Становление и развитие цензурного аппарата в Российской империи во второй половине XVIII–начале XIX вв.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление и развитие цензурного аппарата в Российской империи во второй половине XVIII–начале XIX вв.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка











Курсовая работа

Становление и развитие цензурного аппарата в Российской империи во второй половине XVIII - начале XIX вв.

Выполнила

Калинина А.С.

гр.2125/1

Проверила

Козлова М.М.

Санкт-Петербург 2011г.

Введение

Одной из актуальных проблем отечественной истории XVIII-XIX вв. является проблема взаимоотношений "власти" и "культуры", наиболее ярко проявляющаяся в цензурной политике. Цензура, в том числе и иностранная, рассматривалась российскими властями как одно из действенных средств контроля государства за печатной продукцией, общественным мнением и состоянием умов, как один из способов идейного и нравственного воспитания народа. Ради сохранения спокойствия и стабильности в обществе цензура поощряла публикации, в которых допускались даже намеренные искажения в ущерб исторической правде и точности воспроизведения источника, а также умалчивание некоторых фактов. Функции цензуры оставались неизменными - контроль, охрана, санкции, регламентация, репрессии, но значение и иерархия их во времени менялись в зависимости от политической идеологии. Суть и методы цензуры видны в том, как в России относились к сочинениям, издаваемым в стране и ввозимым из-за границы, которые по ряду причин в XVIII - XIX вв. оставались наиболее распространённым чтением. Другими словами, история цензуры обрисовывает ту пограничную сферу, где пересекается политика и просвещение.

Актуальность выбранной нами темой обусловлена тем, что в 1990-е гг. в России, в связи с переходом к демократическому, гражданскому обществу остро встал вопрос об отмене цензуры и праве населения на свободу слова, на гласность. 27 декабря 1991г. был принят закон РФ «О средствах массовой информации (СМИ)», который действует до сих пор. В статье 3 закона прописано, что цензура массовой информации (то есть требование предварительно согласовывать сообщения и материалы с должностными лицами, государственными органами, организациями и т.д. так же как и наложение запрета на распространение какой-либо информации) не допускается. Также не допускается создание каких-либо организаций, в задачи которых входит осуществление цензуры. Таким образом, каждый стал волен в высказывании своей точки зрения, как в печати, так и в любых других средствах массовой информации, а также в общении между собой.

Однако с течением времени все громче стали раздаваться требования пересмотра подхода к свободе слова, обосновываться факторы введения необходимых ограничений информационной деятельности, что, прежде всего, связано с различного рода злоупотреблениями в подаче массовой информации. Призывы к действиям, нарушающим закон, полуправда, а временами и прямая ложь, демонстрация неуважения к личности и ее достоинству, безнравственность и откровенная порнография, нередкое отсутствие объективности, односторонняя подача материала - все эти факторы негативно сказываются на настроениях населения, дезориентируют его, подрывают уважение к государственной власти и демократии.

В Государственной Думе, Совете Федерации, Администрации Президента постоянно возникают вопросы введения в той или иной степени цензурного контроля. Но каковы рамки этого контроля должны быть - никто не может сказать. С другой стороны, в обществе, ориентирующемся в целом на ценности западной демократии, существуют и противники каких-либо цензурных ограничений в области СМИ. Однако за последнее десятилетие общей точки зрения о необходимости введения цензурного контроля так и не выработано, хотя уже есть случаи обращения в суды оскорбленных или несогласных с позицией печати людей.

На наш взгляд, законодательство о печати требует определенной корректировки. Для этого следует обратиться к опыту цензурной политики, существовавшей и проводившейся в Российской империи. Сложные взаимоотношения правительства с печатью, механизмы регулирования и контроля над журналистикой, соотношение законодательной базы с цензурной практикой - все это представляет собой пласт богатейшего опыта, анализ положительных и отрицательных сторон которого может послужить стимулом для решения современных цензурных вопросов, которые во многом схожи с проблемами, ранее стоявшими перед самодержавной властью.

Основная цель данной работы - проследить становление и развитие цензурного аппарата в Российской Империи в конце XVIII - начале XIX вв. и дать наиболее полную и точную характеристику цензурной политики при Екатерине II и Павле I.

Глава I. Цензурная политика Екатерины II

.1 Внутренняя политика Екатерины II. Предпосылки цензурной политики

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер государственно - политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное деление: дворянство, мещанство и крестьянство.

Сама Екатерина II очень любила Россию, свой народ, поэтому активно участвовала в государственной жизни.

Задачи "просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:

"1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям".

Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человека заставляла царицу полагать, что все препятствия могут быть устранены путем принятия действенных законов, однако, стоит отметить, что российское законодательство было крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., хотя при Петре I, а затем при его преемниках и предпринимались попытки создать новый свод законов, каждый раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось. Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им составить новое Уложение. В течении целых двух лет Екатерина II трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. Он является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма".

"Наказ" торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, "чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: "Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить". На этом основании она предписывала: "Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства". Вольность в понимании Екатерины означала "право все то делать, что законы позволяют". Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы далеко не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Они скорее были близки к взглядам тех просветителей (в частности к Вольтеровским взглядам), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом абсолютно искажена.

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Однакоосвобождение крестьян от она считала несвоевременным и опасным, а для "приготовления умов" к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе "Наказа" проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла почти половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: "Ответствую: на Великая - о моих
делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая - никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её "Великой".
Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество, а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов.

Что является наиболее важным для нашего исследования, Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

.2 Цензурная политика Екатерины II

Первым правовым актом, предусматривавшим в России цензуру, считается указ Петра I от 5 октября 1720 года «Об именовании Киево-Печерского и Черниговского монастырей, во всех книгах, Ставропигию Всероссийских Патриархов, и непечатании новых книг без позволения Духовной коллегии». В нем речь шла о подчинении Киево-Печерского и Черниговского монастырей всероссийским патриархам, а не констанопольским, а также о запрете печатания всех книг, кроме прежних церковных изданий. Другие же старые церковные книги необходимо сравнивать с российскими изданиями для того, чтобы между ними не было никакой разницы. Другие книги, и старые, и новые, выпускаемые этими монастырями, нельзя было выпускать без разрешения Духовной коллегии с той целью, чтобы не допустить проникновения «зловредных» мыслей.

С приходом к власти Екатерины II произошли изменения в издательской и литературной жизни России. Для ее эпохи характерны два направления в этой сфере: стимулирование развития журналистики и литературы со стороны властей в лице самой императрицы, а также регламентирование их через цензурный аппарат. Императрица понимала необходимость обобщить предшествующий законодательный опыт по ограничению свободы слова и печати, организовать официальную цензуру и узаконить ее. «Екатерина II начала совершенствование системы цензуры с указа от 6 сентября 1763 года, в котором напоминалось Академии наук о ее цензорских обязанностях и предписывалось усилить надзор над ввозимой в страну литературой, в частности запрещалась продажа «вредных» сочинений, к примеру, сочинений Руссо. Книготорговцы обязывались ежегодно доставлять в Академию наук и Московский университет реестры с записями о выписанных из-за границы книгах. Но нельзя говорить только о предупредительных мерах - более значимыми императрица считала карательные меры, поэтому в указе также было предписано, что если запрещенные книги будут обнаружены в лавке, то они будут конфискованы и проданы. Сенат же должен был принимать решения, на что расходовать деньги, получаемые от конфискаций. Указ 1763 г. фактически предлагал первую организацию цензуры в государстве: «В Санкт-Петербурге - Академия наук, в Москве - университет, в регионах - училища, а где их нет - градоначальники».

Тяготение русского общества к просвещению вынудило Екатерину II издать указ от 1 марта 1771г. «О даче иноземцу Гартунгу привилегии на заведение в Санкт-Петербурге вольной типографии и словолитной для иностранных языков». В указе был установлен определенный порядок, по которому:

) книги и другие сочинения следовало печатать на своем или чужом иждивении на любых иностранных языках, кроме русского, однако только те, которые не противоречат ни христианским законам, ни правительству, ни благонравию;

) разрешалась печать объявлений, но только с дозволения полиции;

) запрещалось издание книг и сочинений на русском языке, чтобы не допустить снижение доходов государственных типографий и только с разрешения Академии наук и под контролем полиции. В случае нарушения данных правил предприятие конфисковалось, а владелец лишался императорского дозволения.

Позже последовала новая уступка просвещению, и указом от 22 августа 1776г. книготорговцам Вейтбрехту и Шнору было разрешено завести собственные типографии, где они могли выпускать иностранные и русские книги. Цензуру осуществляли Синод, Академия наук и полиция. В 1780г. вышло несколько законов, регламентирующих цензуру, но наиболее интересным представляется указ от 31 мая «О надзоре за печатанием духовных книг в вольных типографиях и состоящих в ведомстве гражданских Присутственных мест и заведений». Выпуск духовных книг регламентировал Святейший Синод (он занимался рассмотрением и апробацией изданий петербургских типографий, выпуск изданий московских типографий регламентировала Синодальная Контора), светских - Академия наук, объявлений - полиция. Впервые к каждой типографии были приставлены особые смотрители, в обязанности которых входила проверка содержания рукописей на предмет благонадежности и соответствия церковным устоям. Таким образом, в России впервые вводилась должность цензора.

В это же время Екатерина II издает указ от 15 января 1783г. «О позволении во все городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках, с освидетельствованием оных от Управы благочиния», который вошел в историю как указ о вольных типографиях. В этом документе типографии рассматривались как ремесленный промысел, а производство книг как промышленная сфера. Согласно этому документу, любому человеку в любом городе разрешалось заводить собственную типографию. Для этого требовалось только предупредить Управу благочиния, которая контролировала содержание печатной продукции, запрещала ее, если обнаруживала в ней нарушения, вылавливала вышедшую без ее разрешения печатную продукцию, конфисковала ее и, наконец, сообщала в судебные инстанции с тем, чтобы нарушители указа были законно наказаны. Установленная общая предварительная цензура не имела каких-либо предписанных правил, кроме того, что книги должны были оцениваться с точки зрения религии, государственного строя и нравственности, поэтому каждый цензор действовал по собственному усмотрению. В государстве по-прежнему сохранялась довольно громоздкая и нецентрализованная структура цензурного аппарата. Но, несмотря на это, указ о вольных типографиях предоставил обществу возможности; в след за указом стали появляться новые частные типографии: 6 в Петербурге (типографии М. П. Пономарева, Рассказова, Гипиуса, А. Г. Решетникова, С. И.Селивановского), 9 в Москве (типографии Зеленникова, Анненкова) и 5 в провинциях (типографии И. Г.Рахманинова, Е.Струйского, В. Я.Корнильева и др.).

Надо отметить, что надзор за типографиями был налажен не лучшим образом - многие книги выходили в свет, минуя всякую цензуру. Так, по недосмотру невнимательного полицейского цензора, А.Н.Радищев смог напечатать «Путешествие из Петербурга в Москву». Интересно, что разрешивший печатать крамольную книгу пристав Рылеев повинился перед императрицей и легко получил прощение за свой проступок. Он небрежно просмотрел книгу и поставил отметку не там, где следовало, и автор позже смог добавить статью о цензуре. Эта деятельность была знакома Радищеву очень хорошо, так как он некоторое время служил в таможне (именно там посматривали прибывшие из-за границы книги, журналы и газеты). Само существование цензурного ведомства автор подвергал сомнению, считая его вредным и излишним, полагая, что она вовсе не нужно, и что каждый издатель сам должен быть ответственен за свою продукцию.

Десятилетие существования частных типографий содействовало появлению большого количества читателей, российское образованное общество изменилось. С распространением просвещения всё более расширяется круг образованных людей - дворяне, чиновники, духовенство. «По подсчётам исследователей, их общее количество составляло более 200 тыс., или около 1% населения Российской империи. Если при Петре I потенциальным читателям практически навязывали вновь напечатанные книги, и многие из них так и остались невостребованными, то со временем ситуация меняется: в последней четверти XVIII в. было издано более 7 тыс. книг, общий тираж составил около 7 млн. экз., существовало более ста периодических изданий». Печать всё больше влияла на процесс формирования общественного мнения. Это пугало и настораживало власть. Особенно пристально Екатерина II наблюдала за просветителем И.Н.Новиковым, который развернул огромную издательскую деятельность. Он выпускал многочисленные журналы: «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Экономический магазин» и др. «С 1779 про 1792 г. в арендуемой им типографии Московского университета было выпущено около 900 названий книг». В связи с этим, 23 декабря 1785г. издается указ на имя главнокомандующего в Москве графа Брюса «Об отделении духовных особ вместе со светскими для освидетельствования книг, выходящих из вольных типографий в Москве». Для этого была создана специальная комиссия, по докладу которой Брюсу был дан указ «О недозволении производить продажу книг, исполненных разными мудрствованиями».

Ощущая в Н. И. Новикове растущую в обществе оппозиционную силу, опиравшуюся на масонство, Екатерина II с 1785 г. перешла от полемики с ним к репрессиям против него, используя при этом церковь и тайную канцелярию. Однако не только Н.И.Новиков попал в немилость императрицы в конце 80 - начале 90х годов, под действием нахлынувших «возмутительных» идей Запада, восстания Пугачева и особенно Французской революции, Екатерина II отказалась от своих либеральных идей, и первый удар реакции пришел на печать и издателей. Кроме Н. И. Новикова (который в 1792 г. был заточен в Шлиссельбургскую крепость, а все его просветительское дело было разгромлено, большая часть книг арестована, часть из которых позднее была сожжена), А.Н.Радищев за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорен к смертной казни, которая позднее была заменена на ссылку в Сибирь. За трагедию «Вадим Новгородский» под розгами умер Я.Б.Княжин.

За 50 дней до своей кончины, 16 сентября 1796г. Екатерина II издает свой знаменитый указ «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец Цензур в городах: Санкт-Петербург, Москва, Рига, Одесса и при Радзивиловской таможне, и об упразднении частных типографий». По сути своей, в этих городах и при Радзивиловской таможне, через которые проходил ввоз иностранных книг, ужесточается пропуск книг, там создаются цензурные управления, состоящие из одного духовного и двух светских лиц, комплектуется штат цензоров. Одновременно с этим ужесточаются условия существования вольных типографий, они закрываются, а все, что осталось не проверенным цензурой, сжигается. Таким образом, цензура должна была «направлять» периодические издания и литературные сочинения и не допускать до читателя «опасные» иностранные издания.

Казалось бы, все меры были приняты, однако 22 октября 1796 года, последовал особый сенатский указ, разъясняющий, какие типографии должны быть закрыты и что все цензурные дела должны проходить Третий Департамент Сената, который становится высшей цензурной инстанцией.

Началась долгая и упорная борьба правительства с «вредными» идеями. Наметился и некоторый порядок в цензурных делах: цензура становится строго централизованной - каждая рукопись должна теперь пройти предварительный просмотр в одной из столиц.

Закрытие части типографий в столицах повлекло за собой массовой отъезд из Москвы и Петербурга видных издателей. Некоторые частные типографии продаются. Например, И.Я. Сытин продал свою типографию Смоленскому приказу общественного призрения, переселился в Смоленск, а московский издатель М.П.Пономарев после закрытия типографии переселился во Владимир и стал там содержателем другой типографии.

Глава 2. Цензурная политика Павла I

.1 Внутренняя политика Павла I. Предпосылки цензурной политики

Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. Во время своей коронации Павел объявил ряд указов. В частности, он отменил петровский указ <#"justify">.2 Цензурная политика Павла I

Сменивший на престоле Екатерину II Павел I, придя к власти в 1796г., продолжил развивать и совершенствовать начинания императрицы. При нем действуют все цензурные распоряжения предыдущего правления - указ 1796г. не только не был изменен, он был еще больше усилен.

Первыми законами о печати того времени можно считать резолюции от 16 февраля и 29 марта 1797г., в которых, кроме всего прочего, утверждался личный состав первых в России цензурных комитетов. В это время продолжается централизация цензурных учреждений: с июля 1797 г. окончательной и высшей цензурной инстанцией стал Совет при императоре, председателем которого был князь А. Б. Куракин, а позже князь П.В.Лопухин. Павел лично утверждал журналы Совета, нередко высказывал в резолюциях свое мнение по поводу содержания изданий и действий цензоров и членов Совета. Указом от 13 августа того же года предполагалось сдавать по одному экземпляру любой издаваемой книги в библиотеку Академии наук.

Для большинства рассмотренных Советом изданий действовало предписание императора: все книги, признанные цензурой «недозволенными», нужно было сжигать или отправлять из портов обратно. Специально оговаривалось, чтобы книги сжигали тайно. Эти меры, кроме всего прочего, наносили огромный вред книжной торговле в стране. Запрету подвергались произведения разнообразной тематики: рукописи книг по вопросам равноправия женщин, книги и журналы, упоминающие о революции во Франции, содержащие сведения о республиканском правлении, всеобщем равенстве и правах человека, осуждалось рабство какие-либо суждения о царственных особах, вопросы семьи и брака, а также книги, ругающие тогдашних союзников России. Иногда цензоры старались заранее пресечь последующие попытки перевода книг неугодной тематики. Некоторые авторы научных трудов еще в процессе работы получали из полиции строгое указание «прекратить писание». Иностранная периодика попадала к читателям только в изложении нескольких немецких газет, политические журналы не допускались цензурой. В целях охраны общественного спокойствия даже из газет, пользовавшихся относительным доверием правительства, постоянно удалялись целые разделы. По распоряжению президента Академии наук, все политические известия для «Ведомостей» следовало присылать из департамента иностранных дел, чтобы переложить на дипломатическое ведомство ответственность за содержание. Информационная изоляция способствовала искажению представлений образованной части общества о политических событиях вне России, научных и культурных достижениях Запада. А это, в свою очередь, затрудняло правильную оценку российских реалий.

Сильное беспокойство Павла вызвали проникающие идеи французской революции. «До Павла I дошли сведения о распространении в армии произведений французских авторов, переведенных на русский язык. В связи с этим 4 января 1799 г. император издал Рескрипт генералу Розенбергу, в котором, по сути дела, предлагал организовать военную цензуру, охраняющую войска от воздействия вредных сочинений и враждебной пропаганды».

«Также спешно устанавливались новые цензурные таможни в пограничных городах и портах. За два года, с 1797 по 1799гг., было основано 8 таких цензурных таможен и конфисковано 639 книг, из которых 552 только на Рижской таможне, где служил цензор Ф.О. Таманский». Он прославился благодаря запретам большого количества произведений. В числе запрещенных оказались произведения Гете, Шиллера, Канта, Свифта и др.

Одновременно Павел I завершил организацию духовной цензуры в государстве. При этом он предпринял меры по возвышению духовного сословия в обществе. По его указу от 18 декабря 1797г. вводилось соборное духовенство, были повышены оклады священников, библиотеки училищ и церквей пополнились необходимой литературой. Наконец,14 марта 1799 г. выходит указ «Об учреждении Духовной цензуры в Москве при Ставропигиальном Донском монастыре», согласно которому духовная цензура в Московском церковном центре была централизована и получила название «Учрежденная в Москве Духовная цензура или Комиссия для свидетельства и рассмотрения сочиняемых и переводных книг до церкви и учений церковных касающаяся». Она находилась в подчинении Святейшего Синода. До этого указа цензура осуществлялась представителями высшей церковной власти, духовными учебными заведениями, некоторыми духовными особами и смешанными цензурными комитетами, которые занимались делами как светской, так и духовной цензуры. После этого указа духовная цензура сосредоточилась в одном месте.

Московская духовная цензура состояла из председателя и трех членов, известных своими познаниями в словесных науках и языках. Избирались они из монашества или белого духовенства с последующим утверждением Синодом. В задачи цензуры входило рассмотрение и строгое исправление не только переводов, касающихся церкви и церковного учения, но и всех сочинений, издаваемых духовенством. Все сочинения, одобренные цензурой, предписывалось издавать только с разрешения Синода и исключительно в типографиях, принадлежащих данному ведомству. Также Синод распоряжался денежными средствами, полученными от продажи литературы.

Казалось бы, цензурный пресс закручен до предела, но император решил совсем отрезать Россию от Запада. Для этого он выпускает именной указ от 18 апреля 1800 г. «О запрещении вывозить из-за границы, впредь до указа, всякого рода книги и музыкальные ноты». В нем говорилось: «Так как чрез вывозимые из-за границы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из-за границы всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, в государство наше, равномерно и музыку».

На практике установление строгого цензурного режима для защиты от влияния идей Запада и, в особенности, Франции, прежде всего, привело к небывалому увеличению контрабандных провозов и распространению литературы из-за границы.

павел цензура империя екатерина

Заключение

В конце XVIII - в первой четверти XIX вв. происходит оформление цензурного аппарата. Институт цензуры официально начал свой путь, а профессия цензора получила государственный статус. Во время правления Екатерины II. были приняты законы, которые фактически предлагали первую организацию цензуры в государстве (1763г.) и ввели должность цензора (1780г.). Значительным событием в истории русской культуры, особенно журналистики, стал указ Екатерины II о «вольных типографиях», дающий право любому человеку завести собственную типографию. Вместе с увеличением потока информации усиливалась и роль полиции в цензуре, ее полицейская функция. Но, несмотря на громоздкую и нецентрализованную структуру цензурного аппарата и самостоятельность некоторых цензоров, указ предоставил обществу новые возможности, которые были сразу же использованы - появилось большое число новых типографий и изданий. Благодаря этому круг читателей увеличился, возросло влияние печати на общественное мнение, что не могло не беспокоить правительство. Значительно повлияли на цензурную политику восстание Пугачева и события во Франции - императрица была напугана возможным распространением идей Французской революции в Российском государстве. Вследствие чего и был принят указ 1796г., усиливший цензуру на местах и способствовавший закрытию многих вольных типографий.

Павел I продолжил политику матери. При нем было закончено начатое Екатериной II структурирование цензурного аппарата - создан Цензурный совет, завершена организация духовной цензуры. Но вместе с тем цензурная политика императора поставила государство в информационную изоляцию - практически вся литература, издаваемая и переводимая, была запрещена, часть работ были отредактированы до неузнаваемости, что искажало представления образованной части общества о политических событиях вне России, научных и культурных достижениях Запада.

Беспокоясь о проникающих идеях французской революции указом 1800 г. Павел I вообще запретил вывозить из-за границы, впредь до нового постановления, книги и музыкальные ноты. Это, в свою очередь, негативно отразилось на жизни общества. К счастью, этот закон впоследствии был отменен Александром I.

Таким образом, наследие XVIII века в области цензуры сводилось к следующему:

.власть осознала необходимости официальной цензуры;

.был организован цензурной аппарат, в состав которого входили духовные лица, представители учебных и научных учреждений и полиции;

.правитель лично принимал участие в цензуре;

.были выработаны цензурные регламентации, как правило, жесткие, противоречащие нормальному развитию общества;

.цензура была разделена на ряд видов: светскую, духовную, иностранную и др.

Таким образом, мы проследили становление и развитие цензурного аппарата, подробно остановились на наиболее важных документах, проанализировали их и попытались дать наиболее содержательную оценку царской политики в этот период. Можно считать, что цели работы достигнуты.

Список использованной литературы

1.Аранович В.П. Анализ цензурной практики России в 18-19 вв. М., Посткриптум,1997,с.81-86.(электронная версия)

.Блюм А.В. Местная книга и цензура дореформенной России (1784-1860): Автореф. дис … канд. филолог. наук. М., 1966, 18с. (электронная версия)

.Жирков Г.В. История цензуры в России в XIX-XX вв.: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 368с.

.Зайцева Е.К. Значение цензуры в культурном движении народов России. М., Поскриптум.1993.с.105-108. (электронная версия)

.Корсаков А.П. «Исторические аспекты изучения цензуры в России» М., Посткриптум. 1996.,c.19-24. (электронная версия)

.Полусмак, Т.Л. Цензурное законодательство России в первой половине XIX века: Учебное пособие /Под.ред. Ю.Г. Галая. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2004. 59с.

.Старкова Л. Российская цензура - первые задачи и поиск решений / Л. Старкова / [Текст] // Власть. -2008. -№ 12. - С.115-119.

.Шевченко, М.М. Конец одного Величия. Власть, образование и печатное слово в императорской России на пороге Освободительных реформ. - М.: Три квадрата, 2003. 256 с.

.Цензоры российской империи. Конец XVIII - начало XX века. Проект справочника // Источниковедческие и методологические проблемы биографических исследований. Сб. материалов научно-практического семинара (Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г.) СПб, 2002. С.101-116. (Совместно с Н. А. Гринченко) (электронная версия)

.Заичкин И. Русская история от Екатерины до Александра II. М., Мысль.-1994 год.-765 с.(электронная версия)

.Экштут С. Екатерина Великая // Родина. 1998. № 1. С. 48 - 52.

.Литературный фронт. История политической цензуры. 1832-1946 / Сост. Д. Л. Бабиченко. М., 1994.C.140-160.

.Шамрай Д. Д. Из истории цензурного режима Екатерины II, 1762-1783: Арх.-библиогр. разыскания: Тез. дис. … канд. пед. наук / Ленингр. библ. ин-т.- Л., 1947.- 4 с.

.Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848-1896. М., 1991.-464 с .

.Цензура в России в конце XIX - начале ХХ века. Сборник воспоминаний

Похожие работы на - Становление и развитие цензурного аппарата в Российской империи во второй половине XVIII–начале XIX вв.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!