1.3 Построение чертежа основы юбки-четырехклинки
Определение юбки говорит о том, что она состоит из клиньев, причем одинаковых, поэтому пошив всего изделия сводится к построению одного клина. Но остался невыясненным еще один момент - необходимость обязательно учитывать объемность изделия по соответствующим конструктивным поясам. То есть чтобы получить необходимый объем, нужно увеличить мерку конструктивного пояса (талии - Ст или бедер - Сб) на определенную величину. Если изделие прилегающее, прибавка может быть равна нулю. Чем больше припуск, тем шире изделие. Для построения клиньевых юбок пользуются теми же прибавками, что и для изделий прямых форм.
Рассмотрим построение клина юбки-четырехклинки для типового 46 размера с плотным прилеганием по линии талии и средним - по линии бёдер:
Ст = 36,5см;
Сб =50 см;
Дю =55см;
Пт =0,5см;
Пб = 2 см.
.Следует провести две взаимно перпендикулярные прямые, пересекающие в точке О. Вертикаль является средней линией клина.
. От точки О вниз отложить 18-20см и провести горизонталь, определяющую положение линии бедер.
. От точки О вниз отложить длину юбки (Дю =55 см) и провести горизонталь, определяющую положение линии низа.
. следует выполнить расчет ширины клина по линии талии: (Ст+Пт):2 =18,5 см.
. Полученное значение отложить симметрично вправо и влево от точки О, то есть ОТ1=18,5 см: 2 = 9,3
. Выполнить расчет ширины клина по линии бедер: (Сб +Пб):2 = =(50см+2см):2 =26см.
. Ширину клина относительно средней линии отложить симметрично (по 13см):
ББ1=26см.
. Точки Т и Б, Т1 и Б1 соединить между собой и продлить до пересечения с линией низа.
. окончательно оформить линию талии. Для этого следует разделить отрезки ОТ и ОТ1 пополам. Из полученных точек восстановит перпендикуляры к боковым линиям, пересечение с которыми обозначить Т* и Т*. Линию талии клина следует оформить через точки Т* - О - Т1.
Каждая юбка кроме основных деталей (переднего и заднего полотнищ, клиньев) имеет дополнительные, предназначенные для обработки верхнего среза изделия.
Чаще всего используют пояса или обтачки. Притачной жесткий пояс плотно облегает фигуру и служит для четкой фиксации юбки на теле. В крое этот пояс представляет собой полоску длиной 2хСт +3см+2 х 0,7см,где
Ст - полуобхват талии;
см - припуск на застежку;
,7см - припуск на шов.
Например: Ст = 36,5см, значит, длина полоски для пояса равна 2х36,5см + 3см +2 х 0,7см = 77,4см.
Ширина детали для пояса равна двойной его ширине в готовом виде плюс двойной припуск на шов. Например: ширина пояса в готовом виде 3см, значит, ширина полоски равна 2х3см +2 х 0,7см = 7,4см.
Итак, размеры пояса 77,4 х 7,4см.
Построение чертежа деталей юбки-четырехклинки смотри рисунок №2.
После построения лекал юбки переходим к раскрою ткани для изготовления юбки.
Ткани, из которых можно пошить юбки, имеют свои особенности, поэтому перед процессом раскроя необходима предварительная подготовка. Рассмотрим основные правила, которых следует придерживаться.
. Большинство тканей дает усадку в процессе эксплуатации, поэтому перед раскроем их следует постирать и высушить. Иногда вместо стирки ткань с изнаночной стороны можно отутюжить через влажный проутюжильник.
.Перед раскроем необходимо внимательно осмотреть ткань. На ней могут оказаться пятна, дырочки, вытянутые нити и другие дефекты. Нужно обвести их мылом или наметить цветной ниткой, чтобы учесть это во время раскроя.
.Необходимо проверить ткань на ровность срезов. Для этого нужно выдернуть уточную нить и отрезать по образовавшейся линии.
.Следует определить в ткани лицевую и изнаночную стороны.
.Уточнить характер и расположение рисунка (возможно он имеет направленный характер), наличие клеток, полос, их размеры и симметричность. Для ворсовых тканей определить направление ворса.
. Подготовить выкройки, булавки, ножницы, мыло и мел, сантиметровую ленту, линейку.
. Проверить на уголке ткани, не оставляет ли следы мыло после утюжки через влажный проутюжильник.
. С обеих сторон отреза ткани срезать кромку. Принцип раскроя ткани зависит от ее ширины и формы раскраиваемых деталей. Ткань для ракроя лучше сложить вдвое лицевой стороной внутрь. Если раскладка деталей занимает меньше места, чем ширина ткани, кромки смещают относительно друг друга для более экономного использования материала.
Каждая раскладка индивидуальна и требует особого подхода. Работая над изделием, необходимо обратить внимание, на несколько советов, которые помогут избежать ошибок в раскладке:
.раскладку лекал следует выполнять на ровной поверхности.
.если ткань ворсовая или с направленным рисунком, нужно обозначить с изнанки стрелкой направление ворса (рисунка), который должен идти сверху вниз.
. Ткани в клетку и полоску сложить, совместив рисунок, и сколоть булавками.
. При раскрое из гладкого материала детали можно разложить в разных направлениях.
. Раскладку выкроек и нанесение меловых линий выполнять на изнаночной стороне материала.
. Разложить сначала крупные детали, а между ними - мелкие, учитывая припуски на швы и стараясь наиболее рационально использовать ткань.
. необходимо строго соблюдать направление нити основы (на деталях обозначено вертикальной стрелкой).
. Разложив на ткани детали выкроек, приколоть их булавками.
.Обрисовать выкройки дважды - по контуру деталей и с учетом припусков на швы.
. Бумажные выкройки убрать с тканями, вновь сколоть обрисованные детали, причем так, чтобы не произошло смещение в процессе разрезания и булавки не мешали продвижению ножниц.
.Проверить наличие всех необходимых деталей.
. Вырезать детали по второй меловой линии.
.Перенести все линии на симметричную деталь. Для этого расположить булавки точно по линиям, перевернуть сколотые детали и обрисовать мылом образовавшийся контур.
Для изготовления юбки -четырехклинки нам потребуется выкроить следующие детали:
.Клин - 4 детали;
.Пояс - 2 детали.
Расход ткани: 0,60 м при ширине 150см.
.4 Технология изготовления юбки - четырехклинки
. Клинья сложить лицом к лицу, сметать, стачать ш.ш0,7см.
.Обметать стачанные открытые срезы, также обметать два открытых среза в которые будет втачиваться застежка молния.
. Удалить сметочные стежки. Заутюжить обметанные швы.
. Сметать и стачать участок шва, до метки втачивания молнии ш.ш. 0,7см.
. Удалить сметочные стежки. Разутюжить стачанный отрезок шва.
. Втачать застежку «молнию».
.Сложить два оставшиеся среза лицом внутрь, сметать, стачать ш.ш.0,7 см.
. Удалить сметочные стежки. Обметать стачанный шов и обметать низ изделия.
.подогнуть низ изделия и заметать ш.ш.0,7см.
.Проложить строчку по низу изделия.
.Стачать пояс ш.ш 0,7см
. разутюжить шов стачивания пояса, продублировать пояс клеевым прокладочным материалом.
. Обметать нижний срез пояса.
. Притачать пояс к верхнему срезу юбки.
.Обтачать боковые концы пояса ш.ш 0,7см.
.Вывернуть на лицевую сторону обтачанные концы пояса.
.Перегнуть пояс по середине и проложить декоративную строчку ш.ш 0,1см.
. Шов притачивания пояса, направить внутрь пояса, и настрочить пояс одновременно закрепляя изнаночную сторону пояса.
. Выметать петлю.
. Наметить место расположения пуговицы, пришить пуговицу.
. Отутюжить низ изделия и пояс.
. Изделие почистить от производственного мусора.
. Декорирование изделия бисером.
Вывод
Говоря о дизайне, мы прежде всего имеем в виду создание моды. Под модой в самом широком смысле этого слова понимается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, автомашин, предметов быта, одежды, - и довольно частая смена этих вкусов. Чаще всего именно сменяемость формы одежды и называют модой. В одежде проявляются многочисленные причудливые, новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т.е. общество охватывает ажиотаж подражания. Подражание служит, таким образом, необходимой предпосылкой моды, вскрывая при этом ее противоречие. Человек приемлет моду, старается точнее соответствовать ее образцам, быть «как все», а с другой стороны, с помощью именно этой моды, стремится выделиться из среды окружающих его людей, осуществить собственную «самостилизацию», утвердить свое представление о самом себе.
В данной главе автором работы было проведено исследование по изготовлению изделия юбки-четырехклинки. Технология изготовления изделия состоит из 4 этапов: выбора модели; конструирование модели, построения чертежа модели и раскрой, технология изготовления изделия. Декорирование данного изделия рассмотрим в главе 2.
Глава 2. Декорирование юбки-четырехклинки вышивкой бисером
.1 История развития вышивки бисером
Бисер в широком смысле слова, действительно древнее цивилизации, как свидетельствуют исторические исследования. В Древней Руси стекло почиталось и существовало отечественное производство стеклянных бус и бисера.
Первоначальное значение слова бисер - фальшивый жемчуг. В таком понимании оно и употреблялось в Древней Руси, применявшей очень широко жемчужное шитье для женских головных уборов, одежды и предметов церковного обихода. И это не случайно: старое русское бисерное шитье выросло из жемчужных работ.
Наибольшего богатства в своем развитии по свидетельству историков, декоративное шитье достигло в восемнадцатом веке. Невероятная популярность в то время бисерного шитья объясняется доступностью и относительной дешевизной самого материала, и прежде в северных областях России (бисер в основном поступал из-за границы, но вскоре русское правительство принимает решение наладить собственное производство этого товара). Бисер входит в моду. В восемнадцатом веке в моду входят изделия, поверхность которых сплошь покрыта стеклянным набором. Стиль этот особую популярность приобретает в годы царствования Елизаветы Петровны (1741-1761). Тогда бисер поступал в лавки из Венеции, Богемии (привозной), из Усть- Рудицы (отечественный).
Существует мнение, что мода на бисерные изделия в девятнадцатом веке пришла на Русь из Германии на волне популярности немецкого стиля бидермайер, делавшего акцент на частной жизни, атмосферы интимности, домашнего уюта.
Занятие бисерным рукоделием - важная часть досуга дворянского сословия первой четверти девятнадцатого века. Страсть,хобби, любимое времяпрепровождение на которое щедро тратились часы, дни и даже годы. Временем наибольшего расцвета бисерного рукоделия по части совершенства самой его техники, изящества сюжетов, рисунков, узоров, популярности самого ремесла принято считать тридцатые и сороковые годы девятнадцатого века. В эпоху наибольшего увлечения бисероплетением и низанием бисером украшались практически все предметы домашнего обихода: письменные принадлежности, кошельки коробки, головные уборы, подушки скатерти, альбомы и, конечно же предметы женского гардероба.
В результате, в бисерных работах не могли не запечатлеться вкусы их создательниц и дух эпохи. И если в начале 19века в моде были мягкие пастельные тона, цветы, целующиеся голубки, пронзенные стрелами амура сердца, то при смене акцентов, к примеру, в сторону нового течения ампир, в моду входят меандры, пальметки, античные сюжеты, величественные храмы, богини и амуры. Меняется стиль, меняются сюжеты.
.2 Материалы и инструменты, необходимые для вышивки бисером
Вышивка бисером - это очень затратное декоративно - прикладное искусство, и приобретение материалов, возможно любым человеком.
Бисер - мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора. Бисер может быть прозрачным и «глухим», блестящим и матовым, граненым и ребристым, иметь круглые или четырёхугольные отверстия. Однако при всем своем многообразии бисер практически никогда не имеет правильной сферической формы. Бисерные зернышки представляют собой сильно скругленные по краям цилиндрики или колечки, и это их главное отличие от круглых бусинок.
Бисер имеющийся в продаже, различается по номерам. Чем меньше номер бисера, тем он крупнее. Размер круглого бисера от 1 до 5мм., все что крупнее уже считается бусинами. Цветовая гамма бисера неисчерпаема.
В магазины бисер поступает по-разному упакованный. Круглый бисер можно купить врассыпную, в пакетиках или в тубах, а также нанизанным на нить, скрученную в моток и продающуюся на вес - по полкилограмма.
Наибольшее распространение в настоящее время получили два вида бисера: прозрачный, посеребренный изнутри и «глухой» бисер с жемчужным или металлическим блеском. Главным достоинством изделий, изготовленных из качественного стеклянного бисера, остается их долговечность. Бисеринки не теряют своего цвета и блеска, десятилетиями радуя глаз яркими красками.
Помимо круглого бисера существует также рубленый и колотый. Сильный блеск зерен цилиндрической формы, отражающих свет всей боковой поверхностью, придает украшениям нарядный вид. Основной недостаток «рубки» острые края бисерин, которые прорезают нить основы.
Часто в вышивке бисером используют стеклярус. Стеклярус - тонкие стеклянные цилиндрики длиной от 5до 20 мм. Стеклярус может быть разнообразным, даже витым. Сочетание бисера и стекляруса в изделиях выглядит очень эффектно. Главный недостаток стекляруса тот же, что и у рубленного бисера - острые края иногда перерезают нить плетения.
Альтернативой стеклянному бисеру может быть пластмассовый бисер. Он легче, имеет более широкие отверстия, однако менее долговечен. Пластмассовые бисеринки легко поцарапать при неосторожном обращении, поэтому в настоящее время пластмассовый бисер редко продается в магазинах.
В вышивке бисером еще используют стеклянные бусины двух видов: граненые бусины из чешского стекла правильной округлой формы и сплющенные разноцветные зерна, по сути, представляющие собой очень крупные бисерины.
Для работы с бисером требуются специальные иглы (очень тонкие с длинным ушком). Импортные иглы (Япония, Англия, Индия) № 11, 12, 13; отечественные №0 и №1.
Чаще всего бисерные изделия нанизываются на синтетическую и хлопчатобумажную нить, а также на леску, проволоку, спандекс. Из нитей в вышивке бисером чаще всего применяется капроновая нить. Это прочная блестящая нить подходит для большинства видов бисера. Капрон легко плавиться, что позволяет надежно фиксировать узелки, легко протаскивается через маленькие отверстия бисеринок. Однако капроновая нить часто путается и затягивается петельками. Хлопчатобумажные нитки значительно реже используются в вышивке бисером, тем не менее, у этого материала имеется ряд достоинств. Так хлопчатобумажная армированная нить с успехом используется при работе со стеклярусом и рубленым бисером. Острые края бисерин не прорезают ее в отличии от капроновой нити. Довольно часто при изготовлении изделий из бисера, стекляруса и рубленного бисера используется леска, так кА она тоже довольно прочная.
Проволока в бисероплетении используется для изготовления жестких элементов украшений, таких, как листья и лепестки бисерных цветов. Изготавливая украшения на проволочной основе, надо иметь в виду, что проволока довольно легко рвется. Поэтому надо избегать ее частых перегибов в одном и том же месте, а также следить за тем, чтобы на ней не появлялось затянутых петелек - неустранимого дефекта, существенно затрудняющего работу. В продажу поступает проволока разных видов: от дешевой до более дорогой - цветной медной. И та, и другая продается в катушках или намотанной на кусок картона.
Также в работе используют дополнительные инструменты: коврик для бисера - чтобы не терять бисеринки, которые могут рассыпаться по ходу работы; ножницы - чтобы срезать бисер с мотка, обрезать нитки; большие кусачки - для резания толстой проволоки; плоскогубцы - для формирования очень мелких петель и сгибов на проволоке; линейка, тетрадь в клетку - для рисования схем изделий, пяльца - для закрепления материала.
Необходимо рассмотреть и такой немаловажный вопрос как хранение бисера и изделий из него. Пока он не в работе, бисер вполне можно держать в тех же пакетиках, в каких он продавался. Для хранения исходных материалов необходимо обзавестись большим количеством маленьких пластиковых баночек (например, от кремов, лекарств, фотопленок) и обязательно с крышечками. В них очень удобно раскладывать бисер по цвету и размеру. Для изготовления многоцветных изделий удобно использовать менажницу.
Все необходимые материалы и инструменты удобно хранить в коробке, шкатулке или корзине.
Отдельно следует упомянуть о подготовке рабочего места. Процесс изготовления бисерных изделий превратится в увлекательное занятие, если правильно подготовить рабочее место. Чтобы бисерины не укатывались, понадобится ворсистый материал (фланель, драп), лучше однотонный, черный (будут меньше уставать глаза). Оптимальный размер ткани 40 х40см. Рядом с ковриком на стол ставят лампу, свет которой падает на ткань. Рабочее место в любое время суток должно быть хорошо освещено.
Необходимо соблюдать некоторые правила при изготовлении изделий из бисера: перед началом работы бисер нужно калибровать, то есть разобрать по размерам. При работе бисер следует набирать иглой, в руки бисер берут в исключительных случаях. Для упрочнения нити перед началом работы ее следует обработать пчелиным воском. Нельзя забывать во время работы постоянно подтягивать нити. Это нужно для того, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.
.3 Основные примы вышивки бисером
История этого вида декоративно-прикладного искусства поражает своей необычностью. В разное время интерес к бисеру и изготовлению изделий из него резко и неожиданно возрастал и также неожиданно почти полностью угасал. Причины этого явления непонятны, но ясно одно: бисероплетение было и остается одним из любимых видов народного творчества. Бисерное рукоделие пришло в Россию, как и другие виды народного творчества, такие как плетение, ткачество, вышивание, из глубин истории. Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира большой популярностью пользуются изделия украшенные вышивкой из бисера, стекляруса.
Вышивка бисером и стеклярусом имеет свои особенности. Их применяют в украшении изделий, которые не требуют частой стирки. Бисером можно вышивать холщовые, льняные, плотные шелковые, шерстяные ткани, а также атлас, бархат и сукно. Бисеринки и стеклярус, используемые при вышивке, не должны иметь острых краев, которые могут быстро перетереть нить. Нити должны быть прочными, желательно провощенными.
Вышивание бисером требует сноровки. Чтобы изделие выглядело красиво, необходимо нашивать бисеринки, ровно и с одинаковым наклоном.
юбка бисер декорирование вышивка
2.4 Технология выполнения вышивки бисером на юбке-четырехклинке
Для вышивки бисером используют шов, носящий название «ленивый стежок». При вышивке этим швом на иголку с ниткой с закрепленными в ткани концом нанизывается несколько бисерин. После чего игла снова втыкается в ткань и выводится немного в стороне от первого стежка, затем на нитку нанизывается следующая порция бисеринок и так далее. Полученными длинными столбиками стежков последовательно заполняется все пространство вышивки. При вышивании этим швом очень важно следить за тем, чтобы количество бисеринок на нити при каждом стежке было одинаковым и все бисеринки были одной величины. Тогда стежок получится ровным и красивым.
Для вышивки нам потребуется бисер черный 10гр.,нитки в цвет бисера, иголка. Эскиз вышивки. Копировальная бумага.
Для начала вышивки берут деталь изделия, на нее накладывают копировальную бумагу и эскиз вышивки, и переносят контуры рисунка на деталь. Затем закрепляют деталь в пяльца и начинают вышивать по ранее нанесенным контурам. Для вышивки используется шов «ленивый стежок».
Вывод
В этой главе была подробно рассмотрена история возникновения бисера и искусство бисерного рукоделия. Было выяснено, что бисер в украшении одежды, и в изготовлении украшений из него, используется с давних пор, и по сей день. Также было установлено, что этот материал использовался и как паспорт, и как средство платежа, и для многих других целей. Долгое время в России был привозной бисер из Венеции, но позже в России появились свои стекольные заводы, изготавливающие помимо стекла и бисер.
В данной главе представлены виды бисера, имеющиеся в продаже, материалы и инструменты с помощью которых выполняются различные работы с бисером. А также рассмотрено декорирование юбки-четырехклинки бисером.
Заключение
Одним из первых этапов написания курсовой работы был выбор темы курсовой работы. Далее в главе 1 было проведено исследование по выбору модели. Подробно рассмотрено конструирование лекал данной модели, а также построение чертежа основы юбки-четырехклинки, раскрой ткани и поэтапная технология изготовления изделия.
В главе 2 была рассмотрена история развития вышивки бисером; инструменты и материалы необходимые для вышивки бисером; основные приемы вышивки бисером; Технология выполнения вышивки бисером.
А также были сделаны выводы, что при изготовлении изделия следует поэтапно выполнять все стадии обработки. Что требует особого терпения и аккуратности. При вышивке бисером главное следить за количеством и размером бисерин, и не затягивать нить, чтобы не образовывались складки и пузыри.
Список литературы
1. Долгопольская, Л.В., Борисова, Ю.Ю. Оригинальные модные юбки./ Долгопольская, Л.В., Борисова, Ю.Ю.- М.:Эксмо 2006.
.Блинов,И.И. Сделаем одежду модной./ Блинов, И.И.- СПб. 2003.
.Юдина, Е.Н., Евтушенко, М.А., Иерусалимская, О.А. Шейте сами./ Юдина, Е.Н., Евтушенко, М.А., Иерусалимская, О.А.- Спб.: 2001.
.Гашицкая, Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером./ Гашицкая, Р.П., Левина О.В.- Ростов-на Дону:Проф-пресс 2001.
.Гринченко, А.С. Вышивка бисером./ Гринченко, А.С.- М.: Эксмо 2006.
.Екшурская,Т.Н. Конструирование./ Екшурская, Т.Н. - СПб.: 1992.
. Юдина, Е.Н. Технология пошива./ Юдина, Е.Н. - Спб.:2000.
.Краузе,А. Секреты шитья./ Краузе,А.- Ташкент 1988.
.Божко,Л.А. Бисерное плетение./ Божко,Л.А.- М.: 2008.
.Ерзенкова, Н.В. Женская одежда в деталях./ Ерзенкова, Н.В.- СПб 1994.