Аудит расчетов с подотчетными лицами на ЧУП 'Гроднотурист'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности
курсовая
РАБОТА
на тему: Аудит расчетов с
подотчетными лицами на ЧУП «Гроднотурист»
Специальность 1-25 01 08
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Направление специальности 1-25 01
08-03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих
организациях
Специализация 1-25 01 08-03 03
Бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности
Автор работы
студентка 4
курса
заочной формы
обучения
Деретчик
Екатерина Павловна
Руководитель
кандидат
экономических
наук, доцент
Сильванович
Валерий Иванович
Гродно 2013г.
РЕФЕРАТ
Аудит расчетов с подотчетными лицами на ЧУП «Гроднотурист»
Объектом исследования выступает ЧУП «Гроднотурист».
Предметом - аудит расчетов с подотчетными лицами.
Цель курсовой работы - провести аудит расчетов с подотчетными лицами.
При проведении исследования использовались методы системного анализа,
статистические методы, графические методы, монографические методы,
экономико-математические модели и методы.
Автор курсовой работы подтверждает, что приведенный в ней
расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников
теоретические, методологические и методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь аудиторская деятельность - явление достаточно
новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В связи с развитием в
современной Беларуси предпринимательства и рынка капитала возникает потребность
в независимом профессиональном аудите. В развитии аудита заинтересованы не
только собственники и управленцы, но и государство. Такой профессиональный
контроль позволяет строже определять достоверность финансовой отчетности
организаций и на этой основе принимать правильное решение.
Предприятие может осуществлять расчеты с другими субъектами
хозяйствования не только непосредственно с расчетного счета или через кассу, но
и опосредованно - через своих сотрудников. Для этого суммы аванса выдаются
работникам предприятия под отчет. В дальнейшем указанные сотрудники осуществляют
целевое расходование выданных сумм, а оставшиеся неизрасходованными суммы
возвращают назад в кассу предприятия. Наиболее распространена выдача денег под
отчет сотрудникам на административно-хозяйственные нужды и на расходы,
связанные со служебными командировками.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проверка расчетов
с подотчетными лицами способствует установлению правильного и целевого
использования подотчетных сумм, выявляет незаконные и нецелесообразные с
хозяйственной точки зрения расходы, позволяет установить соблюдение
установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Цель курсовой работы - провести аудит расчетов с подотчетными лицами.
В соответствии с целью в задачи входит:
раскрыть понятие расчеты с подотчетными лицами и определить их роль в
экономике;
изучить значение и задачи контроля расчетов с подотчетными лицами;
рассмотреть основные нормативно-правовые акты, регулирующие учет и
контроль расчетов с подотчетными лицами;
осуществить планирование и организовать проведение аудиторской проверки
расчетов с подотчетными лицами;
проверить обоснованность выдачи денежных средств под отчет;
проверить правильность расчетов с подотчетными лицами по служебным
командировкам;
проверить правильность расчетов с подотчетными лицами по суммам,
выдаваемым на операционные и представительские расходы;
предложить направления совершенствования контроля расчетов с подотчетными
лицами.
Предметом изучения в курсовой работе является аудит расчетов с
подотчетными лицами.
Объектом исследования выступает ЧУП «Гроднотурист».
При проведении исследования использовались методы системного анализа,
статистические методы, графические методы, монографические методы,
экономико-математические модели и методы.
Проблеме контроля расчетов с подотчетными лицами уделяется
внимание в ряде работ экономистов: В.Н. Лемеш; О.А. Левковича, И.Е. Тишкова,
В.И. Стражева, Н.С. Стражевой, Н.И. Ладутько и других.
глава 1 экономическая сущность расчётов с подотчетными лицами и их
роль в финансово-хозяйственной деятельности организации
1.1 Понятие расчетов с подотчетными лицами и их место в экономике
организации
Предприятие может осуществлять расчеты с другими
субъектами хозяйствования не только непосредственно с расчетного счета или
через кассу, но и опосредованно - через своих сотрудников. Для этого суммы
аванса выдаются работникам предприятия под отчет. В дальнейшем указанные
сотрудники осуществляют целевое расходование выданных сумм, а оставшиеся
неизрасходованными суммы возвращают назад в кассу предприятия. Наиболее распространена
выдача денег под отчет сотрудникам на административно-хозяйственные нужды и на
расходы, связанные со служебными командировками.
Служебной командировкой в соответствии со статьей 91
Трудового кодекса Республики Беларусь признается поездка работника по
распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения
служебного задания вне места его постоянной работы. Не считаются служебными
командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых
протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в
пределах населенного пункта, где располагается наниматель [13, c.328].
Не будут признаваться служебными командировками
поездки физических лиц, не связанных трудовыми отношениями с организацией,
поскольку только работники предприятия могут быть направленными в командировку
(т.е. поездки физических лиц, заключивших с предприятием договор подряда, не
являются командировками, и суммы, выплачиваемые таким лицам, не считаются
командировочными расходами).
Порядок направления работников в служебную
командировку регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь, Инструкцией о
порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах
Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов
Республики Беларусь от 12.04.2000 №35 (в ред. постановления Министерства
финансов Республики от 04.02.2013 № 4), а также Инструкцией о порядке и
условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за
границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 30.07.2010 г. №115.
Документально командировка оформляется следующим
образом:
издается приказ нанимателя о направлении сотрудника в
командировку, в котором указываются пункт назначения, цель командировки, ее
сроки и продолжительность (порядок направления в командировку руководителя
юридического лица определяется собственником предприятия или органом, им
уполномоченным);
оформляется командировочное удостоверение, где
указываются номер соответствующего приказа, место и сроки пребывания сотрудника
в командировке;
оформляется задание по командировке, где указываются
цель командировки, план встреч и переговоров с партнерами и т.п. (задание
составляется в обязательном порядке при зарубежных командировках, а при
командировках по Республике Беларусь оно может составляться по усмотрению
нанимателя в произвольной форме).
После возвращения из командировки работник в течение
трех дней обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет. По расходам, понесенным
в иностранной валюте, авансовый отчет составляется в той валюте, в которой был
выдан аванс, с последующим перерасчетом в белорусские рубли по курсу
Национального банка Республики Беларусь на дату приема отчета. К авансовому
отчету прилагаются следующие документы в подлинниках:
командировочное удостоверение с оттисками печатей,
которые служат подтверждением фактического времени пребывания работника в
местах командировки (данное требование не является обязательным при
командировках за пределы Республики Беларусь, так как возмещение расходов,
связанных с командировкой работника за границу, производится на основании
приказа нанимателя с указанием места и сроков пребывания работника в
командировке, отметки в паспорте о пересечении границы и подтверждающих документов
в оригинале о фактически произведенных за время командировки расходах);
проездные документы, подтверждающие фактические
расходы по проезду к месту командировки и обратно (возмещению подлежат также
расходы по предварительному бронированию проездных билетов и плата за
пользование постельными принадлежностями в поездах);
оплаченные счета, квитанции или другие документы,
подтверждающие фактические расходы по найму жилого помещения и иные расходы;
отчет о проделанной работе в соответствии с заданием
по командировке (в случае его составления).
На основании представленных документов бухгалтерия
производит расчет сумм командировочных расходов, подлежащих возмещению. К
командировочным расходам относятся расходы по проезду к месту служебной
командировки и обратно, найму жилого помещения, расходы за проживание вне места
постоянного жительства для покрытия дополнительных расходов (суточные) и иные
произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы. При этом
одни расходы возмещаются в пределах норм, установленных Министерством финансов
Республики Беларусь (суточные, расходы по найму жилого помещения без
подтверждающих документов), а другие возмещаются в сумме фактически понесенных
расходов (оформление заграничных паспортов и других выездных документов, уплата
государственной пошлины, сборов иностранных представительств, комиссионных при
обмене чеков в банке на иностранную валюту) [13, c.330].
Если сумма командировочных расходов, подлежащих
возмещению, превышает сумму выданного сотруднику аванса, предприятие производит
выплату недостающей суммы, а если наоборот - сотрудник возвращает сумму
неизрасходованного аванса в кассу предприятия. Новые авансы выдаются
подотчетному лицу только при условии полного расчета по ранее выданному авансу.
При заграничных командировках порядок возмещения
расходов сотрудникам имеет некоторые особенности. В частности, часть расходов
покрывается в иностранной валюте, а часть - в белорусских рублях: нормы
суточных за проезд и пребывание на территории иностранных государств устанавливаются
в иностранной валюте, а при проезде на территории республики суточные
выплачиваются в белорусских рублях по нормам для оплаты командировок в пределах
Республики Беларусь. При командировании работников в страны Содружества
Независимых Государств, когда при пересечении границы отметка в паспорте не
ставится, дата пересечения границы определяется по проездным билетам с учетом
расписания движения пассажирского транспорта.
Нормированию при загранкомандировках подлежат не
только суточные, но и расходы по найму жилого помещения и расходы по проезду.
Так, расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно возмещаются по
тарифу 2-го класса: по проезду воздушным транспортом - по тарифу экономичного
класса, на судах - по тарифу туристического класса, железнодорожным транспортом
- по тарифу купе [6, c.214].
Денежные авансы могут выдаваться сотрудникам и на
административно-хозяйственные расходы. Размеры и сроки выдачи подотчетных сумм
должны определяться руководителем предприятия и согласовываться с учреждением
обслуживающего банка, но не должны быть больше законодательно установленных. На
территории Республики Беларусь расчеты между юридическими лицами наличными
денежными средствами возможны только с разрешения обслуживающего банка и
ограничены в размерах - не более 50 базовых величин в месяц. Максимальные
сроки, на которые могут выдаваться названные суммы, составляют:
не более 3 рабочих дней - на расходы, производимые в
месте нахождения предприятия;
не более 10 рабочих дней - на расходы, осуществляемые
вне места расположения предприятия;
до 30 рабочих дней - в сумме, не превышающей размеры
одной базовой величины.
В течение трех дней по истечении срока, на который
авансы были выданы, подотчетные лица должны составить авансовый отчет и
представить его в бухгалтерию вместе с оправдательными документами (кассовыми
чеками и копиями товарных чеков к ним, квитанциями к приходным кассовым ордерам
и др.). Передача подотчетных сумм одним работником другому запрещена.
При использовании подотчетным лицом пластиковой
карточки (корпоративной или личной) отчет об израсходованных суммах с
приложением к нему карт-чеков и иных документов должен быть представлен не
позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки (исключая
день прибытия) [6, c.215].
Для учета операций с подотчетными лицами используется
активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Сальдо этого счета
может отражать либо задолженность предприятия перед подотчетными лицами, либо
задолженность подотчетных лиц перед предприятием. Аналитический учет по счету
71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждому сотруднику.
подотчетный лицо
аудиторский расчёт
1.2 Значение и задачи учета и контроля расчетов с подотчетными
лицами
Целью проверки расчетов с подотчетными лицами является
установление правильного и целевого использования подотчетных сумм, выявление
незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов, соблюдение
установленного порядка возмещения командировочных расходов (рисунок 1.1).
Исходя из цели, задачами проверки являются:
соблюдение правил выдачи подотчетных сумм;
целесообразность и законность использования
подотчетных сумм;
- правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам;
- порядок погашения оправдательных документов с целью
предотвращения их повторного использования;
своевременность возврата неизрасходованных подотчетных
сумм.
Источниками информации в ходе проверки являются:
бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет
о движении денежных средств;
регистры бухгалтерского учета: Главная книга;
- документы: задание на командировку, авансовые отчеты с приложенными к
ним оправдательными документами, отчеты по командировкам, книга регистрации
убывающих в командировку, приказ на командирование , командировочные
удостоверения, сметы и отчеты по представительским расходам, перечень лиц,
которым может выдаваться аванс в подотчет на хозяйственные и представительские
расходы и сроки отчета по таким суммам, сметы на представительские расходы,
лимиты расчетов наличными денежными средствами и др.
Рисунок 1.1 Проверка операций по расчетам с подотчетными лицами
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и
контроля расчетов с подотчетными лицами
Документами, регулирующими вопросы учета и контроля расчетов с
подотчетными лицами, являются:
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь;
. Трудовой кодекс Республики Беларусь;
3. Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике
Беларусь утверждена постановлением Правления Национального банка Республики
Беларусь от 30.03.2011 г. № 112.
Инструкция определяет порядок работы по организации наличного денежного
обращения на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях и
обязательна для выполнения Национальным банком Республики Беларусь, банками
Республики Беларусь и небанковскими кредитно-финансовыми организациями
Республики Беларусь, их филиалами (отделениями) и их структурными
подразделениями.
4. Инструкции о порядке ведения кассовых операций и
порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на
территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления
Национального банка Республики Беларусь 29.03.2011 г. № 107.
Данная Инструкция устанавливает единый порядок проведения, учета,
оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на
территории Республики Беларусь в наличных белорусских рубля.
.Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной
валюте на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления
Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 г. №185.
Правила устанавливают единый порядок проведения, учета, оформления
кассовых операций в наличной иностранной валюте, а также организацию контроля
за соблюдением порядка ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте.
Основные требования к хранению и использованию
наличной валюты аналогичны требованиям, предъявляемым к операциям с рублевой
наличностью: соблюдение установленных лимитов остатка средств в кассе, целевое
расходование, строгое документальное оформление. Однако, имеются и свои
особенности.
7. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г. №3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»
(в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, от 17.05.2004 №
278-З, от 29.12.06 № 188-3, от 26.12.2007 г. № 302-З) [26]. Данный закон
утратит силу 01.01.2014 г.
Законом определены субъекты бухгалтерского учета, т. е - все юридические
лица, филиалы и представительства, зарегистрированные в республике, а также
органы государственной власти и управления, которые должны вести бухгалтерский
учет и представлять установленную отчетность. В качестве объектов, подлежащих
учету, указываются конкретные средства (активы) и их источники (пассивы),
составляющие имущество предприятий (субъектов).
8. Типовой план счетов бухгалтерского учета и
Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, которые
обязательны к применению всеми организациями, независимо от формы собственности
и ведомственной подчиненности с 01 января 2012 г. утверждены Постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50.
. Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов
при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной
постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 г. №35
(в ред. постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 04.02.2013 №
4).
. Инструкция о порядке и условиях предоставления
гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная
постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от
30.07.2010 г. №115 (в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 10.02.2012 г. № 22).
Нормативно-правовое регулирование организации ревизий и аудиторских
проверок находится свое отражение в следующих нормативных актах:
Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII "Об
аудиторской деятельности" (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.12.2002
№ 164-З, от 29.06.2006 № 137-З, от 25.06.2007 № 240-З, от 08.07.2008 N 369-З,
от 04.01.2010 г. № 109-З, от 22.12.2011 г. № 326-З);
Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 “О
совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности”
(Изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007
г., № 116 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №
83, 1/8471); Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2007 г. № 682
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 1/9271);
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23.09.2011 г.
№ 97 «Об утверждении правил аудиторской деятельности «сообщение информации по
вопросам аудита» и признании утратившими силу отдельных структурных элементов
некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь»;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря
2008 года № 203 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики
Беларусь по аудиторской деятельности";
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000
г. N 82 «Об утверждении положения о методологическом совете по аудиторской
деятельности Министерства финансов Республики Беларусь» (в ред. постановления
Минфина от 16.06.2004 № 93).
глава 2 аудит расчётов с подотчетными лицами в организации
2.1 Планирование и организация проведения аудиторской проверки
расчётов с подотчетными лицами
Проверка операций по расчетам с подотчетными лицами, как правило,
осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты,
Министерства по налогам и сборам, обслуживающим банком, аудиторами и
специалистами ведомственного контроля.
Основными структурными звеньями, непосредственно занимающимися аудиторской
деятельностью, являются аудиторские организации и аудиторы-предприниматели без
образования юридического лица, имеющие лицензии на право занятия аудиторской
деятельностью, зарегистрированные в Государственном реестре аудиторов и
аудиторских организаций.
мая 2012 г. ЧУП «Гроднотурист» для проведения аудита
финансово-хозяйственной деятельности предприятия обратилось к аудитору. О чем
был заключен договор на оказание аудиторских услуг (Приложение А). Составной
частью данного аудита являлась проверка расчетов с подотчетными лицами.
Прежде, чем приступить непосредственно к проверке операций, по расчетам с
подотчетными лицами, мною было осуществлено планирование аудита.
Планирование является начальным этапом проведения
аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого
объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских
процедур, необходимых для формирования бъективного и обоснованного мнения о
бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Я планировала свою работу таким образом, чтобы она
была выполнена эффективно, качественно, на высоком профессиональном уровне и в
срок, предусмотренный договором.
Мне было необходимо своевременно и качественно
провести аудит финансовой отчетности, бухгалтерского баланса, законности и
достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на
счетах бухгалтерского учета.
Для этого мною был составлен общий план проведения
расчетов с подотчетными лицами ЧУП «Гроднотурист» (Приложение Б) и программа
аудита (Приложение В).
Планирование аудита тесно взаимосвязано с
предварительным ознакомлением с результатами деятельности и структурой
управления контролируемого предприятия (фирмы) и должно обеспечить:
получение необходимой информации о состоянии
бухгалтерского учета и эффективности внутреннего контроля;
установление ожидаемого уровня доверия внутреннему
контролю, т.е. выяснение того, насколько аудитор может верить материалам
внутреннего аудита;
определение содержания, времени проведения объема
контрольных процедур, подлежащих выполнению на втором этапе аудиторской
проверки;
- координацию выполняемых работ по сбору и анализу информации,
необходимой для оценки достоверности и законности хозяйственно-финансовых
операций, достоверности бухгалтерского баланса и финансовых отчетов.
Планирование аудита проводилось мною в соответствии с
общими принципами проведения аудита.
На этапе предварительного планирования я ознакомилась
с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования и получила
информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность,
отражающих экономическую ситуацию в республике в целом и ее отраслевые
особенности, а также о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность субъекта хозяйствования, связанных с его индивидуальными
особенностями.
Полученная информация говорила о том, что целью
деятельности ЧУП «Гроднотурист» является туристско-экскурсионная и иная
связанная с этим деятельность, направленная на получение прибыли для
удовлетворения интересов работников.
Основным потенциальным покупателем и потребителем услуг ЧУП
«Гроднотурист» являются жители Республики Беларусь.
За 2011 год в гостинице «Турист» было обслужено 22 981 человек, в том
числе:
·
ближнее зарубежье
- 5 596 человек или 24,4 %;
·
дальнее зарубежье
- 1 358 человек или 5,9%;
·
жителей РБ - 16
027 человек или 69,7%.
Далее мною был осуществлен сбор необходимых, для
контроля расчетов с подотчетными лицами, источников информации.
Источниками информации для проверки послужили:
бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных
средств, Главная книга, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными
документами, отчеты по командировкам, книга регистрации убывающих в
командировку, приказы на командирование, командировочные удостоверения, сметы и
отчеты по представительским расходам, перечень лиц, которым может выдаваться
аванс в подотчет на хозяйственные и представительские расходы и сроки отчета по
таким суммам, сметы на представительские расходы, лимиты расчетов наличными
денежными средствами и др.
При аудиторской проверке расчетов с подотчетными
лицами мною использовались такие методы получения аудиторских доказательств,
как:
наблюдение за выполнением хозяйственных или
бухгалтерских операций;
устный опрос;
получение письменных подтверждений;
проверка документов, подготовленных в организации
клиента;
проверка арифметических расчетов;
проверка синтетического и аналитического учета.
После этого приступила непосредственно к направлениям
проверки.
Проверка осуществляется по данным счета 71 «Расчеты с
подотчетными лицами».
2.2 Проверка обоснованности выдачи денежных средств подотчет
Расчеты с подотчетными лицами проверялись сплошным
способом. При этом устанавливалось: соблюдение правил выдачи авансов; своевременность
предоставления авансовых отчетов; целесообразность и законность использования
подотчетных сумм; правильность оформления документов, приложенных к авансовым
отчетам; порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их
повторного использования; своевременность возврата неизрасходованных
подотчетных сумм.
При проверке законности выдачи сумм в подотчет на
хозяйственные и операционные нужды в первую очередь был проверен факт наличия
списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные
деньги. В ходе проверки было выяснено, что данный список утвержден приказом
директора ЧУП «Гроднотурист» 03.01.2011 г. № 3. В список включены только
постоянно работающие на предприятии лица.
Для поверки соблюдения сроков отчетов составлялась
следующая вспомогательная таблица 2.1:
Таблица 2.1 - Проверка соблюдения сроков отчетов по
выданным подотчетным суммам и наличие остатков неиспользованных сумм в ЧУП
«Гроднотурист»
№ авансового отчета, дата
|
Сумма неиспользованных
средств
|
Срок отчета
|
Сумма штрафа
|
Примечания
|
№ 1 от 04.01.2011 г.
|
36 000
|
15.01.2011 г.
|
-
|
-
|
-
|
№ 7 от 03.03.2011 г.
|
128 000
|
10.03.2011 г.
|
-
|
-
|
-
|
Примечание - Литературный источник: собственная разработка
Выводы: по выданным в подотчет суммам ЧУП
«Гроднотурист» превышения предельных размеров аванса установлено не было. На
расходы, производимые в месте нахождения предприятия, деньги выдаются в размере
не более однодневной потребности и на срок, не превышающий трех дней, а на
производимые вне места расположения предприятия, в размере не более
десятидневной потребности и на срок не более пятнадцати дней. На
командировочные расходы деньги выдаются в подотчет в пределах сумм,
причитающихся командированным лицам на оплату проезда в оба конца, суточных и
квартирных расходов на срок командировки.
При проверке действующего порядка выдачи подотчетных сумм ЧУП
«Гроднотурист» было установлено, что не выдавались деньги под отчет лицам,
которые имели задолженность по ранее полученным суммам. Законность и целесообразность
расходов по подотчетным суммам на хозяйственные и операционные нужды
проверялась путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним
документов на оплату наличными деньгами погрузочно-разгрузочных работ и других
услуг, а также на оплату приобретенных материальных ценностей с показателями
документов, подтверждающих фактическое поступление материальных ценностей на
склад. Для этого сличались счета, товарные чеки с накладными на оприходование
материальных ценностей с книгами (карточками) складского учета, отчетами
движения продуктов и материалов. В результате проверки расхождений обнаружено
не было.
Особое внимание обращалось на наличие в платежной
ведомости адресов получателей денег, номеров, мест выдачи и прописки паспортов.
2.3 Проверка правильности расчётов подотчетными лицами по служебным
командировкам
Служебной командировкой признается поездка работника
по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для
выполнения служебного задания вне места постоянной работы. В ходе проверки
осуществлялся контроль документального оформления командировочных расходов на
всех ее этапах (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Документальное оформление командировки
Примечание - Литературный источник: собственная разработка
Далее проверялся целевой характер расхода полученных
сумм и порядок их отражения на счетах бухгалтерского учета (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Отражение на счетах бухгалтерского учета командировочных
расходов
п/п
|
Цель служебной командировки
|
Источники списания
командировочных расходов
|
Бухгалтерский счет
|
1
|
Покупка, доставка основных
средств и затраты по капитальным вложениям
|
Первоначальная стоимость
основных средств
|
08 «Вложения в долгосрочные
активы»
|
2
|
Приобретение нематериальных
активов и других внеоборотных активов
|
Стоимость нематериальных
активов
|
04 «Нематериальные активы»
|
3
|
Покупка и доставка
оборудования, требующего монтажа
|
Стоимость оборудования,
требующего монтажа
|
07 «Оборудование к
установке и строительные материалы»
|
4
|
Покупка и доставка сырья,
материалов и комплектующих
|
Стоимость сырья, материалов
и комплектующих
|
10 «Материалы»
|
5
|
Закупка товара
|
Стоимость товара
|
41 «Товары»
|
6
|
Участие в обучающих
семинарах, проверка деятельности структурных подразделений, иные цели,
связанные с предпринимательской деятельностью организации
|
Себестоимость продукции
(работ, услуг)
|
20 «Основное производство»
26 «Общехозяйственные затраты» 44 «Расходы на реализацию»
|
7
|
Гарантийный ремонт товара
(продукции), проданного организацией, если установлен гарантийный срок
|
Себестоимость продукции
(работ, услуг)
|
28 «Брак в производстве» 96
«Резервы предстоящих платежей»
|
8
|
Заключение договоров
(контрактов) на поставку продукции (товаров, выполнение работ, оказание
услуг), изучение рынков сбыта, участие в выставках, ярмарках и т.п.
|
Себестоимость продукции
(работ, услуг)
|
44 «Расходы на реализацию»
|
9
|
Открытие нового
производства, новых направлений работы, продвижение на рынок новых видов
товаров (работ, услуг)
|
Расходы будущих периодов, с
последующим равномерным списанием на себестоимость продукции (работ, услуг)
|
97 «Расходы будущих
периодов»
|
10
|
Цель командировки не
связана с предпринимательской деятельностью организации (непроизводственные
цели)
|
Прочие доходы и расходы
|
91 «Прочие доходы и
расходы»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
|
11
|
Оказание транспортных услуг
сторонней организации
|
20 «Основное производство»
|
12
|
|
Компенсируются заказчиком,
если условиями договора это предусмотрено
|
62 «Расчеты с покупателями
и заказчиками»
|
13
|
Как правило, если на
представительские расходы расходуются поступившие на эти цели средства
|
Целевые источники
финансирования
|
86 «Целевое финансирование»
|
Примечание - Литературный источник: собственная разработка
Приведенные в пунктах 1-5 таблицы 2.2 цели командировки и счета, на
которых следует отражать расходы по служебной командировке, базируются на
требованиях статьи 11 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и
отчетности».
В ходе проверки было выявлено, что ЧУП «Гроднотурист» в ноябре 2011 г.
направила в командировку работника в г. Москву с целью заключения договора на
поставку продукции. В авиакомпании подотчетным лицом, ответственным за
организацию командировки, были приобретены электронные билеты на самолет к
месту командирования и обратно.
Стоимость билетов составила 1 600 000 руб. (НДС - 0 %).
На основании представленного чека электронного терминала об оплате
билетов в бухгалтерском учете их стоимость была отражена записью:
Д-т 50-3 "Денежные документы" счета 50 "Касса"
К-т 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
После возвращения из командировки командированный работник к авансовому
отчету не приложил распечатку электронных билетов, подтверждающую факт оказания
услуги по воздушной перевозке.
Таким образом, в учете организации не было оснований учитывать
электронный билет на субсчете 50-3 счета 50. Учет стоимости электронных билетов
необходимо было осуществлять на счете 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками" (субсчет "Расчеты с авиакомпанией").
Командируемому работнику при составлении авансового отчета следовало
наряду с другими первичными документами, подтверждающими расходы по
командировке, представить распечатку электронных билетов, в которой должны быть
указаны фамилия пассажира, маршрут, стоимость билетов, дата поездки.
В рассматриваемом случае при направлении работника в командировку
организации не следовало было отражать задолженность работника в сумме
стоимости авиабилетов, поскольку ему не выдавались ни денежные средства на
приобретение билетов, ни сами билеты.
По возвращении из командировки работник должен отчитаться о произведенных
расходах, при этом порядок и сроки представления отчета за полученные средства
в иностранной валюте и (или) белорусских рублях, а также возврата
неиспользованных сумм регламентируются законодательством РБ (п. 48 Инструкции о
порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных
командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 30.07.2010
№ 115 (далее - Инструкция № 115)).
Эти данные были занесены в рабочую таблицу 2.3.
С учетом рассмотренной ситуации алгоритм бухгалтерских записей должен был
иметь следующий вид:
Таблица 2.3 - Правильный алгоритм бухгалтерских записей
Содержание операции
|
Неправильные записи в 2011
г.
|
Правильные записи в 2011 г.
|
Первичный документ
|
|
Д-т
|
К-т
|
сумма, руб.
|
Д-т
|
К-т
|
сумма, руб.
|
|
Выданы работнику денежные
средства под отчет на приобретение электронных билетов
|
71
|
50
|
1 600 000
|
71
|
50
|
1 600 000
|
Приказ руководителя о
командировании работника, расходный кассовый ордер
|
Отражена в учете стоимость
оплаченных авиабилетов
|
50-3
|
71
|
1 600 000
|
|
|
|
Чек электронного терминала
об оплате билетов
|
Отражены затраты на
приобретение авиабилетов
|
|
|
|
60
|
71
|
1 600 000
|
Чек электронного терминала
об оплате билетов, авансовый отчет
|
Стоимость билетов учтена в
составе командировочных расходов на дату утверждения авансового отчета
|
|
|
|
44
|
60
|
1 600 000
|
Маршрут-квитанция,
посадочный талон, авансовый отчет
|
Примечание - Литературный источник: собственная разработка
Таким образом, на основании чека электронного терминала, распечатанной
маршрут-квитанции (и (или) посадочного талона) и утвержденного авансового
отчета организация должна была списать дебиторскую задолженность и признать
стоимость проезда к месту командирования и обратно в составе расходов по видам
деятельности (пп. 6, 8 Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы
организации", утвержденной постановлением Министерства финансов Республики
Беларусь от 26.12.2003 № 182, действовавшей в 2011 г.).
2.4 Проверка правильности расчётов с подотчетными лицами по суммам,
выдаваемым на представительские и прочие расходы
Представительские расходы - это затраты, связанные с
проведением встреч и официальных приемов представителей тех организаций,
которые сотрудничают или намерены установить деловые контакты с другой организацией
(фирмой).
До 1 ноября 2010 г. представительские расходы
нормировались в целях налогового учета согласно Указу Президента Республики
Беларусь от 15.06.2006 № 398 "Об утверждении норм расходов на
представительские цели" (с изменениями, внесенными в т.ч. Указом
Президента РБ от 09.03.2010 № 143) (далее - Указ № 398).
С 1 ноября 2010 г. вступил в силу Указ Президента
Республики Беларусь от 27.09.2010 № 495 "О некоторых вопросах расходов на
представительские цели" (далее - Указ № 495). Им установлено, что для
содействия росту объемов реализации продукции, товаров (работ, услуг) на
экспорт, поступлению валютной выручки расходы организаций на представительские
цели по приему иностранных делегаций и сопровождающих их лиц (проживание,
питание, культурные мероприятия, бытовые услуги, услуги переводчика,
транспортные услуги), проведению собраний, конференций, семинаров, коллегий,
советов, совещаний включаются в состав затрат по производству и реализации
продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при
налогообложении.
Указом № 495 продублирован однозначный состав
представительских расходов. В затратах в целях налогового учета без
нормирования можно учитывать только расходы на прием иностранных делегаций и
сопровождающих их лиц. Законодательство РБ не содержит ограничения по
количеству сопровождающих иностранную делегацию лиц. Поэтому можно включать в
затраты фактические расходы по всем сопровождающим.
В отношении белорусских представителей не нормируются
только представительские расходы на проведение собраний, конференций,
семинаров, коллегий, советов, совещаний. Если осуществляется прием белорусских
партнеров, то расходы не учитываются в целях налогового учета.
Таким образом, у аудиторов отпала необходимость
контролировать нормы вышеуказанных расходов.
В целях контроля правильности расчётов с подотчетными лицами по суммам,
выдаваемым на представительские и прочие расходы, мною проверялась правильность
документального оформления, своевременность и целевой характер отражения таких
расходов.
В целом, с точки зрения бухгалтерского и налогового учета,
последовательность проведения мероприятий, связанных с представительскими
расходами, можно представить в виде последовательных этапов (шагов):
этап. Подготовка к проведению приема иностранных делегаций и лиц.
этап. Проведение приема.
этап. Отчет о проведенном приеме.
этап Отражение в бухгалтерском учете представительских расходов.
Проверка ба осуществлена по каждому из них.
В процессе проверки правильности расчётов с подотчетными лицами по
суммам, выдаваемым на представительские и прочие расходы, нарушений установлено
не было.
По окончании проверки было составлено аудиторское заключение, в котором
были отражены выявленные нарушения и рекомендации по их устранению.
2.5 Направления совершенствования контроля расчётов с подотчетными
лицами в организации
Для того, чтобы устранить нарушение, выявленное в результате проведенного
аудита, бухгалтерии ЧУП «Гроднотурист» необходимо составить исправительные
записи (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Исправительные записи в 2011 г.
Содержание операции
|
Корреспонденция счетов
|
Сумма
|
|
Д-т
|
К-т
|
|
Отражена стоимость
оплаченных авиабилетов методом «красное сторно»
|
50-3
|
71
|
1 600 000
|
Отражены затраты на
приобретение авиабилетов
|
60
|
71
|
1 600 000
|
Стоимость билетов учтена в
составе командировочных расходов на дату утверждения авансового отчета
|
44
|
60
|
1 600 00
|
Примечание - Литературный источник: собственная разработка
Аудиторская проверка - это сложный и длительный процесс. Аудиторы
постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не
снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский
предпринимательский риск.
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой
методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета, в том числе
и участка по расчетам с подотчетными лицами.
Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить
состав контрольных процедур (сами процедуры должны быть разработаны). При
проведении проверки достаточно будет запросить у клиента определенный набор
документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре,
осуществлять проверку.
Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой
схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета предлагаю составить
методику, которая должна включать в себя:
. Перечень основных нормативных документов;
. Приказ об учётной политике организации;
. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен
экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете и отчетности;
. Первичные документы по разделу учета;
. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
. Классификатор возможных нарушений;
. Вопросник аудитора для составления программы проверки;
. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
. Описание контрольных процедур.
Разработка практических методик для проверки каждого раздела и объекта
учета - дело весьма трудоемкое, однако в дальнейшем она позволит сократить
аудитору время проведения контроля и улучшить его качество.
Ввиду сложного процесса проведения аудита аудитору также необходимо
обратиться на предприятие по разработке программного обеспечения и заказать
программу, которая бы упростила процесс проведения аудита на предприятии.
Данная программа позволит аудиторам более тщательно и оперативно
контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий, и быстрее
реагировать на происходящие в ней изменения.
Особый интерес также представляет новое направление в развитии экспертных
систем, связанное с интеграцией правовой информации и информации по ведению
учета в программах 1С. В связи с широким распространением систем автоматизации
учета правовые вопросы стали пересекаться с вопросами по программам 1С. Это
означает, что для ответа на подобные вопросы уже не достаточно только знаний
права и учета, необходимо обладать знаниями по учетным программам. В процессе
подготовки бухгалтерской или налоговой отчетности бухгалтеру уже не достаточно просто
знать требования законодательства, его также интересуют вопросы подготовки
деклараций и отчетов в программах 1С.
После изучения выявленной потребности фирма «1С» разработала
специализированный электронный справочник «Расчеты с подотчетными лицами в программах
1С». В процессе разработки справочника были интегрированы два вида информации:
с одной стороны, юридические и бухгалтерские материалы по порядку расчетов с
подотчетными лицами, с другой стороны - материалы о порядке оформления подобных
действий в программах 1С.
Таким образом, пользователь получает комплексную информацию: юридическую
(бухгалтерскую) о том, что и как нужно сделать в соответствии с
законодательством РБ, и методическую - о том, как правильно использовать
программу 1С для оформления своих действий. Подобные специализированные
справочники необходимо рассматривать не только в качестве помощника по текущим
вопросам права и учета, но и как хороший обучающий инструмент, с помощью
которого пользователь будет грамотно и эффективно осуществлять свою
деятельность, принимать обдуманные и, главное, законные решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе аудит расчетов с подотчетными лицами за период с
01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. проводился на примере ЧУП «Гроднотурист».
Планирование аудита проводилось мною в соответствии с
общими принципами проведения аудита.
На этапе предварительного планирования я ознакомилась
с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования и получила
информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность,
отражающих экономическую ситуацию в республике в целом и ее отраслевые
особенности, а также о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность субъекта хозяйствования, связанных с его индивидуальными
особенностями.
Полученная информация говорила о том, что целью
деятельности ЧУП «Гроднотурист» является туристско-экскурсионная и иная
связанная с этим деятельность, направленная на получение прибыли для
удовлетворения интересов работников.
Расчеты с подотчетными лицами проверялись сплошным
способом. При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и
операционные нужды в первую очередь был проверен факт наличия списка работников
предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. В ходе
проверки было выяснено, что данный список утвержден приказом директора ЧУП
«Гроднотурист» 03.01.2011 г. № 3. В список включены только постоянно работающие
на предприятии лица.
По выданным в подотчет суммам ЧУП «Гроднотурист»
превышения предельных размеров аванса установлено не было. На расходы,
производимые в месте нахождения предприятия, деньги выдаются в размере не более
однодневной потребности и на срок, не превышающий трех дней, а на производимые
вне места расположения предприятия, в размере не более десятидневной потребности
и на срок не более пятнадцати дней. На командировочные расходы деньги выдаются
в подотчет в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату
проезда в оба конца, суточных и квартирных расходов на срок командировки.
В ходе проверки было выявлено, что ЧУП «Гроднотурист» в ноябре 2011 г.
направила в командировку работника в г. Москву с целью заключения договора на
поставку продукции. В авиакомпании подотчетным лицом, ответственным за
организацию командировки, были приобретены электронные билеты на самолет к
месту командирования и обратно.
Стоимость билетов составила 1 600 000 руб. (НДС - 0 %).
На основании представленного чека электронного терминала об оплате
билетов в бухгалтерском учете их стоимость была отражена записью:
Д-т 50-3 "Денежные документы" счета 50 "Касса"
К-т 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
После возвращения из командировки командированный работник к авансовому
отчету не приложил распечатку электронных билетов, подтверждающую факт оказания
услуги по воздушной перевозке.
Таким образом, в учете организации не было оснований учитывать
электронный билет на субсчете 50-3 счета 50. Учет стоимости электронных билетов
необходимо было осуществлять на счете 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками" (субсчет "Расчеты с авиакомпанией").
Командируемому работнику при составлении авансового отчета следовало
наряду с другими первичными документами, подтверждающими расходы по
командировке, представить распечатку электронных билетов, в которой должны быть
указаны фамилия пассажира, маршрут, стоимость билетов, дата поездки.
В рассматриваемом случае при направлении работника в командировку
организации не следовало было отражать задолженность работника в сумме
стоимости авиабилетов, поскольку ему не выдавались ни денежные средства на
приобретение билетов, ни сами билеты.
Для того, чтобы устранить нарушение, выявленное в результате проведенного
аудита, бухгалтерии ЧУП «Гроднотурист» было предложено составить исправительные
записи.
Предлагаю методику, которая позволит сократить аудитору время проведения
контроля и улучшить его качество.
Ввиду сложного процесса проведения аудита аудитору также необходимо
обратиться на предприятие по разработке программного обеспечения и заказать
программу, которая бы упростила процесс проведения аудита на предприятии.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулич,
Ю.И. Ревизия и аудит: практикум / Ю.И. Акулич. -Минск: Мисанта, 2005. - 204 с.
2. Андреев,
В.Д. Внутренний аудит: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 464
с.
. Аудит:
учебник / под ред. В.И. Подольского. - М.: Экономистъ, 2004. - 494 с.
. Аудиторская
деятельность на территории Республики Беларусь. - Минск: Информпресс, 2001. -
245 с.
. Банковский
кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З (ред. от 17.07.2006 г. №
145-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Национальный
центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск: 2007.
. Бухгалтерский
и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учебное пособие / С.И.
Адаменкова [и др.]; под общ. ред. О.А. Левковича. - Минск: ООО «Элайда», 2006.
- 556 с.
. Бухгалтерский
учет, анализ и аудит / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общ. ред. П.Г.
Пономаренко. - Мнинск: Выш.шк., 2006. - 527 с.
. Бухгалтерский
учет в торговле: пособие / Г.Г. Завилейский, Н.В. Мартынов. - Минск: Амалфея,
2007. - 244 с.
. Бухгалтерский
учет, анализ и аудит: учеб. пособие / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общ. ред.
П.Г. Пономаренко. - Минск: Выш. шк., 2007. - 527 с.
. Довнар,
Ю.П. Банковское право. Общая часть / Ю.П. Довнар. - Минск: Амалфея, 2007. - 336
с.
. Ильющенко,
И.В. Кассовые операции / И.В. Ильющенко. -Минск: ООО «Соврем. шк.», 2007. - 335
с.
. Ладутько,
Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб. пособие / Н.И. Ладутько. -
Минск.: Книжный дом Дом, 2005. - 688 с.
. Лемеш,
В.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экон. специальностей высш. и сред.
спец. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Лемеш. Минск: Изд-во Гревцова, 2008.
- 384 с.
. Об
утверждении Инструкции об организации наличного денежного обращения в
Республике Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений
Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных
элементов: утв. постановлением Правления Национального банка Республики
Беларусь, 30.03.2011 г., № 112 Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. - 2011. -№8. - 23532.
. Об
утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов
наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики
Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления
Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов:
утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь,
29.03.2011 г., № 107 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -
2011. -№8. - 23531.
. Об
аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь, 08.11.1994 №3373-XII, в
ред. Закона Республики Беларусь от 18.12.2002, № 164-3 // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 2. - 2/913)
18. О
бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь, 18.10.1994 г.,
№3321-XII // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. - 2001. - № 2/449.
. Панков,
Д.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом / Д.А. Панков . -М.: Новое знание,
2003. - 251 с.
20. Правовое
регулирование хозяйственной деятельности: учебник / В.В. Авдеев [и др.]; под
общ. ред. В.А. Витушко, р.И. Филипчик. -Минск: Книжный дом, 2004. - 832 с.
. Пупко,
Г.М. Аудит и ревизия: учеб. пособие / Г.М. Пупко. - Минск: Мисанта, 2002. - 452
с.
. Рубахина,
Н. Обслуживающий банк: проверка ведения субъектами хозяйствования кассовых
операций в наличной иностранной валюте / Н. Рубахина // Юрист. - 2007. - № 12
(79). - С.32-34.
. Тарасов,
В.И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / В.И. Тарасов. - Минск: Книжный Дом;
Мисанта, 2005. - 512 с.
. Финансы
предприятий: учеб. Пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц,
Т.И.Василевской. - Минск: Выш. шк., 2005. - 528 с.
. Хлус,
Е. Учет денежных средств /Е. Хлус // Главный бухгалтер. -2002. - № 6. - С.
72-75.
. Хмельницкий,
В.А. Ревизия и аудит: учеб. комплекс / В.А. Хмельницкий. - Минск: Книжный Дом,
2005. - 480с.
. Чечеткин,
А.С. Организация учета и аудита: учеб. пособие / А.С. Чечеткин, Е.Н. Клипперт.
-Минск: ИВЦ Минфина, 2006. - 254 с.
. Швец,
А.А. Все о бухучете для начинающих: теория и практика / А.А. Швец. - Минск:
Изд-во Гревцова, 2007. - 360 с.
29. Экономические
санкции и правила ведения кассовых операций // НЭГ. - 2005. - № 35(853). - С.7