Понятие, виды и характеристика знаков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие, виды и характеристика знаков














Реферат

Дисциплина: Логика

Тема: «Понятие, виды и характеристика знаков»

Содержание

Введение

. Понятие и виды знаков

. Характеристики знаков

Заключение

Библиографический список

Введение

Анализ понятия "знак" занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и других науках.

В период античности изучением знаков занимались такие философы, как Платон, Аристотель, в Новое время - философы Дж. Локк, Г. Дж. Лейбниц, представители математической логики.

Особенно актуальным стало развитие учения о знаках в XIX в. в связи с запросами лингвистики и символистической логики. Американский философ, логик, математик Чарльз Сандерс Пирс заложил основы науки о знаках - семиотики. Семиотика занимается изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе. Проблема знака занимает центральное место в данной науке. Ее решение в какой то мере предопределяет характер подхода к другим семиотическим проблемам. Именно поэтому проблема знака образует начало семиотического исследования. Знаковая система - это система, передающая информацию, отличную от энергии. Она существует объективно независимо от наблюдателя.

Понятие знака является одним из основных в информатике и в науке вообще. Как и понятие информации, понятие знака относится к фундаментальным, предельно общим, в философии их называют категориями. Исчерпывающего, универсального определения таким понятиям дать нельзя, можно лишь раскрыть их смысл и содержание применительно к тем или иным областям человеческой деятельности или к конкретным ситуациям. Примером тому является термин «информация», который по-разному трактуется в биологии, социологии и в других науках. В семиотике знак понимается в широком смысле как материальный объект, которому при определенных условиях соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.

Целью данной работы является раскрытие темы «Понятие, виды и характеристика знаков».

В соответствии с поставленной целью задачи работы будут следующие:

·дать определение понятию знаков, рассмотреть их виды

·выявить основные характеристики знаков

1. Понятие и виды знаков

Язык - это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Знак - это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта. Знаки можно назвать основным строительным материалом при конструировании языка.

Чарльз Пирс раскрывал понятие и виды знаков следующим образом: «Существует три вида интереса к вещи. Во-первых, мы можем испытывать первичную заинтересованность в ней самой. Во-вторых, мы можем испытывать вторичную заинтересованность в ней в связи с ее взаимодействием с другими вещами. В-третьих, мы можем заинтересоваться в ней как в посреднике, когда она передает разуму (mind) идею о вещи. То, что выполняет эту функцию, называется знаком, или репрезентацией. Существует три вида знаков. Во-первых, подобия (likenesses), или иконы (icons), которые выполняют функцию передачи идей и репрезентируют вещи, просто имитируя их. Во-вторых, существуют указатели (indications), или индексы (indices), которые что-то говорят о вещах, потому что физически связаны с ними. Например, дорожные знаки, указывающие направление пути, или относительные местоимения, которые употребляют после имени вещи, если необходимо еще раз указать на нее, или обращение, такое, как «Эй!», которое воздействует на адресата и привлекает его внимание. В-третьих, существуют символы, или общие знаки, которые ассоциируются с их значениями (meanings) благодаря привычке. Таковыми являются большинство слов, фраз, речей, книг и библиотек».

На современном этапе несколько изменились названия знаков, однако смысл остался тот же. Выделяют знаки следующих трёх типов:

) знаки-образы;

) знаки-индексы;

) знаки-символы.

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами материально, например, как следствия с причинами. Так, дым говорит о наличии огня, повышенная температура тела человека - о заболевании, изменение цвета ногтей - о заболевании внутренних органов, изменение высоты ртутного столба - об изменении атмосферного давления. Чарльз Пирс давал следующую характеристику знакам-индексам: «Сами по себе рисунки - чистые подобия - не способны передать ни малейшей информации. Но они оставляют рассматривающего ее в неопределенности относительно того, являются ли они копиями чего-то действительно существующего или просто игрой фантазии. То же самое верно относительно общего языка и всех символов. Ни одна комбинация слов (за исключением собственных имен и при отсутствии мимики или других указательных составляющих речи) не может передать ни малейшей информации. Это может звучать парадоксально, но нижеследующий воображаемый диалог покажет справедливость этой мысли.

Два человека, А и В, встретились на проселочной дороге, и между ними состоялся такой разговор:

В. Хозяин того дома - самый богатый человек в здешних краях.

А. Какого дома?

В. Разве ты не видишь на холме вправо от себя дом на расстоянии семи километров?

А. Да, я думаю, что вижу его.

В. Очень хорошо, это тот дом.

Таким образом, А получил информацию. Но если он отправится в далекую деревню и скажет: «Хозяин дома - самый богатый человек в тех краях», - его замечание не будет ни к чему отсылать, если он не объяснит своим собеседникам, как попасть в ту местность и найти этот дом. Иначе он не сможет указать на то, о чем говорит. Для идентификации объекта мы, как правило, сообщаем его место в определенное время, при этом в каждом случае мы должны показать, как опыт этого объекта может быть соотнесен с предыдущим опытом слушателя. Время мы должны рассчитывать от известного момента, либо от настоящего момента, либо от предполагаемого рождения Христа, либо от чего-то подобного. Когда мы говорим, что момент должен быть известен, мы имеем в виду, что он должен быть связан с опытом слушателя.

К тому же мы исчисляем время в единицах, и невозможно объяснить слушателю, какую единицу мы предлагаем использовать, без обращения к его опыту. Ни одно место нельзя описать, не соотнеся его с другим, уже известным, и та единица расстояния, которую мы употребляем, должна быть определена посредством указания на некую мерную линейку или какой-то другой объект, который люди могут использовать, прямо или косвенно, в своих измерениях. Ясно, что карта очень полезна для обозначения места и она является видом рисунка. Но если на карте не отмечено известное место, не указаны масштаб и стороны света, то по ней точно так же нельзя найти какое бы то ни было место, как по карте из Путешествий Гулливера - местонахождение Бробдингнега. Конечно, если, скажем, в арктических морях был бы открыт новый остров, то его положение можно было бы приблизительно показать на карте, на которой отсутствуют отметки, меридианы и параллели, поскольку указанием на его местоположение послужат знакомые очертания Исландии, Новой Земли, Гренландии и всего прочего. В таком случае мы опирались бы на наше знание о том, что нет такого второго места, которое на сделанной кем-либо карте имело бы очертания, подобные очертаниям арктических берегов. Этот опыт мира, в котором мы живем, делает карту чем-то большим, чем просто иконой: он придает ей также характер индекса. Таким образом, один и тот же знак может быть одновременно подобием и указателем. Однако функции этих знаков совершенно различны.

На это можно было бы возразить, что подобия, как и индексы, базируются на опыте, что образ красного лишен значения для дальтоника, как и эротическая страсть для ребенка. Но на самом деле эти возражения только помогают различению, потому что для подобия необходим не опыт, но способность к опыту, которую они имеют, и эта способность необходима не для того, чтобы подобия были проинтерпретированы, а для того, чтобы они вообще могли быть представлены сознанию. Когда люди с опытом и без опыта встречают какого-нибудь человека и наблюдают одни и те же его особенности, человеку с опытом они указывают на целую историю, тогда как неопытному не говорят ничего.

Рассмотрим некоторые примеры указателей. Я вижу человека с походкой враскачку. Это возможный указатель на то, что он моряк. Я вижу кривоногого человека в бриджах, гетрах и жакете. Возможно, это указатель на то, что он жокей или что-то в этом роде. Флюгер показывает направление ветра.

Обычные солнечные часы показывают время суток. Геометры отмечают буквами отдельные части своих чертежей и затем используют нанесенные буквы для указания на эти части. Подобным образом используют буквы юристы и пр. Таким образом, мы можем сказать: если А и В женаты и С - их ребенок, при том что D является братом А, то D - дядя С. Здесь А, В, С и D исполняют функцию относительных местоимений, но являются более удобными, потому что не требуют специальной расстановки слов. Стук в дверь является указателем. Все, что привлекает внимание, будет указателем. Все, что поражает нас, является указателем настолько, насколько оно обозначает связь между двумя фрагментами опыта. Таким образом, ужасающий удар молнии указывает, что случилось нечто значительное, хотя мы можем не знать точно, что именно. Но можно ожидать, что это событие будет связано с каким-то другим опытом».

Знаками-образами являются те знаки, которые сами по себе несут информацию о представляемых ими объектах (карта местности, картина, чертёж, копии документов, дактилоскопические отпечатки пальцев, фотоснимки, некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов), поскольку они находятся в отношении подобия с обозначаемыми объектами. Глубже проникнуть в понятие знака-образа помогут объяснения Ч. Пирса: «Фотографии, в особенности моментальные снимки, весьма познавательны, потому что они в определенных отношениях в точности похожи на объекты, которые репрезентируют. Но это сходство присуще фотографиям, произведенным при обстоятельствах, которые физически обусловили их соответствие - пункт за пунктом - природе. В этом смысле получается, что они принадлежат второму классу знаков, которые физически связаны со своими объектами. Другой случай - если я предполагаю, что зебры, по-видимому, упрямы, потому что, как кажется, они похожи на ослов, а ослы известны своим своеволием. Здесь осел служит именно вероятным подобием зебры. Конечно, мы предполагаем, что сходство имеет физическое основание в наследственности; но тогда это наследуемое сходство само выведено из подобия двух животных и у нас нет (как в случае с фотографией) независимого знания обстоятельств происхождения этих двух видов. Другой пример использования подобий - набросок художника с изображенными на нем статуей, живописной композицией, архитектурным сооружением или же фрагментом декорации, созерцая которые, он может выяснить, будет ли его произведение прекрасным и доставляющим удовольствие. Ответ на этот вопрос, таким образом, будет получен почти с полной определенностью, потому что вопрос относится к действию, которое произведение окажет на самого художника. Размышления математиков, как можно обнаружить, вращаются главным образом вокруг использования подобий, которые весьма существенны для их науки. Польза подобий для математиков заключается в том, что они подсказывают, причем весьма точным образом, новые аспекты исследуемых предметов. В межличностной коммуникации подобия также совершенно необходимы. Представьте себе двух людей, которые говорят на разных языках и оказались вместе вдали от своих народов. Они должны вступить в коммуникацию, но как они сделают это? С помощью имитирующих звуков, имитирующей мимики и рисунков (pictures). Это три вида подобий. Конечно, они будут использовать и другие знаки: указание пальцем и тому подобное. Но в конечном счете подобия будут единственным средством для описания качеств подразумеваемых вещей и действий. Когда люди только начали говорить друг с другом, их элементарный язык должен был по большей части состоять либо из прямо имитирующих слов, либо из конвенциональных имен, которые они присвоили рисункам. Чрезвычайно примитивен язык египтян. Он был, насколько мы знаем, самым ранним письменным языком, и его письменность имела форму рисунков. Некоторые из этих рисунков относятся к звукам - к буквам и к слогам. Но остальные соотносятся прямо с идеями. Они не существительные и не глаголы, а просто графические идеи».

Знаки-символы физически никак не связаны с обозначаемыми ими предметами. Это большинство слов, в частности, имен естественного языка. Их связь с обозначаемыми предметами устанавливается либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка и практического усвоения его отдельным человеком. В языке решающую роль играют знаки именно этого типа. Логика также исследует знаки данного вида.

Любое обычное слово такое, как «давать», «птичка», «свадьба», является примером символа. Он применяется ко всему, что может реализовать идею, соединенную со словом; но сам по себе он не идентифицирует эти вещи. Символ не показывает нам саму птичку, благодаря ему процессы передачи или бракосочетания не предстают перед нашим взором, но символ предполагает, что мы способны вообразить эти вещи и ассоциировать с ними слово».

В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка. Слова и словосочетания языка являются знаками, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т. п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты, прежде всего из внеязыковой действительности, то есть имеют те или иные предметные значения. Это могут быть отдельные предметы, классы предметов, процессы, ситуации действительности и многообразные характеристики предметов (свойства, отношения и т. п.).

. Характеристики знаков

знак язык символ дефиниция

Основными характеристиками знаков являются предметное значение, смысловое значение (содержание) и смысл.

Предметное значение - это тот объект, который представляется или обозначается знаком. Предметным значением, как следует из самого определения знака, является то, представителем чего именно он является. Это - основная характеристика знака.

Предметным значением знаков, например, имен, являются предметы - в широком смысле этого слова, все, что может быть объектом мысли, все, о чем мы можем что-либо утверждать или отрицать. Предметные значения имен называют иначе десигнатами, а сами имена десигнаторами.

С другой стороны, в качестве таких значений могут выступать и сами характеристики предметов, по которым предметы мысленно выделяются и наличие или отсутствие которых у предметов можно утверждать или отрицать. Вообще, предметные значения знаков многообразны. Иногда даже трудно установить, каково оно для тех или иных видов знаков. Это относится в особенности к таким сложным знакам, как предложения. Из грамматики мы знаем, что предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Относительно повествовательных предложений можно сказать, что они указывают на наличие или отсутствие некоторых ситуаций в окружающей действительности. Но сложность состоит в том, что знаками тех же ситуаций могут быть и отдельные имена. Сравним, например, выражения: "Волга впадает в Каспийское море" (высказывание как знак - повествовательное предложение) и "впадение Волги в Каспийское море" (имя определенной ситуации). Все дело в том, что сами отношения знаков к тому, что они обозначают, могут быть различными. Сейчас нам важно лишь подчеркнуть наличие у каждого знака того, что он обозначает, на что он указывает в процессе нашего мышления или общения людей. В дальнейшем будут рассмотрены различные типы этих значений в зависимости от типов самих выражений языка.

Смысл знака - это такая характеристика обозначаемого им объекта, которая позволяет однозначно мысленно выделить этот объект из множества других объектов.

Точнее говоря, это есть некоторая совокупность признаков, такое описание предмета, ситуации, вообще того, что составляет предметное значение знака, является отличительным для этого объекта. Иначе - это связанная со знаком информация о предмете, которая достаточна именно для мысленного выделения этого предмета. Смыслу слова "Луна" - в обычном его употреблении - соответствует такая ее (Луны) характеристика: "естественный спутник Земли". Для слова "глагол" это - "слово, обозначающее действие". Для "треугольника" это - "плоская, замкнутая, ограниченная тремя сторонами геометрическая фигура".

Отметим, что для одного и того же предмета или класса предметов возможны различные выделяющие характеристики. Это значит, что два различных выражения могут иметь различные смыслы, но одно и то же предметное значение, например: "равноугольный треугольник" и "равносторонний треугольник"; "Столица России" и "самый большой город России". Знаки с одним и тем же предметным значением называют равнозначными, иногда синонимами.

Смыслы представляют определенные формы мысли. Для имен это понятия, для повествовательный предложений - суждения, которые, утверждая или отрицая наличие некоторых ситуаций познаваемой действительности содержат в то же время и описание этих ситуаций. Таким образом, смысл, позволяя выделять предметы, связывает знак с объектом. Он является посредствующим звеном между знаком и обозначаемым им объектом.

Учитывая эту роль смысла знака для выделения обозначаемого им объекта, говорят, что предметное значение знака есть функция его смысла. Однако это не совсем точно. Как мы дальше увидим, знак может связываться с обозначаемым им объектом не только с помощью смыслов.

Смыслы знаков могут быть собственными и приданными. Смысл знака называется собственным, если характеристика обозначаемого им объекта выражена в самой структуре знака.

Смысл знака называется приданным, если эта характеристика принята по соглашению (или стихийно) в некотором сообществе. Так выражение "город, являющийся столицей России" имеет собственный смысл (при условии, конечно, если известно, что обозначают слова "город", "столица", "Россия"). Но "Луна", "Земля", "Москва", "ромб" не имеют собственного смысла. Хотя в русском языка, как известно, они имеют приданный смысл. Но поскольку слово "Москва" употребляется для обозначения нескольких городов в мире (и не только городов), то для обеспечения точности относительно его употребления в том или ином контексте, мы можем пояснить, например, что имеется в виду "столица России". Ассоциировав это выражение со словом "Москва", мы тем самым придали последнему определенный смысл. В результате "Москва" стала именем определенного города. Приданный ему смысл выражается в данном случае также в форме имени, но описательного. Для "Луны" приданным является указанный выше смысл этого слова, выражаемый описательным именем - "естественный спутник Земли".

Едва ли можно удачно употреблять в качестве знаков слова "ромб", "дифракция", "интерференция" и тем более, например, "искривленное пространство" без придания им определенного смысла. Для слова "ромб" таковым является словосочетание (описательное общее имя): "плоская геометрическая фигура, ограниченная четырьмя равными сторонами".

Придание смысла некоторому языковому выражению является важным логическим способом введения новых терминов - знаков - в язык и уточнения предметных значений уже имеющихся в нем знаков. Эта процедура осуществляется посредством специальной логической операции - определения (или дефиниции). Говоря о смысле, подразумевают не только прямой, но и косвенный смысл, что часто встречается в обыденном языковом употреблении. Так, выражении «черное золото», «второй хлеб» могут указывать соответственно на нефть и картофель, однако в логике обычно оперируют прямым смыслом, употребляя в этом случае выражение «в буквальном смысле», то есть предполагая этимологический смысл.

Смысловое содержание - третья основная характеристика знака - некая совокупность знаний. Важно иметь в виду, что наряду со словами, имеющими собственный или приданный смысл, в любом языке есть слова (знаки), не имеющие никакого определенного ни собственного, ни приданного смысла. Примерами словесных знаков русского языка, не имеющих, по крайней мере до настоящею времени, ни собственного, ни приданного смысла, могут служить такие фундаментальные термины теорий как "множество" (для теории множеств), "предложение" (в лингвистике), "болезнь", "игра" и др. Ученым-медикам до сих пор не удается найти такую совокупность характеристик болезни, которая бы отличала болезнь от тех или иных анатомических или функциональных отклонений организма человека от нормы, которые врачи не склонны называть болезнью. Не удается также пока найти ответ на вопрос, что такое игра (то есть не удается определить этот термин). Не имеют определенного смысла так называемые неопределимые понятия теорий - "точка", "прямая", "плоскость" в геометрии. И, конечно, едва ли мы можем ответить на вопрос, что мы имеем в виду, когда упоминаем о своих ощущениях и впечатлениях - "кислое", "сладкое", "вкусный", "приятный" и т. п. Однако "не иметь смысла" для знака вовсе не означает "быть бессмысленным".

В подобных случаях связь знака с объектом возникает стихийным образом в процессе формирования языка при общении людей, и прежде всего, в совместной трудовой деятельности. Здесь играют роль, очевидно, зрительные и иные чувственные представления о предметах, а также рефлексы, возникающие в тех или иных ситуациях. Учитывая сказанное, способ установления связи знака с обозначаемым объектом без посредствующих звеньев, каковым является смысл, можно было бы назвать чувственно-рефлекторным, в отличие от упоминавшегося выше способа связи через посредство смысла, который назовем логическим.

В отличие от смыслов, представляющих собой, как мы видели, определенные формы мысли, общие для всех людей, и при этом различные для различных типов знаков, указанная совокупность знаний не имеет никакой определенной логической структуры и является сугубо индивидуальной для каждого человека. Однако она выполняет роль, в определенной степени подобную той, которую играет смысл. Естественно поэтому выделить понятие об этой совокупности как одну из характеристик знаков.

Однако, отличая смысловое содержание от смысла, надо учитывать также, что смысловое содержание может включать и смысл. Более того, к формулировке смысла мы приходим, имея уже определенное смысловое содержание знака.

Отношение между понятиями "смысл" и "смысловое содержание" знака таково, что смысл есть вид смыслового содержания. Но обратное неверно. Смысловое содержание, которое не является смыслом, естественно охарактеризовать как "неоформленное", не имеющее определенной логической структуры, никак не систематизированное.

Заключение

Роль знаков, символов и образов в жизни человека и общества огромна, степень значения увеличивается с каждым годом, начиная с древнейших времен. Большое значение для создания теории знаков имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и метаматематики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусственные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков.

Отношение семиотики, как науки о знаках, к другим наукам двоякое: с одной стороны, семиотика - это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это - инструмент наук. Важное значение семиотики как науки кроется в том, что это - определенный шаг вперед в унификации науки, поскольку она закладывает основы любой другой частной науки о знаках - такой, как лингвистика, логика, математика, риторика и (по крайней мере до известной степени) эстетика. Понятие знака может оказаться важным для объединения социальных, психологических и гуманитарных наук, когда их отграничивают от наук физических и биологических. Семиотика дает основу для понимания важнейших форм человеческой деятельности и связи этих форм друг с другом, поскольку все эти виды деятельности и все отношения находят отражение в знаках. Такое понимание оказывает действенную помощь, устраняя смешение различных функций, осуществляемых посредством знаков.

Библиографический список

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 528 с.

. Ивлев Ю.В. Логика: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. [Текст]. - М.: Проспект, 2010. -304 с.

. Кириллов В.И. Старченко А.А, Логика: Учебник для юридических вузов [Текст]. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 256 с.

. Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие [Текст] / В.И. Курбатов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2009. - 480 с.

. Пирс Ч. С. Что такое знак? // Вестник Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология [Электронный ресурс]. - 2009. - №3(7). - С. 88-95.

Похожие работы на - Понятие, виды и характеристика знаков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!