. Для психического состояния подростков характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер. Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи. Таким образом, для неврозоподобной формы заикания характерно:
) судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;
) появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;
) начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией;
) отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации;
) привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;
) физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая картина речевой патологии, которых бывает смешанной. Так, реактивное психогенное начало заикания может наблюдаться и у детей с органической неполноценностью мозга. В таких случаях на фоне задержки психомоторного и речевого развития, несовершенства звукопроизносительной стороны речи бывает достаточно "незначительного" психогенного воздействия, чтобы нарушилась хрупкая координация речедвигательного акта и появились бы судорожные запинки. Такое невротическое по своему происхождению заикание имеет сложную клиническую картину, в которой сочетаются симптомы разных уровней поражения деятельности центральной нервной системы функционального и органического. В других случаях неврозоподобная форма заикания может осложняться целым комплексом вторичных невротических реакций, связанных с особенностями личностного реагирования на речевой дефект, что "маскирует" истинную природу речевой патологии. Такие формы речевой патологии являются смешанными и труднее поддаются коррекционным воздействиям
С названных позиций психологическая модель возникновения и развития фиксированности у заикающихся (как вторичного явления) на своих речевых запинках (как первичного явления) в сложном и едином взаимодействии всех основных психических процессов просматривается следующим образом.
Ощущения. Возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера) первоначально становятся объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством которого человек получает информацию от внешней или внутренней среды. Речевые запинки отражаются мозгом ребенка в виде кинестетического, тактильного или слухового образа.
Среди главнейших особенностей этого психического процесса важную роль играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя, вызывающего осознанное ощущение. В связи с этим можно предполагать, что первоначальное возникновение речевых запинок или их слабое проявление находятся у ребенка сначала ниже порога ощущений ("подпороговое ощущение"). Поэтому первые реакции на дефект у ребенка неосознанные, не носят эмоциональной окраски, сопровождаются непроизвольным вниманием, т.е. без поставленной цели и волевых усилий; действия по их преодолению находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера.
В результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие становится более отчетливым и целостным. Восприятие запинок сопровождается у ребенка развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что раньше этого у него не было, что ему сейчас что-то мешает говорить свободно (двигать языком, губами и т.д.).
Восприятие. В отличие от ощущений восприятие всегда целостно и предметно и объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Важнейшей особенностью восприятий является их избирательность, целостность и константность.
Избирательность восприятия в данном случае определяется осознанным вниманием заикающегося именно к своим речевым запинкам, периодически возникающим в его речи. Именно речевые запинки - предмет его первоначального восприятия: они отличают его речь от речи сверстников и окружающих людей; проявляются в результате каких-то досадных помех и затруднений; возникают для ребенка внезапно, необъяснимо отчего; являются предметом внимания окружающих; не поддаются сразу преодолению и не исчезают самостоятельно и т.д. Постепенно восприятие заикающимся ребенком запинок в собственной речи расширяется за счет внутреннего и внешнего восприятия всего, что связано с проявлением этих запинок.
В понятие целостности восприятия заикающимся своих речевых запинок должна быть включена не только совокупность его кинестетических, тактильных, слуховых, зрительных ощущений этих запинок, но и осознание, что они проявляются в определенных случаях речевой деятельности (в начале фраз, на определенных звуках или в сочетаниях звуков) и в определенных условиях (в разной обстановке, с разными людьми, в разной деятельности). Ребенок воспринимает отношение окружающих к своей неправильной речи (насмешливое, порицающее, сочувствующее, жалостливое, обеспокоенное и т.д.); дополняет свои восприятия ощущениями собственных неудачных усилий по преодолению запинок и неприятными переживаниями по этому поводу.
На константность (постоянство) восприятия заикающимся своей дефектной речи влияет его представления о ней, уже сложившиеся в результате прошлого опыта. Представление (как образ, хранящийся в памяти) складывается на основе бывших восприятий, осознания и осмысления случаев своей неправильной речи. Известно, что влияние стойко сложившегося представления иногда бывает так велико, что может подавлять детали непосредственного восприятия. Этим можно объяснить, как возникшие представления о случаях речевых запинок у заикающегося могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание.
Представления. Память. Представления (как наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений) возникают у человека на основе ощущений и восприятий. Представления не так ярки, как непосредственные восприятия, изменчивы, но они дают обобщенный образ, помогают выделить в нем главное. У заикающихся представления о своей неправильной речи могут быть связаны как собственно с дефектной речью (трудностями ее порождения, частотой и формой выражения речевых запинок, их зависимостью от видов речевой деятельности или окружающих условий и т.д.), так и с последствиями этой дефектной речи (особым отношением окружающих, отношением к окружающим, самооценкой и т.д.).
Память как психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении с последующим воспроизведением ранее воспринятого, пережитого или сделанного, играет важную роль в психологической модели фиксированности заикающихся на своем дефекте. В отличие от восприятий, которые всегда имеют место в настоящем времени, память хранит следы информации прошлого: прошлых ощущений, восприятий, представлений, понятий.
Представления о своих речевых запинках и о том, что связано с ними, запечатлеваются у заикающихся первоначально и преимущественно в непроизвольной (непреднамеренной) памяти. По мере возрастания потребностей и усилий в преодолении своих речевых запинок возрастает роль произвольной (преднамеренной) памяти. Последняя, в частности, позволяет заикающимся запоминать и использовать в своей речевой деятельности, облегчающие или скрывающие дефект вспомогательные звукосочетания, слова, действия и т.д., известные в литературе как речевые эмболы или двигательные уловки заикающихся.
Мышление. Понятия. Воображение. Мышление участвует в каждом процессе познавательной деятельности. Мыслительная оценка ощущаемого и воспринимаемого предполагает их соотнесение с имеющимся опытом, знаниями. Таким образом, мышление связывает у заикающихся отдельные ощущения в обобщенные восприятия речевых запинок, формирует представления и понятия о своей дефектной речи, об особенностях ее проявлений, о влиянии на положение заикающегося в обществе и т.д.
Воображение, рассматриваемое как форма мышления, это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятия - образы настоящего, память - прошлого, то воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего.
Неблагоприятный опыт прошлого порождает у заикающихся не только определенные представления и понятия о своей дефектной речи, о себе как носителе этого дефекта и о своем положении в коллективе, но и формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых запинок, ожидание их в определенных ситуациях или видах речевой деятельности.
Предвидение, ожидание пароксизмов заикания - симптом, можно сказать, характерный для заикающихся. Он и порождает неуверенность в своих речевых возможностях и по механизму самовнушения обычно и провоцирует эти пароксизмы. Эмоции. Чувства. Волевые усилия. Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать и много одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят. Переживания как форма выражения эмоций и чувств связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенности собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др. Эмоции и чувства - это непосредственное переживание действительности, для которых характерна сравнительно небольшая продолжительность и интенсивность. Но они же могут перерастать и в более длительно и сильно протекающие психические состояния. Эмоции (как психический процесс) очень близки первичному познавательному процессу - ощущению: ощущение сигнализирует о самом факте того или иного внешнего или внутреннего раздражителя, а неразрывно связанное с ощущением переживание (эмоция) дает оценку полезности или вредности, приятности или неприятности данного воздействия.
В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом - поиски средства и приемов как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, отчего проявления заикания принимают более сложный характер.
.2 Психологическая характеристика детей дошкольников 5-6 лет и подросткового возраста
Психологическая модель возникновения и развития фиксированности у заикающихся (как вторичного явления) на своих речевых запинках (как первичного явления) в сложном и едином взаимодействии всех основных психических процессов просматривается следующим образом.
Ощущения. Возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера) первоначально становятся объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством которого человек получает информацию от внешней или внутренней среды. Речевые запинки отражаются мозгом ребенка в виде кинестетического, тактильного или слухового образа.
Среди главнейших особенностей этого психического процесса важную роль играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя, вызывающего осознанное ощущение. В связи с этим можно предполагать, что первоначальное возникновение речевых запинок или их слабое проявление находятся у ребенка сначала ниже порога ощущений ("подпороговое ощущение"). Поэтому первые реакции на дефект у ребенка неосознанные, не носят эмоциональной окраски, сопровождаются непроизвольным вниманием, т.е. без поставленной цели и волевых усилий; действия по их преодолению находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. В результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие становится более отчетливым и целостным. Восприятие запинок сопровождается у ребенка развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что раньше этого у него не было, что ему сейчас что-то мешает говорить свободно (двигать языком, губами и т.д.). В понятие целостности восприятия заикающимся своих речевых запинок должна быть включена не только совокупность его кинестетических, тактильных, слуховых, зрительных ощущений этих запинок, но и осознание, что они проявляются в определенных случаях речевой деятельности (в начале фраз, на определенных звуках или в сочетаниях звуков) и в определенных условиях (в разной обстановке, с разными людьми, в разной деятельности). Ребенок воспринимает отношение окружающих к своей неправильной речи (насмешливое, порицающее, сочувствующее, жалостливое, обеспокоенное и т.д.); дополняет свои восприятия ощущениями собственных неудачных усилий по преодолению запинок и неприятными переживаниями по этому поводу. На константность (постоянство) восприятия заикающимся своей дефектной речи влияет его представления о ней, уже сложившиеся в результате прошлого опыта. Представление (как образ, хранящийся в памяти) складывается на основе бывших восприятий, осознания и осмысления случаев своей неправильной речи. Известно, что влияние стойко сложившегося представления иногда бывает так велико, что может подавлять детали непосредственного восприятия. Этим можно объяснить, как возникшие представления о случаях речевых запинок у заикающегося могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание. Представления. Память. Представления (как наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений) возникают у человека на основе ощущений и восприятий. Представления не так ярки, как непосредственные восприятия, изменчивы, но они дают обобщенный образ, помогают выделить в нем главное. У заикающихся представления о своей неправильной речи могут быть связаны как собственно с дефектной речью (трудностями ее порождения, частотой и формой выражения речевых запинок, их зависимостью от видов речевой деятельности или окружающих условий и т.д.), так и с последствиями этой дефектной речи (особым отношением окружающих, отношением к окружающим, самооценкой и т.д.). Память как психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении с последующим воспроизведением ранее воспринятого, пережитого или сделанного, играет важную роль в психологической модели фиксированности заикающихся на своем дефекте. В отличие от восприятий, которые всегда имеют место в настоящем времени, память хранит следы информации прошлого: прошлых ощущений, восприятий, представлений, понятий. Представления о своих речевых запинках и о том, что связано с ними, запечатлеваются у заикающихся первоначально и преимущественно в непроизвольной (непреднамеренной) памяти. По мере возрастания потребностей и усилий в преодолении своих речевых запинок возрастает роль произвольной (преднамеренной) памяти. Последняя, в частности, позволяет заикающимся запоминать и использовать в своей речевой деятельности облегчающие или скрывающие дефект вспомогательные звукосочетания, слова, действия и т.д., известные в литературе как речевые эмболы или двигательные уловки заикающихся. Мышление. Понятия. Воображение. Мышление участвует в каждом процессе познавательной деятельности. Мыслительная оценка ощущаемого и воспринимаемого предполагает их соотнесение с имеющимся опытом, знаниями. Таким образом, мышление связывает у заикающихся отдельные ощущения в обобщенные восприятия речевых запинок, формирует представления и понятия о своей дефектной речи, об особенностях ее проявлений, о влиянии на положение заикающегося в обществе и т.д. Воображение, рассматриваемое как форма мышления, это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятия - образы настоящего, память - прошлого, то воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего. Неблагоприятный опыт прошлого порождает у заикающихся не только определенные представления и понятия о своей дефектной речи, о себе как носителе этого дефекта и о своем положении в коллективе, но и формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых запинок, ожидание их в определенных ситуациях или видах речевой деятельности. Предвидение, ожидание пароксизмов заикания - симптом, можно сказать, характерный для заикающихся. Он и порождает неуверенность в своих речевых возможностях и по механизму самовнушения обычно и провоцирует эти пароксизмы. Эмоции. Чувства. Волевые усилия. Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать и много одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям. Переживания как форма выражения эмоций и чувств связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенности собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др. Эмоции и чувства - это непосредственное переживание действительности, для которых характерна сравнительно небольшая продолжительность и интенсивность. Но они же могут перерастать и в более длительно и сильно протекающие психические состояния. Эмоции (как психический процесс) очень близки первичному познавательному процессу - ощущению: ощущение сигнализирует о самом факте того или иного внешнего или внутреннего раздражителя, а неразрывно связанное с ощущением переживание (эмоция) дает оценку полезности или вредности, приятности или неприятности данного воздействия. В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом - поиски средства и приемов как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, отчего проявления заикания принимают более сложный характер. Воссоздание психологической модели фиксированности заикающихся на дефекте позволяет увидеть ее развитие в определенной нарастающей последовательности сначала на уровне психических процессов: от первых ощущений и эмоционального реагирования на свои речевые запинки к целостному осознанному восприятию и образованию представлений, понятий, запоминающихся картин с случаев своей трудной речи и связанных с этим неприятностей, развитие картин воображаемых трудностей с предвидением и ожиданием пароксизмов заикания. Одновременно от первого непроизвольного эмоционального реагирования на свой дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, названные психические явления могут в разной степени или проявляться кратковременно или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Таким образом, фиксированность на своем дефекте можно считать основополагающим фактором, определяющим характер и сложность психологических особенностей заикающихся и тем самым, входящим в сложную структуру этого речевого расстройства.
Такое понимание модели развития у заикающихся феномена фиксированности на своем дефекте согласуется с постулатами философской теории отражения, и, следовательно, понятие феномена фиксированности можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах личности заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой. Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень этой фиксированности (а не стаж заикания, не наличие второго речевого дефекта и не тяжесть моторных нарушений сами по себе) определяет, прежде всего, разные результаты логопедической работы…
Исходя из сделанных наблюдений, можно полагать, что степень тяжести заикания у детей адекватна степени их фиксированности на своем дефекте.
1.3 Физиологическая симптоматика заикания
К физиологическим симптомам относятся:
речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: "тополь"
(черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука). При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц - клонус: "то-то-тополь". Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).
В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.
Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:
экспираторная форма (судорожный выдох),
инспираторная форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
респираторная форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается блеющий прерывающийся ("А-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а. а. а. ");
размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским). Дети протягивают гласные в словах.
В артикуляционном аппарате различаются судороги:
губные,
язычные,
мягкого нёба.
Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно - щелевых. На звонких, как более координационно-сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.
1.4 Нарушение речевой деятельности при заикании
Заикание существует во всех культурах и цивилизациях. Наиболее характерным симптомом нарушений речи при заикании является патологическая мышечная активность в виде тиков, миоклонусов и судорог, охватывающих мышцы, принимающие участие в образовании речи. Некоторые исследователи обнаружили спонтанное несвоевременное открывание и закрывание фаринголарингеальной полости, сопровождающих заикание, ощутимые движения истинных и ложных голосовых складок в момент заикания и разнообразные движения глотки. Кроме этого, во время речи заикающиеся демонстрируют нарушение нормальной координации речевых мышц, высокий уровень мышечного тонуса и специфический паттерн одновременного сокращения антагонистических мышечных пар. Причинами патологической мышечной активности являются не периферические изменения, а нарушение центральной регуляции мышечных движений. Многочисленные исследования обнаружили при регистрации ЭЭГ наличие признаков патологической пароксизмальной активности в центральной нервной системе заикающихся. При возникновении заикания у ребенка до появления запинок в речи уже формируются, но еще не автоматизируются артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина - эмоциональный стресс) происходит изменение взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением чего является заикание.
Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации (кинестетической и слуховой), сообщающей действительные параметры результата действия, с возрастом перестраивают всю функциональную систему экспрессивной речи: возбуждается система ориентировочного рефлекса, посылаются дополнительные импульсы к моторным центрам речи, непосредственно не связанные с речевой деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие речи движения мимической и скелетной мускулатуры. Постепенно формируются патологически усиленные обстановочные афферентации.
В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.
Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.
Еще в начале XX в.Э. Фрешельс подчеркивал, что "специфической основой заикания" является то психическое состояние, на основании которого возникает "сознание расстройства речи".
Н.И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка.
Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.
Выводы
Заикание представляет собой особую форму нарушения общения, в основе которого лежит функциональное расстройство речедвигательного механизма. Данное расстройство провоцируется и закрепляется дисгармоничными отношениями в семье и, в частности, неадекватным отношением к самому речевому дефекту. Невротическая составляющая синдрома заикания представляет собой надстройку над ядром основного заболевания и определяется как вторичный невроз заикания (И.Ю. Абелева). Здесь особо следует подчеркнуть, что заикание - это, прежде всего нарушение общения, где "ортопедическая" сторона (собственно дефект речи) порой значительно меньше психологической. Подтверждением тому служит описание многими авторами целого ряда личностных расстройств данного контингента пациентов (Н.М. Асатиани, Ж.М. Глозман, БД. Карвасарский, В.Н. Мясищев, В.М. Шкловский и др.).
заикание эмоциональный познавательный волевой
Глава 2. Сравнительный анализ познавательной и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей
2.1 Особенности нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с заиканием
В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.
Первая группа заикающихся дошкольного возраста - это дети с обычным темпом движений, для них характерны свободные, спокойные, плавные, хорошо координированные движения Внимание активное Они некритичны к своей речи, не обращают внимания на свой речевой дефект, считают, что говорят как все.
В коллективе чувствуют себя свободно, уверенно. Но при переходе к школьному возрасту начинают контролировать свою речь, сравнивать ее с речью сверстников. В привычной обстановке их движения плавны, свободны, в необычной, новой обстановке они становятся угловатыми, напряженными. Эти дети хорошо и активно включаются в логопедические занятия, быстро начинают хорошо говорить.
Вторая группа заикающихся дошкольного возраста - это дети с быстрым темпом движений, движения беспорядочные, отмечается двигательное беспокойство. Движения под счет не удаются, они неточные, часто не доводятся до конца. Дети суетливы, болтливы, часто не заканчивают слов, речь неясная. Темп речи быстрый, говорят обычно тихо, нет четкой артикуляции звуков. У некоторых детей выражен страх речи. Обычно они плохо вступают в контакт, на вопросы отвечают кивком головы или односложно. Ярко выражены эмоциональные реакции. Часто наблюдаются сопутствующие движения как произвольного, так и насильственного характера. После лечения и логопедических занятий становятся спокойнее, начинают следить за своей речью. Темп речи выравнивается, заикание слабо выражено (запинки появляются только при сильном волнении).
Третья группа заикающихся дошкольного возраста характеризуется следующим образом. Это дети с медленным темпом движений, движения вялые, нерешительные, отстают от счета и от музыки. На коллективных занятиях малоактивны, а индивидуально выполнять занятия отказываются. Речь медленная, монотонная. С остановками. Голос тихий, дыхание короткое, артикуляция звуков вялая. Походка медленная. В играх малоактивны.
После проведенного лечения и занятий становятся более активными, собранными. Дыхание становится более глубоким, выдох более продолжительным. Иногда остаются редкие запинки.
Особенно ярко отличие от нормы выступает в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.
В начальном периоде заикания, который продолжается от 1 до 6 месяцев, заикание протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов, свободных от судорожных запинок речи, обычно не наблюдается. При отсутствии логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заикание быстро "обрастает" обильными сопутствующими движениями и эмболофразией.
Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов.
При обследовании моторики у детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.
Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух.
Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью - в других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.
В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.
Невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное (прогредиентное и рецидивирующее) течение. При благоприятном течении выраженность заикания не бывает тяжелой. Изменение окружающей обстановки в лучшую сторону, общее оздоровление организма ребенка, адекватные лечебно-педагогические мероприятия способствуют достаточно быстрой обратной динамике речевого нарушения.
Нередко заикание постепенно приобретает хроническое течение, при котором в дальнейшем полных и длительных ремиссий уже не наблюдается, и речевое нарушение становится все более тяжелым.
В случаях неблагоприятного течения заикания чаще имеет место наследственная отягощенность заиканием и патологическими чертами характера. В семьях детей, у которых имеется неблагоприятное течение заикания, бытуют нередко неправильные формы воспитания, способствующие хронификации речевой патологии.
У детей с неблагоприятным течением заикания в 6-7 лет может наблюдаться уже ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок, снижение речевой активности в новой обстановке или при общении с незнакомыми лицами.
При обследовании детей дошкольного возраста при невротической форме заикания чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно недоведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук. В процессе логоритмических занятий заикающиеся этой группы легко сочетают движения под музыку с речью вслух, что благотворно воздействует на качество их речи.
Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован.
У таких детей имеется тесная ситуационная зависимость тяжести заикания. Следует также особо подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок. У многих детей с невротической формой заикания, несмотря на благоприятное его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности.
2.2 Проявление нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы у подростков с заиканием
В подростковом возрасте чаще всего встречается неврозоподобный логосиндром. Такие подростки повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, самооценка у таких подростков занижена; следствием заикания может быть эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у подростков чувство своей неполноценности и желание выздороветь. Таким образом, рассматривая заикание, как часть сложного медико-психологического образования, включающего не только речевую патологию, но и личностные нарушения, можно понять взаимосвязь заикания с другими симптомами. Также, существуют трудности и в учебной деятельности, одна из ее особенностей - неустойчивость. Внешние проявления неустойчивости деятельности могут быть обусловлены различными моментами. Это может быть импульсивность и слабая организованность работы, вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов. Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей. Наконец, может иметь место сбой деятельности вследствие низкого эмоциональной устойчивости и действием истощающих и побочных отвлекающих раздражителей, а также явление нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца, инструкции. Все эти характеристики служат основанием для развития тревоги и тревожности, которая еще более осложняет заболевание. Нужно отметить недостаточность источников по проблеме эмоциональных нарушений и заикающихся подростков, в результате чего объясняется неполнота анализируемой литературы. Таким образом, заикающиеся подростки испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение и учеба, которая также предполагает коммуникативную активность. Тревожность - как свойство личности возникает у таких подростков вследствие, во - первых знания о своем дефекте, во - вторых из-за страха речи (логофобия), в - третьих, из-за того, что они знают, что они не такие как все, что сам дефект служит основанием отделять их от нормальных детей. Из-за неуверенности, низкой самооценки, высокой впечатлительности и ранимости, тревога переходит в тревожность, и становиться неотъемлемой частью личности.
Как известно, многие школьники свободное время проводят за компьютером, телевизором. Всё это усиливает их раздражительность, рассеянность, психическое переутомление. Они часто не могут самостоятельно своими мыслями, особенно тогда, когда с ними говорят на повышенных тонах. Переживания усиливаются насмешками одноклассников над речью.
В ряде случаев у заикающихся школьников не складываются отношения в семье. Родители часто ошибаются в оценке способностей своих детей и не осознают влияния речевого дефекта на самочувствие и успеваемость в школе. В школе иногда учителя акцентируют внимание на речи ребёнка, непонимая, что тем самым наносят непоправимый вред психики заикающегося подростка.
Всё это обуславливает развитие отрицательных сторон психики подростка. Он становится молчаливым, неуверенны в себе. У него проявляются мысли о собственной ущербности, неполноценности. Заикание нередко парализует его волю и желание учиться.
У многих заикающихся подростков ослаблено целенаправленное, произвольное внимание. Постоянные волнения, преобладание возбуждения над торможением, двигательное беспокойство мешают сосредоточиться на восприятии материала и выполнении заданий на уроках, на предмете разговора с собеседниками. Такие школьники неточно формулируют свои мысли, говорят отрывисто, усечёнными фразами, многократно повторяя лишние слова и слоги.
У них часто нарушается эмоционально-волевая сфера. Они постоянно находятся во власти отрицательных эмоций, порой становятся плаксивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными.
Частая смена настроений, страх речи усугубляется неадекватным отношением к себе окружающих. Многие подростки испытывают постоянный внутренний конфликт из-за преувеличенного представления о своих возможностях и способностях.
Некоторые заикающиеся из-за своего дефекта не могут общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Большинство заикающихся подростков находятся в состоянии стресса, испытывают чувство тревоги, что усиливает внешние проявления заикания.
Отмечаются колебания в речи пациентов: усилении заикания в момент актуального речевого общения и спонтанном; прекращении вне его, в отсутствие коммуникативного партнера (исключая случаи неврозоподобного заикания, утяжеленные выраженной неврологической симптоматикой). В отечественной литературе, посвященной этой форме логопатии, утвердилась концепция о сугубо коммуникативном характере заикания, часто приводящем заикающихся к глубокому нарушению процесса коммуникации в ряде звеньев: эмоциональном (появление логофобии), когнитивном (в искажении понимания и оценки коммуникативной ситуации и представления о себе самом как субъекте общения) и поведенческом (избегание ряда ситуаций, сужение круга контактов).
Заикание представляет собой особую форму невротического нарушения общения, в основе которого лежит функциональное расстройство речедвигательного механизма. Данное расстройство провоцируется и закрепляется дисгармоничными отношениями в семье и, в частности, неадекватным отношением к самому речевому дефекту. Невротическая составляющая синдрома заикания представляет собой надстройку над ядром основного заболевания и определяется как вторичный невроз заикания (И.Ю. Абелева). Здесь особо следует подчеркнуть, что заикание - это прежде всего нарушение общения, где "ортопедическая" сторона (собственно дефект речи) порой значительно меньше психологической. Подтверждением тому служит описание многими авторами целого ряда личностных расстройств данного контингента пациентов (Н.М. Асатиани, Ж.М. Глозман, БД. Карвасарский, В.Н. Мясищев, В.М. Шкловский и др.). Особый интерес представляют исследования мотивационной сферы заикающихся. Так, Н.Н. Станишевская (71), экспериментально доказала, что мыслительная деятельность данных пациентов характеризуется неустойчивостью мотивации, включением в задание дополнительных самоинструкций, касающихся собственно построения фразы по облегченному варианту; неустойчивостью характеризуется также внимание, что позволяет предположить наличие невротической дезорганизации интеллекта, сочетающееся с недостаточным контролем эмоций. Данные тестов также показали, что заикающимся свойственна особая дезорганизация личности, проявляющаяся в недостаточной способности к самоактуализации, самовыражению, а также характеризующаяся торможением творческой продуктивности и активности личности в целом. Стержневым звеном такой дезорганизации выступают особенности мотивационной сферы заикающихся, где на первый план выступает сверхценное отношение к дефекту речи, "закрученность" основных мотивов на него. Ведущей формой протекания диалога, как было показано выше, является непосредственное общение, в котором решающую роль играет устная речь. Логично предположить, что нарушения устной речи значимо изменяют всю ситуацию общения. Но стоит отметить, что, как ни парадоксально, нарушения речи не сказываются непосредственно на диалоге, поскольку сама ситуация диалогического общения предполагает значительное абстрагирование от подобного рода недостатка: позиция децентрации "страхует" обладателя искаженной речи от неадекватного восприятия со стороны собеседника - дефект речи естественным образом просто не замечается партнером по диалогу (как и любой другой дефект, поскольку общение идет на личностно-сущностном уровне). Основное, что страдает - это начальные контакты и всевозможные виды формального и зачастую делового общения, при которых именно формальные признаки (внешность, статус, физические особенности) имеют ведущее значение. К сожалению, многие люди большую часть своего времени проводят в рамках именно формального общения, а диалог - малодоступная "роскошь".
Что касается мотивационно-психологических особенностей общения заикающихся, то, как показывают исследования, у них страдает не только вербальное (речевое), но и невербальное общение, нет согласованности между этими уровнями, так что при "выключении" речи в абсолютном большинстве случаев общение не может быть скомпенсировано невербальными средствами. Кроме того, у больных нарушается не только способность самовыражения, передачи коммуникативной и метакоммуникативной информации, но и способность восприятия информации от других лиц. Эти данные согласуются и с результатами исследований Л.М. Кроля и Е.В. Михайловой (30, 44), в ходе которых было выяснено, что потребность в общении подменяется у заикающихся, потребностью в монологической речи. Эти больные, как оказывается, обладают очень низкой коммуникативной компетенцией: не осознают роли невербального поведения, у них отсутствует установка на партнера, им зачастую не знакомо ощущение "коммуникативного удовольствия", они не понимают сути диалога (удачное общение описывается ими как возможность "воздействовать", "влиять" на собеседника, "отстоять свое мнение", "показать себя" и тому подобное), мимика и пантомимика отражают, как правило, не реакцию на партнера по общению, а собственные ощущения, связанные с речевыми трудностями, то есть носят аутокоммуникативный характер. Не случайно поэтому таким стойким является стереотип представлений заикающихся о лечении, как о работе только с речью, и пассивная позиция в отношении возможной работы с процессом коммуникации, само понятие группы воспринимается ими не как групповое взаимодействие, а как соприсутствие многих людей, каждый из которых занят своим делом.
Как показывают исследования Ж.М. Глозман, Ю.Б. Некрасовой, неудачные многочисленные попытки вылечиться приводят взрослых пациентов к усугублению ряда их негативных личностных особенностей:
а) изменение потребностно-мотивационнной сферы (пессимизм, неверие в возможность купирования заикания); б) нарушение эмоционально-волевой сферы (развитие вторичного невроза заикания, при котором "страх речи" становится навязчивым и возникает при одной мысли о речевом общении); в) формирование пассивно-оборонительного поведения (избегание ряда психотравмирующих ситуаций, во многих случаях - агрессия); г) изменение когнитивной сферы (искаженное представление о себе как о субъекте общения; тенденция избирательного и неадекватного поведения; длительное переживание и интерпретация любого состояния, связанного с речевым общением; объяснение своей интерперсональной проблемы исходя из факта наличия заикания, а не из своих личностных особенностей).
Выводы
Особый интерес представляют исследования мотивационной сферы заикающихся. Так, Н.Н. Станишевская, экспериментально доказала, что мыслительная деятельность данных пациентов характеризуется неустойчивостью мотивации, включением в задание дополнительных самоинструкций, касающихся собственно построения фразы по облегченному варианту; неустойчивостью характеризуется также внимание, что позволяет предположить наличие невротической дезорганизации интеллекта, сочетающееся с недостаточным контролем эмоций. Данные тестов также показали, что заикающимся свойственна особая дезорганизация личности, проявляющаяся в недостаточной способности к самоактуализации, самовыражению, а также характеризующаяся торможением творческой продуктивности и активности личности в целом. Стержневым звеном такой дезорганизации выступают особенности мотивационной сферы заикающихся, где на первый план выступает сверхценное отношение к дефекту речи, "закрученность" основных мотивов на него. Специалисты отделяют невротическое заикание от неврозоподобного (когда пациенты в этиологии и патогенезе речи имеют органические нарушения). Но личностная составляющая синдрома заикания у взрослых и подростков представлена как надстройка над ядром основного заболевания и определяется как вторичный невроз заикания. И если в ходе развития организма пациента органические нарушения могут быть сглажены, то невротическая составляющая может быть усилена. Поэтому, как показывает практика, повышение психического тонуса, снятие фрустрирующих факторов при лечении больных с органическими поражениями, хотя сами по себе и не излечивают дефекты полностью, но дают существенные позитивные сдвиги и результаты. Поэтому в логопсихотерапевтическую группу принимаются все пациенты после консультативного приема и общего знакомства с методикой лечебного перевоспитания, изъявившие желание включиться в длительное диагностическое обследование и успешно прошедшие пропедевтический этап, то есть выполнившие все предложенные диагностические задания.
Заключение
Логично предположить, что нарушения устной речи значимо изменяют всю ситуацию общения. Но стоит отметить, что, как ни парадоксально, нарушения речи не сказываются непосредственно на диалоге, поскольку сама ситуация диалогического общения предполагает значительное абстрагирование от подобного рода недостатка: позиция децентрации "страхует" обладателя искаженной речи от неадекватного восприятия со стороны собеседника - дефект речи естественным образом просто не замечается партнером по диалогу (как и любой другой дефект, поскольку общение идет на личностно-сущностном уровне). Основное, что страдает - это начальные контакты и всевозможные виды формального и зачастую делового общения, при которых именно формальные признаки (внешность, статус, физические особенности) имеют ведущее значение. К сожалению, многие люди большую часть своего времени проводят в рамках именно формального общения, а диалог - малодоступная "роскошь". Что касается мотивационно-психологических особенностей общения заикающихся, то, как показывают исследования, у них страдает не только вербальное (речевое), но и невербальное общение, нет согласованности между этими уровнями, так что при "выключении" речи в абсолютном большинстве случаев общение не может быть скомпенсировано невербальными средствами. Кроме того, у больных нарушается не только способность самовыражения, передачи коммуникативной и метакоммуникативной информации, но и способность восприятия информации от других лиц. Эти данные согласуются и с результатами исследований Л.М. Кроля и Е.В. Михайловой в ходе которых было выяснено, что потребность в общении подменяется у заикающихся, потребностью в монологической речи. Эти больные, как, оказывается, обладают очень низкой коммуникативной компетенцией: не осознают роли невербального поведения, у них отсутствует установка на партнера, им зачастую не знакомо ощущение "коммуникативного удовольствия", они не понимают сути диалога (удачное общение описывается ими как возможность "воздействовать", "влиять" на собеседника, "отстоять свое мнение", "показать себя" и тому подобное), мимика и пантомимика отражают, как правило, не реакцию на партнера по общению, а собственные ощущения, связанные с речевыми трудностями, то есть носят аутокоммуникативный характер. Не случайно, поэтому таким стойким является стереотип представлений заикающихся о лечении, как о работе только с речью, и пассивная позиция в отношении возможной работы с процессом коммуникации, само понятие группы воспринимается ими не как групповое взаимодействие, а как соприсутствие многих людей, каждый из которых занят своим делом. Как показывают исследования Ж.М. Глозман, Ю.Б. Некрасовой, неудачные многочисленные попытки вылечиться приводят взрослых пациентов к усугублению ряда их негативных личностных особенностей:
а) изменение потребностно-мотивационнной сферы (пессимизм, неверие в возможность купирования заикания);
б) нарушение эмоционально-волевой сферы (развитие вторичного невроза заикания, при котором "страх речи" становится навязчивым и возникает при одной мысли о речевом общении);
в) формирование пассивно-оборонительного поведения (избегание ряда психотравмирующих ситуаций, во многих случаях - агрессия);
г) изменение когнитивной сферы (искаженное представление о себе как о субъекте общения; тенденция избирательного и неадекватного поведения; длительное переживание и интерпретация любого состояния, связанного с речевым общением; объяснение своей интерперсональной проблемы исходя из факта наличия заикания, а не из своих личностных особенностей). Таким образом, можно утверждать, что заикающимся разных возрастных групп свойственны определенные нарушения эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, а также не только вербальных, но и невербальных средств коммуникации, что в совокупности приводит к неполноценности процесса общения. Все это с необходимостью заставляет искать новые нетрадиционные формы лечения, комплексно подходя к решению патологии речи и личности заикающегося и включая в процесс социореабилитации членов его ближайшего окружения.
Связи с этим, можно считать, что поставленная цель Выявление различий познавательной и эмоционально-волевой сферы при различных формах заикания достигнута, задачи решены.
Список литературы
1. Абелева И.Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. - М., 1969.
. Асатиани Н. М, Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. - М., 1983. - С.180 - 221.
. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. - М., 1959.
. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М., 1983.
. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред.С. С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. - М., 1968.
. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. - М., 1984.
. Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. - М., 1983.
. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л., 1976
. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция." Издание 2-е - Москва 1994 г.
. "Заикание." (под редакцией М.А. Власовой, К.П. Беккера - Москва 1983 г.)
. "Основы теории и практики логопедии." (под ред. Р.Е. Левиной - 1968 г.
. "Расстройства речи у детей и подростков." (под ред. С.С. Ляпидевского - М 69)
. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. - М., 1983.
. Расстройства речи у детей и подростков/Под ред. С.С. Ляпидевского. М.69
. Селиверстов В.И. Заикания у детей. - М., 1979.
. Селивёрстов В.И. "Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - М 1994 г.
. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1969.
. Хрестоматия по логопедии / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - Ч.I. - С.356-553.
. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.
. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: / Под ред. В.Е. Рожнова. - М., 1974.
. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся обще образовательной школы. - М., 1980.