Лексика со значением времени в поэзии Н.Н. Асеева
Курсовая работа
«Лексика со значением времени в поэзии Н.Н. Асеева»
Введение
Временные лексемы в русском языке характеризуются частотностью и употребительностью. Они актуальны в любой период развития языка, не имеют жанровых или стилевых ограничений и активно используются в любом контексте, поэтому неудивительно, что в процессе его функционирования они «обрастают» различными ассоциациями и подвергаются семантическим изменениям. В различные периоды развития языка временная лексика являлась потенциальной базой для семантических преобразований.
Использование временной лексики в языке художественных произведений всегда глубоко индивидуально.
Объектом данной работы стали поэтические произведения Н.Н. Асеева.
При упоминании имени Асеева чаще других цитируются обычно слова Маяковского: «Этот может. Хватка у него моя». Сказано точно, и оценка - высокая. Да и сам Асеев не раз подчеркивал близость своей поэтической судьбы и судьбы Маяковского, по праву гордился многолетней дружбой с «Владимиром Необходимовичем».
Путь в поэзию начинался для Асеева на курской земле, ей посвятил он позднее цикл «Курские края», «Богатырскую поэму» - стихи, проникнутые сыновней признательностью, не иссякавшей с годами любовью к местам, которые не только «в жизнь показали пути», но и «звук свой в сердце вложили».
Личность Асеева-поэта складывалась на протяжении более чем пятидесяти лет творческого пути и, конечно, не только в лирике. Помимо огромного количества лирических стихотворений, Асеев создал более двух десятков поэм, несколько десятков стихотворных фельетонов, семь книг прозы - художественной и критической, переводил на русский с украинского, польского, чешского, азербайджанского, армянского, испанского.
В своей работе я пыталась найти ответ на вопрос о том, какое место занимает категория времени в лирике Асеева.
В его поэзии временная лексика представлена чрезвычайно широко, и её единицы могут принадлежать к различным лексико-семантическим группам, связанным с представлениями о времени.
Итак, цель работы: анализ лексем со значением времени в творчестве Н.Н. Асеева.
Данная цель обусловила ряд задач:
) изучить теоретический материал по темам «Лексическая семантика. Лексикология», «Морфология», критическую литературу о творчестве Н.Н. Асеева;
) собрать картотеку;
) проанализировать фактический материал с разных точек зрения;
) описать собранный фактический материал;
В качестве источника послужил сборник стихов: Асеев Н.Н. Избранное/ вступ. ст. и сост. А. Карпова. - М.: Худож. лит., 1979. - 430 с.
1. Описание лексико-семантического класса обозначений времени в русском языке
семантический лексический время морфология
Категория времени, несмотря на принципиальную невозможность определить её сущность, занимает важнейшее место в концептуальной картине мира. Для того чтобы служить орудием мышления и средством общения, язык должен был выработать достаточно широкий набор средств и способов для обозначения временных свойств мира. Языковые средства отражения идеи времени могут быть разделены на грамматические и лексические.
В грамматике идея времени представлена видо-временной системой и прежде всего системой глагольных времен, т.е. грамматической категорией времени. Грамматическое время есть словоизменительная категория, обозначающая отнесение глагольного действия к определенной точке или к определенному отрезку временной шкалы.
Однако в данной работе нас интересует прежде всего отбор и классификация обозначений времени средствами лексики, т.е. словами.
Весь лексико-семантический класс обозначений времени достаточно четко может быть разделен на два массива времен, один из которых включает в себя обозначения б е з о т н о с и т.е. л ь н о г о времени, а другой - о т н о -
с и т.е. л ь н о г о времени. Первый объединяет группу понятий, указывающих на время или повторяемость во времени непосредственно, безотносительно. А понятия, представляемые вторым, всегда подразумевают некоторое противопоставление, некую точку или временной отрезок, относительно которых они только и имеют смысл.
Имена, покрывающие первую группу понятий, допускают разбиение на обозначающие: 1) п о в т о р я е м о с т ь во в р е м е н и;
) д л и т.е. л ь н о с т ь.
) Обозначения повторяемости разбиваются на такие, которые указывают на
р е г у л я р н у ю повторяемость (ежедневный, ежегодный, каждогодний, ежесуточно, из года в год и т.п.) и н е р е г у л я р н у ю повторяемость (иногда, временами, порой, время от времени, иной раз, бывало и т.п.).
) Имена, обозначающие длительность, могут содержать указание на ограничение или не содержать его, т.е. выделяются обозначения:
а) н е о г р а н и ч е н н о й длительности (постоянный, непрерывный, бесконечный, всегда, навсегда, никогда и т.п.);
б) о г р а н и ч е н н о й длительности.
- пределом ограниченной длительности является в р е м е н н а я т о ч к а (момент, мгновение, миг, и т.п.), которой противополагается
в р е м е н н о й о т р е з о к.
Временной отрезок может быть:
* н е о п р е д е л е н н о й длительности (промежуток, период, некоторое время, одно время и т.п.);
* о п р е д е л е н н о й длительности. Из имен отрезков определенной длительности четко вычленяется замкнутая группа таких, которые служат названиями е д и н и ц с ч е т а в р е м е н и (секунда, минута, час, день, сутки, неделя, месяц и т.п.) и е д и н и ц о т с ч е т а (полчаса, полугодие, двухлетие, трехминутный, вековой, тысячелетний и т.п.);
* из числа оставшихся имен выделяются такие, которые обозначают временные отрезки, имеющие ц и к л и ч е с к и й х а р а к т.е. р (весна, лето, осень, зима, утро, день, вечер, ночь, весенний, утренний, летом, днем и т.п.);
* следующая группа имен допускает вычленение названий п р а з д н и к о в (годовщина, юбилей, Первомай, День чего-либо и т.п.);
* имена, служащие для обозначения временных отрезков определенной длительности, участвующие в н а у ч н ы х т а к с о н о м и я х (эпоха, век, пора, эпоха Возрождения, античный, железный век, азойская эра и.т. п.);
* наконец, конечной группой этой ветви считают обозначения временных отрезков определенной длительности, имеющих о б и х о д н о - п р и к л а д - н о й х а р а к т.е. р (урок, рабочий день, семестр, отпуск, каникулы, и т.п.).
Большой интерес вызывает вторая ветвь разбиения, которую условились называть «относительное» время. Из совокупности имен, соотносящихся с областью относительного времени, вычленяют следующие группы:
. О б щ и х о б о з н а ч е н и й в р е м е н н о г о п о р я д к а (начало, середина, конец, сначала, потом, после и т.п.).
. Имена, которые указывают на в р е м я о т н о с и т.е. л ь н о н е к о т о - р о г о м о м е н т а. Эти обозначения разбиваются на:
) обозначения времени относительно у с т а н о в л е н н о г о м о м е н т а;
) обозначения времени относительно н а с т о я щ е г о м о м е н т а.
Первые, в свою очередь, распадаются на имена, обозначающие:
а) с о в п а д е н и е с установленным моментом (своевременность, вовремя, день в день, минута в минуту и т.п.);
б) н е с о в п а д е н и е с установленным моментом, а эти последние разделяются на обозначения п о л о ж и т.е. л ь н о г о н е с о в п а д е н и я (заблаговременный, заранее, загодя и т.п.) и о т р и ц а т.е. л ь н о г о н е -
с о в п а д е н и я (несвоевременность, преждевременно, опоздание, рано, поздно и т.п.).
Из числа вторых вычленяют:
а) имена со значением н е о п р е д е л е н н о г о в р е м е н и относительно настоящего момента (когда-нибудь, когда-либо и т.п.);
б) обозначения п р о ш л о г о в р е м е н и (прошедшее, былое, прежний, минувший, давно, прежде, раньше, некогда и т.п.);
в) обозначения н а с т о я щ е г о в р е м е н и (настоящий, сегодняшний, нынешний, сегодня, сейчас, ныне, теперь и т.п.);
г) обозначения б у д у щ е г о в р е м е н и (будущее, предстоящее, грядущий, завтра, скоро, впредь и т.п.).
. Обозначения времени о д н о г о д е й с т в и я о т н о с и т.е. л ь н о в р е - м е н и д р у г о г о д е й с т в и я включают в себя обозначения:
) с о в п а д е н и я п о в р е м е н и д в у х д е й с т в и й (одновременность, синхронность, разом, в то же мгновенье и т.п.);
) н е с о в п а д е н и я п о в р е м е н и д в у х д е й с т в и й. Эта группа состоит из указаний на:
а) п р е д ш е с т в о в а н и е одного действия (события) относительно другого (предшествование, канун, предрассветный, раньше, ранее, предварять и т.п.);
б) с л е д о в а н и е п о в р е м е н и одного действия (события) по отношению к другому. И, наконец, последние расщепляются на такие, которые служат для обозначения н е й т р а л ь н о г о с л е д о в а н и я (вскоре, следование, послеобеденный, потом, после, затем, в дальнейшем и т.п.) и б е з о т л а г а т.е. л ь н о г о с л е д о в а н и я (безотлагательность, неотложность, срочность, немедленный, незамедлительно и т.п.).
2. Временные лексемы с точки зрения морфологии
Объектом моего исследования стали около ста стихотворений Асеева. Образ времени встречается почти в каждом. Это названия различных периодов и отрезков времени, возрастов, временные прилагательные, наречия, существительные. Такая лексика присутствует и в названиях произведений («Ещё и осени не близко…», «Первомайский гимн», «Сегодня», «Стихи сегодняшнего дня», «В те дни, когда мы были молоды…», «Декабрьский туман», «Звени, молодость», «Летят недели кувырком…», «Дыханье эпохи», «Летнее письмо» и.т.д.).
Обращение к понятию времени придает лирике Асеева философский характер. Какие же формы обретает время в творчестве Асеева? И какие из них наиболее употребительны, наиболее частотны? Рассмотрим сначала фактический материал с точки зрения морфологии. Деление слов на части речи - это самая общая морфологическая классификация слов.
1. Имена существительные
В собранном мною фактическом материале наибольшую группу составляют имена существительные (54% от всего числа словарных единиц).
Обратимся к этой категории.
И м я с у щ е с т в и т.е. л ь н о е - это часть речи, выражающая общекатегориальное значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности / неодушевленности, рода, числа и падежа.
. Апрелем (карточка №50) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., твор. п.; функция в предложении - дополнение.
. Будущего (карточка №91) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
. С будущим (карточка №59) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., твор. п.; функция в предложении - дополнение.
. Века (карточка №47) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. В века (карточка №16) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. В веках (карточка №132) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., пред. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Веков (карточки №№18,73) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. Весна (карточки №№9,51,60,79,130,133) - нариц., неодуш., жен. р.,
-го скл.; ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Вечер (карточки №№13,49) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Вечерок (карточка №123) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - дополнение.
. Время (карточки №№27,71) - нариц., неодуш., ср. р., разносклоняемое;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Времени (карточки №№94,125) - нариц., неодуш., ср. р., разноскл.;
ед. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. Года (карточка №98) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., вин. п.; функция в предложении - дополнение.
. Годы (карточка №83) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., вин. п.; функция в предложении - дополнение.
. Декабря (карточка №77) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., род. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Денёк (карточка №104) - нариц., неодуш., муж р., 2-го скл.;
ед ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. День (карточки №№10,23,69) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., им п.; функция в предложении - подлежащее.
. День (карточка №63) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - сказуемое.
. Дни (карточки №№5,93) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство (в составе
деепричастного оборота).
. Дни (карточка №101) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Дни (карточка №103) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Детство (карточка №97) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., вин. п., функция в предложении - определение.
. Детстве (карточка №108) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., пред. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Июль (карточка №95) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Лето (карточка №6) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Май (карточка №135) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Мгновенье (карточка №129) - нариц., неодуш., ср. р, 2-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство (в составе
деепричастного оборота).
. Месяц (карточка №128) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. По месяцам (карточка №102) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
мн. ч., дат. п., функция в предложении - обстоятельство.
. Миг (карточка №22) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Минуту (карточка №124) - нариц., неодуш., жен. р., 1-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство (в составе
деепричастного оборота).
. Молодость (карточка №118) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. С новизной (карточка №125) - нариц., неодуш., жен. р., 1-го скл.;
ед. ч., твор. п.; функция в предложении - дополнение.
. Недели (карточка №30) - нариц., неодуш., жен. р., 1-го скл.;
ед. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. Недели (карточка №93) - нариц., неодуш., жен. р., 1-го скл.;
мн. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство (в составе
деепричастного оборота).
мн. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Недель (карточка №74) - нариц., неодуш, жен. р., 1-го скл.;
мн. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. На ночь (карточка №12) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Ночь (карточка №63) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Ночи (карточка №62) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. Ночи (карточка №5) - нариц., неодуш, жен. р., 3-го скл.;
мн. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство (в составе
деепричастного оборота).
. Ночами (карточка №45) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
мн. ч., твор. п.; функция в предложении - дополнение.
. За ночью (карточка №48) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., твор. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Осень (карточки №№24,112) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., им п.; функция в предложении - подлежащее.
. Осени (карточка №31) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. Осенью (карточки №№17,134) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., твор. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Пора (карточка №43) - нариц., неодуш., жен. р., 1-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Прошедшего (карточка №65) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., род. п.; функция в предложении - дополнение.
. Прошлое (карточка №81) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Рань (карточка №76) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - обстоятельство.
. Рассветом (карточка №75) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., твор. п.; функция в предложении - дополнение.
. Семилетьем (карточка №70) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., твор. п.; функция в предложении - дополнение.
. Старина (карточка №125) - нариц., неодуш., жен. р., 1-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Старости (карточка №38) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., дат. п.; функция в предложении - дополнение.
. Столетье (карточка №8) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Столетия (карточка №103) - нариц., неодуш, ср. р., 2-го скл.;
мн. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Сумерки (карточка №92) - нариц., неодуш.; имеет только форму мн. ч. (pluralia tantum), им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. Суток (карточка №61) - нариц., неодуш., имеет форму только мн. ч.
(pluralia tantum), род. п.; функция в предложении - дополнение.
. Утро (карточка №115) - нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.;
ед. ч., им. п.; функция в предложении - подлежащее.
. О утре (карточка №7) - нариц., неодуш., ср. р., 2-госкл.;
ед. ч., пред. п.; функция в предложении - дополнение.
. Эпоху (карточка №58) - нариц., неодуш., жен. р., 1-го скл.;
ед. ч., вин. п.; функция в предложении - дополнение.
. Юность (карточка №52) - нариц., неодуш., жен. р., 3-го скл.;
ед. ч., им п.; функция в предложении - подлежащее.
. Январе (карточка №121) - нариц., неодуш., муж. р., 2-го скл.;
ед. ч., предл. п.; функция в предложении - обстоятельство.
2. Имена прилагательные
Вторая по численности группа - имена прилагательные. Они составляют 18% всего собранного материала.
И м я п р и л а г а т.е. л ь н о е - это часть речи, выражающая общекатегориальное значение признака предмета в форме грамматической зависимости от существительного. Для прилагательных современного русского языка характерна система из шести морфологических категорий. Это категории полноты / краткости, степеней сравнения, рода, одушевленности / неодушевленности, числа и падежа. Все перечисленные категории являются словоизменительными. При этом категории полноты / краткости и степеней сравнения являются такими категориями имен прилагательных, которые не отражают каких-то грамматических признаков существительного (это «собственные» категории прилагательного), тогда как категории рода, одушевленности / неодушевленности, числа и падежа прилагательных полностью зависят от соответствующих категорий существительных.
. Будущих времен (карточка №33) - относит.; род. п., мн. ч.;
функция в предложении - определение.
. В былые брани (карточка №20) - относит.; вин. п., мн. ч.;
функция в предложении - определение.
. Вот день: он прополз без тебя ведь, упорный, весенний и гладкий (карточка №11) - относит.; им. п., ед. ч.,
муж. р.; функция в предложении - определение.
. Пусть ветер - вишневый и вешний (карточка №34) - относит.; им. п.,
ед. ч., муж. р.; функция в предложении - сказуемое.
. Из-под вечных ярем (карточка №3) - качеств. (полное), род. п., мн. ч.;
функция в предложении - определение.
. Поет грядущую былину (карточка №21) - относит.; вин. п., ед. ч., жен. р.;
функция в предложении - определение.
функция в предложении - определение.
. Умираем… не от давней раны пулевой (карточка №86) - качеств. (полное);
род. п., ед. ч., жен. р.; функция в предложении - определение.
. Подъемля древний голос свой (карточка №19) - качеств. (полное); вин. п.,
ед. ч., муж. р.; функция в предложении - обстоятельство (в составе деепричастного оборота).
. И это сделала страна та, в которой древний разум лет взмела гремящая граната (карточка №67) - качеств. (полное); вин. п.,
ед. ч., муж. р.; функция в предложении - определение.
. Над завтрашней парой чулок (карточка №54) - относит.; твор. п., ед. ч.,
жен. р.; функция в предложении - определение.
. В завтрашнюю действительность (карточка №90) - относит.; вин. п.,
ед. ч., жен. р.; функция в предложении - определение.
. Зимнее марево глаз не льдило (карточка №99) - относит.; им. п., ед. ч.,
ср. р.; функция в предложении - определение.
. В зимнем стоне (карточка №14) - относит.; пред. п., ед. ч., муж. р.;
функция в предложении - определение.
. От бранчливых маевых дождей (карточка №57) - относит.; род. п., мн. ч.;
функция в предложении - определение.
. Подрастает малолетний дом (карточка №88) - качеств. (полное); им. п.,
ед. ч., муж. р.; функция в предложении - определение.
. А если минутною робостью (карточка №39) - относит.; твор. п., ед. ч.,
жен. р.; функция в предложении - определение.
. Какой многолетний пожар (карточка №28) - качеств. (полное); им. п.,
ед. ч., муж. р.; функция в предложении - определение.
. Этот дом - уже меня моложе (карточка №89) - качеств. (полное,
в сравнительной степени сравнения); им. п.; функция в предложении -
определение.
. С песней ночною вокруг села (карточка №68) - относит.; твор. п., ед. ч.,
жен. р.; функция в предложении - определение.
. Веселый союз, заключенный в семнадцатом (карточка №85) - относит.;
пред. п., ед. ч., муж. р.; функция в предложении - определение (в составе
причастного оборота).
. Это - средневековый крестьянин (карточка №131) - относит.; им. п.,
ед. ч., муж. р.; функция в предложении - определение.
. Старый мир (карточка №40) - качеств. (полное); им. п., ед. ч., муж. р.;
функция в предложении - определение.
3. Наречия
Н а р е ч и е - это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение вторичного признака, т.е. признака действия, состояния или другого признака. Это частеречное значение выражается наречиями в форме их грамматической зависимости от слов, выражающих значение процессуального или непроцессуального признака: наречие подчинено на основе синтаксической связи примыкания глаголу, прилагательному, словам категории состояния.
При установлении лексико-грамматических разрядов наречий учитываются два признака: 1) тип лексического значения наречия; 2) семантико-синтаксическая функция наречия в формировании значения предложения. По второму признаку разграничиваются определительные и обстоятельственные наречия.