской
стороны также координируется Минэкономразвития России. В 2012 г. проведено 2
заседания РГ по инновациям (координатор от Минэкономразвития России -
заместитель Министра О.В. Фомичев), 24-26 апреля 2013 г. в Вашингтоне проведены
мероприятия третьей встречи РГ [5].
В рамках двусторонних отношений действует также
Рабочая группа по интеллектуальной собственности. В декабре 2012 г. подписан
совместный Российско-Американский План действий по защите прав интеллектуальной
собственности. 26 марта 2013 г. в г. Вашингтон состоялось очередное заседание
Рабочей группы. Сопредседателем Рабочей группы по защите прав интеллектуальной
собственности является заместитель Министра экономического развития Российской
Федерации С.Ю. Беляков [5].
1.2 Динамика и структура взаимной
торговли России и США
Исходя из данных Центрального банка РФ, США
занимают 13-е место по экспорту из России, и 5-е место по импорту (Приложения А
и Б). Мы для США не являемся столь же значимым партнером: доля России в
товарообороте США в 2012 году не изменилась и составила 1,0 % (против 3,4% -
доля США в товарообороте РФ), в списке торговых партнеров США по объему
товарооборота Россия, как и в прошлом году, заняла 20-е место [6].
По данным ФТС России, товарооборот между Россией
и США в последние годы характеризуется следующими показателями:
Таблица 1 - Взаимная торговля России и США
2002-2012гг. (млрд. долларов США)
|
2005
г.
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
ОБОРОТ
|
10,9
|
15,0
|
17,8
|
27,1
|
18,3
|
23,4
|
31,2
|
28,3
|
ЭКСПОРТ
|
6,3
|
8,6
|
8,3
|
13,4
|
9,1
|
12,3
|
16.6
|
13
|
ИМПОРТ
|
4,6
|
6,4
|
9,5
|
13,8
|
9,2
|
11,1
|
14.6
|
15,3
|
САЛЬДО
|
1,8
|
2,2
|
-1,1
|
-0,4
|
-0,04
|
1,2
|
2
|
-2,3
|
В последние годы объемы российско-американской
торговли возрастали довольно быстрыми темпами. В 2011 г. товарооборот достиг
рекордного уровня в 31,2 млрд. долл., увеличившись на 33% по сравнению с 2010
г. (Таблица 1).
В 2009 году товарооборот между нашими странами
был заметно ниже, поскольку кризис привел не только к снижению уровня деловой
активности в обеих странах, но и к падению цен на основные товары российского
экспорта и сокращению спроса на них.
В основном взаимная торговля России и США
характеризуется положительным сальдо, исключение составляют кризисные 2007-2009
и 2012г., в котором отмечено общее замедление темпов роста мировой торговли.
В 2007-2011гг. доля США во внешней торговле
России характеризовалась ростом, а с 2012г. отмечено снижение на 0,4% (к
2011г.). Это также может быть связано с общемировым торговым спадом (Таблица
2).
По данным Федеральной таможенной службы РФ можно
сделать вывод, что внешняя торговля РФ и США демонстрирует отрицательную
динамику на притяжении двух последних лет. Величина внешнеторгового оборота на
протяжении 2012-2013гг. снижается. Максимальный внешнеторговый оборот достиг
31205,9 млн. долл. США в 2011 году, минимальный 23416,6 млн. долл. в 2010 г.
(Приложения В, Г, Д).
Коэффициенты несбалансированности в период
2010-2011гг. были положительными (0,05 и 0,06 соответственно), следовательно
российская экономика была экспортоориентирована по отношению к США. Но ситуация
меняется с 2012г.: коэффициент несбалансированности - отрицательный,
следовательно Россия имеет некоторую импортную зависимость от торговли с США.
Так, в 2012г. выручка от экспортных операций не покрывает импортные на 8%, а по
итогам января-ноября 2013г. - на 18% (Приложения В, Г, Д).
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот
России с США в 2012 году составил 28,3 млрд. долл. США и уменьшился по
сравнению с2011 г. на 8,8%. При этом экспорт составил 13,0 млрд. долл.
(снижение на 21,1%), импорт - 15,3 млрд. долл. США (прирост на 5,0 %).
Отрицательное сальдо России в торговле с США составило -2,4 млрд. долл.[6].
В январе-ноябре 2013 г. объем
российско-американского товарооборота снизился по сравнению с аналогичным
периодом 2012 г. на 2%, до уровня 15,2 млрд. долл. При этом российский экспорт
уменьшился на 13,8% и составил 10,4 млрд. долл., импорт увеличился на 8,5% (до
14,8 млрд. долл.). Отрицательное сальдо России в торговле с США составило -4,4
млрд. долл. (Приложение Д)
Без учета экспорта продукции ТЭК товарооборот в
2012 г. составил 22,1 млрд.долл.США (+2,4%), экспорт - 6,8 млрд.долл.США
(-3,1%), отрицательное сальдо составило -8,5 млрд.долл.США. В январе-июле 2013
г. соответственно: товарооборот - 13,2 млрд.долл.США (+3,9%), экспорт - 4,1
млрд.долл.США (-4,6%), отрицательное сальдо -5,1 млрд.долл.США [5].
Таблица 2 - Товарооборот между Россией и США в
январе-июле 2013 г. (в млрд. долл. США)
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
январь-июль
2012 г.
|
январь-июль
2013 г.
|
Оборот
|
17,8
|
27,2
|
18,3
|
23,4
|
31,0
|
28,2
|
16,5
|
15,2
|
темп
роста в %
|
118,3
|
152,5
|
67,4
|
131,5
|
132,4
|
91,1
|
102,6
|
91,9
|
Доля
США в объеме внешней торговли России
|
3,2
|
3,7
|
3,9
|
3,9
|
3,8
|
3,4
|
3,5
|
3,2
|
Экспорт
|
8,3
|
13,4
|
9,1
|
12,3
|
16,4
|
12,9
|
8,1
|
6,1
|
темп
роста в %
|
96,4
|
160,3
|
68,4
|
147,8
|
133,3
|
78,7
|
95,5
|
74,8
|
Доля
США в объеме экспорта России
|
2,4
|
2,9
|
3,0
|
3,0
|
3,2
|
2,5
|
2,7
|
2,1
|
Импорт
|
9,5
|
13,8
|
9,2
|
11,1
|
14,6
|
15,3
|
8,4
|
9,1
|
темп
роста в %
|
147,7
|
145,6
|
66,5
|
117,2
|
131,4
|
105,0
|
110,6
|
108,3
|
Доля
США в объеме импорта России
|
4,7
|
5,2
|
5,5
|
5,5
|
4,8
|
4,9
|
4,8
|
5,1
|
Сальдо
|
-1,1
|
-0,4
|
-0,04
|
1,2
|
1,8
|
-2,4
|
-0,3
|
-3,1
|
Место
США во внешней торговле России
|
в
обороте
|
10
|
10
|
8
|
8
|
8
|
9
|
9
|
10
|
в
экспорте
|
14
|
11
|
11
|
11
|
9
|
13
|
11
|
16
|
в
импорте
|
5
|
5
|
3
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
В структуре российского экспорта в США по итогам
января-июля 2013 г. основная доля поставок приходится на следующие товарные
группы: «минеральные продукты» (в основном, продукция ТЭК) - 33,0%, «металлы и
изделия из них» - 30,7% и «продукция химической промышленности» (22,2%).
Удельный вес драгоценных металлов и камней составляет 6,4%, машин, оборудования
и транспортных средств - 3,9%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 1,4%.
(Рисунок-1).
Рисунок 1 - Товарная структура экспорта России в
США 2012 г.
Основным драйвером роста американского экспорта
в Россию в 2012 г. являлись машины, оборудование и транспортные средства"
(61% всех экспортных поставок. В отчетном году объем их поставок в Россию
(группы 84-90 ТН ВЭД ТС) увеличился на 1,9 млрд. долл., преимущественно за счет
роста поставок летательных, космических аппаратов и их запчастей (770 млн.
долл. США), транспортных средств (на 394 млн. долл. США), космических аппаратов
(включая спутники) и суборбитальных и космических ракет-носителей (на 178 млн.
долл. США), а также электрогенераторных установок с поршневым ДВС (на 175 млн.
долл.). В 2012 г. на 414 млн. долл. США вырос американский экспорт
продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (группы 01-24 ТН ВЭД
ТС), в основном за счет увеличения объема поставок чистопородных племенных
животных (на 235 млн. долл. США), свежей и замороженной свинины (на 91 млн.
долл. США), замороженных частей тушек и субпродуктов домашних кур (на 53 млн.
долл. США). Удельный вес данной продукции в экспорте составил 15 % [6].
Рост поставок данных товарных групп оказал существенное
влияние на итоговый рост американского экспорта в Россию.
Основные экспортные товары (свыше 77% всех
поставок): нефтепродукты, сырая нефть, алюминий необработанный, минеральные
удобрения азотные, калийные и комплексные, полуфабрикаты из нелегированной
стали, металлы платино-иридиевой группы, чугун передельный, изделия из
драгоценных металлов, титан и изделия из него, каучук синтетический, трубы
обсадные, фанера клееная [5].
Рисунок 2 - Товарная структура импорта России из
США 2012 г.
Структуру импорта формируют: машины,
оборудование и транспортные средства - 66,2%, продукция химической
промышленности (15,8%), продовольственные товары и сельхозсырье - 9,8% объема
российского импорта.
Удельный вес металлов и изделий из них
составляет 3,8%, минеральных продуктов (1,2%), текстиля, изделий из него, обуви
- 1,2%. (Рисунок 2).
Основные импортные товары (свыше 66% всех
закупок): легковые и грузовые автомобили, их части и принадлежности;
летательные аппараты, медицинская техника и товары медицинского назначения;
дорожно-строительные машины и части к ним, лекарственные средства и фракции
крови; насосно-компрессорное оборудование, мясо птицы, полимеры винилхлорида,
электрогенераторные установки, миндальные орехи, оборудование для фильтрования
жидкостей и газов, двигатели турбореактивные и их части, племенной скот,
контрольно-измерительная аппаратура, нагревательное оборудование,
парфюмерно-косметические средства, сельскохозяйственные машины и механизмы,
устройства для разбрызгивания и распыления для сельского хозяйства, изделия из
черных металлов, машины и механические устройства, имеющие индивидуальные
функции; уголь каменный, оборудование для обработки минеральных ископаемых,
табачное сырье, инициаторы реакций, арматура для трубопроводов и котлов, пилы
цепные, вычислительная техника, тракторы, жгут искусственных нитей, семена
подсолнечника [5]. Взаимная торговля услугами РФ и США в период 2009-2012г.
характеризуется ростом торгового оборота: в 2010г. - рост на 3%, в 2011г. - на
18,4%, в 2012г. - 11%. Абсолютно лидируют прочие деловые услуги (45,8% оборота
услугами в 2011г.), среди которых наиболее заметны технические,
торгово-посреднические и прочие деловые услуги. Значительными статьями торговли
услугами являются: поездки -13,1% (в основном личные поездки),
телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (12,9%), плата за
пользование интеллектуальной собственностью (9,7%) (Приложение Е). Основная
доля в экспорте России приходится на транспортные и телекоммуникационные
услуги. В транспортных услугах лидирует воздушный транспорт, в
телекоммуникационных - компьютерные услуги (Приложение Е). Россия в торговле
услугами с США имеет положительное торговое сальдо по транспортным услугам,
услугам по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам,
телекоммуникационным, компьютерным и информационным услугам, прочим деловым
услугам. По остальным статьям Россия имеет отрицательное торговое сальдо.
Наибольшее отрицательное сальдо по статье - плата за пользование интеллектуальной
собственностью (Приложение Ж). По данным ЦБ РФ оборот услугами в 2012г.
составил 10 242 882 тыс. долл., за январь-июнь 2013г. составил 4 636 740 тыс.
долл.[8].
2. Инвестиционное сотрудничество США
и России
Расширение американских инвестиций в Россию в
последние годы происходило относительно невысокими темпами, хотя США
по-прежнему входят в число ведущих стран-инвесторов по объему привлеченных
иностранных инвестиций в экономику РФ.
В период 2009-2013 гг. замечен рост поступивших
инвестиций в Россию из США, в то время как динамика поступления российских
инвестиций в экономику США в период 2011-2013 характеризуется понижательной
тенденцией. В 2012г. российские инвестиции в США снизались в два раза, а за
первое полугодие 2013г. - в 2,5 раза, чем за весь 2012г. (Таблица 3, 4)
В соответствии с данными Федеральной службы
государственной статистики России, по итогам 2012 года на США приходилось 6,8
млрд. долл. накопленных иностранных инвестиций в России при общем объеме
накопленных иностранных инвестиций в России, равном 362,4 млрд. долл. В
структуре американских инвестиций доля прямых инвестиций составила 54% (3,67
млрд.долл.) [6].
В 2012 г. объем поступивших прямых инвестиций из
США в Россию составил 395,4 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2011 г.
более чем в два раза [6].
Таблица 3 - Динамика инвестиций в Россию из США
(в тыс. долл. США)
Наименование
|
2009
год
|
2010
год
|
2011
год
|
2012
год
|
I
полугодие 2013 г.
|
Накоплено
инвестиций на начало отчетного периода
|
8
149 702,87
|
7
882 505,07
|
7
384 501,47
|
7
155 748,37
|
4
854 563,63
|
Поступило
инвестиций и инвестиционных доходов
|
1
711 931,15
|
1
297 886,96
|
1
730 266,20
|
3
384 545,16
|
7
554 090,9
|
Изъято
(погашено) инвестиций
|
2
798 793,38
|
2
161 758,04
|
2
109 302,41
|
3
688 943,70
|
670
379,2
|
Переоценка,
прочие изменения активов и обязательств
|
98
104,98
|
244
729,60
|
9
548,71
|
-
|
-
|
Накоплено
на конец отчётного периода
|
7
160 945,62
|
7
263 363,59
|
7
015 013,97
|
6
797 551,77
|
11
491 260,16
|
Таблица 4 - Динамика инвестиций в США из России
(в тыс. долл. США)
Наименование
|
2009
год
|
2010
год
|
2011
год
|
2012
год
|
I
полугодие 2013 г.
|
Накоплено
инвестиций на начало отчетного периода
|
5
317 230,50
|
10
947 283,37
|
7
692 318,21
|
7
922 597,63
|
6
909 763,24
|
Поступило
инвестиций и инвестиционных доходов
|
1
507 166,67
|
692
145,48
|
1
459 693,34
|
766
168,55
|
297
481,8
|
Изъято
(погашено) инвестиций
|
299
749,58
|
3
974 948,10
|
893
087,65
|
929
495,40
|
786
305,1
|
Переоценка,
прочие изменения активов и обязательств
|
28
270,56
|
27
339,71
|
-19
151,05
|
-
|
-
|
Накоплено
на конец отчётного периода
|
6
552 918,15
|
7
691 820,46
|
8
239 772,85
|
7
759 641,13
|
6
432 797,48
|
Американские прямые инвестиции в России вложены,
в основном, в обрабатывающие производства; добычу полезных ископаемых; оптовую
и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств; транспорт и связь; финансовую
деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.
Особый интерес американские компании проявляют к инвестиционному сотрудничеству
с регионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первую
очередь, углеводородного сырья) или являющимися центрами концентрации
предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной и
пищевой промышленности [6].
Среди значимых проектов в 2012 г. можно отметить
следующие.
В области добычи полезных ископаемых:
запуск строительства в г. Волгореченске
Костромской области завода по производству буровых установок компанией
"National Oilwell Varco" с объемом инвестиций порядка 90 млн. долл.
В области авиастроения:
соглашение между "Boeing" и
"Сколково" об участии американской компании совместно с российскими
компаниями "Прогресстех" и IT-компания "Люксофт" в работе
над совместным проектированием современных гражданских самолетов "Boeing
";
развитие производства "Урал Боинг
Мануфэкчуринг" (в 2012 г. был выпущен первый нижний пояс нервюры для
крепления крыла к фюзеляжу самолета "Boeing 787 Dreamliner"). В
октябре 2012 г. ВСМПО "Ависма" и " Boeing" подписали
меморандум о расширении сотрудничества в сфере поставок титана за счет увеличения
мощностей совместного предприятия;
участие "Pratt and Whitney" в проекте
создания ближне-среднемагистрального российского самолета МС-21 (в июне2012 г.
подписан контракт на поставку двигателей PurePower PW1400G для проектируемых
самолетов МС-21) [6].
В области автомобильной промышленности и
машиностроения:
развитие совместного проекта "Ford
Motor" и OAO «Cоллерс» (на заводе в Елабуге в 2012 г. было открыто
производство Ford Transit, Ford S-MAX, Ford Galaxy, Ford Kuga и Ford Explorer);
американская компания "General Motors
" в 2012 г. приступила к выпуску на мощностях ЗАО "Автотор"
моделей "Opel Antara" и "Chevrolet Captiva";
организация в России производства маневрового
газотепловоза с газопоршневым двигателем мощностью 1000 кВт, работающим на
природном газе (в мае2012 г. ОАО "Российские железные дороги", ЗАО
"Трансмашхолдинг" и компания "Прогресс Рэйл" (дочернее
предприятие компании Caterpillar Inc) подписали соответствующее соглашение о
сотрудничестве) [6].
Проекты в других отраслях:
запуск корпорацией "Guardian
Industries" в г. Красный Сулин Ростовской области производства
высококачественного стекла с объемом инвестиций свыше 200 млн. долл. ;
модернизация компанией "Alcoa"
Самарского металлургического завода (в2012 г. открыта новая печь EBNER для
нагрева и гомогенизации алюминиевых слитков);
возобновление строительства в г.Бердск
Новосибирской области завода "PepsiCo" и межрегионального
логистического центра с перспективой открытия производства полного цикла (объем
инвестиций в проект - 100 млн.долл.);
создание в Москве многофункционального комплекса
"Галактика Парк" компании "Universal Studios" [6].
В последние годы в российско-американском
инвестиционном сотрудничестве сохранялась тенденция роста объема российских
капиталовложений в США, при этом основную долю составляют прямые инвестиции. По
итогам 2012 г. объем накопленных прямых инвестиций России в США составил 7,76
млрд.долл., в т.ч. объем накопленных прямых инвестиций - 6,47 млрд.долл. По
итогам 2012 г. США заняли четвертое место среди получателей инвестиций из
России [6].
В числе российских компаний, инвестирующих в
США, следует выделить такие, как "Лукойл" (бензозаправочные станции),
ОАО "Техснабэкспорт", "Атомредметзолото" (добыча и
обогащение урана), "Северсталь", "Евраз Групп", “НЛМК”,
"Мечел" (металлургия), "ТМК Групп" (производство труб),
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (запуск космических аппаратов) [6].
Среди значимых проектов российских компаний на
американском рынке следующие:
ОАО "Трубная Металлургическая
Компания" (ТМК) в октябре2012 г. открыло научно-исследовательский центр в
г. Хьюстоне;
российский холдинг "Инжиниринг" в
марте 2012 г. купил американскую компанию - производителя самолетов деловой
авиации "Epic Aircraft";
Роснано и Американский венчурный фонд
"Domain Associates" подписали соглашение о сотрудничестве в области
совместного инвестирования в передовые медицинские технологии с общим бюджетом
проекта 760 млн. долл. США.;
Роснано и "NeoPhotonics" подписали
соглашение о создании предприятия по разработке и производству устройств на
основе фотонных интегральных схем на территории России. В соответствии с
соглашением Роснано приобрела акции "NeoPhotonics" на сумму 39,8 млн.
долл.;
открытие Роснано совместно с компанией Quantenna
в Петербурге дизайн-центра, в котором будет осуществляться полный цикл
разработки технологий нового поколения в области передачи видеоизображений по
беспроводным сетям. Доля инвестиций Роснано в проект составила 49 млн. долл.
[6].
3. Проблемы и перспективы развития
экономических отношений
Детальное рассмотрение структуры
российско-американской торговли свидетельствует о ее явной товарной асимметрии.
В экспорте России долгое время
преобладали черные металлы, продукты
неорганической химии, алюминий и изделия из него. В2008 г. в структуре
российского экспорта произошли заметные изменения - на первое место вышли
энергетическое сырье, в частности нефть, минеральное топливо, битумные смолы,
озокерит. На сырую нефть и нефтепродукты в 2010 г. приходилось 71,9%
стоимостного объема экспорта. Вторую по величине товарную группу составляли
цветные и черные металлы, третью- радиоактивные химические элементы и изотопы.
На долю десяти основных товаров российского экспорта в США в2010 г. пришлось
88,4%, причем она постоянно росла в период с 2005 г., когда она находилась на
уровне 78,8% [1, c.14].
В российском импорте из США преобладают машины,
станки и оборудование.
Наиболее крупные статьи - летательные аппараты
легковые автомобили и запчасти к ним, лекарства, электрогенераторные установки,
насосы и компрессоры. Значительное место в импорте занимают также пищевые
продукты - мясо птицы и свинина, хотя по сравнению с прошлым десятилетием доля
мяса птицы заметно сократилась в связи с запретом на ее ввоз в 2005 г.
Таким образом, объем и качество торговых
отношений между США и Россией
не отвечают масштабам экономик обоих государств
и существующему потенциалу.
Так, при доле США в мировом экспорте товаров на
уровне 8,4% в2010 г. удельный вес страны в российском импорте в том же году не
превышал 5%. Такое же существенное несоответствие наблюдается и в импорте: доля
США в общемировом импорте достигает почти 13%; тогда как в российском экспорте
на США приходится только3%, т.е. более чем в 4 раза меньше, чем значимость
американского рынка для остального мира [1, c.14].
Далее, в российском экспорте в США преобладает
сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте же -
наукоемкая продукция и продовольствие.
Иначе говоря, несмотря на положительное сальдо в
торговле с США, Россия выступает преимущественно как страна с более низким
экономическим потенциалом.
Среди важнейших задач в контексте
совершенствования и усиления модернизационной направленности российско-американского
торгового сотрудничества - диверсификация структуры российского экспорта в США
и увеличение технологической составляющей в импорте из США. Расширяется, хотя и
медленными темпами, инвестиционное сотрудничество двух стран.
Приоритетными сферами американских прямых
инвестиций в Россию являются топливная(57%) и пищевая промышленность, в
совокупности дающие около70% общего объема накопленных американских инвестиций,
который в 2011 г. составил 9,7 млрд. долл. [1, c.15].
По объему накопленных прямых инвестиций в России
США входят в пятерку стран-лидеров, вкладывающих капиталы в экономику нашей
страны. Однако доля России в общем объеме американский прямых инвестиций за
рубежом составляет 0,23%. Основная причина этому- неблагоприятный
инвестиционный климат в нашей стране [1, c.15].
При отсутствии активной и четко сформированной
стратегии импорта капитала в России произошло его стихийное распространение по
сферам и отраслям российской экономики, в первую очередь, с учетом собственных
приоритетов американских инвесторов.
Так, более 23% табачного рынка России
контролирует компания ВАТRussia, в отрасли действует также Philip Morris. В
пищевой промышленности активно действуют компании Mars, Pepsi и Coca- Cola,
построившие предприятия в различных регионах страны. Так, например, корпорация
Pepsi уже имеющая несколько заводов в России, в2011 г. приобрела
продовольственную компанию «Вимм-Билль-Данн» за3,8 млрд долл., что стало
крупнейшей сделкой среди компаний несырьевого сектора России. Завод корпорации
Ford в городе Всеволожске Ленинградской области - пример успешного
инвестиционного сотрудничества в автомобильной промышленности [1, c.15].
Расширение транснациональной деятельности
российских компаний нередко сдерживается сопротивлением американских деловых
кругов при покупке крупных, эффективно работающих национальных предприятий.
В то же время это в меньшей степени касается
сравнительно небольших инвестиционных сделок с участием российского капитала
или крупных сделок, связанных с покупкой убыточных американских предприятий
(или находящихся в состоянии банкротства), не пользующихся спросом со стороны
местных предпринимателей.
Определенные трудности на пути российских
компаний по инвестированию средств в американские производственные активы может
создать введенный в действие в 2007 г. федеральный закон в США, ужесточающий
контроль за сделками по приобретению иностранными фирмами американских
компаний.
Основными факторами, сдерживающими вывоз
капитала российскими компаниями в США, являются низкая конкурентоспособность
российской экономики, ее однобокая сырьевая направленность, отсутствие
растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях, слабое
государственное стимулирование экспорта российских прямых инвестиций.
Рассматривая перспективы развития прямого
инвестирования в США, следует сказать, что масштабы этого процесса для России
будут зависеть не только от группы крупных отечественных ТНК, сформировавшихся
преимущественно в базовых и сырьевых отраслях экономики, но и от динамики
образования и укрепления подобных компаний в других (менее зависимых от
конъюнктуры мирового хозяйства) секторах национальной экономики. Воздействие на
данный процесс будут оказывать и различные внешние факторы, препятствующие
проникновению российского капитала в зарубежные активы.
Пока, разумеется, рано говорить о существенной
роли российских инвестиций в экономике США. Американские вложения в Россию
превосходят российские в американскую экономику. Однако сам приход наших
корпораций в США - принципиально новое явление в двусторонних экономических
отношениях.
Развивается сотрудничество в сфере высоких
технологий, инновационной деятельности и информатики.
Создан российско-американский Инновационный
совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и
технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие
компании аэрокосмической отрасли США - Boeing, Lockheed Martin, Pratt &
Whitney - на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими
предприятиями в рамках проектов по Международной космической станции,
космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей
самолетов [1, c.16].
Американские корпорации проявляют интерес к
развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России.
Более 12 лет действует «Российско-американское
тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки,
общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России
и Западного побережья США [1, c.17].
Заключение
Америка является одним из важнейших
экономических партнёров РФ. Конечно, мировой финансово-экономический кризис
повлиял на текущее состояние торговли между странами. До кризиса, в 2008 г.,
наблюдался рекордный рост товарооборота - он составлял более 27 млрд. долларов
США. Российско-американская торговля достигла своих максимальных предкризисных
значений только в 2012г. - 28,з млрд. долл.(Таблица 1). При этом даже с таким
объемом товарооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых партнеров
России. Это говорит о недоиспользовании потенциала развития нашей торговли.
Доля США во внешней торговле России составляет
меньше 4%. Вместе с тем удельный рост России во внешней торговле США - менее 1%
[6]. Это крайне мало, по сравнению с потенциалом этих стран, и с возможностью
реализации проектов в разных сферах, которые отвечали бы интересам России и
США.
Обе стороны заинтересованы в том, чтобы
развивать взаимную торговлю, диверсифицировать ее, развивать совместные
инвестиционные и иные проекты в ряде ключевых областей, которые представляют
взаимный интерес и существует большое количество сфер, где есть ресурс для
перспективного сотрудничества и у России, и у Соединенных Штатов, и где они
могут работать сообща и реализовывать совместные проекты.
Но, к сожалению, многие потенциальные
американские инвесторы, особенно из числа малых и средних фирм, считают, что
коммерческая деятельность в России довольно рискованна, и воздерживаются от
вложения средств в российские проекты. Административные барьеры и коррупция,
неисполнение на местах принятых законов, хозяйственная некомпетентность,
являются одними из основных препятствий для повышения привлекательности России
как объекта международного экономического сотрудничества. И, хотя современное
состояние отношений между Россией и США дает основание предполагать, что
сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических вопросов станет более
активным, многое будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно удастся
устранить негативные моменты, сдерживающие в настоящее время процесс расширения
взаимовыгодного инвестиционного и торгового сотрудничества. А для этого в
первую очередь нужно разработать правовую базу инвестиционного регулирования и
прав собственности, гарантирующую условия, в которых иностранные инвесторы
будут спокойны за свои вложения, создать материальные условия для возрождения
страны как мощной процветающей экономической державы на базе эффективных
структурных преобразований в экономике в русле рыночных реформ и ее интеграции
в мировое хозяйство.
Зародившись более двух веков назад,
российско-американские экономические отношения, безусловно, имели очень
успешное начало. Очень хотелось бы, чтобы и в начале третьего столетия
отношения между США и Россией сочетали сотрудничество с соперничеством и
улаживание разногласий с творческим подходом к расширению сфер общих интересов.
Современный этап в отношениях между Россией и
США дает основания предположить, что, несмотря на существующие и, порой, вновь
возникающие трудности на пути двустороннего экономического сотрудничества, этот
процесс будет последовательно прогрессировать в интересах обеих стран. Одна из
главных причин этого заключается в том, что инвестиционное сотрудничество
России и США, также как и внешняя торговля, может принести пользу нашим странам
и народам и стимулировать деловую активность в других регионах мира.
Накопленный за последние годы опыт взаимодействия - хорошее этому
подтверждение.
Список использованных источников
1. Зименков
Р.И. США-страны БРИКС: торгово-экономические отношения// Российский внешнеэкономический
вестник. - №12. -2012г.
2. Внешняя
торговля РФ услугами 2011г., - Москва 2013// <http://www.cbr.ru/>
. Годовой
отчет Центрального банка Российской Федерации за 2012г.//
<http://www.cbr.ru/>
. Министерство
иностранных дел Российской Федерации <http://www.mid.ru/>
. Министерство
экономического развития Российской Федерации//
<http://www.economy.gov.ru/>
. Министерство
экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической
информации// <http://www.ved.gov.ru/>
. Федеральная
таможенная служба Российской Федерации//<http://www.customs.ru>
. Центральный
банк Российской Федерации//<http://www.cbr.ru/>
Приложение А
Экспорт РФ в страны - основные
торговые партнеры (по методологии таможенной статистики)
|
Структура,
%
|
Темпы
роста, в % к предыдущему году
|
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
Страны
- основные торговые партнеры
|
Нидерланды
|
11,9
|
12,2
|
12,2
|
12,1
|
13,6
|
12,1
|
14,6
|
146
|
119
|
133
|
64
|
148
|
116
|
123
|
Китай
|
5,2
|
4,5
|
4,5
|
5,5
|
5,1
|
6,8
|
6,8
|
121
|
101
|
133
|
79
|
122
|
172
|
102
|
Германия
|
8,1
|
7,5
|
7,1
|
6,2
|
6,5
|
6,6
|
6,8
|
124
|
108
|
126
|
56
|
137
|
133
|
104
|
Италия
|
8,3
|
7,8
|
9,0
|
8,3
|
6,9
|
6,3
|
6,2
|
132
|
110
|
153
|
60
|
109
|
119
|
99
|
Турция
|
4,7
|
5,3
|
5,9
|
5,4
|
5,1
|
4,9
|
5,2
|
132
|
130
|
149
|
59
|
124
|
125
|
108
|
Украина
|
5,0
|
4,7
|
5,0
|
4,6
|
5,8
|
5,9
|
5,2
|
121
|
110
|
143
|
59
|
167
|
132
|
89
|
Беларусь
|
4,3
|
4,9
|
5,0
|
5,5
|
4,6
|
4,8
|
4,7
|
129
|
131
|
137
|
71
|
108
|
138
|
99
|
Польша
|
3,8
|
3,8
|
4,3
|
4,1
|
3,8
|
4,1
|
3,8
|
133
|
116
|
152
|
62
|
119
|
143
|
93
|
Япония
|
1,5
|
2,2
|
2,2
|
2,4
|
3,2
|
2,8
|
3,0
|
120
|
171
|
135
|
70
|
177
|
114
|
106
|
Kазахстан
|
3,0
|
3,4
|
2,8
|
3,0
|
2,7
|
2,7
|
2,9
|
137
|
133
|
112
|
69
|
117
|
132
|
107
|
Соединенное
Юэролевство
|
3,5
|
3,1
|
3,2
|
3,0
|
2,8
|
2,7
|
2,9
|
123
|
106
|
135
|
61
|
125
|
124
|
107
|
Республика
Юэрея
|
0,9
|
1,8
|
1,7
|
1,9
|
2,6
|
2,6
|
2,6
|
116
|
226
|
126
|
73
|
184
|
128
|
104
|
США
|
2,9
|
2,4
|
2,9
|
3,0
|
3,1
|
3,2
|
2,5
|
137
|
96
|
161
|
68
|
135
|
133
|
79
|
Финляндия
|
3,1
|
3,1
|
3,4
|
3,0
|
3,1
|
2,6
|
2,3
|
120
|
117
|
146
|
58
|
133
|
108
|
91
|
Швейцария
|
4,0
|
3,8
|
2,1
|
2,1
|
2,2
|
2,2
|
2,0
|
113
|
111
|
71
|
65
|
140
|
131
|
94
|
Франция
|
2,5
|
2,5
|
2,6
|
2,9
|
3,1
|
2,9
|
2,0
|
125
|
113
|
140
|
72
|
142
|
120
|
71
|
Приложение Б
Импорт РФ из стран - основных
торговых партнеров (по методологии таможенной статистики)
|
Структура,
%
|
Темпы
роста, в % к предыдущему году
|
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
Страны
- основные торговые партнеры
|
Китай
|
9,4
|
12,2
|
13,0
|
13,6
|
17,0
|
15,8
|
16,5
|
178
|
189
|
142
|
66
|
171
|
124
|
108
|
Германия
|
13,4
|
13,3
|
12,8
|
12,7
|
11,7
|
12,3
|
12,2
|
139
|
144
|
129
|
62
|
126
|
141
|
102
|
Украина
|
6,7
|
6,7
|
6,1
|
5,5
|
6,1
|
6,6
|
5,7
|
118
|
144
|
122
|
154
|
143
|
89
|
Япония
|
5,6
|
6,4
|
7,0
|
4,3
|
4,5
|
4,9
|
5,0
|
134
|
163
|
146
|
39
|
141
|
146
|
104
|
США
|
4,6
|
4,7
|
5,2
|
5,5
|
4,8
|
4,8
|
4,9
|
140
|
148
|
146
|
66
|
121
|
131
|
105
|
Франция
|
4,3
|
3,9
|
3,7
|
5,0
|
4,4
|
4,3
|
4,4
|
160
|
132
|
129
|
84
|
119
|
132
|
104
|
Италия
|
4,2
|
4,3
|
4,1
|
4,7
|
4,4
|
4,4
|
4,3
|
130
|
149
|
129
|
72
|
127
|
133
|
100
|
Беларусь
|
5,0
|
4,4
|
4,0
|
4,0
|
4,3
|
4,7
|
3,8
|
120
|
130
|
119
|
64
|
148
|
146
|
82
|
Республика
Юэрея
|
4,9
|
4,4
|
4,0
|
2,9
|
3,2
|
3,8
|
3,5
|
169
|
130
|
120
|
46
|
150
|
159
|
95
|
Kазахстан
|
2,8
|
2,3
|
2,4
|
2,2
|
1,9
|
2,2
|
2,7
|
119
|
120
|
138
|
58
|
120
|
148
|
131
|
Соединенное
Юэролевство
|
2,7
|
2,8
|
2,9
|
2,1
|
2,0
|
2,3
|
2,6
|
132
|
154
|
135
|
47
|
129
|
157
|
114
|
Польша
|
2,5
|
2,3
|
2,6
|
2,5
|
2,5
|
2,2
|
2,4
|
124
|
136
|
152
|
60
|
138
|
114
|
112
|
Турция
|
2,0
|
2,1
|
2,3
|
1,9
|
2,1
|
2,1
|
2,2
|
159
|
152
|
147
|
52
|
151
|
131
|
108
|
Нидерланды
|
1,9
|
1,9
|
1,8
|
2,1
|
1,9
|
1,9
|
1,9
|
138
|
144
|
125
|
75
|
124
|
133
|
101
|
Финляндия
|
2,9
|
2,5
|
2,5
|
2,4
|
2,0
|
1,9
|
1,6
|
129
|
126
|
132
|
60
|
116
|
124
|
88
|
Швейцария
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
1,2
|
1,1
|
1,0
|
1,0
|
148
|
135
|
137
|
82
|
123
|
123
|
101
|
Приложение В
экспорт импорт россия торговый
Внешняя торговля Российской
Федерации по основным странам и группам стран 2010-2011гг. (миллионов долларов
США)
|
2010
год
|
Доля
в обороте, %
|
Сальдо
|
К
несб. %
|
2011
год
|
Доля
в обороте, %
|
Сальдо
|
К
несб., %
|
Темпы
роста, %
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
|
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
|
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
Весь
мир
|
625979,1
|
397067,5
|
228911,6
|
100,0
|
-
|
-
|
821353,1
|
516040,1
|
305313,0
|
100,0
|
-
|
-
|
131,2
|
130,0
|
133,4
|
АТЭС
|
145205,7
|
67212,7
|
77993,0
|
23,2
|
-
|
-
|
196503,5
|
92979,6
|
103523,9
|
23,9
|
-
|
-
|
132,7
|
АТЭС
|
145205,7
|
США
|
23416,6
|
12319,9
|
11096,7
|
3,7
|
1223,2
|
0,05
|
31205,9
|
16604,4
|
14601,5
|
3,8
|
2002,9
|
0,06
|
133,3
|
134,8
|
131,6
|
Приложение Г
Внешняя торговля Российской
Федерации по основным странам и группам стран 2011-2012гг. (миллионов долларов
США)
|
2010
год
|
Доля
в обороте, %
|
Сальдо
|
К
несб.%
|
2011
год
|
Доля
в обороте, %
|
Сальдо
|
К
несб., %
|
Темпы
роста, %
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
|
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
|
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
Весь
мир
|
822
478,3
|
516
717,9
|
305
760,4
|
100,0
|
-
|
-
|
837
294,9
|
524
727,5
|
312
567,4
|
100,0
|
-
|
-
|
102,2
|
822
478,3
|
516
717,9
|
АТЭС
|
195
934,4
|
92
482,0
|
103
452,3
|
23,8
|
-
|
-
|
200
663,6
|
91
400,7
|
109
262,9
|
24,0
|
-
|
-
|
102,4
|
98,8
|
105,6
|
США
|
31
009,0
|
16
425,3
|
14
583,7
|
3,8
|
1841,6
|
0,06
|
28
280,6
|
12
964,1
|
15
316,6
|
3,4
|
-2352,5
|
-0,08
|
91,2
|
78,9
|
105,0
|
Приложение Д
Внешняя торговля Российской
Федерации по основным странам и группам стран январь- ноябрь 2012-2013 гг.
(миллионов долларов США)
|
2010
год
|
Доля
в обороте, %
|
Сальдо
|
К
несб.%
|
2011
год
|
Доля
в обороте, %
|
Сальдо
|
К
несб., %
|
Темпы
роста, %
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
|
|
|
Оборот
|
Импорт
|
|
|
|
Оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
Весь
мир
|
764700,5
|
477185,1
|
287515,4
|
100,0
|
-
|
-
|
763634,9
|
476483,3
|
287151,6
|
100,0
|
-
|
-
|
99,9
|
99,9
|
99,9
|
АТЭС
|
182705,9
|
83345,2
|
99360,8
|
23,9
|
-
|
-
|
189145,9
|
90186,1
|
98959,8
|
24,8
|
-
|
-
|
103,5
|
108,2
|
99,6
|
США
|
25653,0
|
12039,0
|
13614,0
|
3,4
|
-1,575
|
-0,06
|
25149,8
|
10374,0
|
14775,8
|
3,3
|
-4401,8
|
-0,18
|
98,0
|
86,2
|
108,5
|
Приложение Е
Динамика торгового оборота услугами
России и США 2009-2011г. (тыс. долл.)
|
оборот
|
экспорт
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
2009
|
2010
|
2011
|
Всего
|
7
564 054
|
7
787 425
|
9
225 385
|
3
788 683
|
3
857 156
|
4
366 891
|
Услуги
по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам
|
15
553
|
8
066
|
3
277
|
12
518
|
8
020
|
2
717
|
Услуги
по техническому обслуживанию и ремонту
|
84
474
|
77
998
|
115
102
|
57
618
|
38
524
|
45
952
|
Транспортные
услуги
|
384
549
|
478
271
|
554
748
|
284
095
|
378
355
|
407
180
|
Строительство
|
217
696
|
399
932
|
403
589
|
183
253
|
272
376
|
164
994
|
Страхование
и услуги негосударственных пенсионных фондов
|
43
992
|
53
998
|
57
683
|
14
584
|
16
018
|
14
389
|
Финансовые
услуги
|
241
390
|
261
685
|
368
884
|
105
013
|
79
095
|
116
062
|
Плата
за пользование интеллектуальной собственностью
|
668
405
|
703
588
|
892
365
|
87
355
|
74
954
|
79
553
|
Телекоммуникационные,
компьютерные и информационные услуги
|
773
103
|
848
111
|
1
194 324
|
566
097
|
574
317
|
818
317
|
Прочие
деловые услуги
|
3
909 608
|
3
697 405
|
4
228 065
|
2
022 796
|
2
020 206
|
2
253 391
|
Услуги
частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха
|
231
905
|
228
826
|
194
424
|
55
936
|
35
817
|
37
245
|
Государственные
товары и услуги, не отнесенные к другим
|
|
|
|
|
|
|
категориям
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Приложение Ж
Динамика сальдо взаимной торговли
услугами России и США 2009-2011г. (тыс. долл.)
сальдо
- balance
|
|
2009
|
2010
2011
|
|
13
311
|
-73
113 -491 602
|
Всего
|
9
484
|
7
974
|
2
157
|
Услуги
по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам
|
30
762
|
-950
|
-23
198
|
Услуги
по техническому обслуживанию и ремонту
|
183
641
|
278
439
|
259
613
|
Транспортные
услуги
|
-194
546
|
-310
597
|
-358
743
|
Поездки
|
148
811
|
144
820
|
-73
602
|
Строительство
|
-14
824
|
-21
963
|
-28
904
|
Страхование
и услуги негосударственных пенсионных фондов
|
-31
364
|
-103
494
|
-136
761
|
Финансовые
услуги
|
-493
695
|
-553
680
|
-733
259
|
Плата
за пользование интеллектуальной собственностью
|
359
091
|
300
523
|
442
310
|
Телекоммуникационные,
компьютерные и информационные услуги
|
135
983
|
343
008
|
278
718
|
Прочие
деловые услуги
|
-120
033
|
-157
193
|
-119
933
|
Услуги
частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха
|
0
|
0
|
0
|
Государственные
товары и услуги, не отнесенные к другим категориям
|