Карликовые государства Европы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,85 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Карликовые государства Европы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Государство Ватикан и его роль в мировой политике

.1 История государства Ватикан

.2 Политический режим Ватикана и его роль в мировой политике

Глава 2. Княжество Лихтенштейн

.1 История возникновения Княжества Лихтенштейн

.2 Политический режим княжества Лихтенштейн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Наряду с государствами-гигантами в мире существуют и государства-карлики. Их территории настолько малы, что по ним без труда можно перемещаться пешком. Тем не менее, государства эти отнюдь не декоративные, почти все являются полноправными членами ООН и других организаций, имеют право выставлять на олимпиадах свою собственную команду, состоящую, правда, обычно всего из двух-трех человек.

Карликовое государство - государство, значительно отличающееся в меньшую сторону от других государств по некоторым критериям (например, по площади, численности населения и т. п.).

Исходя из размеров площади, карликовыми называют, как правило, государства, уступающие по площади Люксембургу. Сам Люксембург иногда также причисляют к карликовым государствам.

Часто в качестве критерия используется также численность населения. При этом в терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми считаются государства, население которых не превышает 1 млн. человек. В докладах содружества используется термин малые страны и порог населения 1,5 млн. человек. Наконец, иногда карликовыми называют государства с населением менее 500 тыс. человек.

Многие карликовые государства являются сравнительно молодыми образованиями (Сингапур, Бахрейн и другие). В то же время, большинство карликовых государств Европы имеют многовековую историю. Например, Сан-Марино считается самым старым государством Европы.

Иногда также используется понятие карликовая страна, в число которых включают не только небольшие независимые государства, но и другие небольшие географически и исторически обособленные (чаще всего островные) территории - зависимые территории, административные автономии и т. п. Примеры - остров Мэн, Гернси, Борнхольм, Гибралтар, Майотта, Гуам, Ниуэ, Гельголанд, Афон и т. п.

Часто в качестве критерия используется также численность населения. При этом в терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми считаются государства, население которых не превышает 1 млн. человек. В докладах Содружества используется термин малые страны и порог населения 1,5 млн. человек. Наконец, иногда карликовыми называют государства с населением менее 500 тыс. человек.

Карликовые страны - это достаточно растяжимое понятие, к «карликовым» странам можно, например, причислить такую территорию как Гренландию... Да, по территории, это самый большой остров в мире, но ведь по населению - это, поистине карликовая страна... Или, например, Гонконг, всего пара тысяч квадратных километров, даже меньше Люксембурга, но, по населению превосходит Люксембург более чем в десять раз.

Роль государств-лилипутов в мировой политике иногда не соотносится с их размером. Разве можно, наблюдая с какой помпой и пышностью принимают Папу Римского в каждой из его многочисленных поездок, сказать, что это проходит визит главы самого маленького государства мира? Есть ли комплекс неполноценности у Монако, где в известнейших казино ежедневно проматываются огромные состояния? А Гренада, которая, несмотря на свои микроскопические размеры, заставила уважительно к себе отнестись даже США, решившихся в 1983 г. на самую настоящую интервенцию против небольшого островка с применением авиации и крупных сил ВМФ. Сказанное выше и определило актуальность выбранной темы для курсовой работы.

Цель курсовой работы является изучение роли современных карликовых государств Европы в мировой политике, на примере Ватикана и княжества Лихтенштейн.

Объектом курсовой работы являются карликовые государства Европы.

Предметом курсовой работы являются политические режимы Ватикана и княжество Лихтенштейн.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить история происхождения государства Ватикан;

выявить особенности политического режим Ватикана и его роль в мировой политике;

изучить историю возникновения Княжества Лихтенштейн;

охарактеризовать политический режим княжества Лихтенштейн.

Цель и задачи определили структуру курсовой работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использовнных источников.

В курсовой работе применялись следующие методы исследования: анализ философской, политологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение, моделирование.

Глава 1 ГОСУДАРСТВО ВАТИКАН И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

1.1 История государства Ватикан

Государство Ватикан - самое маленькое государство в мире, образованное в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями. Город-государство Ватикан лежит на правом берегу Тибра между горой Марио на севере и холмом Яникул на юге. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, но и та на две трети занята ценнейшими сокровищами мирового искусства и архитектуры. В древние времена на его территории, носившей название «Агер Ватиканус», располагались цирк и сады императора Нерона.

Название государства Ватикан происходит от названия Ватикаского холма, который стал бессменной резиденцией римских пап с 1377 года, когда закончилось их семидесятилетнее пребывание в Авиньоне; до этого папский двор находился в Латеране.

Суверенным государством, именуемым Ватикан, согласно истории Ватикана, он стал 11 февраля 1929 года после принятия Латеранского пакта. Его скрепили подписями Бенито Муссолини, представлявший короля Италии Виктора Эммануила II, и кардинал Пьетро Гаспаррии - статс-секретарь Папы Римского Пия XI. Церемония состоялась в Латеранском апостольском дворце [4, с. 10].

Этот акт в истории Ватикана означал правовое урегулирование взаимных претензий Италии и Святого престола и решение «римского вопроса», с момента образования Италии бывшего яблоком раздора между государством и католической церковью. Соглашения признавали единственной государственной религией Италии, подтверждали суверенитет Святого престола в международных делах и предусматривали образование государства Ватикан.

Хотя официально государство Ватикан существует с 1929 г., его история насчитывает 2000 лет. По легенде, на Ватиканском холме был похоронен апостол Петр, живший и проповедовавший в Риме. В 324 г., во время правления первого христианского императора Константина, здесь была построена первая базилика, в которую перенесли мощи святого Петра.

Римские епископы, ощущая свою особую значимость, стремились иметь титул, отличающий их от всех остальных. И если в первые века христианства звание «Папа» применялось ко всем епископам, то с VII в. исключительно к Римскому и Александрийскому. Власть Римских Пап постепенно расширялась и усиливалась, они присваивали себе все больше земель и светских функций [5, с. 24].

В 756 г. франкский король Пипин Короткий из династии Каролингов в благодарность за миропомазание и освящение династии подарил Папе Стефану III Римскую область, часть Равенны и Катаньи - земли, отвоеванные у лангобардов. Частью этой сделки был подложный документ - так называемый Константинов дар дарственная Константина Великого Римскому Папе Сильвестру, оправдывающая верховную власть Папы над Церковью и владение многими землями. Так была образована Папская область - теократическое государство, которое в XII-XIII вв. уже простиралось через всю Италию, от Адриатики до Тирренского моря, и насчитывало более 3 миллионов жителей.

В 1860 г. войска Джузеппе Гарибальди в ходе объединения Италии заняли большую часть Папской области, а в 1870-м армия Итальянского королевства двинулась на Рим. Папа Пий IX переехал на Ватиканский холм и объявил себя «ватиканским пленником», не желая признавать нового государства.

Лишь в 1929 г. между Италией и Святым престолом были подписаны Латеранские соглашения, урегулировавшие конфликт и подтвердившие факт признания сторонами суверенитета друг друга. Так были определены границы и структура Ватикана как суверенной территории Святого Престола самостоятельного субъекта, имеющего право устанавливать дипломатические отношения [7, с. 48].

Католицизм при этом признавался государственной религией Италии.

В 1984 г. Латеранские соглашения были заменены новым законодательным актом, который, как и прежний, устанавливал суверенитет Папского престола внутри Ватикана, но предоставлял итальянцам свободу выбора религии, чего не было прежде. Абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане сосредоточена в руках Папы Римского, избираемого кардиналами пожизненно.

.2 Политический режим Ватикана и его роль в мировой политике

Ватикан - государство прелатов - тех, кто служит в церкви. Гражданами его числятся около 1 тысячи человек. Главой государства Ватикан является папа - глава всех католиков мира. Папа пожизненно избирается конклавом кардиналов, которые выполняют функции его ближайших советников.

Государство Ватикан является абсолютно независимым от Италии, хотя и поддерживает с ним тесные дружеские связи. Ватикан выпускает собственные почтовые марки, имеет собственную железнодорожную сеть, издает собственную газету «Оссерваторе Романо», собственную службу охраны и жандармерию знаменитых «швейцарских гвардейцев», являющихся личной охраной Папы. Они до сих пор носят старинную униформу, выполненную по рисункам Микеланджело. Государство Ватикан имеет дипломатические отношения более чем с 40 странами мира [8, с. 156].

Высшим органом законодательной и исполнительной власти является Комиссия, возглавляемая и назначаемая папой. Понтифик является главой государства, олицетворяя его суверенитет, и обладает всей полнотой власти. Он избирается пожизненно коллегией (конклавом) кардиналов, не достигших 80-летнего возраста, большинством 2/3 голосов. Главой правительства является государственный секретарь, назначаемый папой. При понтифике имеются совещательные органы: Священная коллегия кардиналов, назначаемая папой, и Синод епископов. В последнем представлены патриархи и некоторые главы католических церквей восточного обряда, избранные представители национальных епископских конференций и религиозных орденов, кардиналы-руководители римских конгрегаций (постоянных комитетов) и другие лица, назначаемые папой. Порядок заседаний Синода определяется понтификом. Текущими делами церковного управления занимаются 9 конгрегаций, в каждую из которых входят кардиналы и епископы, назначаемые на 5 лет, консультанты и государственные служащие. Политических партий, объединений, ассоциаций деловых кругов в стране нет.

Ватикан имеет дипломатические отношения со 173 странами мира. Неофициальная дипломатия осуществляется через Папский совет «Справедливость и мир», имеющий отделения во многих странах, а также через католические неправительственные организации. Традиционно консервативная политика довоенных и первых послевоенных лет сменилась на рубеже 1950-60-х гг. политикой обновления («аджорнаменто»), нашедшей выражение в документах II Ватиканского собора (1962- 65). Энциклика папы Иоанна XXIII «Pacem in terris» (1963) содержала призыв к участию католиков в диалоге с внешним миром. Современная социальная доктрина католической церкви исходит из идей упрочения мира как глобальной ценности, диалога цивилизаций и культур, осуждения всех видов насилия и религиозного фанатизма, призывает к созданию всемирного «кооперативного правительства» и к расширению деятельности международных правительственных и общественных организаций. В энциклике «Laborem exercens» (1981) папы Иоанна Павла II (К. Войтыла, бывший архиепископ Кракова и первый папа-неитальянец с 1522) получила доктринальное оформление идея ценности труда как способа развития личности («теология труда») [3, с. 95].

В период настоящего понтификата особенно активизировалась международная деятельность Ватикана Папа совершил более 100 зарубежных поездок, содействовал установлению или возобновлению дипломатических отношений со странами Восточной Европы (в 1989 впервые состоялся визит в Ватикан руководителя советского государства М. Горбачёва), укреплению связей с арабским миром, попыткам урегулирования ближневосточного кризиса. Продолжается и реформа католической церкви: впервые после 1561 была обновлена редакция катехизиса, увеличена численность конклава епископов со 120 до 135 чел. (причём большинство их составили неевропейцы), начат процесс «очищения памяти» - покаяния за грехи двухтысячелетней истории (инквизиция, крестовые походы и др.).

Вооружённые силы Ватикан состоят из корпуса швейцарских гвардейцев (70 чел.), несущих караульную службу. Военная защита территории страны лежит на обязанности Италии.

Роль Ватикана в мировой политике и экономике определяется его влиянием на католическое население планеты (около 1 млрд. человек).

Основной функцией Ватикана является его деятельность как официально признанного дипломатическо-политического центра католической церкви. В качестве суверенного государства он посылает своих представителей к различным правительствам мира, а большие и малые нации посылают в Ватикан своих послов. Представители Ватикана, аккредитованные при правительствах, с которыми папа поддерживает дипломатические отношения, обычно называются папскими нунциями. Они имеют полный ранг послов со всеми вытекающими отсюда привилегиями и занимают равное положение с послами любой светской державы. Основной целью, к достижению которой стремятся папские нунции, является заключение договора между Ватиканом и данным правительством, и при переговорах о таких договорах роль папских дипломатических представителей чрезвычайно велика [7, с. 141].

Такие договоры называются конкордатами. Конкордат - это соглашение, в силу которого государство предоставляет особые привилегии католической церкви и признает её положение и права внутри государства, в то время как церковь обязуется обычно оказывать поддержку правительству и не вмешиваться в политические дела. Но, как заявил папа Лев ХІІІ, папство всегда готово «предоставить церковь в качестве необходимой защиты правителям Европы».

Когда конкордат заключить невозможно, тогда нунций должен стремиться достигнуть компромисса, который, не будучи формальным договором, превращается в modus vivendi. А если и это невозможно, то Ватикан может время от времени посылать к данному правительству специального папского представителя для урегулирования отдельных вопросов. Обычно Ватикан уполномочивает местного архиепископа представлять интересы католической церкви в данной стране.

Хотя внешне аппарат ватиканской дипломатии мало, чем отличается от аппарата любой светской державы, между ними существуют коренные различия по двум основным пунктам - целям и средствам, находящимся в расположении папских представителей.

Папский представитель обязан содействовать не только дипломатическим и политическим интересам Ватикана как такового, но также и духовным интересам католической церкви в целом как религиозного института, и поэтому его миссия приобретает двоякий характер. Благодаря этому папский представитель имеет в своем распоряжении не только обычный дипломатический аппарат, которым располагают любой дипломатический представитель светского государства, но также и обширный религиозный аппарат католической церкви как внутри страны, при которой он аккредитован, так и за её пределами [10, с. 19].

Иными словами, папский дипломатический представитель будет иметь в своем полном распоряжении все духовенство данной страны, начиная от кардиналов, архиепископов и епископов и кончая самым скромным деревенским священником. Кроме того, католические организации социального, культурного или политического характера, возглавляемые католическими партиями, также будут подчиняться его инструкциям. В результате этого нунций может оказывать на правительство такое сильное влияние религиозно- политического характера, какое иногда не сможет оказать какой-либо светский дипломат.

Каждый священник является фактически агентом Ватикана и может собирать достоверную информацию об условиях жизни в своем приходе. День и ночь стекаются к Святому Престолу вести из самых отдаленных уголков мира - 39 папских нунциев (послов) и 25 апостолических делегатов (представителей папы, формально не имеющих дипломатического статута), опираясь на 1 300 епископов и сотни тысяч священников и монахов, собирают сведения обо всем, что делается на земном шаре. Ватикан, которому посылаются все эти сведения, является одним из наиболее осведомленных в мире центров информации экономического, социального и политического характера.

Если к этому прибавить влияние, которое может оказывать Ватикан на различные католические партии, католические правительства и национальные международные организации, становится очевидным, что власть этого своеобразного дипломатическо - политического центра ощущается во всём мире [10, с. 19].

Во время второй мировой воны эта цифра почти удвоилась, и такие страны, как нехристианская Япония и протестантские США, искали средства, с помощью которых они могли бы быть представлены в Ватикане. США прибегли к дипломатическому шагу, послав «личного посла президента», а Япония аккредитовала своего представителя в полном ранге посла при папском престоле. С самого начала второй мировой войны до её окончания в 1945 году Ватикан, насчитывавший 52 послов, посланников и личных представителей, присланных почти всеми странами мира, был дипломатическо - политическим центром, почти равным по значению большим столицам. В начале понтификата нынешнего Папы в 1978 году Святейший Престол имел дипломатические отношения с 84 странами, сегодня - со 170.

В этой связи следует отметить, что Ватикан стал гораздо активнее использовать приемы светской дипломатии, которым ранее папство значения не придавало. Методика проведения визитов Иоанна Павла II тщательно разработана и обеспечивает необходимый политический и идеологический эффект. Мало найдется в западном мире таких политических и общественных деятелей, которые во время нанесения визитов за рубеж имели бы столь уплотненную программу и столь часто появлялись перед массовой аудиторией [12, с. 108].

К концу 20 в. Ватикан поддерживал дипломатические отношения уже со 168 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). Неофициальная дипломатия осуществляется через Папский совет «Справедливость и мир», имеющий отделения во многих странах, а также через католические неправительственные организации. Традиционно консервативная политика довоенных и первых послевоенных лет сменилась на рубеже 1950-60-х гг. политикой обновления («аджорнаменто»), нашедшей выражение в документах II Ватиканского собора (1962- 1965 гг.). Энциклика папы Иоанна XXIII «Расеш in terris» (1963 г.) содержала призыв к участию католиков в диалоге с внешним миром. Современная социальная доктрина католической церкви исходит из идей упрочения мира как глобальной ценности, диалога цивилизаций и культур, осуждения всех видов насилия и религиозного фанатизма, призывает к созданию всемирного «кооперативного правительства» и к расширению деятельности международных правительственных и общественных организаций.

Также в начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, в которых ранее существовал коммунистический строй, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1991 г. он предостерегал от войны в Персидском заливе. Католическая церковь играла видную роль в прекращении гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион Папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви» [5, с. 93].

Кроме того, Ватикан заинтересован в достижении урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Ранее папское государство не поддерживало дипломатических отношений с Израилем, не признавая границы Израильского государства, а Иерусалим - его столицей. Только в 1993-1994 гг. оба государства договорились о взаимном признании и обязались вести борьбу со всеми формами антисемитизма, расизма и религиозной нетерпимости. Израиль пообещал охранять христианские святыни, соблюдать права человека, свободу совести и вероисповедания. В 1994 г. Ватикан установил официальные отношения с Организацией освобождения Палестины.

В 2003 г. Ватикан выступил с осуждением американо-английского военного вмешательства в Ирак, призывая к мирному разрешению конфликта.

Ватикан ориентируется на улучшение отношений с другими вероисповеданиями. Апостольское послание Ппы Ориентале лумен (Свет с Востока, 1995 г. призвало к диалогу с восточными христианскими церквями, в том числе с православными. При этом католическая церковь признала свою долю ответственности за раскол 1054 между католиками и православными. В изданной в том же году энциклике Ут унум синт (Пусть они станут едиными) Ппа выступил за единство христиан, но по-прежнему настаивал на том, что именно католическая церковь служит воплощением церкви Христа. В июне 1995 г. Папа и Константинопольский патриарх обсудили проблемы межцерковного диалога и провели совместную службу в соборе Святого Петра в Ватикане. В 1999 г. представители католической церкви и Всемирного союза лютеран после тридцатилетнего диалога подписали Совместное заявление об учении об оправдании, урегулировав тем самым спор, который более 450 лет назад стал причиной церковного раскола в Западной Европе [6, с. 92].

Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в том числе с ЕС и с Организацией освобождения Палестины и является членом 15 организаций, в том числе ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ и ФАО. В 1971 Святой Престол заявил о своём решении придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия, дабы «предоставить моральную поддержку принципам, которые служат основой самого Договора». Святой Престол - старейший (с 1942 года) дипломатический союзник Республики Китай (Тайваня) и ныне является единственным суверенным субъектом международного права в Европе, формально признающим Республику Китай (Тайвань).

В марте 1990 года СССР и Ватикан установили официальные дипломатические отношения на уровне постоянных представительств. Договоренность об этом была достигнута Папой Иоанном Павлом II и Михаилом Горбачевым в ходе его официального визита в Ватикан 1 декабря 1989 года. В январе 1992 года Ватикан признал Россию в качестве правопреемницы СССР и установил с ней отношения также на уровне постоянных представительств. карликовое государство ватикан лихтенштейн

Развитию взаимоотношений препятствуют разногласия между Римско-католической и Русской православной церквями. РПЦ обвиняет католическую церковь в привлечении к себе верующих в регионе, который Московская патриархия считает своей «канонической территорией». Запланированная на 1997 г., первая со времени раскола в 1054 г., встреча Папы с патриархом Русской православной церкви Алексием II не состоялась. В 1998 г. Патриарх официально заявил, что встреча с Папой произойдет только в том случае, если «Ватикан продемонстрирует твердую волю покончить с агрессией униатов» (церквей, выступающих за объединение под главенством Ватикана). В свою очередь, Ватикан не признает притязаний РПЦ на исключительность на территории бывшего Советского Союза. Также недовольство Ватикана вызвал закон о религии, принятый в России в 1997 г. Католическая церковь согласно его положениям, пользуется признанным правовым статусом на территории РФ, но не имеет тех льгот и привилегий, которые предоставлены РПЦ.

Таким образом, роль Ватикана в международной политике, его влияние в мире основываются на большом числе верующих-католиков - 1 млрд. 86 млн. Из общего числа католиков почти половина - 49,8% проживает в Америке, 25,8 - в Европе, 13,2 - в Африке, 10,4 - в Азии и 0,8% в Австралии и Океании. Проводником его политики является католическое духовенство (1,9 млн. священнослужителей), около 2 тысяч монашеских орденов, наиболее крупными из которых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (45 тыс.), салезианов, капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев.

Также Ватикан реализует свою власть через так называемые светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие, из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся многие политические партии в разных католических странах мира [4, с. 128].

Основной функцией Ватикана является его деятельность как официально признанного политико-дипломатического центра католической церкви. В качестве суверенного государства он посылает своих представителей к различным правительствам мира, а большие и малые нации посылают в Ватикан своих послов. Представители Ватикана, аккредитованные при правительствах, с которыми папа поддерживает дипломатические отношения, обычно называются папскими нунциями. Они имеют полный ранг послов со всеми вытекающими отсюда привилегиями и занимают равное положение с послами любой светской державы. Основной целью, к достижению которой стремятся папские нунции, является заключение договора между Ватиканом и данным правительством, и при переговорах о таких договорах роль папских дипломатических представителей чрезвычайно велика.

Глава 2 КНЯЖЕСТВО ЛИХТЕНШТЕЙН

.1 История возникновения Княжества Лихтенштейн

В 15 г. до н. э. земли, на которых впоследствии появилось княжество Лихтенштейн, вошли в состав римской колонии Реция, ставшей самой западной из дунайских провинций Римской империи. Уже после падения Рима, когда власть над бывшими имперскими владениями стала переходить к германцам, в 536 г. бывшие территории колонии были захвачены франками. Когда произошел распад Германской империи на отдельные владения, в окрестностях будущего Лихтенштейна было создано франкское герцогство Швабия. На нынешних лихтенштейнских территориях тогда располагались феодальные владения Вадуц и Шелленберг В 962 г. было основано новое государство - Священная Римская империя, в ее состав и вошли два этих германских графства.

История Лихтенштейна как обособленного владения началась в 1699-1712 гг., когда Вадуц и Шелленберг были приобретены князем из австрийского рода Лихтенштейн. Но это еще не означало появления независимого государства. В 1719 г. было провозглашено княжество Лихтенштейн, и эту дату полагают точкой отсчета в истории государства. Однако оно все еще сохраняло политическую и экономическую зависимость от Священной Римской империи. Но уже во времена правления Иоганна II Лихтенштейна (1840-1929), оставшегося в истории как успешный реформатор, княжество официально стало полностью самостоятельным государством [18, с. 110].

Поначалу независимый Лихтенштейн придерживался политики поддержки Австрии: страна выступила австрийским союзником в Австро-прусской войне в 1866 г., не отступила она от своих принципов и во время Первой мировой войны, вместе с Австро-Венгрией составив оппозицию странам Антанты. Правда, во второй раз оптимистические ожидания Лихтенштейна не оправдались: в результате войны Австро-Венгерская империя распалась, союзнические отношения сошли на нет, и Лихтенштейн переключился на Швейцарию. И по сей день, она остается основным политическим и экономическим партнером страны: уже в 1919 г. был подписан договор, согласно которому Швейцария взяла на себя обязательства по дипломатическому и консульскому представительству Лихтенштейна за границей (эти функции она выполняет и поныне). Вторую мировую войну княжеству Лихтенштейн удалось пройти сохраняя нейтралитет Более того, военное время даже принесло стране экономические дивиденды, именно в период 1939-1945 гг. в княжестве на военных заказах начинает быстрыми темпами развиваться промышленность.

-е гг. стали для страны полосой событий, определяющих сегодня ее курс в будущем. В 1990 г. княжество было принято в ООН, а годом позже уже обладало членством в Европейской ассоциации свободной торговли. Однако вскоре в Лихтенштейне назрел серьезный политический кризис: в 1992 г. в парламенте стали предприниматься попытки ограничить полномочия князя, фактически оставляя ему лишь право «повседневого управления государством». Занимавший в то время трон Ханс-Адам II Лихтенштейн был категорически против, однако в 2000 г. правитель княжества Лихтенштейн все же решился стать фактически регентом, не больше прав и у нынешнего князя, его сына Алоиза [17, с. 54].

Владения Лихтенштейна на правом берегу Рейна лишь в полтора раза превышают по площади территорию Парижа. При этом лишь около четверти его земель представлено равнинами, на остальной расположились Альпийские горы, защищающие страну от холодных ветров и поэтому смягчающие местный климат Удивительно, но даже на столь малой площади находятся места и для природоохранных зон.

В истории культурного развития Лихтенштейна, облике его городов смешались, скрестились, переплелись тенденции, пришедшие из соседних стран, а иначе, и быть не могло. Но стать только «рыбкой-лоцманом» при акуле европейской экономики и политики гордость не позволяет Национальная лихтенштейнская гордость. Приобретенный за годы выдерживания нейтралитета опыт научил: быть «над схваткой», в том числе и над экономической, маленькому государству очень выгодно. И Лихтенштейн стал особой экономической зоной, открывая все новые прекрасные возможности в виде различных льгот и полного сервиса для проведения финансовых операций. Из-за мягкой политики налогообложения более семидесяти трех тысяч международных компаний зарегистрировано именно на территории Лихтенштейна. Но есть у такой популярности и оборотная сторона: налоговые послабления привели к тому, что княжество со временем приобрело не слишком респектабельную репутацию «прачечной» для «отмывания» не слишком законно приобретенных капиталов. Подобные оценки были восприняты правительством Лихтенштейна чрезвычайно серьезно, и вскоре условия открытия счетов в местных банках ужесточились (например, была прекращена практика оформления анонимных счетов).

Разумеется, государство живет не только за счет развитой банковской системы. Высокоразвитая промышленность тоже приносит свои богатые плоды. Наибольшую прибыль получают предприятия, специализирующиеся на обработке сырья и высоких технологиях. Здесь производятся оптические и электронные приборы, прекрасно развито и точное приборостроение. За последние десять лет Лихтенштейн сумел повысить показатель ВВП на душу населения почти в шесть раз, это произошло главным образом за счет работы банков, благодаря высокой надежности их активов и безупречному обслуживанию клиентов со всего мира. Надо учитывать при этом, что крохотное государство не испытывает социальных проблем, ему также не надо содержать армию [18, с. 26].

Столичный тихий, уютный Вадуц жителю европейского мегаполиса может показаться провинциальным. Здесь живет всего 5342 чел. Но зато у малоэтажного Вадуца особое обаяние: путешественник остается буквально наедине с городом, наслаждаясь тишиной его коротких, но многочисленных старинных улочек. Все дороги, вернее, улочки, в столице Лихтенштейна в самом прямом смысле слова ведут к замку Вадуц, возвышающемуся на холме над городом. Осмотреть его интерьеры, правда, нет возможности (замок до сих пор служит резиденцией княжеской семьи), лишь раз в году, 15 августа, в национальный праздник Лихтенштейна его хозяин открывает ворота своего родового владения и приветствует народ. А главная ценность этого замка для туриста заключается в том, что с его стен открываются прекрасные виды на город и его окрестности, на Альпы и верховья Рейна.

Лихтенштейн, несмотря на малые размеры и ограниченность природных ресурсов, является преуспевающей индустриально развитой страной рыночной экономики с жизнеспособной финансовой системой. Его хозяйство достаточно диверсифицированно, в нём действует множество небольших компаний. Более того, низкий уровень налогообложения (не превышает 20%) и облегчённая форма корпоративной регистрации способствовали притоку в страну многочисленных зарубежных холдингов (и даже «номинальных почтовых ящиков»), что обеспечивает ежегодно до 30% всех поступлений в государственный бюджет.

Размеры ВВП страны невелики, они оценивались в 730 млн. долл., ВВП на душу населения - 23 тыс. долл. (1998). Число занятых 28,8 тыс. чел. (2001), в т.ч. 13,8 тыс. иностранцев (ещё 8,2 тыс. чел. ежедневно приезжает на работу из двух соседних стран). Безработица 1,3% (1999), инфляция 1% (2001) [14, с. 52].

В отраслевой структуре хозяйства около 40% ВВП приходится на промышленность, остальное на сферу услуг, сельское хозяйство и др. В промышленности (включая торговлю и строительство) занято 48% экономически активного населения, в сфере услуг - 51%, в сельском хозяйстве (включая садоводство и рыболовство) - 1%.

В промышленности наибольшее развитие получили: электроника, металлообработка, производство прецизионных инструментов, фармацевтика. В сельском хозяйстве преобладают животноводство, производство зерновых культур, виноградарство.

Транспортная система ориентирована на транзитные перевозки. Страну пересекает международная железнодорожная магистраль Цюрих - Инсбрук (по территории княжества проходит 18,5 км). Автомагистрали насчитывают 250 км. Речное пароходство, порты и национальные аэропорты отсутствуют. Действует автоматическая система телефонной связи внутри страны (20,1 тыс. пользователей), международная связь осуществляется через Швейцарию.

Современная экономическая политика направлена на стимулирование развития микроэлектроники, фармацевтики, производства прецизионного инструментария, что в наибольшей степени соответствует корпоративной структуре хозяйства (малые и средние компании). Создаются особые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата для национальных и иностранных предпринимателей. В последнее время усилилось ужесточение международных правил, направленных на предотвращение «отмывания денег» через банковские структуры страны.

Кредитно-денежная политика направлена прежде всего на поддержание сбалансированности государственного бюджета. В последние годы постоянно фиксируется его профицит: доходы - 424,2 млн. долл., расходы - 414,1 млн. долл. (1998). Страна не имеет внешней задолженности (2001).

Жизненный уровень населения сопоставим с аналогичными показателями для городских жителей двух соседних стран; налоговое бремя в Л. почти вдвое ниже, поэтому в стране нет граждан, которые имеют доход ниже прожиточного уровня [17, с. 36].

Во внешней торговле экспорт товаров более чем втрое превышает объём ВВП - 2,47 млрд. долл., импорт составляет 917,3 млн. долл. (около 90% всей потребляемой энергии ввозится). Такое превышение стоимостных показателей экспорта по сравнению с уровнем национального ВВП объясняется масштабными посредническими операциями этой маленькой страны.

.2 Политический режим княжества Лихтенштейн

Лихтенштейн - унитарное государство. В административном отношении состоит из двух исторически сложившихся частей: Оберланд (Верхний Лихтенштейн) и Унтерланд (Нижний Лихтенштейн). Административно Лихтенштейн разделен на 11 общин: Бальцерс, Эшен, Гамприн, Маурен, Планкен, Руггелл, Шаан, Шелленберг, Тризен, Тризенберг, Вадуц. Действует Конституция 1921 г. По форме правления Лихтенштейн наследственная парламентская монархия. Политический режим демократический. Лихтенштейн последним из европейских стран предоставил избирательные права женщинам (в 1986 г.).

Конституцией Лихтенштейна закрепляется независимая судебная власть. Система судов общей юрисдикции имеет три уровня. Окружной суд (Landgericht) в Вадуце является судом первой, Высший суд (Obergericht) судом апелляционной, а Верховный суд (Oberste Gerichtshof) последней инстанции. Профессиональные судьи назначаются Князем по представлению Ландтага.

Административную юстицию осуществляет Административный суд, рассматривающий жалобы на решения Правительства.

Функции конституционного контроля выполняет Высший государственный трибунал, который защищает права, предоставленные Конституцией, разрешает споры о юрисдикции между судами и административными властями, а также действует как дисциплинарный суд в отношении членов Правительства. Кроме того, Высший трибунал компетентен рассматривать вопросы о конституционности законов и о законности издаваемых Правительством указов. Члены Высшего трибунала выбираются Ландтагом; выборы председателя подлежат утверждению Князя.

Законодательная власть принадлежит Ландтагу (однопалатному парламенту), который состоит из 25 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием по системе пропорционального представительства (15 депутатов от Оберланда и 10 - от Унтерланда) сроком на 4 года.

Глава государства - Князь, который представляет Лихтенштейн во взаимоотношениях с другими государствами. Он открывает и закрывает Ландтаг и вправе распустить его по собственной инициативе. Ни одно из решений парламента не может принять силу закона без согласия главы государства, в то же время сам Князь при чрезвычайных обстоятельствах может издавать указы с силой закона без согласия парламента и Премьер-министра. Помимо этого, Князь имеет неограниченные права по вопросам помилования, вправе приостанавливать уголовное преследование, присваивает титулы, звания, возводит в дворянский ранг и вручает государственные награды Лихтенштейна [14, с. 26].

Глава государства - князь (принц) Ганс Адам II (вступил на престол 26 августа 1984), наследный принц Алоис (родился 11 июня 1968). Выборы 25 депутатов в однопалатный парламент (ландтаг) происходят путём прямого народного голосования на пропорциональной основе (на 4 года, последние состоялись 11 февраля 2001). Кабинет министров выбирается парламентом, но одобряется монархом. Премьер-министром становится представитель партии, набравшей наибольшее число голосов. С 5 апреля 2001 во главе правительства находится О.Хаслер. В парламенте представлены три партии: «Прогрессивные граждане» (FBP) - 49,9%, «Отечественный союз» (VU) - 41,35% и «Независимый список» (FL) - 8,71%.

Исполнительная власть возложена на коалиционное Правительство из 5 человек: Премьер-министра, которому принадлежат также функции министра иностранных дел, юстиции и финансов, его заместителя и трех так называемых правительственных советников. Три члена Правительства, включая его главу, представляют парламентское большинство, двое - оппозицию. Члены Правительства назначаются Князем по предложению Ландтага на 4-летний срок. При утрате доверия Ландтаг просит Князя об отзыве того или иного члена Правительства. Внутренняя и внешняя политики страны направлены на гармонизацию общества в соответствии с принципами интегрирующейся Европы. Лихтенштейна - член организации Европейского экономического пространства (с мая 1995), однако не входит (как и Швейцария) в ЕС. Вооружённые силы в стране отсутствуют, оборонные проблемы делегированы Швейцарии.

Правовая система Лихтенштейна входит в романо-германскую семью и сложилась под влиянием австрийского и швейцарского права. Гражданский, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы следуют австрийским образцам, в то время как торговое право основано на швейцарских законах (Лихтенштейн является внутренней экономической зоной Швейцарии).

К наиболее важным актам торгового законодательства относятся: Закон о единоличных предприятиях и компаниях 1926 г.; Закон о трастовых компаниях 1928 г.; Закон о товарных знаках 1929 г.; швейцарский Закон о патентах, введенный федеральным актом 1954 г.; Банковский закон 1960 г.; Коммерческий закон 1969 г.; Закон о международном частном праве 1996 г.

Одна из задач, вставших перед правительством княжества после Первой мировой войны, состояла в недопущении наплыва беженцев из развалившейся Австро-Венгрии, находящейся в кризисном состоянии Германии и охваченной гражданской войной России. Однако некоторым беженцам всё-таки удалось осесть в Лихтенштейне, и они с благодарностью отплатили ему за это. К таким беженцам относилась семья баронов Фальцфайнов, бывших владельцев огромного образцового имения и заповедника Аскания Нова на Украине. Потомки этой переселившейся семьи внесли значительный вклад в развитие культуры и международных гуманитарных связей княжества, в том числе и с нашей страной. Они вернули в Россию ряд произведений искусства. Фотография нынешнего главы рода представлена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Во время Второй мировой войны Лихтенштейн, так же как и Швейцария, сохранял нейтралитет. В годы послевоенного восстановления Европы и возникновения в ней противоборствующих военно-политических систем внешняя политика страны продолжала оставаться изоляционистской. Лихтенштейн иногда называли «музеем феодальной Европы» [14, с. 36].

Для государственного бюджета был характерен постоянный дефицит. По своим размерам бюджет уступал аналогичным показателям маленького германского города. Доходы лихтенштейнского бюджета в 1960 году составляли 6,1 млн. шв. франков, а расходы - 9,7 млн. У княжества росли долги. Лихтенштейн относится к числу "налоговых гаваней". В связи с низким налогом на размещаемый капитал и отсутствием налога на прибыль он избран местом регистрации свыше 40 тыс. иностранных компаний. В стране нет специального законодательства, регулирующего иностранные инвестиции. Трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовку.

До конца 1980-х гг. в Лихтенштейне применялся Уголовный кодекс Австрии 1852 г. Действующий УК принят парламентом Лихтенштейна 24 июня 1987 г., вступил в силу с 1 января 1989 г. Он отменил смертную казнь за все преступления. Последняя смертная казнь имела место в 1785 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря высокой политической и экономической стабильности страны, а также его либеральной экономической политики Княжество Лихтенштейн стало одним из самых привлекательных экономических центров Европы. Лихтенштейн, несмотря на скромные размеры своей территории и населения, не только вполне жизнеспособное государство, что убедительно доказано жизнью, он все больше дает о себе знать своими экономическими и социальными движениями, стремится идти в ногу с всемирным прогрессом, а порой забегая вперед, проводит активный внешнеполитический курс, не уходя в сторону от участия в урегулировании сложных и острых проблем, волнующих мировое сообщество [15, с. 81].

Политика нейтралитета проводится Лихтенштейном в тесном сотрудничестве со Швейцарией, которая осуществляет дипломатическое представительство княжества за рубежом. Однако в Вадуце любят говорить, что Лихтенштейн вовсе не отказался от своего суверенитета в пользу своего западного соседа. Если сравнить взаимоотношения между Берном и Вадуцем с таковыми между другими «карликовыми» государствами и их соседями, то можно констатировать, что Лихтенштейн более независим от Швейцарии, чем Монако от Франции или Сан-Марино от Италии.

Лихтенштейн принимал участие в многосторонних консультациях по подготовке общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству, подпись главы правительства княжества стоит под Заключительным актом Совещания, подписанным в Хельсинки. Лихтенштейн является также членом нескольких международных организаций в рамках ООН.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство Ватикан - самое маленькое государство в мире, образованное в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями. Город-государство Ватикан лежит на правом берегу Тибра между горой Марио на севере и холмом Яникул на юге. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, но и та на две трети занята ценнейшими сокровищами мирового искусства и архитектуры. В древние времена на его территории, носившей название «Агер Ватиканус», располагались цирк и сады императора Нерона.

Роль Ватикана в международной политике, его влияние в мире основываются на большом числе верующих-католиков - 1 млрд. 86 млн. Из общего числа католиков почти половина - 49,8% проживает в Америке, 25,8 - в Европе, 13,2 - в Африке, 10,4 - в Азии и 0,8% в Австралии и Океании. Проводником его политики является католическое духовенство (1,9 млн. священнослужителей), около 2 тысяч монашеских орденов, наиболее крупными из которых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (45 тыс.), салезианов, капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев.

Также Ватикан реализует свою власть через так называемые светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие, из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся многие политические партии в разных католических странах мира.

Основной функцией Ватикана является его деятельность как официально признанного политико-дипломатического центра католической церкви. В качестве суверенного государства он посылает своих представителей к различным правительствам мира, а большие и малые нации посылают в Ватикан своих послов. Представители Ватикана, аккредитованные при правительствах, с которыми папа поддерживает дипломатические отношения, обычно называются папскими нунциями. Они имеют полный ранг послов со всеми вытекающими отсюда привилегиями и занимают равное положение с послами любой светской державы. Основной целью, к достижению которой стремятся папские нунции, является заключение договора между Ватиканом и данным правительством, и при переговорах о таких договорах роль папских дипломатических представителей чрезвычайно велика.

Княжество Лихтенштейн - конституционная монархия. Глава государства - князь. Законодательная власть принадлежит князю и ландтагу (парламенту), который состоит из 25 депутатов, избираемых на четыре года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. Избирательное право предоставлено всем гражданам, достигшим 20-летнего возраста (женщины его получили только в 1984). Председателем становится лидер партии, получившей большинство голосов в ландтаге, а его заместителем - лидер партии, получившей меньшее число голосов. Исполнительной властью наделено правительство, которое избирается ландтагом на срок его полномочий и утверждается князем. Оно состоит из главы правительства (члена партии, победившей на выборах в ландтаг), его заместителя и трех правительственных советников. Все они выполняют функции министров.

Благодаря высокой политической и экономической стабильности страны, а также его либеральной экономической политики Княжество Лихтенштейн стало одним из самых привлекательных экономических центров Европы. Лихтенштейн, несмотря на скромные размеры своей территории и населения, не только вполне жизнеспособное государство, что убедительно доказано жизнью, он все больше дает о себе знать своими экономическими и социальными движениями, стремится идти в ногу с всемирным прогрессом, а порой забегая вперед, проводит активный внешнеполитический курс, не уходя в сторону от участия в урегулировании сложных и острых проблем, волнующих мировое сообщество.

Политика нейтралитета проводится Лихтенштейном в тесном сотрудничестве со Швейцарией, которая осуществляет дипломатическое представительство княжества за рубежом. Однако в Вадуце любят говорить, что Лихтенштейн вовсе не отказался от своего суверенитета в пользу своего западного соседа. Если сравнить взаимоотношения между Берном и Вадуцем с таковыми между другими «карликовыми» государствами и их соседями, то можно констатировать, что Лихтенштейн более независим от Швейцарии, чем Монако от Франции или Сан-Марино от Италии.

Лихтенштейн принимал участие в многосторонних консультациях по подготовке общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству, подпись главы правительства княжества стоит под Заключительным актом Совещания, подписанным в Хельсинки. Лихтенштейн является также членом нескольких международных организаций в рамках ООН.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

. Аптер, Д.И. Сравнительная политология: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления. / Д.И. Аптер, Р. Гудин, Х.-Д. Клингеманн. - М.: Вече, 1999. - 584 с.

. Бейме фон, К. Сравнение в политической науке // Социально-политические науки / К.Бейме фон, - 1991. - № 2. - С. 101 - 107.

.Зонова. Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы / Т.В.Зонова. - М.: Наука, 2000.- 200 с.

. Гиббон, Э. Закат и падение Римской империи / Э. Гиббон.. - М.,1997. - Том VI. - 282 с.

. Григулевич. И.Р. Инквизиция / И.Р. Григулевич- М.: Наука,1976.- 118с.

. Григулевич И.Р. Папство. Век XX. / И.Р. Григулевич - М.:Наука,1981.- 140 с.

. Великович, Л.Н. Католицизм / Л.Н. Великович- М.: Просвещение,1991. -210 с.

. Ковальский, Я.В. Папы и папство / Я.В.Ковальский - М.: Наука,1991. - 218 с.

. Киреев. А.В. «Международная экономика. Международные отношения» / А.В. Киреев. М.:Наука,1997. - 444 с.

. Лебедева, М., Мельвиль А. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения // Полис. - 1999. - № 4. - С. 130-140.

. Лозинский. С.Г. История папства / С.Г. Лозинский - М.: Просвещение,1986. - 286 с.

. Лихтенштейн, княжество в Европе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

. Матвеев, Г. П. Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино/ Г. П. Матвеев- М.: Географгиз, 1959. - 88 с.

. Печников. Б.А. Лихтенштейн - княжество на Рейне / Печников Б.А. М.:Наука, 1986. - 112 с.

. Сморгунов, Л.В. Современная сравнительная политология. Учеб-ник / Л. В. Сморгунов.- М.: РОССПЭН, 2002. - 518 с.

. Сморгунов, Л. В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? // Полис. - 2009. - № 1. - С. 118-128.

. Шемятников В.Г. Европейская интеграция / В.Г. Шемятников, М., 2003. - 296 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!