Международная торговля и современные способы её осуществления. Место России в международной торговле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международная торговля и современные способы её осуществления. Место России в международной торговле















Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему: «Международная торговля и современные способы её осуществления. Место России в международной торговле»

содержание

введение

глава 1. теоретические аспекты формирования внешней торговли

.1 Понятие и хронология этапов развития международной торговли

.2 Формы международной торговли

.3 Государственное регулирование международной торговли

глава 2. современные способы осуществления международной торговли

.1 Международные встречные операции

.2 Производственная кооперация

.3 Франчайзинг товаров и услуг

.4 Арендные и лизинговые операции

глава 3. место россии в международной торговле

.1 Место России в международной торговле (основные показатели и проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле)

.2 Анализ вовлеченности стран в международную торговлю в 2012 году

.3 Основные проблемы международной торговли и пути их преодоления

заключение

список использованных источников

приложение а

ВВЕДЕНИЕ

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями: внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта.

Все теории торговли исходят из предположения, что направления международных товарных потоков определяются ценами, так как каждый покупатель стремится получить нужные ему товары с наименьшими затратами. На национальных рынках цены, устанавливаемые различными производителями, под влиянием конкуренции имеют тенденцию к выравниванию; ни один из продавцов не может значительно поднять цену по сравнению с другими, не потеряв при этом покупателей. Производителям приходится увеличивать свою прибыль за счет снижения издержек производства, т.е. более эффективного использования ресурсов. Таким образом, конкуренция способствует эффективности распределения ресурсов путем перераспределения факторов производства в пользу эффективных производителей, у которых больше денег на покрытие затрат и которые побеждают неэффективных производителей в борьбе за факторы производства.

Выгоды от международной торговли проистекают из расширения сферы эффективного распределения ресурсов за границы отдельных государств. Страны мира стремятся продавать национальную продукцию за рубежом и покупать товары в других странах по той же самой причине, по которой отдельные люди что-то продают и что-то покупают вместо того, чтобы пытаться производить все необходимое самостоятельно.

В основе выгоды от внешней торговли лежит тот же принцип: существует разница между гипотетическими издержками производства данного товара внутри страны и фактическими издержками производства товаров, экспортируемых в счет его оплаты.

Актуальность темы обусловлена тем, что участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно удовлетворять потребности населения.

Исходя из поставленной цели определены следующие задачи, а именно:

рассмотреть понятие и хронологию этапов развития международной торговли;

изучить формы и государственное регулирование международной торговли;

проанализировать современные способы осуществления международной торговли;

выявить место России в международной торговле и проанализировать основные показатели торговли;

рассмотреть статистику стран в международной торговле и выявить тенденцию развития на основе статистических данных.

международный торговля конкурентоспособность

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

.1 Понятие и хронология этапов развития международной торговли

Международная торговля - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля - это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

) он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);

) решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т.п.);

) расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

Хронология этапов развития международной торговли

этап - начальный (с 18 до первой половины 19 века)

вторая половина 19 века до начала первой мировой войны(1914г.)

период между двумя мировыми войнами (1914-1939г.г.)

послевоенный период (50-60-ые г.г.)

современный период (с начала 70-х годов).

Каждый этап характеризовался определенными источниками развития, особенностями, которые отражали уровень интернационализации производства и роль международной торговли в развитии национальных экономик, приоритетными методами регулирования.

Для первого этапа характерно влияние промышленной революции, в том числе в развитии транспорта и связи. Кроме этого, в процессах наблюдались такие тенденции, как преобладание вывоза товаров, опережение темпов роста мирового товарооборота в сравнении с ростом промышленного производства, лидерство Англии. В регулировании предпочтение отдавалось политике протекционизма. Вместе с тем, начинала зарождаться политика фритрейдерства.

Во втором этапе, движущими источниками внешней среды стали интенсивное использование достижений научно-технического прогресса в производстве товаров, развитие транспортных путей и качественных характеристик транспортных средств, становление монопольного производства.

В торговых процессах стали преобладать вывоз капитала, быстрый рост товарооборота, изменения соотношения сил на мировом рынке за счет уменьшения влияния Франции и Англии, концентрация торговых связей между наиболее развитыми странами. В регулировании заметно усиление тенденций, связанных с переходом от защитного подхода к наступающему протекционизму.

Третий этап, наиболее драматичный из-за последствий первой мировой войны, выразившийся в кризисах (1920-1921гг., 1929-1933гг.). Начало формироваться две мировые системы хозяйствования. В процессах наблюдалось долгое и глубокое нарушение торговых связей, резкие колебания объемов товарооборотов, преобладание сырьевой структуры экспорта и импорта. Регулирование ознаменовалось с одной стороны, усилением таможенного протекционизма, с другой, крахом международной валютной системы и образование валютных блоков.

Четвертый этап, где мы наблюдали распад мировой колониальной системы, формирование региональных образований, появление мировых международных организаций, усиление двух мировых систем хозяйствования, стал ключевым в процессах изменения товарной структуры экспорта. Увеличение темпов роста мирового товарооборота с учетом ослабление позиций стран, которые развиваются, привело усилению позиций Японии, ФРГ, Канады и Италии с одновременным снижением удельного веса США, Великобритании и Франции в мировом экспорте.

В регулировании заметен переход к политике либерализации торговых связей, реализация комплекса таможенно-тарифных мер под эгидой ГАТТ.

На современном этапе к источникам внешней среды относят усиление международной конкуренции, укрепление существующих и появление новых интеграционных образований, распад мировой социалистической системы хозяйствования. В процессах наблюдается резкое увеличение объемов торговли, изменение товарной структуры экспорта, распространение устойчивых и долгосрочных отношений, активизация встречной торговли.

В регулировании также протекают процессы перехода от тарифного к нетарифному регулированию, культивируется неопротекционизм, как инструмент стимулирования экспортного производства, завершается создание замкнутых экономических блоков.

В настоящее время, для анализа состояния мировой торговли разработано ряд показателей развития международной торговли.

К ним относятся:

.Объемные (абсолютные)

экспорт (реэкспорт);

импорт (реимпорт);

внешнеторговый оборот;

«генеральная» торговля;

«специальная» торговля;

физический объем внешней торговли.

.Результирующие

сальдо: торгового баланса, баланса услуг, баланса текущих операций;

индекс состояния платежного баланса;

индекс «условий торговли»;

индекс «концентрации экспорта»;

коэффициент зависимости страны;

.Структурные

товарная структура (экспорт, импорт);

региональная структура (экспорт, импорт);

индекс диверсификации экспорта;

.Интенсивности

квоты (экспортная, импортная, внешнеторговая);

объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота на душу населения;

.Эффективности

эффект экспорта;

эффективность экспорта (фирмы, товара);

эффект импорта;

эффективность импорта;

.Динамики

.Сопоставления

.2 Формы международной торговли

Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.

Ознакомиться с классификацией форм международной торговли можно на рис. 1.

 

Рисунок 1.1 - Классификация форм международной торговли

Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:

. По количеству предметов

однопредметная;

многопредметная;

. По количеству сторон

двухсторонняя;

многосторонняя;

. По территориальному охвату

локальная;

региональная;

межрегиональная;

глобальная;

. По стадиям процесса

производственная;

коммерческая;

. По структуре связей

внутрифирменная;

внутриотраслевая;

межотраслевая;

горизонтальная;

вертикальная;

смешанная;

. По организационной форме

договорная;

совместные программы;

совместное предприятие;

. По объектам связей

производственная;

научно-техническая;

сбытовая;

маркетинговая;

промышленное сотрудничество.

Торговля в сочетании с кооперацией предусматривает заключение контрактов связывающих производственные процессы независимых фирм. В зависимости от степени интеграции различают производственную, сбытовую, производственно-сбытовую и торговлю в составе консорциумов.

Популярной разновидностью международной торговли в последнее время стала компенсационная торговля в форме товарообменной (бартерной торговли), встречной торговли в виде обратной закупки продукции или компенсационных соглашений. Последние могут заключаться в виде: собственно, компенсационных соглашений, обратной закупки, соглашения, предусматривающие возмещение.

Говоря о регулировании мирового рынка сырья, необходимо отметить, что оно происходит двумя методами это заключение международных товарных соглашений (Маракерское соглашение по созданию Мировой организации торговли) с учетом программ развития, стабилизации, административного управления и создание международных отраслевых организаций, как например объединений стран экспортеров нефти (ОПЕК).

.3 Государственное регулирование международной торговли

Современная внешняя торговля, как правило, требует большего вмешательства государства, нежели внутренняя торговля.

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней - общего курса государства в международных отношениях.

В процессе государственного регулирования внешней торговли страны могут придерживаться:

политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализации);

политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;

умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют протекционистские меры для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета.

Государственное регулирование внешней торговли в виде применения протекционистских мер - важное средство достижения стратегических целей экономического развития страны.

Государственное регулирование внешней торговли реализуется при помощи тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Тарифные методы регулирования внешней торговли представляют собой систематизированный перечень таможенных пошлин (тарифов), которыми облагаются товары.

Существует два основных типа тарифов:

фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов.

протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение.

Кроме того, по субъекту взимания тарифы подразделяют на:

адвалорные - взимаемые в процентах от стоимости товара;

специфические - взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара;

смешанные - предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.

В мировой экономике характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин.

К нетарифным методам регулирования внешней торговли относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые «добровольные экспортные ограничения», система минимальных импортных цен.

Лицензия как форма регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Использование такого метода государственного регулирования позволяет странам оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю, ограничивая ее размеры, иногда даже полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование.

Квота - это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно лицензиям квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли.

В последние десятилетия между государствами, участвующими в международном торговом обмене заключено свыше ста соглашений о «добровольном ограничении экспорта» и об установлении минимальных импортных цен.

«Добровольное экспортное ограничение» - это ограничение, когда иностранные фирмы добровольно ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Конечно, они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров.

Одним из средств конкурентной борьбы производителей за внешние рынки является демпинг, т.е. продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства). Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Все государства, в том числе и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи товаров иностранным экспортером на своем рынке по бросовым (демпинговым) ценам и пресечение таких продаж с помощью применения так называемых антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое регулирование осуществляется как с помощью национального законодательства соответствующей стороны, так и на основе международных договоров.

Страны стали вводить антидемпинговые пошлины, которые применяются при импорте товара по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство.

Кроме того, государства в силу международных договоров проводят совместные расследования, если имеются подозрения в экспорте по демпинговым ценам.

Поскольку антидемпинговые расследования затрагивают не только конкретных производителей товара, но и государства в целом, такие вопросы могут разрешаться и разрешаются как в установленном законом порядке, так и на официальной основе, т.е. путем переговоров заинтересованных правительств стран, вовлеченных в антидемпинговые расследования, и такие переговоры иногда завершаются урегулированием спорных вопросов на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств о прекращении или сокращении объема поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на ввоз данного товара).

Поставки товаров на иностранные рынки по демпинговым ценам могут иметь двоякое происхождение.

Во-первых, преднамеренный экспорт товара по бросовым ценам в больших количествах и в течение длительного времени может иметь цель захвата иностранного рынка и вытеснения конкурентов. Это типичный случай нарушения принципа конкуренции с применением не дозволенных законом методов ведения торговли (недобросовестная конкуренция). Иногда в качестве "оправдания" подобных действий экспортеры ссылаются на высокие импортные пошлины на данный товар в стране ввоза. В этом случае, чтобы иметь возможность поставить товар на иностранный рынок, значительно снижаются цены на него, иначе иностранный покупатель такой товар не будет закупать вообще, ибо он окажется неконкурентоспособным.

Однако все подобные "доводы" не служили и не могут служить оправданием для демпинга, и государство - импортер применяет в подобных случаях свое законодательство о защитных мерах при демпинге. Так это делается, и это нормально и правомерно.

Во-вторых, экспорт товара по заниженным ценам может иметь место без предварительного намерения "демпинговать" иностранный рынок. Сюда относятся незнание уровня цен и общей ситуации на рынке импортера в отношении данного товара.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

.1 Международные встречные операции

Встречная торговля в мировой торговле имеет очень большое значение. Как наиболее распространенный способ взаимоотношений партнеров она появилась еще в эпоху простого материального обмена. Денежное обращение, немного затормозив развитие встречной торговли, не помешало ей тем не менее достичь в современных условиях значительного товарооборота - 1/3 международных коммерческих сделок носит встречный, взаимосвязанный характер поставок товаров.

Виды встречных сделок разнообразны, но все они применяются при ограниченных валютных возможностях прямых закупок товаров, необходимости осуществления гарантированных поставок, выходе на новые или труднодоступные рынки, упрощении финансовых взаиморасчетов, необходимости преодоления некоторых кризисных явлений в экономике (неплатежи, частичная или полная неконвертируемость национальной валюты, падение производства, снижение конкурентоспособности товаров).

Встречная торговля - это самый давний вид международной торговли. К данному методы торговли относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами.

По экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии - экспортная операция, на второй - встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция.

Главной особенностью бартерной операции является то, что товарообмен осуществляется на основе равенства стоимостей обмениваемых товаров по мировым ценам, т. е. необходимо не только равенство стоимостей товаров от каждого партнера, но и единообразие оценки стоимостей товаров в единой валюте, на базе мировых цен и с учетом базисных условий поставки товаров.

Так, если по контракту на поставку российских товаров (минеральных удобрений и др.) на условиях CIF Гамбург предусматривается встречная поставка немецких продовольственных товаров (сыр, масло и др.) на условиях CIP Москва, то в цены каждой поставки вносятся поправки, учитывающие разницу в расходах (на страхование, фрахт, транспортировку) при исполнении данных условий поставки.

Бартерный контракт - два контракта купли-продажи, условия которых должны быть полностью идентичны (по штрафным санкциям, условиям страхования, форс-мажорным обстоятельствам и пр.) Общая сумма бартерного контракта определяется сторонами в одной валюте после внесения поправок, приведенных с учетом базисных условий поставок. Количественные объемы поставок товаров с каждой стороны корректируются так, чтобы общая стоимость поставок с каждой стороны была одинакова.

Таможенные сборы, пошлины, налоги, акцизы каждая из сторон контракта уплачивает в своей стране самостоятельно, без взаиморасчетов.

Порядок предъявления претензий по качеству, количеству, срокам поставки, а также подсчета убытков и штрафных санкций при исполнении бартерного контракта не отличается от контракта купли-продажи.

Второй вариант встречных закупок предусматривает подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает часть суммы денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) - встречными поставками товара.

На сумму встречных поставок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства импортера заключить поставку встречных товаров согласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен.

В случае неисполнения встречных обязательств по дополнительному контракту импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере - 30%) деньгами.

Третий вариант встречных закупок товаров предполагает заключение основного контракта, по которому примерно половину стоимости поставленного товара импортер оплачивает денежными средствами, а оставшуюся половину - встречной поставкой товаров. Но он осуществляет встречную поставку авансом, предварительно, т. е. до основной поставки.

Такие встречные закупки называются авансовыми или предварительными. Они применяются, например, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале получить материалы, комплектующие, а затем изготовить товар и осуществить экспортные поставки.

Контракты на основную поставку и на предварительную поставку связаны между собой таким образом, что окончание исполнения обязательств по встречной авансовой поставке товаров является началом исполнения обязательств по основной поставке.

Экспортер защищает свои интересы включением в основной контракт обязанности импортера предоставить финансовые гарантии выполнения встречных поставок (банковские гарантии, резервные аккредитивы).

Импортер защищает свои интересы тем, что авансовые поставки товаров по дополнительному контракту осуществляются только против банковской гарантии должного исполнения обязательств на всю сумму авансовых поставок.

Международная практика ведения встречных закупок предполагает возможность участия различных посредников в исполнении встречных обязательств путем заключения с ними посреднических соглашений и выплаты им соответствующих вознаграждений.

Стоимость выкупленной техники засчитывается в платеж за новую и составляет в зависимости от состояния, модели, года изготовления и других условий примерно 10-20% стоимости новой.

Наиболее широко этот коммерческий прием применяется при сбыте легковых и грузовых автомобилей, компьютерной и копировальной техники, авиалайнеров, морских судов, сельскохозяйственных машин, стандартного металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования.

Главная особенность выкупной операции и трудность в ее реализации заключается в том, что экспортеру необходимо произвести реновацию выкупленной техники, включающую производственные операции по проведению диагностики, замене быстроизнашивающихся деталей, перекраске. Только после этого экспортер вновь может продать выкупленную технику, совершив операцию повторной продажи (second hand). Много подобной продукции приобретают развивающиеся страны. Это позволяет компаниям получать прибыль даже при затратах на выкуп, реновацию и повторный сбыт.

Коммерсантам важно знать, что выкуп устаревшей техники - это современный метод ведения коммерческой деятельности, хотя и известен давно. Он является мощным фактором продвижения на рынок новых моделей, марок, товаров в условиях жесткой конкуренции. Этим пользуются многие известные компании - Rank-Xerox, Canon, Volvo, General Motors, Lokhid, Boeing. Так, компания Boeing, выкупив устаревшие модели самолетов у авиакомпании Singapour Airlines, поставила ей крупную партию новых самолетов «Боинг-747», основательно закрепившись на рынке.

В развитие и дополнение контракта стороны, находящиеся на одной территории (например, российские поставщик и переработчик), заключают между собой договор, детализирующий все условия и особенности поставки давальческого сырья.

Стоимость предоставляемого сырья и покупаемой готовой продукции при реализации международного контракта определяется на базе мировых цен, а при внутрироссийских операциях - по оптовым ценам.

Особенностью исполнения контрактных обязательств по толлингу является то, что выплата штрафных санкций и возмещение убытков предусматриваются в основном в товарной, а не в денежной форме.

В России операции с давальческим сырьем применяются сравнительно недавно. В условиях экономического кризиса, нехватки оборотных средств у предприятий, добывающих сырье, и отсутствия финансирования у перерабатывающих предприятий применение толлинга дало возможность текстильным предприятиям Москвы и Саратова выполнить крупные американские заказы - пошить и экспортировать большую партию женских костюмов и мужских пальто из давальческой ткани и фурнитуры, а Саянскому алюминиевому заводу - перерабатывать предоставленное сырье и поставлять на экспорт готовую алюминиевую продукцию.

Импортеру в компенсационной сделке ее реализация позволяет расплачиваться поставками продукции в зависимости от работы установленного оборудования, т. е. постепенно, как с рассрочкой платежа. При этом он, получив современное оборудование, может создать новое производство или реконструировать, восстановить свое производство на базе современной техники.

Этот момент особенно важен при кризисных явлениях в экономике. В частности, для России такой способ восстановления производственных мощностей особенно выгоден, чем заимствования от международных фондов.

2.2 Производственная кооперация

Конкуренция современных производителей товаров в различных странах существенно обостряет проблему сбыта как внутри стран, так и особенно в международной торговле.

С целью повышения своей конкурентоспособности производители и продавцы объединяют свои усилия в сфере реализации товаров. Они создают совместные сбытовые структуры, используют сбытовые сети друг друга, проводят совместные рекламные кампании.

Кооперация по сбыту представляет собой сотрудничество независимых производителей и оптовых продавцов при реализации товаров, осуществляемое с целью продвижения на рынок и повышения конкурентоспособности их товаров.

Кооперация по сбыту, которая относится только к сфере реализации товаров, называется сбытовой, а если и к производству - производственно-сбытовой. В зависимости от состава кооперирующихся сторон кооперация может иметь национальный или международный характер. Стратегической целью сбытовой кооперации является расширение объемов сбыта при снижении издержек обращения на единицу стоимости продукции. Такая цель заставляет независимых производителей искать соответствующие способы ее реализации.

Существует 2 способа организации сбытовых структур:

) предполагает создание совместной сбытовой структуры для концентрации продаж однородных товаров различных поставщиков с целью снижения издержек обращения на единицу стоимости товара каждого поставщика.

При этом расходы на маркетинговые исследования, рекламные мероприятия, использование складского хозяйства, административные расходы соотносятся с общим объемом товарооборота созданной сбытовой структуры и в процентном отношении к стоимостной единице реализованного товара гораздо ниже, чем если бы каждый из производителей нес эти расходы самостоятельно;

) заключается в том, что каждый поставщик имеет в сбытовой компании свой отдел и в зависимости от использования возмещает расходы за аренду помещения, сервисное обслуживание, рекламу, складирование, административно-хозяйственные расходы. Этот способ наиболее целесообразен, если поставщик занимается и предпродажной доработкой товара и его гарантийным обслуживанием.

Взаимное использование сбытовых структур кооперирующиеся производители применяют для согласованного дополнения номенклатуры товаров. Такая сбытовая кооперация эффективна в том случае, когда каждым производится ограниченная гамма товаров.

Например, взаимное использование сбытовых сетей применяется при продаже дорожно-строительной или сельскохозяйственной техники, когда требуется широкая гамма дополняющих друг друга машин и механизмов, производство которых непосильно одному производителю.

Одной из распространенных форм сбытовой кооперации является соглашение картельного типа, обязывающее кооперирующихся участников соблюдать совместно установленные условия сбыта: квоты сбыта на определенных региональных рынках, минимальные цены реализации аналогичной продукции, условия предоставления коммерческих кредитов. Такие соглашения касаются в основном сырьевых товаров, топливно-энергетических ресурсов, сельскохозяйственной продукции.

Наибольшее развитие производственно-сбытовая кооперация получила в различных отраслях машиностроения, в автомобильной, авиационной промышленности.

Кооперирующиеся стороны заключают соглашение о производственной и сбытовой кооперации, в котором определяют и четко разграничивают права и обязанности сторон, порядок взаимодействия и ответственность.

В развитие и дополнение соглашения стороны подписывают конкретные контракты и договора на взаимную поставку комплектующих узлов и деталей с приложением позиционных цен и сроками поставок.

В выборе способа взаиморасчетов применяют наиболее надежные способы платежей - безотзывные документарные револьверные аккредитивы и банковские гарантии должного исполнения обязательств. В качестве валюты платежа чаще всего используется ЭКЮ и применяется валютная оговорка. Для определения цен взаимно поставляемых товаров применяются скользящие цены или цены с последующей фиксацией.

Организационно-подготовительная работа должна включать следующие необходимые мероприятия:

разработку графика снабжения кооперируемого производства материалами, узлами, деталями;

составление плана проведения совместной рекламы на выбранных рынках сбыта;

согласование уровня цен реализации как в случае создания совместных сбытовых структур, так и при взаимном использовании сбытовых структур, каждой стороны;

определение пунктов и объема технического обслуживания кооперируемой продукции.

Если наряду с совместным сбытом каждая из сторон оставляет за собой право самостоятельно реализовать готовую кооперированную продукцию, то стороны соглашения договариваются о разделе рынков сбыта, согласовывая, тем не менее, уровень цен, объемы реализации и другие коммерческие условия, исключающие возможность прямой конкуренции участников соглашения о производственно-сбытовой кооперации.

Отличительной особенностью консорциального соглашения является то, что каждый член консорциума принимает на себя обязательство нести солидарную ответственность по обязательствам других членов, связанных с исполнением соглашения и контрактов, его дополняющих.

Это означает, что претензии по поставкам, срокам и объему работ могут быть предъявлены как лидеру, так и любому члену консорциума.

Однако в консорциальных соглашениях устанавливаются предел ответственности каждого участника и общая солидарная ответственность.

Так, если предел ответственности каждого члена консорциума установлен в размере, например, не более 8% его доли обязательств, то претензии в размере 12% доли виновного участника покрываются за его счет в размере установленного предела 8%, а остальные 4% делятся между всеми членами консорциума пропорционально их долям в общей сумме обязательств.

.3 Франчайзинг товаров и услуг

Франчайзинг является одним из действенных способов кооперации по сбыту товаров и услуг достаточно известной фирмы (франчайзера) через специально созданную при ее участии сбытовую компанию (франчайзи) благодаря предоставленному франчайзером праву использовать его товарный знак и ноу-хау.

В международной практике взаимоотношения франчайзера и франчайзи регулируются договорами, близкими в отношении предмета, прав и обязанностей сторон к лицензионным соглашениям, а в отношении коммерческих условий взаимодействия - к соглашениям с посредниками.

В российской практике Франчайзинг стал применяться сравнительно недавно, однако в ГК РФ уже введена гл. 54 «Коммерческая концессия», регулирующая взаимоотношения сторон при передаче прав на использование товарного знака, фирменного наименования, знаков обслуживания, ноу-хау и других нематериальных активов, в случае, если они используются в коммерческих целях с получением дохода.

Наибольшее применение франчайзинг находит в сфере услуг: индустрия туризма, сервис бытовой техники, система быстрого питания, прачечные, авторемонт.

Так, всемирно известный производитель копировальной техники компания Xerox, имея надежную репутацию, создает в различных странах, в том числе и в России, разветвленную сеть сбытовых предприятий для совместного продвижения на рынок разнообразных и высококачественных услуг по копированию любых рукописных, печатных материалов.

С этой целью она подбирает национальных партнеров, требуя от них строгого исполнения уже отлаженной технологии предоставления услуг. Обычно это малые и средние предприятия (франчайзи) - исполнители франчайзинга.

Франчайзер Xerox финансирует приобретение или аренду выбранных франчайзи помещений, поставку комплекта оборудования, расходных материалов, обучает персонал, передает франчайзи за вознаграждение права использования фирменного наименования и контролирует надлежащее их использование.

Договор коммерческой концессии - франчайзинг должен быть зарегистрирован в Роспатенте, что подтверждает переуступку прав на использование товарного знака и имеет важное значение в случае возникновения споров сторон при ограничении прав его использования.

Вознаграждение за право использования деловой репутации и коммерческого опыта франчайзи выплачивает так же, как в случае лицензионного соглашения: единовременный платеж паушально, текущие отчисления роялти или комбинированный платеж.

Организуя в стране сбыт товаров и услуг под своим именем, франчайзер, с одной стороны, активно рекламирует свою фирму и обеспечивает сбытовое признание услуги или товара на данном рынке, а, с другой стороны, сильно рискует в случае недобросовестного использования своих обязательств со стороны франчайзи, нарушения прав использования, несоблюдения технологии и коммерческих приемов предоставления услуг.

Поэтому франчайзер оставляет за собой право контролировать сбытовой процесс на всех его стадиях - от качества исходных материалов, квалификации персонала, финансирования затрат, выплаты вознаграждения до ограничения использования товарного знака по территории, срокам, объему предоставленных прав и передачи их третьим лицам.

Франчайзинг товаров и услуг используют, кроме Xerox, другие, не менее известные фирмы - MacDonalds, Zinger, Coca-Cola, Ford, Hilton, фирменные наименования которых означают высокое качество товаров и услуг, высокую деловую репутацию и опыт.

Коммерсантам важно знать, что известные фирмы проявляют осторожный коммерческий подход к продаже прав на использование своего товарного знака, фирменного наименования.

Для выхода на рынок они сначала совместно организуют сбыт на условиях дистрибуции, поставляя товары на основе посреднического соглашения без предоставления права посреднику использовать свое фирменное наименование. Поставки товара осуществляются против авансовых платежей и банковских гарантий.

Если сбытовая организация своей добросовестной работой заслуживает доверие известной фирмы, последняя предоставляет ей право работать под своим фирменным наименованием и начинает финансировать расширение объемов продаж, создавая консигнационные склады, предоставляя льготные товарные кредиты, обучая персонал, передавая ему коммерческий опыт и знания, участвуя в проведении рекламных кампаний в стране и за рубежом.

Современный международный франчайзинг вторгается не только в сферу сбыта товаров и услуг, но и в производство.

Так, General Motors, являясь партнером «АвтоВАЗа» по созданию совместного предприятия на территории РФ, предоставляет право использовать зарегистрированный и хорошо известный товарный знак «Opel» для производства легкового автомобиля модели «Опель-Астра» с передачей ноу-хау технологии изготовления и правом последующего сбыта под этим товарным знаком.

.4 Арендные и лизинговые операции

В международной практике коммерческой деятельности аренда и финансовая аренда (лизинг) являются весьма перспективными видами предпринимательства, поскольку составляют серьезную конкуренцию коммерческим операциям купли-продажи в кредит.

Арендная операция для арендатора удобна тем, что в отличие от покупки ему не нужно мобилизовать собственные или заемные средства для приобретения, например, оборудования, он может начать предпринимательскую деятельность с гораздо меньшим капиталом, выплачивая арендные платежи по мере реализации изготовленной продукции и получая при этом прибыль.

Арендная операция удобна для арендодателя тем, что в отличие от продажи он, получая арендные платежи, остается собственником имущества и по истечении срока аренды может его вновь сдать или продать по остаточной стоимости.

Номенклатура товаров, которые сдаются в аренду, очень широка: легковые и грузовые автомобили, самолеты, танкеры, контейнеры, дорожно-строительные механизмы, теле-, аудио-, видеотехника, компьютеры, средства связи, стандартное промышленное оборудование, технологические линии, склады, нефтяные и газовые скважины, причалы и даже предприятия, т. е. движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам, использование которого позволяет извлекать прибыль.

В международной практике различают три вида аренды в зависимости от продолжительности:

) краткосрочная аренда - рейтинг, продолжительность которой может составлять от нескольких часов, дней, месяцев до одного года;

) среднесрочная аренда - хайринг, предполагающая сдачу в аренду на срок от 1 до 3 лет;

) долгосрочная аренда - на срок более трех лет.

Рейтинг и хайринг называют оперативной арендой, поскольку фактический срок аренды в этом случае ниже нормативного срока службы и объект аренды оперативно сдается несколько раз, чтобы арендными платежами от нескольких арендаторов погасить полностью первоначальную стоимость имущества.

В оперативной аренде только две стороны - арендатор и арендодатель. Они взаимодействуют на основе договора. Как правило, арендодатель оперативной аренды несет риски, связанные с моральным устареванием объекта аренды и необходимостью производить реновацию после каждой очередной сдачи имущества. Поэтому ставки арендной платы сравнительно высокие, а при рейтинге - очень высокие. В свою очередь, арендатор в оперативной аренде легко может отреагировать на моральное старение объекта аренды, воспользовавшись своим правом в одностороннем порядке с предварительным уведомлением расторгнуть договор аренды и выбрать новые, усовершенствованные вид, тип или модель. Эта ситуация объективна и актуальна для тех товаров, моральное старение которых в современных условиях происходит очень быстро (компьютерная техника, телекоммуникации, средства связи, копировальная техника, транспортные средства, диагностические приборы).

По сравнению с оперативной арендой лизинг имеет следующие отличия:

срок финансовой аренды близок к сроку нормативной амортизации;

отсутствует право лизингополучателя на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке;

техническое обслуживание и ремонт осуществляет лизингополучатель;

имеется преимущественное право лизингополучателя приобрести оборудование в собственность по истечении срока лизинга.

Экономические мотивы применения лизинга по сравнению с закупкой по кредиту:

лизингополучатель быстро обновляет производство, применяя современное дорогостоящее оборудование, получает прибыль от его работы, избегая мобилизацию средств на покупку оборудования на условиях кредита;

лизингодатель, передавая оборудование (или другой объект) лизингополучателю во временное пользование, остается его собственником и в неблагоприятном случае всегда может его продать, в то время как деньги от неплатежеспособного заемщика получить гораздо труднее;

стороны имеют более гибкую форму оплаты, чем выплата долгов и процентов по кредиту, потому что ставки лизинговых платежей могут быть как фиксированными, так и гибко изменяемыми по взаимному согласию;

лизингополучатель не платит налог на имущество, так как оборудование не числится на его балансе;

лизингодатель имеет право применить ускоренную норму амортизации и учесть это в сумме поступающих арендных платежей;

лизингополучатель относит лизинговые платежи на себестоимость, снижая соответственно налогооблагаемую прибыль;

поставщик оборудования получает дополнительную возможность экспорта своей продукции и освоения нового рынка.

ГЛАВА 3. МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

.1 Место России в международной торговле (основные показатели и проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле)

Российская экономика остается одной из самых закрытых в мире и продолжает поддерживать барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. Несмотря на некоторые улучшения, Россия занимает 112 место по уровню вовлеченности в мировую торговлю. Об этом говорится в новом докладе Всемирного экономического форума о вовлеченности стран в международную торговлю в 2012 году

Динамика экспорта и импорта за период 2011 - 2013гг. сократилась, как видно на рис. 3.1.

Рисунок 3.1 - Динамика экспорта и импорта РФ за период 2011 - 2013гг.


Товарная структура экспорта и импорта РФ (в %), представлена на рис. 3.2.

Рисунок 3.2 - Товарная структура экспорта и импорта РФ (в %)

В структуре экспорта России уменьшилась доля топливно-энергетических товаров, увеличился удельный вес металлов и изделий из них, продукции химической промышленности и каучука, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), машин, оборудования и транспортных средств.

Снижение удельного веса топливно-энергетических товаров связано со значительным падением контрактных цен и физических объемов по основным товарам группы. Увеличение средних контрактных цен на каменный уголь, кокс и количественный рост экспорта нефтепродуктов не компенсировали снижения контрактных цен на нефть и нефтепродукты. В результате стоимость экспорта товарной группы сократилась на 51,7 процента.

В товарной структуре импорта России в I квартале 2011 г. по сравнению с I кварталом 2010 года сократился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, минеральных продуктов, увеличилась доля текстиля, текстильных изделий и обуви, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической промышленности и каучука, металлов и изделий из них и древесины и целлюлозно-бумажных изделий.

Стоимость экспорта продукции химической промышленности и каучука сократилась на 35,8%, что было обусловлено снижением стоимости экспорта удобрений на 20,8%, каучука - на 61%, аммиака - на 53,3%, метанола - на 87,8 процента.

Импорт продовольственных товаров сократился на 24,6 процента. Изменения произошли за счет сокращения физического объёма импорта и цен на масло подсолнечное и зерновые культуры и снижения цен на мясо свежее и мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, молоко и сливки сгущенные, масло сливочное и сахар белый.

Мировые цены на нефть продолжают определять динамику российского экспорта. В течение апреля цены на нефть держались вблизи отметки 50 долл. США за баррель, иногда превышая эту отметку.

В апреле 2010 г. цена на нефть марки Urals снизилась в 2,2 раза по сравнению с апрелем прошлого года и составила 48,8 доллара США за баррель и увеличились на 8% к уровню марта 2010 года.

Экспортная таможенная пошлина на нефть с 1 апреля 2010 г. снижена со 115,3 доллара США за тонну до 110 долларов США за тонну. Средняя контрактная цена российского природного газа на границе Германии в апреле 2010 г. составила 309,6 долларов США за 1000 куб. м и по сравнению с мартом 2010 г. снизилась на 25%, а к уровню апреля прошлого года на 27,7 процента.

В 2012 году наблюдался растущий интерес к рынку цветных металлов со стороны инвесторов. Цены следовали за общеэкономическими показателями и фондовым рынком. Поддержку ценам оказали плановые закупки цветных металлов Китаем, Южной Кореей и Индией.

В связи с переходом России на рыночные основы хозяйствования вопросы регулирования и развития международного сотрудничества России с международными организациями выдвинулись в число приоритетных направлений ее внешнеэкономической политики. Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей места на мировом рынке и в системе международных экономических организаций. Несмотря на большую работу, проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается много проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала страны во внешнеэкономической деятельности.

Следует также заметить, что в рентной экономике, построенной на использовании природных богатств, роль инициативной политики развития или промышленной политики более важна, чем в стандартных экономических условиях, поскольку эта политика должна компенсировать такую патологию, которая затрагивает нерентные (несырьевые) секторы производства товаров широкого спроса. Сам по себе частный сектор не в состоянии генерировать эти дополнительные ресурсы, необходимые для диверсификации экономики. Поэтому государство должно здесь играть активную роль, понимая, что эта роль должна быть максимально простой и понятной во избежание коррупционных проблем, которые, как правило, сопровождают экономики, основанные на природной ренте. В России существует еще достаточное пространство для такой роли и для создания позитивных внешних факторов.

Для России характерно довольно необычное размещение промышленных отраслей, которые полярно специализированы в отношении добавленной стоимости: огромный выпуск сырьевой продукции, с одной стороны, и в то же время ряд в высшей степени наукоемких отраслей (оборонная, аэрокосмическая промышленность). Однако по срединной части этой шкалы промышленное производство находится на довольно низком, а иногда на просто очень низком уровне. Это, безусловно, последствие централизованного планирования в Советском Союзе, при котором приоритет отдавался энергетике, металлургии и оборонной промышленности, тогда как большинство отраслей, ориентированных на конечное потребление, оставалось на заднем плане.

Естественной промышленной стратегией для России должно быть:

консолидация и укрепление основных экспортных секторов (источник средств);

поощрение, когда предоставляется возможность, замещения экспорта в отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса;

создание новых экспортных направлений в видах на будущее.

3.2 Анализ вовлеченности стран в международную торговлю в 2012 году

Исследование вовлеченности стран в международную торговлю измеряет эффективность работы различных учреждений и политику государств в сфере ведения международной торговли и развития экономического сотрудничества. Публикация докладов была начата в 2008 году в рамках Программы по вовлеченности в международную торговлю. Исследование публикуется каждые два года и оценивает способности экономик стимулировать торговлю, а также уделяет внимание тем областям, в которых особенно необходимы меры по улучшению ситуации. В рамках текущего исследования аналитическая группа ВЭФ составила рейтинг 132 государств на основе анализа четырех основных показателей открытости их экономик для международной торговли: доступ к внутреннему рынку, административное управление на границах, деловой климат, а также транспортная и коммуникационная инфраструктура. При подсчете индекса используются статистические данные международных организаций, а также результаты ежегодно составляемого ВЭФ «Обзора мнений менеджеров» (Executive Opinion Survey).

В этом году лидером рейтинга снова стал Сингапур, набравший высшие баллы по большинству показателей. По мнению авторов исследования, позиция Сингапура свидетельствует о значительной открытости этой азиатской страны к международной торговле и инвестициям как важной составляющей успеха экономической стратегии развития.

В этом году наибольшие успехи в развитии международной торговли продемонстрировали экономики стран Юго-Восточной Азии, в частности страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Таиланд (57 место), Индонезия (58) и Филиппины (72) существенно упрочили положение в рейтинге, в то время как позиции Китая (56) и Индии (100) несколько снизились. Крупные европейские экономики продолжают сохранять традиционно высокие показатели. Так, Финляндия и Великобритания переместились на шесть позиций вверх, заняв 6 и 11 места соответственно, Германия и Франция остались на прежних позициях - 13 и 20 места соответственно.

Исследование показывает, что традиционные понятия о торговле все более устаревают, поскольку глобальные цепочки создания стоимости требуют новой политики и сотрудничества, а также новых способов оценки. Авторы исследования указывают, что безопасность, качество и торговля могут быть взаимно усилены посредством мер по укреплению логистических цепочек. Важнейшим барьером для успеха развития торговли остается нехватка знаний в поиске покупателей. Принятие политических мер, стимулирующих торговлю, будет становиться все более важным не только для усиления развития отдельных стран, но также для процветания их торговых партнеров. Так, результаты 2012 года показывают, что Торговое соглашение стран АСЕАН, вступившее в силу в 2010 году, заметно стимулировало развитие торговли в их экономиках.

В рейтинге из 132 стран (см. Приложение А), для которых рассчитан индекс, Россия заняла лишь 112 место по уровню включенности в мировую торговлю (между Кыргызстаном и Лесото). Авторы исследования указывают, что несмотря на некоторые улучшения российская экономика продолжает оставаться одной из самых закрытых в мире и до сих пор поддерживает барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. Хотя Россия занимает десятое место в мире по размеру экономики, она является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта. Главной проблемой России исследователи считают чрезвычайно ограниченный доступ к рынку, обусловленный обременительной нормативно-правовой базой и многочисленными торговыми и тарифными ограничениями, многие из которых носят технический характер. По показателю доступа к рынкам Россия находится на 129 месте, по развитости административной инфраструктуры - на 111, транспортной и коммуникационной инфраструктуры - на 51, по уровню бизнес-климата - на 113. С учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) позиции страны в следующем рейтинге будут выше, но одного присоединения к организации недостаточно, указывают авторы доклада. Для реализации амбициозных целей российского правительства по повышению производительности, конкурентоспособности и созданию новых рабочих мест необходимо радикально снизить барьеры для интеграции России в международную торговлю.

3.3 Основные проблемы международной торговли и пути их преодоления

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:

время и расстояние - кредитный риск и время выполнения контракта;

изменение курсов иностранных валют - валютный риск;

различия в законах и правилах;

правительственные постановления - валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.

Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль. Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам. Но, как и в случае с экспортером, импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте, осуществляющиеся при помощи банков.

В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны.

Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный «валютный риск» из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Временной фактор состоит в том, что может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки. Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.

Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений. Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли.

Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны:

получает ссуду от иностранного кредитора;

становится должником иностранного поставщика;

выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.

Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру, но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.

Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:

постановления по валютному регулированию;

лицензирование экспорта;

лицензирование импорта;

торговое эмбарго;

импортные квоты;

правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;

документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;

пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Постановления по валютному регулированию (т.е. по системе контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в страну и из страны), относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменяться.

Таким образом, на данный момент мировая торговля до сих пор встречает на своём пути множество препятствий. Хотя при этом, ввиду всеобщей тенденции к мировой интеграции, создаются всевозможные торговые и экономические объединения государств для облегчения осуществления международной торговли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Многие государства, имеющие ограниченную ресурсы базу и узкий внутренний рынок, не в состоянии производить достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления. Для таких стран экспорт выступает способом получения желаемых товаров, и поэтому он может достигать 25 - 35% или более от их ВНП. Другие страны, например Россия и США, обладают богатой ресурсной базой и емким внутренним рынком и поэтому менее зависимы от международной торговли. Экономика многих стран зависит от мировой экономики, от импорта многих товаров. Проводимые наблюдения отражают наличие жесткой конкуренции импортных товаров на внутреннем рынке, но международная торговля - улица с двухсторонним движением, и целый ряд отраслей во многом зависит от иностранных рынков. Изменения величины чистого экспорта страны и ее импорта оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме импорта и экспорта могут вызвать очень серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны.

Наряду с энергичным увеличением объемов мирового товарооборота меняется и его номенклатура. Статистика отмечает опережающий рост торговли готовыми товарами, в том числе особенно машинами и оборудованием. Наиболее высокими темпами растет торговля электроникой, средствами связи, электротехнической продукцией. В целом на готовые изделия приходится до 70% стоимости международной торговли. Остающиеся 30% делят между собой приблизительно поровну добывающие отрасли, производящие сырьевые товары, и сельскохозяйственное производство. При этом доля сырьевых товаров имеет тенденцию к относительному сокращению.

Что касается готовых товаров, то в сравнении с недавним прошлым, когда в международном товарообороте были представлены главным образом законченные производством изделия, в современной международной торговле все возрастающую роль играет обмен полуфабрикатами, промежуточными изделиями, отдельными деталями и частями готового продукта. Уменьшение удельного веса сырьевых товаров в международной торговле связано с тремя основными причинами. Прежде всего, к ним относится небывалый рост производства всевозможной синтетики, заменяющей натуральные материалы. Эта тенденция основана на значительных успехах науки и внедрении ее результатов в химические производства. Натуральные материалы вытесняются различными пластмассами, искусственным каучуком и прочими синтетическими производными.

Немалую роль в сокращении потребления сырья сыграло внедрение в производство ресурсосберегающих технологий, а также расширение использования местных сырьевых материалов взамен импортных.

При этом, несмотря на развитие энергосберегающих технологий, заметно выросли объемы международной торговли нефтью и газом, но не в качестве энергоносителей - нефть и газ выступают в данном случае в значительной мере как сырье для бурно развивающейся химии.

В географическом распределении международной торговли отмечается, прежде всего, опережающий темп ее прироста между промышленно развитыми странами. На эти страны приходится до 60% стоимости мирового товарооборота. В то же время, развивающиеся страны до 70% своего экспорта также направляют в индустриальные страны. Таким образом, наблюдается своего рода концентрация международной торговли вокруг промышленно развитых стран, что неудивительно - США, Япония и Германия, например, имея 9% мирового населения, концентрируют до трети мировой покупательной способности.

Меняется характер внешнеэкономических связей между промышленно развитыми и развивающимися странами. Развивающиеся страны меняют свой профиль так называемых аграрно-сырьевых придатков. К ним все в большей мере переходят функции поставщиков для промышленно развитых стран материалоемкой и трудоемкой продукции, а также продукции, вызывающей экологические осложнения.

Это связано в ряде случаев с дешевизной рабочей силы, приближенностью природно-сырьевых ресурсов к местам производства, более низкими экологическими стандартами, характерными для развивающихся стран.

Помимо того, в международной торговле более заметным становится присутствие новых индустриальных стран. Это прежде всего Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Набирают вес Малайзия, Индонезия, Китай.

Все это вместе с экономической мощью Японии заметно изменило географию мирового хозяйства и международной торговли, придав ей трехполюсный характер: Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский регион. Нельзя, однако, не замечать и быстрые успехи латиноамериканских стран, формирующих четвертый экономический полюс в глобальных мирохозяйственных связях.

Российская экономика остается одной из самых закрытых в мире и продолжает поддерживать барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. Несмотря на некоторые улучшения, Россия занимает 112 место по уровню вовлеченности в мировую торговлю.

В связи с переходом России на рыночные основы хозяйствования вопросы регулирования и развития международного сотрудничества России с международными организациями выдвинулись в число приоритетных направлений ее внешнеэкономической политики. Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей места на мировом рынке и в системе международных экономических организаций. Несмотря на большую работу, проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается много проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала страны во внешнеэкономической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Экономист, 2008. - 366 с.

2.       Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / Е.П. Темнышова, А.К. Дубин, В.В.Лобачев и др.; доп.Советом УМО вузов РФ по образованию в обл.менеджмента по спец. «Менеджмент организации»; под.ред. И.Н. Иванова. - М: Инфра - М, 2010. - 297 с.

.        Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. - 6-е изд. - М.: Дело, 2009. - 424 с.

.        Диденко Н.И. «Международная экономика: учеб.пособие / Н.И.Диденко; рек. УМО по образованию в обл.финансов…для студ.экон.спец. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 784 с.

.        Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2008. - 414 с.

.        Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 473 с.

.        Конец международной торговли: кризис побеждает спрос. // Финмаркет. - 18.11.08.

.        Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. - М: Дело и сервис, 2011. - 359 с.

.        Мировая экономика и международный бизнес: учебник / В.В.Поляков, Р.К. Щение, Ю.Л. Адно и др.; рек. УМО по образованию в обл.финансов…для студ.экон.спец.; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - 4 - е изд., перераб. И доп. - М.: Кнорус, 2007. - 668 с.

.        Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Экономистъ, 2008. - 376 с.

.        Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 438 с.

.        Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. А.П. Голикова и др. - Симферополь: СОНАТ, 2008. - 432 с.

.        Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика: теория и практика. - С.-П.: Питер, 2008. - 464 с.

.        Популярная экономическая энциклопедия. - К.: ОАО «Енисей Груп», 2007.

.        Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Высшее образование». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 448 с.

.        Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - М: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

.        Трухачев В.И. Международная торговля, учеб. пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 416 с.

.        Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник. - М.: Экономика, 2008.

.        Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 2007.

.        Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом. - 2009. - №41. - С. 6.

.        Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория». / Под. Ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. - М.: БЕК, 2008. с 389.

.        Исследование ВЭФ: индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2012 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рейтинг вовлеченности стран в международную торговлю 2012

Рейтинг

Страна

Индекс

1

Сингапур

6,14

2

Гонконг

5,67

3

Дания

5,41

4

Швеция

5,39

5

Новая Зеландия

5,34

6

Финляндия

5,34

7

Нидерланды

5,32

8

Швейцария

5,29

9

Канада

5,22

10

Люксембург

5,20

11

Великобритания

5,18

12

Норвегия

5,17

13

Германия

5,13

14

Чили

5,12

15

Австрия

5,12

16

Исландия

5,08

17

Австралия

5,08

18

Япония

5,08

19

Объединенные Арабские Эмираты

5,07

20

Франция

5,03

21

Бельгия

4,96

22

Ирландия

4,96

23

Соединенные Штаты Америки

4,90

24

Малайзия

4,90

25

Оман

4,86

26

Эстония

4,85

27

Саудовская Аравия

4,84

28

Израиль

4,82

29

Тайвань

4,81

30

Бахрейн

4,80

31

Испания

4,79

32

Катар

4,74

33

Словения

4,65

34

Южная Корея

4,65

35

Португалия

4,63

36

Маврикий

4,62

37

Кипр

4,61

38

Грузия

4,58

39

Черногория

4,46

40

Уругвай

4,44

41

Чехия

4,42

42

Иордания

4,42

43

Коста-Рика

4,41

44

Тунис

4,39

45

Латвия

4,39

46

Хорватия

4,39

47

Венгрия

4,39

48

Польша

4,37

49

Албания

4,36

50

Италия

4,36

51

Руанда

4,35

52

Литва

4,31

53

Перу

4,31

54

Ботсвана

4,31

55

Словакия

4,29

56

Китай

4,22

57

Таиланд

4,21

58

Индонезия

4,19

59

Армения

4,19

60

Панама

4,16

61

Македония

4,13

62

Турция

4,13

63

Южная Африка

4,10

64

Марокко

4,08

65

Мексика

4,08

66

Кувейт

4,07

67

Греция

4,07

68

Вьетнам

4,02

69

Румыния

4,02

70

Сальвадор

3,99

71

Сербия

3,97

72

Филиппины

3,96

73

Шри-Ланка

3,95

74

Болгария

3,93

75

Намибия

3,92

76

Молдова

3,92

77

Гватемала

3,90

78

Гондурас

3,89

79

Ямайка

3,89

80

Босния и Герцеговина

3,87

81

Азербайджан

3,85

82

Никарагуа

3,83

83

Эквадор

3,83

84

Бразилия

3,79

85

Малави

3,79

86

Украина

3,79

87

Доминиканская Республика

3,78

88

Замбия

3,78

89

Колумбия

3,78

90

Египет

3,78

91

Гамбия

3,74

92

Сенегал

3,72

93

Ливан

3,71

94

Танзания

3,69

95

Боливия

3,68

96

Аргентина

3,68

97

Мозамбик

3,65

98

Уганда

3,64

99

Гана

3,59

100

Индия

3,55

101

Парагвай

3,53

102

Камбоджа

3,52

103

Кения

3,52

104

Гайана

3,52

105

Казахстан

3,50

106

Эфиопия

3,49

107

Мадагаскар

3,48

108

Сирия

3,47

109

Бангладеш

3,46

110

Таджикистан

3,45

111

Кыргызстан

3,45

112

3,41

113

Лесото

3,41

114

Монголия

3,40

115

Бенин

3,39

116

Пакистан

3,39

117

Иран

3,31

118

Камерун

3,28

119

Йемен

3,25

120

Алжир

3,22

121

Мали

3,18

122

Буркина Фасо

3,15

123

Нигерия

3,13

124

Непал

3,07

125

Мавритания

3,06

126

Кот-ди-Ивуар

3,02

127

Ангола

3,01

128

Гаити

2,97

129

Зимбабве

2,96

130

Венесуэла

2,95

131

Бурунди

2,95

132

Чад

2,63


Похожие работы на - Международная торговля и современные способы её осуществления. Место России в международной торговле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!