Изучение уровня психологического комфорта в НФ ТПУ и его влияния на уровень обучения студентов
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский
Томский политехнический университет"
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ
Реферат
Тема:
Изучение уровня психологического
комфорта в НФ ТПУ и его влияния на уровень обучения студентов
Новокузнецк 2011
Оглавление
Введение
Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Анкета
Введение
Благополучие личности складывается из ряда составляющих, одна
из которых - психологическое благополучие (душевный комфорт).
Слаженность психических процессов и функций, ощущение
целостности, внутреннего равновесия во многом определяется психологической
атмосферой университета. Студент, исходя из особенностей организации образовательного
процесса, проводит большое количество времени в стенах университета.
Благоприятная психологическая обстановка в значительной степени оказывает
влияние на творческую деятельность студента, на развитие его способностей в той
или иной области знаний и, напротив, неблагоприятная обстановка обостряет
межличностные отношения, а также отношения внутри коллективов групп и, в целом,
в университете. Исходя из данного утверждения, нами сделано предположение, что
в условиях филиала университета, где обучается около тысячи студентов, создать
атмосферу психологического комфорта значительно легче, чем в условиях крупного
вуза, где, к примеру, обучается более 20 тысяч студентов.
Удовлетворенность студентов обучением в вузе во многом
определяется состоянием морально-психологического климата в вузовской
микросреде. Состояние комфортности морально-психологического климата сильно
сказывается на эффективности учебного процесса, а также на возможности
осуществления воспитательной работы среди студентов. Если у студента складываются
благожелательные отношения со своими сокурсниками, другими студентами,
преподавателями и сотрудниками вуза, то у него появляется положительная
мотивация к получению образования, формируются здоровые личностные и
гражданские качества. И напротив, напряженная морально-психологическая
атмосфера может оказать значительное отрицательное влияние на все составляющие
процесса становления будущего специалиста. Поэтому очень важно отслеживать
состояние морально-психологической атмосферы в социальной микросреде
университета для осуществления своевременных корректирующих мероприятий [1].
Исследование удовлетворенности студентов психологическим
климатом в вузе является частью исследования удовлетворенности качеством
образовательного процесса, а его результаты могут быть действенным инструментом
совершенствования работы его структурных подразделений и вуза в целом.
Тема исследования: Оценка удовлетворенности
студентов Новокузнецкого филиала очной формы обучения психологическим климатом
в процессе обучения.
Объект исследования: удовлетворенность
студентов НФ ТПУ первого-третьего курсов очной формы психологическим климатом в
процессе обучения.
Предмет исследования: мнение студентов НФ ТПУ
первого-третьего курсов очной формы об уровне психологического климата в процессе
обучения.
Цель исследования: изучить мнение студентов
первых-третьих курсов очной формы Новокузнецкого филиала об уровне
психологического комфорта в процессе обучения.
Задачи исследования:
ü изучить литературу по теме исследования;
ü подобрать, разработать содержание анкет;
ü провести письменный опрос (анкетирование)
студентов;
ü проанализировать результаты анкетирования;
ü соотнести данные оценки психологического комфорта
и результатов промежуточной аттестации студентов
ü оформить результаты работы в форме реферата.
Гипотеза исследования:
психологический климат обучение студент
Уровень психологического комфорта может оказывать влияние на
уровень результатов обучения студентов очной формы обучения. Студенты,
оценивающие взаимоотношения с другими людьми в рамках обучения НФ ТПУ как
"негативные" являются менее успешными в учёбе и, наоборот, студенты,
оценивающие взаимоотношения с другими людьми в рамках обучения НФ ТПУ как
"благожелательные, нейтральные" являются более успешными в учёбе.
Этапы исследования:
1-й этап - подготовительный:
ü обоснование актуальности исследования,
определение объектной области, объекта и предмета исследования, выбор темы,
изучение литературы и уточнение формулировки темы, формулирование гипотезы,
формулирование цели и задач исследования, разработку анкет.
2-й этап - собственно исследование:
ü проведение анкетирования;
ü сбор данных по успеваемости групп студентов;
3-ий этап - аналитический - анализ проделанной
работы, оформление результатов, подготовка рекомендаций.
Участники исследования:
В проведенном исследовании участвовали группы 1-3 курсов
очной формы обучения Новокузнецкого филиала Томского политехнического
университета (НФ ТПУ).
По итогам работы получено для обработки 136 анкет, что
составило 65% от общего количества студентов.
В процессе работы нами приняты условные обозначения:
Б00НК - 080100 "Экономика" (1 курс)
А00НК - 080500 "Менеджмент" (1 курс)
А00НК - 140400 "Электроэнергетика и электротехника"
(1 курс)
Б00НК - 140101 "Тепловые электрические станции" (1
курс)
В00НК - 230100 "Информатика и вычислительная
техника" (1 курс)
Б90НК - 080100 "Экономика" (2 курс)
НК - 140604 "Электропривод и автоматика промышленных
установок и технологических комплексов" (2 курс)
НК - 140101 "Тепловые электрические станции" (2
курс)
НК - 230101 "Вычислительные машины, комплексы, системы и
сети" (2 курс)
Б80НК - 080100 "Экономика" (3 курс)
Все данные в таблицах приведены в процентах. Распределение
респондентов по курсам, по полу и возрасту представлено соответственно в
Таблице 1, Таблице 2 и Таблице 3.
Таблица 1
Распределение респондентов по курсам, на которых они
обучаются
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
Курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 курс
|
9
|
13
|
7
|
29
|
7
|
|
|
|
|
|
2 курс
|
|
|
|
|
|
33
|
7
|
6
|
11
|
|
3 курс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Таблица 2
Распределение респондентов по полу
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
Пол
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мужской
|
7
|
5
|
7
|
20
|
4
|
2
|
5
|
5
|
9
|
2
|
Женский
|
3
|
9
|
0
|
8
|
3
|
31
|
2
|
1
|
2
|
12
|
Таблица 3
Распределение респондентов по возрасту
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
Возраст
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16-18 лет
|
10
|
12
|
7
|
25
|
7
|
17
|
1
|
1
|
4
|
0
|
19-22 года
|
0
|
2
|
0
|
3
|
0
|
16
|
6
|
5
|
7
|
14
|
Более 22 лет
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Результаты
исследования
В ходе исследования была разработана анкета, содержащая
комплекс вопросов, обеспечивающих выявление уровня удовлетворенности студентов
морально-психологической атмосферой в вузе. За основу ее нами взята разработка
Мордовского государственного университета [приложение 1].
На вопрос анкеты "Как Вы оцениваете
морально-нравственную атмосферу в Вашем учебном заведении?" ответы
распределились следующим образом. В целом по филиалу большинство студентов
определили морально-нравственную атмосферу как благожелательную (50,7%)
и почти половина студентов (48,0%) оценили ее как нейтральная. Судя по ответам,
самое благоприятное впечатление о социально-психологическом климате сложилось у
студентов группы 6390НК (100%). Следует отметить тот факт, что незначительный
процент студентов всех групп отметили МНА как "напряженная" (группа
5Б00НК - 3,45% и группа 8390НК - 9,09%) (таблица 4). В целом по филиалу это
составило 1,3%.
Рисунок 1 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Как Вы оцениваете морально-нравственную атмосферу (МНА) в Вашем учебном
заведении?" (в среднем по филиалу)
Таблица 4 - Как Вы оцениваете морально-нравственную атмосферу
(МНА) в Вашем учебном заведении (в %)?
Оценка МНА
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
Благожелательная
|
44,44
|
61,54
|
71,43
|
34,48
|
57,14
|
30,30
|
28,57
|
100,00
|
36,36
|
42,86
|
Нейтральная
|
55,56
|
38,46
|
28,57
|
62,07
|
42,86
|
69,70
|
71,43
|
0,00
|
54,55
|
57,14
|
Напряженная
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3,45
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
9,09
|
0,00
|
Как уже отмечалось ранее, морально-психологическая атмосфера
в вузе определяется, прежде всего, взаимоотношениями студентов между собой,
преподавателями, администрацией и другими сотрудниками вуза.
Поэтому в анкете был сформулирован вопрос:
"Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива?".
Результаты представлены в таблице 5. Как видно из таблицы,
оценка отношений внутри вузовского коллектива довольна положительная. В группах
всех специальностей процент студентов, отметивших негативные отношения - 1,4%.
Большинство респондентов устраивает отношения со всеми в
процессе учебной деятельности, отмечая, что отношения в основном нормальные и
не в меньшей степени доброжелательные.
Это свидетельствует о том, что студент в Новокузнецком
филиале Томского политехнического университета чувствует себя комфортно,
спокойно и уверенно, и, соответственно, может развиваться как личность.
Рисунок 2 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива между студентами в
Вашем учебном заведении?" (в среднем по филиалу)
Рисунок 3 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива между
преподавателями и студентами в учебном процессе в Вашем учебном
заведении?" (в среднем по филиалу)
Рисунок 4 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива между
преподавателями и студентами вне учебного процесса в Вашем учебном
заведении?" (в среднем по филиалу)
Рисунок 5 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива между студентами и
кураторами в Вашем учебном заведении?" (в среднем по филиалу)
Рисунок 6 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива между студентами и
администрацией в Вашем учебном заведении?" (в среднем по филиалу)
Рисунок 7 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива между студентами и
лаборантами, вахтёрами и др. в Вашем учебном заведении?" (в среднем по
филиалу)
Таблица 5 - Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри
коллектива? (%)
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
1. Между
студентами
|
Доброжелательные
|
55,56
|
46,15
|
57,14
|
58,62
|
85,71
|
42,42
|
28,57
|
33,33
|
45,45
|
42,86
|
Нормальные
|
44,44
|
53,85
|
42,86
|
41,38
|
0,00
|
48,48
|
71,43
|
66,67
|
54,55
|
35,71
|
Официальные
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3,03
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
7,14
|
Негативные
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
Затрудняюсь
ответить
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
6,06
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
2. Между
преподавателями и студентами (в учебном процессе)
|
Доброжелательные
|
33,34
|
46,15
|
42,86
|
37,93
|
71,43
|
24,25
|
85,71
|
66,67
|
54,55
|
57,14
|
Нормальные
|
44,44
|
30,77
|
42,85
|
55,17
|
14,28
|
39,39
|
14,29
|
33,33
|
45,45
|
28,57
|
Официальные
|
22,22
|
23,08
|
14,29
|
6,90
|
0,00
|
30,30
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
Негативные
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Затрудняюсь
ответить
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
6,06
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3. Между
преподавателями и студентами (вне учебного процесса)
|
Доброжелательные
|
44,45
|
53,85
|
71,43
|
37,93
|
57,14
|
36,36
|
57,14
|
16,67
|
63,64
|
21,43
|
Нормальные
|
22,22
|
38,46
|
14,28
|
48,28
|
28,57
|
42,42
|
28,57
|
50,00
|
27,27
|
42,86
|
Официальные
|
22,22
|
0,00
|
14,29
|
10,34
|
0,00
|
9,10
|
0,00
|
0,00
|
9,09
|
21,43
|
Негативные
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Затрудняюсь
ответить
|
11,11
|
7,69
|
0,00
|
3,45
|
14,29
|
12,12
|
14,29
|
33,33
|
0,00
|
14,28
|
4. Между
студентами и кураторами в филиале
|
Доброжелательные
|
22,22
|
23,08
|
71,43
|
72,41
|
57,14
|
24,24
|
57,14
|
66,66
|
90,91
|
28,57
|
Нормальные
|
44,45
|
61,54
|
14,28
|
17,24
|
28,57
|
33,33
|
42,86
|
16,67
|
9,09
|
50,00
|
Официальные
|
33,33
|
15,38
|
14,29
|
6,90
|
0,00
|
18, 19
|
0,00
|
16,67
|
0,00
|
14,29
|
Негативные
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3,03
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Затрудняюсь
ответить
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3,45
|
14,29
|
21,21
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
7,14
|
5. Между
студентами и администрацией
|
Доброжелательные
|
22,22
|
0,00
|
14,28
|
17,24
|
28,57
|
18,18
|
14,28
|
16,66
|
36,36
|
28,57
|
Нормальные
|
33,33
|
38,46
|
42,86
|
48,28
|
57,14
|
33,33
|
42,86
|
66,67
|
36,36
|
28,57
|
Официальные
|
44,45
|
61,54
|
28,57
|
27,58
|
0,00
|
42,43
|
42,86
|
0,00
|
27,28
|
28,57
|
Негативные
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3,45
|
0,00
|
3,03
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Затрудняюсь
ответить
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
3,45
|
14,29
|
3,03
|
0,00
|
16,67
|
0,00
|
14,29
|
6. Между
студентами и лаборантами, вахтёрами и др.
|
Доброжелательные
|
44,45
|
46,16
|
57,14
|
41,38
|
71,43
|
66,67
|
14,29
|
0,00
|
45,46
|
28,57
|
Нормальные
|
33,33
|
38,46
|
28,57
|
44,83
|
14,28
|
30,30
|
57,14
|
100,00
|
18,18
|
42,86
|
Официальные
|
22,22
|
15,38
|
14,29
|
13,79
|
0,00
|
3,03
|
28,57
|
0,00
|
36,36
|
7,14
|
Негативные
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
Затрудняюсь
ответить
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
7,14
|
В процессе учебной деятельности у студентов возникает
множество проблем. И от того может ли он обратиться к структурам, решающим
студенческие проблемы в вузе, с доверием и уверенностью в том, что ему
обязательно помогут, также зависит состояние социально - психологического
климата в университете. На вопрос "Когда возникают какие-либо проблемы,
к кому Вы обращаетесь за помощью в первую очередь?" ответы
распределились следующим образом (Таблица 6).
Наибольшей степенью доверия пользуются друзья и однокурсники
(45,8%), родители, родственники (35,5%) Низкий уровень доверия к студенческому
совету и администрации, которые в первую очередь призваны решать проблемы
студентов, возникающие у них в процессе учебы. Немногие решают проблемы с кураторами
групп. Среди ответов "обращаюсь за помощью к кому-то еще" студенты
часто отмечали, что стараются разобраться сами в возникающих проблемах и
трудностях или же обращаются к хорошим знакомым.
Рисунок 8 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Когда возникают какие-либо проблемы, к кому Вы обращаетесь за помощью в
первую очередь?" (в среднем по филиалу)
Таблица 6 - Когда возникают какие-либо проблемы, к кому Вы
обращаетесь за помощью в первую очередь? (%)
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
К родителям,
родственникам
|
22,22
|
53,85
|
42,86
|
13,80
|
57,14
|
30,30
|
71,43
|
0,00
|
27,27
|
35,71
|
К друзьям,
однокурсникам
|
55,56
|
46,15
|
57,14
|
55,17
|
14,29
|
51,52
|
28,57
|
66,67
|
54,55
|
28,57
|
В студенческий
совет
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
10,34
|
0,00
|
15,15
|
0,00
|
0,00
|
9,09
|
0,00
|
К куратору
группы
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3,45
|
0,00
|
3,03
|
0,00
|
33,33
|
0,00
|
14,29
|
К
преподавателям
|
22,22
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
К администрации
института, факультета
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
17,24
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
9,09
|
7,14
|
К кому-то еще
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
28,57
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Таблица 7 - Насколько психологический климат благоприятен для
творчества студентов? (%)
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
Вполне
благоприятный, стимулирующий к творчеству
|
11,11
|
15,38
|
42,86
|
24,14
|
28,57
|
18,18
|
42,86
|
33,33
|
45,45
|
14,29
|
Скорее
благоприятный, чем неблагоприятный
|
88,89
|
76,93
|
28,57
|
57,14
|
51,52
|
14,28
|
50,00
|
54,55
|
42,86
|
Нейтральный,
никто никому не помогает и не мешает
|
0,00
|
7,69
|
14,28
|
10,34
|
0,00
|
12,12
|
28,57
|
16,67
|
0,00
|
35,71
|
Скорее
неблагоприятный, чем благоприятный
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
3,45
|
0,00
|
9,09
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
7,14
|
Неблагоприятный
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Трудно сказать
|
0,00
|
0,00
|
14,29
|
6,90
|
14,29
|
9,09
|
14,29
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Психологическая атмосфера в университете в значительной
степени оказывает влияние на творческую деятельность студента, на развитие его
способностей в данной области. С целью выяснения того, благоприятен ли
психологический климат в вузе для творчества был задан аналогичный вопрос
"Насколько психологический климат благоприятен для творчества
студентов?", распределение ответов на который представлены в таблице
7. Анализ результатов в целом по университету свидетельствуют о том, что
подавляющая часть студентов (52,0%) расценивает психологический климат для
творчества скорее благоприятным, чем неблагоприятным. Мнения опрошенных,
оценивших климат как вполне благоприятный и как нейтральный, распределились
соответственно (27,6%) и (12,5%). Негативно по этому вопросу отозвалась очень
незначительная часть студентов.
Рисунок 9 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Насколько психологический климат в Вашем учебном заведении благоприятен
для творчества студентов?" (в среднем по филиалу)
Насколько условия в университете способствуют проявлению
творческих способностей студента выясняли из ответов на вопрос: "Насколько
Вы удовлетворены условиями для творческого развития личности?" (таблица
8). Результаты показывают, что значительная часть респондентов полностью или
частично может проявить свои способности 43,7% опрошенных. Меньше всех по
результатам опроса устраивают условия студентов 7190НК (28,57%).
Рисунок 10 - Диаграмма результатов ответов на вопрос:
"Насколько Вы удовлетворены условиями для творческого развития личности в
Вашем учебном заведении?" (в среднем по филиалу)
Таблица 8 - Насколько Вы удовлетворены условиями филиала для
творческого развития личности? (%)
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
Полностью могу
проявить свои способности
|
44,44
|
53,85
|
57,14
|
48,28
|
42,86
|
21,21
|
57,14
|
50,00
|
54,55
|
7,14
|
Условия
недостаточные для проявления моих способностей
|
44,44
|
38,46
|
28,57
|
37,93
|
42,86
|
27,27
|
14,29
|
33,33
|
45,45
|
42,86
|
Нет
соответствующих условий для проявления способностей
|
0,00
|
7,69
|
14,29
|
6,90
|
0,00
|
18,18
|
28,57
|
16,67
|
0,00
|
28,57
|
Другое
|
11,11
|
0,00
|
0,00
|
6,90
|
14,29
|
33,33
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
21,43
|
Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что
оценка студентов уровнем морально-психологического климата, сложившегося в
филиале, достаточна высока. Студенты в целом довольны сложившимися
взаимоотношениями, психологическим климатом и условиями для творчества. Однако
следует обратить внимание на тот тревожный факт, что у студентов складывается
низкий уровень доверия к администрации и студенческому совету. Однако это можно
расценивать с некорректной постановкой вопроса, либо интерпретировать
применительно к конкретным ситуациям из жизни студентов и поэтому для
объективности по данной позиции опроса требуется дополнительное исследование.
Для подтверждения гипотезы нами были изучены результаты промежуточной
аттестации студентов групп, участвующих в опросе (таблица 9,10,11) и
установлены закономерности в графической форме (рисунок 11,12,13).
Рисунок 12 - Диаграмма связи благожелательной МНА и
успеваемостью студентов ("отл.", "хор. ")
Рисунок 11 - Диаграмма связи нейтральной МНА и успеваемостью
студентов ("отл.", "хор.", "уд. ")
Рисунок 13 - Диаграмма связи напряженной МНА и % студентов,
имеющих академическую задолженность по окончанию сессии
Таблица 9
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
% студентов -
"хорошистов" и "отличников"
|
28
|
57
|
25
|
15
|
57
|
33
|
86
|
56
|
46
|
44
|
Благожелательная
НМА
|
44,44
|
61,54
|
71,43
|
34,48
|
57,14
|
30,3
|
28,57
|
100
|
36,36
|
42,86
|
Таблица 10
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
% успевающих
студентов ("отл.", "хор.", "уд. ")
|
47
|
100
|
38
|
71
|
86
|
92
|
100
|
67
|
82
|
86
|
Нейтральная МНА
|
55,56
|
38,46
|
28,57
|
62,07
|
42,86
|
69,7
|
71,43
|
0
|
54,55
|
57,14
|
Таблица 11
Специальности
|
3Б00НК
|
3А00НК
|
5А00НК
|
5Б00НК
|
8В00НК
|
3Б90НК
|
7190НК
|
6390НК
|
8390НК
|
3Б80НК
|
% студентов,
имеющих академическую задолженность по итогам сессии
|
25
|
0
|
62
|
29
|
14
|
8
|
0
|
33
|
18
|
14
|
Напряженная НМА
|
0
|
0
|
0
|
3,45
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9,09
|
0
|
В результате сравнения нами сделан вывод о том, что уровень
психологического комфорта может оказывать влияние на уровень результатов
обучения студентов очной формы обучения. Студенты, оценивающие взаимоотношения
с другими людьми в рамках обучения НФ ТПУ как "негативные" (на
примере в гр.5Б00НК и 8390НК), являются менее успешными в учёбе и, наоборот,
студенты, оценивающие взаимоотношения с другими людьми в рамках обучения НФ ТПУ
как "благожелательные (наиболее это выражено в гр.3А00НК, 8В00НК и
6390НК), нейтральные" (наиболее это выражено в гр.5Б00НК, 3Б90НК и
7190НК), являются более успешными в учёбе.
Заключение
Человек не просто отражает мир с помощью своих познавательных
процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью
удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает
определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки,
мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства
человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до
конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от
того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность также составляют предмет современных
психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его
общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в
действительности они тесно взаимосвязаны друг с другом и составляют единое
целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут им
объяснение в законах, на основе которых строится и по которым функционирует
общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения
человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной
системы, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у
данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он
играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Венцом развития сознания является формирование самосознания,
которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в
этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом
относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде
всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление
человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является
не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом
представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким
образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи
обстоятельств, способствует нахождению нового режима регулирования или нового
способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в
подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих
трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку
возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие
сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на
короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические
моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр А. Клапаред остроумно
заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться.
Таким образом, гипотеза и результаты нашего исследования
имеют научные основания, подтверждающие корреляцию сознательного поведения
студентов в личностном аспекте с результатами их учебного труда.
Список
использованной литературы
1. Мониторинг
удовлетворенности студентов образовательным процессом: Аналитический отчет по
опросу студентов Мордовского государственного университета, проведенному в
2005-2006 гг. / науч. ред. д-р экон. наук проф. Н.П. Макаркин; редкол.: Н.Е.
Фомин [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007.
2. Иванкина
Л.И. Психология и
педагогика: учебное пособие / Л.И. Иванкина. - Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2009. - 144 с.
Приложения
Приложение 1
Анкета
Уважаемые студенты для оценки психологической атмосферы в
нашем филиале ответить на вопросы анкеты
Группа________
|
Пол___
|
Возраст____
|
1
|
Взаимоотношение
между студентами в филиале скорее: доброжелательные нормальные официальные
негативные затрудняюсь ответить
|
2
|
Взаимоотношение
между студентами и преподавателями в филиале скорее: доброжелательные
нормальные официальные негативные затрудняюсь ответить
|
3
|
Взаимоотношение
между студентами и кураторами в филиале скорее: доброжелательные нормальные
официальные негативные затрудняюсь ответить
|
4
|
Взаимоотношение
между студентами и администрацией в филиале скорее: доброжелательные
нормальные официальные негативные затрудняюсь ответить
|
5
|
Взаимоотношение
между студентами и обслуживающим персоналом (вахтёр) в филиале скорее:
доброжелательные нормальные официальные негативные затрудняюсь ответить
|
6
|
Как Вы
оцениваете морально-нравственную атмосферу в Вашем учебном заведении?
Благожелательно Нейтрально Напряженно
|
7
|
Каковы, по
Вашему мнению, отношения внутри коллектива (Между преподавателями и
студентами вне учебного процесса)? доброжелательные нормальные официальные
негативные затрудняюсь ответить
|
8
|
Когда возникают
какие-либо проблемы, к кому Вы обращаетесь за помощью в первую очередь? к
родителям, родственникам к друзьям, однокурсникам к кураторам групп к
преподавателям к администрации университета, факультета к кому-то еще
|
9
|
Насколько
психологический климат благоприятен для творчества студентов? вполне
благоприятный, стимулирующий к творчеству скорее благоприятный, чем
неблагоприятный нейтральный, никто никому не помогает и не мешает скорее
неблагоприятный чем благоприятный неблагоприятный трудно сказать
|
10
|
Насколько Вы
удовлетворены условиями для творческого развития личности? полностью могу
проявить свои способности условия недостаточны для проявления моих
способностей нет соответствующих условий для проявления способностей другое
|