Агрегатный метод ремонта автомобилей
Введение
Организация технического обслуживания и текущего ремонта
машин должна базироваться на Положении «О техническом обслуживании и ремонте
оборудования» и Временном руководстве по организации технического обслуживания
и текущего ремонта агрегатных машин. Основной задачей ремонтно-профилактических
служб является достижение максимальной технической готовности парка при
минимальных трудовых и денежных затратах.
Сущность агрегатного ремонта состоит в том, что вместо
ремонта полнокомплектных машин и ремонта узлов и агрегатов в процессе
проведения текущего ремонта заменяют отдельные неисправные агрегаты, узлы и
детали новыми или отремонтированными из неснижаемого оборотного фонда. Снятые
агрегаты, узлы и детали ремонтируют и возвращают в оборотный фонд. Капитальный
ремонт агрегатов, узлов и деталей производится на ремонтных заводах, а текущий
- В РММ. Агрегатный метод ремонта позволяет специализировать ремонтные
предприятия на отдельных агрегатах, увеличивая серийность производства, что
приводит к значительному снижению трудоемкости и стоимость работ.
При агрегатном методе ремонта техническое обслуживание
проводится в полном объеме по номенклатуре и периодичности, что позволяет
сохранить работоспособность машин при минимальных затратах. текущем ремонтах.
Сокращаются затраты на ремонт за счет увеличения межремонтного срока агрегатов
(агрегаты направляются в ремонт только после выработки ресурса) и концентрации
ремонтных единиц. При агрегатном методе ремонта исключается простой в
капитальном ремонте (по нормам 18-28 дней плюс время транспортировки). Агрегаты
заменяют при техническом уходе и текущем ремонте. Простои в текущем ремонте
снижаются при этом агрегатном методе в 2 раза.
1. Расчетно-технологический
раздел
1.1 Расчет сменной производительности
где:
Псм - сменная производительность (тонны)
Тсм - продолжительность рабочей смены (480 мин)
Тпз - подготовительно-заключительное время (15-20
мин)
q - грузоподъемность а/п (по заданию - 18 тонн)
Ксм - коэффициент использования смены (0,75-0,90)
Lе - длина ветки (по заданию - 55 км)
tе - время пробега одного километра в обоих
направлениях (4,8-6 мин)
Lо - нулевой пробег (3-8 км.)
tо - время пробега одного км. в обоих направлениях
при нулевом пробеге (1-5 мин)
Тn - время погрузки (1-15
мин)
Тр - время погрузки (1-15 мин)
.2 Расчет среднесуточного пробега
где:
Lcc - средне суточный пробег а/п;
n - количество смен - 2;
Lе - длина
ветки с грузом - 55 км;
Lепор - длина ветки порожнее равное Lе - 55 км
К - число ездок
Lо -
нулевой пробег (3-8 км)
где:
К - число поездок.
Псм - сменная производительность
q - грузоподъемность а/п (по заданию - 18 тонн)
1.3 Расчет общего пробега парка автомобилей
где:
L общ - общий пробег
Qгод - годовая программа (по заданию -300 тыс. тонн)
q - грузоподъемность а/п
Lе - длина ветки - 55 км;
Ко - коэффициент учитывающий нулевой пробег
(1,05-1,10)
1.4. Корректирование межремонтных пробегов для ТО
и КР автопоезда МАЗ-500А и полуприцепа Маз-5245
Корректирование межремонтного пробега для КР автомобиля
Lкр =LкрхК1хК2К3хК4=250000х0,8х0,95х0,7х0,84=111720 (км)
где:
Lкр - откорректированный межремонтный пробег автомобиля
Lнкр - нормативный пробег до КР для первой
категории условий эксплуатации
К1 - коэффициент, учитывающий категорию условий
эксплуатации
К2 - коэффициент, учитывающий тип и модификацию
подвижного состава
К3 - коэффициент, учитывающий зону и район эксплуатации
К4 - коэффициент, учитывающий изношенность
подвижного состава.
Его определяют по формуле:
К4=К’4хА+К’’4хВ/А+В=(1х20+0,8х80)/(20+80)=0,84
где:
К,4 - коэффициент, учитывающий возраст
парка до КР [1] стр. 48 К,4 - коэффициент,
учитывающий возраст парка после КР
А - количество а/м до КР (по заданию)
В-количество а/м после КР (по заданию)
Корректирование межремонтного пробега автомобиля для ТО-1
Lто-1=2500х0,8=2000 (км)
где:
LТО-1 - откорректированный межремонтный пробег для
ТО-1
L,то-1 - нормативный пробег до ТО-1
К1 - коэффициент, учитывающий категорию условий
эксплуатации
Корректирование межремонтного пробега для ТО-2
L то-2=12500х0,8=10000 (км)
где:
LТО-2 - откорректированный межремонтный пробег для
ТО-2
L,то-2 - нормативный пробег до ТО-2
К1 - коэффициент, учитывающий категорию условий
эксплуатации
n1=L1/Lcc=2000/145=142=L2/Lcc=10000/145=693=Lkp/Lcc=1117200/145=7701=Lccx
n1=145x14=2030 (км)2=Lccx n2=145x69=10005 (км)kp=Lccx
n3=145x770=111650 (км)
Далее производим корректировку пробегов L2, Lкр по пробегу L1 по формулам
n2=L2/L1=10005/2030=5
n3=Lкр/L1=111650/2030=55
L2=L1x n2=2030x 5=10150 (км)
Lкр=L1x n3=2030x 55=111650 (км)
Расчет для полуприцепов аналогичные данные заносим в таблицу
1.
Таблица 1.
№
|
Наименование
а\м
|
Марка а\м
|
Виды ТО и
ремонтов
|
Периодичность
ТО и ТР
|
Простой в ТО и
ТР на 1000 км.
|
1
|
Автомобиль
|
МАЗ-500А
|
Е.О. ТО-1 ТО-2
С.О. Т.Р. К.Р.
|
Ежедневно LТО-1 2030 LТО-2 10150 2 раза в год по потребности Lкр 111650
|
0,5 0,5 0,5 22 дня
|
2
|
Полуприцеп
|
МАЗ-5245
|
Е.О. ТО-1 ТО-2
С.О. Т.Р. К.Р.
|
Ежедневно 2030
10150 2 раза в год по потребности 64548
|
0,1 0,1 0,1 10 дней
|
1.5 Расчет коэффициента технической готовности
Ктг= =
где:
КТ2 - коэффициент технической готовности парка.
Дэ - число дней эксплуатации подвижного состава за цикл
Др - число дней простоя а/м в ТО и ТР и в ожидании
ремонта.
Дэ= (дн)
где:
Lц - пробег автомобиля за цикл. Lц = Lкр.
Др = ДТО и ТР + Дкр + Дтр =56+22+10=88
(дн)
где:
ДТО и ТР - количество дней в ТО и ТР
Дкр - количество дней нахождения в ремонте на АРЗ
(22 дня)
Дтр - количество дней транспортировки до АРЗ и
обратно (по заданию 10)
Дто и тр=
где:
d - удельная норма простоя в ТО и ТР
где:
d’ - удельная норма простоя для первой категории условий
эксплуатации
К4 - коэффициент, учитывающий степень изношенности
подвижного состава.
Ксм - коэффициент использования времени смены [1]
стр. 46 (0,7-1)
1.6 Расчет коэффициента использования подвижного состава
где:
К4 - коэффициент использования подвижного состава
Дг - количество дней работы парка в году.
Ктг - коэффициент технической готовности.
где:
Дк - календарные дни.
Дпр - праздничные дни.
Дпроч - дни прочих простоев.
1.7 Расчет коэффициента перехода от цикла к году
где:
η - коэффициент перехода от цикла к году.
Дг - число дней работы парка в году
Ктг - коэффициент технической готовности
Дэ - число дней эксплуатации
.8 Расчет количества автомобилей на программу
Расчет количества ходовых автомобилей
Мх - количество ходовых автомобилей.
Q год - годовая программа (по заданию - 300
тыс. тонн)
Дг - число дней работы парка в году
Псм - сменная производительность
n - количество смен (по заданию - 2)
Определяем число списочных автомобилей
где:
Мсп - списочное число автомобилей.
1.9 Расчет количества полуприцепов на программу
где:
Мпр - количество прицепов.
Мсп - число списочных автомобилей.
,2 - коэффициент перекрытия (по данным предприятия)
Расчет для прицепов аналогичны. Данные расчета заносим в
таблицу 2.
Таблица 2.
№
|
Марка п\с
|
Мсп
|
Ктг
|
Ки
|
η
|
Lсс
|
L общ (км)
|
1
|
Маз-500А
|
57
|
0,9
|
0,61
|
0,28
|
145
|
2016667
|
2
|
Маз-5245
|
68
|
0,95
|
0,64
|
0,6
|
145
|
2016667
|
1.10 Расчет производственной программы за цикл
для одного автомобиля
Определяем количество КР для одного автомобиля
де:
Nкр -
количество КР за цикл.
Lц - пробег
автомобиля за цикл.
Lкр -
откорректированный пробег автомобиля [табл. 1]
Lкр = Lц
Определяем количество ТО-2 за цикл одного автомобиля
где:
NТО-2 -
количество ТО-2 за цикл одного автомобиля.
Lц - пробег
автомобиля за цикл
LТО-2 -
откорректированный межремонтный пробег для ТО-2
Nкр -
количество КР за цикл.
Определяем количество ТО-1 за цикл
где:
NТО-1 -
количество ТО-2 за цикл одного автомобиля.
Lц - пробег
автомобиля за цикл
LТО-1 -
откорректированный межремонтный пробег для ТО-2
Nкр -
количество КР за цикл.
Определяем количество СО
1.11 Расчет производственной программы для всего парка за год
Определяем расчет количества КР
где:
Nкр год
- количество КР за год для всего парка.
Мсп - количество автомобилей в парке
η - коэффициент от цикла к году
Расчет количества ТО-2
где:
NТО-2.год -
количество ТО-2 за год.
NТО-2 -
количество ТО-2 за цикл
Расчет количество ТО-1
где:
NТО-1.год -
количество ТО-1 за год.
NТО-1 -
количество ТО-1 за цикл
Расчет количества СО
где NСО - расчет количества СО цикл.
Расчеты для прицепа аналогичны, данные заносим в таблицу 3.
Таблица 3
№
|
Марка подв.
состава
|
Количество
обслуживаний за год
|
|
|
КР
|
ТО-2
|
ТО-1
|
С.О.
|
1
|
МАЗ-500А
|
16
|
176
|
686
|
32
|
2
|
Маз-5245
|
30
|
212
|
814
|
41
|
1.12 Расчет удельной трудоемкости по всем видам
обслуживания
Корректирование удельной трудоемкости для ТО-1
где:
t1 -
откорректированная удельная трудоемкость для ТО-1.
t,1 - удельная трудоемкость ТО-1 для I категории условий
эксплуатации
К2 - коэффициент, учитывающий модификацию и тип
подвижного состава
К5 - коэффициент, учитывающий масштаб предприятия
Км - коэффициент использования смены (0,3 - 1) -
0,6
Корректирование удельной трудоемкости для ТО-2
где t2 - откорректированная удельная трудоемкость для
ТО-2.
t,2 - удельная трудоемкость ТО-2 для I категории условий
эксплуатации
Корректирование удельной трудоемкости для СО
Tсо=t2x0,4=12,14х0,4=4,86 (чел.-ч)
где:
tСО - откорректированная удельная трудоемкость для
СО.
t2 - откорректированная норма трудозатрат для ТО-2
,4 - 40% объема работ ТО-2
Корректирование удельной трудоемкости для ТР
где:
tТР -
откорректированная норма для ТР.
t,ТР - трудозатраты ТР для I категории условий
эксплуатации
К1 - [1] стр. 55
К2 - [1] стр. 56
К3 - [1] стр. 56
К4 - [1] стр. 56
К5 - [1] стр. 56
Расчет трудозатрат для прицепа аналогичен данные заносим в таблицу
4.
Таблица 4.
№
|
Марка подв.
состава
|
t2 (чел. ч.)
|
tCО (чел. ч.)
|
TТР (чел. ч.)
|
1
|
МАЗ-500А
|
3,0
|
12,14
|
4,86
|
20,76
|
2
|
Маз5245
|
0,8
|
2,8
|
1,13
|
2,93
|
.13 Расчет годовых трудозатрат
Определяем трудозатраты для ТО-1
где:
ТТО-1год - годовые трудозатраты за год для ТО-1
NТО-1год -
количество обслуживаний ТО-1 за год
t1 - откорректированная удельная трудоемкость для Nто-1
Определение трудозатраты для ТО-2
Определение трудозатраты для СО
Определение трудозатраты для ТР
где:
ТТР год - годовые трудозатраты по ТР
Lобщ -
годовой пробег всего парка.
tТР -
откорректированная норма трудозатрат для ТР
1.14 Расчет суммарных годовых трудозатрат по всем видам
обслуживания
где:
ΣТгод - суммарные годовые
трудозатраты всего парка по всем видам обслуживания.
.15 Расчет вспомогательных трудозатрат
где:
Твсп - вспомогательные трудозатраты
Тгод - суммарные годовые трудозатраты по всем видам
обслуживания.
1.16 Расчет общих трудозатрат
Расчеты трудозатрат для прицепов аналогичны данные заносим в
таблицу 5.
Таблица 5.
№
|
Вид подв.
состава
|
Кол-во ед.
|
ТО-1
|
ТО-2
|
СО
|
Трудозатраты на
ТР чел. ч.
|
ΣТ чел.
ч.
|
Твсп.
чел. ч.
|
Тобщ чел.
ч.
|
|
|
|
Кол-во обсл.
ед.
|
Трудозат-раты
чел. ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
МАЗ-500А
|
57
|
686
|
2058
|
176
|
2137
|
32
|
156
|
41866
|
46217
|
13856
|
60073
|
Маз-5243
|
68
|
814
|
279
|
212
|
225
|
41
|
30
|
1142
|
1676
|
503
|
2179
|
3
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62252
|
.17 Расчет штата для предприятия
Расчет числа явочных рабочих
где:
Ряв - число явочных рабочих по предприятию.
Тобщ - общие трудозатраты из таблицы 5.
Фн - номинальный фонд рабочего времени.
(час)
Фн - номинальный фонд рабочего времени.
tсм - продолжительность рабочей смены (по заданию 8
часов)
Дк - дни календарные в году.
Дпр - число праздничных дней.
Двых - число выходных дней.
Расчет числа списочных рабочих
где:
Рсп - списочное число рабочих.
Тобщ - общие трудозатраты из таблицы 5.
Фд - действительный фонд рабочего времени.
tсм - продолжительность рабочей смены (8 часов)
Дк - календарное число дней.
Двых - выходные дни.
Дпр - дни праздника.
Дот - дни отпуска (36-40 дней)
Дпроч -прочие дни - не рабочие дни по прочим
причинам (больничные, отгулы, участие в общественной работе) в пределах 10
дней.
час
1.18 Расчет цехового персонала
Расчет инженерно-технических работников
Расчет числа служащих
Расчет числа обслуживающего персонала
Расчет числа вспомогательных рабочих
.19 Расчет трудозатрат и численности основных рабочих участка ТО и
ТР
Расчет трудозатрат участка ТО и ТР
Этот расчет ведется табличным методом с учетом нагрузки
трудозатрат на участке. Примерное распределение трудозатрат для ТО-1, ТО-2, СО,
ТР по видам работ в процентах смотреть [1] стр. 60-65.
Таблица 6
№
|
Вид работ
|
ТО-1
|
ТО-2
|
СО
|
ТР
|
Туч
(чел. ч)
|
Твсп.
(чел. ч)
|
Тобщ (чел.
ч)
|
|
|
%
|
Чел.ч
|
%
|
Чел.ч
|
%
|
Чел.ч
|
Чел.ч
|
|
|
|
1
|
ТО и ТР а/м Д
|
1,0
|
20
|
1,5
|
33
|
1,0
|
1
|
2,8
|
1172
|
1226
|
368
|
1594
|
3
|
Всего:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1594
|
Рассчитываем число основных рабочих аккумуляторного участка
ТО и ТР
где - число явочных рабочих участка
- общие трудозатраты по участку из таблицы 6.
- номинальный фонд рабочего времени
где - число списочных рабочих участка
- действительный фонд рабочего времени
1.20 Расчет числа постов (линий) по ТО и ТР для всего предприятия
где:
ПТО - количество постов ТО
Тобщ - Общие годовые трудозатраты по всем видам
обслуживания из таблицы 5.
- процент работ выполняемых на постах.
Фн - номинальный фонд рабочего времени
Рн - среднее число человек работающих на посту 2-3
человека
С - число смен работы РММ СДРСУ
η - коэффициент использования
рабочего времени поста
Расчет постов при организации ТР
где:
- объем работ в процентах выполненных на постах ТР
Рн - среднее число человек работающих на посту 3-8
человек
1.21 Организация технологического процесса