Безработица как одна из главных социальных проблем рыночного общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,81 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Безработица как одна из главных социальных проблем рыночного общества

План

 

Введение

1. Безработица и ее виды

1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика

1.2 Сущность и виды безработицы. "Полная занятость" и "естественная" безработица

1.3 Причины возникновения безработицы и ее последствия

1.4 Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления

2. Закон Оукена

2.1 Этапы жизни и написанные труды Артура Оукена

2.1 Расчет коэффициента Оукена

2.2 Влияние безработицы на величину ВНП

2.3 Закон Оукена как вариативная тенденция

3. Государственное регулирование занятости в казахстане и других странах

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Сегодняшняя экономика Казахстана, которая интенсивно живет в режиме технологического обновления, предъявляет новые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже другие отношения между работодателями и наемными работниками. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Главным в жизни человека является наличие у него рабочего места, поэтому потеря работы - серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата единственный источник доходов, а, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным в обществе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения и безработицы на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом.

Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынка труда Республики Казахстан.

Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:

Раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;

Проанализировать работу государственной службы занятости;

Раскрыть основные проблемы рынка труда;

Провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.

безработица оукен занятость трудовая

1. Безработица и ее виды


1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика


Трудовые ресурсы <#"703633.files/image001.gif">

Рисунок 1. Естественный уровень безработицы

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Современные формы безработицы следующие:

Фрикционная безработица - 1) временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую;

) безработица, причиной которой является перемещение населения из одного региона в другой, смена профессии или социального статуса. Отличительный признак этого вида безработицы - добровольность и низкая продолжительность.

Структурная безработица - форма безработицы, обусловленная изменениями структуры производства, когда в результате научно-технического прогресса, а также изменений в организации и управлении производством вытесняются одни отрасли и появляются другие. Она связана с нехваткой производственных мощностей, с невозможностью найти работу вследствие половозрастных особенностей, квалификации, национальности и других личных качеств. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства.

Циклическая безработица - безработица, причинами которой являются циклические спады производства или кризис экономики. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает безработица в период перехода к новым технологическим способам производства на основе всеохватывающих революционных сдвигов в технике, технологии, организации производства.

Сезонная безработица - безработица, обусловленная сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельском хозяйстве, строительстве, промыслах, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Размеры сезонной безработицы могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателем и работником.

Региональная безработица - безработица, которая возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.

Высказываются предложения о выделении в особую форму конверсионной и экономической безработицы, приобретающих особую значимость вследствие проведения в переходный период конверсии ВПК и усиления конъюнктурных колебаний.

По продолжительности безработицы можно выделить застойную и текучую формы. Продолжительность безработицы измеряется промежутком времени между потерей места работы и трудоустройством на новом рабочем месте.

Текучая форма безработицы характеризуется увольнением работников с предприятий по собственному желанию и инициативе администрации. Причины увольнений весьма разнообразны, носят и объективный, и субъективный характер. В переходный период причинами увольнения работников по собственному желанию стали финансовое состояние предприятия, его размер (малое, крупное), форма собственности (государственное, приватизированное, выкупленное частными лицами). Коэффициент увольнения и доля уволенных в связи с сокращением выше на приватизированных предприятиях, чем на частных или государственных.

Добровольная безработица - вид безработицы, когда часть трудоспособного населения не желает работать при установившемся уровне оплаты труда.

Вынужденная безработица - форма безработицы, когда работники, готовые работать за более низкое вознаграждение, чем то, которое получают имеющие работу, все равно не могут найти место.

Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной.

Скрытая безработица - форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Она чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной - сезонная и фрикционная. Имеют место в экономике страны повторная (периодическая) и "застойная" безработица, учитывающая лиц, отчаявшихся найти работу и окончательно выбывших из числа рабочей силы [3].

Таким образом можно сделать выводы, что безработица - социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится "лишним". По определению Международной организации труда (МОТ) - безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуацию.

1.3 Причины возникновения безработицы и ее последствия


Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество. В общем, они таковы:

-       Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

-       Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

-       Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

-       Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

-       Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы.

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению "выводиловки" в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе. Одним словом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете, - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.

Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются.

Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

. Обострение криминогенной ситуации.

. Усиление социальной напряженности.

. Рост количества физических и душевных заболеваний.

. Увеличение социальной дифференциации.

. Снижение трудовой активности.

Положительные

. Повышение социальной ценности рабочего места.

. Возрастание свободы выбора места работы.

. Увеличение социальной значимости и ценности труда.. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

. Обесценивание последствий обучения.

. Сокращение производства.

. Затраты на помощь безработным.

. Утрата квалификации.

. Снижение жизненного уровня.

. Недопроизводство национального дохода.

. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили) [4].

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости

1.4 Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления


Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Общие меры по сокращению безработицы следующие:

-       Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

-       Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

-       Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

-       Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

-       Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

-       Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Какие именно меры следует предпринимать, чтобы в нашей стране безработица стала менее острой проблемой?

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения. Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы.

Задачи Программы:

-       Осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;

-       Содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;

-       Информационная поддержка политики занятости населения в регионе.

Основные направления и механизм реализации Программы:

)        Меры, стимулирующие рост уровня занятости населения.

Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:

-       Реализации государственных и отраслевых программ, привлечения внутренних и внешних инвестиций, выделения кредитных ресурсов под проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест;

-       Организации социальных рабочих мест для целевых групп, развития временной занятости на общественных работах.

2) Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы

Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.

В этих целях предполагается:

-       Прогнозировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов;

-       Осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;

-       Повышать конкурентоспособность на рынке труда лиц, ищущих работу за счет профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных;

-       Развивать профессиональную ориентации школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

3) Организация занятости целевых групп населения

Осуществление мер по содействию занятости целевых групп населения будет обеспечиваться за счет:

-       Создания социальных рабочих мест;

-       Приоритетного права при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные работы;

-       Содействия трудоустройству на текущие вакансии;

-       Профессиональной ориентации, информирования и консультирования;

-       Установления квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

-       Проведения мониторинга занятости целевых групп населения;

-       Взаимодействия уполномоченных органов и органов уголовно-исполнительной системы;

-       Предоставления органам уголовно - исполнительной системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда с целью организации обучения лиц, отбывающих наказание.

4) Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет:

-       Создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;

-       Развития частной сферы услуг и гибких форм занятости, национальных промыслов;

-       Поддержки трудовой и предпринимательской инициативы лиц, желающих открыть свое дело, направления безработных на обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места.

5) Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей на рынке труда будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

) Организация и совершенствование общественных работ. В связи с приоритетным развитием общественных работ предполагается расширение и ориентация общественных работ на улучшение санитарно - эпидемиологического состояния населенных пунктов, участие в проведении ремонтов объектов социально-культурного назначения, в проведении общественно значимых мероприятий.

) Меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости.

Местными исполнительными органами будет продолжена работа по:

-       Активизации работы по сбору информации о имеющихся вакансиях;

-       Информированию населения и работодателей о ситуации на рынке труда;

-       Консультированию лиц, испытывающих трудности в поиске работы;

-       Направлению на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации безработных с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышение качества обучения, включая целевые группы;

-       Проведению мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

8) Взаимодействие уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости. Интеграция деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда будет осуществляться путем:

-       Расширения взаимодействия уполномоченных органов с частными агентствами занятости и неправительственными организациями в сфере содействия трудоустройству;

-       Развития системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

-       Взаимодействия по вопросу содействия трудоустройства выпускников организаций образования между уполномоченными органами, организациями образования и работодателями.

В настоящее время правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются программы занятости населения, предусматривающие:

) Меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;

) Меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;

) Организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

) Поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;

) Организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;

) Организацию и совершенствование общественных работ;

) Меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;

) Интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;

) Совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;

) Создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ [4].

Таким образом можно сделать выводы, что Казахстан принимает активные меры по борьбе с безработицей. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму, чем и занимается сейчас наше государство. Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения. Политика занятости была и остается самой действенной социальной политикой.

2. Закон Оукена


2.1 Этапы жизни и написанные труды Артура Оукена


Артур Оукен родился в 1928 г. Начало его карьеры связано с Колумбийским университетом, где он получил степень бакалавра (1949 г.) и степень доктора философии (1956 г.). В 1952 г. Оукен начал преподавать в Йельском университете, а в 1963 г. получил там пост профессора экономики. В 1961-1962 гг. Оукен работал в Вашингтоне в качестве штатного экономиста Совета экономических консультантов президента Кеннеди. При Джонсоне Оукен вернулся на государственную службу сначала в качестве члена Совета, а затем - его председателя. В 1969 г. Оукен пришел в Brookings Institute в качестве старшего научного сотрудника и проработал там вплоть до самой своей смерти (1980 г.), одновременно опубликовав книги "Политическая экономя процветания" ('The Political Economy of Prosperity', Brookings Institutions, 1970), и "Равенство и эффективность: большая дилемма" ('Equality and Efficiency: The Big Tradeoff', Brookings Institutions, 1975) и выполняя обязанности соредактора периодического научного журнала 'Brookings Papers on Economic Activity', который быстро занял лидирующее положение среди изданий, публикующих статьи по вопросам макроэкономики. В 1979 г. работы Оукена по политической экономии были удостоены почетной премии Фрэнка Сейдмана. В 1980 г. Оукен скончался.

Его основная книга по макроэкономике была опубликована уже после смерти автора под названием "Цены и количества: макроэкономический анализ" ('Prices and Quantities: A Macroeconomic Analysis', 1981). Эта книга представляет собой одну из наиболее тщательных из всех известных сегодня попыток ответить на вопрос, который когда-то поднял Дж.М. Кейнс: почему рынки в развитых экономиках имеют тенденцию приспосабливаться к изменениям спроса и предложения не за счет изменения цен, а за счет изменения количеств, в результате чего безработица не приводит к снижению заработной платы, а избыточная мощность (а избыток товаров), соответственно, не приводит к более низким ценам.

При жизни Оукен был более всего известен благодаря открытой им эмпирической зависимости, существующей в американской экономике, которая с тех пор называется 'законом Оукена'. В своей знаменитой статье "Потенциальный ВНП: измерение и значимость" ('Potential GNP: Its Measurement and Significance', 1961), Оукен проанализировал реальный валовой национальный продукт США в 1950 г. в начале войны с Кореей, когда и безработица, и инфляция были на минимальном уровне, и экстраполировал объем национального производства этого года на будущее, учтя долговременную тенденцию к усовершенствованию производства (технический прогресс). Это дало ему предельные значения этих показателей в пятидесятые годы с полной загрузкой производственных мощностей и полной занятостью (отсутствием безработицы). Затем Оукен определил какую часть реальный валовой национальный продукт, полученный после 1950 г, составляет от этого потенциального валового национального продукта и сравнил полученное соотношение с ежегодными изменениями уровня безработицы. В результате он установил, что если первая величина изменяется на 3%, вторая изменяется на 1% в противоположную сторону; иными словами, увеличение уровня безработицы на 1% соответствует падению отношения фактического валового национального продукта к потенциально возможному (теоретическому) на 3%, т.е. в данном случае эластичность объема национального продукта по безработице равна 3 (эластичность Оукена). Эта зависимость настолько отчетливо проявилась в американской экономике 60-ых, 70-ых и 80-ых годов, что ее с полным правом можно назвать законом. Конечно, нужно при этом помнить, что это всего лишь приблизительный подсчет, который в один прекрасный день может не оправдать ожиданий, что, собственно, уже и произошло: в последние годы в США эластичность Оукена определена на уровне 1,5.

В тех случаях, когда коэффициент Оукена - отношение реального валового национального продукта к потенциально возможному - равно 1, т.е. когда американская экономика действует в условиях максимально возможной занятости населения, как было, например, в 1964 и 1972 годах, наблюдаемый уровень безработицы в США составляет 5,2 - 5,6% от трудовых ресурсов. Разница между уровнем роста экономики и уровнем ее инфляции - реальной скоростью ее экономического роста - часто называют 'индексом Оукена'. Именно поэтому уровень безработицы, равный примерно 5,5%, часто описывается как эмпирическое значение Фридмановского 'естественного уровня безработицы' - такого уровня безработицы, который совместим со стабильным уровнем инфляции цен и заработной платы.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то фактический объем производства будет ниже потенциального на величину -2,5 % (эта величина в работах различных экономистов колеблется от 2,5% до 3%).

Отношение 1: 2,5 есть отношение уровня безработицы к основанию объема ВНП. Оно позволяет вычесть абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы.

Например, в 1983 г. в США уровень безработицы составлял 9,5%, что на 3,5% выше естественного уровня. Умножив эти 3,5% на коэффициент Оукена, получим, что отставание реального объема ВНП от потенциального составит 8,75%. Если номинальный объем ВНП в 1983 г. составил 3300 млрд. дол., то в результате несложных арифметических действий (3300 х 8,75) выясним, что общество недополучило продукции почти на 290 млрд. дол.

В действии закона Оукена есть и вторая сторона: ежегодный прирост реального ВНП на уровне приблизительно 2,7% удерживает безработицу на постоянном уровне. Каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост безработицы на 1%.

Безработица, таким образом, пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального, фактического выпуска национального продукта.

Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертности, числа психических заболеваний. В целях смягчения этой социальной проблемы государство субсидирует средства на поощрение частичной занятости или работы неполную рабочую неделю. В качестве средства для сокращения "избыточного" населения обычно используется метод "разделения рабочих мест", когда одно и то же рабочее место представляется двум рабочим с понижением заработной платы. За это компании пользуются налоговыми льготами.

Для уменьшения безработицы практикуются и "досрочный" выход на пенсию в период реконструкции функционирующих рабочих мест и расширение занятости за счет универсализации представляемых потребителям услуг. Безусловно, такой метод ведет к росту показателей часовой производительности труда, что означает более высокие темпы прироста добавленной стоимости в сравнении с доходом рабочих.

Важным способом преодоления относительного перенаселения является создание и расширение профессиональной подготовки и трудоустройства безработных. Так, в Англии функционируют программы:

.        для длительно-безработных;

2.       для безработной молодежи;

.        для безработных старше 30 и старше 45 лет;

.        подготовки специалистов для наукоемких отраслей промышленности и т.д.

Кроме того, работают специальные клубы для безработных, где дают советы, рекомендации по прохождению собеседования, тесты при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест, представляют бесплатные канцелярские принадлежности и телефоны для поиска работы.

В развитых странах широко практикуется представления социальной помощи безработным в виде материального пособия. Для его получения необходим стаж по основной работе или общественная работа (уход за больными, престарелыми, инвалидами, благоустройство города и т.д.). Для получения пособия необходимо внесение страхового взноса в зависимости от заработка. Сроки выплаты пособия строго ограничены. Так, максимальный срок получения пособия в США - 26-30 недель, в Японии - 40 недель.

В некоторых развитых странах наряду с пособием по безработице выплачиваются еще и дополнительные пособия, которые предоставляются только после проверки "на нуждаемость", т.е. изучение состава семьи, наличия иждивенцев, стажа и сферы трудовой деятельности, наличие государственных наград.

Итак, существование безработицы выдвигает проблему социальной защищенности населения, на которую обращают особое внимание во всем мире со второй половины XX века. Дело в том, что рыночная система совершенно не гарантирует постоянную занятость рабочей силы. Отсюда государство создает систему социальной защиты, обеспечивающую уровень доходов населения, превышающий 50 % их общего объема.

Социальная защита впервые возникла в 1883 г. в Германии, в 1911 г. в Англии, в 1935 г. в США. Особого успеха она достигла в скандинавских странах. В Финляндии, например, пожилые люди одновременно могут получать 3 вида пенсии: по старости - от государства, пенсию по месту работы - от фирм, и из пенсионного фонда, выделяемого государством, в формировании которого принимал участие сам пенсионер.

Еще более уникальна структура социального страхования в Швеции. На долю взносов лиц, получающих пенсию, приходится всего 1 % активов пенсионного фонда, а остальные 99 % исходят: от государства - 27 %, местных органов власти - 31 %, предпринимательских фирм - 41 %.

Отрицательная связь между уровнем безработицы и темпами экономического роста получила название "закон Оукена" в честь американского экономиста Артура Оукена, установившего эмпирическую зависимость между этими параметрами в начале 1960−х.

Установленную зависимость он выразил формулой:


Где:- реальная величина национального дохода полной занятости.- реальная величина национального дохода.

(Yf - Y) - "конъюнктурный разрыв"

 - параметр Оукена- фактический уровень безработицы.* - естественный уровень безработицы.

(U-U*) - уровень конъюнктурной безработицы.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв увеличивается на пунктов.

То есть описана взаимосвязь изменения уровня безработицы с разрывом между фактическим и потенциальным объемами ВВП. Оукен связывал это с тем, что при появлении конъюнктурной безработицы:

не все уволенные регистрируются в качестве безработных;

часть оставшихся на работе переводится на сокращенный рабочий день;

снижается средняя производительность труда из-за наличия скрытой безработицы на производстве. [5].

2.1 Расчет коэффициента Оукена


Согласно многим расчетам, проводившимся на интервалах с 1948 года (с этого времени появилась квартальная статистика ВВП для США) и по настоящее время, прирост ВВП, при котором не происходит изменения уровня безработицы, составляет в среднем около 3% годовых.

Эта величина может быть истолкована как результат роста экономически активного населения, капиталовооруженности и совокупной производительности факторов производства (или, если угодно, научно-технического прогресса, что не то же самое, но близко).

Изменению нормы безработицы на 1 процентный пункт соответствует отклонение роста реального ВВП на 2 пункта от этого уровня.

Но это американский вариант. Для проверки действия закона в России воспользуемся статистическими данными:

) Сначала посмотрим на левую часть формулы.

Нам нужно посчитать величину конъюнктурного разрыва. Для этого следует знать потенциально возможный при данной технике объем производства Yf - национальный доход полной занятости, и фактический национальный доход Y.

Год

 (Y) фактическое

 (Yf) при полной занятости

2002

10830,5


11707,77



2003

13243,2


14196,71



2004

17048,1


18292,61



2005

21625,4



2006

26903,5


28463,9



2007

33111,4


35197,42




Теперь считаем разрыв:

Разрыв

877,2705

953,5104

1244,5113

1492,1526

1560,403

2086,0182


Сейчас мы можем узнать значения левой части формулы, поделя конъюнктурный разрыв на национальный доход полной занятости:

2002



8,10%

2003



7, 20%

2004



7,30%

2005



6,90%

2006



5,80%

2007



6,30%


Данные считаются в процентах для удобства дальнейших преобразований.

) Далее следует высчитать уровень конъюнктурной безработицы. Для этого нужно узнать фактический и естественный уровни безработицы:

естественная норма безработицы


фактическая безработица

5896,49


6155

5438,631


5683

5515,125


5775

4963,224


5208

4759,048


4999

4020,4


4232


Теперь уровень конъюнктурной безработицы:

конъюнктурная безработица

В %

258,51


4, 20%

244,369


4,30%

259,875


4,50%

244,776


4,70%

239,952


4,80%

211,6


5,00%


Получены все необходимые данные для расчета коэффициента Оукена. Он будет равен отношению конъюнктурного разрыва, деленного на национальный доход полной занятости, к конъюнктурной безработице.

Коэффициент Оукена

Год

1,78

2002

1,56

2003

1,51

2004

1,37

2005

1,14

1, 19

2007


Среднее будет равно 1,43. Это значит, что каждый процент конъюнктурной безработицы уменьшал фактический объем ВНП на 1,43% по сравнению с ВНП полной занятости.

Во время предыдущего спада 1990-1998 годов, который, если судить по динамике ВВП, был намного глубже нынешнего, проблема безработицы вроде бы ощущалась менее остро. А что может сказать по этому поводу статистика? Насколько выросла гибкость занятости по отношению к объему производства за межкризисное десятилетие?

Эластичность нормы безработицы по ВВП, подсчитанная за период с 1995−го по 2008 год, составляет около 2. То есть при падении ВВП на 10% норма безработицы в среднем росла примерно на 20% (именно процентов, а не процентных пунктов!), то есть вместо, скажем, 7 становилась 8,4%. Реакция, как видим, в целом необычайно слабая. Это, по всей вероятности, связано с тем, что для определения средней эластичности критически важным здесь оказывается период 1995-1998 годов, на который пришлись наиболее глубокие изменения и в ВВП, и в занятости. А это еще совсем другая экономика, с малоэластичной занятостью. Множество людей предпочитало оставаться на прежнем рабочем месте, получая копейки, в надежде пережить трудные времена, и таких же, еще "советских" принципов занятости в целом придерживалось руководство предприятий.

Поэтому и в 1999 году занятость росла очень медленно, несмотря на подъем ВВП: у предприятий были большие внутренние резервы не только производственных мощностей, но и интенсивности использования наличных работников.

В дальнейшем реакция занятости на изменение динамики ВВП, в частности на ускорение роста в 2006-2007 годах и на спад 2008-2009 годов, оказывается значительно острее, чем предсказывает "среднеинтервальное" уравнение. В периоде 2005-2008 годов аналогичная эластичность составляет уже порядка 5, а значит, падение ВВП на 10% вызовет увеличение нормы безработицы с 7 примерно до 10,5%. То есть реакция по Оукену получается примерно 1 к 3: на 1 процентный пункт увеличения безработицы - 3% падения ВВП.

Как сильно может вырасти безработица при нынешней эластичности и некоем разумном прогнозе снижения ВВП? Минэкономразвития в своем прогнозе ожидает снижения годового показателя ВВП в 2009 году на 2,2%, предполагая, что падение производства будет идти как минимум первые два квартала. При этих предположениях и V-образной кривой динамики производства в течение нынешнего года падение ВВП на дне (то есть во втором квартале нынешнего года) по отношению к пику третьего квартала прошлого года будет примерно 6% (по сезонно скорректированным объемам), и, исходя из эластичности нормы безработицы по ВВП на уровне 5, последняя в низшей точке спада не превысит 8 с небольшим процентов. Если при тех же предположениях годовой ВВП упадет на 5%, то дно ВВП к пику снизится на 11%, а норма безработицы в низшей точке кризиса превысит 10%. Наконец, при тех же 5% годового падения ВВП, но при L-образной рецессии дно к пику - 7%, норма безработицы, соответственно, ниже, примерно 8,5%, зато она остается такой в течение как минимум трех кварталов до конца нынешнего года [6].

Впрочем, ценность этих арифметических упражнений не очень высока. Возможно, на том интервале, где мы оценивали эластичность безработицы по ВВП, отчасти наблюдалось то же выжидательное поведение работодателей, как и во время кризиса 1998 года, и реальная чувствительность безработицы к спаду в итоге окажется гораздо выше.

2.2 Влияние безработицы на величину ВНП


Согласно Закону Оукена ежегодный прирост реального ВНП на уровне примерно 2,5% удерживает долю безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста реального ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт.

Аналогичным образом: каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2 процентных пункта вызывает рост нормы безработицы на 1 процентный пункт.

Существуют две части этого закона.

Первая часть: определенная величина роста ВНП необходима только для того, чтобы не дать уменьшиться норме безработицы.

Численность рабочей силы каждый год возрастает, и ее использование становится производительнее. По этим причинам от 2,5% до 3% ежегодного прироста реального ВНП необходимо для создания новых рабочих мест, способных удержать безработицу на прежнем уровне.

Вторая часть: Закон Оукена описывает изменение доли безработицы в зависимости от дополнительной вариации темпов прироста ВНП. Более быстрый рост сокращает безработицу, тогда как относительное падение темпов роста увеличивает долю безработных. Если темп прироста увеличивается, например, с 3 до 5%, доля безработных падает на 1 процентный пункт. В свою очередь, уменьшение нормы прироста с 4 до 2% увеличивает долю безработных примерно на 1 процентный пункт.

Наиболее важным аспектом Закона Оукена является ее вторая часть, а именно правило 2:

. Правило 2: 1 указывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы. Предположим, что доля безработных равна 8%, а администрация хотела бы на следующий год добиться доли безработных на уровне 6%. Это означает, что экономику нужно заставить расти более интенсивно посредством денежного и фискального стимулирования. Но насколько быстрым должен быть рост? Безработица в течение года должна упасть на 2 пункта. Это означает, что правительству в течение следующего года надо обеспечить темп прироста реального ВНП на уровне примерно 6,5%: из них 2,5 пункта - чтобы только сохранить безработицу на уровне предыдущего года, и еще 4 для того, чтобы сохранить долю безработных на 2 пункта. (Это очень высокий рост, имел место в 1994 г. В США). Экономический рост составил 6,8% и норма безработицы действительно упала за год на 2 процентных пункта. В США в 1994 г. - рельефно низкий уровень безработицы 1,2% рабочей силы. Нулевая безработица бессмысленна. Какой уровень безработицы является ориентиром? С этой целью вводится понятие "естественной нормы безработицы".

Естественная норма безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике.

Полная занятость означает отсутствие циклической безработицы, но пополнение естественной безработицы.

Полная занятость означает наличие некоторой безработицы, поскольку всегда рабочая сила находится в движении, одни рабочие места создаются, а другие ликвидируются.

Экономисты оценивают естественную норму безработицы, используя в качестве базы некоторый период, в течение которого экономика имела полную занятость с достаточно стабильными ценами - это обычно период середины 60-х годов, когда уровень ее составил 4-5% (в 80-х годах он вырос до 5,5 - 6,5%).

Затем исходный уровень безработицы корректируется с учетом изменений в составе рабочей силы, имевших место в последний период.

Понятие естественного уровня безработицы связано с категорией потенциального ВНП. Потенциальный ВНП это такой объем ВНП, который произведен в условиях полной занятости (естественный уровень безработицы). В США естественный уровень безработицы в 90-х гг. - 6-7% от рабочей силы страны.

2.3 Закон Оукена как вариативная тенденция


Даже разброс данных о зависимости между уровнем безработицы и ВНП США 1947-2002 годов позволяет утверждать, "закон Оукена" является лишь примерной тенденцией для экономики одной страны с массой вероятностных исключений почти 50 на 50. Отказываться от внедрения явно устаревших экономических приходится американской экономической элите постоянно. Это касается - в частности - знаменитых "кривых Филипса".

Федеральная резервная система США больше не думает, что уменьшение безработицы до слишком низкого уровня ведет к росту инфляции и наоборот - связь между занятостью и инфляцией гораздо слабее, чем 25 лет назад.

Обратная связь между инфляцией и безработицей была открыта в конце 1950-х гг. американским экономистом Элбаном Филипсом и получила название кривой Филипса. При нехватке рабочей силы компании вынуждены были увеличивать затраты на персонал, что вело к повышению цен на их продукцию. В 1960-е гг. американское правительство и ФРС пытались использовать эту закономерность, чтобы, повысив инфляцию, добиться снижения безработицы. Рост зарплат отставал от роста цен на продукцию, и компании могли нанимать персонал.

Милтон Фридман и Эдмунд Фелпс, позднее ставшие нобелевскими лауреатами, доказали, что это лишь кратковременный эффект. Как только у рабочих повысятся инфляционные ожидания, они начнут требовать повышения зарплаты и безработица через некоторое время стабилизируется на естественном уровне.

Большинство экономистов продолжали верить, что кривая Филипса работает на коротких временных отрезках. С 1979 по 2003 г. председатели ФРС Пол Волкер и Алан Гринспэн использовали эту закономерность, повышая процентные ставки ради повышения безработицы и, как результат, снижения инфляции.

Вместе с тем было все более заметно, что даже краткосрочное влияние безработицы на инфляцию стало уменьшаться. Официально экономисты ФРС и признали это недавно после масштабных исследований.

Вместе с тем возможны ли возвращения к взаимосвязи безработицы и инфляции в духе Филипса?! Вероятно, да. Но эти моментные ситуации не являются законами и более связаны с циклическими тенденциями в экономике, что показывает и 2008 год.

Закон Оукена - экономический закон наличия обратной зависимости между:

уровнем безработицы, превышающим естественный;

величиной валового национального продукта страны.

Каждые 2%, на которые реальный ВНП превышает свой естественный уровень, сокращает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.

Каждые 2% сокращения реального ВНП увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.

В итоге, если это закон - 100% сокращение реального ВВП по этому закону приведут к 56 - 57% безработице (при естественном уровне 6 - 7%), что теоретически и особенно практически абсурдно.

Необходимы четкие ограничения.

Закон Оукена - эмпирическая зависимость между нормой безработицы и темпами роста ВНП, предполагающая для США в определенные периоды, что увеличение безработицы на 2 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 1 %.

Менее верен во второй части, "Частный случай" закона Оукена:

(Y; Y *) / Y * = 3%; 2% * (u; u *)

и u - фактический ВНП и уровень безработицы в текущем году* и u* - в предыдущем году

Выражение 3%; 2% * зачастую неверно.

Данная формулировка противоречит первой по цифрам.

Но и здесь в итоге, если это закон - 106% увеличение безработицы (с учетом естественных 6 процентов) сократит реальный ВВП всего на 70 - 80% (даже с учетом того, что потенциальный ВВП обычно не превышает у развитых стран более чем на четверть реальный), Доказано, что естественный уровень безработицы не является раз и навсегда заданной постоянной величиной даже в самих США. Еще в 60-е годы ХХ в. естественным уровнем американцы считали безработицу в пределах 4 % рабочей силы, а в настоящее время это потолок поднят до 5-6 %. Причинами роста естественного уровня безработицы могут быть демографические и институциональные изменения. Например, в Японии и Швеции естественным уровнем безработицы считается 1,5-2%, а в Канаде - 8 %.

Если для развитых стран мира 5-6% являются естественным уровнем безработицы, а 15% - уже критическим, то для Казахстана понятие "критический уровень безработицы", за которым может последовать социальный взрыв, допускают, просто не существует.

Потенциальный ВВП - это как бы тенденция реального ВВП на длительных временных интервалах, представляющая собой долгосрочные производственные возможности экономики или максимальный объем выпуска, который экономика может обеспечить при стабильных ценах. Потенциальный выпуск иногда также называют уровнем выпуска при высокой занятости. Когда экономика полностью использует свой потенциал, уровень безработицы низок, а уровень производства высок.

3. Государственное регулирование занятости в казахстане и других странах


Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе.

"Сущность управления раскрывается через его функции. Функции, в которых выражается сущность управления, обусловливаются содержанием и структурой производственного процесса"

Каждая функция управления осуществляется определенным субъектом управления. Изменения управления экономикой привели к изменению компетенции, функций и задач отраслевых и иных органов управления.

Государственное регулирование вопросов занятости населения имеет следующую структуру.

Схема 1. Структура государственного регулирования занятости населения.

Основные направления государственного управления в сфере труда, социального обеспечения и занятости определяются Президентом Республики Казахстан, который утверждает государственные программы, единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета республики.

Основные направления социально-экономической политики государства определяет Правительство Республики Казахстан.

В связи с Указом Президента Республики Казахстан "О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов и сокращении численности государственных органов" от 29 октября 1996 года образовано Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Министерство труда и социальной защиты населения в Республике Казахстан является центральным органом государственного управления, которое осуществляет единую государственную политику и государственные программы в области труда и занятости населения, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп нетрудоспособного населения.

Деятельность Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан представлена в схеме.

Схема 2. Функции Министерства труда и социальной защиты.

Решения, принимаемые Министерством труда и социальной защиты населения, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социального обеспечения обязательны для субъектов всех форм собственности.

Вопросы занятости, безработицы, трудоустройства, выплат и пособий по безработице регулируются Государственной службой занятости.

Государственная служба занятости в пределах своих полномочий осуществляет следующий вид деятельности:

Схема 3. Деятельность Государственной службы занятости.

В систему органов Государственной службы занятости входят:

Департамент занятости при Министерстве труда и социальной защиты Республики Казахстан;

Правление и Исполнительская дирекция Государственного фонда содействия занятости (см. схеме 1).

Департамент занятости состоит из:

-       Центрального аппарата;

-       Областных, городских центров занятости - бирж труда;

-       Центров профессиональной подготовки и профориентации незанятого населения;

-       Городских (районных в городе) и районных центров занятости - бирж труда.

На всех уровнях в составе Государственной службы занятости действуют инспекции, осуществляющие контроль за исполнением государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, крестьянскими хозяйствами и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.



Схема 4 Деятельность Департамента занятости РК.

Органы Государственной службы занятости являются юридическими лицами, распорядителями находящихся в их оперативном управлении средств фонда занятости.

Государственный фонд содействия занятости как самостоятельная финансовая система создается для финансирования мероприятий по реализации политики занятости и обеспечения эффективной деятельности государственной службы занятости.

Фонд формируется за счет (схема 5):

Схема 5. Формирование Государственного фонда содействия занятости.

Основные направления расходования средств Государственного фонда содействия занятости на соответствующих уровнях определяются республиканскими и региональными программами занятости. Распоряжение средствами фонда осуществляется органами Государственной службы занятости.

Управление в области труда, социального обеспечения и занятости осуществляется на региональном уровне через представительные и исполнительные органы.

В связи с реорганизацией Министерства труда и Министерства социальной защиты населения соответственно реорганизуются и органы управления на региональном уровне. Но, тем не менее, областные органы управления непосредственно возглавляют и руководят городскими и районными центрами управления, расположенными на территории области [7].

Управление по труду и занятости осуществляет руководство и координацию деятельности структурных подразделений:

) Отделов по труду и занятости и по охране труда;

) Службы миграции.

Отдел по труду и занятости в пределах своей компетенции осуществляет:

-       Реализацию государственной политики в сфере оплаты труда, подготовку предложений о направлениях ее совершенствования, о конкретных величинах региональных, отраслевых и других коэффициентов;

-       Реализацию государственной политики в области социальной защиты населения, обязательного и добровольного социального страхования;

-       Участие в разработке программ социальной поддержки семей с детьми, трудящихся с семейными обязанностями и работающих женщин;

-       Разработку региональных комплексных мер по улучшению положения семьи, женщин и детей;

-       Проведение аналитической работы, оценку демографических процессов, уровня жизни населения, социальных последствий производственных распределительных отношений рыночной экономики;

-       Подготовку предложений по повышению уровня социальной поддержки населения в плане разработки адаптированной к рыночной экономике государственной системы поддержки семей с детьми, трудящихся с семейными обязанностями, работающих женщин, современных подходов к созданию и комплексному развитию системы государственного социального страхования в целом;

-       Проведение единой государственной политики по улучшению условий труда работников;

-       Участие в работе комиссий, образуемых в случаях массового высвобождения работников ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности;

-       Разработку проектов соглашений о социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений;

-       Государственный контроль за соблюдением работодателями, независимо от форм собственности, действующего законодательства о труде, нормативных правовых актов по вопросам труда;

-       Координацию работ по изучению общественного мнения населения региона в сфере труда, его оплаты и охраны, занятости, социальной защиты.

За последние годы интенсивность миграционных процессов усилилась. Экономическая и политическая нестабильность соседних государств порождает проблему вынужденных переселенцев. С притоком мигрантов усиливается нагрузка, в частности, на социальную инфраструктуру государства, поскольку надо решать проблемы учета, регистрации, размещения и трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. Сложная ситуация создается и в связи с большим оттоком квалифицированных специалистов за рубеж.

Служба миграции занимается:

) осуществлением мер по проведению в жизнь миграционной политики, разработки предложений по проблемам миграции;

) организацией работы и осуществлением контроля за приемом, обустройством и созданием надлежащих социально-бытовых условий переселенцам, соблюдением социальных гарантий;

) выдачей заключений по вопросам привлечения в область иностранной рабочей силы.

Государственная служба занятости образуется и действует на районном, городском (районном в городе), областном и республиканском уровнях под руководством соответствующих органов местной администрации.

Основная нагрузка по решению проблем занятости на местах возлагается на областные центры занятости. Они непосредственно подчиняются Департаменту занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. В подчинении областного центра занятости - биржи труда - городские и районные центры занятости.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают территориальные центры занятости населения, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. Возрастает их роль, и усложняются функции. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий, других нанимателей в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучение с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказывать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах Республики.

Основными направлениями деятельности центров занятости являются:

)        Регистрация безработных;

2)      Регистрация вакантных мест;

)        Трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

)        Изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

)        Тестирование лиц, желающих получить работу;

)        Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

)        Выплата пособий.

Органы Государственной службы занятости на республиканском и региональном уровнях работают в тесном взаимодействии с координационными советами содействия занятости, которые формируются из числа представителей профессиональных союзов, ассоциаций работодателей (советов директоров государственных предприятий и организаций, ассоциаций, союзов кооперативов, арендаторов, предпринимателей), органов государственного управления и Государственной службы занятости.

Во всех областях Казахстана остро стоит вопрос трудоустройства. При таких условиях все больше обостряется проблема профессиональной подготовки и профориентации высвобожденных работников и незанятого населения.

Таким образом, мы видим, что в современных условиях рыночной экономики изменилась роль бирж труда. Теперь они должны кроме регистрации безработных и поиска для них работы активизировать свои действия в области переквалификации кадров и профессиональном обучении молодежи. На данный момент в республике остро стоит проблема занятости женщин и молодежи. Центры занятости же могут помочь в решении этих проблем через создание курсов обучения новым профессиям, созданием сети казенных работ. Особой же сферой деятельности центров занятости является создание информационной сети свободных рабочих мест. Такая сеть позволит снизить проблемы занятости и поможет в переливе трудовых ресурсов из избыточных областей в области с низким количеством квалифицированных трудовых ресурсов.

Заключение


Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список использованной литературы


1.       Брю Стэнли Л., Макконнелл Кэмпбелл Р. Экономикс. М., 2004.

2.       Никифорова А. А " Рынок труда, занятость и безработица", 1991

.        Розанова Н.М. "Экономическая теория", 2009

.        Хейне П. Экономический образ мышления. М., 2002.

.        Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский "Макроэкономика". Учебник. 2009

.        Агапова Т.А., Серегина С.Ф. "Макроэкономика". Учебник. 2005

.        Экономическая активность населения Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2010

.        Государственная программа занятости населения.

http://www.enbek.gov. kz.

Похожие работы на - Безработица как одна из главных социальных проблем рыночного общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!