Влияние Интернета на культуру и образование
Влияние Интернета на культуру и
образование
Качканар
2008
год
Оглавление
Введение. 3
Интернет как событие культуры.. 4
Проблемы и пути повышения
культурно-образовательного уровня личности в условиях использования глобальной
сети Интернет. 7
Заключение. 10
Литература: 12
Греческий философ
и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну
мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка
опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.
Сейчас в обществе
возник ярко выраженный социокультурный разрыв между теми, кто имеет доступ в
Интернет, и теми, кто к нему доступа не имеет. У первых появляются новые
возможности, свободный и оперативный доступ к информации, от погоды до поиска
работы, что, безусловно, дает им большие преимущества - для них начинается
другая жизнь. Если Интернет станет доступен каждому, это станет колоссальным
преимуществом не только для системы образования, но и для культуры общества в
целом.
Чтобы понять
масштабность воздействия Интернет на культуру и образование, необходимо
осмыслить его не только как "одно из" явлений, но и как глобальное
событие. С образованием случилось нечто серьезное и необратимое, когда в ней
появился Интернет.
Обычно в
разговорах под рубрикой "Интернет и культура" речь идет о том, что
Интернет - это новый и весьма эффективный способ представления культуры в
средствах массовой коммуникации. Но здесь есть и нечто большее. Интернет - это
не просто один из найденных человечеством способов хранения и трансляции
культурного опыта, это такой способ организации культурного содержания, который
вносит существенное изменение в архитектонику самой культуры. По масштабу
своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с
изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура
существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации
культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной
последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно
пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность
виртуального текста. Построение и освоение такого текста подобно прогулке по
"саду расходящихся тропок". Придуманный Х.Борхесом "Сад" -
гениальная метафора культурного пространства, выстроенного как гипертекст.
Интернет
способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с
размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров,
разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство,
образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого
человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание
культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы
монологического начала в культуре, что означает закат культур
"закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на
межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве. Таким
образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры
как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из
участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к
голосу других или влиять на общее звучание. Феномен Интернет открывает новый
горизонт культуры - ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад
каждого.
Одна из важнейших
сфер воздействия Интернет на культуру - образование. Нет культуры без
образования. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой
культуры. В ней определенным образом "упаковано" ее важнейшее
содержание. Например, система образования культуры нового времени
"упаковывает" содержание культуры, разделяя его по отраслям знаний
(предметный урок, факультет, учебные дисциплины и т.п.) и по уровням сложности,
по логике развития сложности (класс, уровень образования, научные степени и
т.п.) Книжная форма хранения и распространения информации адекватна и
отраслевой культуре Нового времени, и "классно-урочной" архитектуре
образования.
Современная
система образования, которая начинает интегрировать в себя новые
образовательные технологии, основанные на использовании возможностей
компьютера, качественно меняет "упаковку" культурного содержания.
Интернет не терпит книжной организации текста, где фрагменты текста следуют
один за другим, подобно вагонам, сцепленным в единый состав, в соответствии с
единственной волей их автора. Интегрированный во всемирную паутину, текст
обрастает гипертекстовыми полями, в нем возникают новые созданные
"кем-то" произвольные связи, он в значительной мере утрачивает своего
автора и выстроенную им смысловую законченность. Текст превращается в черновик.
Внедрение
компьютера с его гипертекстовым пространством в систему образования разрушает
старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического пространства,
где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем
педагогического действия, и функция которого заключалась, главным образом, в
озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования
подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть
педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Дело
преподавателя-предметника в новой модели образования - подготовка
гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними в форме живого
диалога.
Тема
"Интернет и культура" имеет еще один важный аспект - это культура
самого Интернет, самой деятельности в глобальных сетях. Многократно умножив
степени свободы, информационное общество должно решать проблему новой
информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности.
Глобализация культурной и социальной жизни тысячекратно увеличивает долю этой
ответственности. Интегрировав человека в целостность мировой культуры, Интернет
оставляет его наедине с собой.
Перефразировав
классика, скажем, там, где происходят фундаментальные события культуры, и
начинает свой полет сова Минервы. Значение Интернет таково, что требует от нас
философского и культурологического осмысления данного феномена.
В социально-педагогической
плоскости становление и развитие личности представляет собой многоэтапный
процесс включения человека в социум и культуру, т.е. в социально-культурные
институты, культурно-образовательную среду, различные виды культурной
деятельности, способствующие социализации, инкультурации и самоорганизации
личности. Сегодня Россия переживает большие исторические перемены,
способствующие перестройке экономической, политической системы страны.
Переходный период характеризуется нестабильностью во всех областях жизни
народов России. Следует отметить, что в этих процессах немаловажную роль стали
играть и новые информационные технологии. Огромное количество средств массовой
информации и связи, Интернет и другие источники информации налагают свой
«отпечаток» на процессы становлении личности. При этом необходимо учитывать,
что не все источники поставляют истинно достоверную информацию, как и то, что
огромная часть этой информации носит чисто информационный, развлекательный и
коммерческий характер. Немаловажным фактом является и то, что молодежь большую
часть своего досуга проводит перед телевизором и, в последнее время, в сети
Интернет. К сожалению, о воспитательной и образовательной функциях телевидения
сегодня говорить практически не приходится, поскольку в основном на экраны
телевизоров попадают низкокачественные западные «мыльные оперы», пропаганда
насилия и коммерческая реклама.
Причина создавшейся ситуации
заключается, в недостатке внимания, как со стороны государства, так и со
стороны научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений в
разработке информационных ресурсов в сети Интернет.
Воздействие современных
информационных средств, имеющих ограниченные культурно-образовательные
информационные ресурсы и ориентированных в основном на досуг и развлечения,
наряду с общей нестабильностью в обществе и другими факторами, в конечном
счете, приводит к нравственному упадку и духовной нищете членов нашего
общества. Такие понятия, как милосердие, любовь к ближним, уважение к другим
народам, утрачивают сегодня свою истинную суть. Привычным явлением становится
грубость, жестокость, бездушие, равнодушие ко всему и всем. Идут процессы
падения нравов, разрушения гармонии человека не только с самим собой, но и с
внешним миром. Утрата веры в идеалы, которых придерживались люди старших
поколений, приводит к дефициту духовности и чувства национального самосознания.
Это, как в зеркале, отражается на нашем подрастающем поколении и проявляется в
их поступках, отношении к другим людям, в работе и повседневной жизни. Сегодня
не приходится удивляться тенденциям повышения преступности среди молодежи и их
понижающемуся морально-этическому поведению.
Ограниченность представления в
сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной
информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип
об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте. Вместе с тем,
Интернет является очень мощным информационным средством, которое можно
использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных
ценностей, получения научной и образовательной информации для своего
многогранного развития. Для решения этих проблем необходим научно обоснованный
подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и
преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных
деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.
Обобщая вышеизложенное, можно
отметить, что формирование информационных ресурсов и создание на этой основе
информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет необходимо,
начинать с формирования региональных секторов, т.е. на основе формирования
распределенного информационного ресурса, доступ к которому будет обеспечиваться
современными возможностями компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Исследование региональной культурно-образовательной среды в сети Интернет как
социального явления предполагает выяснение ее сущности, структуры, региональных
особенностей, определения места и роли в системе общественного воспроизводства
и развития. Такое рассмотрение культурно-образовательной среды, помимо основных
вопросов общетеоретического характера, имеет также социологический,
культурологический аспекты исследования.
Важной
составляющей системы образования России является организация системы
образования в течение всей жизни, т.е. непрерывного образования независимо от
специализированной подготовки специалистов в рамках традиционных учебных
заведений. Бурное развитие современных компьютерных и телекоммуникационных
технологий открывает новые возможности и перспективы для самообучения с помощью
технологий дистанционного обучения. При этом информатизация выступает не только
и не столько как процесс овладения информационно-коммуникационными технологиями
или его результат, но и как фактор изменения системных качеств системы
непрерывного образования, как одна из ценностей современного общества и его
перспективного развития, как необходимая составляющая совершенствования системы
образования России. Особенно возросла роль информатизации для произвольного
обучения, поскольку современные информационные средства и СМИ стали играть
значительную роль в жизни современного человека. Глобальная сеть Интернет
практически проникла как в производственные, учебные заведения, так и в
повседневный быт человека и вызывает особый интерес у подрастающего поколения.
А ведь именно благодаря произвольному обучению человек в течение своей жизни
приобретает наибольшую часть знаний и навыков. Таким путем он осваивает родной
язык, основные культурные ценности, общие установки и модели поведения,
передаваемые через семью, общественные организации, средства массовой
информации, музеи, игры и все другие культурные институты общества. Бурное
развитие и в рост влияния современных средств массовой информации, особенно,
таких как телевидение и Интернет, имеющих широкие возможности воздействия на
процессы становления личности, становятся ощутимыми в процессах произвольного и
непрерывного образования личности. Необходимо взять эти процессы под контроль
педагогической науки и по возможности заняться их координацией для более целевого
создания информационных культурно-образовательных ресурсов и их эффективного
использования при формировании процессов становления и развития личности
современного информационного общества.
1.
Разинов
Ю.А. Интернет как событие культуры. Всероссийская научно-практическая
конференция. www.metod-kopilka.ru