Социология как наука об обществе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,79 Мб
  • Опубликовано:
    2013-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология как наука об обществе

Федеральное агентство связи

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики









Контрольная работа

По курсу «Социология»


Выполнил: студент группы ЗТ-01

Баганов А.Г.

Проверил:

Носова И.В.





Новосибирск 2014

Содержание

1. Теоретическая часть

1.1 Социология как наука об обществе

1.2 Общество как система

1.3 Социальные изменения

1.4 Социальные институты

1.5 Социальные организации

1.6 Социальные группы

1.7 Социальная структура

1.8 Социализация личности

1.9 Девиантное поведение

2. Практическое задание

2.1 Описание проблемной ситуации

2.2 Цель исследования

2.3 Задачи исследования

2.4 Объект исследования

2.5 Предмет исследования

2.6 Гипотеза исследования

2.7 Расчет выборочной совокупности. Анкета

2.8 Сводная таблица результатов

2.9 Анализ результатов

Список использованных источников

Приложение А

1. Теоретическая часть

.1 Социология как наука об обществе

социология группа девиантное поведение

Задание 1.1. Назовите основателя социологии и объясните происхождение термина.

Основателем такой дисциплины как социология считают французского философа Огюста Конта, который ввел это понятие примерно в 1830 году. Он считал, что такое направление как социология, в отличие от философии, призвано не только изучать все процессы в обществе, но иметь способность изменить его, оказать помощь обществу, если она нужна. Социолог должен помогать управлять социальными процессами.

Термин «социология» происходит от двух слов латинского и греческого, которые означают общество и наука, слово. Таким образом, «социология» - это наука об обществе.

.2 Общество как система

Задание 2.3. Как называются подсистемы общества, отвечающие за:

а) властные отношения

б) воспроизводство членов общества

в) производство и распределение материальных благ

г) систему ценностей

Выделяют 4 основные социальные подсистемы: экономика, политика, родство и культура.

Экономическая подсистема отвечает за производство и распределение материальных благ.

Политическая подсистема отвечает за властные отношения.

Родственная подсистема ( сфера родства) отвечает за воспроизводство членов общества.

Культурная подсистема отвечает за систему ценностей.

.3 Социальные изменения

Задание 3.7. Приведите свои примеры эволюционных и революционных изменений.

В качестве эволюционных изменений можно привести в пример развал СССР и образования Российской Федерации. Это сознательные социальные реформы, к которым общество готовилось, а после них обрело новый статус. Также эволюционным изменением можно считать инновационный процесс по постепенному (но достаточно быстрому) повсеместному внедрению компьютерных и Интернет технологий, которые по привели с собой необратимые изменения в жизни общества: невозможно сейчас обойтись без сотового телефона, без Интернета, если есть компьютер и т.д. добывать информацию сейчас проще, чем 20 лет назад. Все есть в электронном варианте.

В качестве революционных изменений можно привести в пример революции в Англии в 17 веке в моменты перехода Англии от абсолютной монархии к конституционной. Революционные процессы очень сложны, тх запросто можно перепутать с эволюционными.

.4 Социальные институты

Задание 4.2. Заполните таблицу:

Виды институтов

Пример

1

Распределительные

Собственность, обмен, банки, деньги, хозяйственные объединения

2

Контролирующие

Государство, партии, профсоюзы

3

Коммуникативные

СМИ

4

Репродуктивные

Семья, брак, институт материнства и детства

5

Образовательные и воспитательные учреждения, досуговые организации

6

Нормативно-ориентирующие

Благотворительные сообщества, студстройотряды

7

Нормативно-санкционирующие

Органы внутренних дел, комитеты, министерства


.5 Социальные организации

Задание 5.5. Какой тип власти в Вашей организации? Обоснуйте ответ.

В МДОУ «Детский сад № 251» выделяются два типа власти: вознаграждающая и принудительная. За хорошую работу сотрудников, бесконфликтность, высокую посещаемость групп расчетная группа детсада во главе с заведующим распределяют стимулирующий фонд среди сотрудников в соответствии с занимаемой должностью. В случае возникновения любых проблем с родителями или детьми в течение отчетного периода - стимулирующие выплаты обнуляются. В случае всеобщего отказа выполнять дополнительную работу, заведующий издает приказ, в котором описана очередность исполнения приказа сотрудниками, затем все отказавшиеся сверх нормы выполнять работы лишаются стимулирующих выплат за данный период, то есть ни желание сотрудников, ни авторитет заведующего не играют особой роли в рабочем процессе. Таким образом, действия власти в детсаде происходят при помощи вознаграждения и наказания.

1.6 Социальные группы

Задание 6.8. Заполните схему:


1.7 Социальная структура

Задание 7.4. Заполните схему:

1.8 Социализация личности

Задание 8.3. Заполните таблицу:

Теория социализации, ее основатель

Основная идея

Стадии социализации

Теория «Зеркального Я», Чарльз Кули

Индивид формирует представление о самом себе на основании впечатлений, которые он оказывает на других людей

1) возникновение представления о себе на основании мнения родителей; 2) возникновение в сознании проекции; 3) формирование самооценки личности.

Сценарная теория Э. Берна

Все люди делятся на «победителей» и «неудачников»

1) программирование родителями; 2) судьба родителей.

Теория доминирующего типа деятельности, Д. Мид

Социализация, выраженная в усвоении законов и норм общества

1) имитация; 2) игровая стадия; 3) коллективные игры.

Когнитивная теория Ж. Пиаже

На каждой стадии когнитивного развития у человека формируются новые навыки

1) сенсомоторная стадия; 2) операциональная стадия; 3) стадия конкретных операций; 4) стадия формальных операций.

Теория нравственного развития детей, Л. Колберг

Формирование и воспитание личности зависит от нравственного воспитания

1) дети не усвоили понятия «хорошо-плохо», пытаются избегать наказания; 2) стараются уже заслужить поощрение; 3) стремятся завоевать одобрение других; 4) формируется нравственное сознание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем, для некоторых - это конечная стадия; 5) формируются собственные суждения о «хорошем-плохом»; 6) формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы

Психоаналитическая теория, З. фрейд

Биологические побуждения человека противоречат нормам культуры, человек всегда находится в конфликте с обществом

1) Ид (оно) - хочу; 2) ЭГО - могу; 3) Суперэго - должен.

Теория «обмена ценностями», Д. Хоуманс

Человек стремится уравновесить вознаграждения и затраты

1) больше вознаграждение -больше повторений; 2) вознаграждение зависит от условий - человеком создаются специально такие условия; 3) чем больше вознаграждение - тем больше приложенных усилий; 4) чем выше насыщение - тем меньше усилий.

Теория этнометодологии, Г. Гарфункель, О. Г. Брим-младший

Во всех обществах существуют определенные правила, принимаемые на веру

1) с детства ребенок усваивает определенные манеры поведения в социальной группе; 2) усвоение определенных правил происходит непрерывно на протяжении всей жизни.

Теория развития личности на протяжении всей жизни, Э. Эриксон

Развитие человека происходит на протяжении всей жизни и проходит 8 стадий

1) доверие - недоверие; 2) автономия; 3) инициатива; 4) трудолюбие; 5) идентификация; 6) интимность; 7) творческая активность; 8) умиротворение.

Теория изменения личности, Р. Гоулд

Социализация взрослых не является продолжением социализации детей

1) постепенное преодоление детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц; 2) формирование более реалистичных убеждений с разумным недоверием к авторитетам.


Какие теории можно объединить в одну группу? По какому принципу?

Можно объединить теории Ч. Кули и Э. Берна по принципу влияния родителей на личность. Теории Д. Мида и Ж. Пиаже по принципу развития социальных стадий и формирования новых навыков, начиная с детского возраста. Теории Л. Колберга и З. Фрейда по принципу нравственного воспитания личности. Теории Д. Хоуманса, Г. Гарфункеля, Э. Эриксона и Р. Гоулда по принципы социализации человека на протяжении всей жизни.

.9 Девиантное поведение

Задание 9.5. Соедините стрелками названия типа девиации и наиболее подходящую данному типу ситуацию.

•Тотальный конформизм •Инновация •Ритуализм •Ретреатизм •Бунт

•Взлом хакером системы банковской защиты; •Погромы «белых» кварталов «цветными» в Лос-Анджелесе в 1994 году; •Примерное поведение мальчика в школе; •Обходить улицу, которую перебежала черная кошка, за квартал; •Движение «толкиенистов» в молодежной среде.


Тотальный конформизм - Примерное поведение мальчика в школе.

Инновация - Взлом хакером системы банковской защиты.

Ритуализм - Обходить улицу, которую перебежала черная кошка, за квартал.

Ретреатизм - Движение «толкиенистов» в молодежной среде.

Бунт - Погромы «белых» кварталов «цветными» в Лос-Анджелесе в 1994 году.

2. Практическое задание

Вариант 09. Тема исследования «Политика»

.1 Описание проблемной ситуации

В жизни современного общества остро стоят проблемы взаимодействия государства и граждан. Наличие многообразия и многонаправленности политических партий, проводимые ими агитационные мероприятия размывают целостное восприятие человеком понятие «политика». В понимании многих людей политика - это не стратегия развития страны под руководством определенных доверенных лиц, а межпартийная и междепутатская конкуренция, в которой люди становятся «пешками». Такое недоверие общества политическим органам несет за собой хаос во всем государстве, во всех его структурах, как в басне И.И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Развитие страны в целом зависит от того поколения, которое в ней живет в данное время. Человек начинает осознавать и оценивать свои возможности, желания, мнения, чувства в молодом возрасте от 20 до 35 лет. У молодого человека появляется свое видение на происходящие вокруг него события, в том числе и политические, основу которых он автоматически заложит в сознание своих детей. Поэтому, чтобы у общества развилось нормальное отношение к политике и политическим властям, то это надо делать с молодых лет. Когда человек начнет доверять государству, тогда он начнет и помогать своей стране в ее развитии. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. И поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть отношение к политике государства среди молодежи, так как молодежь является основой нашего общества.

2.2 Цель исследования

Цель исследования - выявить направленность отношения к политике среди молодежи.

.3 Задачи исследования


.4 Объект исследования

Молодежь в возрасте от 20 до 35 лет.

.5 Предмет исследования

Направленность отношения к политике.

.6 Гипотеза исследования

Мы считаем, что направленность отношения к политике среди молодежи носит негативный характер, который проявляется в недоверии к властям и их действиям, в пассивности молодежи на выборах, в незнании основных политических лидеров (незаинтересованность в запоминании) и др. По нашему мнению, последствия, которые несет негативность к политике, оказывают тормозящий эффект в развитии страны в целом.

.7 Расчет выборочной совокупности. Анкета

В нашем исследовании генеральной совокупностью являются все молодые люд в возрасте от 20 до 35 лет. Выборочная совокупность равна 20 человек: 10 молодых людей и 10 девушек. Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных. Своим исследованием мы хотим обратить внимание на данную проблему.

АНКЕТА

Укажите свой возраст:_________ лет.

Укажите свой пол: _______________.

Вы ходите на выборы?

А) да, конечно;

Б) по обстоятельствам;

В) только на выборы президента;

Г) раньше ходил, теперь нет;

Д) нет, не хожу;

Е) свой вариант ______________________________________________.

. Если да, то с какой целью?

А) помочь государству в правильном выборе депутата, вдруг у него получится осуществить то, что он всем обещал;

Б) чтобы исполнить свой гражданский долг;

В) для того, чтобы отметить «Против всех», чтобы подчеркнуть свое недовольство;

Г) чтобы воспользоваться буфетом;

Д) свой вариант _____________________________________________.

. Когда идет предвыборная кампания, Вы верите тому, что говорят и обещают кандидаты?

А) конечно, верю;

Б) некоторые вызывают доверие;

В) все это только ради получения голоса на выборах;

Г) я не интересуюсь этим.

. Как Вы считаете, законы, принятые действующим правительством, ведут страну:

А) к развитию;

Б) к застою;

В) к разрушению;

Г) не знаю.

. Как Вы считаете, если коммунисты придут к власти, у них есть шанс вывести страну на новый уровень?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

. Как Вы считаете, Вы можете влиять на политическую ситуацию в стране?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

. Если да, то каким образом?

А) ходить на выборы, митинги;

Б) жаловаться по ненадлежащему исполнению законов вышестоящим органам;

В) изучать законодательную информацию и предлагать свои варианты;

Г) вступить в какую-либо партию и активно в ней участвовать;

Д) свое мнение ______________________________________.

. Если нет, то почему?

А) один голос ничего не решит;

Б) там давно все решено за нас;

В) у меня много других проблем;

Г) я не разбираюсь в политике, пусть этим занимаются другие;

Д) свой вариант _______________________________________.

2.8 Сводная таблица результатов

Вопрос№

Вариант ответа

Кол-во ответов

Процентное соотношение

Общее процентное соотношение



Муж.

Жен.

Муж.

Жен.


3

А

1

2

10%

20%


Б

2

3

20%

30%

25%


В

1

0

10%

0%

5%


Г

6

5

60%

50%

55%


Д

0

0

0%

0%

0%


Е

0

0

0%

0%

0%

4

А

2

9

20%

90%

55%


Б

1

1

10%

10%

10%


В

7

0

70%

0%

35%


Г

0

0

0%

0%

0%


Д

0

0

0%

0%

0%

5

А

0

0

0%

0%

0%


Б

1

10%

40%

25%


В

9

6

90%

60%

75%


Г

0

0

0%

0%

0%

6

А

0

1

0%

1%

5%


Б

3

3

30%

30%

30%


В

7

5

70%

50%

60%


Г

0

1

0%

10%

5%

7

А

1

1

10%

10%

10%


Б

7

3

70%

30%

50%


В

2

6

20%

60%

40%

8

А

1

3

10%

30%

20%


Б

6

4

60%

50%


В

3

3

30%

30%

30%

9

А

1

1

10%

10%

10%


Б

6

5

60%

50%

55%


В

1

3

10%

30%

20%


Г

2

1

20%

10%

15%


Д

0

0

0%

0%

0%

10

А

3

2

30%

20%

25%


Б

6

8

60%

80%

70%


В

0

0

0%

0%

0%


Г

0

0

0%

0%

0%


Д

1

0

10%

0%

5%

В Приложении А представлены анкеты, заполненные респондентами.


На вопрос: «Вы ходите на выборы?» 55% опрошенных ответили, что раньше ходили, а сейчас нет. Это объясняется тем, что в более молодом возрасте респонденты считали, что ходить на выборы надо обязательно и не зависимо от желания или возможностей. Не было раньше столь большого числа кандидатов и столь обширной агитационной программы от каждого из них. 25% опрошенных ходят на выборы только по обстоятельствам, то есть если есть свободное от работы время. Ведь у большинства молодых людей рабочий график не по 8 часов в день, а больше. Таким образом, поход на выборы не считается обязательным среди молодежи.

На вопрос: «С какой целью Вы ходите на выборы?» более четкую картину представляет не общий процент всех ответов, а ответы, ранжированные по полу. 90% девушек ходят на выборы, чтобы помочь государству правильно принять решение в выборе кандидата, что говорит о том, что девушки верят в то, что у кандидатов может получиться то, что они обещают гражданам. В то же время 70% парней ответили, что ходят на выборы только для того, чтобы отметить «Против всех», чтобы подчеркнуть свое недоверие политическим властям. Таким образом, женщины склонны к тому, чтобы доверять депутатам и партиям, мужчины же не столь мягки, их направленность к политике и выборам негативная.

На вопрос: «Когда идет предвыборная кампания, Вы верите тому, что говорят и обещают кандидаты?» только 25% опрошенных указывают, что некоторые кандидаты вызывают доверие. А 75% респондентов категорически заявляют, что вся предвыборная кампания и все обещания кандидатов нужны только для того, чтобы привлечь дополнительный голос к своей персоне на выборах. Таким образом, молодежь склонна не доверять политикам и не верит в их обещания.

На вопрос: «Как Вы считаете, законы, принятые действующим правительством, ведут страну:» только 5% молодежи смотрит в будущее с надеждой и считает, что нынешние законы приведут страну к развитию. 30% респондентов считают, что законы ведут к застою страны, загоняют ее в тупик. А 60% опрошенных утверждают, что страна идет к разрушению. Таким образом, большая часть молодежи считает, что нынешнее правительство только разрушает своими действиями страну.

На вопрос: «Как Вы считаете, если коммунисты придут к власти, у них есть шанс вывести страну на новый уровень?» 50% респондентов ответили отрицательно, а 40% не знают, как ответить на этот вопрос. Таким образом, половина молодежи уверена, что происходящие политические процессы страны необратимы, что старыми методами ничего уже не изменить, а новые вызывают сомнения в своей действенности.

На вопрос: «Как Вы считаете, Вы можете влиять на политическую ситуацию в стране?» 50% опрошенных ответили, что не могут, 30% - не знают. На вопрос «Если да, то как?» 55% выбрали вариант жаловаться вышестоящим органам о ненадлежащем исполнении законов, 20% предпочли изучать законодательную информацию и предлагать свои варианты. 10% предпочли ходить на выборы и митинги, а 15% считают, что нужно вступать в какую-либо партию и принимать в ней активное участие.

Ответить на этот вопрос нужно было обязательно, не зависимо от ответа на вопрос № 8. При ответе, респонденты задумывались и анализировали варианты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что половина опрошенных считают, что не могут влиять на политическую ситуацию страны не потому, что не верят в себя и свое государство, а потому, что не знают, какими способами это можно делать.

На вопрос: «Почему Вы не можете влиять на политическую ситуацию в стране?» 70% респондентов уверены, что «там» давно уже все решено, и 25% утверждают, что один голос ничего не решит. Таким образом, по мнению молодежи, для того, чтобы в стране что-то решалось - нужна массовость, государство не пойдет против интересов большего числа общества. Но в то же время, они не ходят на выборы, не принимают активного участия в политической жизни страны, потому что считают, что коррупция сфере развития широка, не зависимо от мнения общества политические деятели давно все решили или подкупили.

Таким образом, проведенное исследование показало, что молодежь негативно настроена на действия политической власти, не доверяют ее честности, благонамеренности и возможностям. Считая, что в политике все давно решено, молодежь опустила руки и не пытается отстоять свои точки зрения и интересы, направленные на развитие государства и общества.

В заключении, хотелось отметить: проведенное нами исследование по выявлению направленности отношения молодежи к политике показало, что молодежь испытывает негатив по отношению политике. Наша гипотеза о том, что направленность отношения к политике среди молодежи носит негативный характер, который проявляется в недоверии к властям и их действиям, в пассивности молодежи на выборах, в незнании основных политических лидеров (незаинтересованность в запоминании) оказалась верной.

В молодом поколении современного общества нет веры в силы и возможности государства, поэтому они не проявляют активности на выборах, митингах и т.д. Необходимо дать понять человеку, что даже он один может внести свой вклад в развитие страны, надо донести до граждан их права и обязанности. Они должны знать, что не только органы власти следят за порядком в стране, но и общество должно следить за порядком в деятельности органов власти. Люди боятся на кого-то пожаловаться, «сунуть нос не в свои дела», потому что третьи лица сделают так, что именно этот человек окажется виновным. Вот и получается палка о двух концах: с одной стороны - правительственные органы, которые делают что-то неправильно - с другой, общество, которое видит эту неправильность и несправедливость, но боится сообщить об этом.

Таким образом, между политикой государства и обществом существуют большие проблемы, которые необходимо решать обоюдно.

Список использованных источников

Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки.- 1984. - № 1. - С. 134-136.

Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. - СПб., 1993. - С. 31-131.

Кунцман АЛ. Социализация личности. - М, 1995. - 58 с.

Пригожин А.И. Современная социология организаций: Учебник. - М.: Интерпракс. 1995. - С. 43-46.

Радугин А.Л., Радугин К.А. Социология; Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - С. 4-13.

Сорокин П. Социальная стратификация и социальная мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 61-63.

Социология. Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) / Под ред. Г.В.Осипова, П.М.Москвичева. - М: Аспект пресс, 1996. - С. 116-117.

Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н.Москвичёва, - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 316-318.


Приложение А

 

Похожие работы на - Социология как наука об обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!