Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    265,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Развитие детей в дошкольном возрасте <#"702436.files/image001.gif">

Рисунок 1. Виды наблюдений и их особенности

Существует более эффективный метод, позволяющий раскрыть проявления детской психики.

Эксперимент. Во время эксперимента меняют условия и задаются задачи перед ребенком, по ходу прохождения эксперимента пишутся выводы и предложения [13, c. 145].

Для некоторых экспериментов нужна специальная техника. Для исследования развития зрения используют прибор для регистрации движения глаз. Для изучения эмоций контролируют сердцебиение и дыхание. Детей записывают на видео и магнитофон.

Эксперименты с детьми проводят в детских садах в виде игр и развивающей деятельности - рисование, собирание мозаики.

Из наблюдений и экспериментов, которые посвящены детскому восприятию, нам известно, что в дети не могут выделять части предмета, из которых он состоит, и понимать расположение этих частей. Ребенок обращает внимание на часть предмета, не связывая ее с остальными, либо смотрит на общие очертания предмета. Долго считали, что это отличие возраста, но со временем доказали, что дело не в возрасте, а в том, как ребенок рассматривает предмет, какие действия он при этом проделывает в уме [18, c. 132].

Кроме наблюдения и эксперимента в детской психологии применяются опрос, тесты и проективные методики. С учетом задач нашей работы в практической части работы мы использовали три методики определяющие готовность детей к школьному обучению.

Глава 2. Психологическое развитие дошкольников

2.1 Психологическое развитие детей <#"702436.files/image002.gif">

Рисунок 2. Задания для педагогического коллектива школы

Успешность школьной учебы в значительной степени зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе. На современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения психологической готовности. Школьная зрелость это наличие у ребенка знаний, навыков, способностей, мотивации и других поведенческих характеристик, которые необходимы для успешного усвоения школьной программы. На современном этапе в отечественной психологии обоснованная мысль о том, что психологическая готовность к школе, представляет чрезвычайно сложное образование, которое требует комплексного психологического анализа [9, c. 86]. Структура психологической готовности ребенка к школе содержит в себе:

. Личностную готовность.

. Интеллектуальную готовность.

. Социально-психологическую готовность.

Личностная готовность предусматривает готовность ребенка выполнять новую социальную позицию - роль школьника с ее правами и обязанностями. Эта готовность проявляется в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителю, к самому себе.

Интеллектуальная готовность предусматривает наличие у ребенка соответствующего кругозора и запаса знаний, умений и навыков [7, c. 113].

Социально-психологическая готовность предусматривает наличие у ребенка способности к построению гибких взаимоотношений с взрослыми и ровесниками.

При вступлении детей в школу психологическая служба проводит массовые обследования уровня готовности детей к школьной учебе. На этом этапе осуществляется начальная оценка уровня готовности к школе, которая предусматривает:

-  выявление уровня развития умственной деятельности;

-       зрительной координации движений;

-       уровня развития тонкой моторики руки.

На этом этапе целесообразным является - использование ориентировочного теста школьной зрелости А. Керна в модификации И. Йирасека, которая представлена в приложениях. Она включает три задания:

) рисование мужской фигуры;

) срисовывание письменных букв;

) срисовывание группы точек.

Преимуществами данной методики являются:

. Не требует длительного времени для проведения.

. Возможны индивидуальные и групповые варианты проведения.

. Не требует специальной аппаратуры для проведения.

. Не нуждается громоздкой процедуры обработки результатов.

Эти преимущества и обусловливают возможность ее использования при массовом обследовании [2, c. 58].

После проведения данной методики психолог делит детей на группы:

. Дети с уровнем развития выше среднего(3-6 баллов).

. Дети со средним уровнем развития (7-12 баллов).

. Дети с уровнем развития ниже нормы (13-15 баллов).

Методика «Домик» заключается в срисовывании домика и определяет уровень произвольного внимания, представлена в приложениях.

Для определения первичной адаптации можно использовать методику «Дерево», потому, что она является достаточно информативной для определения адаптации к школьным условиям.

.2 Анализ и выводы по полученным результатам исследования

Исследование проводилось в течение августа 2013 года на подготовительных курсах для будущих первоклассников. Общее количество исследуемых 18 человек. Средний возраст испытуемых - 6 лет. Были использованы такие методики: тест Керна-Йирасека, методика «Домик» и методика «Дерево» Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования

Фамилия

Уровень развития

Уровень развития внимания

Адаптация

Методика "Дерево"

1

Айвазов Саша

Высокий

Высокий

А

Нормальная адаптация

2

Божейко Сергей

Средний

Средний

А

Нормальная адаптация

3

Божейко Света

Низкий

Средний

А

Установка на лидерство

4

Брусановская К

Средний

А

Требует поддержки

5

Годердзшвили О

Высокий

Высокий

ВДА

Тревожность

6

Исаев Миша

Высокий

Высокий

А

Мотивация на развлечения

7

Кириогло Настя

Средний

Средний

А

Установка на преодоление препятствий

8

Конопака Юля

Высокий

Высокий

ВДА

Тревожность, замкнутость

9

Крюкова Лена

Средний

Средний

А

Общительность


Максименко Лиза

Высокий

Высокий

А

Нормальная адаптация


Оболянин Саша

Низкий

Низкий

А

Общительность


Петренко Люба

Низкий

Низкий

А

Общительность


Поликутина Юля

Высокий

Высокий

ВДА

Тревожность


Савранский М

Низкий

Низкий

ДА

Мотивация на развлечения


Суворов Женя

Средний

Низкий

ВДА

Установка на преодоление препятствий


Сурчан Катя

Средний

Средний

А

Установка на преодоление препятствий


Шестакова Настя

Средний

А

Мотивация на развлечения


Якименко Кирилл

Высокий

Низкий

ВДА

Тревожность


Методика Керна-Йирасека

Детей с уровнем развития выше среднего - 7 человек;

Детей со средним уровнем развития - 7 человек;

Детей, уровень развития которых ниже среднего - 4 человека;

Методика "Домик"

Детей с высоким развитием произвольного внимания - 6 человек;

Детей со средним развитием произвольного внимания - 7 человек;

Детей со слабым развитием произвольного внимания - 5 человек.

Результаты методики «Дерево» представлены на гистограмме 1 и диаграмме 2

Гистограмма 1. Адаптация к школьному обучению

Выводы по результатам исследования:

В младшем школьном возрасте на первом месте стоит развитие познавательных процессов. Все яркое, громкое, эмоционально окрашенное лучше воспринимается, запоминается, понимается. Задание взрослых: учить детей, опираясь на развитие непроизвольных познавательных процессы, развивать разными приемами произвольные познавательные процессы и качества познавательных процессов [10, c. 115].

Диаграмма 2. Результаты диагностики по методике «Дерево»

Активизации непроизвольных видов познавательных процессов способствует:

. Использование ярких и интересных наглядных материалов.

. Произведения искусства.

. Создание игровых ситуаций.

.Эмоциональность изложения учебного материала педагогом.

. Использование занятных штучек и неожиданностей.

В процессе учебы воля будет укрепляться, когда педагог создает условия: ставит задание и контролирует выполнение [17, c. 82].

Внимание - сосредоточение ребенка в процессе учебы на определенных объектах, предметах, явлениях, это особенно важно для познавательного процесса, от его развития зависит успех всех познавательных процессов. Характеристика внимания дошкольников изображена на рисунке 3.

психический психологический дошкольник школа

Рисунок 3. Характеристика внимания дошкольников

Что содействует развитию произвольного внимания:

. Правильно выбранный темп работы

. Изменение видов работы на занятии

. Постановка цели

. Постоянный контроль и оценка результатов учебной деятельности

. Постепенное сочетание близкой цели и более отдаленной

. Раскрытие практической значимости материала

. Физкультминутки на уроках

. Индивидуальный подход к детям

. Устный диктант

. Упражнение "Слушаем тишину" В течение 3 минут все слушают тишину. Потом - обсуждение: кто что услышал, и в каком порядке.

. Упражнение "Что изменилось"? Общий принцип: внесение изменений.

. Синтез со слов из звуков [4, c. 86].

Восприятие - это познавательный процесс, который является отражением в сознании объектов, явлений, предметов в их целостности. С восприятия начинается познание любого явления.

У детей младшего школьного возраста наблюдается преимущество непроизвольного восприятия, слабая его разносторонность может привести к ошибкам в обучении [14, c. 92].

Методы развития произвольного, дифференцированного восприятия:

. Правильная постановка цели восприятия

. Выделение основного материала

. Сочетание звукового и зрительного восприятия

. Словесный отчет о том, что дети воспринимали

. Использование сравнения нового с известным, особенно нового с похожим

. Сделать материал понятным, доступным

. Актуализация опыта детей

. Наблюдение осуществлять по плану или схеме

. Уроки - экскурсии

. Применение активных методов учебы, поисковой познавательной деятельности учеников под руководством педагога

. Изменение видов работы.

. Творческая работа как результат слухового и зрительного восприятия (нарисовать иллюстрации к сказке, рассказу).

. Не нужно требовать дословного воссоздания текста и правила

. При изучении какого-то явления, прежде чем давать задание на его использование, нужно научить детей находить это явление. Например, четырехугольник - окно, доска...

. В объектах постоянно выделять главное, существенное и отделять его от второстепенного

. Большое значение имеет использование наглядности

Память - это процесс запоминания, сохранение и воссоздание опыта [20, c. 232].

Характеристика памяти младших школьников:

-  Преобладает непроизвольное запоминание и воссоздание.

-       Доминируют такие виды памяти: эмоциональная, образная, механическая.

Методы развития памяти изображены на рисунке 4.

Рисунок 4. Методы развития памяти

Ведущее - наглядно-образное мышление, дети могут осуществлять через операции мышления с учебным материалом, глядя или представляя его [21, c. 214].

Приемы развития мышления изображены на рисунке 5.

Рисунок 5. Приемы развития мышления

На момент вступления к школе дети практически владеют языком общества, в котором живут, используют его во всех ее функциях, но без осознания, без опоры на знание. Преобладает диалогическое сокращенное вещание [18, c. 242].

Приемы и средства, которые содействуют развитию вещания:

. Должно быть дано объяснение новому слову на любом уроке. Дети должны понять его и употребить в задании.

. Работа со словарем.

. Исправление ошибок в вещании и требование, чтобы дети повторили правильно.

. Творческие виды языковой деятельности: подобрать рифмы.

Следующими этапами являются первичная адаптация детей в школе и психолого-педагогическая работа со школьниками, которые испытывают трудности в школьной адаптации [14, c. 187].

По результатам диагностики была создана коррекционная группа, в которую вошли:

Годерзшвили Оля, Савранський Максим, Конопака Юля, Поликутина Юля, Суворов Женя, Якименко Кирилл.

Занятия с этими детьми направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также совершенствования коммуникативных навыков.

Родителям написаны рекомендации относительно улучшения адаптации к школьной жизни.

На протяжении пяти месяцев педагоги и родители активно используют методы, приемы и рекомендации, написанные психологом.

Проведя контрольный эксперимент спустя 5 месяцев, получили следующие данные, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты повторного исследования

Фамилия

Уровень развития

Уровень развития внимания

Адаптация

Методика "Дерево"

1

Айвазов Саша

Высокий

Высокий

А

Нормальная адаптация

2

Божейко Сергей

Средний

Средний

А

Нормальная адаптация

3

Божейко Света

Средний

Средний

А

Установка на лидерство

4

Брусановская Катя

Средний

Средний

А

Общительность

5

Годердзшвили Оля

Высокий

Высокий

А

Общительность

6

Исаев Миша

Высокий

Высокий

А

Общительность

7

Кириогло Настя

Средний

Средний

А

Дружба

8

Конопака Юля

Высокий

А

Общительность

9

Крюкова Лена

Средний

Средний

А

Дружба


Максименко Лиза

Высокий

Высокий

А

Нормальная адаптация


Оболянин Саша

Средний

Средний

А

Общительность


Петренко Люба

Средний

Средний

А

Общительность


Поликутина Юля

Высокий

Высокий

А

Дружба


Савранский Максим

Средний

Средний

А

Общительность


Суворов Женя

Средний

Средний

А

Дружба


Сурчан Катя

Средний

Средний

А

Дружба


Шестакова Настя

Средний

Средний

А

Мотивация на развлечения


Якименко Кирилл

Высокий

Средний

А

Дружба


Методика Керна-Йирасека

Детей с уровнем развития выше среднего - 7 человек;

Детей со средним уровнем развития - 11человек;

Детей, уровень развития которых ниже среднего - 0 человека;

Методика "Домик"

Детей с высоким развитием произвольного внимания -6 человек;

Детей со средним развитием произвольного внимания-12 человек;

Детей со слабым развитием произвольного внимания - 0 человек.

Результаты методики «Дерево» представлены на гистограмме 3 и диаграмме 4.

Гистограмма 3. Адаптация к школьному обучению

Диаграмма 4. Результаты диагностики по методике «Дерево»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом возрасте у детей формируется внутреннее умственное действие и операции. Это происходит и на личностном уровне. В это время у ребенка формируется личная жизнь, сначала в познавательной области, а потом в эмоционально-мотивационной сфере. Образность это способность ребенка создавать образы, изменять их, управлять ими, а символизм это умение пользоваться знаковыми системами, совершать знаковые действия: математические, логические, лингвистические и другие.

В дошкольном возрасте начинается творческий процесс, ребенок преобразовывает окружающую среду и создает что-то новое. Творческие способности проявляются в художественном и техническом творчестве, конструктивных играх. В познавательных процессах идет синтез внутренних и внешних действий, они объединяются в интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез показан перцептивными действиями, во внимании - умение управлять и контролировать внутренним и внешним планами действия, в памяти - соединение внутреннего и внешнего при его запоминании и восприятии. В мышлении - логический способ решения практических задач. На этом формируется человеческий интеллект.

В результате проведения эмпирических исследований, нами полностью была доказана гипотеза исследования, а именно в результате применения психолого-педагогических приемов и методов уровень развития внимания детей увеличился, и адаптация детей к школе улучшилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект, 2009. - 240 с.

2.       Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 446 с.

.        Выготский, Л.С. Собрание сочинений. - Т.4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 213 с.

.        Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей / под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 2005.

.        Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.

.        Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2007. - 342 с.

.        Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н Доронова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1.

.        Дьяченко, О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Чистые пруды, 2007.

.        Ермакова, Е.С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст: учеб.-метод. пособие / Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И.. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.

10. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ / Под ред. Т.И. Оверчук; сост. Р.А. Горб - М.: ГНОМ и Д, 2006. - 240 с.

11.     Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008

.        Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2009. - 448 с.

.        Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. - Ростов н/Дону, 2010. - 256 с.

.        Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2009. -

.        Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 2007.

.        Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. - М.: Академический Проект, 2008. - 192 с.

.        Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 384 с.

.        Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с.

.        Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2006. - 421с.

.        Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.

.        Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 2009. - 360 с.

.        Эльконин, Д.Б. Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин // Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М., 2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тест Керна-Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.

Инструкция по применению теста:

Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребёнке, оставлено свободное место для рисования мужской фигуры, на обороте в верхней левой части помещён образец письменных букв, а в нижней части - образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребёнком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длинней боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кладётся перед ребёнком чистой стороной.

Инструкция к заданию №1:

«Здесь (показывают каждому ребёнку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети всё же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор всё равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребёнок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя всё получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребёнок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать её, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом ещё и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребёнок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показывает, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребёнка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-либо угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.

Инструкция к заданию №2:

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:

«Я ем суп»,

написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав, предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.

Инструкция к заданию №3:

«Посмотри, здесь нарисованы точки

* * *

* * *

* * *

*

Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».

При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник - правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребёнок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

Оценка результатов теста:

Задание №1 - рисование мужской фигуры

балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты шапкой или кепкой) и уши, на лице - глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуются сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

балла. Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы одной линией каждая.

баллов. Отсутствует чёткое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание №2 - копирование слов, написанных письменными буквами

балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы чётко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

балла. Всё ещё разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспризведённый образец всё ещё создаёт строку надписи.

баллов. Каракули

Задание №3 - срисовывание группы точек

балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

балла. Рисунок в целом соответствуют образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек. Размеры образца и количество точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

баллов. Каракули

Методика «Домик»

Методика «Домик» (Н.И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5-10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

2.       как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

.        быстро или медленно проводит линии;

.        отвлекается ли во время работы;

.        высказывания и вопросы во время рисования;

.        сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Методика «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки, каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них - разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться»

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.


Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции №1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий

№2, 19, 18, 11, 12 - общительность, дружескую поддержку

№4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№9 - мотивация на развлечения

№13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность

№8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация

№14 - кризисное состояние, «падение в пропасть»

Позицию №20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию №16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка №17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под №17).

Похожие работы на - Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!