Русская философия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русская философия

Введение

Вся философия является мировоззрением, её совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это не означает, что всякое мировоззрение является также философией.

Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения-мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Начальный период становления русской философии 9 - 12 века

Этот этап называют по-разному; древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно - европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.

Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды; 12 - 17 вв. - процесс формирования древнерусской философии; 18 вв. - эпоха ее расцвета; 19 в. - начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.

С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году.

Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры.

1.Особенности русской философии

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Основные особенности русской философии:

·Русская философия не могла в процессе своего возникновения опереться на философское наследие античности как на мощный фактор влияния. Через Византию Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Из-за незнания латыни и греческого читать античных цитрон в оригинале русичи не могли. В то время, как Запад получит в наследство уже готовые системы античных философов, готовое толкование понятий, философские термины.

·Русская философия почти всегда развивалась в русле религии. Это значит, что почти все произведения русской мысли вырастали на религиозной почве. Это объясняется тем, что источником цензуры в России, в отличие от Запада, почти всегда было государство, а не церковь.

·Ведущей темой русской философии была тема России, ее исторической судьбы. С этой темы начиналось становление русской философской мысли (вспомним, например, «Слово» Илариона) и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

·Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Если на Западе человек есть индивидуальность, то в русской философии человек есть универсум, тотальность, он есть микрокосмос, который несет в себе разгадку тайны макрокосмоса. Субстанциональную основу человека составляет не Я, а Мы.

2.Основные периоды развития русской философии

Первый период 9 - 12 века. Зарождение Русской философии

Философская мысль Киевской Руси X-XII вв. В этот период философская мысль зарождается и развивается под сильным влиянием Византии. Из Византии на Русь пришло христианство, благодаря которому произошло крещение Руси. Из Византии на Русь поступали философские и богословские книги греческих и византийских авторов. Среди них следует отметить трактат И. Дамаскина «Источник знания», в котором он дал Шесть определений философии. Это важно для того, кого считать философом на Руси. На Руси философом называли человека образованного, мудрого и пишущего.

Одним из первых древнерусских философов является Илларион, Киевский митрополит. Известно, что он входил в число приближенных князя Ярослава Мудрого, был одним из основателей Киево-Печерского монастыря. Достоверно известным произведением Илариона является «Слово о законе и благодати». В буквальном смысле «Слово» есть рассказ о том, как «слово» Божье распространилось среди всего человечества сначала через иудейский «закон», затем через христианскую «благодать», достигнув «Русской земли».

Яркими представителями русской философской мысли выступают второй после Илариона Киевского митрополит Климент Смолятич и епископ г. Турова Кирилл. В своем творчестве они использовали метод притчи. Например, у Кирилла Туровского есть «Притча о слепце и хромце», в которой он использовал аллегорию чтобы осудить сепаратистские тенденции суздальского князя Андрея Боголюбского.

Своеобразным сочинением является «Поучение» князя Владимира Мономаха, в котором он отмечает, что праведная жизнь любого человека достигается добрыми делами: «покаянием», «слезами», и «милостыней».

Ценными источниками русской общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о полку Игореве» и летопись «Повесть временных лет».

Второй период 12 - 17 века, Философия Московской Руси; (зарождение материализма, А.Н. Родищев «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность», М.В. Ломоносов)

Наиболее крупным среди русских философов конца XVII в. был Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества. Радищев, начав образование в России, продолжил его в Лейпцигском университете, где он основательно познакомился с идеями западных философов. Вернувшись в Россию в 1771 г., он активно включился в идейную борьбу, сочетая ее со службой в Сенате и литературной деятельностью. В своих литературных произведениях Радищев критикует крепостной строй. Особенно наглядное выражение это получило в оде «Вольность» и в «Путешествии из Петербурга в Москву».

В трудах Радищева можно выделить три основные политические проблемы, поставленные им.

Первая и основная - описание и анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и абсолютизма.

Вторая - поиски путей и средств освобождения крестьян, обоснование и необходимость народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становится нетерпимым, а власть узурпируется тиранией.

И третья, намеченная слабее других, - построение общества, действительно удовлетворяющего потребности трудящихся.

«Критика крепостничества и абсолютизма ведется Радищевым с экономической, политической и моральной точек зрения. Общественный порядок, при котором трудящееся население, обеспечивая все труды страны, влачит нищенское существование, а дворянство ведет паразитический образ жизни, он считал несправедливым». Крепостничество, по его мнению, экономически изжило себя ввиду незаинтересованности крестьян трудиться на помещиков. Радищев полагал, что интересы крепостных крестьян и их господ непримиримы.

Идеалы просвещенной монархии не были для Радищева реальным средством изменения положения крепостных. И все же, будучи ограниченным господствующими представлениями и условиями, осознавая, что в России в тот период не было революционных сил, способных изменить общество, отменить крепостное право, ему оставалось лишь уповать на постепенное освобождение крестьян с помощью реформ сверху.

Возможность революции представлена в «Путешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность» как относящаяся к весьма отдаленному будущему России.

Идеи Радищева оказались связующим звеном в движении от философии дворянского просвещения к идеям дворянской революционности.

Произнося имя «Ломоносов, мы вспоминаем труды по химии, физике, астрономии, географии, филологии, вклад ученого в российское просвещение, его стихи и мозаичные картины, наконец - первый русский университет в Москве.

Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю как ученый энциклопедического склада, оставивший глубокий след во всех областях знания своего времени.

«Ломоносов был прежде всего естествоиспытателем, физиком и химиком. Из этого и следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, которое может быть определено как естественнонаучный материализм. Это подтверждается также и тем, что он никогда специально не занимался философией. Он касался общефилософских проблем лишь постольку, поскольку они имели прямое отношение к его научным исследованиям. При этом он интересовался почти исключительно натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии».

При всем том его труды положили начало материалистической традиции в воззрениях русских философов на природу. Однако материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. Это не мешало первому российскому ученому бороться с невежеством и попытками вмешательства религиозных деятелей в дела науки.

При всем том его труды положили начало материалистической традиции в воззрениях русских философов на природу. Однако материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. Это не мешало первому российскому ученому бороться с невежеством и попытками вмешательства религиозных деятелей в дела науки.

Он различал два вида материи: собственную и постороннюю. «Собственная материя - та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя - та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи».

Согласно Ломоносову, материя состоит из корпускул, атомов, которые неделимы и неуничтожимы. Это мнение не было подкреплено опытным путем. Однако оно помогало ему совершить ряд открытий в физике и химии. Одно из главных открытий Ломоносова - обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и возникает в следствие трения движущихся частиц. Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.

В поиске путей совершенствования методов познания, высоко оценивая значение эмпирического познания, Ломоносов отдавал себе также отчет о важности методов рационального познания.

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме. В качестве одних из важнейших нравственных принципов организации своей научной деятельности Ломоносов видел бескорыстное служение народу, беспристрастный и упорный поиск истин науки.

Третий период 18 век. Философия Просвещения. (Открытие МГУ в 1755 году)

Новая полоса русской истории началась с ХVIII столетия и была названа эпохой Просвещения. Это было время крупнейших реформ, начало которым положил Петр I. Деятельность этого царя покоилась на новой внешней и внутренней политике. В рамках его преобразований осуществлялись борьба за приращение территорий, шло превращение России в морскую державу, она включалась в мировую торговлю. Была основана новая столица государства, началось развитие промышленности. Возникла академия наук. Осуществлялась выучка русских кадров на западе. Появились новые социальные группы: служилого дворянства, разночинного сословия, интеллигенции. Была создана мощная армия, проведена реформа церкви, укрепилась верховная власть как абсолютная монархия. Надо прямо сказать, что Петр I перепахал Россию и поднял ее на дыбы. Во многом петровские реформы шли в русле исторической необходимости для российского государства. Вместе с тем, были созданы предпосылки для кричащих противоречий, которые проявляли себя в самых различных сферах русского общества. Так, например, был углублен социальный раскол. Максимально уменьшились права народа, упразднены были земские соборы, появилась железная машина верховной власти, но и могучая чиновничья власть на местах. Столичное (петербургское) общество откололось от остальной России (по языку, по укладу жизни, по родственным связям с династиями Европы). Введен был рабский, каторжный труд, который освящался всеми идейными средствами государства.

В эпоху Петра разделилось духовное и светское образование, появляется секуляризованная, отделенная от церкви культура. В этом отношении Россия становилась подобной западной Европе. Но это означало также, что появилась трещина в едином культурном пространстве страны. Отныне сакральные ценности в определенной части русского общества стали восприниматься как некое сектантство. В то же время появившаяся интеллигенция начинает усваивать нигилистическую и атеистическую идеологию. Показательно и то, что духовная подготовка русских священников в основном шла в отрыве от усвоения достижений науки. Среди мыслящих людей получили хождение различные социальные утопии, появляется кружковщина как способ организации духовной жизни интеллектуалов, возникло масонство, строящее идеал общества на века.

В таких условиях шло формирование дифференцированной философии, в сфере которой сложилась наряду с традиционной религиозной еще и светская философская мысль.

Яркими представителями религиозного течения в русской философии этого периода были Гр. Сковорода и Ф. Прокопович. Г. Сковорода (1722-1794 гг.) учился в киевской академии, побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Германии, Италии. Большая часть жизни прошла в странствиях. Писал философские диалоги, поэтические произведения, был аскетом. Отождествлял самопознание с богопознанием. Учил о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Был философом-моралистом. Говорил, что для человека, находящегося в космической стихии, есть один путь - осознать мистическое начало в себе, и тогда только стать истинным человеком. Г. Сковорода утверждал: кто обожил свою волю, тот враг божьей воли.

Феофан Прокопович (1681-1736) - один из сподвижников Петра I и ведущий иерарх Русской Церкви того времени. В 1718 г. он становится епископом, а в 1721 - вице-президентом Синода. С 1724 г. до конца жизни Прокопович был архиепископом Новгородским. Велика его роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Им разработан «Духовный Регламент» - своего рода идеологический манифест, объясняющий и оправдывающий политику абсолютистского государства в отношении церкви. И в «Регламенте», и в политическом трактате «Правда воли Монаршей» Прокопович возвеличивал неограниченную царскую власть, обосновывая ее священный, абсолютный характер.

Историю России он представлял сплошной борьбой за централизацию. Раздробленностью объяснял упадок Руси и ее подпадание под татаро-монгольское иго. Высоко оценивал деятельность «собирателей Руси», в т.ч. Ивана IV. Выступил против церковной автономии, за ликвидацию патриаршества. В поддержке новых форм образования придерживался теории двойственности истины. Это открывало дорогу в России просвещенному европеизму. Прокопович придерживался позиции философского деизма, согласно которому Бог сотворил мир, но не вмешивается в дела природы. Чудес, говорил Прокопович, нет. Науке надо доверять больше, чем Библии. Священное писание следует читать аллегорически.

На XVIII век пришлась деятельность таких светских мыслителей как Д.А. Аничков, П.С. Батурин, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, И.И. Новиков, А.Я. Поленов, И.А. Третьяков, Д.И. Фонвизин, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов.

Наиболее крупными мыслителями русского Просвещения были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев, их труды мы рассмотрели в пункте 2.2.

В эпоху Просвещения открылся первый в России университет с 1940 года Московскому Университету присвоено имя М.В. Ломоносова, наше время (МГУ) Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. Создателем Московского Университета был Михаил Васильевич Ломоносов. Он был не только организатором МГУ. Грани деятельности научная и организаторская занимали очень большой вес в жизни Ломоносова. Ломоносов стоит у истоков Московского Университета. Он один из крупных организаторов Петербургской Академии Наук, созданной в 1724 году. В конце жизни ему даже было передано право или даже обязанность - руководить гимназиями при академиях. Его организаторская деятельность была огромна. Он создавал лаборатории - химическую лабораторию, лабораторию по изготовлению цветных стёкол. Создал производство - фабрику по выработке цветных стёкол. Создатель нашей отечественной науки.

Важнейшие особенности университета, среди которых - представленность в нем практически всех областей знания, что создавало уникальные возможности для сотрудничества и взаимодействия сосредоточенных в нем научных сил и тем самым способствовало развитию научной мысли и преподавания, своеобразно преломились в развитии университетской психологии

января 1755 - открытие Московского Университета, середина 18 века в эпоху Просвещения. В эту эпоху происходило развитие наук, искусств, промышленности, процветал культ Разума - человеческий разум способен на все, нет ничего выше этого разума.

Тремя основными, главными создателями Университета считаются: Елизавета Петровна, её фаворит - граф И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов.

В России хотели создавать университеты в европейском стиле. Требования к созданию Московского университета были следующие:

·автономный университет

·внесословный университет, то есть социальный статус не важен

Мнение Шувалова:

·университет должен был быть государственной структурой

·под контролем государства

·нужно было повысить уровень образования дворян

·университет должен был находиться в Москве, а точнее в центре Москвы (Шувалов любил Москву и считал ее столицей)

В 1754 г. - летом в июне Шувалов получил письмо от Ломоносова - «План Университета» и вскоре Шувалов представил план сенату, который одобрил его.

И в этом же году в августе был издан указ Елизаветы о создании Университета, рядом с Кремлем и в 1755 г. в день Татьяны был создан Московский Государственный Университет. Открытие 26 апреля 1755 г.

Ломоносов считал, что в университете должно быть три факультета:

·Юридический

·Медицинский

·Философский

Также образование должно было строиться на русском языке, хотя везде преподавалось на латыни.

При университете было создано две гимназии (для подготовки):

·для разночинцев

Первое время преподавателей приглашали из Германии.

Специфика этой эпохи конкретно для России заключалась в тотальных преобразованиях общества, принятых Петром I (преобразования экономической сферы, культуры, быта и так далее). Все эти преобразования шли для устранения патриархальных традиционных форм и приближения к Европе, то есть «вырубить окно в Европу».

И так как Россия замыслила быть как Европа, должен был открыться и Университет, так как в Европе их было огромное количество. Россия нуждалась в образованности и престиже, который мог дать только университет. Открытие Московского Университета было огромным торжеством для всех москвичей.

Четвертый период 19 век. Естественнонаучная Философия (Русская философия (возникновение марксизма, Г.В. Плеханов).

Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?» Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода.

Характеристика философии 19 века.

·19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

·В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.

·Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

·Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

сфера познания («вера» - «знание»)

сфера действия («аполитизм» - «революционаризм»)

сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал:

·в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией)

·в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия)

·в сфере нравственности - идеал человека, определяемый:

с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь;

посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность.

Русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:

·философия тотальности (коллективности, целостности)

·философия индивидуальности.

В результате идейных исканий путей развития России в середине 80-х гг. 19 столетия в русской философии образуется два мощных направления:

-й: Русский религиозный ренессанс конца 19 - начала 20 века.

-й: Русский Марксизм.

В середине 80-х гг. 19 столетия народничество, вследствие массового разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в настоящую теорию.

Ортодоксальный марксизм. Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова (1858-1918).

он посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, т.к. считал, что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом;

осуществил первые попытки научного социального предвидения;

определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей;

предложил диалектико - материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере;

разработал учение о роли народных масс и личности в истории.

«Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х гг. разошлись с ними по вопросам:

неприятия насильственных средств борьбы;

в теории - неприятием подавления личности обществом

несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма. Философия большевизма. Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870-1924).

Заключение

философия наука русский

Своеобразие развития философии в России связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика. Это позволяет объяснить факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии. Это же придает импульс развитию социально-антропологической философии, в центре которой стоит учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях развития истории.

Временем появления философии в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи (назовем хотя бы такие имена, как В.В. Зеньковский (1881-1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов (1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)), можно считать 1755 г. - год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого периода философия в России отсутствовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы.

«Подготовительный период», или «пролог», - XIV-XVIII вв. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает его от обычных людей, вызывая у последних самые разные чувства - от восхищения до гнева. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является Г.С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.

Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения и связан с разработкой социальных учений. В это время живут и действуют такие мыслители, как Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, в трудах которых превалировала социальная и нравственная проблематика.

В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711-1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель.

Период конца XVIII-XIX в., который А.И. Введенский называет временем «господства немецкого идеализма», характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывающие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).

В этот период творит А.И. Герцен. Под влиянием позитивизма и марксизма работают такие философы, как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров.

Философия ХIХ - XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

Список источников

1.Алексеев А.П., Л.Е. Яковлева. Философия в вопросах и ответах. 2007 год.

2.Маслин М.А. редактор. История русской философии. 2008 год.

.Орлов С.В. История философии. Краткий курс. 2009 год.

.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. 2005 год.

5.Роль Ломоносова М.В. в развитии русской культуры и науки. Важнейшие открытия Ломоносова. Электронный ресурс:://studopedia.ru/1_16250_rol-mvlomonosova-v-razvitii-russkoy-kulturi-i-nauki-vazhneyshie-otkritiya-mvlomonosova.html

.Русская философия 19-20 века. Электронный ресурс:

7.#"justify">8.Русская философия 18 век. Электронный ресурс:://prestizh-m.ru/rusfilos18-19vek

9.Философия Радищева. Электронный ресурс:://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-radishcheva.html

10.Философия эпохи просвещения. Электронный ресурс:://www.gumfak.ru/filos_html/lecture/lec07.shtml


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!