Своеобразие римской культуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    873,65 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Своеобразие римской культуры

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Древняя Греция

1.1 Культура Древней Греции

1.2 Основные этапы развития эллинской художественной культуры

Выводы по главе 1

Глава 2. Древний Рим

2.1 Пластические искусства и архитектура

Выводы по главе 2

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории "вечного Рима" - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы - владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э. - V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья (рис.1). "Все дороги ведут в Рим" - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

Как мы видим, Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян.

Глава 1. Древняя Греция


1.1 Культура Древней Греции


Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман, "быстро облетающая роза", по мнению Гегеля, "символ благополучного существования", как полагали И. Тэн и Э. Ренан, или сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации, как утверждал А. Боннар. "Детством человечества", порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим. Рассмотрим характерные особенности античной культуры.

Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства.И. И. Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам "подражать природе как можно лучше под страхом наказания". Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве - красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она - характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония - единство в многообразии, "внутренняя природа вещей". Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культура - это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно "движение и положение", если она выражается в "пропорции и связи вещей", то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда - наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до н.э.), автор труда "Канон". Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде всего в его собственных статуях атлетов "Дорифора" ("Копьеносец") и "Диадумена" ("Юноша с победной повязкой").

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты - с человеческим телом. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения:

"Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно все это поняв, человек, веселись беззаботно. И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе" (Греческая эпиграмма. М., 1960. С.276).

Античный грек высоко ценил эти рекомендации. Он был способен на героические самопожертвования, но умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир. Антигона, одна из самым популярных в античной Греции мифических героинь, главное действующее лицо трагедии Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех днях счастья, которые подарила бы ей жизнь.

Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником.

Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия - "скульптурны и осязательны". Пластично все греческое искусство - архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.

Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные - поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива.

В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае "внимать Логосу" означало "быть убедимым". Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. Философия - любовь к мудрости - формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства - "техне", но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.

1.2 Основные этапы развития эллинской художественной культуры


В античной Греции процветали различные виды искусства: архитекторы создавали величественные храмы, художники поражали пропорциональностью и красотой рисунков на греческих вазах. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии. Они также бессмертны, как теоремы Пифагора и физические расчеты Архимеда.

История античного искусства включает в себя несколько этапов. В крито-микенский или эгейский период (III-II тысячелетие до н.э.) достигает расцвета искусство мастеров Крита, растет творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От XI до VIII века до н.э. продолжается период, называемый условно "гомеровским". Он характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля. Архаическая эпоха, приходящаяся на VII-VI века до н.э., была временем возникновения самостоятельных городов-государств на балканском полуострове и бурного развития искусства. Классический период охватывает V и IV века до н.э. Последний период греческого искусства (III-I века до н.э.) - эпоха эллинизма - характеризуется широким распространением культуры эллинизма среди средиземноморских народов. Закат эллинизма связан с развитием искусства античного Рима.

римская античная греческая культура

XII век до н.э. явился переломным в истории народов, живших на берегах Эгейского моря. Ахейские города - Микены, Тиринф, Пилос гибнут от нашествия дорийских племен. Цивилизация греков-ахейцев была разрушена пришельцами, жившими в условиях первобытнообщинного строя, но уже пользующихся железными изделиями. XII век - начало пути развития Греции "гомеровской эпохи", формирование нового типа как культуры в целом, так и художественной культуры в частности. "Гомеровская эпоха" отмечена прежде всего появлением "Илиады" и "Одиссеи" - великих эпических поэм. Изобразительное искусство заменяется художественным ремеслом.

В этот период - период художественного ремесла - особо ценился мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Конечно, здесь главным является не изображение окружающего мира и не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, действие человеческих рук, претворяющих природный материал в новую вещь, не существующую в природе.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. Целью его было всестороннее воспитание личности.

Афины V века поражают размахом монументального строительства. Менее, чем за два десятилетия, были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь, возвышаясь, господствовал над городом, и в период классики он стал дорогим для граждан символом их демократического свободного государства. Замечательные фризы Парфенона, созданы несколькими художниками под руководством великого Фидия. Идеал человеческой личности воплощен Фидием в культовых статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон - автор замечательной, всемирно известной статуи "Дискобол" и автор уже упоминавшегося "Канона" Поликлет. Все они изображали людей такими, какими они должны быть, их герои идеальны.

Выводы по главе 1


Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну черту ее - греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов - покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин - Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем - музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) - венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.

Культура античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная - искусство.

Глава 2. Древний Рим

2.1 Пластические искусства и архитектура


Культура Древнего Рима, в основном представляла собой перемешанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, видели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами. Завоевание Тарента в 272 г. до н.э. оказалось важной вехой не только в политической истории Рима, но и в истории его литературы.

Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник. Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену.

Деревняя архитектура с террактовой орнаментикой полностью царила в Риме в III в. до н.э. и только в следующем столетии начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н.э. Еще не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский" твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных храмах, и надо было украшать постройки гипсовой пластикой.

Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.

В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, стал начиная со II в. до н.э. реалистический портрет. В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н.э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря.

Cуть римской идеологии и значит, вообще культуры по мнению Теодора Моммзена, получившего за труд "История Рима" нобелевскую премию явила философия стоицизма и его основатели Сенека-отец и Сенека-сын. Сенека Луций был влиятельнее и богаче самого императора, его афоризмы и философские труды до сих пор цитируются как древняя мудрость и являются примером идеологии, предвещающую идеологию больших мировых держав и мегаполисов нашей современности. В стоицизме соединились все самые яркие черты культуры Рима, от этой философии и начали свое происхождение и своеобразие скульптуры и портрета, литературы и архитектуры. Рим - это поздняя стадия античности, превращение ее в цивилизацию и империализм. Без глубоко обоснованной и тщательно проработанной идеологии стоицизма было бы невозможно элите римской империи разговаривать на одном языке идеологии, политики и морали, иметь общие идеалы и однотипную культуру общения, а, значит, невозможно было бы объединять свои силы, военные, политические и финансовые стремления к завоеванию, и что гораздо труднее, - удержанию огромной империи.

Справка из Википедии.

Лу́ций А́нней Се́не́ка (лат.  <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Lucius Annaeus Sĕnĕca minor)

(4 до н.э.  <https://ru.wikipedia.org/wiki/4_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.>, Кордуба <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)> - 65 <https://ru.wikipedia.org/wiki/65_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, Рим <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC>) - римский философ-стоик <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, поэт и государственный деятель.

Воспитатель Нерона <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD> и один из крупнейших представителей стоицизма.

Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0,_%D0%9B%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9> (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BD,_%D0%AE%D0%BD%D0%B8%D0%B9>. Принадлежал к сословию всадников <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8B>

Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Во время молодости императора Нерона <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD> он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD>.

Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии ("О счастливой жизни": 15,5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует четкий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку сапостолом Павлом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB>. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды. Посидония <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9>, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D1%83%D1%80>, однако его установок не разделял.

Выводы по главе 2


Слово "цивилизация" используется ныне в нескольких значениях: как противоположность дикости и варварству, как современное состояние западного общества, как синоним слова "культура" для обозначения культурно-исторических типов в исторической концепции крупнейшего современного историка Арнольда Тойнби. Для Шпенглера же цивилизация - это завершение, исход культуры, каждая культура заканчивается собственной цивилизацией. Потому-то в "Закате Европы" и западная цивилизация предстает как неизбежная судьба западной культуры, как ее декаданс.

Понять цивилизацию как декаданс данной культуры легче всего на примерах вырождения иных культур. Вот Освальд Шпенглер в "Закате Европы" пишет, что римская цивилизация есть варварство, последовавшее за цветущей эллинской культурой, когда культивируются бездушная философия, чувственные искусства, распаляющие животные страсти, когда право регулирует отношения между людьми и богами, когда люди ценят исключительно материальное, когда жизнь перемещается в "мировой город", когда холодный практический интеллект замещает пылкую и благородную духовность, когда атеизм вытесняет религии, а деньги становятся универсальной ценностью, лишенной живой связи с плодородием земли, талантом и трудолюбием, - и мы убеждаемся, что это, действительно, признаки заката античной культуры.

И еще один парадокс: власть - политическую, экономическую, военную, административно-государственную и правовую - Шпенглер представляет как главный признак империализма на стадий превращения всякой культуры в цивилизацию. Поэтому для, него неоспоримо существование вавилонского, египетского, андийского, китайского, римского империализма. Отсюда, по его мнению, "одновременность" всех империализмов, в какие бы веках и странах они ни господствовали.

"В мировом городе, - пишет Шпенглер, - нет народа, а есть масса. Присущее ей непонимание традиции, борьба с которыми есть борьба против культуры, против знати, церкви, привилегий, династий, преданий в искусстве, границ познаваемого в науке, ее превосходящая крестьянский ум острая и холодная рассудочность, ее натурализм совершенно нового склада, которое в наши дни оживает под личиной борьбы за заработную плату и спортивных состязаний, - все это признаки новой по отношению к окончательно завершенной культуре и к провинции, поздней и лишенной будущего, однако неизбежной формы человеческого существования".

Заключение


Культура и история Рима неразрывна связана для нас с понятиями Цивилизации, Имперских амбиций, мировых грандиозных войн, социальных пособий и раздач хлеба нищему плебсу, профессиональным спортом на многотысячных стадионах и тд. Как правило великие римляне и их образ мыслей и жизни вспоминаются как образец подражания, - это подвигло вождей Италии и Германии возродить самые агрессивные черты Римской империи уже в нацистком облике. Римская культура и обогащает и в то же время отбрасывает мир на низшие ступени кулачного права. Это мы видим на примере США и в наше время. Никогда из памяти людей не сотрется образы великого Цезаря (даже наши русские цари - это цезари Руси), Сенеки, Лукреция Карра. До сих пор стоят великие постройки Рима - Колизей (рис.2) и великие мосты, и служат людям. Величие Римской культуры позволяет нам иметь пример развития и упадка общества и полагать что эти процессы запрограммированы и не случайны. Прав Освальд Шпенглер, говоря, что Культуры смертны, а, следовательно, и живы. Жизнь культуры Рима прошла все стадии до последней стадии Империализма и декаданса. И поэтому изучение этой культуры, чрезвычайно близкой к нам не по времени, а по стадии формирования - крайне важна и интересна. Как и во времена Республики мы видим сейчас засилье мировых центров - великих городов мира, власть олигархов, управляющих миром ради своей наживы, массовые зрелища для толпы, профессиональные гладиаторы как и тогда заливают кровью ринг. Как и раньше лидеры стран публикуют свои письма (ранее строго засекреченные) - как публиковал свои "Письма о галльской войне" Юлий Цезарь. Империализм сначала завоевывает народы деньгами и экономическими отношениями, а потом в их гавани приходят сотни кораблей с военными флагами и морской пехотой.

Ничего не меняется? Мы еще не знаем. Но знаем наверняка, что историческая модель Римской культуры жива и по сей день. В этом и заключается ее ценность для исторического изучения.

Библиографический список


1.       Моммзен, Т. История Рима - М.: Вече, 2010. - 384 с.

2.       Шпенглер, О. Закат Европы - М.: Эксмо, 2009. - 800 с.

Электронные источники

1.       Википедия - свободная энциклопедия - URL.: https: // ru. wikipedia.org <https://ru.wikipedia.org> (дата обращения 22.11.2013)

.        Учебные материалы - URL.: #"699654.files/image001.gif">

Рис. 1 Карта Римской империи на пике ее могущества.

Рис. 2 Колизей или амфитеатр Флавиев

Похожие работы на - Своеобразие римской культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!