Организация зоны ТО-1
Министерство
образования Республики Башкортостан
Государственный
Учалинский горно-металлургический техникум
Специальность:
190604
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
по курсу:
Техническое обслуживание автомобилей
на тему: «Организация
зоны ТО-1»
Выполнил:
студент группы
ТОР-10Д:
Галимов В.В.
Проверил:
Абдрахманов И.Х.
Учалы 2012
Пояснительная записка
В данной работе произведён технологический
расчёт для автомобилей КрАЗ-257 и ГАЗ-3307. Произведён расчёт периодичности
обслуживания, выбраны корректирующие коэффициенты. Определён пробег с учётом
коэффициентов, периодичность обслуживания с учётом кратности количества
воздействий на один автомобиль и весь парк за год. Расчёт трудоёмкости
автомобилей КрАЗ-257 и ГАЗ-3307 по видам ТО, нормативы трудоёмкости ЕО, ТО, ТР,
выбраны корректирующие коэффициенты, расчёт трудоёмкости, годовой объём по ЕО,
ТО и ТР. Определена суммарная трудоёмкость, произведён расчёт численности
производственных рабочих; определена площадь зоны ТО-1, выбрано оборудование
для зоны ТО-1.
Содержание
Введение
. Технологический расчёт автомобиля
КрАЗ-257
.1 Расчёт производственной программы
по ТО
.1.1 Выбор нормативной периодичности
ТО и пробега до КР
.1.2 Выбор корректировочных
коэффициентов
.1.3 Определение пробега автомобиля
КрАЗ-257 с учётом корректировочных коэффициентов
.1.4 Корректирование нормативов с
учётом кратности
.1.5 Определение числа КР, ТО на
один автомобиль за цикл
.1.6 Определение числа ТО на один
автомобиль и весь парк за год
.1.7 Определение суточной программы
.2 Расчёт годового объёма работ
.2.1 Выбор и корректирование
нормативных трудоёмкостей
.2.2 Годовой объём работ по ТО и ТР
. Технологический расчёт автомобиля
ГАЗ-3307
.1 Расчёт производственной программы
по ТО
.1.1 Выбор нормативной периодичности
ТО и пробега до КР
.1.2 Выбор корректировочных
коэффициентов
.1.3 Определение пробега автомобиля
ГАЗ-3307 с учётом корректировочных коэффициентов
.1.4 Корректирование нормативов с
учётом кратности
.1.5 Определение числа КР, ТО на
один автомобиль за цикл
.1.6 Определение числа ТО на один
автомобиль и весь парк за год
.1.7 Определение суточной программы
.2 Расчёт годового объёма работ
.2.1 Выбор и корректирование
нормативных трудоёмкостей
.2.2 Годовой объём работ по ТО и ТР
.3 Определение суммы трудоёмкостей
обоих автомобилей за год
.4 Расчёт фонда рабочего времени
.5 Расчёт численности
производственных рабочих
. Расчёт площади помещения
. Выбор оборудования
Список литературы
Введение
В наше время автомобильный транспорт имеет очень
большое значение, по объёму перевозок грузов и пассажиров транспорт занимает
первое место.
Автомобильный парк нашей страны с каждым днём
непрерывно растёт. Министерство автомобильного транспорта РФ поставило ряд
задач:
увеличение грузо- и пассажирооборота на
автомобильном транспорте;
совершенствование организации и технологии ТО и
ремонта автомобилей, повышение качества проводимых работ;
сокращение простоев в ремонте, материальных и
трудовых затрат;
максимальное оснащение каждого рабочего места
необходимым технологическим оборудованием, инструментом и приспособлениями.
Большое внимание уделяется вопросам организации
перевозок пассажиров в городах и населённых пунктах. Принимаются меры по
увеличению парка пассажирского и грузового транспорта, по улучшению качества
обслуживания населения. Внедряются передовые методы управления ТО и ремонта на
автомобильном транспорте.
С увеличением объёма производства автомобилей
улучшаются их конструкции и эксплуатационные свойства. На работу автомобиля
большое влияние оказывают узлы и агрегаты трансмиссии, ремонт агрегатов и узлов
является трудоёмким и дорогостоящим. Одним из основных показателей агрегатов и
узлов является их долговечность, определяемая износом в эксплуатации до отказа
или износа отдельных деталей или полностью агрегата. Стоимость агрегатов и
узлов составляет около 10-25% от общей стоимости автомобиля. Поэтому вопрос
продления службы агрегатов и узлов весьма значителен. Увеличение срока службы
агрегатов и узлов способствует снижению капитальных затрат на автомобильном
транспорте, экономии дефицитных и дорогостоящих материалов.
Зона ТО-1 в АТП играет важную роль, ведь
своевременно проведённое техническое обслуживание №1- это гарантия надёжной
эксплуатации автомобиля.
1. Технологический расчёт автомобиля
КрАЗ-257
.1 Расчёт производственной программы
по ТО
Исходные данные для расчёта производственной
программы для КрАЗ-257.
Таблица 1
Модель Количество
автомобилей, ,
ед.Среднесуточный
пробег,
,
км.Условия эксплуатации, категорияКлимат
|
|
|
|
|
КрАЗ-257
|
60
|
250
|
II
|
Холодный
|
1.1.1 Выбор нормативной
периодичности ТО и пробега до КР
Таблица 2
Модель
|
Нормативная
периодичность ТО-1 (табл. 2.1), , км.Нормативная периодичность
ТО-2 (табл. 2.1), , км.Норма
пробега автомобиля (табл.2.2), , км.
|
|
|
КрАЗ-257
|
2500
|
12500
|
250000
|
1.1.2 Выбор корректировочных
коэффициентов
Коэффициент корректирования
нормативов, учитывающий категорию условий эксплуатации, :
Коэффициент корректирования
нормативов, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его
работы, :
Коэффициент корректирования
нормативов, учитывающий природно-климатические условия, :
- холодный.
1.1.3 Определение пробега автомобиля
КрАЗ-257 с учётом корректировочных коэффициентов
Скорректированный нормируемый пробег
до КР:
(1)
где: - нормативный пробег автомобиля до
КР, км.
км.
Скорректированные нормируемые
пробеги:
(2)
где - нормативная периодичность ТО i-го вида,
км.
Нормативная периодичность ТО-1:
(3)
км.
Нормативная периодичность ТО-2:
(4)
км.
Периодичность выполнения ежедневных
обслуживаний принята равной среднесуточному пробегу:
(5)
км.
1.1.4 Корректирование нормативов с
учётом кратности
Коэффициенты кратности:
(6)
;
(7)
км.
(8)
;
(9)
км.
(10)
;
(11)
км.,
где , , - коэффициенты кратности.
1.1.5 Определение числа КР, ТО на
один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на
один автомобиль за цикл:
(12)
.
Число технических воздействий ТО-2
за цикл на один автомобиль:
(13)
.
Число технических воздействий ТО-1 за
цикл на один автомобиль:
(14)
.
Число ежедневных обслуживаний за
цикл на один автомобиль:
(15)
.
1.1.6 Определение числа ТО на один
автомобиль и весь парк за год
Годовое число ЕО, ТО-1, ТО-2 на весь
парк автомобилей одной модели:
(16)
(17)
(18)
где - коэффициент перехода от цикла к
году;
- списочное число автомобилей, шт.
Коэффициент перехода от цикла к
году:
(19)
Годовой пробег автомобиля:
(20)
где - число дней работы предприятия в
году;
дней;
- коэффициент технической
готовности:
(21)
где - число дней нахождения автомобиля
за цикл в технически исправном состоянии, дней;
- число дней простоя автомобиля в
ТО и ремонтах за цикл, дней.
Число дней нахождения автомобиля за
цикл в технически исправном состоянии:
(22)
дней.
Число дней простоя автомобиля в ТО и
ремонтах за цикл:
(23)
где - простой автомобиля в КР на
авторемонтном заводе, в днях;
- удельный простой автомобиля в ТО
и ТР (табл. 2.10),
;
- коэффициент корректирования
простоев подвижного состава в ТО и ремонтах в зависимости от пробега
автомобилей с начала эксплуатации (табл. 2.8),
.
Простой автомобиля в КР на
авторемонтном заводе:
(24)
где - нормативный простой автомобиля в
КР на авторемонтном заводе (табл. 2.10), в днях,
дня;
- число дней, затраченных на
транспортирование автомобиля из АТП на авторемонтное предприятие и обратно, в
днях.
(25)
дня.
дня.
.
.
.
Годовое количество воздействий на
один автомобиль:
(26)
.
(27)
.
(28)
.
(29)
.
Годовое число плановых воздействий
на весь парк:
(30)
.
(31)
.
(32)
.
(33)
.
1.1.7 Определение суточной программы
(34)
ед.
(35)
ед.
(36)
ед.
(37)
ед.
.2 Расчёт годового объёма работ
.2.1 Выбор и корректирование
нормативных трудоёмкостей
Таблица 3
Модель
|
Ежедневное
обслуживание, ЕО (табл. 2.1), , чел-ч.Техническое обслуживание
№1, ТО-1 (табл. 2.1), ,
км.Техническое обслуживание №2, ТО-2 (табл. 2.1), ,
км.Текущий ремонт, ТР (табл. 2.1), , чел-ч./1000 км.
|
|
|
|
КрАЗ-257
|
0,5
|
3,5
|
14,7
|
6,2
|
Расчётная нормативная скорректированная
трудоёмкость ЕО для подвижного состава:
(38)
где - нормативная трудоёмкость ЕО,
чел-ч.;
- коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его
работы,
;
- коэффициент корректирования
нормативов трудоёмкости технического обслуживания, текущего ремонта в
зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на
автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп
подвижного состава,
.
чел-ч.
Расчётная нормативная
скорректированная трудоёмкость ТО-1 для подвижного состава:
(39)
где - нормативная трудоёмкость ТО-1,
чел-ч.,
чел-ч.
Расчётная скорректированная
трудоёмкость ТО-2 для подвижного состава:
(40)
где - нормативная трудоёмкость ТО-2,
чел-ч.,
чел-ч.
Удельная нормативная
скорректированная трудоёмкость текущего ремонта:
(41)
где - нормативная удельная трудоёмкость
ТР, чел-ч./1000 км;
- коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от условий его эксплуатации,
;
- коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от условий его эксплуатации,
;
- коэффициент корректирования
нормативов удельной трудоёмкости текущего ремонта в зависимости от пробега с
начала эксплуатации,
.
чел-ч./1000 км.
1.2.2 Годовой объём работ по ТО и ТР
Объём работ по ЕО, ТО-1 и ТО-2 за
год:
(42)
чел-ч.
(43)
чел-ч.
(44)
чел-ч.
где , , - соответственно годовое число ЕО,
ТО-1 и ТО-2 на весь парк автомобилей одной модели;
, , - нормативная скорректированная
трудоёмкость соответственно ЕО, ТО-1 и ТО-2, чел-ч.
Годовой объём работ по ТР:
(45)
где - годовой пробег автомобиля, км;
- списочное (инвентарное) число
автомобилей;
- удельная нормативная
скорректированная трудоёмкость ТР, чел-ч./1000 км. пробега.
чел-ч./1000 км.
2. Технологический расчёт автомобиля
ГАЗ-3307
.1 Расчёт производственной программы
по ТО
автомобиль техническое обслуживание
зона
Исходные данные для расчёта производственной
программы для ГАЗ-3307.
Таблица 4
Модель Количество
автомобилей, ,
ед.Среднесуточный
пробег,
,
км.Условия эксплуатации, категорияКлимат
|
|
|
|
|
ГАЗ-3307
|
90
|
240
|
II
|
Холодный
|
2.1.1 Выбор нормативной периодичности
ТО и пробега до КР
Таблица 5
Модель
|
Нормативная
периодичность ТО-1 (табл. 2.1), , км.Нормативная периодичность
ТО-2 (табл. 2.1), , км.Норма
пробега автомобиля (табл.2.2), , км.
|
|
|
ГАЗ-3307
|
4000
|
16000
|
300000
|
2.1.2 Выбор корректировочных
коэффициентов
Коэффициент корректирования
нормативов, учитывающий категорию условий эксплуатации, :
Коэффициент корректирования
нормативов, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его
работы, :
Коэффициент корректирования
нормативов, учитывающий природно-климатические условия, :
- холодный.
2.1.3 Определение пробега автомобиля
ГАЗ-3307 с учётом корректировочных коэффициентов
Скорректированный нормируемый пробег
до КР:
(46)
где: - нормативный пробег автомобиля до
КР, км.
км.
Скорректированные нормируемые
пробеги:
(47)
где - нормативная периодичность ТО i-го вида,
км.
Нормативная периодичность ТО-1:
(48)
км.
Нормативная периодичность ТО-2:
(49)
км.
Периодичность выполнения ежедневных
обслуживаний принята равной среднесуточному пробегу:
(50)
км.
2.1.4 Корректирование нормативов с
учётом кратности
Коэффициенты кратности:
(51)
;
(52)
км.
(53)
;
(54)
км.
(55)
;
(56)
км.,
где , , - коэффициенты кратности.
2.1.5 Определение числа КР, ТО на
один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на
один автомобиль за цикл:
(57)
.
Число технических воздействий ТО-2
за цикл на один автомобиль:
(58)
.
Число технических воздействий ТО-1
за цикл на один автомобиль:
(59)
.
Число ежедневных обслуживаний за
цикл на один автомобиль:
(60)
.
2.1.6 Определение числа ТО на один
автомобиль и весь парк за год
Годовое число ЕО, ТО-1, ТО-2 на весь
парк автомобилей одной модели:
(61)
(62)
(63)
где - коэффициент перехода от цикла к
году;
- списочное число автомобилей, шт.
Коэффициент перехода от цикла к
году:
(64)
Годовой пробег автомобиля:
(65)
где - число дней работы предприятия в
году;
дней;
- коэффициент технической
готовности:
(66)
где - число дней нахождения автомобиля
за цикл в технически исправном состоянии, дней;
- число дней простоя автомобиля в
ТО и ремонтах за цикл, дней.
Число дней нахождения автомобиля за
цикл в технически исправном состоянии:
(67)
дней.
Число дней простоя автомобиля в ТО и
ремонтах за цикл:
(68)
где - простой автомобиля в КР на
авторемонтном заводе, в днях;
- удельный простой автомобиля в ТО
и ТР,
;
- коэффициент корректирования
простоев подвижного состава в ТО и ремонтах в зависимости от пробега
автомобилей с начала эксплуатации,
.
Простой автомобиля в КР на
авторемонтном заводе:
(69)
где - нормативный простой автомобиля в
КР на авторемонтном заводе, в днях,
дней;
- число дней, затраченных на
транспортирование автомобиля из АТП на авторемонтное предприятие и обратно, в
днях.
(70)
дня.
.
.
.
Годовое количество воздействий на
один автомобиль:
(71)
.
(72)
.
(73)
.
(74)
.
Годовое число плановых воздействий
на весь парк:
(75)
.
(76)
.
(77)
.
(78)
.
2.1.7 Определение суточной программы
(79)
ед.
(80)
ед.
(81)
ед.
(82)
ед.
.2 Расчёт годового объёма работ
.2.1 Выбор и корректирование
нормативных трудоёмкостей
Таблица 6
Модель
|
Ежедневное
обслуживание, ЕО (табл. 2.1), , чел-ч.Техническое обслуживание
№1 (табл. 2.1), ТО-1, ,
км.Техническое обслуживание №2, ТО-2 (табл. 2.1), ,
км.Текущий ремонт, ТР (табл. 2.1), , чел-ч./1000 км.
|
|
|
|
ГАЗ-3307
|
0,5
|
1,9
|
11,2
|
3,2
|
Расчётная нормативная скорректированная
трудоёмкость ЕО для подвижного состава:
(83)
где - нормативная трудоёмкость ЕО,
чел-ч.;
- коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его
работы,
;
- коэффициент корректирования
нормативов трудоёмкости технического обслуживания, текущего ремонта в
зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на
автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп
подвижного состава,
.
чел-ч.
Расчётная нормативная
скорректированная трудоёмкость ТО-1 для подвижного состава:
(84)
где - нормативная трудоёмкость ТО-1,
чел-ч.,
чел-ч.
Расчётная скорректированная
трудоёмкость ТО-2 для подвижного состава:
(85)
где - нормативная трудоёмкость ТО-2,
чел-ч.,
чел-ч.
Удельная нормативная
скорректированная трудоёмкость текущего ремонта:
(86)
где - нормативная удельная трудоёмкость
ТР, чел-ч./1000 км;
- коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от условий его эксплуатации,
;
- коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от условий его эксплуатации,
;
- коэффициент корректирования
нормативов удельной трудоёмкости текущего ремонта в зависимости от пробега с
начала эксплуатации,
.
чел-ч./1000 км.
2.2.2 Годовой объём работ по ТО и ТР
Объём работ по ЕО, ТО-1 и ТО-2 за
год:
(87)
чел-ч.
(88)
чел-ч.
(89)
чел-ч.
где , , - соответственно годовое число ЕО,
ТО-1 и ТО-2 на весь парк автомобилей одной модели;
, , - нормативная скорректированная
трудоёмкость соответственно ЕО, ТО-1 и ТО-2, чел-ч.
Годовой объём работ по ТР:
(90)
где - годовой пробег автомобиля, км;
- списочное (инвентарное) число
автомобилей;
- удельная нормативная
скорректированная трудоёмкость ТР, чел-ч./1000 км. пробега.
чел-ч./1000 км.
.3 Определение суммы трудоёмкостей
обоих автомобилей за год
Расчёт трудоёмкости работ зоны ТО-1
может быть выполнен по формуле:
(91)
где - годовое число ТО-1 для 1-го
автомобиля;
- годовое число ТО-1 для 2-го
автомобиля.
чел-ч.
.4 Расчёт фонда рабочего времени
Годовое рабочее время составляет
1780 часов.
2.5 Расчёт численности
производственных рабочих
Находим явочное количество рабочих
; (92)
где Тг - годовой объём работ зоны
ТО-1, чел/ч;
ФТ - фонд рабочего времени за год.
.
Находим штатное количество рабочих:
; (93)
где - штатное количество рабочих;
- годовой фонд времени «штатного»
рабочего.
Принимаем 6 человек.
3. Расчёт площади помещения
Площадь зоны ТО-1 определяется по формуле:
(94)
где - площадь зоны ТО-1;
- площадь, занимаемая автомобилем в
плане, ;
- число постов ТО-1;
- коэффициент плотности, принимаем .
Расчёт числа постов ТО-1:
(95)
где - ритм производства;
-такт поста.
(96)
где - продолжительность смены, ч.
С - число смен;
- суточная производственная
программа по каждому виду ТО и диагностирования.
.
(97)
где - трудоёмкость работ данного вида
обслуживания, выполняемого на посту, чел-ч.;
- время, затрачиваемое на
передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин.;
- число рабочих, одновременно
работающих на посту.
.
Число постов ТО-1:
.
Принимаем 1 пост.
Площадь зоны ТО-1:
.
Принимаем 54 .
4. Выбор оборудования
Таблица 7
№
п/п
|
Наименование,
обозначение, тип, модель оборудования, оснастки
|
Кол-во
|
Модель
|
Техническая
характеристика, м х м
|
Занимаемая
площадь,
|
1.
|
Слесарный
верстак
|
2
|
Ручная
сборка
|
1,2х0,7
|
1,7
|
2.
|
Ларь
для обтирочных материалов
|
2
|
Ручная
сборка
|
1,0х0,6
|
1,2
|
3.
|
Тележка
для транспортировки аккумуляторных батарей
|
1
|
Ручная
сборка
|
0,6х0,6
|
0,36
|
4.
|
Трёхфазная
штепсельная розетка
|
1
|
Универсальная
|
-
|
-
|
5.
|
Передвижной
пост слесаря-авторемонтника
|
2
|
Универсальный
|
1х0,6
|
1,2
|
6.
|
Воздухораздаточные
автоматические колонки
|
2
|
КВ-115М
|
0,5х0,5
|
0,25
|
7.
|
Стеллаж-вертушка
для крепёжных деталей
|
1
|
СТ-216
|
d=1
|
0,8
|
8.
|
Гайковёрты
для гаек колёс
|
2
|
И-318
|
0,2х0,3
|
0,12
|
9.
|
Гидравлический
передвижной подъёмник
|
1
|
П-113
|
Канавный,
0,5х0,5х2
|
-
|
10.
|
Подставка
под ноги для работы в осмотровой канаве
|
1
|
Ручная
сборка
|
1х1,5
|
-
|
11.
|
Ящик
для инструмента и крепёжных деталей
|
1
|
Ручная
сборка
|
0,3х1,5
|
0,45
|
12.
|
Передвижной
пост электрика
|
1
|
Универсальный
|
1,2х0,6
|
0,7
|
13.
|
Установка
для отсоса отработавших газов
|
1
|
ОГ-552
|
d=0,5
|
0,2
|
14.
|
Переходной
мостик
|
1
|
Ручная
сборка
|
1,2х1
|
-
|
Итого:
|
6,98
|
Площадь оборудования:
.
Список литературы
1)
Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
)
Г.М. Напольский, «Техническое проектирование АТП и СТО».
)
В.М. Власов, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
)
И.С. Туревский, «Дипломное проектирование АТП».
5)
В.В. Пойченко, «Справочник. Современные грузовые автотранспортные средства».