По мнению Р. К. Вердербера, умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли - важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона - умение слушать [7].
Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. По определению И. С. Сергеева «Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия, проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т е. если у него развита рефлексия.
Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими [28; с. 72].
К средствам общения относятся:
) язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
) интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
) мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
) жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
) расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику [37].
Таким образом, эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения. И главная роль предоставляется непосредственно учителю.
1.3 Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
педагогический общение учащийся конфликт
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется, по меньшей мере, тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).
В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, не является аддитивным образованием - оно имеет принципиально новое качество [15; с. 333-334].
При анализе педагогического общения необходимо разграничивать понятия педагогической и собственно коммуникативной единиц общения. При всей их нерасторжимости это разные явления: первое реализуется посредством второго. Адекватность коммуникативной задачи задаче педагогической, избранной методике воздействия, - непременное условие продуктивности процесса общения и педагогического воздействия в целом.
Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала (например, объяснения, интерпретации, систематизации этого материала, организации выработки обобщенных способов действий и т.д.), тогда, как коммуникативная задача-это ответ на вопрос, как, какими средствами воздействия на обучающихся это можно осуществить эффективнее. Здесь же возникает вопрос о речевых действиях, реализующих определенную коммуникативную задачу в разных условиях педагогического общения, к которым относится характер педагогической ситуации и коммуникативного акта.
Педагогическая ситуация рассматривается в контексте единицы определения учебного процесса - урока, занятия. Она характеризуется целью, задачами, этапами урока, его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебно-педагогической совместной деятельности и т.д. В зависимости от основания, можно по-разному классифицировать педагогические ситуации. По форме отношения она может быть деловой (личной), официальной (неофициальной), формальной (неформальной). По этапам, частям урока (занятия) педагогическая ситуация может быть ситуацией ознакомления с учебным материалом (ориентация в нем, осмысление, уяснение и т.д.), тренировки (выработки обобщенных способов действия), контроля и оценки способов действия, контроля и оценки освоенного знания способов действия. По динамике сотрудничества могут быть определены ситуации вхождения, работы с партнерами, выхода из сотрудничества, его завершения. По характеру учебного взаимодействия это могут быть ситуации сотрудничества, соперничества, конфликта, конфронтации (противостояния). По характеру решаемых учебных задач ситуация может быть нейтральной или проблемной.
По формальному критерию расположения участников учебного взаимодействия, ее определяют как ситуацию интимного общения (15-45 см расстояния); личного (75 см), социального (до 2 м) и публичного (3-7 м). Очевидно, что могут быть выбраны и другие более частные основания для дифференциации ситуации педагогического общения. Например, педагогическая ситуация общения учителя в первом классе, на первом уроке, 1 сентября, т.е. ситуация «начала», может быть определена как: неформальная; общей ориентации в жизни, условиях школы (гимназии, лицея); вхождения во взаимодействие; сотрудническая; нейтральная; личного и социального общения; личного знакомства и т.д.
Каждая ситуация осуществляется определенными коммуникативными актами, в виде коммуникативных задач, при помощи определенных речевых действий. И здесь можно отметить, что в общении вообще и педагогическом общении в частности выделяются структурные и функциональные единицы, в качестве которых выступают коммуникативные акты, и коммуникативные задачи.
Выделяют шесть элементов (или факторов), определяющих речевой акт: отправитель (говорящий), получатель (слушающий), код (язык), сообщение, контекст и контакт [15; с. 335-338].
Связь разных сторон (функций) общения, их динамика наиболее явно прослеживаются в уровневой схеме общения, предложенной Я. Яноушеком. На первом уровне этой схемы коммуникация представляет собой, прежде всего, передачу и принятие информации, ее кодирование и декодирование, осуществляющие выравнивание различий, имеющихся в исходной информированности вступивших в контакт индивидов. Однако уже на этом уровне коммуникация не сводится только к передаче и принятию информации, в скрытом виде она включает и взаимное отношение участников. Так, со стороны говорящего имеет место антиципация (предвосхищение) того, как воспримет слушатель (реципиент) передаваемую ему информацию. В свою очередь реципиент реконструирует контекст получаемой им информации: исходный замысел говорящего, его опыт, знания и т.п. Непосредственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет.
Коммуникация приобретает явно взаимный характер на втором уровне, где она представляет собой взаимную передачу и принятие значений участниками. На этом уровне коммуникация непосредственно связана с их совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифференциации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации. Последняя в этом случае может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен знаниями, соображениями, решениями, на который данная коммуникация направлена, подчинен здесь совместному решению задачи - получению нужных сведений, усвоению учебного материала, открытию новых знаний, передаче приказа и т.д.
На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно: стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т.д. В этом случае коммуникация направлена на формирование общей оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных участников. Стремление к общей оценке может натолкнуться на препятствие, заключающееся в разности основных ценностей, с которыми отдельные участники вступают в коммуникацию. Этот третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений [15; с. 338-344].
Функциональной единицей общения является коммуникативная задача, которая функционирует внутри коммуникативного акта. Согласно В. А. Кан-Калику, при построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются: педагогическая задача, наличный уровень педагогического общения учителя и класса, учет индивидуальных особенностей обучающихся, учет собственных индивидуальных особенностей, учет методов работы [14].
По определению М. И. Лисиной, задача общения (или коммуникативная задача) - это та цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Задачу общения определяют внутренние и внешние условия (уровень развития потребности в общении, прошлый опыт взаимодействия с людьми, ситуация взаимодействия, характер ближайшего по времени воздействия партнера). Задача в свою очередь определяет характер действия общения. Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, согласно М. И. Лисиной, она выполняет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего [14].
С позиции говорящего (например, с позиции учителя) могут быть выделены следующие группы коммуникативных задач:
) передача (сообщение) информации,
) затребование, запрос информации,
) побуждение к действию (вербальному или невербальному)
) выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения (в рассматриваемом случае - ученика). Коммуникативные задачи каждой из этих групп решаются посредством множества речевых действий [31; с. 318].
Исследователями выделены коммуникативные задачи (действия) говорящего (например, сообщение, убеждение, побуждение, внушение, одобрение, объяснение, опровержение, доказательство, вопрос и др.), которые несут наибольшую функциональную нагрузку в педагогическом общении.
Анализ материалов наблюдений уроков русского языка, литературы, биологии, химии, иностранного языка, истории, географии показывает, что учитель, общаясь с учащимися и решая самые разные по характеру коммуникативные задачи, в то же время реализует посредством этих задач различные педагогические функции. Исследователями выделены четыре группы функций:
) стимулирующие;
) реагирующие, которые включают:
а) оценочные
б) корригирующие;
) контролирующие;
) организующие, которые включают
а) направляющие внимание учащегося на восприятие, запоминание и воспроизведение;
б) обеспечивающие готовность учащегося к предстоящей работе с текстом, картинкой, фильмом и т.д.;
в) указывающие на последовательность и качество выполнения заданий, инструкций;
г) организующие хоровую, парную, групповую, индивидуальную работу на уроке;
д) регулирующие порядок, дисциплину учащегося на уроке (С. Я. Ромашина) [25; с. 86].
Чаще всего используемые учителями (например, на уроках иностранного языка) коммуникативные задачи (вопрос, побуждение, объяснение, рассказ, сообщение, одобрение/неодобрение) в основном реализуют организующую и стимулирующую функции. Наименее представлены в учебном процессе оценочные, в частности одобрительные, действия учителя. Такая ситуация, естественно, обедняет педагогическое общение, лишая его одного из основных положительно влияющих на усвоение учебного материала моментов, - положительного подкрепления [15; с. 342].
Отметим еще раз, что психологический анализ учебного сотрудничества и общения как многоуровневого взаимодействия преподавателя и учащегося (учебной класс) включает рассмотрение каждой из этих сторон как субъектов учебной деятельности и того, что характеризует их обоих. Первое, что их характеризует - это целенаправленность, активность и мотивированность деятельности, хотя цели и мотивы деятельности каждого из них разные. Вторая характеристика соотносится с ролевыми позициями обоих субъектов сотрудничества и общения: одна позиция выявляет роль учителя, преподавателя, воспитателя, наставника; вторая - роль ученика, студента.
Выводы по первому разделу
Общение - не только основа формирования личности, но и необходимые условия человеческой жизнедеятельности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, развития, воспитания. Значительную роль в педагогическом общении занимает личность учителя, он не только передаёт знания, но и взаимодействует с учениками, формируя у них культуру и личностные качества.
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную, перцептивную, интерактивную. Все эти три функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве. Педагог передаёт информацию вербальными (речевыми) и невербальными (мимика, жести) средствами. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, сила, паузы. Следует подчеркнуть, что реализации обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-эстетическими установками педагога - гуманизм, оптимистический подход к личности, признание её самобытности.
Педагогическое общение характеризуется, по меньшей мере, тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). Важное качество педагогического общения обуславливается, прежде всего, его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Стиль педагогического общения и стили руководства как предпосылка продуктивного взаимодействия педагога и учащегося
педагогический общение учащийся конфликт
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.
Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль - это индивидуально-своеобразная манера действования [25; с. 94].
Стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» [34; с. 83].
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт [25; с. 95].
Рассмотрим типичные стили педагогического общения, характеристика которых дана В. А. Кан-Каликом [39].
Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».
В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель - ученик» рассматривается как двустороннее субъект - субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.
В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение - дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.
Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести:
а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества;
б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры;
в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей [39].
Отрицательные стили общения ориентированы на субъект - объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия [25; с. 96].
Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения [34; с. 84].
Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.
Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
Этот стиль можно выразить словами «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками [33; с. 490].
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры.
Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель - ученик».
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.
Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности [33; с. 490-492].
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
2.2 Стратегии преодоления конфликтов в педагогическом общении
Одна из основных трудностей педагогического общения состоит в том, что это высококонфликтное общение. И это - его объективная особенность. Слишком много противоречий содержится в нем:
) между «надо» и «хочу» (что в глазах детей часто выглядит как противоречие между «я хочу» и «учитель хочет»);
) между объективными потребностями развития ребёнка и «прихотями минуты»;
) между отдельными взаимоисключающими интересами ребёнка;
) между «надо» и «могу» (точнее - «не могу»);
) между содержанием речи учителя и формой словесных и бессловесных действий, в которую это содержание облечено.
И все же суть большинства конфликтов и учитель, и ребенок могут выразить одними и теми же словами: «Как быть, когда меня, обладающего чувством собственного достоинства, прилюдно унижают, оскорбляют? Ведь обидно же!» [15; с. 198].
Конфликты могут возникать по различным причинам.
Причины конфликтов:
) различие в целях, в интересах, в способах достижения цели, мнениях, в психологических особенностях;
) конфликтогены (слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека);
) эскалация конфликтогенов (усиление ответной агрессивности) [33; с. 502].
Едва ли не подавляющее большинство учителей на вопрос о том, что в педагогическом общении является для них самым сложным и когда они чаще всего ощущают собственное педагогическое бессилие, чаще всего отвечают лаконично: «Хамство».
Обратите внимание на то, что по-настоящему хамят тем, кто позволяет себе нахамить. Есть такие люди, с которыми фокус унижения не проходит. Они не хлопают дверью, не рыдают, не кусают губы в смертельной обиде, не стараются ответить обидчику тем же. Они просто не обращают на это внимания, полагая, что какая-то реакция на унижение от хама ниже их достоинства. Можно даже по-человечески общаться с хамом, принципиально не замечая его хамства, - общаться как с обычным человеком. Просто надо на определенном этапе изменить свою установку по отношению к хамству, сказав себе следующее:
) хамство - это не то, что подлежит немедленному и безоговорочному искоренению любыми способами и потому требует вашей мгновенной педагогической (репрессивной, конечно) реакции;
) хамство - это не сознательная попытка задеть вас, унизить, оскорбить со стороны ученика;
) хамство - это неприятная форма обращения, за которой может скрываться вполне разумное содержание речевого сообщения - рефлексируйте не хамскую форму высказывания, а смысл слов;
) хамство - это духовная болезнь ребенка, подростка, которую надо лечить, а лечение, как известно, не всегда требует хирургии - вполне эффективны бывают и терапия, и даже гомеопатия.
«Терапией» в данном случае и будет человеческое общение с учеником, который привык хамить, игнорирование его хамства - практика показывает, что это едва ли не единственный способ помочь ребенку избавиться от привычки. И это относится не только к хамству. В любых конфликтных ситуациях примерно в 50 % случаев можно полностью исчерпать конфликт, попросту дав вашему оппоненту выговориться в вашем присутствии.
Но возможен и другой вариант конструктивного поведения: в ситуации хамства мгновенно стать в позицию наблюдателя-исследователя феномена бескультурья, грубости, тупости и т. д. Пронаблюдайте мимические гримасы хамящего ученика, определите, какими бессловесными и словесными действиями он пользуется, проанализируйте его лексикон, выражение лиц окружающих, сравните ситуации с ранее виденными аналогами. Поверьте, вы увидите массу неожиданного, интересного, интригующего, что впоследствии может вам пригодиться.
Самое сложное и там, и здесь - мгновенно стать в рациональную позицию и не дать овладеть собой привычке реагировать агрессивно. Но если вы не можете этого сделать - то, что же вы хотите от ребенка? Ведь ваша агрессивная реакция в его глазах выглядит точно так же, как его хамство - в ваших. И, так же как и вы, искренне убеждены, что ваша реакция ответна, подросток совершенно уверен, что нахамил вам не просто так, а потому, что вы перед этим как-то задели его достоинство. Какой-то замкнутый круг! Необходимо добраться до его начала.
А начало всякого конфликта - первый конфликтоген, который мы не всегда замечаем. Конфликтогенами называют любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Слово, могущие, является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. От этого появляется «конфликтогенная неряшливость» в общении, и человек может, сам того не замечая, становиться источником конфликтогенов. Такой «ходячий конфликтоген» - первый тип людей, которых мы называем «тяжелыми в общении». А второй тип «тяжелого человека» - тот, кто, хотя и следит за своей речью, стараясь не допускать конфликтогенов, но при этом обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника.
Начинаясь с первого конфликтогена, конфликт разворачивается в соответствии с очень вредной установкой: «На каждый конфликтоген в наш адрес мы должны ответить более сильным конфликтогеном». Эта установка связана с некоторыми мифами обыденного сознания, иногда свойственными, к сожалению, и для сознания педагогического.
Миф № 1. «В конфликте нужно одержать победу над противником». На самом деле, даже если вы одержали над своим воспитанником видимую победу, она по сути своей бессмысленна. Ваша победа означает для него поражение, он ощущает ваше превосходство и собственное унижение. Вместо победы вы достигли того, что загнали конфликт в глубь, и заметным образом, ухудшили отношение воспитанника к вашей персоне.
Миф № 2. «Сдерживать эмоции - здоровью вредить. Эмоции надо выплескивать». На самом деле агрессивная эмоциональность гораздо более разрушительна для здоровья, чем сдержанность, а перерастая в привычный тип реагирования, она начинает угрожать и здоровью ваших близких. Еще в 1924 г. Р. Стагнер установил, что некоторый «очищающий» («катарсический») эффект возможен лишь при разовой взрывной агрессии, а в случае привычной, регулярно повторяющейся агрессии в общении никакого «очищения» не наблюдается. Если уж говорить о здоровье, то гораздо больший «очищающий» эффект дает реакция типа «расплакаться» [28; с. 89-92].
Попадая в конфликтную ситуацию нужно придерживаться некоторых стратегий поведения в конфликтной ситуации, а именно:
1) уход (уклонение) (стремление уйти от конфликта);
) приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов);
) компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»);
) сотрудничество, решение проблемы (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение [33; с. 502].
Существует стратегия, пошаговое решение конфликта, а именно:
) выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий);
) выявить, какие интересы, желания у конфликтующих;
) понять доводы, аргументы, интересы оппонента;
) эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар агрессии» - самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах);
) отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу);
) искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон (Каким может быть справедливое решение? Какие варианты справедливого решения?):
стремление найти решение;
сохранить свое достоинтсво;
сохранить позитивные отношения с оппонентом;
дайте партнеру «сохранить свое лицо», не задевайте его достоинство, не характеризуйте словесно его эмоциональное состояние («Чего ты злишься?»);
держаться в общении на равных [33; с. 505].
Разрешение конфликта является сложной задачей в педагогическом общении, и для его разрешения нужны действия обеих сторон (учителя и ученика).
2.3 Основные психолого-педагогические приемы обучения педагогическому общению
Наиболее распространенными являются пять приемов, позволяющих установить оптимальное педагогическое общение между преподавателем и обучаемыми:
) преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся;
) учащиеся понимают своего преподавателя и принимают его как наставника;
) действия преподавателя должны соответствовать поведению учащихся или сложившейся ситуации;
) преподаватель должен уважать каждого учащегося, учитывать его мнение;
) учащиеся сознательно и упорно принимают требования преподавателя или всего коллектива.
Существуют профессионально-важные качества педагогического общения, этими качествами должны обладать и собеседники (учитель и ученик):
) интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
) способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
) умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
) способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:
) естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
) напряженно - преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
) преднамеренно - уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
) непроизвольно - тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
) эмоциональный взрыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять или скрывать свои чувства;
) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия [33; с. 497-499].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод. Учитель должен учитывать личность каждого ребенка, его эмоциональное и психологическое состояние. Обладая всеми положительными качествами, учитель сможет создать благоприятные условия для педагогического общения. Помочь в этом преподавателю могут тесты и дидактические игры, с помощью них можно определить психологическое и эмоциональное состояние учащегося, узнать его мнение по поводу определённых вопросов [см. Приложение 2].
Выводы по второму разделу
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод. Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками. Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль - это индивидуально-своеобразная манера действования. Выделяют такие (положительные) стили педагогического общения, как: общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общения на основе дружеского расположения, «общение - дистанция», и отрицательные - «общение - устрашение» и «общение - заигрывание». Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства. Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили. Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Одна из основных трудностей педагогического общения состоит в том, что это высококонфликтное общение. И это - его объективная особенность. Конфликты могут возникать по различным причинам: различие в целях, в интересах, в способах достижения цели, мнениях, в психологических особенностях; конфликтогены (слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека); эскалация конфликтогенов (усиление ответной агрессивности). Самой распространенной причиной конфликтов является «Хамство». Начало всякого конфликта - первый конфликтоген, который мы не всегда замечаем. Конфликтогенами называют любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Попадая в конфликтную ситуацию нужно придерживаться некоторых стратегий поведения в конфликтной ситуации, а именно: уход (уклонение) (стремление уйти от конфликта); приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов); компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»); сотрудничество, решение проблемы (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение. Разрешение конфликта является сложной задачей в педагогическом общении, и для его разрешения нужны действия обеих сторон (учителя и ученика).
Учитель должен учитывать личность каждого ребенка, его эмоциональное и психологическое состояние. Обладая всеми положительными качествами, учитель сможет создать благоприятные условия для педагогического общения.
ВЫВОДЫ
Общение - не только основа формирования личности, но и необходимые условия человеческой жизнедеятельности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, развития, воспитания. Значительную роль в педагогическом общении занимает личность учителя, он не только передаёт знания, но и взаимодействует с учениками, формируя у них культуру и личностные качества.
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную, перцептивную, интерактивную. Все эти три функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве. Педагог передаёт информацию вербальными (речевыми) и невербальными (мимика, жести) средствами. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, сила, паузы. Следует подчеркнуть, что реализации обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-эстетическими установками педагога - гуманизм, оптимистический подход к личности, признание её самобытности.
Педагогическое общение характеризуется, по меньшей мере, тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). Важное качество педагогического общения обуславливается, прежде всего, его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер.
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками. Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль - это индивидуально-своеобразная манера действования. Выделяют такие (положительные) стили педагогического общения, как: общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общения на основе дружеского расположения, «общение - дистанция», и отрицательные - «общение - устрашение» и «общение - заигрывание». Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства. Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили. Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Одна из основных трудностей педагогического общения состоит в том, что это высококонфликтное общение. И это - его объективная особенность. Конфликты могут возникать по различным причинам: различие в целях, в интересах, в способах достижения цели, мнениях, в психологических особенностях; конфликтогены (слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека); эскалация конфликтогенов (усиление ответной агрессивности). Самой распространенной причиной конфликтов является «Хамство». Начало всякого конфликта - первый конфликтоген, который мы не всегда замечаем. Конфликтогенами называют любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Попадая в конфликтную ситуацию нужно придерживаться некоторых стратегий поведения в конфликтной ситуации, а именно: уход (уклонение) (стремление уйти от конфликта); приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов); компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»); сотрудничество, решение проблемы (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение. Разрешение конфликта является сложной задачей в педагогическом общении, и для его разрешения нужны действия обеих сторон (учителя и ученика).
Учитель должен учитывать личность каждого ребенка, его эмоциональное и психологическое состояние. Обладая всеми положительными качествами, учитель сможет создать благоприятные условия для педагогического общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. - М.: «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2003. - 192 с.
. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений, - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов: 13 издание, 2003. - 672 с.
. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с.
. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П., 2003. - 672 с.
. Бутенко Н. Ю. Комунікативні процеси у навчанні: Підручник. - К.: КНЕУ, 2004. - 383 с.
. Вердербер Р. К. Психология общения: ученик для вузов, - К.; 2003. - 320 с.
. Волков Б. С. Психология младших школьников: Учебное пособие, 3-е Изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
9. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учебное пособие, 2003. - 480 с.
11. Гуманізація навчально-виховного процесу: наук.-метод. зб. Вип. VI / За заг. ред. Г. Р. Легенько, В. І. Сипченка - Словянськ: ІЗМН-СДПІ, 1999. - 349 с.
. Дружинина В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов; Санкт-Петербург. 2001. - 656 с.
13. Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
14. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов; Издательская группа НОРМА-ИНФРА, - М., 1999. - 624 с.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов; Изд. второе, доп., исп. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
. Клюева Н. В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова, Т. Б. Кабанова, М. М. Кашапов и др.; - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.
. Корнєв М. Н. Соціальна психологія: Підручник / М. Н. Корнєв, А. Б. Коваленко - К., 1995. - 304 с.
18. Кузьмінський А. І. Педагогіка: Підручник / А. І. Кузьмінський, В. Л. Омеляненко - К.: Знання, 2007. - 447с.
19. Максименко С. Д. Общая психология: ученик для студентов высших учебных медицинских заведений; - М.: «Реал-бук», 2004. - 528 с.
20. Мижериков В. А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 352 с.
. Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Орлов, А. С. Агафонова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
22. Педагогічна майстерність: Підручник / І. А. Зязюн, Л. В. Крамущенко, І. Ф. Кривонос, О. Г. Мірошник та інш.; За ред. І. А. Зязюна. - 2-ге вид., допов. і переробл. - К.: Вища шк., 2004. - 422 с.
. Петровський А. В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496 с
24. Радугин А. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов.; - М.: «Центр», 2002. - 256 с.
. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. В. Леонтьева, А. С. Роботова, И. Г. Шапошникова и др.; - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
. Рогов Е. М. Психология общения. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 335 с.
. Семиченко В. А. Психологія спілкування. - К.: «Магістр-S», 1998. - 152 с.
. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие: Питер, 2004. - 316 с.
. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
. Сорокун П. А. Основы психологии: учебное пособие; ПГПУ, 2005. - 312 с.
. Степанов В. Е., Ступницкий В. П. Психология: учебник для вузов. - М.: «Дашков и К», 2004. - 576 с.
. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия; 2-е издание, 2005. - 672 с.
. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.
34. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии: экзаменационный экспресс-справочник. - Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001. - 256 с.
. Тертель А. Л. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие, - М. - 2005. - 176 с.
. Тугушева Р. Х. Общая психология: учебник для вузов.; 2006. - 560 с.
37. Школьные технологии // Н. В. Крутова Невербальное общение учителя. - 2002. - № 6 - с. 197
. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен: учебное пособие; - М., 2008. - 272 с.
. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., - 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕЗАУРУС
Иддитивность - характеристика отношений между целым и его частями [5].
Идентификация - процесс отождествления одного человека (субъекта) с другим (объектом). Идентификация осуществляется на основе эмоциональной привязанности к другому лицу [5].
Интеракционизм - одно из ведущих направлений в современной социальной психологии ряда западных стран. Воздействие людей друг на друга в обществе, которое понимается как система непосредственных коммуникаций [5].
Коммуникация - процесс обмена информацией в системе [5].
Конфликтогены - слова, действия, которые могут приводить к конфликту помимо желания человека [12].
Панибратство - непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного обращения, со старшим или вышестоящим по должности [5].
Педагогическая задача - это выявление в начально-воспитательном процессе споров, которые учитывает учитель, стимулируя развитие личности; это педагогическая цель, установленная по определённым условиям [5].
Педагогическая ситуация - это фрагмент педагогической деятельности, который содержит споры между достигнутым и желаемым уровнями воспитанности учеников и коллектива [5].
Педагогическое общение - это профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, как в урочное, так и во внеурочное время [5].
Полиинформативность - многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.) [5].
Психолингвиистика - дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг. Сам термин психолингвистика впервые был употреблен в 1946 году Николаем Пронко [5].
Репрезентативность - субъектная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте [5].
Рефлексия - способность человека осознавать себя и других в этом мире [12].
Реципиент - субъект, воспринимающий и реагирующий на адресованное ему сообщение [5].
Риторика - научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста [5].
Социолингвистика - отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей [5].
Фасилитатор - человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Задача фасилитатора следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению [5].
Фатическая функция - функция, связанная с установлением контактов [5].
Эвристика - раздел психологии, изучающий природу мыслительных операций человека при решении им различных задач [5].
Эмпатия - категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне [12].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дидактическая игра «Общение на уроке» [24; с. 160].
Работая в режиме творческих групп в составе 3- 5 человек, выполните следующие задания, оценив их с позиций культуры общения.
. Используя только невербальные средства педагогического общения, передайте классу следующую информацию:
недовольство поведением и ответами учащихся;
учебный материал по целой теме;
благодарность за хорошо подготовленное мероприятие, отличные ответы на уроке.
. Сделайте замечание ученику по поводу нарушения дисциплины на уроке (10 форм замечания по поводу одного и того же нарушения).
. Обратитесь к ученику с различными по форме требованиями:
требованием - просьбой;
требованием - одобрением;
требованием - советом;
требованием - намёком;
требованием - условием;
требованием - угрозой;
требованием - осуждением;
требованием - выражением недоверия;
требованием в игровом оформлении.
. Вызовите ученика к доске с различной эмоциональной нагрузкой:
спокойно;
жизнерадостно;
равнодушно;
доброжелательно;
недоброжелательно;
с иронией;
раздражённо.