Виды работ
|
Распределение объема работ по видам
|
Распределение объема работ по месту выполнения
|
Численность производственных рабочих
|
Число рабочих постов
|
|
|
|
На рабочих постах
|
Расч.
|
Прин.
|
|
|
На рабочих постах
|
РТ
|
РШ
|
|
|
|
%
|
Чел.-ч
|
%
|
Чел.-ч
|
Расч.
|
Прин.
|
Расч.
|
Прин.
|
|
|
Установка автосигнализации
|
42,55
|
3000
|
100
|
3000
|
1,48
|
1
|
1,69
|
2
|
1,39
|
1
|
Установка шумоизоляции
|
25,54
|
1250
|
100
|
1250
|
0,61
|
1
|
0,70
|
1
|
0,58
|
1
|
Тонировка
|
31,91
|
2500
|
100
|
2500
|
1,23
|
1
|
1,41
|
1
|
1,16
|
1
|
Итого
|
100
|
6750
|
-
|
6750
|
3,34
|
3
|
3,81
|
4
|
3,13
|
3
|
Вспомогательные посты - это автомобиле-места,
оснащенные и не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически
вспомогательные операции.
Число вспомогательных постов на участке по установке
сигнализации:
1.6 Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения
В зависимости от конкретных условий могут быть
запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещенные как в
закрытых, так и на открытых площадках.
Автомобиле-места ожидания - это места, занимаемые
автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости
автомобиле-места ожидания могут использоваться для выполнения определенных
видов ТО и ТР. Поэтому расстояния на этих автомобиле-местах между автомобилями,
между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих
постов. Количество автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и
ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост.
Число автомобиле-мест для готовых к выдаче автомобилей
где Nc - суточное число заездов;
ТПР - среднее время пребывания автомобиля
на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (≈ 4 ч.)
ТВ - продолжительность работы участка
выдачи автомобилей в сутки, ч.
1.7 Определение общего количества постов и автомобиле-мест
проектируемой СТО
Общее количество постов - 4 и автомобиле-мест - 3, в
том числе:
· рабочие посты - 3;
· Вспомогательные посты на участке по
установке сигнализации- 1;
· Автомобиле-места ожидания постановки
автомобилей на посты - 2;
· Автомобиле-места хранения - 1
1.8 Определение состава и площадей помещений
Состав и площади помещений определяются размером
станции обслуживания и видами выполняемых работ. На данном этапе площади
рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В
последующем, при разработке вариантов планирования решения СТО, площади
помещений уточняются.
Площади СТО по своему функциональному назначению
подразделяются на:
· производственные (зоны постовых
работ);
· складские;
· технические помещения (компрессорная,
трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и
др.);
· административно-бытовые (офисные
помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.);
· помещения для обслуживания клиентов
(клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей,
туалет и т.п.;
· помещения для продажи автомобилей
(салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.)
Производственная площадь, занимаемая рабочими и
вспомогательными постами, автомобиле-местами ожидания и хранения определяется
следующим образом:
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
X - число постов;
-
коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент
КП представляет собой отношение площади занимаемой автомобилями,
проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в
плане. Значение зависит
в основном от расположения постов. При одностороннем расположении постов КП
= 6 - 7, при двухсторонней расстановке постов КП = 4 - 5.
Площадь
технических помещений может быть принята из расчета 5-10%, а складских 7-10% от
площади производственных помещений.
Площадь
административно-бытовых помещений на одного работающего зависит от размера
станции и примерно составляет для офисных помещений 6 - 8 м2, для
бытовых - 2 - 4 м2.
Площадь, занимаемая рабочими постами на данном этапе расчета (принимаем
одностороннюю расстановку постов):
Площадь, занимаемая вспомогательными постами и автомобиле местами
ожидания и хранения (принимаем одностороннюю расстановку):
Площадь технических помещений принимаем из расчета 7%
от производственной площади:
Складские помещения принимаем из расчета 8% от
производственной площади:
Административные помещения определяем из расчета, что
в них будет работать персонал в количестве 15% от общей численности
производственных рабочих и площади 7 м2 на одного работающего:
Бытовые помещения определяем исходя из общей
численности работающих на СТО (производственные, вспомогательные рабочие и
служащие) и площади 4 м2 на одного работающего:
Общая расчетная площадь помещений СТО:
1.9 Расчет площади территории
На стадии технико-экономического обоснования и при
предварительных расчетах, потребная площадь участка (в гектарах):
где
- площадь
соответственно производственно-складских помещений, административно-бытовых
помещений и открытых площадок для хранения автомобилей, м2;
К3
- плотность застройки территории, %
· расчетная площадь помещений станции -
341 м2
· площадь открытых площадок 9×2 = 18 м2
Площадь участка:
1.10 Определение потребности в технологическом оборудовании
Определение потребности СТО в оборудовании заключается
в выборе необходимого технологического оборудования, оргоснастки (верстаки,
стеллажи, и т.д.) и установлении его количества.
Перечень технологического оборудования устанавливается
на основе выполняемых станцией видов услуг (работ) с учетом соблюдения
сертификационных требований.
При выборе технологического оборудования необходимо
учитывать:
· специализацию и виды выполняемых
работ на постах и участках ТО и ТР (кузовные, окрасочные, диагностические, по
проверке и регулировке тормозов, углов установки управляемых колес, смазочные,
универсальные ТО и ТР и т.д.);
· техническую характеристику и область
применения данного вида оборудования;
· приспособленность его для
автомобилей, заезжающих на ТО и ТР;
· организацию и технологию ТО и ТР на
СТО;
· экономические показатели ТО и ТР и
оборудования (стоимость работ, оборудования, эффективность его использования,
затраты на приобретение и др.);
При подборе оборудования используются различные
справочники, каталоги выпускаемого (продаваемого) оборудования, табели
технологического оборудования и др.
В курсовом проекте производится:
· подбор основного технологического
оборудования (подъемники, диагностические стенды, окрасочно-сушильные камеры,
стапели для правки кузова и т.п.). Результаты подбора приводятся в данном
разделе в ведомости "Основное технологическое оборудование";
· подбор основного технологического
оборудования и оргоснастки для разрабатываемого поста. Результаты подбора
приводятся на планировке поста.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Под рационально организованным технологическим
процессом понимается определенная последовательность работ, обеспечивающих
высокое качество их выполнения при минимальных затратах.
Для рациональной организации ТО и Р на СТО необходимо:
· применение технических,
технологических и учетных документов;
· использование технических условий и
технологических карт;
· организация рабочих мест и отладка на
них.
В целях обеспечения выполнения установленного перечня
и трудоемкости работ ТО и Р на конкретном посту и соблюдения расчетной
продолжительности простоя автомобиля используют технологические карты.
Технологические карты отражают: порядок проведения
операций; применение определенного оборудования, приспособлений и инструмента;
применение необходимых материалов; выполнение работ исполнителями
соответствующей профессии и квалификации. Технологические карты служат
средством синхронизации загрузки рабочих постов. С помощью технологических карт
можно корректировать технологический процесс путем: перераспределения групп
работ по постам с учетом их трудоемкости и специализации; расчленения некоторых
групп работ на отдельные операции и совмещения их с другими операциями.
Технологические карты могут быть: операционно-технологическими; постовыми.
Операционно-технологические карты представляют собой перечень операций,
составленной в определенной технологической последовательности по агрегатам,
узлам и системам автомобиля. Постовые карты - это те же
операционно-технологические карты, в которых перечень и последовательность
операций скорректированы в соответствии со схемой расстановки исполнителей и
методом организации производства.
2.1 Организация работ на специализированных участках
.1.1 Участок по установке автосигнализации
Участок на СТО по установке автосигнализации
предназначен для защиты автомобиля от угона. На этом участке осуществляют
установку автосигнализации с обратной связью и автозапуском, а также и демонтаж
сигнализации. Установка автосигнализации с обратной связью предусматривает:
· заблаговременный запуск работы
двигателя, обеспечивая прогрев салона в холодное время года.
· рациональное использование
аккумулятора при минусовой температуре.
Установка автосигнализации с автозапуском позволяет
дистанционно завести и заглушить двигатель автомобиля.
Демонтаж автосигнализации заключается:
· в снятии старой сигнализации и ее
замене, для улучшения противоугонной защиты автомобиля;
· при поломке и ее ремонте.
Участок по установке автосигнализации обеспечивается
технологическими картами на основные виды работ и технологическим
оборудованием:
. Отвертка крестовая для снятия панелей2. Ключ или
головка на 10 с воротком тоже для снятия некоторых элементов панелей3. Нож для
зачистки проводов4. Чёрная изолента5. Не толстый черный поролон (для
обёртывания блока сигнализации чтоб не гремел по кочкам) 6. Мультиметр
(замерить наличие напряжения, замерить наличие проводимости).
.Сигнализация с инструкцией.
.1.2 Участок по установке шумоизоляции
Участок шумоизоляции предназначен для:
· уменьшения степени проникновения посторонних звуков в салон
автомобиля;
· снижения уровня шумов различного происхождения;
· создание комфорта для водителя и пассажиров;
· уменьшения вибронагрузки;
Общий технологический процесс включает:
· полная разборка салона;
· укладка вибро-шумоизоляционных материалов;
· борьба с внутрисалонными скрипами;
· сборка салона и проверка качества обработки.
2.2 Вспомогательные отделения и службы
Кроме основных производственных участков и отделений,
где выполняются работы непосредственно по ТО и ТР, на СТО необходимо иметь
вспомогательные службы, к которым относятся:
· тепловой узел;
· трансформаторная подстанция;
· склад запчастей и материалов с
инструментальной раздаточной кладовой.
Компрессорное отделение предназначено для обеспечения
производственных участков СТО сжатым воздухом. Склад запчастей и материалов по
своему функциональному назначению и по территориальному расположению занимает
на СТО центральное место и должен иметь удобный подъезд для загрузки, хорошую
связь в первую очередь с зоной постов ТО и ТР, с агрегатно-механическим,
кузовным и с другими производственными участками непосредственно или через
промежуточные кладовые.
2.3 Организация технического контроля
Технический контроль (ТК) - это проверка соответствия
процессов, от которых зависит качество работ и услуг, установленным техническим
требованиям.
Конечным результатом производственной деятельности СТО
являются услуги, которые можно рассматривать как определенный вид продукции.
ТК является составной частью производственного
процесса обслуживания и ремонта автомобилей на СТО. Он представляет собой
совокупность контрольных операций, проводимых на всех стадиях производственного
процесса - от приемки автомобиля до выдачи его заказчику после выполнения работ
по ТО и ТР.
Цель ТК - воспрепятствовать выдаче заказчику (или для
выполнения последующих операций) автомобилей и агрегатов с наличием брака (рис.
1)
Рисунок
1 - схема формирования качественного выполнения услуг на СТО
Методы контроля, используемое оборудование, приборы и приспособления, а
также значения контролируемых параметров приводятся в соответствующих картах и
технических условиях на выполнение работ по ТО и ТР автомобилей.
В зависимости от места в технологическом процессе ТК делят на:
· входной;
· операционный (текущий);
· приемочный (окончательный).
Входной контроль заключается в определении дефектов, составлении перечня
необходимых работ и определении рациональной технологической последовательности
их выполнения. Организуется на постах приемки автомобилей. Операции контроля
выполняются приемщиком.
Операционный контроль состоит в проверке и оценке качества выполнения
предварительных операций (работ) и определении возможности передачи автомобиля
(агрегата) для выполнения последующих операций (работ). Организуется на
производственных участках и в цехах на СТО. Выполняется мастерами
(контролерами) ОТК, мастерами участка и бригадирами.
Приемочный контроль заключается в определении качества и объема
выполненных работ. Организуется на производственных участках и постах выдачи.
Служба ТК может быть организована в форме:
· ОТК - на крупных СТО;
· функции ОТК возлагаются на технического руководителя СТО и
подчиненных ему лиц из числа производственного персонала - на средних СТО;
· функции ОТК исполняются старшим мастером производства - на
малых СТО.
3. ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ СТО
станция технический обслуживание автомобиль
В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного
процесса, состав помещений, конструктивная схема здания, а также
противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным
зонам и участкам.
Прежде, чем приступать к разработке планировочного решения станции
обслуживания, рекомендуется предварительно составить экспликацию
производственных, складских, технических, административных, бытовых и других
помещений с указанием площадей, принятых по результатам технологического
расчета и категории производства по взрывопожарной и пожарной опасности.
Затем, зная общую площадь помещений (здания), выбирается сетка колонн,
строительная схема и габаритные размеры здания. Следует отметить, что при
строительстве СТО используются железобетонные и металлические конструкции
зданий, как из типовых, так и индивидуальных строительных элементов.
По принятой строительной схеме прорабатываются строительные варианты
компоновочного решения планировки помещений станции обслуживания с учетом
основных требований (технологических, противопожарных и
санитарно-гигиенических).
При планировке площади отдельных участков, складов и других помещений
могут несколько отличаться от расчетных, но не более чем ±10%.
4.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Достижение конкретных целей и задач, поставленных в проекте, возможно
различными техническими решениями, имеющими, как правило, разные экономические
результаты.
Расчет капитальных вложений и эксплуатационных затрат производится
укрупненно на стадии предпроектной подготовки проектного решения СТО на основе
удельных показателей, полученных в результате анализа реальных проектов и
функционирования действующих предприятий автосервиса.
Как известно, затраты инвестора при организации СТО делятся на две группы
- единовременные и текущие (эксплуатационные).
В состав единовременных затрат входят затраты на строительство зданий,
сооружений, прокладку инженерных коммуникаций, технологическое оборудование и
др.
Стоимость 1 м2 площади помещений с учетом затрат на
коммуникации может быть принята от 8000 - 12000 рублей для зданий, выполненных
из быстровозводимых конструкций, и 17000 - 22000 рублей для зданий из
железобетона.
Затраты на приобретение и монтаж технологического оборудования могут быть
приняты в пределах 220000 - 460000 рублей на 1 рабочий пост (меньшие значения
для оборудования отечественного производства). В эти суммы включены затраты на
оснащение производственных участков и затраты на монтаж оборудования.
Таблица 7 - Расчет единовременных
затрат (по разработанной планировке площадь помещений - 201 м2,
число рабочих постов 3)
№ п./п.
|
Наименование затрат
|
Единица измерения
|
Принятые удельные затраты
|
Абсолютные затраты, руб.
|
1
|
Строительство здания станции с коммуникациями
|
Руб./м2
|
10000
|
201×10000=2010000
|
2
|
Технологическое оборудование с монтажом
|
Руб./пост
|
360000
|
3×360000=1080000
|
Итого:
|
3900000
|
Таблица 8 - Расчет текущих затрат за год
Одним из важнейших показателей проекта является срок окупаемости
единовременных вложений. Чем он меньше, тем эффективнее используются инвестиции
в организацию предприятия. В настоящее время срок окупаемости до 3 - 4-х лет
является вполне приемлемым. Для расчета срока окупаемости предварительно
необходимо определить доходы и прибыль станции технического обслуживания.
Доход СТО за год (в руб.)
где Т - годовой объем работ, нормо-ч;
Н - стоимость нормо-часа, руб.
Необходимо иметь в виду, что необоснованное увеличение или уменьшение
стоимости нормо-часа может отрицательно отразиться на эффективности СТО.
В курсовом проекте стоимость нормо-часа устанавливается исходя из
сложившихся в настоящее время расчетных величин: для отечественных автомобилей
- 250 - 500 руб., для автомобилей иностранного производства - 500 - 1000 руб.
Примем стоимость нормо-часа Н = 750 руб. При этом доход станции за год
составит:
Прибыль за год (в руб.):
где Р - текущие затраты за год в рублях.
Рентабельность предприятия от выполненных работ
Чистая прибыль без налогов (в руб.)
где НП - действующая ставка налога на прибыль, %.
Эффективность проекта оценивается следующим образом. Определение реальной
ценности и срока окупаемости проекта производится с учетом дисконтирования,
т.е. приведения экономических показателей разных лет к сопоставимому во времени
виду с помощью коэффициентов дисконтирования, основанных на формуле сложных
процентов.
Предварительно рассчитаем дисконтируемый доход:
где А - величина амортизации зданий, сооружений и оборудования, руб; Кд -
коэффициент дисконтирования, который принимается для: первого года работы -
0,77; второго - 0,59; третьего - 0,46 и четвертого года работы - 0,35. Реальная
ценность проекта (в руб.) рассчитывается по годам:
1-й
год
-й
год
-й
год
-й
год
где
ЕДЗ - величина единовременных затрат, руб.
Таблица
9 - Показатели работы станции при единовременном вводе мощностей
Показатели
|
Годы
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Единовременные затраты, руб.
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Текущие затраты, руб.
|
0
|
|
|
|
|
Доход, руб.
|
0
|
5062500
|
5062500
|
5062500
|
5062500
|
Прибыль, руб.
|
0
|
|
|
|
|
Прибыль после налогообложения, руб.
|
0
|
|
|
|
|
Коэффициент дисконтирования
|
1
|
0,77
|
0,59
|
0,46
|
0,35
|
Чистый дисконтированный доход, руб.
|
0
|
|
|
|
|
Реальная ценность проекта, руб.
|
-
|
|
|
|
|
Как видно из табл. 9, при единовременном вводе мощностей и неизменных
величинах дохода и текущих затрат по годам проект окупит себя на второй год
после ввода в эксплуатацию. Значение срока окупаемости в 2 года является
привлекательным для инвестора в то время как его увеличение свидетельствует о
несоответствии размера инвестиционных вложений ожидаемым
экономическим результатам. В этом случае необходимо провести
корректировку принятых ранее технологических решений и вновь определить
экономическую эффективность проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное СТО является достаточно современным, имеется три поста с хорошим
современным оборудованием, предусмотрены зоны и участки, которые позволяют
производить установку дополнительного оборудования на автомобили.
СТО располагается в удобном районе, число работающих автосервисных
предприятий невелико. Потенциальные клиенты - владельцы легковых автомобилей
зарубежного и отечественного производства
Учитывая количество конкурирующих СТО занимающихся установкой
дополнительного оборудования в данном районе можно предположить, что не менее
30% населения этого района, имеющих легковые автомобили, будут обслуживаться на
этом СТО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автосервис: станции технического обслуживания
автомобилей: Учебник / Грибут И.З., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др. / Под ред.
В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 480 с
2. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С. Маслов А.А. Гаражи и
станции технического обслуживания автомобилей. -М.: Транспорт, 1980 - 210 с.
. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на
транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев -
М.:Академия 2004.-288с.
. Буянов В.В. Метод определения рационального
количества постов станций технического обслуживания автомобилей, принадлежащих
гражданам. - В кН.: Экономика и организация автомобильного транспорта и
дорожного строительства. - Омск: ОмСХИ им. Кирова, 1972, с. 39-45 (Тр. МАДИ,
вып. 50)
. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию
автомобилей" (утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990 г. N
ВА-15/10 - М.: Издательство стандартов, 1990. - 17 с.