Наиболее значимые интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наиболее значимые интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона

Введение

Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.

Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли. Существует несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» - Сингапур, а также НИС «новой волны» - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины.

Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2008 годачисленность населения АСЕАН приблизилась к 600 млн. человек, а совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия. Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа. В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером продукции обрабатывающей промышленности, включая как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений с ним является одним из приоритетных направлений политики России.

В связи с этим, анализ торгово-экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии, охватывающий большой исторический период (1960-е-2000-е гг.) актуален, ибо позволяет правильно выстраивать сегодняшнюю российскую внешнеэкономическую политику, расширять российское экономическое присутствие в регионе наиболее рациональными методами, с учетом ошибок и всего опыта предыдущих отношений.

Цель курсовой работы - узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.

Задачи:

·Определить понятия АТЭС и АСЕАН;

·Изучить истории создания и развития АСЕАН и АТЭС;

·Проанализировать сотрудничество России с интеграционными объединениями.

ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТР И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АТЭС И АСЕАН

.1 Развитие интеграционных механизмов в АТР

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результатеединой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления создаются целостные региональные хозяйственные комплексы.Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма - таможенный союз-предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

· глобализация хозяйственной жизни;

· углубление международного разделения труда;

· общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

· повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся научно-техническая революция, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно происходит на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства - образование вокруг той или иной страны, или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков. В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием научно-технического прогресса усиливается предметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополнения производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.Фактор, стимулирующий интеграционные процессы -повышение открытости национальных экономик.

Характерными чертами открытой экономики являются:

· глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира);

· ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;

· конвертируемость национальных валют.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе.Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран - членов ЕС.Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах.

Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество.Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей.

Азиатско-тихоокеанский регион включает в себя наиболее крупные и динамично развивающиеся экономики и остается ведущим по многим параметрам экономического роста районом мира. На АТР приходится 40% совокупной территории и 41% численности населения мира, 61% мирового ВВП,16 трлн долл. США совокупного ВВП, 47% международной торговли и 48% мирового притока прямых иностранных инвестиций. В регионе находятся страны, обладающие одними из наиболее стабильных и высоких в мире темпов экономического роста (например, Китай, ряд стран и территорий Юго-Восточной и Восточной Азии), однако инерционная динамика таких государств, как США и Япония, снижает общерегиональные показатели. В 2004г. прирост ВВП в среднем по АТР составил 4,4%.Итоги последних лет оцениваются большинством экспертов в общем положительно: региональная экономика восстановилась после серии эпизодических спадов начала 2000-х годов, в среднем повысились темпы роста валового производства, возросла стабильность и предсказуемость финансовых рынков.Главными факторами такой в целом благоприятной тенденции были устойчивое расширение внутреннего спроса в большинстве крупнейших экономик региона, высокий уровень инвестиционной активности, а также продолжающийся экономический «бум» в Китае. В результате значительно возросли объемы внешней торговли, в том числе в странах Восточной и Юго-Восточной Азии на 30% в 2006г., в странах Латинской Америки - на 24%, в США - на 14%. Происходит интенсификация внутрирегиональных торгово-инвестиционных связей: объем экспорта между странами АТР, например, составил к 2006г. порядка 2,5 трлн долл. США или 73% от их совокупного экспорта. Этому способствует и внешнеэкономическая либерализация в регионе (средняя ставка импортных тарифов понизилась до 7,6% в 2006г.). Очевидно, что через торгово-инвестиционные механизмы таким образом увеличивается и экономическая взаимозависимость стран АТР.

Одна из важнейших тенденций, определяющих региональную экономическую конфигурацию, - продолжающееся повсеместное распространение практики заключения региональных, двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. В АТР в настоящее время каждая экономика является участником в среднем двух соглашений (не участвуют в этом процессе лишь Россия и Тайвань). Расширяется функциональный охват действующих соглашений, которые во многих случаях затрагивают не только торговлю товарами и услугами, но и унификацию инвестиционных режимов, норм регулирования рынка рабочей силы, конкуренции, обеспечения прав интеллектуальной собственности.

Лидеры в АТР по показателю роста ВВП на протяжении последних лет - Китай, Россия, Вьетнам (7-9% в 2006-2007гг.). Китай при этом все чаще называется «двигателем» экономики региона. Рост ВВП в 2006г. оценивается в 9%, однако особенно стремительными темпами наращивается объем его внешней торговли. Вклад этой страны в увеличение совокупного мирового торгового оборота составил 20% в 2006г., а совокупный импорт Китая вырос на 32% - сказывается долговременный позитивный эффект вступления в ВТО. Это оказало стимулирующее воздействие на рост производства и в соседних экономиках региона.

В 2007г. экономический рост почти во всех крупных экономиках, принадлежащих к группе восточноазиатских новых индустриальных стран (например, Южная Корея, Тайвань), по существующим оценкам, должен замедлиться ввиду колебаний внешнего спроса на их экспортную продукцию, давления высоких цен на нефть на внутриэкономическую активность. Заслуживает внимания наметившаяся тенденция восстановления ряда важнейших макроэкономических параметров Индонезии, в частности, объема положительного чистого притока иностранных инвестиций после продолжительного периода ухода иностранного капитала из экономики этой страны. Сходная с азиатскими странами динамика характерна для состояния экономики ведущих латиноамериканских государств, относящихся к региону АТЭС - Мексики и Чили.

.2 История создания и развития АТЭС и АСЕАН

На страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 60% мирового ВВП, 40%населения и почти 50% мировой торговли. Наиболее важной из региональных группировок, существующих здесь, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (AssociationofSouthEastAsianNations). Ассоциация была создана в 1967 г. в составе пяти стран - Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин. В 1984 г. к группировке присоединился Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. В 60-80 -е гг. успехи в экономической интеграции были минимальными: создана зона преференциальной торговли и построено несколько совместных производственных объектов. Но в 90-е гг. интерес к экономической интеграции возрос. В 1982 г. на саммите АСЕАН в Сингапуре принимается решение о создании в будущем зоны свободной торговли. Однако затем была поставлена более реальная цель - добиться снижения пошлин во взаимной торговле до 5% и осуществить полную ликвидацию таможенных барьеров в торговле первых шести членов объединения к 2010 г., а для других стран - к 2015 г. На базе АСЕАН с участием Китая, Японии и Южной Кореи, а также в качестве ассоциированных членов ещё Индии, Австралии и Новой Зеландии в конце 2005 г. прошел учредительский саммит Восточноазиатского саммита (ВАС).

Высшим органом АСЕАН является саммит глав государств и правительств, проводящийся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты. Руководящим и координирующим органом Ассоциации выступают ежегодные совещания министров иностранных дел, которые проводятся по ротационному принципу в каждой из стран Ассоциации. В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса.С 70-х годов ХХ века возникла система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, полномасштабным партнером по которым Россия является с 1996 года. Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества и совещания старших должностных лиц на уровне заместителей министров иностранных дел по политическим вопросам.

Кроме АСЕАН, в АТР с 1989 г. действует и другая экономическая организация - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС (Asia-PacificEconomicCooperation), которая объединяет более 20 стран и территорий. АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия. На данный момент в ее состав входят: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй, Гонконг, Китай, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам. Такое количество государств, среди которых как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.

АТЭС является международным экономическим форумом, созданным для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Идея проведения подобного форума принадлежит премьер-министру Японии ЯсухироНакасоне, который провозгласил необходимость его проведения еще в 1988 году. Эта инициатива была поддержана американцами в лице госсекретаря США Д. Шульца (1982-1989). Позже по предложению премьер-министра Австралии Б.Хоука было инициировано создание межправительственного механизма по региональному взаимодействию, который стал именоваться «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» - АТЭС.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана концепция создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики Сингапура). В первый треугольник вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические районы). Он получил название Южный треугольник. В 1992 году состоялся Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект - строительство завода по производству химического удобрения. В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей. Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала). Это совещательная организация, и поэтому ее часто называют межправительственным форумом региона. Цели деятельности АТЭС были определены в Сеульской декларации (1991 г.): содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление многосторонней торговой системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население АСЕАН превышало 500 млн. человек, а совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия. Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа. В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером продукции обрабатывающей промышленности, включая как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений с ним является одним из приоритетных направлений политики России. Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, а центральным руководящим органом - ежегодная встреча министров иностранных дел. На регулярных встречах министров экономики стран членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. По мере необходимости встречаются министры образования, науки, юстиции и т.д. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН: Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года. Каждое государство - член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран - членов СНГ).

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:

во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества.

Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций - Тихоокеанского экономического совета - ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству - СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. - США и Япония, а также экономический гигант XXI в. - Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;

в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;

в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов.

Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации». В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Отличие АТЭС от АСЕАН

АТЭС является не типичной региональной группировкой; она объединяет страны, существенно отличающиеся традициями, уровнем развития, структурой экономики;

Каждое государство - член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений ассоциации;

Развитые и развивающиеся страны АТЭС выступают равноправными партнерами;

Декларация о создании зоны свободной торговли способствует углублению всесторонней экономической интеграции стран АСЕАН.

Особенности

В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют основные правила диалога в региональном интеграционном процессе. Среди возможных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.

В настоящее время ТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеаническому сотрудничеству - неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.)

С другой стороны, интеграционные процессы в регионе могут быть инициированы за счет иностранных инвестиций. Как показывает мировой опыт, страны со слаборазвитой экономикой, обладающей значительным сырьевым и трудовым потенциалом, при активной поддержке извне финансовыми и материально-техническими ресурсами способны достичь высоких темпов экономического развития. Все это, безусловно, должно привести к усилению внутренних механизмов экономического развития и интеграционных процессов.

ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИЯ

.1 Диалоговое партнерство Россия-АСЕАН

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает:

Совместную декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа);

Совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия);

Совместную декларацию лидеров России и АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия);

Межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.).

Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).

ноября 2004 г. Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия России в других интеграционных группировках, ядром которых является АСЕАН.

Министр иностранных дел России ежегодно участвовал в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Одобрена «дорожная карта», включающая конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.

В рамках партнерства Россия-АСЕАН функционируют следующие механизмы взаимодействия:

Совместный комитет сотрудничества (СКС) - 8-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).

Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК) - 7-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).

Финансовый фонд диалогового партнерства. Взносы Российской Федерации в 2007-2008 гг. составили в общей сложности 1 млн. долл. США.

Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) - учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве.

Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). 4-я встреча РГНТС прошла 4 июля 2008 г. в Маниле.

Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе послов АСЕАН в России.

На регулярной основе проводятся:

Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителя министра иностранных дел) - как правило, раз в полтора года.

Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности - в привязке к соответствующим мероприятиям АСЕАН. 4-е ССДЛ-ТНП состоялось в июне 2008 г. в Куала-Лумпуре.

июля 2006 г. в Сингапуре прошли первые консультации старших должностных лиц Россия-АСЕАН по экономическим вопросам (СЭДЛ). Расширяется взаимодействие на профильных направлениях. 6-8 декабря 2005 г. в Чианграе (Таиланд) прошла первая российско-асеановская экспертная встреча по вопросам культуры. В настоящее время в процессе согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры. В 2006 г. согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации. 28 января 2007 г. в Сингапуре проведены консультации по туризму. В ходе Туристского форума АСЕАН в Ханое в январе 2009 г. принято Положение о консультациях Россия-АСЕАН в сфере туризма.

Важной составляющей отношений Россия-АСЕАН являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия-АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия-АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия-АСЕАН. Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в т.ч. с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. по инициативе "Восточного измерения" состоялся Российско-малазийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре. Координатором диалогового партнерства Россия-АСЕАН с июля 2009 г. на трехлетний период является Мьянма.

Вывод:

Россия исторически неразрывно связана с Азиатско-Тихоокеанским регионом, важную часть которого составляют страны АСЕАН и Восточной Азии. Она имеет здесь законные и жизненно важные политические и экономические интересы. Они сосредоточены на создании благоприятных условий для обеспечения безопасности страны, её важнейших коммуникаций и модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инновационного развития.

Условия для развития сотрудничества России со странами АСЕАН в целом благоприятны. С ними не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Зато есть важные морально-политические преимущества по сравнению с другими партнерами этой организации. Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, между нею и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. После окончания «холодной войны» Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в том числе по таким чувствительным для них вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. России нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У РФ нет планов создания в АТР военных баз, не формируется со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран.Все эти преимущества дают России то, что называется «мягкой силой».

Взаимодействие со странами ЮВА в политическом плане идет наиболее успешно и на многих направлениях. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и свою заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.

.2 Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС

Россия вступила в Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 1998-м г. Причина отсутствия соглашений со странами АТЭС - в топливно-сырьевом характере российского экспорта, который в мировой практике практически не облагается ввозными пошлинами. Однако при малейшем совершенствовании его структуры в торговле на восточном направлении возникнут проблемы.

В 2008 г. в российском товарообороте экономики форума занимали 20,4%. По данным Центра внешнеэкономических исследований РАН, к 2025 г. произойдут заметные изменения в географической структуревнешнеэкономических связей России. Товарооборот с ЕС сократится до 36%, а доля экономик АТЭС возрастет до 35% в связи с ожидаемым увеличением поставок сырья и энергоресурсов в Китай, Республику Корея и Японию, а также машинно-технической продукции двойного назначения в страны ЮВА.

Экономики АТЭС характеризуются устойчивой торговой взаимозависимостью. По результатам расчетов на базе объемов экспорта и импорта (данные за 1997-2008 гг.), эпицентр торговли группировки находится в Японии, тогда как сила притяжения США для большинства экономик (кроме Канады и Мексики) была не столь значимой. Торговые связи строились на двусторонней основе или на субрегиональном уровне. В то же время, вокруг отдельных центров, например, вокруг Сингапура, Малайзии, Таиланда, Республики Корея, а также Австралии, формировались дополнительные кластеры прединтеграционных связей. Особое место занимает Китай, имеющий достаточно высокий коэффициент интенсивности двустороннихтоваропотоков с Гонконгом, Японией, Индонезией, Вьетнамом, Республикой Корея, Малайзией, Сингапуром и Филиппинами.

Процесс интеграции в АТЭС постепенно ускоряется, а НАФТА, Япония, КНР, азиатские новые индустриальные страны и Австралия участвуют в нем в большей степени. Перу, Чили и Россия пока еще находятся на начальной стадии интеграционного процесса, хотя постепенно и увеличивают товаропотоки с остальными экономиками АТЭС. В дальнейшем отчетливо выделится группа экономик, заинтересованных в формировании эффективных многосторонних товарных потоков. Исходя из заявленных целей Богорской декларации, можно прогнозировать, что ближе к 2020 г. экономическое пространство АТЭС начнет структурироваться быстрее.

Соглашения о свободной торговле (ССТ) стали заметной составляющей многосторонней торговой системы. Увеличение количества ССТ между экономиками АТЭС шло медленно и начало быстро увеличиваться в последнее десятилетие. Степень вовлечения России в процессы заключения соглашений на пространстве АТЭС недостаточна. Только Россия и Тайвань не имеют ССТ с партнерами по форуму.

Сейчас Россия и без ССТ имеет беспошлинный режим для экспорта в США, Японию и Китай. Главная причина - топливно-сырьевой, ресурсоемкий характер отечественного экспорта, в мировой практике почти не облагаемого ввозными пошлинами. При сохранении сложившейся экспортной специализации России задача получения дополнительных льгот и преференций теряет свою важность и актуальность. Однако если в перспективе Россия повысит в национальном экспорте долю продукции высокой степени обработки, то ее относительная пассивность в плане налаживания привилегированных торговых отношений с ведущими партнерами по АТЭС становится критическим фактором: даже при незначительном совершенствовании структуры российского экспорта появятся проблемы доступа на рынки экономик Форума.

Новая концепция участия России в АТЭС должна быть направлена на расширение экономически выгодного взаимодействия с экономиками форума. В первую очередь - на заключение двусторонних ССТ с азиатскими экономиками АТЭС, а в перспективе и многостороннего ССТ Россия - АСЕАН. Представляется, что такая инициатива со стороны России назрела.

Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в министерских конференциях АСЕАН, является одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С середины 1997 г. начал действовать Совместный комитет сотрудничества Россия-АСЕАН.

Действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия-АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. Основная задача Фонда - продвижение национальных интересов России в АТР, консолидация и координация усилий российских предпринимателей и организаций, отбор, экспертиза и финансирование совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технологического, инвестиционного, культурного и иного сотрудничества. Фонд способствует созданию благоприятных условий для работы на российском рынке частных компаний стран АТР, и российских компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе, формированию надежных механизмов продвижения и лоббирования интересов участников сотрудничества.

В 2005 г. разработана Совместная декларация и Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. Осуществление «точечных» шагов в рамках сотрудничества может стать одним из элементов решения задачи наращивания внешнеторговой и инвестиционной составляющих в экономическом сотрудничестве Россия-АСЕАН.

В 2007 г. был создан Финансовый фонд диалогового партнерства Россия-АСЕАН, осуществляющий проектную деятельность; в т.ч. осуществляется проект по развитию малого и среднего бизнеса. На очереди ряд новых проектных предложений - в области энергетики, чрезвычайного реагирования, электронной торговли, науки и технологий.

По просьбе стран АСЕАН Россия проработала вопрос о налаживании сотрудничества между Россией и АСЕАН в области мирного использования атомной энергии (соответствующий договор подписан между Россией и Японией в 2009 г. - OPEC.ru). Заинтересованность в обсуждении вопросов участия российской стороны в сооружении Трансасеанского газопровода проявляет ОАО «Газпром». Готовность к сотрудничеству в развитии электрораспределительных сетей в странах Индокитая выражает такой крупный оператор электроэнергетических проектов, как ОАО «Интер РАО ЕЭС». Перспективы также есть у российских компаний, которые имеют опыт сооружения и последующего обслуживания объектов тепло-, гидро- и атомной энергетики.

Основные предложения России заключаются в использовании возможностей ее коммуникационных спутников, технологий по защите информации, а также технологий, имеющих отношение к предупреждению и борьбе с последствиями природных бедствий и эпидемий. АСЕАН активно подключает своих партнеров к программам по оказанию технической помощи наименее развитым членам Ассоциации. Возможности участия России в таких проектах значительно возросла с появлением в РФ госкорпораций, контролирующих целые отрасли.

Если Россия действительно намерена интегрироваться в мировое хозяйство через АТЭС, ей необходимо заключение целого комплекса соглашений о свободной торговле со странами АТЭС, что позволит расширить и дифференцировать внешние товарные потоки. В конечном счете, в результате такого процесса снизится зависимость России от традиционных рынков, особенно - от европейского.

Председательство России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году призвано способствовать органичному встраиванию нашей страны в систему хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.

На посту председателя АТЭС Россия намерена внести весомый вклад в решение программных задач этого объединения в сферах торгово-инвестиционной либерализации, облегчения условий для предпринимательства, углубления региональной экономической интеграции, обеспечения безопасности личности. Планируется также предложить партнерам уделить особое внимание таким практически значимым вопросам, как укрепление продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем, сотрудничество в целях модернизации.

В качестве основных составляющих деятельности АТЭС в сфере продовольственной безопасности видятся достижение и поддержание физической и экономической доступности продуктов питания, обеспечение соответствия их качества и безопасности международным стандартам, содействие наращиванию производства продовольственных товаров путем внедрения инновационных технологий, своевременное выявление и предотвращение угроз для сельскохозяйственного сектора, в том числе связанных с изменением климата и чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Перспективным представляется налаживание взаимодействия в области защиты и рационального использования биологических ресурсов Мирового океана.

Удешевление и повышение надежности движения товаров по всей логистической цепочке от производителя до потребителя является одним из ключевых факторов содействия международной торговле. Имеется в виду выстраивание экономически оправданных и безопасных цепочек поставок товаров, организация эффективного взаимодействия различных видов транспорта, оснащение транспортных узлов и коридоров современными информационно-техническими средствами и системами спутниковой навигации, гармонизация стандартов в области транспортной безопасности.

Сотрудничество в целях модернизации отвечает общим интересам экономик АТЭС. Речь прежде всего идет о налаживании обмена передовым опытом по формированию благоприятной институциональной среды для инновационного развития, создании региональных механизмов взаимодействия в научной, технологической и инновационной сферах.

Вывод:

Прошедший форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в сентябре 2012 года, продемонстрировавший готовность и заинтересованность России поступательно наращивать всеобъемлющее сотрудничество с АСЕАН, восприняли в Юго-Восточной Азии как убедительную демонстрацию возрождения могущества России, её «возвращения» в Азию. Теперь предстоит выявленный на саммите потенциал сотрудничества конвертировать в практические дела. Приоритетные задачи АТЭС-2012 стали:

либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция;

укрепление продовольственной безопасности;

формирование надежных транспортно-логистических цепочек;

интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.

В «портфеле» сотрудничества России с АСЕАН должны появиться крупные инвестиционные проекты. Они будут втягивать в свою реализацию самый широкий спектр хозяйствующих субъектов различных форм собственности, включая малые и средние предприятия, в том числе и работающие в инновационной сфере.

Один из важнейших трендов экономик, входящих в региональную группировку Юго-Восточной Азии, - стремление максимально взять на вооружение инновационные технологии. С учетом этого у России открываются неплохие возможности для налаживания взаимовыгодного сотрудничества, особенно по тем направлениям, где позиции России наиболее сильны. Это ядерная энергетика, авиационно-космическая сфера, создание новых материалов, информационно-коммуникационный сектор, лазерные технологии, чрезвычайное реагирование. Российская наука пользуется в регионе заслуженным авторитетом. Тысячи ученых нашей страны сотрудничают со своими коллегами из стран ЮВА.

.3 Россия - АСЕАН - АТЭС

Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сравнении с общемировыми показателями заставляет по-новому взглянуть на место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России, на его роль для России в стратегической перспективе.

Смещение вектора политических и экономических интересов России на восток может принести огромные экономические и геополитические выгоды. Это обеспечение географической диверсификации рынков сбыта основных бюджетообразующих отраслей экономики РФ, предотвращение угрозы переориентации международных транзитных грузопотоков в обход России, широкомасштабный выход на электроэнергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и т.д.

Форум АТЭС имеет большое значение, являясь индикатором развития политико-интеграционных процессов в АТР. Особая роль в создании форума отводилась АСЕАН. В течение 1989 года Япония и Австралия активно работали со столицами асеановских стран, стараясь убедить их принять участие в первой встрече министров торговли региона. Только их заверения, что страны АСЕАН будут играть ключевую роль в новой структуре, побудили лидеров стран АСЕАН согласиться с участием в работе форума. По их ожиданиям форум АТЭС должен был играть дополнительную роль в укреплении интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Как результат, с 1989 года в АТЭС входят 6 развивающихся государств АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). С 1998 членом АТЭС стала и Россия. Это является отправной точкой возникновения общих интересов у России и АСЕАН в АТЭС.

Масштабность и динамика происходящих в регионе процессов оказывают влияние не только на страны, которые географически расположены в АТР, но также существенно влияют на позиции и интересы Российской Федерации. В силу этого данные процессы ставят перед российской внешней политикой прагматичные задачи, от решения которых коренным образом будет зависеть не только перспективное развитие Дальнего Востока, но и России в целом. Современная ситуация требует от России отхода от односторонней ориентированности на рынки Евросоюза и пересмотра позиции неравноправного партнера в отношениях, навязанных нам США. В основе подобных изменений лежит целый ряд причин: это диверсификация внешних торгово-экономических связей, российский курс на ослабление зависимости своей внутренней экономики от сырьевого экспорта, а также перевод на коммерческие рельсы наукоемкого и технологического производства. Все эти факторы настоятельно требуют более динамичного развития политических и хозяйственных связей со странами АТР.

Российская Федерация стала членом АТЭС В 1998 году, в этом же году после вступления в АТЭС Вьетнама и Перу число участников объединения достигло 21. Правительства трех крупнейших экономик АТЭС - КНР, Японии и США - выступили за присоединение России. При этом Вашингтон стремился использовать форум и участие в нем России как механизм контроля над российскими внешнеэкономическими действиями, а также тем самым предоставить компенсацию Москве за ее согласие с расширением НАТО на восток. С экономической точки зрения, учитывая переходный период и сосредоточенность российского правительства на внутренних политических и экономических преобразованиях, АСЕАН не рассматривала Россию на тот момент в качестве крупного торгового партнера, отдавая ей роль политического противовеса США и силы, которая препятствовала созданию однополярного мира. Однако время показало, что, несмотря на все сложности переходного периода, России удалось стать одним из важных игроков на поле АТЭС. Весомость российского участия еще более усилилась после ее вступления в ВТО.

Являясь участником форума, Россия имеет возможность принимать участие и влиять на процесс формирования новых взаимоотношений в регионе. И более того, в 2012 г. Российская Федерация провела на своей территории очередной саммит АТЭС. Это потребовало от нее не только организационного, но как экономического, так и интеллектуального вклада в концепцию единого регионального экономического пространства, неотъемлемой частью которого являются и страны АСЕАН. Документально организация саммита опирается на программные документы, официально принятые российской стороной - это Концепция внешней политики РФ 2008 г., а также Концепция участия России в АТЭС 2000 г.

Интерес России к странам АТР начал возрастать в конце первого десятилетия ХХI века. Это происходило по ряду причин.

Во-первых, после глобальных кризисов 1998 и 2010 годов произошло значительное сужение доступа на мировые рынки.

Во-вторых, развитие отношений со странами ЮВА диктуется необходимостью диверсифицировать торгово-экономические связи.

В-третьих, Россия географически является неотъемлемой частью АТР. В ее азиатско-тихоокеанской части сосредоточены основные стратегические природные ресурсы, а также проживает 20% населения. В ряде источников указывается, что в частности на Дальнем Востоке проживает около 8% населения РФ. Поэтому корректней было бы заметить, что Дальний Восток и Байкальский регион занимают около 40% территории РФ, при этом численность населения не превышает 8% общего населения страны. За прошедшие годы на российской территории зарегистрирован наиболее интенсивный отток населения из этих регионов. В этой связи интеграция в процессы развития АТР может способствовать социально-экономическому развитию Дальневосточного и Байкальского регионов, и, как следствие, предотвращению дальнейшего оттока и снижения численности населения в этих регионах.

В-четвертых, АТР стал одним из наиболее перспективных центров мирового развития.

В-пятых, в АТР представлены все современные тенденции политического развития. Именно здесь воплощаются принципы многополярности, невмешательства в дела друг друга, уважения взаимных интересов и осуществляется активный поиск противодействия новым вызовам современности.

И, наконец, выбор развития интеграции со странами АСЕАН для России обусловлен перспективами и выгодами российского участия в крупных многосторонних объединениях. Именно такая форма деятельности создает новые формы и модули сотрудничества между государствами.

Отличительной чертой развития государств в АТР является высокая динамика интеграционных процессов и ее позитивное влияние на формирование нового, более справедливого мироустройства. Присоединение России к форуму АТЭС дает возможность России продемонстрировать приверженность интеграции в мировую экономику и рыночным реформам. Это позволяет расширить многосторонние связи нашего государства, а также использовать форум для активного встраивания российской экономики в региональную систему экономических отношений. Участие в деятельности АТЭС способствовало лучшему пониманию действующих здесь рыночных механизмов и продвижению российских технологических достижений на рынки стран АТР. Присоединившись к АТЭС, Россия взяла на себя обязательства вместе с партнерами содействовать инвестиционной деятельности в АТР. Это обязательство заключается в принципах открытого регионализма, выработке согласия при принятии решений и добровольности их выполнения.

Преимущества сотрудничества с АТЭС отвечает российским интересам по ряду направлений. Первое из них - это заинтересованность в построении новой энергетической конфигурации как на территории самой России, так и на территориях партнеров по АТЭС. Это позволит потребителям энергоресурсов в АТЭС диверсифицировать географию импорта, осуществлять бесперебойные поставки энергоресурсов, обеспечить энергетическую безопасность в регионе, а также реализовывать крупные энергетические проекты.

Другим перспективным направлением взаимодействия России с экономиками стран-участниц АТЭС является сотрудничество в области транспорта. Это может найти свою практическую реализацию в объединении Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей, в участии российских компаний в международных транспортных проектах, которые предусматривают строительство железнодорожных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу. Это позволит сделать значительный шаг в развитии всей транспортной системы региона.

Важнейшей составляющей сотрудничества в области транспорта является использование морских портов. Основной рынок сбыта российских товаров, следующих через порты Дальнего Востока, - это страны АТР. Перспективы развития портов и морских грузоперевозок в этой части России связаны главным образом с проектами по добыче углеводородов на шельфе Сахалина и строительством нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Ключевым направлением взаимодействия в рамках АТЭС является популяризация и последующая коммерциализация российских технологий. Имея передовые разработки в информационных технологиях, медицине, метеорологии, геофизике и в ряде других областей, представители российских профильных министерств и ведомств должны продвигать их на секторальных заседаниях экспертных групп форума. Для реализации российских идей сотрудничества со странами АСЕАН следует активно задействовать проектный сегмент АТЭС, организовывать на российской территории семинары, конференции, торговые и технологические выставки, совместные исследования, учебные курсы и другие мероприятия. Все это потребует значительных усилий и целенаправленной работы, поскольку Россия встречает здесь сильную конкуренцию со стороны других участников рынка. Среди других направлений следует упомянуть машиностроение, ВПК, туризм, освоение космического пространства и образовательные программы.

Преимуществом участия России в АТЭС является открытость Форума. Следование политике предоставления ежегодных индивидуальных планов действий позволяет участникам Форума, в том числе и России, знакомиться с документами, в которых содержится информация о политике и административных шагах стран членов Форума. Это несомненно оказывает позитивное воздействие на развитие российской торговли и размещения инвестиций на ее территории. Еще одним преимуществом участия в АТЭС является возможность обсуждения на уровне глав государств политических и экономических проблем. Встречи в верхах содействуют лучшему пониманию региональных и национальных проблем.

При всей очевидности преимуществ участия России в АТЭС в реальности не все столь безоблачно. В ходе интеграции России в различные формы работы АТЭС многие вопросы еще не получили своего окончательного решения. На данном этапе Россия еще довольно слабо влияет на принятие решений Форума и на развитие атэсовского процесса интеграции в целом. Это обусловливается недостатком специалистов со знанием специфики региональной политической и экономической ситуации, экспертов, имеющих полномочия принимать решения в ходе переговорного процесса, отсутствием практики и опыта взаимодействия с партнерами по форуму на уровне профильных министерств. Эти причины объясняют недостаточную инициативу России при обсуждении вопросов торгово-экономического регулирования.

Кроме этого, Россия не часто направляет своих представителей на секторальные министерские встречи, заседания рабочих групп, в работе таких важных мероприятий редко принимают участие российские ученые. Причиной, на которую ссылаются многие российские государственные структуры, является отсутствие должного уровня финансирования. При этом следует понимать, что АТЭС является межправительственным консультационным органом и его основной задачей не является проведение торговых переговоров. Структура АТЭС предназначена для разработки рекомендаций по обеспечению устойчивого развития государств региона при одновременном укреплении региональной безопасности и сохранении интересов развития национальных экономик. Практической отдачей от участия в экспертных группах может стать коррекция российского курса на секторальных и страновых направлениях взаимодействия, укрепление контактов со специалистами других стран, расширение коммерческих контактов, внедрение передовых методов управления и появление дополнительных рычагов влияния на процессы регионального развития. Крайне важна для нас и поддержка со стороны участников форума. Опыт и практика работы АТЭС показывают, что, без поддержки ведущих игроков форума, которыми являются США, Китай и страны АСЕАН, новые идеи не получают достойного развития.

Для этого уже сегодня следует продумать и начать реализацию таких инициатив, в которых отражались бы российские региональные интересы. Как считает министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, «наши азиатские партнеры понимают, что не только России нужна экономически мобильная и политически стабильная Азия, - сама Азия заинтересована в процветающей России. Становится все более очевидным соображение чисто прагматического порядка: без российского энергетического, научно-технического и интеллектуального потенциала Азии будет, как минимум, трудно достичь целей всеобщего экономического процветания, которая является фундаментальной идеей азиатской интеграции».

Говоря о совпадении национальных интересов России и стран АСЕАН, следует заметить, что развитие партнерских отношений с АСЕАН полностью отвечает концепции внешней политики нашего государства в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона и его интеграционных процессах. Перспективным направлением взаимодействия с АСЕАН может быть подключение России к реализации программ, целью которых является сокращение разрыва в уровнях развития между «старыми» и «новыми» членами АСЕАН, в том числе и к проектам по освоению субрегиона Большого Меконга. Развитие таких экономических связей и их конкретные результаты позволят в перспективе поставить вопрос о заключении с АСЕАН соглашения о свободной торговле. В этом направлении достигнута договорённость о создании совместной российско-вьетнамской исследовательской группы. Ликвидация последствий природных катаклизмов и стихийных бедствий также является совместной ключевой задачей. Российские технологии предупреждения и преодоления последствий катастроф будут полезны для АСЕАН, а разработка рамочного документа в этой сфере заложит правовую основу для реализации совместных проектов. Важной совместной задачей является борьба с терроризмом. В 2004 году по инициативе России был создан механизм Совещаний старших должностных лиц России и АСЕАН по транснациональной преступности, в 2009 году - создана российско-асеановская Рабочая группа по противодействию терроризму и транснациональной преступности и одобрен соответствующий Рабочий план. Сейчас поставлена задача по налаживанию прямых контактов российских спецслужб с асеановскими контртеррористическими центрами. Последнее, но не менее важное - это развитие гуманитарных связей России со странами Ассоциации. Интерес России к странам ЮВА всегда был высок, об этом свидетельствует увеличение потока российских туристов в регион. Асеановские партнеры взаимно стремятся ближе познакомится с нашей страной. Для этого также существуют широкие возможности. Диалоговое партнерство России и АСЕАН динамично набирает обороты.

В настоящее время одной из приоритетных задач России является развитие Дальневосточного региона, который в силу своего уникального географического положения и высокой ресурсообеспеченности обладает значительным потенциалом для привлечения капиталов и крупнейших товарных потоков. Перед Россией стоит задача укрепления своих позиций в АТЭС, в расширении экономических контактов, в привлечении новых технологий. Россия является более молодым и географически удаленным по сравнению со странами, входящими в состав АСЕАН членом АТЭС. В этой связи представляется интересным опыт АСЕАН в экономической интеграции с другими странами-членами АТЭС, в привлечении долгосрочных инвестиционных проектов, расширении экономических связей.

Выводы:

Интересы России непосредственно связаны с глобализацией мировой экономики, развитием региональной и субрегиональной интеграции. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становясь все более значимым фактором безопасности. Участие в таких структурах способствует вовлечению России в разработку основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы.

Следует заметить, что развитие партнерских отношений с АСЕАН полностью отвечает концепции внешней политики нашего государства в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона и его интеграционных процессах.

Помимо этого, общими направлениями пересечения интересов и России и АСЕАН в АТЭС представляются новые вызовы в области безопасности, терроризм, трансграничная преступность, морское пиратство, наркоторговля, и совместные усилия по преодолению последствий стихийных бедствий. Наличие столь серьёзных общих проблем позволяет сделать вывод не только о возможности и желательности сотрудничества РФ и АСЕАН, но и о его необходимости для всех участвующих сторон, какими бы ни были характер и динамика их внутреннего развития.

Заключение

азиатский тихоокеанский россия сотрудничество

Глобализация хозяйственных процессов и расширение мирохозяйственных связей в целом, а также увеличение объемов общественного производства и перестройка отраслевой структуры, наблюдавшиеся в большинстве стран Юго-Восточной Азии на протяжении последних десятилетий XX - начале XXI века, сопровождались ускоренным ростом их внешнеэкономических связей и повышением роли последних в их хозяйстве, а вместе с тем и упрочением места этих стран во всей системе международных экономических отношений. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии сделали потрясающий рывок в своем развитии. Этот рывок нашел наиболее яркое выражение в достижении едва ли не самых высоких в мире темпов прироста ВВП.

Укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии относится к числу приоритетов азиатской политики России. Эта организация является центром региональных интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства. Развитие взаимодействия с АСЕАН имеет для нас важное значение в плане формирования в регионе новой системы политических и экономических отношений, упрочения российских позиций и продвижения наших инициатив, в первую очередь, в сфере безопасности.

В последние годы партнерство Россия-АСЕАН получило значительное развитие. Сформирована структура диалога. Министр иностранных дел Российской Федерации ежегодно принимает участие в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах "10+10" и "10+1". Действует институт регулярных Совещаний старших должностных лиц по политическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, а также Совместный комитет сотрудничества Россия-АСЕАН, который является основным рабочим органом диалога. Имеются две рабочие группы - по научно-технологическому и по торгово-экономическому сотрудничеству. Оперативным рассмотрением текущих вопросов занимается Совместный планово-распорядительный комитет. Функционирует Московский комитет АСЕАН в составе послов стран Ассоциации в России.

Судьба России неотделима от Азии, и она видит себя деятельным участником всех этих процессов. В изоляции от них нам трудно было бы рассчитывать на создание благоприятных условий для экономического развития страны, в первую очередь регионов Сибири и Дальнего Востока. Способствовать решению этой задачи, как представляется, можно, только сочетая решительные меры в проведении социальной и миграционной политики на востоке страны с комплексной внешнеполитической и дипломатической деятельностью в Азии.

Подводя итог нужно подчеркнуть, что именно страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в АСЕАН порождает растущий спрос на отдельные виды российской продукции.

Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-Тихоокеанского региона - АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических отношений.

Интеграция России в систему экономических отношений АТР требует решения многих политических и экономических проблем, внедрение в практику внешнеэкономической деятельности с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.

Список литературы

. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-М.:Юристъ,2001.-368 с.

. Анжаковская, Н.П. АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 2011

. Булатов, А.С. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2007.-860 с.

. Васильев, Л.Е. АСЕАН в начале 21 века. Актуальные проблемы и перспективы / Л.Е. Васильев [и др.]. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. - 368с.

. Раджакова,З.К. Мировая Экономика: учебник.-М.:Инфра-М, 2012.-336с.

. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011.-446 с.

. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г. «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов, изд. «Банки и Биржи», «ЮНИТИ». - М.: 2007г. - 352с.

. Министерство экономического развития РФ. Диалоговое партнерство Россия-АСЕАН http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_organization/dialogrusasean

. Российская Федерация сегодня №22 за 2012г. http://www.russia-today.ru/russia-and-mir/1028-anatolij-voronin-zachem-rossii-asean.html

. Мир и Политика; Выпуск №10, 2012. http://mir-politika.ru/112-rossiya-asean-ates.html

. Ирина Троекурова: Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) http://www.opec.ru/1242169.html

. Форум Делового саммита АТЭС - 2012 http://rus.apec2012.ru/docs/about/apec_russia.html

13.ASEAN Foundation - Institute for Essential Services Reform Talk Extractive Industry Transparency Initiative in ASEAN http://www.aseanfoundation.org/newsletter/2012/pdf/151.%20AF%20-IESR%20Talk%20Extractive%20Industry%20Transparency%20Initiative%20in%20ASEAN,%2019Oct2012.pdf

. CAPDI Deputy Secretary-General Visits the ASEAN Foundation http://www.aseanfoundation.org/newsletter/2012/pdf/152.%20CAPDI%20Deputy%20Secretary-General%20Visits%20the%20AF,%2023Oct2012.pdf

.On Results of the First Malaysia-Russia Business & Technology Forum http://www.asean-russia.ru/eng/tbf.shtml

Похожие работы на - Наиболее значимые интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!