Градостроительное развитие Одессы от основания города до начала 20 века

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,52 Мб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Градостроительное развитие Одессы от основания города до начала 20 века

Министерство Образования и Науки, Молодежи и Спорта Украины

Одесская Государственная Академия Строительства и Архитектуры

Кафедра Основ Архитектуры и ДАС








Реферат

по теме: "Градостроительное развитие Одессы от основания города до начала 20 в."


Выполнила: ст. гр. А-366

Федосеева М.

Руководитель: Моргун Е. Л.





Одесса-2013

Содержание

Введение

1.       Основание города

.        Застройка Одессы в первой половине XIX века

.        Застройка Одессы во второй половине XIX века

.        Застройка Одессы в начале ХХ века

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Город расположен на берегу Одесского залива Чёрного моря. Большая часть города, включая исторический центр, располагается на равнине, возвышающейся над морем примерно на 50 м. Минимальная высота Одессы составляет 4,2 м над уровнем моря (Куяльницкий лиман), максимальная высота 65 м. Площадь территории города 163 км², плотность населения 6139 чел./км². Источники питьевой воды на территории города в настоящее время - бюветные комплексы, основное снабжение водой Одессы и близлежащих окрестностей осуществляется из реки Днестр по сорокакилометровому водопроводу через водозабор в районе Беляевки . Вблизи города находятся три крупных лимана: Куяльницкий, Хаджибейский и Сухой.

Впервые новое название города встречается 10 (21) января 1795 год

Существует легенда, что на царском балу, в присутствии Екатерины ІІ зашёл разговор о новом черноморском порте и крепости Хаджибее, недавно отвоёваном у турков. Кто-то из придворных, зная любовь царицы называть отвоёванные города древнегреческим именами, предложил переименовать Хаджибей, и напомнил о древнегреческой колонии Одессос. И вот тогда Екатерина будто бы повелела:

Пусть же Гаджибей носит это эллинское название, но в женском роде.

1. Основание города


Основание Одессы имеет длинную историю. 14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала И.Дерибаса, при участии отряда черноморских казаков, был взят замок Хаджибея. В конце 1791 г. на месте крепости решили создать военизированный поселок для матросов Средиземноморской флотилии, проект которого составил в Санкт-Петербурге военный инженер голландского происхождения Франц Павлович Деволан. Проектом предусматривалось, кроме размещения порта и жилых кварталов, создание главной городской площади с размещением соборной церкви. В августе 1794 г. состоялась закладка порта, города и православных храмов.

Процесс дальнейшего восхождения города несколько затормозился при императоре Павле, который в конце 1796 и 30 марта 1797 г. издал неблагоприятные для Одессы приказы: "Одесский порт по неудобности его, - значилось в приказе от 30 марта 1797 года, - не будет отделываться на такой конец, чтобы быть ему военным портом..., а окончатся только начатые строением...".9 января 1800 года магистрат отметил, что "со временем может прекратиться и распространяющаяся (здесь) торговля". Положение существенно изменилось, когда в 1800 году на престол вступил Александр Первый. Город снова пошел в рост, начал строить великолепные дома, благоустраиваться.

В 1820 - 1840-х гг. в Одессе строились красивейшие ансамбли, общественные, культовые, жилые постройки (Приморский бульвар, Потемкинская лестница и т.д.). Бурную деятельность развернул основанный еще при И. Ришелье Одесский Строительный Комитет. С первых дней своего существования город застраивался под руководством инженеров и архитекторов. Так, после указа об его основании была учреждена Экспедиция строения гавани и города Хаджибея с купеческой пристанью.

Организующее значение магистралей в развивающихся городах со сложившейся ранее запутанной сетью улиц несомненно. Не так очевидно оно в случаях, когда улицы города изначально прямы, протяженны, достаточно широки и пересекаются под прямыми углами - как, скажем, в Одессе. Здесь при передвижении по городу возможен широкий выбор равноценных по дальности маршрутов.

Во времена, когда движущими силами на транспорте были натуральные лошадиная и воловья, о скорости внутригородских перевозок мало заботились. Та же Ришельевская служила местом променада в экипажах - здесь о скорости вообще говорить не приходится. И все же мы знаем, что планом Деволана была предусмотрена магистраль, идущая через весь город из порта по Военной балке, Большому (Александровскому) проспекту в направлении современного "Привоза", магистраль, отчетливо выраженная на плане и в течение более 30 лет разделявшая город на две части - Северный и Южный форштадты.

Не менее четко планировочными средствами выражена магистраль, совпадающая с самой длинной тогда Преображенской улицей: здесь стыкуются лежащие под разными углами две основные сетки улиц, и эта "пограничная" магистраль сделалась позднее кордоном между Греческим (Северным) и Военным (Южным) форштадтами. Магистральными были, по существу, поперечные улицы: Херсонская-Ланжероновская и Тираспольская-Почтовая, по которым шли обозы от Херсонской заставы в порт и от Тираспольской заставы к хлебным магазинам, сосредоточенным у Карантинной балки. Позже эти улицы не были оформлены соответствующим образом градостроительными средствами, а Ланжероновская была отрезана от Херсонской Городским садом.

Что до единого общественного центра города, он не был предусмотрен. Однако при сопоставлении деволановского плана Одессы и его модификаций 1803, 1809 и 1811 гг. сразу же бросается в глаза не столько отсутствие такого центра, сколько несоразмерно большое число крупных площадей, рассредоточенных в пределах намеченных границ города. Всего их восемь, расположены они примерно на равных дистанциях друг от друга и за исключением будущей Соборной площади - прямоугольны. Невольно возникает предположение, что отсутствие общегородского центра связано с "региональными" функциями этих площадей.

Была поставлена задача проектирования города-порта практически на голом месте, причем уже в проектном решении должен был быть импульс к его стремительному росту. Нарождающийся город должен был сразу же заявить о себе как о крупном начинании, приобрести имидж очередного "чуда света", ошеломить размахом строительства и овладеть сердцами и умами дальновидных коммерсантов, банкиров, ремесленников, представителей интеллектуальной элиты. А это диктовало необходимость развернуть работы широким фронтом, на большой территории, всемерно афишируя "наших планов громадье"

Деволан рассредоточил в пределах границ большого города восемь площадей - как бы центров притяжения формирующихся жилых зон. Ни одна из них не обладала явными преимуществами перед другой - горожане могли селиться в той или другой, сообразуясь с собственными приоритетами. При этом предполагалось, что территория между этими локальными жилыми зонами какое-то время останется незастроенной, т.е. город будет эволюционировать по принципу образования мегаполиса.

2. Застройка Одессы в первой половине XIX века


В основном Одесса представлена архитектурой XIX-XX столетий: неоклассицизм, модерн, постмодернизм, конструктивизм. Первые здания в Одессе строились в стиле классицизма, отличались рационализмом и скупостью декора. Многонациональный состав населения привел к тому, что в архитектуре культовых зданий отразилось византийско-греческое влияние, а в планировке и фасадных композициях жилых домов можно встретить не только итальянский и французский, но и армянский декор. Также большое влияние на облик города оказал природно-климатический характер. Применение камня-ракушечника определило кладку из крупных блоков и отсутствие мелких деталей. С целью защиты от палящего летнего зноя, широко применяли портики, лоджии, крытые галереи. Даже рыночные площади, подобно древнегреческим агорам, обрамлялись по контуру галереями. В 1820-1830-е гг. в Одессе наблюдается высший расцвет ампира, что отражало экономический взлет города и его растущую политическую роль.

План города Гаджибей с военной гаванью и пристанью для купеческих судов. 1794 г. "План де-Волана".

Планировка города является одним из высших достижений градостроительства эпохи классицизма. Ее автор инж. Ф. П. Деволан использовал топографию местности, учел климатические условия, хозяйственный профиль города и создал выразительное в композиционном отношении планировочное построение. Жилая зона разместилась на возвышенном плато, порт - на низменной прибрежной полосе. Широкая долина Карантинной балки предназначалась для складов. Овраги использованы как спуски из города в порт. Такое разграничение жилой и производственной территорий в двух уровнях - явление очень прогрессивное. Используя территориальные резервы равнинного плато, планировку кварталов намечалось развить в сторону степи.

При решении вопросов расселения основное внимание уделялось национальным признакам жителей. Выходцы из стран Западной Европы, греки, армяне должны были расселиться в разных частях города вокруг площадей с церквями. Главное положение предназначалось Соборной площади с русской церковью.

Генеральный план местоположения гавани и города Одессы с показанием глубины в море и возвышения берега от воды. 1803 г. Исполнитель:инженер-полковник Форстер.

Однако общественный центр отсутствовал, так как наиболее удобные для него раскрытые к морю территории занимались эспланадами и производственными сооружениями. Зато был намечен торговый центр. Он разместился по оси Военной балки в виде широкого застроенного торговыми рядами проспекта, подводившего к просторной квадратной площади.В 1803 г. был утвержден представленный инж. Е. X, Форстером план Одессы, в основе которого лежали предложения Ф. П. Деволана.

Важное значение и формировании общественного центра имело строительство театра в прибрежном районе. Архит. Ф. Фраполли в 1808 г. сделал попытку организовать пространство вокруг театра - улицы Ришельевская и Екатерининская и продолжались до обрыва, вдоль которого намечался узкий бульвар, предусматривались полукруглая и прямоугольная площади.

В восточной части Одессы казармы строили за ул. Новорыбной (ныне ул. Пантелеймоновская) и планировка здесь не изменилась. Зато в слабо освоенной западной части, где линия рва пересекала город без учета его перспективного развития, направления прилегающих улиц, размеры и форма кварталов стали иными. Это зафиксирована во многих чертежах, в том числе и в плане 1814 г.

Территориальное расширение Одессы после 1811 г. стало возможным за счет предместий. Еще при основании города возникла Пересыпь. В виде села с двумя десятками домов на плане 1814 г. изображена Молдаванка. Но за 4-5 лет она превратилась в большое предместье и в 1819 г. отделялась от города только эспланадой, свободной от застройки по фортификационным соображениям. Направление улиц обуславливалось прокладкой путей к колодцам в Водяной балке, трассами дорог в Овидиополь, Тирасполь и Дальник. Кварталы здесь были крупными, так как многие жители занимались огородничеством.

В 1820-е гг., утратив военно-оборонительное значение, Одесса получила возможность более свободного развития. Появились новые предместья. К юго-западу от Молдаванки образовались Ближние и Дальние Мельницы с прямоугольными сетками кварталов. Они возникли возле стоявших здесь группами мельниц. В конце 1820-х гг. к западу от города между Водяной и Кривой балками возникло предместье Слободка-Романовка. Его территория разбивалась на мелкие удлиненные кварталы и имела перекрестно-рядовую планировку. Быстро развивалось предместье Пересыпь. Вначале застраивались кварталы около города, затем осваивались более удаленные участки вдоль побережья по оси ул. Московской, которая из-за кривой линии берега прокладывалась с изломами. Менялось и предместье Молдаванка. Оно вплотную приблизилось к центральной части города. Кроме того, предместье расширялось в западном и южном направлениях, упорядочивалась его уличная сеть, благоустраивалась кольцевая магистраль - ул. Балковская.

Особое развитие получила центральная часть города, которая быстро застраивалась, и осваивались кварталы, прилегавшие к оборонительным казармам. Вредные в санитарном отношении мясобойни и салотопенные заводы вынесли к развилке Люстдорфской и Большефонтанской дорог. На пл. Новобазарной выросли 2-этажные лавки с колонными галереями. В общегородском торговом центре главной стала пл. Старобазарная, застроенная монументальными зданиями. Широкий просп. Александровский связывал три площади и образовывалась впечатляющая пространственная анфилада. Возросшее политическое и экономическое значение Одессы, ее роль южного "окна в Европу" потребовали создания административно-культурного центра. Важное значение прибрежного участка понял еще архит. Ф. Фраполли, по в его проекте не учитывались особенности рельефа и содержание застройки. Поэтому в 1819 г. архит. Ф. Шаль разработал новый проект, который в 1820 г. при содействии инж. К. И. Потье был утвержден. Теперь основное значение получил открытый к морю широкий бульвар с полукруглой площадью посредине, на которую, изменив свое направление, выходила ул. Екатерининская. В 1823 г. проект был скорректирован в связи со строительством на одном торце бульвара дворца Воронцова. Вскоре полукруглую площадь застроили монументальными зданиями, одно из которых предназначалось для присутственных мест, а на самой площади установили памятник Ришелье. Центральную ось бульвара также подчеркнули гигантской лестницей, ведущей к набережной. На другом конце бульвара возвели биржу. В результате, обладая развитым центром, фланкируемый по сторонам крупными сооружениями, бульвар получил композиционную завершенность и превратился в парадное лицо Одессы со стороны моря.

В 1840-х гг. изменился облик пл. Театральной. Вокруг нее построили крупные здания, среди которых выделялся дом градоначальника. Восточная часть площади была застроена торговыми корпусами Пале-Рояля. Перед театром соорудили здание Английского клуба, еще ниже - Музей истории и древностей. Таким образом, возникла сложная система связанных и ритмически переливающихся пространств бульвара, площадей Биржевой (ныне пл. Коммуны) и Театральной. Наибольшее развитие получил прием периметральной застройки участков. Увеличивалась этажность застройки. . Если в 1820 - 1830-е гг. в центральных кварталах возводили 2-этажные дома, то в следующем двадцатилетии высота зданий возросла до 3 - 4 этажей. Рос объем строительства. Так, в 1835 г. город насчитывал 4539 жилых домов, из них 2- и 3-этажных было 463, а в следующем 1836 г. количество последних увеличилось па 261. Наблюдалась неравномерность застройки районов. Например, в 1838 г. центральная часть города состояла из 5067 каменных домов, где свыше 800 были 2- и 3-этажными, а значительно более крупные по площади Молдаванка и Пересыпь имели всего 3305 зданий, из них только 30 2-этажных.

Генеральный план г. Одессы с принадлежащей землей, разделенной на 6 частей с показанием предместий, селений, хуторов, садов и других казенных и частных заведений. 1835 г

Крупные купцы и помещики строили дворцы усадебного типа. Ярким примером такого строительства является здание на ул. Софийской, 5, возведенное в 1810-х гг. В конце XIX в. оно стало собственностью города и с тех пор здесь находится музей с богатой коллекцией произведений русских и украинских художников. Перед нами типичная дворянская усадьба. Корпус в два этажа отодвинулся от улицы в глубину участка, крылья служб полукругом охватывают парадный двор, огражденный великолепной по рисунку чугунной решеткой. За домом располагался обширный сад, когда-то спускавшийся до самого моря. Архитектура дворца отличается тонко найденными пропорциями, а яркая окраска стен делает очень выразительными белые узорные детали и сочную лепнину. Прекрасно выполнен шести колонный портик, выплывающий из массива здания.

3. Застройка Одессы во второй половине XIX века


К 1850 году Одесса стала крупным промышленным центром с населением около 100 тыс. человек и наиболее острой городской проблемой стала постоянная нехватка питьевой воды, которой Одессу снабжала 100-метровая артезианская скважина, пробуренная в Водяной балке. В феврале 1853 года от источника, расположенного в 12 верстах от Одессы был проложен первый городской водопровод Ковалевского.

План г. Одесса 1864 г. Составил землемер Крылов в 1864 г. и дополнил в 1867 г

Отмена в 1861 г. крепостного права и последовавшие реформы управления страной суще-ственно отразились на дальнейшей судьбе города. После ввода в 1865 г. железной дороги многие населенные пункты Украины оказались еще более тесно "привязанными" к Одессе и ее порту. Значительно расширился ассортимент вывозимых товаров, все большее значение приобретала местная промышленность. К концу XIX в. в городе уже насчитывалось свыше 400 предприятий. Существовало также огромное количество мелких производств и ремесленных мастерских, а в связи с улучшением водоснабжения в пригородной зоне развивалось огородничество и садоводство. Расположенная на берегу моря в прекрасных природно-климатических условиях Одесса начинает привлекать курортами, лечебницами, санаториями.

Город оставался административным центром. Губернаторские канцелярии, управления военного, судебного и учебного округов руководили жизнью юга страны. Но в период капитализма судьбами края вершили не только чиновники, но и финансовые магнаты, банкиры. А большое количество банков, кредитных контор также нашло пристанище в Одессе. Наряду с Петербургом и Москвой город получил привилегированные права в области самоуправления, и это заметно сказалось на решении вопросов благоустройства. Во второй половине XIX - начале XX вв. расширилась сеть образования: открывались приходские школы, реальные училища, гимназии, Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский университет. Выходило много периодических изданий. Большой активностью отличалась литературная, театральная, музыкальная и художественная жизнь. Одесса в те годы являлась важным культурным центром. Она притягивала к себе население. Еще после реформы 1861 г. здесь насчитывалось немногим более 100 тысяч человек, то накануне первой мировой войны она стала городом с полумиллионным населением.

Основным строительным материалом оставался камень-ракушечник. Его выработки ве-лись главным образом в пригородных селениях Куяльник, Усатово, Нерубайское. Около Жеваховой горы располагались кирпичные заводы, мощность которых заметно увеличилась. В качестве кровли употреблялись черепица, поставлявшаяся Обществом одесских черепичных заводов, а также толь и кровельное железо. Кроме глины и извести, в качестве вяжущего материала начал использоваться цемент. Возрастали количество и мощность деревообрабатывающих заводов. Если в 1862 г. в Одессе действовал всего 1 лесопильный завод, то в 1899 г. их насчитывалось уже 7, а в 1914 г.- 15. Еще в конце 1860-х гг. при строительстве пирсов начал применяться бетон. В дальнейшем он широко использовался при возведении общественных зданий и жилых домов. В начале XX в. было организовано Строительное бюро железоцементных конструкций, внедрявшее железобетон в массовое строительство. Перед первой мировой войной в Одессе работало 16 бетонных заводов.

В 1864 г. в Одессе возникло Общество инженеров и архитекторов, которое в 1870 г. вли-лось в Русское техническое общество. Его отделы вели научную работу, издавали журнал, участвовали в съездах, а также организовали вторую в стране Школу десятников для под-готовки квалифицированных строительных кадров. Установившиеся в конце XIX в. творческие контакты архитекторов и инженеров в пределах города, их тесные связи с художественной жизнью России и Западной Европы, организация конкурсов и привлечение к проектированию не только известных отечественных, но и ряда европейских мастеров - все это способствовало повышению технического и художественного уровня застройки Одессы.

Во второй половине XIX в. в планировочном развитии Одессы, как и многих других городов, проявилась бессистемность и хаотичность. Проекты перспективного развития города и его районов не разрабатывались. Вплоть до 1917 г. официальным планом являлась съемка местности, выполненная архит. Ф.О. Моранди еще в 1841 г.

одесса строительный комитет гавань

4. Застройка Одессы в начале ХХ века


В начале ХХ века Одесса стала еще и популярным климатическим курортом; 8 июля 1902 года был пущен одесский фуникулер рядом с Бульварной (Потемкинской) лестницей. Два вагончика, вместимостью 35 человек каждый, были привезены с Парижа и связали нижнюю часть города с верхней. Проработал фуникулер почти в неизменном виде до 1969 года.

К 1910 году Одесса, с более чем полумиллионным населением становится третьим по величине городом Российской империи, после Петербурга и Москвы.


В Большой энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова, издания 1904 года отмечается:

Одесса, уездный город Херсонской губернии под 46º 29´ с.ш. и 40º 44´ в.д. Расположен на возвышенном берегу Черного моря. Центр администрации Одесского градоначальства и центр умственной жизни Новороссии. Население по переписи 1897, исчисляется в 405041 человек (четвертое место в России после столиц Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы). Этнический состав очень разнообразен. Большинство русских (малороссов и великороссов) и евреев, затем идут греки, итальянцы, немцы, французы, караимы и немного турок. Город очень красив и благоустроен с прекрасным видом на море. Улицы широкие, чистые, обсажены тенистыми деревьями и вымощены гранитом. Освещается город газом, а лучшие улицы электричеством. Сообщение между частями города поддерживается конной железной дорогой; в пригороды ведут паровые трамваи. В порт ведет 10 спусков, гигантская лестница в 200 ступеней и электрическая подъемная машина. Канализация, прекрасный водопровод с образцовой фильтрацией, доставляющий до 5 млн. ведер воды из Днестра. В городе 187 улиц, 74 переулка, 24 площади и 2 бульвара, славящиеся прекрасным видом на море. Зданий 10806, церквей православных 48, прочих христианских вероисповеданий 4, синагог и мечетей 8 и 44 еврейских молитвенных дома. Главное занятие жителей города торговля и работа в порту. Порт снабжен приспособлениями для автоматической нагрузки и выгрузки товаров. К 1 января 1901 к Одесскому порту приписано было 159 пароходов и 182 парусных судна. Сообщение с портами Черного и Азовского морей поддерживается 1) Русским обществом пароходства и торговли и 2) Российским обществом, совершающими срочные пассажирские и грузовые рейсы. С Дальним Востоком сообщение поддерживается пароходами Добровольного флота. Порт иногда замерзает, и сообщение поддерживается с помощью ледоколов. Ярмарка. Кредитных учреждений 11. Фабрик и заводов 486 с 20220 рабочими (14840 мужчин, 4517 женщин и 863 детей). Ремесленных заведений 1866, на них занято 5170 рабочих. Учебных заведений 422 с 32840 учащимися (21120 мальчиков 11620 девочек), в том числе 1 высшее. Императорский Новороссийский университет, 23 средних (5 мужских гимназий, 9 женских, 2 коммерческих, 2 реальных училища, институт благородных девиц, питомник славянских девиц, духовная семинария, епархиальное женское училище, духовное мужское училище), 2 военных училища, 17 специальных (мореходные классы, железно-дорожное училище, акушерские курсы, музыкальное училище, рисовальная школа, школа садоводства и огородничества и 11 низших профессиональных и технических училищ), еврейских училищ 250, талмуд-тора, 6 воскресных школ, 6 вечерних курсов для взрослых, 114 низших и городских училищ, в том числе 17 школ церковно-приходских и грамоты и 3 приюта. Городская публичная библиотека, 3 бесплатных городских читальни, народная аудитория, 6 частных библиотек, городской музей изящных искусств, городской педагогический музей и книжный склад. 10 ученых и технических обществ, 12 приютов, 10 богаделен. Типографий 48, книжных лавок 34, периодических изданий 21. 3 больницы и много частных лечебных заведений.

 


Заключение


Архитектура Одессы - совокупность приёмов градостроительства, применённых в Одессе. Одесса - один из немногих городов, построенных в основном по регулярному плану, который был реализован благодаря удобной плоской местности и таланту архитекторов и строителей. Из-за того, что Одесса начала своё фактическое развитие только в конце XVIII столетия очень многие памятники архитектуры были построены в XIX - XX веках.

Одесса привлекает богатой, насыщенной историей, хотя по возрасту она еще совсем молода. Имя Одессы навсегда вписано в историю как имя города славных и богатых традиций, города-героя, города побед.

Об Одессе написаны десятки книг. Но мало печатных работ об истории градостроительства Одессы, хотя своей славой город обязан также красивым зданиям, тенистым улицам и уютным площадям. Эта работа и посвящена градостроительной и архитектурной истории Одессы, без которой немыслимо ни ее настоящее, ни будущее. Здесь читатель найдет много нового, неопубликованного до настоящего времени. В статье сделана попытка показать те художественные особенности, которые характеризуют архитектуру города.

История Одессы, как в социально-экономическом, так и в градостроительном отношении делится на ряд периодов. Каждому из них соответствует раздел книги, где показаны общая картина развития города, его архитектурная жизнь. Выявление основных градообразующих факторов позволяет перейти к анализу планировочной структуры города и особенностям ее развития на определенном историческом этапе. В дальнейшем характеризуется застройка Одессы жилыми, общественными и производственными зданиями, ее благоустройство. Заканчивается каждый раздел описаниями облика города в целом, его панорам и силуэта.

В книге не просто описывается внешний облик и внутреннее пространство сооружений, а анализируется архитектурная композиция с целью помочь читателю разобраться в сложности и многогранности архитектурного организма, понять соотношение структуры и декоративного убранства.

 


Список использованной литературы


.        "Старая Одесса ее друзья и недруги" Д.Атлас /-О.,1992.-(с.22-35)

.        "Одесса.Архитекурно-исторический очерк". Тимофеенко В.И./Киев 1984-(с.8-12)

.        "Прошлое и настоящее Одессы"Типография Л.Кирхнера.Одесса 1894(с.47-48)

.        http://www.tudoy-sudoy.od.ua/pro-istoriiy-i-odessu/history-odessa/73-osnovanie-odessi.html

.        http://www.citymap.odessa.ua/?30 - история карторграфии Одессы

Похожие работы на - Градостроительное развитие Одессы от основания города до начала 20 века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!