Слив и налив нефтепродуктов на АЗС и нефтебазе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    598,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Слив и налив нефтепродуктов на АЗС и нефтебазе

Введение

автозаправочный станция налив топливо

Слив-налив нефтепродуктов производится с помощью специальных установок, стояков налива, насосов. Все эти устройства слива-налива нефтепродуктов обеспечивают безопасность и обеспечивают наименьшее загрязнение окружающей среды. Устройства для слива-налива нефтепродуктов незаменимы при наливе не только светлых и темных нефтепродуктов, но и вязких, загрязненных нефтеостатков из емкостей, цистерн, танкеров, резервуаров. Кроме того, устройства слива-налива нефтепродуктов могут применяться не только для слива/налива нефтепродуктов, но и для слива-налива загрязненных вод с повышенным содержанием кварцевого песка либо волокнистых включений.

Налив нефтепродуктов в цистерны автомобильных средств в основном производится на наливных пунктах, в том числе наливных эстакадах, нефтебазах,и осуществляется через верхнюю горловину (верхний налив ) или через нижний патрубок (нижний налив). Перспективным способом налива считается нижний налив с использованием быстроразъемных беспроливных (сухих) стыковочных устройств, которыми намечается оснастить наливные стояки и приемные патрубки автомобильных средств,

В перспективе все наливные пункты будут также оснащаться системами для сбора и рекуперации паров нефтепродуктов из надтопливиых полостей цистерн и резервуаров при наливе для обеспечения экологической безопасности нефтебаз.

Стыковка с системами сбора паров нефтепродуктов на цистернах также будет осуществляться нижним способом с помощью "сухих" пристыковочных устройств по мере оснащения ими наливных (и сливных) станций нефтебаз, появления новых типов цистерн с дополнительным оборудованием, или при переоборудовании цистерн, находящихся в эксплуатации. В зависимости от мощности наливного пункта применяются наливные стояки с ручным управлением, автоматизированные установки с местным и дистанционным управлением, установки автоматизированного и герметичного налива (типа АСН, УНА)

1. Общие сведения и классификация АЗС

Автозаправочная станция - это разновидность малой распределительной нефтебазы, обеспечивающей топливом автомобили.

Автозаправочная станция (АЗС) - комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.

На АЗС организуется продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, техническое обслуживание, а также оказание сервисных услуг по обслуживанию автотранспорта.

АЗС подразделяются на станции общего пользования, на которых осуществляется заправка любых автомобилей, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности, и станции ведомственные, осуществляющие заправку автомобилей только определенных предприятий, организаций, фирм. На первых станциях осуществляется розничная торговля топливом за деньги либо по безналичной системе платежей. На вторых производится безналичный отпуск топлива с осуществлением его строгого учета по каждому потребителю (например, заправка автомобилей автотранспортного предприятия).

Автозаправочные станции общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: у автостоянок, в местах пересечения дорог, на автомагистралях.

Ведомственные автозаправочные станции обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. При их организации используются местные условия этих предприятий, поэтому их конструкция зачастую отличается от конструкций станций при одинаковых общих требованиях к ним.

По количеству оказываемых услуг АЗС подразделяются на собственно автозаправочные станции, осуществляющие только заправку автотранспорта топливом и маслами, и автозаправочные комплексы (АЗК), на которых помимо заправки топливом и маслами осуществляется его техническое обслуживание, мойка, расположены магазины по продаже запчастей, расфасованных нефтепродуктов, кафе и рестораны, кемпинги и прочие объекты для оказания услуг по обслуживанию автотранспорта и его владельцев и пассажиров.

Принята следующая классификация АЗС.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК).

Модульная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Модульные АЗС, расположенные вне населенных пунктов и предприятий, подразделяются на два типа: тип А - общая вместимость резервуаров от 40 до 100 м3; тип Б - не более 40 м3.

Передвижная автозаправочная станция - АЗС, предназначенная для розничной продажи топлива, мобильная технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Топливораздаточный пункт - АЗС, размещается на территории предприятия и предназначен для заправки транспортных средств этого предприятия.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (пропан - бутан) и сжатый природный газ.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов топливной системы: грузовых, специальных и легковых автомобилей сжатым природным газом, используемым в качестве их моторного топлива.

Автомобильная газозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов грузовых, специальных и легковых автомобилей сжиженным газом (сжиженным пропан-бутаном), используемым в качестве их моторного топлива.

Стационарные АЗС располагаются в населенных пунктах и на автодорогах. По производительности они делятся по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомобилей в час.

Контейнерные АЗС (КАЗС) располагаются на автомагистралях, туристических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в других местах сосредоточения автотранспорта.

Передвижные АЗС (ПАЗС) размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, на туристических автомаршрутах, территориях стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Доставка моторных топлив на АЗС осуществляется автомобильным или, в редких случаях, железнодорожным и трубопроводным транспортом. Автозаправочные станции подчиняются нефтебазам, комбинатам обслуживания, производственным объединениям, акционерным обществам, а также частным предприятиям и владельцам.

Строительство АЗС может вестись как по типовым проектам, так и по индивидуальным. Технические характеристики типовых автозаправочных станций даны в таблице 1.

При организации АЗК с пунктами технического обслуживания автомобилей, мойками, пунктами сервисного обслуживания потребителей, магазинами площадь земельного участка под строительство таких станций увеличивается по сравнению с указанной в таблице 1 на величину площади, необходимой для размещения дополнительных зданий и сооружений, а также подъездных путей к ним и дополнительных стоянок для автомобилей.

Технические характеристики типовых автозаправочных станций

Типы автозаправочных станций

Количество заправок в сутки


250...500

500...1000

1. Типовые АЗС (без пунктов технического обслуживания автомобилей)

1.1 Площадь земельного участка, га

0,35...0,4

0,4...0,5

1.2 Количество заправочных постов, шт.



- топливо - масло

5...6 4

8...10 4

1.3 Количество резервуаров



- для топлива (по 25 м3) - для масла (5 м3)

5...6 4

8...10 4

1.4 Номера типовых проектов

503...204 503...205

503...202 503...203

2. Типовые автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей

2.1 Площадь земельного участка, га

0,4...0,45

0,47...0,55

2.2 Количество заправочных постов, шт.



- топливо - масло

3...8 4

10...12 4

2.3 Количество резервуаров



- для топлива (по 25 м3) - для масла (5 м3) - для отработанных масел (5 м3)

3...8 4 1

10...12 4 1

2.4 Потребляемая электрическая мощность, кВт



- освещение - силовая - отопление - нагрев воды

2...7,4 3,9...19 7,3...25 12

6,6...7,4 20...21 25 12

 

2.5 Номера типовых проектов

3793 3794

3795 3796

 


2. Горюче-смазочные материалы

.1 Консистентные смазки

Консистентные (пластичные) смазки - это мазеобразные вещества, которые в зависимости от условий работы обладают свойствами как твердых, так и жидких смазочных материалов. При небольших нагрузках смазки ведут себя как твердое тело, при высоких нагрузках смазки обладают текучестью и ведут себя как жидкости.

Основные функции пластичных смазок - уменьшение износа трущихся деталей, отвод тепла от трущихся поверхностей, препятствие проникновению к трущимся поверхностям агрессивных жидкостей, газов и абразивных материалов, снижение энергозатрат на трение, антикоррозионная защита металлических поверхностей.

Пластичные смазки применяются в узлах трения, где в силу ряда причин затруднено или экономически не выгодно применение жидких смазок: открытые и негерметизированные узлы трения; наклонные поверхности; узлы трения, где невозможна частая смена смазочных материалов; условия резко изменяющегося температурного режима; длительная консервация машин и узлов; высокие нагрузки, приводящие к выдавливанию жидких смазок и пр.

Недостаток пластичных смазок - невозможность их применения в циркуляционных системах, а также в узлах трения, где происходит большое тепловыделение.

Консистентные смазки - это сложные многокомпонентные системы, состоящие из жидкой основы (дисперсионной среды), твердого загустителя (дисперсной фазы), присадок и добавок (наполнителей).

В качестве жидкой основы в 97 % смазок применяют нефтяные масла. Для смазок, работающих в экстремальных условиях, применяют синтетические материалы: кремнийорганические жидкости, сложные эфиры, фтор- и хлоруглероды, синтетические углеводородные масла и пр. На синтетических маслах можно приготовить пластичные смазки, работающие в интервале температур от - 100оС до + 350оС. Фтор- и хлоруглеродные смазки термически стабильны до температур +400, +500оС. Они не воспламеняются, не горят, устойчивы к воздействию сильных кислот и оснований, не окисляются, не вызывают коррозии оборудования. Поэтому такую основу используют для получения огнестойких консистентных смазок, работающих в агрессивных средах. Однако широкое применение таких основ ограничено их высокой стоимостью. В отдельных случаях в качестве дисперсионной среды применяют растительные масла (касторовое масло).

Природа, химический и фракционный состав дисперсионной среды существенно влияют на структурообразование, загущающий эффект, реологические свойства и эксплуатационные свойства пластичных смазок.

Загустители (дисперсная фаза) образуют в консистентных смазках структурный каркас и придают смазке необходимые свойства: антифрикционные, антиокислительную стабильность, водостойкость и пр. В качестве загустителей используют: мыла, углеводороды, органические и неорганические загустители.

Мыла - это натриевые Na, литиевые Li, кальциевые Ca, бариевые Ba, алюминиевые Al соли жирных карбоновых кислот, например стеариновой, которые являются поверхностно-активными веществами. Мыльные смазки делятся на обычные и комплексные. Температура применения обычных мыльных смазок ниже комплексных. Обычные кальциевые смазки применяются до температуры +60…+80оС, комплексные - до +140… +200оС, обычные литиевые - до +120…+130оС, комплексные - до +170оС.

К углеводородным загустителям относятся парафин и церезин. На их долю приходится 10…12 % консистентных смазок. Такие смазки работоспособны до температуры +50, +60оС, их применяют в основном при консервации машин и механизмов.

Неорганические загустители - силикагель, бентонитовые глины, сажа в зависимости от типа масляной основы работоспособны при температурах от - 60оС до +200оС.

Органические загустители - целлюлоза, казеин используются для загущения высокотемпературных смазок.

Для регулирования свойств пластичных смазок в последние вводятся присадки (противоизносные, антифрикционные, вязкостные, антиокислительные и пр.). Обычно применяются те же присадки, что и в минеральных маслах.

Наполнители - это высокодисперсные, нерастворимые в маслах материалы, не образующие в смазках коллоидных структур, однако улучшающие их эксплуатационные свойства. Наиболее распространены наполнители, характеризующиеся низким коэффициентом трения: графит, дисульфид молибдена, тальк, слюда, нитрит бора, асбест, некоторые полимеры, оксиды, сульфиды и комплексные соединения металлов, металлические порошки и пудры. Консистентные смазки, содержащие металлические порошки и пудры, называются металлоплакирующими, их используют преимущественно как антифрикционные смазки в тяжелонагруженных узлах трения скольжения. Наполнители вводятся в пластичные смазки в количествах 1…30 %.

.2. Классификация моторных масел

В основу классификации моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 положены два характерных признака: кинематическая вязкость и качественный уровень эксплуатационных свойств.

По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние и всесезонные.

Летние масла: 8*Д0,12,14,16,20,24

Зимние масла: Зз,4з,5з,6з,6,8*

Масла класса 8 нередко используют как в летний так и в зимний период

Всесезонные масла обозначается дробным индексом (например 5з/12, 6з/14 и т.д.) Система обозначений моторных масел включает: букву «М» - моторное, цифру, характеризующую уровень вязкости и букву, обозначающую принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам.

Трансмиссионные масла должны иметь хорошие противоизносные, противозадирные и противопиттинговые свойства, характеризоваться пологой вязкостно-температурной кривой, низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении. Они должны минимально воздействовать на резинотехнические уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозийные свойства, не содержать механические примеси и воду.

Таблица 2. Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17491.1-85)

Группа масла

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизели

Б,

Малофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б2

Малофорсированные дизели

В1

Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

В2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к противокоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений







Г1

Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Г2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или если применяемое топливо требует использования масел с малой склонностью к образованию всех видов отложений

E1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2

Е2

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами


Примеры обозначений:

М-10-Г2 (к) - масло моторное летнее, для дизельных двигателей, буква «к» означает, что данное масло предназначено для преимущественного применения в автомобилях КАМАЗ

М-5з/10-Г1 - масло моторное всесезонное, для карбюраторных двигателей

Классификация трансмиссионных масел

Масла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи, называются трансмиссионными.

По ГОСТ 17479.2 85 буквами «ТМ» обозначается транмиссионное масло, буквой «3» - загущенное масло. Трасмиссионные масла в зависимости от эксплуатационных свойств подразделяются на пять групп, определяющих области их применения и классы по вязкости.

Таблица 3. Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2

Класс вязкости

Вязкость кинематическая при 1000С, сСт

9

75 W

6,00 -10,99

12

80 W/85 W

11,00-13,99

18

90

14,00-24,99

34

140

25,00-41,00



Таблица 4. Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам и области их применения

Группа масел

Состав масла

1

Минеральные масла без присадок

2

Минеральные масла с противоизносными присадками

3

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

4

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

5

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Примеры обозначения трансмиссионных масел: ТМ-5-12, ТМ-4-18,ТМ-3-9.

3. Слив и налив топлива

Слив-налив нефтепродуктов производится с помощью специальных установок, стояков налива, насосов. Все эти устройства слива-налива нефтепродуктов обеспечивают безопасность и обеспечивают наименьшее загрязнение окружающей среды. Устройства для слива-налива нефтепродуктов незаменимы при наливе не только светлых и темных нефтепродуктов, но и вязких, загрязненных нефтеостатков из емкостей, цистерн, танкеров, резервуаров. Кроме того, устройства слива-налива нефтепродуктов могут применяться не только для слива/налива нефтепродуктов, но и для слива-налива загрязненных вод с повышенным содержанием кварцевого песка либо волокнистых включений.

Налив нефтепродуктов сопровождается повышенной опасностью. Именно поэтому все установки для налива нефтепродуктов должны обеспечивать пожарную безопасность и автоматически отключаться при заполнении автоцистерны или другой емкости. Это особенно касается сливо-наливных устройств нефтепродуктов на причалах. Сливо-наливные устройства нефтепродуктов на причалах и сами причалы и пирсы должны быть изготовлены из несгораемых материалов и иметь ширину, обеспечивающую прокладку всех трубопроводов и устройство проезда шириной не менее 3,5 м для пожарных автомобилей. Кроме того, по правилам пожарной безопасности расстояние между речными сливо-наливными устройствами нефтепродуктов на причалах должно быть не менее 300 м при перегрузке нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 280С и ниже и не менее 200 м при перегрузке нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки выше 280С.

Верхний налив

Стояк наливной АСН - 4ВГ НОРД Ду100

Стояки изготовлены согласно требований промышленной безопасности и обеспечивают максимальную безопасность при операциях слива-налива нефтепродуктов.

Для обеспечения безопасности налива применены следующие решения:

блок заземления с определением электроемкости автоцистерны и контролем цепи заземления имеет функцию распознавания автоцистерны от заземленной металлоконструкции;

обеспечивается ограничение скорости налива в начальный и конечный период налива согласно правил государственных нормативов (во избежание возникновения статического электричества);

наливной телескопический наконечник оснащен самотормозящей лебедкой для отпуска и подъема телескопической трубы с датчиком.

общая шина заземления к которой присоединяются как внешние так и внутренние клеммы;

входные лестницы изготавливаются с углом подъема 450 с безопасными поручнями, отбортовкой по всему периметру лестницы; конструкция ступеней предотвращает скольжение;

Рис .1 Стояк наливной АСН - 4ВГ НОРД Ду100 Нижний налив

Измерительный комплекс нижнего дозированного налива светлых нефтепродуктов, обслуживающего один отсек автоцистерны с одной стороны наливного островка АСН - 8НГ модуль Ду100 1-1 со счетчиком ППВ (или с массовым расходомером) и насосом для наземных или заглубленных резервуаров.

Рис 2. Комплекс измерительный АСН-8НГ модуль Ду100 (КМС-ППВ)

Комбинированный налив

Измерительные комплексы АСН предназначены для верхнего и (или) нижнего дозированного налива нефтепродуктов с возможностью учета отпускаемого продукта по объемным и по массовым методами.

Подача нефтепродукта из резервуара в автоцистерну осуществляется собственным насосом типа КМ 100-80-170Е для наземных резервуаров или КМС 100-80-180Е для заглубленных резервуаров, который присоединяется к подающему трубопроводу, соединенным с соответствующим резервуаром. Управление насосом осуществляется системой автоматизации комплекса.

Производительность насоса в течение всего процесса налива регулируется управляемым клапаном, который поддерживает минимальный расход в начале и конце налива, и программируемый (при пусконаладочных работах) номинальный расход. Величина номинального расхода, с целью обеспечения точности отпуска продукта и защиты от статического электричества, устанавливается в зависимости от величины гидравлического сопротивления подводящих трубопроводов и поддерживается системой автоматизации комплекса. Безопасность работы оператора (защита от падения) обеспечивается применением в конструкции комплекса лестницы для подъема оператора на технологическую площадку, а для перехода с технологической площадки применяется перекидной трап с горизонтальными ступенями и защитными барьерами (клеткой безопасности).

Комбинированный налив

Измерительный комплекс комбинированного верхнего и нижнего налива светлых нефтепродуктов, обслуживающий один отсек автоцистерны с одной стороны островка АСН - 6ВНГ модуль Ду100 со счетчиком ППВ (или с массовым расходомером) и насосом для наземных или заглубленных резервуаров.

Рис.3 Комплекс измерительный АСН-6ВНГ модуль Ду100 (КМ-ППВ)

Стендер СР-250

Устройства типа СР-250 (стендеры) предназначены для налива и слива нефти и нефтепродуктов в морские и речные суда-танкеры.

Особенности

Многорядные шарниры обеспечивают лёгкость перемещения подвижных элементов стендера при длительной эксплуатации.

Идеальная балансировка и малый вес стендера позволяют управлять им вручную одним человеком без дополнительной механизации.

Наружные обоймы шарниров связаны между собой кронштейном, что позволяет производить замену уплотнительных манжет без демонтажа стендера и без разборки шарниров.

Захваты поворачиваются вокруг оси присоединительной головки на 360º, что позволяет установить их в любом удобном месте на приёмном фланце танкера.

Диаметр условного прохода, мм

250

Условное давление, МПа (кгс/см2), не более

1,6 (16)

Расчётная пропускная способность при скорости перекачки продукта 9 м/с, м3/час, не менее

1600

Радиус действия/зона действия, м: СР- 250- 01 СР- 250- 02 СР- 250- 03

 8,5/16 12/23 15/29

Усилие, необходимое для перемещения шарнирных труб, Н (кгс), не более

250 (25)

Назначенный срок службы, лет, не менее

10

Масса стендера, кг, не более: СР- 250- 01 СР- 250- 02 СР- 250- 03

 3100 4000 4800

Габаритные размеры в сложенном положении, мм, не более длина/ ширина/ высота СР- 250- 01 СР- 250- 02 СР- 250- 03

 2400/1300/9000 3000/1300/13000 3000/1300/17000


1- Стойка; 2- Шарнирный блок; 3- Внутренняя труба; 4- Наружная труба; 5- Консоль; 6- Стяжка: 7- Противовес: 8- Шарнир: 9-Колено с фланцами; 10- Присоединительная головка; 11- Верхняя труба; 12- Груз; 13- Груз; 14-Фланец: 15-Фланец: 16-Болт заземления: 17-Крышка: 18-Захваты;20- Фланец.

Рисунок 4- Стендер СР-250-01

4. Техника безопасности

автозаправочный станция налив топливо

Налив нефтепродуктов в цистерны автомобильных средств в основном производится на наливных пунктах, в том числе наливных эстакадах, нефтебазах,и осуществляется через верхнюю горловину (верхний налив ) или через нижний патрубок (нижний налив). Перспективным способом налива считается нижний налив с использованием быстроразъемных беспроливных (сухих} стыковочных устройств, которыми намечается оснастить наливные стояки и приемные патрубки автомобильных средств.

В перспективе все наливные пункты будут также оснащаться системами для сбора и рекуперации паров нефтепродуктов из надтопливиых полостей цистерн и резервуаров при наливе для обеспечения экологической безопасности нефтебаз. Стыковка с системами сбора паров нефтепродуктов на цистернах также будет осуществляться нижним способом с помощью "сухих" пристыковочных устройств по мере оснащения ими наливных (и сливных) станций нефтебаз, появления новых типов цистерн с дополнительным оборудованием, или при переоборудовании цистерн, находящихся в эксплуатации.

В зависимости от мощности наливного пункта применяются наливные стояки с ручным управлением, автоматизированные установки с местным и дистанционным управлением, установки автоматизированного и герметичного налива (типа АСН, УНА).

Нефтепродукт на автоматизированных наливных пунктах наливают в следующем порядке. Водитель-оператор подъезжает к диспетчерской, сдает документы на право получения нефтепродукта с учетом вместимости (калибровки) цистерн, получает ключ (или два ключа, если цистерна имеет две горловины или прицеп-цистерну) и направляется к посту налива, соответствующему номеру ключа. Диспетчер набирает дозу, подлежащую наливу, и нажимает кнопку "пуск".

Водитель, поднявшись на автомобильную цистерну, открывает горловину, опускает в нее наливной патрубок, закрывает горловину герметизирующей крышкой стояка и заземляет цистерну; опустившись вниз, вставляет ключ в гнездо клапана-дозатора (при этом включается насос и на пульте клапана-дозатора загорается сигнал "Открой клапан"), водитель нажатием на рычаг открывает клапан - начинается налив.

Налив прекращается нажатием кнопки "Стоп" на клапане-дозаторе или пульте управления, а также автоматически при наливе дозы нефтепродукта. Более сложные процедуры (работы) водитель-оператор должен выполнять при наливе верхним способом на неавтоматизированных и негерметизированных наливных стояках. Поэтому водитель должен изучить и строго выполнять порядок и очередность выполнения процедур на конкретных автоналивных стояках.

Нижний налив цистерн по сравнению с верхним имеет ряд преимуществ: выше подача, меньше трудоемкость и капитальные затраты, лучше безопасность, меньше потери на испарение. Нижний налив может проводиться на автоналивных стояках по трем схемам:

объем залива задают с помощью счетчика-дозатора на стояке не контролируя уровень нефтепродукта в процессе налива;

уровень налива устанавливается датчиком-ограничителем максимального уровня и клапана-отсекателя из комплекта нижнего налива автоцистерны;

уровень налива устанавливается датчиком-ограничителем внутри цистерны, а клапан-отсекатель и прибор управления клапаном-отсекателем находятся вне цистерны, в том числе на наливном стояке.

Водитель-оператор должен четко знать состав и принцип работы технологического оборудования нижнего налива своей цистерны и автоналивных стояков, на. которых производится налив, чтобы грамотно выполнять операции, не допуская перелива.

В общем случае работы при нижнем наливе и взаимодействие оператора нефтебазы и водителя-оператора до получения их разрешения на налив аналогичны работам при верхнем наливе. Далее водитель-оператор, установив цистерну на площадке налива, заземляет цистерну, выводит шарнирный соединитель наливного стояка из стационарного положения и подключает к приемному патрубку цистерны. Затем нажатием кнопки "Пуск" на местном пульте управления включает установку налива. Контроль заземления и заданного режима налива обеспечивается блоком автоматики, который отключает налив после выдачи дозы.

Количество отпущенного нефтепродукта на автоматизированных пунктах налива фиксируется стрелочным (или цифровым) индикатором счетчика на площадке налива и данные о нем передаются дистанционно па индикатор пульта управления оператора нефтебазы.

Водитель-оператор при завершении операции наливки отсоединяет от приемного патрубка цистерны шарнирный соединитель стоика, переводит его в стационарное положение, выполняет работы по переводу оборудования цистерны» транспортное положение, отсоединяет заземление и оформляет документы в диспетчерской.

Водитель-оператор, используя технологическое оборудование автоцистерны, может провести работы по нижнему наливу цистерны собственным насосом из посторонней емкости или из прицепа-цистерны. Б этом случае к приемному патрубку цистерны должны быть подстыкованы напорпо-всасывагощие рукава, возимые в шланговых ящиках или пеналах средства, обеспечивая герметичность стыковки. Работы по нижнему наливу в этом случае проводятся водителем-оператором строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации закрепленного за ним автотранспортного средства для транспортирования нефтепродуктов.

Порядок налива темных (вязких) нефтепродуктов в основном аналогичен верхнему и нижнему наливу светлых нефтепродуктов. Вязкие нефтепродукты в зимнее время могут подогревать в резервуарах перед наливом. Как правило, наливные стояки оборудуют паровыми рубашками подогрева, а стояки не имеют пока обратных газоуравнительных систем.

Водитель-оператор автотранспортного средства для темных нефтепродуктов должен знать особенности наливных стояков и правила работы при наливе автоцистерн.

Водитель-оператор перед началом транспортирования должен проверить правильность оформления сопроводительных документов и документов на разрешение перевозки нефтепродуктов закрепленным за ним автотранспортным средством, проверить герметичность заливного люка и нижнего сливо-наливного патрубка, а также опустить на дорогу заземляющую цепь. Трогание с места должно быть плавным, без рывков, движение по дороге - без резких торможений и разгонов.

Водитель должен в соответствии с состоянием дороги выдерживать скорости движения и поворотов, особенно при движении с не полностью заполненной цистерной. В этом случае сзади цистерны должен быть для предупреждения участников движения выставлен знак ограничения скорости, в некоторых случаях движение выполняется с включенными фарами даже днем.

Нефтепродукты транспортируют, как правило, одиночными автомобилями (автопоездами) - цистернами в черте городов - по утвержденным маршрутам, Движение в колоннах в случаях экстренной доставки большого количества нефтепродуктов одному потребителю (или потребителям в одном административном секторе) осуществляют в соответствии с правилами перевозки опасных грузов по маршрутам движения, утвержденным административными органами под контролем ГАИ.

Слив нефтепродуктов из автотранспортных цистерн проводится самотеком или с помощью насосов автоцистерн в наземные резервуары, а также может выполняться в горизонтальные и вертикальные наземные резервуары. Слив нефтепродуктов в резервуары АЗС допускается производить только через сливные фильтры б присутствии заправщика и водителя-оператора. При этом проверяется правильность оформления товарно-транспортной документации, исправность цистерны и ее сливных устройств, наличие паспорта качества на принимаемый нефтепродукт.

При выявлении недостатков вызывают представителей нефтебазы, а неисправные автоцистерны не допускают к сливу. При расхождении действительного количества сливаемого нефтепродукта с данными товарно-транспортных документов составляется акт, подписываемый приемщиком и водителем-оператором.

До слива автомобильное средство заземляют, проводят стыковку с приемными устройствами сливных площадок, проводят работы по подготовке технологического оборудования автоцистерн к сливу. Автомобиль-цистерну устанавливают с наклоном в сторону сливного устройства. Слив должен производиться быстро и полностью, присоединение сливных рукавов должно быть герметичным. При наличии на цистерне и сливном устройстве замкнутых газоуравнительных систем они должны быть подключены с помощью быстроразъемных соединений.

Выдача (отпуск) и заправка нефтепродуктами автомобилей и другой техники проводится в соответствии с правилами технической эксплуатации транспортно-заправочного средства, в том числе правилами для передвижных автозаправочных станций (ПАЗС).

Заправка автомашин, груженных нефтепродуктами или другими опасными грузами, производится на специально оборудованной площадке на расстоянии не менее 25 м от территории заправочной АЗС или площадок заправки другой техники.

Заправка автомобилей и других транспортных средств, а также отпуск в тару с использованием ПАЗС производится через топливо-, масло- и смесераздаточные колонки. Водитель-оператор ПАЗС обязан следить за исправностью и нормальной работой колонок, требовать от водителей заправляемой техники выполнения правил безопасности при подъезде и правил заправки.

Водитель-оператор ПАЗС обязан периодически определять погрешность колонок с помощью образцовых мерников, указывая погрешности колонок в сменном отчете. При заправке автотранспорта не должны допускаться разливы и проливы нефтепродуктов.

5. Пожарная безопасность

Слив и налив нефтепродуктов - это очень небезопасное дело, поэтому требования ко всем установкам, которые производят налив нефтепродуктов достаточно жесткие. Особенно высокие требования предъявляются к такому оборудованию, с точки зрения пожарной безопасности. Каждая установка, совершающая налив нефтепродуктов, всегда должна иметь функцию автоматического отключения, как только емкость (автоцистерна и др.) будет заполнена. Это в полной мере касается любого места, где производится процедура слива или налива нефтяных продуктов. Так, например, если налив нефтепродуктов производится на причалах, то, мало того, что сами причалы должны быть произведены из несгораемых материалов (это же, в полной мере касается и пирсов), но и быть достаточно широкими, для того, чтобы обеспечить прокладку всех необходимых трубопроводов. Кроме этого, на них должен быть обустроен удобный проезд, шириной не менее 3,5 метров для беспрепятственного подъезда пожарной автомобильной техники. Так же, следует учитывать и тот факт, что если налив нефтепродуктов производится на речных причалах, то расстояние между такими причалами не должно быть менее 300 метров.

Если говорить о наливе нефтепродуктов с применением железнодорожных цистерн, то подача и выведение таких емкостей для того, чтобы осуществить налив нефтепродуктов, либо их слив, должна производиться наиболее плавно, без рывков и толчков. Так же, стоит обратить внимание и на то, что на территории, где установлены устройства, предназначенные для слива и налива нефтяных продуктов, для торможения железнодорожных цистерн нельзя применять металлические башмаки. С этой целью необходимо применение специальных деревянных подкладок.

Не менее жесткие требования предъявляются и к автомобильным цистернам. Так, автомобиль, перевозящий нефтепродукты, перед тем, как произвести налив нефтепродуктов в цистерну, должен быть осмотрен на предмет заземления и всех необходимых приспособлений, предназначенных для пожаротушения.

Слив, либо налив нефтепродуктов должен осуществляться с помощью специально предназначенных для этой цели установок, насосов, стояков налива, которые в широком ассортименте предоставляет наша фирма. Именно эти приспособления слива-налива нефтяной продукции обеспечивают наибольшую пожаробезопасность и наименьший ущерб окружающей среде. Так же, необходимо отметить, что агрегаты, предназначенные для осуществления слива и налива, просто незаменимы не только для налива светлых нефтепродуктов, но и для слива, либо налива загрязненных вязких остатков от нефтепродуктов, которые неизбежно образуются в цистернах, резервуарах и других емкостях. Кроме того, специальные устройства, при помощи которых осуществляется слив и налив нефтепродуктов, с успехом справятся с задачей налива/слива загрязненных вод, в которых может быть высокое содержание кварцевого песка, либо всевозможных волокнистых составляющих. Весь ассортимент и документацию вы можете увидеть у нас на сайте.

С точки зрения пожарной безопасности, все устройства, благодаря которым производится налив нефтепродуктов (а так же их слив), должны проходить регулярный технический осмотр и предупредительный плановый ремонт. Если в процессе этих мероприятий обнаруживаются какие-либо неполадки и утечки, то они должны быть незамедлительно устранены. Если устранение не представляется возможным, вышедшие из строя элементы отключают.

Эвакуационные и рабочие ступени эстакад, которые предназначены для т ого, чтобы проводить слив и налив нефтепродуктов, всегда должны содержаться в полной исправности. Площадки, с установленными на них сооружениями слива/налива нефтепродуктов, должны быть оборудованы специальными стоками на случай аварии и пролива, которые, в свою очередь, должны соединяться со сборником или специальным аварийным резервуаром при помощи отводных лотков или каналов.

Поскольку АЗС является объектом повышенной пожарной опасности, ее эксплуатация разрешается при наличии плана локализации и ликвидации пожарных ситуаций и пожаров на АЗС (ПЛЛ), согласованного с территориальным подразделением государственной пожарной службы (ГПС), а также плана локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН), согласованного территориальным подразделением МЧС России.

АЗС - объект, загрязняющий окружающую природную среду, поэтому должен иметь следующие документы:

· Выписка из приказа об организации экологического производственного контроля;

· Заключение о согласовании Госкомитетом по охране окружающей среды землеотвода для размещения АЗС;

· Заключение экологической экспертизы;

Разрешение на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), и нефтешламов.

6. Оказание медицинской помощи

Воздействие электрического тока на организм человека:

- Термическое воздействие - разогрев;

- Электрическое воздействие - нарушение состава крови, лимфы и т.д.;

- Биологическое воздействие - нарушение ритма дыхания, сердца, непроизвольное сокращение мышц и т.д.

Различают два вида поражения человека электрическим током: электрическая травма (ожог или механическая травма), электрический удар (поражается весь организм).

При электрическом ударе в большинстве случаев сначала нарушается дыхание, а сердце еще продолжает работать с нарушением своего ритма, после чего может последовать остановка сердца.

Степень опасности поражения электрическим током определяется силой тока, прошедшего через организм, напряжением, продолжительностью нахождения человека под током и др. Опасность поражения имеется уже при силе тока 0,05А, даже при кратковременном его воздействии. Поражение током 0,1 А и выше приводит к смертельным исходам. Безопасным уровнем напряжения считается 36В, а в сырых помещениях, внутри резервуаров и аппаратов - 12В.

При поражении человека электрическим током в первую очередь необходимо освободить пострадавшего от действия электрического тока (выключить рубильник, вывинтить предохранители и т.д.).

При этом необходимо учесть следующее:

- одновременно может выключиться свет, поэтому в ночное время необходимо обеспечить освещение от другого источника;

- пострадавший может упасть, если он находиться на высоте, в этом случае должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность при падении пострадавшего;

- непосредственное прикосновение к человеку, находящемуся под током, опасно для человека, оказывающего помощь, т.к. он сам может попасть под напряжение.

В том случае, когда не удается быстро отключить ток, пострадавшего надо отделить от провода или токоведущей части оборудования сухой деревянной палкой, доской, веревкой.

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока необходимо убедиться, не потерял ли он сознание и есть ли у него дыхание и пульс.

Если пострадавший потерял сознание, но его дыхание сохранилось, его следует удобно уложить, расстегнуть стесняющую одежду, создать приток свежего воздуха. Дать понюхать нашатырный спирт, растереть и согреть тело.

При отсутствии дыхания нужно немедленно сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

Первая помощь при ранениях

Наибольшую опасность при ранениях представляют кровотечения, загрязнение и инфицирование ран.

При оказании первой помощи необходимо соблюдать следующие правила:

- Не прикасаться к ране;

- Не промывать ее;

- Не извлекать из раны инородные тела, попавшие в нее.

Для перевязки раны пользоваться индивидуальными перевязочными пакетами или стерильными бинтами. При отсутствии стерильного перевязочного материала можно использовать чистый носовой платок или полотняную тряпочку, на которую необходимо накапать несколько капель йодной настойки, чтобы получилось пятно размером больше раны.

Для остановки кровотечения необходимо поднять раненую конечность и наложить давящую повязку. При сильном кровотечении, если оно не останавливается повязкой, следует сдавить кровеносные сосуды пальцами, жгутом или закруткой, или сгибанием конечности в суставах.

Оставлять жгут на месте его наложения можно не более 2-х часов (при низкой температуре - не более 1 часа).

Первая помощь при переломах

Первая помощь - создание неподвижности костей в области перелома, вызов медицинской помощи или быстрейшая доставка пострадавшего в лечебное учреждение. Неподвижность костей достигается фиксацией двух суставов выше и ниже перелома с помощью шины или какого-либо подсобного материала.

При открытом переломе перед шинированием на рану накладывают сухую стерильную повязку. При переломах костей пальцев и кисти рук шина не накладывается. Пострадавшему дают в руку скатанный из марли и ваты комок и в этом положении забинтовывают кисть. Переломы костей стопы фиксируются шиной, которая накладывается на подошву. При переломе ключицы руку подвешивают на косынку. Если есть подозрения на повреждение позвоночника, пострадавшего следует положить либо на живот, либо на щит, доску и в таком положении доставить в медицинское учреждение.

Первая помощь при отравлении парами нефтепродуктов

При отравлении парами нефтепродуктов пострадавшего необходимо вынести или вывести на свежий воздух, напоить крепким чаем, кофе и вызвать немедленно врача.

При потере сознания, при остановке или ослаблении дыхания до прихода врача необходимо делать искусственное дыхание.

Первая помощь при ожогах

Ожоги бывают: термические и химические Термические ожоги бывают 4-х степеней:

- Первая степень - характеризуется покраснением, припухлостью и болезненностью обожженного участка;

- Вторая - образованием пузырей;

- Третья и четвертая - обугливанием пораженного участка с полным нарушением кожного покрова и подкожных тканей.

При ожогах первой степени пораженное место можно смочить раствором марганцовокислого калия или 2% раствором питьевой соды, а затем наложить стерильную повязку.

При ожогах второй степени поражения место также смочить раствором марганцовокислого калия, пузыри вскрывать нельзя. Применять какие-либо мази и жиры при ожогах нельзя.

При ожогах 3-й и 4-й степени - наложить стерильную повязку и отправить в медпункт.

При ожогах кислотами и щелочами необходимо немедленно и обильно обмыть пораженное место струей воды, а затем обработать нейтрализирующим средством: при ожогах кислотами - раствором питьевой соды, при ожогах щелочами - раствором борной кислоты.

При попадании кислот или щелочей в глаза, их нужно промыть большим количеством воды.

Искусственное дыхание пострадавшему

Перед началом искусственного дыхания необходимо убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, которые могут быть закрыты запавшим языком или скопившейся слизью. Для этого необходимо голову пострадавшего повернуть набок, удалить слизь и, если имеются зубные протезы вынуть их изо рта. Затем пострадавшего укладывают на спину, освобождают грудь от стесняющей одежды, под лопатки подкладывают небольшой валик. Голову следует запрокинуть так, чтобы подбородок находился на одной линии с шеей. Оказывающий помощь делает глубокий вдох, и вдувает воздух в легкие пострадавшего. Частота вдуваний 14 - 16 раз в минуту.

Зачастую искусственное дыхание проводится одновременно с закрытым массажем сердца, который осуществляется следующем образом: пострадавший лежит на спине на чем-нибудь твердом, а оказывающий помощь занимает место сбоку. Ладонь одной руки кладут на нижнюю треть грудины, другой - на тыльную поверхность первой. Энергичными толчками обеих рук смещают переднюю стенку грудной клетки на 4 - 5см в сторону позвоночника. Во время массажа следует избегать грубых толчков, чтобы не вызвать перелома ребер и не повредить внутренних органов. Массаж сердца необходимо сочетать с искусственным дыханием. На каждый акт дыхания - 4-5 толчков в области сердца.

7. Документация

Основными документами, регламентирующими деятельность АЗС являются:

· Правила технической эксплуатации АЗС;

· Требования пожарной безопасности НПБ 111 - 98** (Прил.1),

· Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-93

(Прил 2);

· Правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций ПОТ РМ 021-2001

(Прил 3);

· Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов.

На каждой АЗС должна быть следующая документация:

Правила технической эксплуатации АЗС;

Паспорт АЗС с технологической и электрической схемой;

Паспорта на резервуары, градуировочные таблицы, акты зачистки и замера базовой высоты;

Паспорта и формуляры на ТРК;

Журнал сменных отчетов;

Журнал учета поступивших нефтепродуктов;

Журнал учета ремонта оборудования;

Журнал учета расхода электроэнергии;

Журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;

Примерные таблицы и формы документации, применяемой на АЗС, приведены в приложении .

Заключение

Слив, либо налив нефтепродуктов должен осуществляться с помощью специально предназначенных для этой цели установок, насосов, стояков налива, которые в широком ассортименте предоставляет наша фирма. Именно эти приспособления слива-налива нефтяной продукции обеспечивают наибольшую пожаробезопасность и наименьший ущерб окружающей среде. Так же, необходимо отметить, что агрегаты, предназначенные для осуществления слива и налива, просто незаменимы не только для налива светлых нефтепродуктов, но и для слива, либо налива загрязненных вязких остатков от нефтепродуктов, которые неизбежно образуются в цистернах, резервуарах и других емкостях. Кроме того, специальные устройства, при помощи которых осуществляется слив и налив нефтепродуктов, с успехом справятся с задачей налива/слива загрязненных вод, в которых может быть высокое содержание кварцевого песка, либо всевозможных волокнистых составляющих. Весь ассортимент и документацию вы можете увидеть у нас на сайте.

С точки зрения пожарной безопасности, все устройства, благодаря которым производится налив нефтепродуктов (а так же их слив), должны проходить регулярный технический осмотр и предупредительный плановый ремонт. Если в процессе этих мероприятий обнаруживаются какие-либо неполадки и утечки, то они должны быть незамедлительно устранены. Если устранение не представляется возможным, вышедшие из строя элементы отключают.

Не менее жесткие требования предъявляются и к автомобильным цистернам. Так, автомобиль, перевозящий нефтепродукты, перед тем, как произвести налив нефтепродуктов в цистерну, должен быть осмотрен на предмет заземления и всех необходимых приспособлений, предназначенных для пожаротушения.

Список литературы

1.       Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - 944 с.

2.     Коршак А.А, Коробков Г.Е., Муфтахов Е.М. Нефтебазы и АЗС: Учеб. Пособие. Изд.- Уфа: Изд - во ДизайнПолиграфСервис,2006.-С.273-312.

3.     Коршак А.А, Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Проектирование, сооружение, эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ: Учеб.пособие 2-е изд.-Уфа:Изд-во УГНТУ, 2000.-С.239-245.

4.       СНиП 1.02.07 -87. Инженерные изыскания для строительства АЗС - М. Стройиздат, 1999.

5.       Шаммазов А.М. История нефтегазового дела России / А.М. Шаммазов. -М.: Химия,2001г.

6.       "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций" РД 153-39.2-080-01

Приложения

Приложение 1

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НПБ 111-98*

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

*.Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые ктехнологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральнымпланам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормахклассификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземныхтранспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются наавтомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестветопливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также наавтомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся вкачестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовойпромышленности.

*.В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территориикоторой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видамитоплива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельноетопливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатыйприродный газ.

Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия ипредназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система1которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторнымтопливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесениемс топливораздаточными колонками (ТРК).

1 Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которойпредназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливоми характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК надблоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которойпредназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливоми характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК иконтейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которойпредназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливоми характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК вконтейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива - предназначенная длярозничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая системакоторой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполненакак единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая системакоторой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых,специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая системакоторой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых,специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильнаягазонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только длязаправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковыхтранспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличиемсовмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природногогаза, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, непредусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территорииэтой АЗС.

Передвижная автомобильнаягазозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличиемсовмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа,выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающейнаполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

*.При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемыхтехнологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющихтехнико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке,установленном НПБ 03-93.

.ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, ихпожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных иремонтных работ, к действиям персонала в случае возникновения пожароопасныхситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы,технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствахзавода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом спецификииспользуемого технологического оборудования.

*.Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам,следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторноготоплива - приложением 3, кмноготопливным АЗС, АГНКС и АГЗС приложением6.

При проектировании,строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасностиследует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности,экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующиминормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

Приложение 2

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЕБАЗ, СКЛАДОВ ГСМ, СТАЦИОНАРНЫХ И ПЕРЕДВИЖНЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

. Общие требования

.1. Область применения и распространения Правил

.1.1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций (далее - Правила) устанавливают требования по охране труда, обязательные для исполнения при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов (ГСМ), стационарных автозаправочных станций и передвижных автозаправочных станций (ПАЗС), их зданий, сооружений, основного и вспомогательного оборудования.

.1.3. При выполнении работ, не предусмотренных настоящими Правилами (земляные, строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные, перевозки и перемещения грузов, работы с ионизирующими и электромагнитными излучениями и др.), необходимо руководствоваться соответствующими нормативными актами.

.2 Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников

.2.1. Нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны. В связи с этим работники нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов.

.2.2. Основные физические опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

электромагнитные поля; излучения в области низких и сверхнизких частот;

повышенный уровень статического электричества;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

расположение рабочего места на значительной высоте (глубине) относительно поверхности земли.

.2.3. Основным опасным и вредным химическим фактором является токсичность многих нефтепродуктов и их паров, особенно этилированных бензинов.

.3. Допускаемые уровни опасных и вредных производственных факторов

.3.1. Движущиеся машины, механизмы и подвижные части производственного оборудования, являющиеся опасными производственными факторами, должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов.

.3.2. Санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата рабочей зоны производственных помещений и открытых площадок должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов.

.4. Требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов

.4.1. Требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, действующих государственных стандартов и других нормативных правовых актов.

.4.2. Безопасность производственных процессов на нефтебазах, складах ГСМ, АЗС и ПАЗС достигается профилактическими мерами по предупреждению опасной аварийной ситуации и должна быть обеспечена:

применением технологических процессов приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

применением производственного оборудования, удовлетворяющего требованиям нормативной документации и не являющегося источником травматизма и профессиональных заболеваний;

обустройством территории нефтебаз, складов ГСМ, АЗС;

применением надежно действующих и регулярно поверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения, переработки и передачи информации;

применением быстродействующей герметичной запорной и регулирующей арматуры и средств локализации опасных и вредных производственных факторов;

рациональным размещением производственного оборудования и организацией рабочих мест;

профессиональным отбором, обучением работников, проверкой их знаний и навыков безопасности труда;

применением средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

осуществлением технических и организационных мер по предотвращению взрыва и противопожарной защите.

.4.3. Производство работ в местах, где имеется или может возникнуть повышенная производственная опасность, должно осуществляться по наряду-допуску на работы повышенной опасности. Перечень таких работ, а также перечни должностей специалистов, имеющих право выдавать наряд-допуск и руководить этими работами, утверждаются работодателем или лицом, им уполномоченным.

.4.4. Для взрывоопасных технологических процессов приема, хранения и отпуска нефтепродуктов должны предусматриваться автоматические системы противоаварийной защиты, предупреждающие образование взрывоопасной среды и другие аварийные ситуации при отклонении от предусмотренных регламентом предельно допустимых параметров во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние.

.5. Требования по охране окружающей природной среды

.5.1. Эксплуатация нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС не должна приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, водоемов и почвы) вредными веществами выше допустимых норм.

.5.2. К числу основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, относятся пары нефтепродуктов, а также дымовые газы котельных.

.5.3. Для предотвращения загрязнения водоемов и почвы вредными веществами производственно-дождевые сточные воды нефтебаз в обязательном порядке должны очищаться. Необходимая степень очистки должна обосновываться с учетом места сброса сточных вод и установленного норматива предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющего вещества.

.5.4. Для уменьшения загрязнения окружающей среды необходимо осуществлять мероприятия по сокращению потерь нефтепродуктов от испарения, разливов, снижению выбросов загрязняющих веществ со сточными водами и дымовыми газами и повышению качества их очистки.

.6. Требования пожаро- и взрывобезопасности

.6.1. Нефтепродукты пожаро- и взрывоопасны. При неправильной организации технологического процесса или несоблюдении определенных требований возникают пожары со взрывами, которые приводят к авариям, термическим ожогам и травмированию работников.

.6.2. Требования пожарной безопасности при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС должны соответствовать требованиям, предъявляемым правилами пожарной безопасности в Российской Федерации и правилами пожарной безопасности при эксплуатации организаций нефтепродуктообеспечения.

.6.3. Взрывобезопасность производственных процессов на нефтебазах, складах ГСМ, АЗС и ПАЗС должна обеспечиваться предупреждением возникновения взрывоопасной ситуации, а также взрывозащитными, организационно-техническими мероприятиями.

.6.4. Исполнение электрооборудования и средств автоматизации, размещенных во взрывоопасных зонах, должно соответствовать классификации помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, предусмотренной правилами устройства электроустановок и правилами пожарной безопасности при эксплуатации организаций нефтепродуктообеспечения.

Электрические контрольно-измерительные и автоматические приборы, устанавливаемые во взрывоопасных помещениях и на наружных установках, должны соответствовать установленным требованиям.

Приложение 3

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ ППБ 01-93*

. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

.1. Общие положения

.1.1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности 1 на территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), их должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане), а также их объединениями.

Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований пожарной безопасности, в том числе Правил, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

.1.2. При обеспечении пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, отраслевыми и региональными правилами пожарной безопасности и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

Отраслевые и региональные правила пожарной безопасности, а также другие утвержденные в установленном порядке нормативные документы в области пожарной безопасности не должны снижать требований настоящих Правил.

.3. На каждом объекте 2 должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.) в соответствии с обязательным приложением 1.

.1.4. Все работники предприятий должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

.1.5. Ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений, цехов, участков, технологического оборудования и процессов, инженерного оборудования, электросетей и т. п. определяет руководитель предприятия.

.1.6. Для привлечения работников предприятий к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии и добровольные пожарные дружины.

.1.7. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в Правилах, в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители, должностные лица предприятий;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции;

ответственные квартиросъемщики или арендаторы в квартирах (комнатах), домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда, если иное не предусмотрено соответствующим договором;

иные граждане.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом "О пожарной безопасности", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Объект - территория, предприятие, здание, сооружение, помещение, наружная установка, склад, транспортное средство, открытая площадка, технологический процесс, оборудование, изделие.

Невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, нормативных актов в этой области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий в пределах их компетенции является нарушением требований пожарной безопасности, в том числе Правил.

Приложение 4

ЖУРНАЛ УЧЕТА РАБОТЫ ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНОЙ КОЛОНКИ

Месяц года

20_____ г.

20_____ г.

20_____ г.

20_____ г.

20_____ г.


Нефтепродукты в литрах


показания суммарного счетчика

показания суммарного счетчика

показания суммарного счетчика

показания суммарного счетчика

показания суммарного счетчика

Январь






Февраль






Март






Апрель






Май






Июнь






Июль






Август






Сентябрь






Октябрь






Ноябрь






Декабрь






Итого








Приложение 5

Журнал учета ремонта оборудования

(в ред. Изменений и дополнений,

утв. Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226)

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация граф в таблице дана в соответствии с официальным текстом документа.

Наимено- вание оборудо- вания

Инвентар- ный номер оборудо- вания

Дата и время прекращения работы оборудования

Показания суммарного счетчика (для ТРК, МРК)

Причина прекращения работы оборудова- ния

Перечень ремонтных работ, резуль- таты

1

3

4

5

6

7

























Вызов госпове- рителя (для ТРК, МРК)

Пуск оборудования в эксплуатацию

Исполни- тель ре- монтных работ (фамилия и ини- циалы)

Подпись в приеме и сдаче работ

Примечания

дата, часы, мин.

фамилия работни- ка, при- нявшего заявку

дата и время пуска

показания суммарного счетчика


сдал

принял


8

9

10

11

12

13

14

15



































Приложение 6

Журнал осмотра зданий и сооружений

По АЗС ____________________________________

(N или наименование АЗС,

наименование организации владельца)

Начат "__" __________ 20__ г.

Окончен "__" __________ 20__ г.

Наимен объекта

Дата осмотра

Характ Выявлен дефектов

Запланированн мероприятия по устранению дефектов

Дата, подпись ответственного лица, производившего осмотр

Дата, подпись лица за выполнение мероприятий

Примечание

1

2

3

4

5

6

7































Приложение 7

Утверждаю

________________________________

(должность руководителя)

________________________________

(Фамилия, инициалы руководителя)

"__" ___________________ 20__ г.

АКТ

учета нефтепродуктов при выполнении работ

по проверке погрешности ТРК

Основание выполнения работ __________________________

Исполнители работ ________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

(должность, фамилия и инициалы)

"__" __________ 20__ г. на АЗС __________________

(N или наименование АЗС)

принадлежащей "_____________________________________"

(наименование организации-владельца)

Продукт _________________________, отпущенный через ТРК N ____,

(наименование нефтепродукта)

пост N _______ в объеме ____________________ л в мерник II разряда

номинальной вместимостью _________________ л

слит в резервуар N __________

______________ /_______________________ /

______________ /_______________________ /

Приложение 8

Утверждаю

________________________________

(должность руководителя)

________________________________

(Фамилия, инициалы руководителя)

"__" ___________________ 20__ г.

АКТ

учета нефтепродуктов при выполнении

ремонтных работ на ТРК (МРК)

Основание выполнения работ ________________________

Исполнители ремонтных работ ______________________

(должность, фамилия и инициалы)

(должность, фамилия и инициалы)

Оператор АЗС ___________________________________

"__" __________ 20__ г. на АЗС ______________________

(N или наименование АЗС)

принадлежащей "____________________________"

(наименование организации-владельца АЗС)

Продукт ______________, отпущенный через ТРК N _________, пост_____________ в объеме ______________________ литров в резервуар N _______

Показания суммарного счетчика до прокачки ____________________,

после прокачки _______________________.

Подписи ____________________________

____________________________

____________________________

-----------------------------------------------------------------

УДК ___________________ Б ____________________

ОКС ___________________


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!