Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра иностранной филологии







КУРСОВАЯ РАБОТА

ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ГИПЕРОПЕКАЕМЫХ И ГИПООПЕКАЕМЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работу выполнил Н.Ю.Феденева

Научный руководитель И.Е. Нестеренко

Нормоконтролер Е.А. Данилова



Новороссийск 2014

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей дошкольного возраста

.1 Особенности детско-родительских отношений в семье

.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей

.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей

. Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

.1 Описание и ход исследования

.2 Результаты исследования и их интерпретация

.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и их родителями

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции в воспитательной сфере. Гиперопека и гипоопека - два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае - беспомощным, упрямым.

Правильное воспитание - одна из важнейших составляющих формирования здоровья ребенка. Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга [1].

Через это общение и происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и другого человека, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей и уважать свою и чужую жизнь.

Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка, осознании ее смысла, в первую очередь в условиях семьи. Душевная теплота и отзывчивость родителей, а также умеренный контроль с их стороны оказывает на детей самое благотворное влияние [2].

Объектом данной курсовой работы является процесс воспитания детей.

Предметом исследования выступают отклонения в поведении, возникающие при гиперопеке и гипоопеке детей.

Цель данной работы состоит в изучении отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей.

Гипотеза исследования: мы предположим, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются такие отклонения в поведении как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Осуществить теоретический анализ литературы в области психологии семьи, психологического развития ребенка.

. Рассмотреть особенности (закономерности) взаимоотношений родителей и детей.

. Дать определение понятию «гиперопека» и «гипоопека» и рассмотреть содержание данных понятий.

. Провести диагностику детско-родительских отношений детей старшей группы в МБДОУ № 52.

. Обработать результаты диагностики и сделать выводы.

. Предложить направления коррекционно-педагогической работы с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми.

Гипотеза исследования: мы предположили, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются такие отклонения в поведении, как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды психологов и педагогов по вопросам гипоопеки и гиперопеке детей: Г.С. Абрамовой [1], Г. Крайга [8], Г.М. Бреслава [3], И.Б. Дермановой [6], И.Л.Кулагиной [9], О.А. Белобрыкиной [2].

В работе были использованы методы: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме, тестирование, методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационный метод. Методики исследования: «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга , В.В. Столин)[5], тест «Выбери нужное лицо» (Р.Теммл, Д.Дорки, В. Амен)[22].

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе психолога МБДОУ №52 для коррекционной работы с детьми, а разработанная методика коррекционной работы с гипоопекаемыми и гиперопекаемыми детьми может быть использована при работе психологов в других детских дошкольных учреждениях города Новороссийска и края.

База исследования: воспитанники старшей группы МБДОУ №52 г. Новороссийска в количестве 18 человек в возрасте от 4,5 до 6 лет и их родители.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав - теоретической и эмпирической, заключения, списка используемых источников и приложений.

1. Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей

.1 Особенности детско-родительских отношений в семье

Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [4].

Анализ трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного воспитания. Семья - важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

Дисгармоничное воспитание возникает, когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.

Также неверный выбор, разногласия в вопросах воспитания получается при слабой сплоченности, разногласии в семье в вопросах воспитания детей чрезвычайно отрицательно влияют на большую противоречивость и непоследовательность родителей по отношению к ребенку, повышенное ограничение в различных сферах деятельности детей.

Крайне негативно влияет на личностный рост ребенка как завышение требований к нему, так и вседозволенность. Не положительно, дисгармонично влияет на воспитание детей и неверно выбранный путь, или, наоборот, чрезмерности поощрений [1]. Повышенная конфликтность в детско-родительских отношениях, недостаточность или чрезмерность удовлетворения его потребностей, также приводят к негативным, дисгармоничным последствиям.

Выбрать золотую середину, гармоничность в процессе воспитания, верные детско-родительские отношения является очень сложной, тяжело осуществимой задачей для родителей (особенно в неполных семьях). Но, те не менее, родителям необходимо не переусердствовать (например, слишком строгий контроль над ребенком, так же неблаготворно, отрицательно, влияет на детей, как и полное попустительство).

Каждый родитель должен начинать воспитание своих детей, да и вообще детско-родительские отношения с самовоспитания, пересмотра своих жизненных позиций, мировоззрения, самосознания и жизненных ценностей.

Только при таком подходе можно сделать правильный выбор в стиле воспитания ребенка и его дальнейшего развития.

Необходимо запомнить, что воспитание начинается с грудного возраста. К пяти-семи годам жизненный сценарий человека будет уже написан. А к 12-ти - 14-ти годам будет сформирован характер.

Каким будет этот сценарий («неудачника» или «победителя») и каким будет характер, соответственно, какой будет сама личность, зависит родителей. На родителях лежит высокая ответственность, как перед воспитываемой личностью в частности, так и перед обществом в целом за то, какой будет эта личность…

.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей

Одной из самых существенных проблем современного российского общества часто называют инфантилизм. Особенно это касается поколения, чье детство прошло в 90-х - разруха, неорганизованность общества породили пассивность и фатализм. Исторические условия, конечно, имеют большое значение, однако куда более серьезную роль играет тип воспитания в семье. Одним из факторов появления людей инфантильных, неуверенных, неспособных принимать решения и нести ответственность является родительская гиперопека в детстве.

Гиперопека, или гиперпротекция - чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму[1].

Под родительским «пресс-контролем» ребенок теряет индивидуальность. Любой конфликт с ними - это поражение, вскоре ребенок просто перестает проявлять себя и напоминает заводного робота. Он твердо знает, что и как надо делать, чтобы не огорчить родителей. Данный тип воспитания часто сопровождается ранним многопрофильным обучением ребенка (иностранные языки, музыка, рисование, спортивные кружки и т.д.) и к информационным перегрузкам. У ребенка формируется запредельно высокий уровень притязаний, он пытается оправдать надежды и достичь поставленных целей. Но люди - не роботы и не всегда могут работать эффективно на сто процентов. Поэтому ребенок часто не справляется с требуемым объемом, расстраивается, у него снижается самооценка. Это, как правило, приводит к появлению ощущения неполноценности и тревожности, что может привести к невротизации ребенка и к стойким невротическим реакциям в будущем.

Основные признаки гиперопекающего стиля воспитания[24]:

-Постоянное и повышенное внимание к ребёнку.

-Попытки уберечь ребёнка от любой опасности (даже от маловероятной). Совершенно естественно, что все любящие родители заботятся о ребёнке и пытаются оградить его от проблем. Но в случае гиперопеки эти запреты становятся тотальными. Родители постоянно говорят ребёнку: «не прыгай - упадёшь», «не трогай - уронишь», «не лезь в лужу - запачкаешься» и так далее. В результате ребёнок постоянно слышит «нельзя… нельзя…». Такие постоянные запреты неблагоприятно сказываются на социальном и познавательном развитии ребёнка, так как тормозят его.

-Постоянный контроль над жизнью ребёнка. Ребенка, конечно, необходимо контролировать, но делать это нужно в меру. При гиперопеке родители хотят быть в курсе всей жизни ребёнка, не просто интересуются жизнью своего чада, а пытаются узнать мельчайшие подробности, не оставляя ему свободного пространства.

-Решение за ребёнка всех проблем. Родители в случае трудностей предоставляют своему отпрыску уже готовое решение проблемы, не думая о том, что ребёнок изначально должен попытаться самостоятельно разрешить её, а только в случае неудачи посоветоваться с родителями. Такой подход, а именно решение всех проблем за ребёнка, не может способствовать развитию у него самостоятельности, веры в свои силы, умению принимать решения.

-Подавление всех проявлений самостоятельности и инициативы. Родители хотят, чтобы ребёнок поступал только в соответствии с их желаниями. Нередко в случае гиперопеки родители заставляют посещать ребёнка те кружки и студии, которые считают наиболее интересными и полезными для него, не считаясь при этом с мнением самого ребёнка.

-Постоянные попытки помочь ребёнку выполнить то или иное задание (или выполнение задания за ребёнка). Например, ребёнок пытается что-то сделать сам, у него не получается и он просит маму помочь ему. Мама, вместо того, чтобы поддержать и похвалить ребёнка, терпеливо помочь ему справиться с трудностями - делает всё вместо него.

Традиционно выделяют два типа гиперопротекции - потворствующая и доминирующая [3].

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Ошибка в формировании личности заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще - один из родителей). Для такого ребенка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты характера. Однако порой все это ведет к не самым радужным последствиям - когда ребенок попадает в коллектив, например в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка.

Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Этот тип отношений соотносится с либеральным типом воспитания - попустительство в поведении ребенка и идеализация его черт.

Доминирующая гиперпротекция - это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю. Доминирующая гиперпротекция играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами. Все это - серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются - в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещё маленький» и «сделает не так».

Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении, одна из важнейших, благодаря которой личность окончательно созревает.

Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля - закон.

Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи, когда происходит полное психологическое слияние ребенка и родителя. Ребенок полностью ограждается от возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире, как правило, нелицеприятные и мизантропичные. Родители данного типа нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности[3].

Например, такие мамы даже физически привязывают ребенка к себе - например, устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребенку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся и что он рад бы был от них избавиться.

Отклонения в поведении при гиперопеке:

-Несамостоятельность. Это проявляется в том, что ребенок не хочет и не умеет ничего делать сам. Такие люди, даже уже, будучи подростками или взрослыми пассивны и постоянно ожидают помощи от родителей, даже не пытаясь самостоятельно разрешить проблему.

-Зависимость от родителей, от чужого мнения.

-Опасность попадания под влияние других людей.

-Неразвитость коммуникативных навыков.

-Неуверенность в себе.

-Беспомощность.

-Покорность.

-Недостаток настойчивости и трудолюбия.

-«Выученная беспомощность», т.е. любое препятствие воспринимается как непреодолимое.

-Инфантильность, т.е. личностная незрелость

Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Вне действия этих факторов гиперопека более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом общения. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми.

Более выражена, чем у отцов, связь между типом темперамента матери и характером заботы: гиперопека чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.

К тому же нередко эти матери пытаются образовать с дочерьми изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании. Если дочь похожа на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера девочки и ее последующих отношений в браке.

Особая разновидность гиперопеки встречается у матерей с истерическими чертами характера, амбициозных, добивающихся признания своей власти любой ценой. Средством этого признания является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности. Фактически об этой форме гиперопеки еще полтораста лет назад, задолго до оформления современных психологических концепций воспитания, писал в своих «Письмах о воспитании» выдающийся русский публицист Н.В.Шелгунов: «Усиленная односторонняя любовь, сконцентрировавшая все свои приятные воспоминания на ребенке и перенесенная на него, является именно тем элементом порчи, о котором мы говорим.

Отчего же первенцы и единственные дети, а иногда и дети последние выходят большей частью неправильно воспитанными? Только потому, что любимый ребенок - кумир матери, и ее любовь направлена именно на то, чтобы отстранить от ребенка все, что мешает его детскому благополучию. Мало того, что ребенок не знает отказов, но его окружает еще целая сеть безгласных поощрений, постоянно ему льстящих.

В каждом взгляде матери ребенок читает одобрение, на каждом шагу чувствует, что он первый, единственный человек - центр земли, около которого все вращается и которому служит. И незаметно, шаг за шагом, ребенок растет в исключительном чувстве первенства, вне препятствий, противоречий и помех и вырастает несчастным «первым человеком», с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью. Если «первый человек» наконец найдет свое место между людьми, то путем многих и многих страданий». [25]

Таким образом, главная неблагоприятная роль гиперопеки - передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения [3].

Родителям необходимо отдавать себе отчет в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения, как правило, способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.

.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей

Теперь рассмотрим другую крайность воспитательных воздействий - гипоопеку или гипопротекцию.

Гипоопека - эмоциональное отвержение ребенка своими родителями (в том числе скрытое), недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе, лишение его всяческой поддержки и помощи.

Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть и уделяют ему минимум внимания. Такие дети часто рано взрослеют и с малолетства вынуждены сами думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Такая форма воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины, аутоагрессии и т.д. В подростковом возрасте такие дети более подвержены риску попасть в неблагоприятную среду общения, где они будут искать того, кто позаботится о них и избавит их от груза непосильных забот.

Формы гипоопеки. Самая распространенная форма гипоопеки современного общества - это подмена эмоционального общения с ребенком материальными ценностями. Родители постоянно заняты, они любят своих детей, но много работают, чтобы заработать побольше денег для счастья. Не замечая при этом, что счастье - всегда рядом с ними. Папа никак не может сводить сына в кино, заглаживая вину очередным дорогим подарком. Или мама вечером сидит в «Одноклассниках», а маленький ребенок слоняется по дому в поисках интересного занятия. Уже и мультики все пересмотрены, и рисунки нарисованы, и даже игрушки прибраны, а мама все где-то там, в виртуальной реальности[27]. Постоянные нравоучения, воспитательные беседы, требования, наказания при эмоциональной холодности родителей, отсутствии ласки и тепла являются не редкой формой воспитания детей. И это тоже гипоопека. Не редки в таких семьях моральные унижения и физические наказания детей.

Другая же форма гипоопеки - полный бесконтрольный режим, отсутствие ограничений, личной жизнью ребенка никто не интересуется, он предоставлен сам себе. Это случается, когда родители, например, разводятся и усиленно начинают устраивать свою личное счастье, свою жизнь. Или это преднамеренно выбранный воспитательный ход. Так некоторые родители, чаще отец, объясняют воспитание ими в ребенке самостоятельности, независимости.

Гипоопека ассоциируется не только с неблагополучными семьями, а еще и с детским домом, домом малютки. И, не потому, что там работают черствые люди. Отнюдь нет, просто детишек там гораздо больше, чем воспитателей[3].

Малыши в домах малютки, оказавшись там, через некоторое время перестают плакать, испытывая дискомфорт. Они быстро учатся тому, что на их зов никто не приходит, они молча ждут, когда до них дойдет очередь… Уже с младенческого возраста они знают, что мир черств и каждый здесь сам за себя.

Доверие к миру - вот чему учит мать, которая ласково берет заплакавшего малыша на руки. Он еще не успел испугаться, а мама уже что-то ласково щебечет ему на ушко. Именно с появлением доверия к миру начинает свое социальное, психологическое и познавательное развитие малыш [3].

Дети, которых коснулась гипоопека чувствуют себя ненужными, нелюбимыми, постоянной помехой для всех. И это ужасно, потому что каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в любви, тепле, ласке, заботе, сочувствии, поддержке, полноценном общении.

Последствия гипоопеки. А последствия, которые несет гипоопека весьма печальные. И некоторые даже негативнее, чем последствия гиперопеки.

Для маленьких детей, не получающих должного внимания от своих родителей, характерно проявление непослушания. Они специально ломают игрушки, грубят, дерутся и т.п. Ведь их наверняка теперь накажут, а это, своего рода, тоже внимание. Другие детишки замыкаются в себе и придумывают мнимых друзей. Это проявляется так называемый «синдром Карлсона».

Не получая любви, заботы и полноценного общения, у ребенка начинается деформация личности, замедляется его психологическое и интеллектуальное развитие. Тормозится развитие речи. Постоянное чувство отверженности рождает равнодушие к окружающим, жестокости, приводит к серьезным нарушениям в социальном и эмоциональном развитии. Познавательная активность ребенка гасится.

Сюда можно добавить психогенные нарушения: сосание пальца, грызение ногтей, периодическое заикание, энурез, нарушения сна. Эти дети тревожны, замкнуты, имеют очень низкие адаптационные способности. Также у них часто проявляется синдром гиперактивности.

Отдельным пунктом нужно отметить синдром беспомощности. И это действительно серьезно. Как это ни парадоксально, но у таких детей очень сильно замедляется процесс формирования независимости. Гипоопека делает детей абсолютно нелюбопытными, они ничем не интересуются, живут по течению, у них очень низкая самооценка. В дальнейшем у них могут развиться различные формы зависимости - от шопоголизма до наркомании.

Эмоциональное отвержение проявляется еще одним не очень приятным качеством. Ребенок в буквальном смысле начинает «липнуть» к тем взрослым, кто проявил к нему хоть малейшее внимание. В дальнейшем это может проявить себя в том, что любой человек противоположного пола, который проявит к нему внимание, будет обречен стать его божком. И, если это, к примеру, молодой человек, который проявляет знаки внимания девушке, «воспитываемой» в атмосфере гипоопеки, она будет преданно смотреть ему в глаза, считать его самым-самым. Она не будет замечать его похождений «налево», его неучастие в семейной жизни будет считать нормой.

Гипоопека заставляет страдать детей от депрессии, апатии, безынициативности. Такие дети склонны к аутоагрессии (причинение себе вреда в психической или физической сферах), суицидам. Их легко вовлечь в плохую компанию. И если жертва гиперопеки в плохую компанию идет осмысленно, бунтарствуя и препятствуя подавлению своей личности, то жертва гипоопеки идет туда, куда ее поманили, где обратили на нее внимание, где легче выделиться. А в плохой компании это сделать легче и быстрее.

Таким образом, мы раскрыли понятие и сущность детско-родительских отношений; выявили особенности родительского отношение к единственному ребёнку в семье. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, восприятие ребенка членами семьи. Единственный ребенок в семье - типичный случай гиперопеки.

Можно сделать вывод, что губительна для детей и гипоопека, и гиперопека.

родительский дошкольный гиперопекаемый коррекционный

2. Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

.1 Описание и ход исследования

В начале исследования мы предположили, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются такие отклонения в поведении как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе.

Поэтому задачей эмпирической части исследования является :

. Выявить гиперопекаемых и гипоопекаемых детей в группе;

. Познакомить родителей с современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка.

. По результатам теста наладить взаимодействие семьи и детского сада по коррекционно-педагогической работе.

Методики исследования: «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), «Выбери нужное лицо». В исследовании участвовали воспитанники старшей группы МБДОУ №52 г. Новороссийска в количестве 18 человек, в возрасте от 4,5 до 6 лет. Ход исследования. Для выявления гиперопекаемых и гипоопекаемых детей в группе проведем диагностика с родителями детей. Диагностика проводится с помощью опросника «Типы воспитания» (А.Я. Варга, В.В. Столин). Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

Родителям были предъявлены листы опросника, ручки. Дана следующая инструкция: «Перед вами ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «Да, согласен», если нет - «Нет, не согласен».

Далее, в течение недели было проведено наблюдение за гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми. Затем с помощью методики разработанной американскими психологами Р. Теммл, Д. Дорки, В. Амен была исследована и оценена тревожность детей всей средней группы МБ ДОУ №52 (18 человек).

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное[2].

Ответы родителей и дошкольников обработаны согласно рекомендациям методик и занесены в таблицы, размещенные в п.2.2 настоящей работы.

.2 Результаты исследования и интерпретация

Результаты опроса родителей по методике «Типы воспитания» сведем в таблицу 1.

Таблица 1 - Результаты диагностики родителей по опроснику «Типы воспитания» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

ФИО родителяТипы воспитания«Кумир семьи»ГиперопекаГипоопекаБезнадзорность«Золушка»«Ежовые рукавицы»Повышенная моральная ответственность«Культ болезни»«Кронпринц»Противоречивое воспитаниеСмена образцов воспитанияА.А.П.68---231512Б.О. Л.-2--12---12В.А.А.--1056----11Г.Р.О.23--5-4-223Д.П.Р.-----211221Е.П.О.11122-21-11М.О.Л.39---211222Н.А.А.22--1--2221О.Р.Л.33--122-211О.Е.Д.--8532---21П.И.Т.--1-21---21Р.Р.Ж.310---3312--С.С.Г.12121231213Ф.И.С.22322231213Ф.А.А.-2--222--21Ф.М.И.29---1223--Ш.И.О.--9231---11Я.А.А.111212-12-1

Таким образом, в результате опроса родителей, можно сделать вывод, что 4 ребенка находятся под гиперопекой (А.Н., М.С., Р.А., Ф.М.) и 3 ребенка воспитываются по типу гипоопеки (В.Д, О.М., Ш.Т.).

Причем в семье у А. наблюдается синергитический тип воспитания: гиперопека усиливается такими типами как «Кумир семьи» и «Кронпринц».

«Кумир семьи». Любая прихоть малыша - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости "кумира" неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно родители в нем открывают новые "таланты", любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, "кумир" семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают малыша от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну, а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где, если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания Вы сами культивировали это.

Воспитание по типу "кронпринца". Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Им трудно выкроить минуту, чтоб поиграть немного с малышом, узнать о том, что его беспокоит или чего ему хочется. И недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью - одаривая и задаривая малыша. Ребенок окружен ценнейшими подарками, он с малолетства обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Родители считают, что он счастлив. Но детям не нужны ценнейшие подарки или вещи - им нужен нежный взгляд, любящая улыбка и ласковое слово.

Наверное, при первой же возможности многие из них отдали бы все краски мира за серую, обыденную жизнь детей в обычных семьях, с обычной мамой и с обычным папой, чтоб им, как всем, было можно делиться радостями и печалями с родителями, чтобы они, как все, могли в воскресенье с мамой или папой пойти в гости, в парк, а может быть, на речку, чтобы они, как все... Но их родители не могут быть, как все. И потому не в силах отыскать причину своего недовольства.

В семье у В. гипоопека усиливается такими типами воспитания как «Безнадзорность» и «Золушка».

Безнадзорность. Пожалуй, безнадзорность - это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадется ему под руку, ходить в лохмотьях. Такому малышу грозит задержка в развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным.

Воспитание по типу "Золушки". В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Ребенок делает все от него возможное, чтобы походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает их желания. Но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести, довольно часто неожиданно наталкиваясь на своеобразный выход из создавшегося положения: он фантазирует и грезит нереальным миром, где все проблемы разрешаются, как в сказке, и исчезает чувство безысходности, которое день ото дня гнетет его все больше. Такие дети, вырастая, часто "мстят" родителям за далеко не "золотое" свое украденное детство.

ПоведениеА.Н.М.С.Р.А.Ф.М.В.Д.О.М.Ш.Т.Проявляли агрессию----+++Специально ломали игрушки----+++Проявляли любопытство++++---Дрались----+++Грубили воспитателям----+++Нарушение сна----+++Сосали палец-----+-Легко шли на контакт, коммуницировали с другими детьми-------Самостоятельно одевались на прогулку-------Проявляли настойчивость-------Разговаривали с воображаемым другом----+++

Данные наблюдения, приведенного в таблице 2 показывают, что поведение детей соответствует отклонениям возникающим при гиперопеке и гипоопеке. После обработки бланков ответов по методике «Выбери нужное лицо», ответы детей были занесены в сводную таблицу 3.

Таблица 3 - Сводная таблица результатов диагностики у детей тревожности по методике Р.Теммпл, Д.Дорки, В. Амен

ФИ ребенкаВыбор ребенком соответствующего лица (+) -эмоционально положительный выбор; (-) -эмоционально отрицательный выборЧисло (+)Число (-)1234567891011121314А.Н.------------++212Б.А.+++++++-+++-++122В.Д.------------+-113Г.С.+--++-+-+-+-++86Д.П.+--++-+-+-+-++86Е.О.++-++-+-+-+-++95М.С.------------++212Н.Р.++-++-+-+-+-++95О.И.++-++-+-+-+-++95О.М.------------+-113П.В.+--++-+-+-+-++86Р.А.-+----------++311С.Е.+--++-+-+-+-++86Ф.О.++-++++++++-++122Ф.В.+--++-+++-+-++86Ф.Р.-+----------++311Ш.Т.------------+-113Я.П.+++++-+++-++++122

На основе заполненных протоколов вычислим индекс тревожности каждого ребенка по формуле (1):

ИТ=n/14*100%, где(1)

n - количество эмоционально-негативных выборов.

Полученный показатель соотносится с уровневыми данными:

-Высокий уровень тревожности (ИТ более 50%);

-Средний уровень тревожности (ИТ в пределах от 20 % до 49%)

-Низкий уровень тревожности (ИТ в интервале от 0% до 19%).

Вычислим уровень тревожности детей, результаты сведем в таблицу 4.

Таблица 4 - Уровень тревожности детей (Р.Теммпл, Д.Дорки, В. Амен)

№ п/пФИ ребенкаАлгоритм расчета% тревожности1А.Н.12/14*100%85,72Б.А.2/14*100%14,33В.Д.13/14*100%92,84Г.С.6/14*100%42,85Д.П.6/14*100%42,86Е.О.5/14*100%35,77М.С.12/14*100%85,78Н.Р.5/14*100%35,79О.И.5/14*100%35,710О.М.13/14*100%92,811П.В.6/14*100%42,812Р.А.11/14*100%78,613С.Е.6/14*100%42,814Ф.О.2/14*100%14,315Ф.В.6/14*100%42,816Ф.Р.11/14*100%78,617Ш.Т.13/14*100%92,818Я.П.2/14*100%14,3

Полученные данные сведем в таблицу внутригруппового распределения показателей теста тревожности (Таблица 5).

Таблица 5 - Внутригрупповое распределение показателей теста тревожности

Уровень тревожностиВсегоМальчикиДевочки%К*%К%КВысокий38,9757,1427,33Средний44,4828,6254,56Низкий16,7314,3118,22Отсутствует------* К- количественный показатель.

Психологически допустимым считается средний уровень тревожности. Показатели, указывающие на высокий и низкий индекс тревожности свидетельствуют о нарушениях эмоционального развития детей.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что высоким уровнем тревожности обладают именно гиперопекаемые и гипоопекаемые дети: А.Н., В.Д., М.С., Р.А., О.М., Ф.Р., Ш.Т..

С данными детьми и их родителями необходимо проводить коррекционно-педагогическую работу.

.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и родителями

Для психолога компенсация явлений гиперпротекции (гиперопеки) гипопротекции (гипоопеки) представляет собой трудноразрешимую задачу, так как требует долгосрочной, психотерапевтической по своей сути работы, причем не столько с ребенком, сколько с родителями, ибо данная проблема создана ими и только ими может быть успешно решена.

Причем проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации психолога, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством родительской самоотверженности. Подлинная же самоотверженность требуется для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Такого рода признание требует высокого уровня рефлексии, отсутствие которого даже самый квалифицированный психолог с трудом может восполнить.

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы:

С детьми:

-Сказкотерапия;

-Музыкотерапия;

-Психогимнастика;

-Совместные мероприятия родителей с детьми;

-Телесная терапия;

-Драмотерапия;

-Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.

С родителями:

-Консультации;

-Индивидуальные беседы по конкретным ситуациям;

-Совместные мероприятия родителей с детьми;

-Круглые столы.

В течение года рекомендуется применять методы и приемы:

-Сюжетная игра «Семья», «День рождения Насти», «Поездка в гости к бабушке»

-Драмотерапия («Красная Шапочка» - Красная Шапочка, «Под грибом» - гриб, «Маша и медведь» - Маша, «Гуси-лебеди» - сестра, «Волк и семеро козлят» - мама Коза)

-Организация личной художественной выставки ребенка (рисунки, поделки, лепка и др.). Роль девочки - экскурсовод

-Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе («Стул любви и дружбы», «Змейка»)

-Телесная терапия («Соломинка на ветру», «Гармоничный танец»)

Советы родителям.

Создание положительной психологической атмосферы в семье. Если в семье присутствуют любовь, улыбки, радость, взаимопонимание, душевное тепло, забота и ласка, отзывчивость, доброжелательность, то такую семью можно сравнить с цветущим садом.

Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. В такой семье ребёнок чувствует себя безопасно и комфортно, его психическому и физическому здоровью ничего не угрожает.

А если в семье постоянны обиды, ссоры, конфликты, слёзы, равнодушие, непонимание, то такую семью можно сравнить с увядающим садом. В таких семьях ребёнок чувствует себя ненужным, обделённым родительской любовью и заботой, у всех членов семьи повышается уровень тревожности.

Принятие ребёнка родителями. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок: не ребёнок плохой, а его поступок! Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке.

Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Личный пример родителей. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. В.А. Сухомлинский говорил, что «ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца»[20].

Заключение

Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

Дисгармоничное воспитание возникает когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.

Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Гипоопека - эмоциональное отвержение ребенка своими родителями (в том числе скрытое), недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе, лишение его всяческой поддержки и помощи. Для маленьких детей, не получающих должного внимания от своих родителей, характерно проявление непослушания. Они специально ломают игрушки, грубят, дерутся, замыкаются в себе и придумывают мнимых друзей. Постоянное чувство отверженности рождает равнодушие к окружающим, жестокости, приводит к серьезным нарушениям в социальном и эмоциональном развитии. Познавательная активность ребенка гасится.

В рамках курсовой работы была проведена диагностика детско-родительских отношений и поведения детей старшей группы МБ ДОУ №52. Диагностика показала, что в группе 4 ребенка воспитываются по типу гиперопеки и 3 ребенка по типу гипоопеки.

Наблюдение в течение недели за этими детьми выявило ряд отклонений в поведении: беспомощное поведение (неумение одеться, умыться, завязать шнурки), тревожность, неумение отстаивать свою точку зрения, агрессию (специально ломали игрушки, грубили воспитателям, дрались). Проведенный тест с помощью методики «Выбери нужное лицо» подтвердил гипотезу, выдвинутую в начале исследования, что гиперопекаемые и гипоопекаемые дети имеют высокий уровень тревожности.

Гипотеза исследования, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются отклонения в поведении такие, как тревожность, неуверенность в себе, подтвердилась.

Были даны рекомендации по коррекционно-педагогической работе с данными детьми и их родителями.

Таким образом, выводы очевидны: всем понятно, что детей нужно любить и любить безусловной любовью - такими, какие они есть, и просто за то, что они у нас вообще есть.

О качественном общении с ребенком нельзя говорить, когда мать целый день с малышом дома, но при этом она постоянно занята, а на него отвлекается только для удовлетворения его естественных надобностей: покормить, переодеть, помыть, погулять. Это количество.

А качество, - когда мама и папа уделяют время для совместных игр, чтения книг, разговорам, занятием творчеством. На прогулке, если ребенок уже не спит, общаться не с подругами, а со своим ребенком. Побуждать его познавательную активность, ведь ребенок столько всего может узнать от родителей. И много времени для этого не нужно. А при правильной организации своего времени, его будет хватать на большое количество дел.

И очень важно, как можно чаще обнимать, целовать своего кроху, говорить ему, что вы его любите.

Будущее наших детей - в наших руках. Только родительские отношение и воспитание определят, как будут ориентированы наши дети в жизни, что от нее будут ждать, что от нее будут получать, как добиваться поставленных целей и будут ли вообще у них эти цели. Это большая ответственность и нужно всегда об этом помнить.

Список использованных источников

1Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проспект, 2009. 704 с.

Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск, ГЦРО, 2010. 132 с.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.:ИНФРА, 2009. 189 с.

Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: ИНФА, 2010. 211 с.

Варга А.Я , Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения. М.: ИНФА.2010. 37 с.

Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.:ПИТЕР, 2010. 325 с.

Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. 240с.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2013. 992 с.

Кулагина И.Л. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.:ПРИОР, 2009. 260 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: ИНФА, 2010. 360 с.

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие М.: АПКиППРО, 2010. 300 с.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ПИТЕР, 2012. 256 с.

Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. М.: ИНФА 2010. 439 с.

Мурашова Е.В. Тесты для родителей. М.: ИНФА, 2011. 420 с.

Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: АСТ, 2012. 369 с.

Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.:ПИТЕР. 2011. 241 с.

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: ИНФА. 2010. 231 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2013. 250 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: ИНФА. 2010. 320 с.

Теммл Р., Дорка Д., Амен В. Тест «Выбери нужное лицо». М.: ИНФА. 2011. 52 с.

Урунтаева Г.Д. Детская психология. М.:ПРИОР, 2009. 269 с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. 389 с.

Шелгунов Н.В. Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. Н.К.Гончарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2009. - С. 43 - 44.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2012. 354 с.

Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. №4. 2010. С.74 -83.

Якобсон С.Г. Становление психических механизмов в этической регуляции поведения. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Академия. 2010. 380 с.

Приложения

Приложение 1

«Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин.

.В нашем доме главный - наш ребенок.

.Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.

.Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.

.Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.

.Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.

.Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.

.Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.

.Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.

.Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.

.Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.

.Раньше я все позволял(ла) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.

.Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.

.Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.

.Я даю ребенку все: еду, одежду, кров - так зачем же еще уделять ему внимание.

.Если бы вы только знали, как мешает мне ребенок!

.Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.

.Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей - закон.

.Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом - права.

.Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.

.Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.

.В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.

.Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз у нее теперь есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.

.Я живу лишь ради своего ребенка.

.Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…

.Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.

.Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.

.Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.

.Лучший способ воспитания - ремень.

.Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.

.Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.

.Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».

.У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.

.Смысл моей жизни - это мой ребенок.

.Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.

.У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.

.Если даже мой ребенок не ночует дома - это его дело.

.Моя дочь (мой сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).

.Только страх, страх наказания - узда для моего ребенка.

.Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.

.Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.

.Мой ребенок знает, как я занят (а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался, как другие дети.

.Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.

.После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.

.Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.

.Я продумал(ла) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.

.Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он - это его забота.

.Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы он (она) ни делал (а), он (она) все делает хуже других.

.Дисциплина - это наказание и страх.

.Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.

.Когда мой ребенок заболеет, я готов (а) выполнить его любую прихоть.

.Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.

.В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.

.Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что он имеет.

.Все, что хочет мой ребенок, - для меня закон.

.По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.

.Мне родители почти не уделяли в детстве времени на мои заботы. Почему я должен (на) уделять?

.Я совсем не для того позволил (а) себе иметь ребенка, чтобы думать каждый день во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.

.Я думаю, что лучший метод воспитания - противопоставление ребенка другим детям.

.Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.

.В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.

.Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.

.Если бы я сидел (а) со своим ребенком дома, он бы не имел такие дорогие необычные игрушки, вызывающие зависть у других детей.

.В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.

.Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.

.В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.

.Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.

.69.Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.

.Еще не хватало, чтобы я заботился(лась) о своем ребенке.

.Я даже не скрываю то, что у меня среди моих детей есть свой любимчик.

.Я не «пряником» воспитываю своего ребенка, а «кнутом».

.Я привык (ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.

.Я согласен (на), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.

.Не пойму, что не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже видеокамеру.

.Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.

.Мой ребенок знает, что он самый лучший.

.Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.

.Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.

.Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю - выздоровеет сам.

.Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).

.Я привык (ла), чтоб мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.

.Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе - я не потерплю.

.Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.

.Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю ему новой безделушкой.

.То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).

.Я сменил (а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.

.Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.

.Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).

.Мой ребенок полностью свободен: хочет - ходит в школу (детский сад), хочет - нет.

.Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.

.Моя дочь (сын) все время грезит наяву, как будто бы во сне. Лучше б она (он) занималась (лея) делом и хоть чем-то походил (а) бы на брата (сестру).

.Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».

.Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.

.Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.

.Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг (ла) всего, и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мною.

.Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня «можно», что «нельзя».

.Раз мой муж (жена) нашел(а) себе другую, новую семью, я не могу по-старому баловать ребенка.

.Мой ребенок знает, что он - идеал.

.Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.

.Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.

.Мой ребенок - лишняя обуза для меня.

.Младший сын (дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть еще один ребенок.

.Если кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я с ребенком разберусь сам так, что он об этом еще долго будет помнить.

.Моя дочь (мой сын) прекрасно знает, что она (он) должна(ен) ухаживать за дедушкой.

.Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.

.Если даже я немного уделяю времени своему ребенку, я стараюсь это компенсировать любыми ценными подарками.

.Только мое настроение определяет, как сегодня буду я воспитывать ребенка.

.Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сам (а) взялся (лась) за нашего ребенка.

Ключ к тесту: Считаем совпадения по знаку +1. «Кумир семьи» - 1,12,23,34,45,56,67,78,89,100; 2. Гиперопека - 2,13,24,35,46,57,68,79,90,101 3. Гипоопека - 3,14,25,36,47,58,69,80,91,102; 4. Безнадзорность - 4,15,26,37,48,59,70,81,92,103; 5. «Золушка» - 5,16,27,38,49,60,71,82,93,104; 6. «Ежовые рукавицы» - 6,17,28,39,50,61,72,83,94,105; 7. Повышенная моральная ответственность - 7,18,29,40,51,62,73,84,95,106; 8. «Культ болезни» - 8,19,30,41,52,63,74,85,96,107; 9. «Кронпринц» - 9,20,31,42,53,64,75,86,97,108; 10. Противоречивое воспитание - 10,21,32,43,54,65,76,87,98,109; 11. Смена образцов воспитания - 11,22,33,44,55,66,77,88,99,110.

Если максимальное количество баллов набрали несколько типов воспитания, то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях. Синергетические типы воспитания - это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.

Приложение 2

Стимульный материал к тесту «Выбери нужное лицо» Р. Теммл, Д. Дорки, В. Амен.

. Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами.

2. Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.

. Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника.

4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки.

. Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту.

7. Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате.

. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то.

9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве.

10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка.

. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки.

. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве.

Инструкция:

1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

.Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

.Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

.Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

.Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

.Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

.Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередовались определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задавались.

Приложение 3

Бланк ответов к методике «Выбери нужное лицо»

Ф.И.О.___________________________________

Возраст__________________________________

Дата проведения___________________________

РисунокВысказываниеВыборВеселое лицоПечальное лицо1. Игра с младшими детьми2. Ребенок и мать с младенцем3. Объект агрессии4. Одевание5. Игра со старшими детьми6. Укладывание спать в одиночестве7. Умывание8. Выговор9. Игнорирование10. Агрессивность11. собирание игрушек12. Изоляция13. Ребенок с родителями14. Еда в одиночестве

Похожие работы на - Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!