Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании















ПРОБЛЕМА ПОИСКА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Тигров В.П.

Новым компонентом отечественного профессионального и общего образования в России, как в большинстве стран мира, является технологическое образование, которому предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание.

Содержательная и процессуальная стороны технологического образования в значительной мере совпадают с реализацией технологической подготовки, суть которой развитие творческого потенциала личности школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании целостной технологической картины мира.

Технологическое образование определяется как фактор и средство социализации, как процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимся общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности.

Исходным пунктом личностно-ориентированного подхода к технологическому образованию являются представления о творческом потенциале личности как о цели и факторе образования, при этом именно личность выступает в качестве источника самой культуры и общественного развития (М.Н. Берулава).

Творческий потенциал личности является системообразующим качеством человека как субъекта творческой деятельности и может рассматриваться в качестве базовой категории гуманистической парадигмы современной педагогики в личностно-ориентированном подходе к технологическому образованию.

Одной из сложнейших методологических проблем современной педагогики является выявление и формулировка основных законов и закономерностей педагогической деятельности. Данная проблема в разных аспектах в последние годы исследовалась и обсуждалась в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, А.В. Хуторского.

В этом контексте интерес представляет позиция В.Е. Кемерова, считающего что в XX веке, в постиндустриальную эпоху, стало формироваться представаление об общественных законах как о законахтенденциях, как линиях социальной эволюции, выражающих эффект сочетания различных человеческих деятельностей, условий их реализации... [3, с. 147].

В педагогике важно и необходимо, с одной стороны, не столько противопоставлять, сколько подчеркивать общность категорий закон и закономерность. С другой стороны, следует иметь в виду, что закон и закономерность отражают педагогическое явление на разных уровнях обобщения (закон на максимально конкретном, а закономерность на более абстрактном уровне) и часто вскрывают лишь общуютенденцию функционирования и саморазвития педагогической системы [4, с.172].

Данные позиции позволяют учитывать специфику закономерностей развития творческого потенциала личности учащихся в технологическом образовании как в педагогическом процессе, обусловленную статистическим и динамическим характером данных закономерностей.

Разработка концепции развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании предполагала определение базовых закономерностей и принципов исследуемого процесса.

В процессе формулировки педагогической закономерности необходимо вскрыть существенные, объективные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявляются, и границы распространения закона; выразить, сформулировать педагогический закон через взаимоотношение педагогических категорий в словесной или аналитической форме [4].

Категория развитие творческого потенциала учащегося в технологическом образовании рассматривается в исследовании, с одной стороны, как системообразующий процесс и цель технологического образования, с другой как личностный результат.

Развитие представляет собой не простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей. Процесс развития носит поступательный характер (пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне); характеризуется необратимостью (не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития); представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся его внутренней движущей силой (именно разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития, при взаимозависимости и неразрывной связи всех сторон развивающегося явления [5, с.15 ].

Базируясь на понимании конкретно-исторической обусловленности и социальноэкономической детерминированности развития личности, выявляем первую закономерность: развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании взаимосвязано с развитием общества, с развитием научно-технического прогресса и технологий.

Самореализация, осуществление человека как личности заключается в развертывании оптимального процесса воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа. Растущий человек становится личностью в той мере, в какой у него формируются социальные качества, определяющие его как общественное существо, члена конкретного общества, сознательного, общественно-ответственного субъекта.

Процесс развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании есть, с одной стороны, направление социализации личности, с другой направление ее индивидуализации.

В процессе социализации именно среда, в которой находится растущий человек, служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более значимо, так как то, что должно получиться в результате, уже дано в среде с самого начала в этом состоит величайшая особенность детского развития (Л.С. Выготский).

В нашем исследовании создаваемая творческая среда в технологическом образовании является развивающей творческий потенциал учащегося. Особое значение здесь отводится взаимодействию учителя и учащихся. Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях (А.Н. Леонтьев).

Развитие творческого потенциала личности учащегося связано с развитием его творческих и социальных качеств и имеет две стороны: объективную и субъективную. Так, в условиях научно-технического прогресса, когда требуются радикальные изменения в сфере труда, развитие творческости личности становится объективной необходимостью. Поэтому в контексте современной социально-экономической ситуации в российском обществе важно установить закономерности развития творческого потенциала личности, обеспечивающие усвоение растущими людьми социальных норм и ценностей, присвоение общественного опыта, формирование социально ответственной позиции и дающие импульсы к творческому самосовершенствованию.

Опираясь на концепцию социализациииндивидуализации (Д.И. Фельдштейн), мы выявили, что общая закономерность развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании может быть сформулирована следующим образом: организация творческой деятельности учащегося в процессе технологического образования в условиях специально созданной творческой среды позитивно влияет на развитие его творческого потенциала как ресурса социализации и индивидуализации личности.

Поиск такого построения системы технологического образования, которая обусловливает целенаправленное развитие творческого потенциала учащегося, взаимосвязан с формированием у него мотива творческой деятельности. Это требует изучения многоплановой деятельности учащегося в технологическом образовании, выделения видов творческой деятельности, ее структуры, специфики потребностей, мотивов, этапов развития.

Соответственно творческая деятельность, обеспечивающая развитие творческого потенциала личности, включает следующие компоненты: мотивацию, цели, условия осуществления.

Активная позиция педагога в технологическом образовании заключается в формировании мотивов творческой деятельности, их целенаправленной перестройке.

Развитие творческого потенциала личности в технологическом образовании предполагает организацию процессов формирования технологической компетентности, творческой активности и поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся как определяющих направлений технологического образования.

В качестве взаимосвязанных сфер деятельности учащегося в технологическом образовании выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и социальная деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.

В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне включается в систему этих отношений, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности.

Психологическое обоснование активности личности дает С.Л. Рубинштейн, определяя личность как форму диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек [7, с. 241].

Л.И. Божович указывала, что потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на ее удовлетворение, именно потребность внутренний стимул поведения и деятельности человека. Особенно интересно для нас в ее подходе вопрос о путях развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе ее взаимоотношений с окружающими [6, с. 464].

Источник активности находится в самом человеке, напрямую связан с интересом (интерес как отправной момент для формирования педагогики активности), но ядро содержания понятия активности еще должно быть конкретизировано на материале различных педагогических практик, считает П.Г. Щедровицкий [8, с. 154].

В педагогической литературе понятие активность имеет два основных значения: это состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или деятельности, и свойство личности, формирование которого входит в цели воспитания.Несмотря на многообразие аспектов активности, все исследователи сходятся во мнении, что высшим показателем активности личности, под которой понимают способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к окружающей среде, но и целенаправленно изменяя ее, является творческая активность.

При рассмотрении такого специфического вида деятельности, каким является творчество, специалисты обращаются к понятию творческая активность. Этим качеством, как правило, наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью.

В определении творческой активности исследователи (А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев и другие) подчеркивают ее направленность на преобразование действительности. Как нам представляется, если исходить из такого определения активности, то можно сделать вывод о том, что творческая активность есть динамическое условие становления, реализации и видоизменения творческой деятельности. Это говорит о том, что в технологическом образовании необходимо создать спектр возможностей для реализации творческой активности учащихся.

К одной из важнейших закономерностей развития творческого потенциала личности учащегося относится влияние на данный процесс расширения сфер творческой деятельности, совокупности различных ее видов, в которые включен ребенок в технологическом образовании.

Нами выделены этапы развития творческой активности в зависимости от возрастных особенностей детей, их можно представить в виде вектора развития: любознательность, познавательная активность (младший школьный возраст) стремление к творчеству, поисковый уровень (младший подростковый возраст) индивидуальное совершенствование (старший подростковый возраст).

Вопрос организации эффективного технологического образования, которое было бы направлено на развитие творческого потенциала, связан со стимулированием творческой активности и созданием творческой среды. В данной среде обучение и воспитание неразрывны, в ней есть возможности совместно с педагогами и самостоятельно формировать технологическую компетентность, личностный опыт не только в учебной, но и в других видах деятельности. Актуализируя имеющуюся компетентность, учащийся становится и субъектом обучения, и субъектом творческой деятельности, при этом система взаимоотношений ученик учитель должна быть диалоговой, сотруднической.

Чем в большей степени развернуты субъект-субъектные отношения педагога и учащегося в предметно-практической деятельности в технологическом образовании и чем более выражено проявление творческой активности личности, тем актуальнее становится необходимость их реализации в творческой деятельности, а следовательно интенсифицируется процесс развития творческого потенциала личности в технологическом образовании.

Организуя творческую деятельность учащегося в технологическом образовании, необходимо обеспечивать реальную оценку продукта деятельности с позиции ценности для других, для общества, фиксируя новую социальную позицию личности, способной производить социально ценный результат.

Познание особенностей развития и характера эстафетной связи определенной сферы деятельности позволяет оптимизировать поиск путей формирования мотивационно-потребностной сферы личности, развития ее творческой активности как центральной линии проектирования образования на современном этапе развития нашего общества.

нацеленность технологического образования на развитие творческого потенциала личности, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие развития личности;

оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, позволяющих формировать творческую мотивацию и стимулирующих творческую активность.

В ходе исследования учитывалось, что границы распространения разработанных закономерностей связаны с технологическим образованием, прежде всего как с объектом изучения дидактики. Это дало основание, опираясь на общие законы обучения, выделенные А.В.Хуторским [9], определить частные закономерности развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании: социальной и личностной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения в образовательной области Технология; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания, развития, личностного и профессионального самоопределения; взаимообусловленности результатов обучения и характера образовательной деятельности учащихся.

Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Выбор учеником целей обучения, открытое содержание образования, личностно-ориентированные технологии обучения (прежде всего проектная), возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения эти условия повышают творческую самореализацию учащегося.

Любая деятельность в образовательной области Технология, направленная на обучение определенным знаниям, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества, с его будущим личностным и профессиональным самоопределением. Результативность обозначенной в законе взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальной цели по развитию творческого потенциала личности учащегося, а также ее мониторинга, включая диагностику и оценку их достижения, педагогическое сопровождение творческой деятельности, поддержку творческих инициатив учащегося.

Результат технологического образования выражается в творческих продуктах ученика. От того, насколько активна, личностно-ориентирована и продуктивна организуемая деятельность ученика, зависит и ее результативность. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения.

Данные закономерности обучения обнаруживаются эмпирическим путем как результат рефлексивного анализа связей между процессом образования и общественными процессами (внешние закономерности), а также между различными компонентами самого образовательного процесса (внутренние закономерности). Кроме общих закономерностей обучения, свойственных любому образовательному процессу, или его конкретным воплощениям в той или иной дидактической системе, существуют частные закономерности, которые классифицированы с учетом трех компонентов технологического образования: аксиологического (закономерности цели-ценности); содержательного (закономерности содержания технологического образования); технологического (закономерности технологий, включая формы и методы, средства, система контроля и оценки результатов обучения).

Характерным объектом связей в указываемых закономерностях является процесс развития творческого потенциала личности учащегося. Назовем закономерности целей и содержания технологического образования и технологий, применяемых в технологическом образовании.

Закономерности целей технологического образования:

эффективность образовательного процесса определяется сбалансированностью целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, национально-региональных, местных, школьных, учительских, ученических, родительских и личностных;

творческость учащегося возрастает, если он осознанно участвует в определении целей деятельности, выборе проектов, в создании личностного компонента содержания образования;

цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными творческими достижениями учащегося в динамике их развития.

Закономерности содержания технологического образования:

эффективность технологического образования зависит от наличия индивидуальной программы творческого развития учащегося;

содержание технологического образования усиливает возможность индивидуальной образовательной траектории учащегося при создании творческой среды обра-зовательного учреждения, включающей творческий потенциал социума;

включение в учебный процесс метапредметного содержания образовательной области Технология выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно-значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания технологического образования;

образовательные результаты учащегося зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемого им творческого продукта.

Закономерности технологий, применяемых в технологическом образовании:

эффективность образования зависит от соответствия видов и способов организуемой творческой деятельности возрастным и другим индивидуальным особенностям учеников;

увеличение в учебном процессе доли открытых личностноориентированных заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся;

уровень образовательной продукции учеников определяется их индивидуальными способностями и степенью освоения ими технологией образовательной деятельности;

диагностика развития творческого потенциала личности ученика оказывает эффективное влияние на качество технологического образования.

Каждая из названных закономерностей или их совокупность имеют границы применимости, определяемые экспериментально в конкретных средовых условиях технологического образования.

творческий потенциал технологическое образование

Литература

1.Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. Чебоксары, 2001.

2.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

3.Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М., 2003.

4.Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

5.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.,1995.

6.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1972. № 2, 4.

7.Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Проблемы общей психологии. М.,1973. Вып. 2.

8.Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования М.,1993.

9.Хуторский А.В. Современная дидактика: Учебное пособие для вузов. СПб.,2001.

Похожие работы на - Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!