Педагогические здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в 5-7 классах

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в 5-7 классах

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

Колледж




Выпускная квалификационная работа

Педагогические здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в 5 - 7 классах


Студент 4-ф гр.

Специальность 050720.52

А.Ю. Бажулин

Руководитель

Преподаватель физической культуры

В.В.Еретин






Пикалёво 2013

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий

.1 Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания

1.2 Принципы здоровьесберегающих технологий

1.3 Средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий

1.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих  технологий

ГЛАВА 2. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий на уроках

физической культуры 

2.1 Организация уроков физической культуры в 5 - 7 классах

.2 Роль учителя физической культуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся

.3 Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5-7 классах

Заключение 

Список используемой литературы 

Приложения 


Введение

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Поэтому, на уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов, что обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.

Цель работы: изучить здоровьесберегающие технологии, рассмотреть влияние применения физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры на здоровье учащихся 5 - 7 классов.

Объект исследования: здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Предмет исследования: влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

. Изучение и анализ литературных источников по теме исследования.

. Изучить принципы, методы и средства здоровьесберегающих технологий.

. Рассмотреть влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье учащихся 5 - 7 классов на уроках физической культуры.

. Исследовать практическое применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры в 5 - 7 классах.

Гипотеза исследования состоит в том, что здоровьесберегающие технологии могут быть эффективными, если правильно определены методы и средства, а также раскрыты принципы их применения на уроках физической культуры.

Теоретическая база исследования. Вопросами, применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, в разное время занимались такие учёные, как Максименко А.М., Матвеев Л.П., Лях В.И., Холодов Ж.К., труды которых легли в основу написания данной впускной квалификационной работы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и литературы, эксперимент, статистическая обработка данных.

База исследования: начальная школа МБОУ «СОШ № 2» г. Пикалево.

Новизна исследования состоит в следующем:

определена эффективность здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5 - 7 классах;

экспериментально доказано, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5 - 7 классах способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечивает повышение физической подготовленности, функционального состояния, физического развития и уровня здоровья учащихся.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать в практической работе для организации работы на уроках физической культуры, способствующих укреплению здоровья школьников, улучшению показателей физической и функциональной подготовленности, а также формированию у подростков интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где отражена актуальность, сформулирована цель исследования и поставлены задачи исследования, намечены основные пути их реализации.

В первой главе рассматриваются здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, этапы процесса обучения.

Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, основные формы организации обучения, технология организации урока физической культуры, роль учителя физической культуры в укреплении здоровья учащихся, показана эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5-7 классах.

В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.

Список литературы представлен перечнем литературных источников, использованных при составлении выпускной квалификационной работы.

Приложение содержит практический материал исследования.

здоровьесберегающий урок физическая культура

ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий

1.1 Сущность здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания

Физическое развитие школьников включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано вызывать интерес и потребность к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического воспитания и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию.

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни (24, с. 98).

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении уроков физкультуры и их влияние на всестороннее развитие личности. Активное освоение ценностей физической культуры может успешно осуществляться в том случае, если школьник познает себя как личность, знает свои возрастные особенности, физические способности и их влияние на свое здоровье.

Большое место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельности. Сюда входит поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.

Очень важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии как раз и предполагают комплексный подход к укреплению здоровья учащихся. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

проведение комплексной диагностики;

организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

пропаганда здорового образа жизни;

применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (4, с. 190). При этом должны выполняться как минимум 4 требования:

. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.

2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты. <#"699355.files/image001.gif">

Приложение 3

План - конспект урока на тему:

Спортивные игры. Баскетбол.

Организационная информация

Вид урока

Спортивные игры. Баскетбол.

Дата проведения

05.03.2013

Класс

7 «А»

ФИО учителя должность

Бажулин А.Ю.

Методическая информация

Цель урока

Укрепление здоровья обучающихся, формирование и развитие двигательных навыков.

Задачи урока

1. оздоровительные: - развитие быстроты, ловкости, координация, скоростно-силовых способностей, - овладение шкалой движений. 2. образовательные: - обучить технике передачи мяча в движении, - закрепить ведение мяча в движении, - закрепить технику броска мяча в кольцо. 3. воспитательные: - воспитание дисциплинированности на уроке, - доброжелательного отношения к товарищам, - воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

Место проведения

Спортивный зал.

Оборудование

Баскетбольные мячи по количеству детей, фишки-ориентиры


Часть урока

Содержание

Дозировка

Методические указания

I

Подготовительная часть:

10'



1 Вход в зал. Построение.  2 Строевые упражнения. 3 Сообщение задач урока.

1'

Требовать от учащихся согласованности действий. Четко выполнять строевые упражнения.


Разные виды ходьбы: - на носках, - на пятках, - с высоким поднимание колен, - с захлестыванием голени назад.

1'

Выполнять на 4 счета каждый вид ходьбы. Следить за осанкой.


Разные виды бега: - обычный, - с прыжком возле кольца, отталкиванием одной ногой, вытягиванием одной руки вверх, - приставными шагами в стойке баскетболиста.

1'

Акцентировать внимание на ритме дыхания.


Переход на ходьбу. По ходу берут баскетбольные мячи .

30"

Мячи держат в руках.


1 Разминка в движении: - подбрасывание мяча вверх с одновременным упражнением для рук: постановка за голову, на плечи, на пояс, с хлопком спереди, с хлопком сзади и ловлей мяча.

2'

Дистанция во время движения между детьми 4 шага.


Перестроение в колонну по четыре на разминку стоя. 1. Обводка мяча вокруг головы и пояса. 2. И.п.: о.с. мяч в прямых руках снизу. В: 1-3 поднять мяч вверх, подняться на носки, 2-4 - и.п.  3. И.п.: о.с. мяч в прямых руках над головой, ноги широкой стойкой. В: 1-3 - наклон вправо (влево), 2-4 - и.п. 4. И.п.: о.с. мяч в согнутых руках около груди. В: 1, 2, 3 - поворот в сторону вправо (влево) (закручивание), 4 - и.п. 5. И.п.: ноги широкой стойкой, мяч в согнутых руках около груди. В: 1 - наклон вперед с мячом к носкам, 2 - наклон вперед с мячом к пяткам, 3 - наклон вперед с мячом, потянуться за пятки, 4 - и.п. 6. И.п.: ноги широкой стойкой. В: 1-4 обводка «восьмеркой» в воздухе между ногами. 7. И.п.: стоя на правой (левой) ноге, мяч в левой(правой) руке. В: 1, 2, 3, 4 - ведение на месте правой (левой) рукой с одновременными прыжками на левой (правой) ноге, затем поменять руку и ногу без ловли мяча.

4,5'  4-6 р. 5-6 р.   5-6 р.    5-6 р.    6 р.      по 4 р. в каждую сторону. по 4 прыжка 2 р.

   Руки прямые, следить за осанкой.  Ноги не сгибать в коленных суставах.   Стопы не отрывать от пола.   Ноги не сгибать в коленных суставах.     Мяч передавать из руки в руку, не уронив на пол. Прыжки на носках. Поворот кругом без ловли мяча.

II

Основная часть.

24'



Перемещения:  - с высоким подниманием бедра, ведение мяча правой рукой до лицевой линии, - с захлестыванием голени назад, ведение мяча правой рукой до лицевой линии. 1. Ведение мяча правой (левой) рукой в легком беге «змейкой» вокруг фишек. 2. Перемещение приставными шагами в паре (лицом друг к другу), с одновременной передачей мяча двумя руками от груди.      3. Передача мяча в парах в движении со сменой места. 4. Бросок мяча в кольцо правой рукой от плеча, с отскоком от щита: - с места (бросок -подбор - передача мяча партнеру), - после ведения с остановкой (ведение шагом - остановка - бросок - подбор и передача партнеру).

2'     2'  5'        5'   10'

Возвращение в колонну по боковой линии. Фишки расположены по середине зала. Оставить 1 мяч на пару. Площадка разделена пополам. Ученики парами построены лицом друг к другу: все упражнения выполняются сначала по правой стороне, затем по левой. Построение парами напротив друг друга. Построение в колонны с правой стороны от щита. Построение в колонны на расстоянии 3 м от щита.

III

Заключительная часть.

6'



1. Подвижная игра «10 передач». 2. Построение, подведение итогов урока.

5' 1'

Отметить учеников, которые успешно справлялись с заданиями, указать на допущенные ошибки во время выполнения. Отметить команды справившихся с игрой.

Приложение 4

Тема: Гимнастика (Акробатика).

Цель урока: укрепление здоровья учащихся, совершенствование техники акробатических упражнений.

Задачи: 1. - совершенствование техники акробатических упражнений;

совершенствование техники акробатических комбинаций.

развитие физических качеств, способствовать формированию

правильной осанки.

. образовательные:

прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта.

самооценки достигнутых результатов.

. воспитательные:

воспитание у учащихся самостоятельности,

дисциплинированности;

доброжелательного отношения к товарищам;

воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

Оборудование (инвентарь): Гимнастические маты, скакалки, поворотные стойки, набивные мячи, обручи.

Место занятий: спортивный зал.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, дифференцированного обучения.

План - конспект урока

Организационная информация

Вид урока

Гимнастика (акробатика).

Дата проведения

10.03.2013

Класс

7 «А»

ФИО учителя, должность

Бажулин А.Ю.

Методическая информация

Цель урока

Укрепление здоровья обучающихся, совершенствование техники акробатических упражнений.

Задачи урока

1. оздоровительные: - совершенствование техники акробатических упражнений; - совершенствование техники акробатических комбинаций. - развитие физических качеств, способствовать формированию правильной осанки. 2. образовательные: - прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта. - создать благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов. 3. воспитательные: - воспитание у учащихся самостоятельности, дисциплинированности; - доброжелательного отношения к товарищам; - воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

Место проведения

Спортивный зал.

Оборудование

Гимнастические маты, скакалки, поворотные стойки, набивные мячи, обручи.


 

Содержание

Дозировка

Методические указания

I

Подготовительная часть.

15’

 


1. Вход в зал. Построение. 2. Строевые упражнения: - повороты «Налево! Направо! Кругом!» «Разойдись! Становись! » 3. Сообщение задач урока.

1’ 1’

Требовать от учащихся согласованности действий. Четко выполнять строевые команды. Обратить внимание на осанку: спина прямая, плечи развести назад, подбородок приподнят

 

4. Разминка: Ходьба: на носках, руки на поясе; - на пятках, руки за спину - на внешних сводах стопы, руки к плечам; - на внутренних сводах стопы, руки за голову - Разминочный бег

  4’

Подготовка организма к основной работе. Следить за правильной осанкой учеников: голову держать прямо, плечи развернуть назад в стороны, спина прямая, дыхание не задерживать, соблюдать дистанцию.

 

5. ОРУ (сидя на гимнастических матах). 1) И.п. - сидя на мате в упоре сзади.  1-4 - круговые движения головой влево 5-8 - то же вправо 2) И.п. - сидя на мате, руки вперёд. 1-2 - круговые движения кистями внутрь 3-4 - то же в локтевых суставах 5-8 - то же в другую сторону 3) И.п. - сидя на мате, руки за голову.  1 - поворот туловища влево 2 - и.п. 3-4 - в другую сторону 4) И.п. - сидя на мате, руки за головой. 1 - руки вверх 2 - наклон к правой 3 - наклон к левой  4 - и.п. 5) И.п. - сидя на мате, руки в упоре сзади. 1 - прогнуться, поворот налево, правую руку вверх 2 - и.п. 3-4 - то же в другую сторону 6) И.п. - сидя на мате, упор сзади на локтях. 1 - поднять ноги 2 - ноги скрестно 3 - ноги врозь 4 - и.п. 7) И.п. - лёжа на животе, руки вверх. 1 - прогнуться, руки вверх 2 - и.п. 8) И.п. - сидя на мате. 1 - перекатом назад стойка на лопатках 2 - опустить ноги за голову, коснуться пола 3 - стойка на лопатках 4 - и.п. 9) И.п. - упор присев 1 - кувырок вперёд 2 - и.п.  3 - кувырок назад 4 - и.п. Ученики садятся на скамейку. Измерение ЧСС

3-4 раза в каждую сторону  5-6 раз в каждую сторону  3-4 раза в каждую сторону 7-8 раз  5-6 раз в каждую сторону   7-8 раз   7-8 раз  3-4 раза   2-3 раза

Спина прямая, выполнять с максимальной амплитудой  Туловище прямое, не сгибаться в упоре на руке   Максимальная амплитуда          Ноги прямые, поднимать на 50-60 см. от пола  Туловище прямое, при касании пола ноги прямые   Кувырки выполнять в плотной группировке

II

Основная часть.

25’

 

 

1.Упражнение  « Кувырок вперёд с разбега». 2. Упражнение  «Кувырок вперёд с разбега с гимнастической палкой». 3. Упражнение  « Кувырок вперёд с разбега через гимнастические скамейки» Мальчики. Выполнение акробатических упражнений: а) два кувырка вперед слитно, первый кувырок длинный. б) перекат назад на спину, выход в стойку на лопатках, выход в упор присев, встать, из упора присев выход в стойку на голове и руках, два кувырка вперед слитно. в) два кувырка назад. Девочки. а) равновесие на одной, выход вперед; из положения упор присев два кувырка вперед слитно; б) перекат назад на спину, выход в стойку на лопатках; принять положение лежа на спине и выполнить упражнение «мостик»; в) из положения упор присев два кувырка назад, второй кувырок в полушпагат. Выполнение акробатических упражнений в комбинации. Эстафета: Виды эстафет: 1. Эстафета с мячами. 2.Эстафета с обручами.

3’   3’   3’   5’       5’          6’

 Сохранять группировку.  Построение в одну шерен­гу с интервалами 3м на всю дли­ну зала   Кувырок выполнять на кулаках  Обеспечить страховку Кувырок вперед выполняем в группировке. При выполнении равновесия опорная нога - прямая! Упражнения выполняются в парах. Выигрывает команда, раньше закончившая эстафету. Мальчикам: 25 раз - «отлично»; 20 раз - «хорошо»; 15 раз - «удовлетворительно». Девочкам: 40 раз - «отлично»; 35 раз - «хорошо»; 30 раз - «удовлетворительно».        Класс делится на 2 команды. Не выбегать раньше времени, передавать мяч из рук в руки. Пробегать под обручами, обручи ложить на место.

 III

Заключительная часть.

5’



1. Построение, упражнение на расслабление и восстановление 2. Подведение итогов урока 3. Домашнее задание

3’ 1’  1’

Отметить лучших учеников  Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выполнять упражнения на гибкость и мышцы рук


Приложение 5

Состояние здоровья учащихся 5-7 классов в конце учебного года

Паспорт здоровья учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год

класс

Всего учащихся

освобождены

нарушение

невроз

заболевания

проч. болез


в классе

подгот.группа

основн.группа

спец.группа


осанки

зрения


жкт

сс



22

-

21

1

-

4

1

-

2

2

11

1

24

2

22

-

-

2

-

1

-

1

11

3

22

2

21

-


3

-

-

1

1

12

-

21

1

20

-

-

2

1

-

2

2

14

2

23

1

22

-

-

3

1

-

2

10

1

22

2

19

-

1

2

-

1

1

1

13

2

итого

134

8

124

1

1

16

3

2

8

4

81

9


Приложение 6

Диаграмма состояния здоровья учащихся 5-7 классов в конце учебного года


Похожие работы на - Педагогические здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в 5-7 классах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!