Способы получения интерперсональной информации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    758,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Способы получения интерперсональной информации

Содержание

Введение

. Межличностное восприятие

. Атрибутивные процессы

. Межличностное оценивание

. Основные формы общения и их характеристики

. Рекомендации в формировании положительной атрибуции у людей по отношению к себе

Заключение

Список литературы

Приложение

восприятие познание атрибуция общение

Введение

Как давно известно, человек - существо социальное и без общества жить не может, он всегда ищет определенный социум, который соответствует его личностным и психологическим требованиям. Данный феномен напрямую связан с потребностью в общении. Эта потребность независима от других потребностей, возникает при появлении на свет и заканчивается в связи со смертью человека.

Ученные выдвигают 4 главных функции восприятия человеком человека: познание партнера по общению, организация совместной деятельности, познание себя и установление эмоциональных отношений. Если говорить о структуре межличностного восприятия, то она содержит 3 компонента, а именно: объект межличностного восприятия, субъект межличностного восприятия и процесс данного восприятия. В свою очередь все исследования в области межличностного восприятия делятся на 2 группы: содержательную и процессуальную. Для содержательной группы характерен уклон в характеристику объекта и субъекта, их особенностей и свойств, т.е. здесь рассматривается каузальная атрибуция (приписывание друг другу причин поведения и/или различных черт характера). Для процессуальной группы же характерно рассмотрение механизмов и различного рода эффекта восприятия, другими словами, здесь рассматриваются такие феномены как "эффект ореола", "стериотипизация", "эффект первичности и новизны".

В настоящее время существует необходимость в изучении способов получения интерперсональной информации в процессе общения. Это обусловлено изменениями, произошедшими в социальной психологии и нашем социуме в целом. Работы по данной теме довольно разрозненны и фрагментарны. Отсюда можно сделать вывод, что тема данной работы актуальна на сегодняшний день.

Цель: определить способы получения интерперсональной информации в процессе общения.

Объект: процесс общения.

Задачи:

Изучить особенности межличностного восприятия;

Рассмотреть атрибутивные процессы;

Определить специфику межличностного оценивания;

. Сформировать рекомендации для создания правильной атрибуции по отношению к себе.

1. Межличностное восприятие

Межличностное восприятие имеет зависимость то особенностей субъекта и объекта. Это объясняется тем, что это две взаимодействующие стороны. На уровне подсознания человек по причине недостаточности или отсутствия информации о причинах поведения другого человека начинает процесс приписывания каких либо причин конкретного поведения. Данный феномен, как уже ранее упоминалось, получил название каузальной атрибуции. Данный феномен в настоящее время пристально изучается. Первым кто начал заниматься этим вопросом стал Ф. Хайдер. Он первым сформулировал системное описание и выявил идею каузальной атрибуции. В данной сфере так же большой вклад внесли такие исследователи как Э. Джонс, Г. Келли и К. Дэвис. Феномен приписывания субъекту причин действий называется "личностной атрибуцией", приписывание к ситуации - "обстоятельная атрибуция", приписыванию объекту - "стимульная атрибуция". Самым частым приписыванием считается смешанный тип "личностно-стимульная атрибуция". Референтным типом атрибуции для каждого человека является определенный тип атрибуции, он зависит от индивидуальных, личностных характеристик. Существует так же "атрибуция ответственности". Для нее характерно ситуация приписывания при которой приписывается не только причина конкретного поступка либо действия, но и ответственность за совершенное деяние. Этот вид атрибуции появляется при оценке в области морали какого-либо деяния другого человека. На сегодняшний день существует множество исследований, экспериментов, направленных на изучение атрибутивных процессов. По их результатам можно смело утверждать, что данные процессы лежат в основе содержания и самой сущности межличностного восприятия. Социальная психология имеет интерес к определению точности приписывания личностных черт и эмоциональных состояний. Изучая исследования по данному вопросу, мной был обнаружен тот факт, что люди, которые приписывают, довольно точны в интерпретации эмоциональных состояний только на основе восприятия невербальных проявлений со стороны оцениваемого. Человек развивает некую теорию личности, при которой черты личности рассматриваются как противоречащие друг другу, либо наоборот как взаимосвязанные. Другими словами если человек, оценивающий другого интерпретировал своего оппонента как обладающего мотивом власти, то впоследствии скорее всего у него будет сложена картина, что оппонент использует людей в корыстных целях, довольно груб, агрессивен, холоден и силен. Зачастую люди приписываемые черты группируют для описания определенных категорий людей. Это и называется стереотипами. Недавно социальными психологами было установлено, что обладая социально желательными чертами характера можно воздействовать на окружающую социальную ситуацию. Привести в пример можно красивых девушек. Они могут получать преимущество на замещение вакантных должностей при собеседовании, быстрее двигаться по карьерной лестнице и т.д. Так же существуют теории, которые подразумевают собой инертность человека, за которым наблюдают. То есть наблюдатель частично извлекает из наблюдаемого информацию и интерпретирует ее, грубо говоря, как хочет. Процесс атрибуции зависит во многом от правильности переработанной информации. Это можно представить в виде схемы:

Схема 1. "Преграды межличностного восприятия"

2. Атрибутивные процессы

Не так давно в социальной психологии появилось отдельное направление исследовательского характера. Оно связано с изучением интерпритации поведения другого человека и причин этого поведения. Анализируя атрибутивный процесс необходимо учитывать различия между обыденным объяснением и научным. Для научного объяснения характерна бессубъектная атрибуция, т.е. человек, приписывающий что-либо другому не рассматривается. А рассматривается само приписывание, сама атрибуция. По моему мнению данный подход не верен. Все мы индивидуальны со своими установками, стереотипами и эталонами. У каждого они разные и не учитывать это нельзя. Но как сказал А.В. Юревич: "кто объясняет (приписывает), в скрытой форме содержится у всякого ученого, осуществляющего научное объяснение". Обыденное объяснение же предполагает обратный вариант атрибуции. Здесь субъект играет главную роль. Рассмотрим подробнее развитие идеи атрибуции. Изначально идея атрибуции состояла в потребности человека познать мир вокруг себя. Вначале появилось понятие "каузальная атрибуция", но вскоре его сменило более широкое определение - "атрибутивные процессы". Этот переход был спровоцирован приписыванием человеком своему оппоненту не только причин конкретного поведения, но и мотивов, различных потребностей, а так же черт личности. Сказанное ранее доказывает развитие теории атрибуции в области познания совместно с областью восприятия. Существует давольно распространенная теория среди социальных психологов "теория социальной атрибуции" М. Хьюстон и И. Яспарс. В ее авторы делают упор на рассмотрение процесса приписывания причин должно быть именно с точки зрения социального поведения. Если сравнивать с традиционном подходом, то мы увидим, что здесь упор делается на атрибутивный процесс, не учитывая к какой социальной группе, относится человек. Новый подход так же выделяет приписывание индивидом другому чего-либо, опираясь на знания характеристик той группы, к которой относится субъект восприятия. А так же является значимым особенности взаимодействия, сложившихся в группе оппонента. За счет всего этого учитываемые связи увеличиваются, и за счет этого процесс приписывания дополняется, отдаляясь от чистого восприятия.

3. Межличностное оценивание

Данный вид оценивания характеризуется созданием образа другого человека (собеседника, партнера, коллегу и т.д.). Этот вид оценивания необходим для того, чтобы найти особенности другого человека и правильно построить с ним взаимодействие, посредством построения образа и прогноза поведения оцениваемого человека. Существует такой процесс как стериотипизация. Он является важнейшим фактором в межличностном оценивании. У каждого человека существуют свои стереотипы, эталоны, шаблоны. Это относится как к поведению, так и по отношению к другим людям. Чаще всего эти стереотипы формируются бессознательно, но влияние на процесс оценивания является колоссальным. Многие исследователи разделяют стереотипы на три группы: эмоционально-эстетические, антропологические, а так же социальные. Данные группы, каждая в отдельности, в процессе оценивания другого человека опирается на конкретные признаки. Если говорить более подробно, то стереотипы антропологической группы строятся на внешнем облике человека, эмоционально-эстетические строятся на собственных переживаниях и опыте, а так же на своих интересах и вкусах. Социальные же стереотипы строятся в связи с родом деятельности и занимаемым статусом.

Необходимо так же учитывать психологическую установку. Другими словами, если перед встречей с конкретным человеком кто-либо из знакомых и тем более, если этот знакомый является референтным лицом для человека, собирающегося на встречу, даст характеристику оппоненту как человека порядочного, положительного, то без сомнения, первое впечатление будет соответствовать именно этой характеристике.

Существует так же психологическое провоцирование. Это процесс приписывания своих состояний эмоционального плана другому человеку.

Необходимо так же отметить, что на атрибуцию влияет и самооценка наблюдателя. Доказано экспериментальным путем, что у людей уверенных в себе оценка более положительная в процессе атрибуции, у неуверенных в себе людей оценка наоборот негативная.

А так же при оценке важно первое впечатление. Здесь играют большую роль внешние данные. Такие как:

. Физическая привлекательность ("эффект красоты");

. Самопрезентация - выгодный вариант представления собственной личности;

. Стиль одежды - должен быть подобран адекватно характера и места встречи;

. Переживаемое эмоциональное состояние - не нужно забывать про эффект эмоционального заражения.

Приведу пример специального исследования, которое выявляет особенности формирования первого впечатления и межличностного оценивания у представителей различных профессий:

(Был взят вид деятельности по классификации профессора Климова)

Типа:

физиков "человек - техника",

биологов "человек - природа",

юристов "человек - человек",

художников "человек - образы искусства",

экономистов "человек - знаковые системы".

Точнее всех с задачей оценивания справились юристы, затем биологи, потом экономисты, художники. Наибольшее же количество ошибок совершили физики. Выделим лишь некоторые признаки, на которые эти специалисты опирались при своем оценивании. Эти данные сведены в табл. 1.

Таблица 1 "Особенности формирования первого впечатления и межличностного оценивания у представителей различных профессий"


Проявляют наибольшее внимание, %

Профессия

к внешнему облику

к характеристикам физического облика

к оформлению внешности

к экспрессии

Юристы Биологи Экономисты Художники Физики

86.9 53.7 51.1 37.9 32.0

52.7 29.3 12.0 6.0 8.1

29.2 14.7 24.4 20.1 11.6

3.7 4.6 9.0 8.4 5.6


Как видно из табл.1, самым информативным оказалось оценивание у юристов, и это не случайно, так как их деятельность имеет наиболее коммуникативный характер, чем у представителей других профессий.

Говоря про межличностное восприятие, следует упомянуть про позиции общения.

В социальной психологии существует такой феномен как "трансакция". Под ним понимается некая единица взаимодействие людей или партнеров по общению, котрая сопровождается заданием их позиций. Э. Берн определил три главных эго-состояния:

. "Родитель" - это такое состояние при котором поведение копируется с родителей или референтных лиц из детства. Осуществляется функция контроля, заботы и покровительства.

. "Ребенок" проявляет эмоциональность, спонтанные побуждения, проявляет капризность либо наоборот послушание. Для данного типа характерно поведение ведомости, подчинения, потребность в наставничестве, потребность во внимании.

. "Взрослый" - обычно является посредником между "родителем" и "ребенком", контролирует их действия. Проявляет независимость и компетентность.

Так же хотелось бы отметить позиции общения взрослого человека и ребенка.

Данное общение можно наглядно рассмотреть в виде следующей схемы:

Рисунок 1. "Процесс общения взрослого человека и ребенка в период новорожденности"

. Основные формы общения и их характеристики


Рисунок 2. "Схема процесса общения"

Выделяют 3 основные категории средств общения:

Экспрессивно-мимические - к данной категории относятся такие проявления как: улыбка, мимика, жесты, взгляд и т.п.;

Предметно-действенные - различные предметные движения, локомоторные движения, позы;

Речевые средства - вопросы, реплики, высказывания, ответы.

Первая группа средств общения служит для передачи эмоционального состояния, что является их первой функцией. К ней добавляется вторая функция, которая состоит в использовании активных жестов при общении. При этой функции соединяются переживания человека и принятая в конкретном обществе система эталонов и норм. Третьей функцией является распознание отношения собеседников друг к другу, определяя неприязнь или расположение.

Вторая группа возникает при совместной деятельности. Здесь наблюдается использование различных статичных поз и предметных движений ("эскизных" движений). С помощью данных действий оппонент демонстрирует желаемое направление взаимодействия.

Речевые средства используются для передачи информации и являются самыми важными в общении.

Данные категории средств формируются, развиваются и видоизменяются на протяжении всей жизни за счет взаимодействия с людьми.

При общении индивид пользуется всеми категориями средств, в совокупности, определяя, в зависимости от ситуации, какая из них будет преобладать.

Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, построил модель основных (четырех) категорий общения. Данная модель сосредоточенна вокруг четырех систем: это аудиальная система, визуальная система, логическая система и кинестетическая система.

Он выделил определенные типы поведения, которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях:

Человек-визуал - такой тип людей преимущественно обращает внимание на визуальные аспекты взаимодействия - мимика, жесты. Для адекватной оценки к собеседнику и получаемой информации визуал должен хорошо видеть окружающее. По этой причине визуалы обычно сохраняют расстояние между собой и другими.

Кинестеты полагаются на свои ощущения. Им важен тактильный контакт. Для адекватного восприятия они занимают такое положение, которое позволяет им дотронуться до собеседника.

Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.

Следует отметить, что люди, способны использовать любую другую систему, но для каждого есть своя преобладающая. И для получения большего количества информации человек будет полагаться на свою.

5. Рекомендации в формировании положительной атрибуции людей по отношению к себе

При знакомстве нужно помнить о том, что первые 10 секунд общения являются самыми главными. Все невербальные и вербальные проявления в этот период времени являются решающими.

Для успешного установления контакта в это время необходимо следить за позой и осанкой. Данные проявления невербальной коммуникации должны демонстрировать динамичность и энергию.

Установление контакта с помощью рукопожатия, взгляда и улыбки (если она уместна). Эти проявления на подсознательном уровне расположат партнера на дальнейшее успешное общение, сообщат ему об открытости в общении и уверенности в себе.

Тональность голоса, тембр и чистота речи, ее выразительность и приветливость.

Необходимо так же не забывать про одежду и внешнем виде в целом (с головы до ног).

Данные критерии определяют успех взаимоотношений.

Заключение

Таким образом, общение является сложным многофункциональным и многофакторным процессом. Данный процесс представляет собой целостную сферу жизнедеятельности человека. Важность данного процесса обозначена возможностью понять социальную сущность человека.

Таким образом, на основе ранее сказанного можно сделать вывод о том, что от восприятия человеком человека зависят дальнейшие взаимоотношения двух сторон. Если в процессе атрибуции человек производит положительную оценку, то взаимоотношения будут перспективными в определенном ситуацией плане. Даже, например, при строгом уставе с прописанными инструкциями поведения и общения всегда есть возможность найти индивидуальный подход. Атрибуция по отношению к другому человеку напрямую связанна с уровнем собственного самопознания. Здесь есть две стороны: с одной, казалось бы, чем богаче объем характеристик о самом себе, тем больше характеристик о другом человеке. С другой же стороны, чем более полно представляется человек, тем более полным становится представление о себе. Вид такого представления о себе возможен только при широком взаимодействии с "другим" включенном в социальную ситуацию, деятельность. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

В ходе данной работы задачи мною были выполнены, цель достигнута.

Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.

В своих работах Н. Н. Обозов исследует основные типы межличностных отношений, но не рассматривает их динамику. Американские исследователи также выделяют несколько категорий групп, основой которых является близость межличностных отношений (знакомые, хорошие друзья, близкие друзья и лучшие друзья), но анализируют их несколько изолированно, не раскрывая ход их развития (Huston, Levinger, 1978).

Тенденция развития межличностных отношений во временном периоде состоит из нескольких этапов:

знакомство;

приятельство;

товарищеско-дружеские отношения.

В случае расторжения межличностных отношений процесс происходит в обратном порядке.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997.

. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.

. Аронсон Э. Социальная психология. М.. 2002.

. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.

.Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 2005.

. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. В кн. "Современная зарубежная социальная психология (Тексты)". Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А. М., "МГУ", 2004. С. 127 - 137.

. Краткий психологический словарь. Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2008.

. Курячий С. И. Влияние установок личности на восприятие другого человека. "Вопросы психологии", 2003. №6. С. 105 - 108.

. Куницына В. П., Кулагина Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2002.

. Панкратоа В.П. Психотехнология управления людьми. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. "Вопросы психологии", 2002. №5. С. 139 - 141.

. Психология. Словарь. Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., изд-во политической литературы, 2000.

. Тоом А. И. О восприятии эмоций по лицевой экспрессии. "Психологический журнал" 2001. Т. 2. №4. С. 150 - 151.

. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. - Вопросы психологии; 2004, №3. С. 60 -66.

Приложение

РИСУНОК "БЕСЕДА"


РИСУНОК "ПОТЕРИ И ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ"


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!