<#"701481.files/image006.gif">
Рис.
4 Регионы Таиланда
Центральный
Таиланд
Это район обширных плодородных равнин, лежащих частично ниже уровня моря
и образованных долиной реки Чаопрайи, её притоками и рукавами, а также
прилегающий к ним предгорный пояс. Здесь сконцентрирована основная часть
населения, занимающаяся в основном земледелием - выращиванием риса и фруктов.
Центральный Таиланд стал колыбелью развития рисоводческой цивилизации. Именно
здесь расположена большая часть промышленных предприятий, здесь производится до
трети сельскохозяйственной продукции Таиланда, имеется хорошо развитая
транспортная сеть, здесь располагается и один из крупнейших мегаполисов мира,
столица Таиланда - Бангкок.
Это современный промышленный мегаполис с населением до 12 млн человек и
большим количеством промышленных предприятий всех отраслей, торговым портом и
главным железнодорожным и автомобильным узлом страны. Бангкокская равнина
начинается на севере там, где реки Пинг и Нан, сливаясь, образуют Чаопрайю.
Также на Бангкокскую равнину спускается река Пасак, берущая начало на плато
Корат. Равнина также дренируется двумя реками - Меклонгом и Прачинбури. К самым
краям равнины подступают низкие холмы, за которыми на небольшом расстоянии
возвышаются крутые горы. К западу от равнины, по берегам реки Супханбури,
тянутся невысокие холмы, разделенные широкими равнинами. Ежегодно в половодье
многочисленные реки и ручьи покрывают равнину новым слоем ила.
По крайне мере раз в год, чаще всего в октябре - ноябре, почти вся
Бангкокская равнина скрывается под водой, превращаясь в огромное пресноводное
озеро, над поверхностью которого высятся стволы пальм и свайные постройки
деревень. Индустриализация во многом изменила облик Центрального Таиланда за
последние 30-40 лет. Здесь никогда не было больших лесных массивов, а за
последнее время исчезли и те леса, которые ещё сохранились. Сегодня лесом
покрыты только горные районы провинций Ратчабури - на границе с Мьянмой,
Чантхабури и Трат - на границе с Камбоджей.
Восточное побережье
Охватывает несколько провинций - Трат, Чантбури, Районг. На севере оно
достигает холмов и гор, на западе и юге доходит до Сиамского залива и на
востоке до границы с Камбоджей. Сильно изрезанное побережье залива окаймлено
скалистыми островами, поросшими лесом, а многочисленные реки, текущие на юг,
образуют мангровые болота. Вдоль побережья тянутся пляжи с белым песком.
Восточное побережье популярно прежде всего благодаря курортной зоне в провинции
Чон Бури: здесь расположен самый популярный туристический город Паттайя. Однако
в этом же регионе в провинции Районг расположен один из крупнейших в
Юго-Восточной Азии торговых портов - Лаем-Чабанг, и целый ряд «зон экспортного
производства» - свободных экономических зон, в которых разместили свои производства
гиганты индустрии, такие, как «Мишлен», «Мицубиси», «Форд», «Дженерал Моторс» и
другие. Все предприятия в этом районе изначально строились с учетом
экологических нужд, и поэтому соседство с промышленными объектами практически
не отражается на курортной зоне.
Северный Таиланд
Этот район страны с его горными хребтами и плодородными горными равнинами
до сих пор называют Ланна по названию независимого и мощного королевства,
существовавшего здесь вплоть до второй половины XIX века. Топографически север
страны и часть северо-востока - это горы (общие с Китаем, Мьянмой и Лаосом) и
горные долины, самая южная из них - плато Корат на северо-востоке, доходящее
почти до Бангкока, и составляющее около трети территории. Волнообразная
поверхность плато Корат испещрена невысокими холмами и мелкими озёрами. В
дождливый период значительные пространства здесь затопляются, но в засушливое
время года этот край страдает от недостатка влаги. Высочайшей точкой Таиланда
является гора Дой-Интханон (2576 м) в горном массиве на западной границе. На
севере горы покрыты лесами, состоящими из деревьев ценных пород, а в долинах
благодаря более сухому климату и благоприятному температурному режиму в
изобилии выращиваются «северные» виды фруктов и овощей, не прижившиеся нигде
больше на территории страны: картофель, яблоки, клубника. Эти культуры стали
выращивать здесь сравнительно недавно, во многом в результате совместной
программы ООН и правительства Таиланда по замене опиума на другие виды
сельхозпродукции, приносящие стабильный денежный доход. Программа реализуется
под патронажем королевской семьи и лично Его Величества Пумипона Адульядета.
Здесь развита и деревообрабатывающая и горнодобывающая промышленность, а также
народные промыслы и сувенирное производство.
Северо-Восточный Таиланд
Эта часть страны представляет собой горное плато Корат, находящееся на
высоте 300 м над уровнем моря, населенное преимущественно этническими лао.
Из-за частых засух и наводнений, а также из-за тонкого слоя плодородной почвы,
это самый бедный регион страны. Тем не менее, он же, наряду с центральными
равнинами, - рисовая житница страны, а также район, производящий на экспорт
знаменитый «жасминовый» рис. Здесь, в Исане, как иначе называется эта
территория, требуется значительно больше усилий для выращивания урожая, чем в
центре страны, однако в Исане собирают два урожая в год, добиваясь этого более
интенсивным трудом и широким применением удобрений. Второе после рисоводства
занятие населения - разведение пресноводной рыбы и пресноводных креветок. В
последние десятилетия в Исане развивается и промышленность, больше -
текстильная и пищевая, однако есть и предприятия тяжелой индустрии.
Южный Таиланд
Этот регион представлен полуостровом Малакка. Береговую зону здесь
образуют равнины, а осевую часть представляют горы. Между горами находятся
небольшие, сильно расчлененные долины. По особенностям рельефа, климата, а
также по этническому составу населения Восточное побережье сильно отличается от
Западного побережья. Оно имеет почти ровное и правильное очертание, здесь имеется
всего лишь несколько бухт, но зато много тянущихся на большие расстояния
пляжей. Кроме того, далеко вглубь полуострова вдаются долины и котловины
нескольких рек. Севернее Сонгкхлы расположено большое внутреннее море-озеро
Тхалелуанг. Западное побережье полуострова имеет менее правильные очертания и
сильно изрезано эстуариями рек, оно также изобилует островами, но пляжей здесь
мало. Горы во многих местах подходят к морю, и береговая линия, как правило,
очень узка. Имеется множество мангровых болот, а побережья рек напоминают
затопленные долины. Этот регион страны населен как собственно тайцами, так и
народностями малайского происхождения. Большая часть юга покрыта лесистыми
холмами, перемежающимися с плантациями тропических фруктов и каучуковых деревьев.
Из промышленности здесь наиболее развита пищевая - переработка и заморозка
морепродуктов. Юг привлекает значительное количество туристов: если подсчитать
длину всех пляжей на посещаемых туристами островах, то их суммарная длина
перевалит за три тысячи километров. Среди российских туристов популярны острова
Пхукет и Самуи.
1.2 История
формирования государства и современная политическая ситуация
Королевство Таиланд (на языке таи - Пратет-Таи) (до 1939 года и в 1945-48
годах - Сиам). Слово «тхай» означает «свобода», название вполне себя
оправдывает: Таиланд - единственная страна Юго-Восточной Азии, сохранившая
независимость (никогда не была колонией!), в то время как все соседние страны
были колониями Франции или Великобритании.
Древнейшей цивилизацией Таиланда считается цивилизация Мон в центральной
части страны, которая привнесла буддистскую культуру из Индии. В XII веке она
столкнулась с кхмерской культурой, двигавшейся с востока, и с культурой
Шривиджайа из Суматры, движущейся на север, а также с культурой тайского
государства Нан Чао, находившемся на месте нынешнего южного Китая,
мигрировавшей на юг. В XIII веке проникшие с севера тайские племена заселили
страну и слились с монами; возникло первое крупное тайское государство. Тайские
князья создали первую сиамскую столицу в Сукхотай, которая была затем
перенесена в Чиангмай, а позже в Аюттхая.
Сиамская монархия окончательно оформилась в XV веке.
Бирманцы завоёвывали Сиам и в XVI и XVIII веках, захватывая Чиангмай и
разрушая Аюттхаю. Тайцы отразили нападения бирманцев и перенесли столицу в
Тхонбури. В 1782 году король Рама I основал правящую поныне династию Чакри, и
столица была перенесена в Бангкок.
В XIX веке Сиам оставался независимым, твёрдо отвергая притязания одной
европейской державы за другой. В конце XIX - начале XX веков проведены
крестьянская и другие реформы. В 1932 году путем мирного переворота страна была
преобразована в конституционную монархию, и в 1939 году Сиам переименован в
Таиланд. Во время Второй Мировой Войны тайское правительство разрешило японским
войскам оккупировать Таиланд. После войны доминирующую роль в Таиланде играли
военные, и стране пришлось пережить более двадцати переворотов, в промежутках
между которыми происходили кратковременные эксперименты с демократией. После
демократических выборов в 1979 году последовал длительный период стабильности и
процветания после того, как власть перешла из рук военной в руки деловой элиты.
В феврале 1991 года в результате военного переворота (17-го по счету
после 1932 года) было свергнуто правительство Чатичай, но кровавые демонстрации
в мае 1992 года привели к восстановлению гражданского правительства с Чуан
Ликпаем во главе. Коалиционное правительство было распущено в 1995 году после
скандала с земельной реформой, но пришедший на смену премьер-министр Банхарн не
исправил положение. Прозванный прессой «ходячим банкоматом», он был вынужден
подать в отставку через год после серии скандалов, связанных с коррупцией.
Бывший генерал и заместитель премьер-министра Чавалитт Йонгчайюдх возглавлял
правительственную коалицию до конца 1997 года, когда бразды правления снова
перешли в руки Чуан Ликпай.
В 1997 году таиландский бат значительно упал, что привело к
стремительному развалу экономики страны (также как и других южно-азиатских
стран). В августе Международный Валютный Фонд выступил с пакетом решительных
мер, направленных на восстановление экономики, которые хотя и значительно
замедляли рост производства и тяжелым бременем ложились на плечи беднейших
слоев населения, кажется, все же смогли изменить положение к лучшему к началу
1998 года. К началу нового века экономика Таиланда прекратила свободное
падение, но процесс преобразований ещё только начался. Налицо искреннее
стремление искоренить коррупцию, но живущие в нищете широкие слои населения
устали от обещаний и агитаций за новые реформы.
В 2000 году Тхаксин Шинаватра и его партия «Тайцы любят тайцев» победили
на всеобщих выборах в стране. Новый лидер Таиланда популярен, но он был замешан
в скандале, связанном с фальсификацией декларации о доходах, который мог стоить
ему поста премьер-министра. Такие противоречия дают основание тайским циникам
утверждать, что сколько бы раз ни происходила смена правительства, ничего не
изменится. Широко распространённая покупка голосов и повсеместная коррупция -
это насмешка над демократией. И пока это существует, претензии Таиланда на
демократический статус и политическую стабильность останутся призрачными.
Относительно молодая тайская партия Тай Рак Тай («Тайцы любят тайцев»),
возглавляемая Тхаксином Шинаватра, выступила как главная сила на политической
арене Таиланда, и многие члены парламента вступили в её ряды. Во время
парламентских выборов (январь 2001 года), Тай Рак Тай вытеснила демократов во
главе с премьер-министром Чуан Ликпаем и сформировала новое коалиционное
правительство после первых выборов по новой конституции, направленной на борьбу
с фальсификацией результатов выборов.
сентября 2006 года мировые информационные агентства передали информацию о
военном перевороте в Таиланде, в то время как местные телеканалы оказались
захвачены и прекратили трансляцию.
Премьер-министр Тхаксин Шинаватра, находясь на сессии Генеральной
Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, объявил в стране чрезвычайное положение и призвал
военных прекратить незаконные маневры. Захватив основные правительственные
объекты, путчисты объявили о своей лояльности королю. В январе 2008 года
военные передали власть новому правительству, во главе с премьер министром
Самаком Сундаравеем.
В конце августа - начале сентября 2008 года в столице Таиланда прошли
демонстрации и столкновения между сторонниками и противниками правительства
Сундаравея. После смещения Самака Сундаравея по решению суда, король утвердил в
должности премьер-министра Сомчая Вонгсавата.
В конце 2012 года оппозицией была предпринята попытка начать очередные
массовые акции протеста в Бангкоке против нынешнего правительства, но в тот же
день последовала немедленная реакция правительства, с последующим объявлением
комендантского часа в трех районах столицы Таиланда, силы полиции были
приведены в полную боеготовность. На сегодняшний день обстановка в Таиланде
относительно спокойная.
Большинство населения Таиланда относятся к тайской группе (75-80 %) и
исповедуют буддизм 94,6 %. Примерно две трети из тайской группы - тайцы, треть
- лао. В регионе Исан процент лао намного выше, во многих районах они
составляют большинство населения. Большинство тайцев и лао исповедуют буддизм.
На юге проживают малайцы, в большинстве исповедующих ислам, для большинства из
них родным языком является яви.
У
границы с Мьянмой живут карены, мяо и моны, у которых распространено
христианство, у таиландско
<#"701481.files/image007.gif">
Рис. 5. Протяженность и густота железных дорог Ю-В Азии.
В Юго-Восточной Азии Таиланд по длине путей уступает Индонезии, а по
густоте ж/д путей - Вьетнаму (рис. 5). Длина железнодорожного полотна равна
4071 км (без учета городского рельсового транспорта в Бангкоке), а густота -
7.8 км путей на 1000 кв. км.
Центром основной железнодорожной сети государства является Бангкок.
Главной пассажирской станцией является вокзал Хуалампхонг, являющийся конечной
точкой большинства маршрутов. Крупнейшей грузовой станцией (при которой также
размещено локомотивное депо) является узловая станция Бангсы. Линии,
расходящиеся от Бангкока, группируются в четыре «куста» по охватываемым ими
направлениям: Северная линия, Северо-восточная линия, Восточная линия и Южная
линия (рис. 5). Многие районы Таиланда лишены железнодорожного сообщения. На
протяжении последнего десятилетия строительство новых путей практически не
ведется.
Рис. 6. Железные дороги Таиланда
Вся сеть железных дорог находится под управлением компании
Государственные железные дороги Таиланда.
Линии в основном однопутные; в окрестностях Бангкока сосредоточено
большинство из 295 км двухпутных и все 106 км трёхпутных линий. Помимо основной
железнодорожной сети имеется несвязанная с нею Мэкхлонгская железная дорога,
также приходящая в Бангкок.
В локомотивном парке в основном тепловозы. В пригородном и городском
сообщении курсируют трёхвагонные электропоезда производства Siemens. Основные
направления развития: строительство новых линий, модернизация подвижного
состава, устройств СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка) и связи,
реконструкция пути, мостов и других искусственных сооружений, электрификация
сети.
Ключевую роль в системе внутреннего транспорта страны играют
автомобильные дороги. Суммарная длина автомагистралей страны составляет 180 053
км (30-е место в мире), (включает 450 км скоростных автомагистралей), причем
все дороги с твердым покрытием. Надо отметить, что до 2008 года длина автомагистралей
составляла всего 57403 км, две трети дорог были построены в 2007-2008 годах. В
регионе Таиланд уступает по длине дорог Индонезии и Филиппинам, но значительно
превосходит Индонезию по густоте автодорог. Для Таиланда она равняется 350 км
на 1000 кв. км.
Рис.7 Длина и густота автомобильных дорог в странах Юго-Восточной Азии.
Наибольшей густоты автодорожная сеть достигает в центральной части
страны. Здесь же пролегают практически все скоростные автомагистрали Таиланда,
лишь одна ветка отходит в северо-восточном направлении.
Огромную роль в развитие туризма Таиланда играет авиационный транспорт.
Страна располагает значительной сетью аэродромов различного класса и
назначения. На конец 2013 года в Таиланде имелось 106 аэропортов (58-е место в
мире). 65 из них имели твердое покрытие взлетно-посадочной полосы, 41 -
грунтовое. 11 аэропортов имеют международные терминалы.
Крупнейшие аэропорты расположены в Бангкоке, Паттайе, на островах Пхукет
и Самуи (см. рис. 13). Из России совершаются полеты авиакомпаниями ТрансАэро,
Аэрофлот и Туркменские авиалинии.
Рис. 8 Количество аэропортов в некоторых странах Азии.
В Юго-Восточной Азии Таиланд значительно уступает по числу аэропортов Индонезии
и Филиппинам, имеет примерно одинаковое количество аэропортов с Малайзией и
значительно превосходит своих остальных соседей.
Также весьма важен как для развития туризма, так и для всей экономики
водный транспорт.
Рис. 9 Порты Таиланда.
В Таиланде 19 портов располагается на Тихоокеанском побережье и 4 на
побережье Индийского океана. Также весьма важны два порта на реке Меконг (см.
рис. 9). Крупнейшие порты: Бангкок, Лаем Чабанг, Прачуб Хири Хан.
Таиланд занимает 25-е место в мире по протяженности речных путей - 4000
км. По этому показателю в регионе он уступает Индонезии, Вьетнаму, Мьянме,
Малайзии и Лаосу (рис. 10). Доступно паромное сообщение между сотнями островов
и материком, так же как через судоходные реки, таково как Менам-Чао-Прая и Мэй
Хонг (Меконг). Есть много международных паромов.
Инфраструктура
Рис. 10 Длина водных путей
Таким образом, главную роль во внутреннем транспорте играет автомобильный
транспорт, а железнодорожный развит недостаточно хорошо. Также для страны
весьма важна развитая система авиационного и водного транспорта.
Глава 2. Роль туризма
в экономике Таиланда
.1
Социально-экономические факторы развития туризма Таиланда
На развитие туризма в Таиланде оказывают влияние различные факторы (рис.
11). Их значение различно: есть как положительные, так и отрицательные моменты.
Рисунок 11. Факторы, влияющие на развитие туризма в Таиланде
Помимо благоприятных природно-климатических условий, рассмотренных в 1-й
главе, Таиланд - страна с богатой, веками складывающейся культурой. Именно это
привлекает большое число туристов со всего мира. Также страна является одним из
центров международного религиозного туризма - в королевстве огромное количество
буддистских монастырей.
Отельная индустрия в Таиланде - одна из старейших в регионе. История
тайского гостиничного дела началось в апреле 1855 года. В этом году Король
Сиама Монгкут Рама IV и четвертый губернатор Гонг-Конга Сэр Джон Боуринг
подписали так называемый Договор Боуринга (Bowring Treaty).
С тех пор индустрию гостеприимства в Таиланде можно условно разделить на
две большие части. Первую и самую многочисленную часть составляют прямые или
косвенные сторонники заморского управления. Во второй части сосредоточены
предприятия со стопроцентно тайским владельцем и менеджментом. Это важное
разделение нужно в любом случае иметь в виду.
В дополнение к этому, отели с заморским управлением делятся на две
неравномерные подгруппы:
· отели, оперирующие под чужим зонтом или сетевые гостиницы,
· частные предприятия индустрии гостеприимства с наемным
иностранным менеджментом.
Туристу всегда стоит обращать внимание на наличие или отсутствие в отеле
иностранного менеджера. Иностранный менеджмент обеспечивает любому тайскому
отелю (за незначительными исключениями, когда иностранный менеджер попал в
отель случайным образом) настоящий европейский уровень сервиса, если не лучше.
Начало массового туризма в Таиланде можно отнести к 1960-м годам, когда
страна играла роль тыла для американских солдат, которые воевали во Вьетнаме.
Здесь располагались крупные военные базы, а также места для отдыха и рекреации
военнослужащих США, находящихся в отпуске. С конца 1960-х годов на юге Таиланда
началось массовое строительство отелей трехзвездочного уровня, баров, массажных
салонов и сопутствующей туристической инфраструктуры. Одновременно с этим,
начали открываться многочисленные туристические агентства, которые устраивали
экскурсии к важнейшим достопримечательностям. Солдаты, вернувшиеся домой после
войны, возвращались в Таиланд вместе с семьями и проводили здесь свои отпуска.
На развитие туризма важное влияние оказывают внешнеэкономические факторы:
Таиланд находится на пересечении важных морских путей и имеет выход к двум
океанам.
У королевства не очень выгодное геополитическое положение. Как сам
Таиланд, так и близлежащие страны (Индонезия, Филиппины) отличаются
политической нестабильностью. Туристы чувствуют себя в стране недостаточно
безопасно и поэтому их число недостаточно высоко. Государственный переворот в
Таиланде в 2006 году и последовавший за ним политический кризис 2008-2010
годов, вылившийся в открытые столкновения, негативно сказался на туризме в
стране. Так, продолжающиеся столкновения между правительственными силами и
демонстрантами-оппозиционерами в Бангкоке оказывают весьма негативное влияние
на индустрию туризма Таиланда. Хотя протесты митингующих и были ограничены
несколькими районами Бангкока и ни один турист не пострадал, атмосфера нестабильности
отпугивает людей от посещения Таиланда. Особенно сильное сокращение притока
туристов началось с апреля, когда протесты перестали быть мирными и вылились в
кровопролитное противостояние. Заполняемость отелей в Бангкоке сократилась на
40-50 процентов, четыре крупнейших торговых центра были вынуждены закрыться. По
предварительным подсчетам, каждый день митингов обходится бизнесу Бангкока в 30
миллионов долларов.
Ещё одним негативным фактором развития туризма является близость страны к
очагам возникновения новых эпидемиологических заболеваний. Вспыхивающие в
последние годы эпидемии атипичной пневмонии, а затем и птичьего гриппа вынудили
правительство ограничить посещение Таиланда жителями соседних азиатских стран,
да и поток туристов из дальнего зарубежья несколько сократился.
Наличие дешевых трудовых ресурсов привело к более низким ценам в стране
по сравнению с государствами Европы и Северной Америки и, следовательно, к
более высокой ценовой конкурентоспособности туристских услуг.
Эти выводы подтверждает и индекс конкурентоспособности сектора
путешествий и туризма. Согласно ему, Таиланд в 2009 году находился на 39 месте
в мире, улучшив аналогичный показатель за 2008 год на три позиции. Страна имеет
4.4 балла из 7 возможных. Согласно исследованию у королевства высокие позиции
по таким показателям, как то: приоритетность туризма, ценовая
конкурентоспособность, наличие человеческих, культурных и природных ресурсов, а
также близость к мировым центрам туризма.
В то же время у Таиланда недостаточно развиты IT-технологии и одно из
самых низких мест в мире по безопасности туризма. Также, несмотря на все
принимаемые меры, у страны всё ещё недостаточно высокий уровень экологической
устойчивости.
Итак, Таиланд обладает целым комплексом условий, как то климатические, культурно-исторические,
трудовые, способствующих эффективному развитию туризма в стране. Но в то же
время, страна имеет и целый ряд проблем, прежде всего в сфере безопасности,
тормозящих развитие отрасли и нуждающихся в скорейшем решении.
2.2
Современное развитие туризма Таиланда
Индустрия туризма в Таиланде - одна
из самых активно развивающихся отраслей хозяйства. В 2008 году ВВП индустрии
туризма составил 17.3 млрд. $, что составляет 6.4% от ВВП. Вместе с доходами от
смежных отраслей эта цифра возрастает до 38.3 млрд. $ и до 14.1%
соответственно.
В туризме и смежных с ним отраслях
занято 3.9 млн. человек, что составляет 10% всего работоспособного населения
страны.
В 2007 году страну посетило 14.5 млн. туристов, доходы от которых
составили 15.6 млрд. $.
Анализ динамики показателей туристской индустрии показывает рост
прибывших в страну туристов и, следовательно, денежных поступлений. С 1995 года
число туристов увеличилось почти в три раза, а доходы от них в два раза. После
экономического кризиса 1998 года наблюдался спад доходов в отрасли,
продолжавшийся до 2003 года, после чего наступил резкий рост доходов. Однако в
2008 году последовал новый спад из-за политического кризиса в стране.
В начале 2010 года прогнозы на туризм казались положительными из-за ослабления
денежно-кредитного кризиса, возобновленного энергичного роста китайской
экономики, относительно устойчивой внутренней политической ситуации после
тайских политических кризисов 2008-2009 годов и пандемии гриппа 2009 года,
имеющей меньше воздействия как первоначально предполагалось. Таиланд испытал
уменьшение международных посетителей на 16 % за первые шесть месяцев 2009, но
затем четыре месяца 2009 наблюдалось возвращение иностранных туристов в Таиланд
с заметным ростом в ноябре и декабре. Число международных посетителей превысило
14 миллионов, что лишь на 4 % меньше по сравнению с 2008 годом.
Однако в мае 2010 года в столице вспыхнули волнения, приведшие к смерти
85 человек, в том числе и двух иностранных журналистов.
Волнение в Бангкоке стоило Таиланду приблизительно 7.5 миллиардов батов
(приблизительно 182 миллиона евро или 232 миллиона долларов США). Лишь в 2012
году удалось восстановить уровень доходности туристской сферы, достигнутый в
2008 году.
Внутренний туризм также значительно вырос в прошлое десятилетие. Доходы
от внутреннего туризма выросли с 187 898 миллионов батов в 1998 до 380 417
миллионах батов (приблизительно 7.8 миллиардов евро) в 2007.
Рис. 12 Распределение туристов по территории страны.
Около 55% туристов прибывают из стран Азиатско-Тихоокеанского региона
(Япония, Сингапур, Малайзия); достаточно большая группа отдыхающих приезжает из
Великобритании, Германии, России, Скандинавии и Соединенных Штатов. Пик
активности приходится на рождественские и новогодние каникулы. В пятёрку
лидеров по направлению туристов в Таиланд в 2011 году вошли:
· 1. Малайзия - 2470688 человек
· 2. КНР - 1760564 человека
· 3. Япония - 1126221 человек
· 4. Россия - 1014493 человека
· 5. Республика Корея - 1014292 человека
Увеличение потока туристов из России составило 57,36 процента по
сравнению с 2010 годом (наиболее высокий рост среди других стран). Доля
российских туристов в общем числе иностранных туристов в Таиланде в 2011 году
составила 5,31 процента. Россия является лидером европейского турпотока в
Таиланд. На долю РФ пришлось 1 млн. 317 387 прибытий в 2012 году. Россия вошла
в тройку лидеров по туристическому потоку в Таиланд, став второй по темпам
роста после китайских путешественников. Всего за 6 месяцев 2013 года Таиланд
посетило 910 тыс русских, или около 7% от общего потока.
Туристов из Азии, в первую очередь, привлекают историко-культурные и
природные достопримечательности в Бангкоке и его окрестностях, в то время как
жители западных стран предпочитают южную часть Таиланда с его пляжами и
островами. Север - главная область для похода и путешествия с приключениями с
его разнообразными группами этнических меньшинств и засаженными деревьями
горами. Областью, принимающей меньше туристов, является Isan на северо-востоке.
Для содействия и помощи иностранцам, тайское правительство создало отдельную
туристическую полицию с отделениями в крупных центрах рекреации.
Особенностью отдыха в Таиланде является, так называемый, секс-туризм, на
долю которого приходится 20% от всего количество подобных услуг в стране. Он
привлекает значительно количество иностранцев, при этом, хотя официально
проституция в стране и запрещена, правительство контролирует и регулирует эту
отрасль в целях пресечения распространения заболеваний, передающихся половым
путем, и предотвращения преступлений. Но несмотря на это уровень заболеваемости
СПИДом в стране достаточно высок и составляет приблизительно 600 тысяч человек
(16-е место в мире). Проституция, угождающая иностранцам, как полагают,
составляет приблизительно 20 % полной сцены проституции в Таиланде, и
сконцентрирована в нескольких главных кварталах красных фонарей, таких как
Паттайя, Пхукет и Патонг.
Чтобы противостоять конкуренции соседних стран, Таиланд активно
предлагает свои услуги для специализированных рынков, таких как праздники
гольфа, или праздники, объединенные с лечением. У Таиланда есть также планы по
становлению центром для буддистского туризма в регионе. В 2013 ожидаются
приблизительно 2 миллиона иностранцев, посещающих Таиланд для лечения, в 3 раза
больше чем количество туристов, посетивших страну с этой целью в 2002.
Таиланд предлагает большое разнообразие достопримечательностей и видов
туризма. Они включают дайвинг, песчаные пляжи, сотни тропических островов,
места для различной ночной жизни, места раскопок, музеи, горные племена,
наблюдение исключительной флоры и жизни птиц, осмотр дворцов, огромного
количества буддистских храмов и нескольких объектов Всемирного наследия. Много
туристов посещают курсы во время своего пребывания в Таиланде. Популярные курсы
в тайской кулинарии, Буддизме и традиционном тайском массаже.
В итоге можно сделать вывод, что туристская индустрия Таиланда стремительно
развивается, стремясь максимально использовать имеющиеся ресурсы и предлагая
туристам широкий ассортимент видов туризма. В то же время на отрасль негативно
влияют политические кризисы. Также перед страной стоит проблема борьбы с
распространением ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем.
таиланд
гостиничный туризм
2.3
Гостиничная инфраструктура Таиланда
С середины ХХ века в Таиланде было создано огромное количество курортов и
туристских центров. Все они обслуживают различные виды туризма. Географически и
на основе преобладания какого-либо из видов туризма условно принято делить
Таиланд на шесть основных туристских регионов (рис. 13):
Таблица 2 Туристское районирование Таиланда (критерии районирования:
географическое положение и туристическая привлекательность)
ТУРИСТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ
|
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА
|
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ВИДЫ ТУРИЗМА
|
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ КУРОРТЫ
|
Северный район
|
Лесные горы «Золотой
треугольник» как первое тайское государство
|
Познавательный,
экологический
|
Чиангмай
|
Северо-восточный
|
Сельские фестивали,
национальные парки, традиционный уклад сельской жизни, традиционные ремесла,
археология
|
Агротуризм, познавательный
|
Бай Чиамг Пха Табан
|
Восточный
|
Прекрасные пляжи
большинство морских курортов близость к столице
|
Пляжный, гастрономический,
бизнес-туризм, секс-туризм
|
Паттайя
|
Центральный
|
Исторические места,
идеальная инфаструктура туризма, культурная столица, торговая инфаструктура
|
Гастрономический,
Познавательный, спорт-индустрия, шоп-туризм, экологический
|
Бангкок
|
Южный
|
Пляжи, близость
инфаструктуры, национальные парки, достопримечательности буддизма
|
Пляжный, экологический,
религиозный
|
Лопбури Самуи Пхукет
|
Западный
|
Джунгли, пляжи
|
Экстрим-туризм, пляжный
|
Канчанабури, Хуа Хин, Ча-Ам
|
Рис. 13. Туристское районирование Таиланда
Центральный регион находится в долине реки Чаупхраи. Здесь
сконцентрирована большая часть населения, а также крупнейшие предприятия,
основные транспортные магистрали и историко-культурные достопримечательности.
Центром региона является город Бангкок - столица Таиландского королевства.
Город окружён со всех сторон каналами, башнями и стенами. Здесь же
располагаются дворец короля и вице-короля, а также многочисленные монастыри:
Ват Пхо (Храмом Спящего Будды) известен благодаря изображению Будды в ожидании
достижения нирваны, самого большого его изображения в такой позе (статуя
достигает 46 м в длину и 15 м в высоту); рядом находится Ват Пхра Кео (Храм
Изумрудного Будды), считающийся самым священным местом в Таиланде; в храме
Ват-Ратчанадда находится единственное в Бангкоке железное здание буддийской
архитектуры. Туристическая инфраструктура Бангкока рассчитана на большое
количество отдыхающих, разных интересов и достатка.
Рис. 14. Количество и структура отелей в Центральном туристском районе
Также в центральном районе, в 80 км от Бангкока, располагается старая
тайская столица Аюттайя (полное название Пра Након Си Аюттайя) - один из самых
интересных разрушенных городов в Азии. Город расположен на просторной и
плодородной равнине Менам Чао Прайя в месте, где реки образуют правильный
природный водный круг. В самом деле, город оплетен реками Менам на юге и
западе, Лопбури на севере и Пасак на востоке. Более 400 лет (между 1350 и 1767
гг.) Аюттайя была столицей королевства Сиам. Западные путешественники очень
лестно отзывались о городе, называя его лучшим местом на земле. Город появился
как небольшой форт-пост кхмерского королевства и был основан в XI веке рядом с
Ваттом Куди Дао. В XIII веке после того, как тайцы завоевали и начали
возделывать долину Менам, Аюттайя и Лопбури вошли в состав княжества У Тонг,
вассала Сукотаи. В 1374 г. на страну обрушилась эпидемия чумы, которая
уничтожила более половины населения и заставила принца У Тонга покинуть
столицу. Новой столицей была избрана Аюттайя, идеально расположенная в долине
Менам и окруженная реками. Разделение сиамского королевства и скорая смерть
короля Рамкамхенга позволили У Тонгу политически отделиться от правителей
Сукотаи. В 1350 году король Сомдет Пра Рама Тободи провозгласил У Тонг
независимым государством. Современная Аюттайя обладает большим количеством
храмов и руин дворцов, которые раньше мало интересовали археологов. Однако, с
1956 г. раскопки некоторых храмов дали представление об истинных размерах
города, что привлекло в Таиланд археологов со всего мира. Более сотни построек
и руин были признаны, указал департамента изящных искусств Таиланда
историческим достоянием. Реставрационные работы ведутся в городе при финансовой
поддержке ЮНЕСКО.
Северо-восточный район страны представляет собой горное плато Корат,
находящееся на высоте 300 м над уровнем моря, населенное преимущественно
этническими лао. В экономическом плане провинции Северо-Восточного Таиланда
достаточно бедны и практически не участвуют в индустрии массового туризма.
Единственные рекреационные ресурсы, которые привлекают сюда отдыхающих и
путешественников - это природные достопримечательности и культура местных
жителей, с их праздниками, фестивалями, народными промыслами.
Рис. 15 Количество и структура отелей в Северо-восточном туристском
районе
Это самый бедный регион из-за частых наводнений. Здесь же располагается
Кхао Яй - старейший и самый известный национальный парк Таиланда, занесённый в
список всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк находится в 175 километрах к
северо-востоку от Бангкока, около плато Корат. Кхао-Яй является не только самым
большим национальным парком страны, но и самым обширным горным регионом в
Таиланде. Площадь национального парка составляет две тысячи квадратных
километров. Кхао-Яй в настоящее время составляет единую территорию с ещё тремя
национальными парками - Тхап-Лан, Панг-Сида, Та-Пхрайя. Национальный парк
Кхао-Яй основан в 1959 году.
Северный район - это горы, покрытые лесами и испещренные мелкими озёрами.
Большие территории отданы под многочисленные национальные парки и заповедники.
Регион интересен прежде всего тем, кто приезжает в Таиланд для занятия активным
туризмом: трекингом, рафтингом, альпинизмом и т.д. Туристические зоны - Чианг
Май, Чианг Рай, Мехонгсон. Большая часть территории Северного Таиланда, некогда
бывшего независимого государства Ланна со столицей Чианг Май, охвачена горами с
пышной растительностью вечнозелёных тропических лecoв. Средняя высота над
уровнем моря состовляет 1300 м, самый высокий пик - гора Дои Интханон - 2595 м.
В отличии от огромного мегаполиса под названием Бангкок, Чианг Май считается
культурной столицей Таиланда. И во многом это обосновано - "северная
роза" старше "города ангелов" чуть ли не в три раза. Чианг Май
являлся столицей второго по значению тайского государства.
Рис. 16 Количество и структура отелей в Северном туристском районе
На восточном побережье Тихого океана находится один из самых главных
тайских курортов - Паттайя. Этот небольшой городок ежегодно посещают до 5,5
млн. туристов из стран Европы и Восточной Азии. Практически всю прибрежную
полосу занимают пляжи, на которых построены многочисленные гостиничные
комплексы. Недалеко от города расположено несколько крокодиловых, тигровых,
слоновьих ферм, где постоянно устраиваются всевозможные представления с
участием животных. Здесь же есть ботанический сад мадам Нонг Нуч с одним из
самых красивых в Юго-Восточной Азии парком орхидей. Непосредственно в городе
расположен парк миниатюрных копий мировых достопримечательностей Мини Сиам. Так
же этот регион - центр клубного и секс-туризма. К другим курортам этого
туристического района относятся туристические зоны -Районг, Ко Самет, Ко Чанг,
Чантабури. Этот район отличается самыми низкими ценами.
Курорт Районг - столица одноименной провинции - расположен на восточном
побережье Сиамского залива, примерно в двух с половиной часах езды от Бангкока
и часе езды от Паттайи. В этом же регионе находится популярный среди туристов
остров Ко Самет, связанный с Районгом регулярно курсирующим паромом. Однако с
каждым годом все больше туристов отдают предпочтение местным материковым
пляжам.
Рис. 17 Количество и структура отелей в Восточном туристском районе
Западный гористый район - с обилием рек и тропических лесов, с побережьем
Сиамского залива. Здесь находятся туристические зоны - Канчанабури, Хуа Хин,
Ча-Ам.
Канчанабури - провинциальный город разместившийся в 130 км. к западу от
Бангкока. Этому городу принес известность так называемый "Мост через реку
Квай", который в годы Второй мировой войны строили военнопленные,
захваченные японцами. Работы велись в нечеловеческих условиях, множество
пленных погибли и похоронены на находящемся здесь кладбище. По мотивам
происходивших тут событий написаны одноименные книга и снят кинофильм. Здесь же
водопады Сайок Ной, Сайок Яй, Хуай Кхамин и Эраван. Последний, состоящий из
семи ярусов, является одним из самых красивых природных каскадов Таиланда. Он
расположен в одноименном национальном парке.
Хуа-Хин («каменная голова») находится всего в 25 км от Чаама, на берегу
Сиамского залива в 200 км к юго-западу от Бангкока. Это место известно своим
бело-песчаным пляжем, простирающимся на 5 км, а также многочисленными полями
для гольфа. Отели курорта построены в изящном английском стиле, что прекрасно
дополняет и без того живописную картинку отдыха «по-хуахински». Хуа-Хин - еще и
один из самых старейших курортов Таиланда. В 20-е годы прошлого столетия король
Рама VII построил здесь летний дворец и, с тех пор, курорт является излюбленным
местом отдыха королевской семьи. В первую очередь, курорт привлекают любителей
спокойного, уединенного отдыха. Здесь расположены отели высокого класса 4-5*.
Также, из-за отсутствия ночной жизни и развлечений, здесь любят отдыхать семьи
с детьми. Ча-Ам - ещё один центр пляжного туризма.
Рис. 18 Количество и структура отелей в Западном туристском районе
Южный туристский район расположен на полуострове Малакка в южной части
страны. На востоке берега омываются Южно-Китайским морем и Сиамским заливом, а
на западе - Андаманским морем. Осевую часть полуострова занимают горные хребты,
расчлененные небольшими долинами, а прибрежная территория имеет равнинный
рельеф. Большая часть юга покрыта лесистыми холмами, перемежающимися с
плантациями тропических фруктов и каучуковых деревьев.
Начало развития туристической индустрии относится к 1970-м годам, когда
здесь начали появляться первые бунгало, однако, настоящий бум пришёлся на
1990-е годы, который подхлестнул развитие отрасли в этом регионе. Сегодня
основные курорты, которые специализируются на массовом туризме находятся на
островах Пхукет и Самуи, известных своим пляжами из белого песка, лагунами,
водопадами, коралловыми рифами и кокосовыми пальмами. Самые известные пляжи:
Чавенг, Ламай, Натхон, Бопхут, Талинг-Нгам, Менам, «Большого Будды», Хуа
Тханон, Банг-По, Чхоенг Мон, Банг-Као и Липа Ной.
декабря 2004 года западное побережье полуострова, в особенности остров
Пхукет пострадали от удара цунами, вызванного землетрясением на дне Индийского
океана. Здесь погибло несколько сотен человек, включая иностранных туристов.
Практически все основные пляжи западного побережья, особенно Камала, Патонг,
Карон и Ката, получили большие повреждения. Пострадали также отели на южных
пляжах острова. В течение года владельцы отелей занимались восстановлением
своей инфраструктуры и к 2005 году поток туристов вернулся на прежний уровень.
Другие туристические зоны этого района - Краби, Ко Пи-Пхи, Ко Ланта).
Краби - это быстро развивающийся курорт, город Краби является столицей
одноимённой провинции. Он расположен в 170 км на восток от острова Пхукет и в
800 км к югу от Бангкока. Добраться до Краби можно на машине, автобусе, морем и
на самолёте, перелет из Бангкока занимает полтора часа. Провинция Краби
включает в себя, кроме материковой части, ещё 10 крупных и множество мелких
островов. Этот небольшой провинциальный центр был никому не известен еще
несколько лет назад, но теперь он стал приобретать вполне заслуженную
популярность. В настоящее время в Краби интенсивно идет строительство отелей и
ресторанов. Они сочетают в себе высокий уровень комфортности с традиционной
тайской экзотикой. Туристов на этом курорте пока еще не так много, как на
Пхукете, добраться сюда сложнее, да и пляжей не так много. Но в высокий сезон
гостиницы часто бывают переполнены. Характерной особенностью ландшафта города
Краби и его окрестностей являются известняковые скалы причудливой формы. В 17
км от города Краби находится отложение известняка возрастом 75 миллионов лет,
являющееся одним из трех (ещё два находятся в США и в Японии) наиболее древних
известных отложений на Земле. Раньше на этом месте было болото, в котором
обитали миллионы улиток. Мертвые улитки падали на его дно, а с течением времени
болото исчезло, но слой раковин отмерших улиток, толщиной 40 см, остался. Это
место называется "кладбищем ракушек". Выглядит оно, как скопление
твердых блоков, имеющее в ширину 200 м и в толщину 40 см. В Краби привлекают
туристов не только благоустроенные пляжи, но и другие достопримечательности.
Это национальные парки Than Bokkharani, Khao Phanom Bencha; пещеры Tham Phra
Nang Nok, Tham Sua. Пещера Tham Sua известна также под названием "тигровая
пещера" из-за следов, напоминающих по форме следы тигра. В пещере был
устроен монастырь, являющийся одним из наиболее интересных монастырей южного
Тайланда. Главная достопримечательность храма - это 1272 ступени в скале из
известняка, ведущие к отпечатку ноги Будды. К востоку от Краби находится храм
Wat Klong Tom, являющийся еще и музеем, где собраны древние камни, бронзовые
инструменты, монеты, глиняная посуда, возраст которых превышает 500 лет. Также
Краби популярен среди любителей виндсерфинга.
Рис. 19 Количество и структура отелей в Южном туристском районе
В стране построено огромное количество различных средств размещения. Но в
различных районах Таиланда их число заметно различается.
Рис. 20 Обеспеченность районов Таиланда средствами размещения
Анализирую рис.20, мы видим, что наибольший номерной фонд находится в
центральном районе и на побережье. Максимальное число номеров расположено в
Бангкоке и Паттайе. В то же время в северо-восточном районе страны -
минимальное число средств размещения. Так же, довольно мало отелей в западном
гористом районе.
Существенны различия и по уровню заполняемости отелей. Здесь наблюдается
обратная ситуация - максимально, до уровня 60-72% заполнены отели
северо-восточной части страны. Высокий уровень заполняемости характерен также
для островов Пхукет и Самуи. В центральной части страны уровень заполняемости
отелей не столь высок - 31-55%. Это объясняется большим числом средств
размещения и высокой конкуренцией среди них.
Нами были рассмотрены 3183 отеля в 58 городах Таиланда. Из этого числа
гостиниц 265 отелей принадлежат 69 сетевым гостиничным компаниям, как всемирно
известным, так и местным, работающим только на рынке Таиланда.
Для детального анализа были взяты только те гостиничные сети, которые
обладают 2 и более отелями в изучаемой стране.
Рис. 21 Гостиничные сети Таиланда.
Лидером по количеству гостиниц (30 отелей) в Таиланде является местная
сеть Centara Hotels&Resorts. Эта сеть - один из признанных лидеров
индустрии гостеприимства Таиланда, 12 декабря 2012 отпраздновали свой юбилей -
30 лет.
За эти годы сеть отелей Centara стала узнаваемым брендом не только на
территории Королевства Таиланд, но и далеко за ее пределами. Семейство сети
Centara Hotels&Resorts год от года прирастает не только отелями,
расположенными на территории Таиланда. На данный момент под брендом Centara
гостеприимно распахнули двери отели на Мальдивах, во Вьетнаме, Индонезии, на
Маврикии и Шри-Ланке.
От этой сети отстают примерно вдвое, занимая соответственно второе и
третье места, такие сети как Best Western и Dusit Hotels & Resorts. И если
Best Western широко известная сеть отелей среднего класса ( в основном 3
звезды), ведущая свой бизнес практически по всему миру (более 3 тысяч
гостиниц), то Dusit Hotels & Resorts владеет всего тридцатью роскошными
5-звездочными отелями, но только в странах Юго-восточной Азии и в Египте.
Десятью и более гостиницами в Таиланде обладают еще две сети - Anantara
Hotels и Novotel Hotels. Как и в предыдущем случае Anantara - небольшая сеть
дорогих отелей, размещенных в основном на самых популярных азиатских курортах и
в ОАЭ, а Novotel - достаточно крупная (более 400 гостиниц по всему миру) сеть
более доступных средств размещения, хотя именно в Таиланде все отели этой сети
имеют 4 звезды.
Самые же известные мировые гостиничные сети, как правило, в Таиланде
представлены весьма скромным количеством отелей. Так Hilton и Marriott на
территории Королевства имеют лишь по 3 гостиницы, а старейшая в Европе группа
отелей Kempinski, основанная в Германии более ста лет назад, являющаяся самой
признанной группой отелей класса люкс, представлена в Таиланде всего 1 отелем.
По 1 отелю имеют 23 гостиничных сети. Подавляющее большинство гостиниц
Таиланда не входят в сети и как правило принадлежат местному или китайскому
капиталу.
Высок уровень развития при отелях и индустрии питания. В ресторанах
Таиланда представлена разнообразная кухня народов мира. (тайская, китайская,
итальянская, индийская, европейская и т.д.) В Бангкоке, Паттайе, на Пхукете
есть рестораны Fast Food типа McDonald's. Часто в супермаркетах встречаются
рестораны быстрого питания в стиле McDonald's, но местные. Они, как правило,
имеют меню на основе морепродуктов.
Большинство гостиниц предлагают американские, английские и
континентальные завтраки.
Туристы, посещающие Таиланд, обычно берут туры с режимом питания BB
(только завтраки). Остальное время они предпочитают питаться в многочисленных
ресторанчиках, которые окружают отельную зону. Эти рестораны могут быть как
местные с колоритными видом, кухней и запахом, так и обычные европеизированные
рестораны.
Итак, Таиланд - страна с высокоразвитой туристской инфраструктурой. В
стране высокий выбор различных курортов, средств размещения и питания. Но
размещены они по территории страны неравномерно. Большинство расположено в
центральном и приморском, ориентированных на западных туристов, районах.
Заключение
По данным проведенной нами работы можно сделать ряд выводов:
1. Таиланд обладает целым комплексом условий, как то климатические,
культурно-исторические, трудовые, способствующих эффективному развитию туризма
в стране. Но в то же время, страна имеет и целый ряд проблем, прежде всего в
сфере безопасности, тормозящих развитие отрасли и нуждающихся в скорейшем
решении.
2. Туристская индустрия Таиланда стремительно развивается, стремясь
максимально использовать имеющиеся ресурсы и предлагая туристам широкий
ассортимент видов туризма. В то же время на отрасль негативно влияют
политические кризисы. Также перед страной стоит проблема борьбы с
распространением ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем.
. Таиланд - страна с достаточно высоким уровнем развития
транспорта. Главную роль во внутреннем транспорте играет автомобильный
транспорт, а железнодорожный развит недостаточно хорошо. Также для страны
весьма важна развитая система авиационного и водного транспортов.
. Объем международного туристского потока неуклонно продолжает
расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономической,
политической, экологической, энергетических и ряде других кризисов. Если проанализировать
данные по темпам развития мирового туризма за последние 50 лет, то можно
увидеть колоссальный рост количественных и стоимостных показателей
. Таиланд - страна с высокоразвитой туристской инфраструктурой. В
стране высокий выбор различных курортов, средств размещения и питания. Но
размещены они по территории страны неравномерно. Большинство расположено в
центральном и приморском, ориентированных на западных туристов, районах.
Литература
1. Азия-2000: путь к
сотрудничеству и экономическому обновлению. Сборник статей. - М.: Центр
азиатских исследований, Институт международной экономики и политических
исследований РАН, 2002
2. Башик С.И. Гостиничное
хозяйство: Учеб. пособие. - Киев: ВИРА-Р, 2001.
. Булатова А.С. Страны и
регионы мира: экономико-политический справочник - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2012.
4. Всемирная туристская организация. Sustainable Development of Tourism. [Электронный ресурс] URL: http://www.unwto.org/sdt/
(дата обращения: 9.09.2013 г.).
5. Гостиничный и туристский бизнес. Под ред. проф.
Чудновского А.Д. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд - во
«ЭКМОС», 2008. - 352 с.
. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие.
- М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.
. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы
и статистика, 2005. - 272 с.: ил.
. Информационный портал о Таиланде. [Электронный
ресурс] URL:http://active.thailand-obnovlenie.ru/to_see/cities/4805.html
(дата обращения: 15.10.2013.г).
. Картографический портал. [Электронный ресурс] URL: http://www.hoeckmann.de/karten/asien/thailand/index-en.htm
(дата обращения: 3.10.2013.г).
. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М.: «Финансы и
кредит»,1999.
. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2003. - 320 с.: ил.
. Ляпина И.Ю., Игнатьева Т.Л. Материально-техническая
база и оформление гостиниц и туркомплексов. - М., Академия, 2008.
. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства.
- М.: Пресс, 2010.
. Россия и страны мира. Статистический сборник. M.:
Росстат, 2012, - 361 c.
. Сенин В.С. Организация международного туризма:
учебник. 2-е издание, перераб. и доп. - М: Финансы и статистика, 2005.- 400с.
. Скобкин С.С Менеджмент в туризме: учебное пособие.-
М: Магистр, 2007.- 444с.
. Статистика стран мира. [Электронный ресурс] URL:http://www.nationmaster.com/country/th-thailand
(дата обращения: 1.09.2013.г)
. Сто карт - карты городов, областей, регионов.
[Электронный ресурс] URL:
www.100kart.ru (дата обращения: 16.04.2013.г).
. Таиланд // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия /
Гл. ред. Н.С. Конарев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - С. 424.
. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред.
А. В. Чудновского. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2001
. Экологический портал [Электронный ресурс] URL:http://www.floranimal.ru/national/park.php?pid=159
(дата обращения: 16.07.2013.г).
22. Jennifer Blanke, Thea Chiesa. The Travel &
Tourism Competitiveness Report 2009. 2009 World Economic Forum.
. Thailand Tourism Report Q3 2009 - new market
report just published. [Электронный
ресурс] URL:Pr-inside.com (дата публикации 2009-07-23). (дата
обращения: 7.10.2013.г).
. The World Factbook. [Электронный ресурс] URL:
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/.html (дата
обращения 25.09.2013 г.).
26. Tourism "Thailand Crisis".
[Электронный ресурс] URL:Thaicrisis.wordpress.com. (дата обращения: 16.08.2013.г).
27. Transportation developments and events. [Электронный ресурс] URL: 2bangkok.com (дата обращения: 12.10.2013.г).