Деревянное зодчество Нижегородского края

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,1 Мб
  • Опубликовано:
    2013-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деревянное зодчество Нижегородского края















Исследовательская работа

Тема

Деревянное зодчество Нижегородского края

ВСТУПЛЕНИЕ

зодчество архитектура нижний новгород

Время неумолимо. Его воздействие отражается буквально на всем окружающем и конечно более сильно последствия времени сказываются на древних постройках. Поэтому первостепенной задачей видится изучение и сохранение этих памятников истории и культуры, которые представляют собой неиссякаемый источник обогащения духовной жизни человека. Без знания минувшего трудно понять и правильно осмыслить происходящее. Раскрывая прошлое, исторические памятники не только расширяют наш кругозор, но и развивают глубокое чувство патриотизма.

Моя работа ставит перед собой цель, ознакомится с памятниками истории, культуры и архитектуры, расположенными на территории Нижнего Новгорода и области, к которым в первую очередь следует отнести объекты деревянного зодчества. Эта тема интересна, прежде всего, древностью деревянных построек, богатой и интересной историей связанной с ними.

Связь архитектуры с природой - это одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Талант строителей проявляется ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент. Выбор места для будущего здания всегда был глубоко творческим действом: от него часто зависел и характер постройки, и её композиция, силуэт, высота. Иногда здание - будь то церковь, часовня или изба - как бы сливается с природным окружением, нередко, наоборот - в резком, обнажённом контрасте архитектуры и природы подчиняет себе окружающее пространство, утверждая всемогущую власть искусства - создание сердца и рук человеческих.

В изучении памятников деревянного зодчества привлекает одухотворенность древних построек. В них таятся глубокие раздумья о жизни и человеке, звучат эпос и лирика русского фольклора. В этих строениях скрыты характер и душа народа-воина, народа-зодчего.

1. ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ИЗ ДЕРЕВА

Дерево как строительный материал

С древних времен в городах и селах Нижегородского края рубили бревенные крепости, храмы, избицы и высотные палаты, было налажено массовое производство всевозможного строительного и поделочного материала. В XVI - XVIII веках нижегородцы возвели множество уникальных сооружений (более ранние памятники не сохранились, исторические акты о них погибли), что свидетельствует о художественной одаренности, мастерстве и инженерной смелости нижегородских плотников. Основой этого стал высокого качества строительный материал - дерево. Дерево - любимый и наиболее распространенный в традиционной архитектуре Поволжья строительный материал. В разных частях здания с учетом особенностей отдельных пород древесины применялись: дуб - на сваи, оконные и дверные колоды; ель - на лежни, брусья для стропил, тесницы для настила полов, потолков и кровель; сосна - для рубки клетей; лиственница - для нижних венцов сруба (долго не гнила и трудно загоралась); ольха и вяз - для труб, постоянно находившихся в воде; липа и клен - для резных и столярных работ.

Качество древесины зависело от времени заготовки. Строевой лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов высыхал полностью. За полгода до этого с дерева от корня до уровня головы взрослого человека снимали кору, оставляя лишь полоску шириной в ладонь. К месту будущего строительства бревна доставляли волоком по снежному насту. Замоченная же древесина (доставленная в плотах по воде) быстро загнивала. Исключение составлял дуб для свай (для мельниц и мостов), который рубили летом «в полном соку».

Сложенные в стопы с продухами бревна для сооружения храмов и лодий просушивались 1 - 2 года, коптились над кострищами, их торцы с концов обжигались или смолились. Качество древесины определялось поливкой на ствол конопляного или льняного масла. Если бревно вбирало его быстро и много, то считалось готовым к поделке. Это же подтверждал чистый звонкий звук при ударе о бревно обухом топора.

Под нижние венцы сруба подводились "стулья" - толстые дубовые чурбаки, в местах возможных подтеков (подкровельные повалы и углы здания) прокладывались берестой. Строительные леса возводились из сосново-еловых бревен с перевязью лычными канатцами. Кровли настилались тесницами - толстыми досками, полученными при расщеплении бревна клиньями на 3 - 4 части с подтеской топором. С конца XVII века для изготовления теса широко использовалась пила. Главы храмов, кровли крылец-всходов и киотцев покрывались городчатыми лещадками - осиновым лемехом. Закаленные солнцем, ветром и холодом, он приобретал нужную прочность и особый серебристый цвет, менявший оттенки в зависимости от дня и освещенности.

С учетом архитектурно-художественных и конструктивных особенностей верха рубленые храмы в Поволжье делятся на четыре основных типа: клетский, шатровый, многошатровый и ярусный.

Клетские церкви

Были наиболее распространенными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси восток - запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными "стаей" (церковь села Скородум). Основные объемы храмов рубились в обло с остатком, алтари - в лапу.

Каждый объем церкви покрывался особой кровлей, на коньке моленный зал венчался постаментом с 1,3,5,7,9,13 главами. Постаменты оформлялись в виде 4- или 8-гранных срубов, бочек (церковь Василевой слободы) или шатров. Последние тогда назывались срубленными "в верх на каменное дело". Конек кровли обычно заканчивался резным гребнем, сруб - повалом. В таком случае кровля получала полицы с фигурно обработанными концами тесниц, торцы оформлялись резными причелинами.

В отличие от поземных клетские храмы рубились и на высоких подцерковьях (в представлении древнерусского человека высота храма ассоциировалась с его красотой). В таком случае строители обращали особое внимание на архитектурно-художественное решение крылец-всходов и открытых в стороны галерей-гульбищ с постенными лавками, украшали из резьбой и многоцветной раскраской.

Покровская церковь клетского типа в с. Зеленое Городецкого района 1672 г.


Храм состоит из трех частей: трапезной, освещаемой лишь волоковым окном, основного помещения с волоковым окном на северном и двумя косящатыми окнами на южном фасаде и пятистенного алтаря с тремя более поздними косящатыми окнами. Две первые части срублены из толстых сосновых бревен с углами «в обло» т.е. с короткими остатками, алтарная часть - из брусьев, перевязанных между собой без остатка, «в лапу». Центральный объем церкви покрыт тесовой кровлей и увенчан небольшим четвериком с главкой. Более низкие объемы трапезной и алтаря покрыты двухскатной и пятискатной крышами. В настоящее время эта церковь (Покровская церковь села Зеленое Городецкого района) находится в Музее деревянного зодчества на Щелковском хуторе в Нижнем Новгороде.

Шатровые церкви

Возводились в качестве соборных в монастырях (Вознесенский в Печерском, Софийский в Благовещенском), холодных погостовых и приходских храмов по всему Нижегородскому краю. В зависимости от назначения они рубились восьмериком или четвериком от основания. В первом случае большой шатер с полицами открывался внутри. Подобные храмы нередко ставились на подцерковья. Таким был храм монастыря Архидьякона Стефана в полугоре на устье Сундовика - реки под Лысковом, срублен он в 1549 г. в ходе неудачного похода Ивана IV на Казань (ныне село Исады). К восьмерику основания нередко прирубались по странам света приделы, а с запада - притвор. Храм становился 20-степенным. Таким был возведенный в 1652 г. Воскресенский собор Арзамаса (ныне в селе Костылихе).

Рубленные от основания четвериком храмы получали вверху восьмерик, завершенный шатром, который в интерьере обычно перекрывался навесным потолком - "небом". Верх храма усложнялся, если вокруг восьмерика ставились главки. Таковой была Спасская церковь Лыскова, у которой в 1681 г. на четверике были срублены "бочки, а на бочках 4 главы круг осьмерика, бочки и главы обиты мелкою чешуею. На четверике осмерик рублен в лапу брусяной, на нем шатер и шея поставлена и обита чешуею, на шее глава, 18 сажен, кругом опаяна белым железом, и крест опаян белым же железом, у креста 4 цепи железных, у четверика у розвалу подзоры, и , у осмерика у розвалу подзоры ж, и под главою подзоры ж". (Филатов Н.Ф., «Нижний Новгород Архитектура 14 - начала 20 в., Редакционно-издательский центр «Нижегородские новости», г. Нижний Новгород 1994 г. Стр. 141).

Вместе с крытым бочкой алтарем, трапезной, колокольней и крыльцами шатровые храмы служили важным градообразующими элементами русских сел, погостов, монастырей и посадов.

Васильева слобода. Воскресенская шатровая церковь 18 в. С рисунка Л.В. Даля, 1869 г.


Многошатровые церкви

Двумя, тремя, пятью шатрами завершались рубленые храмы многих сел и городов Нижегородского края. Шатры ставили над перекрытыми "небом" моленными залами и прирубами приделов. Число шатров нередко соответствовало количеству престолов храма. Конструкцию верха выявляет опись срубленной в 1617 г. в селе Вершинине Сретенской церкви с Михайло-Архангельским приделом - «промеж церквей стена крута под один верх, наверху заложена клетка, на клетке два осмерика, на осмериках два шатра, на шатрах главы обиты чешуею, на главах кресты опаяны белым железом ...». (Филатов Н.Ф., «Нижний Новгород Архитектура 14 - начала 20 в., Редакционно-издательский центр «Нижегородские новости», г. Нижний Новгород 1994 г. Стр. 141).

Уникальным для отечественного древнерусского деревянного зодчества был ансамбль их двух и трехшатрового храмов погоста Вершилова, возведенного в 1614 - 1615 гг. Д.М. Пожарским: «церковь Воскресения Христова древяна, верх шатром о трех верхах о паперти, а к церкве два придела ...Да вверху на полатех два придела ... Да церковь собор Ивана Предтечи древяна, верх шатром о двух верхах...». Вместе с рубленой шатровой колокольней и многочисленными рядом стоявшими увенчанными разнообразной формы кровлями "клетями" усадьба полководца в 17 веке имела редкостный живописный вид.

Многошатровые бревенчатые церкви были в Н.Новгороде сохранены и после запрета патриархом Никоном шатрового храмового зодчества вплоть до начала XVIII века.

Ярусные церкви

Возводились на Нижегородской земле с первой половины XVII века, а возможно, и ранее. В 1641 г. в селе Ключищах на р. Сундовике был срублен храм в честь Параскевы-Пятницы "верх осмерик на осмерике шатер о двух ярусах, кругом паперти в полкосяка". Особое распространение ярусные церкви получили после запрета в 1652 г. возводить шатровые (многошатровые) храмы. Над четвериком или на крещатом в плане основании надрубались уменьшавшиеся в вышине четверики или восьмерики, завершавшиеся щипцовыми или бочечными кровлями с главками на коньках. Число глав могло быть значительным, композиции усложнееыми (церковь Преображения в Кижском погосте), объемно-пространственное решение и образ здания неповторимыми. На Нижегородской земле сохранились ярусные храмы в селе Ключищи на р.Озерка (1731 г.), в Великом Враге (1792 г.) и др.

Ярусная церковь Покрова из села Старые Ключищи Кстовского района 1731 г.


Ярусная Покровская церковь 1731 года, памятник архитектуры федерального значения, была перевезена в 1973-1975 годах из села Старые Ключищи Кстовского района Нижегородской области в Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья в Нижнем Новгороде. Храм представляет собой пирамидальную композицию из трех уменьшающихся восьмериков на массивном четверике, к которому примыкали трапезная и пятистенный алтарь. С запада и севера к храму была пристроена галерея на столбах.

Колокольни и звонницы

Колокольни и звонницы строились как отдельно стоящими, так и надрубались над храмами. Древнейшим звоном малосостоятельных приходов и монастырей служило "било" (или "клепало") - подвешенная на вервице широкая доска с пестом, издававшая под ударом глухой звук. С XIX века колокола подвешивались на перекладины с кровлей (известны по рисункам Нижнего Новгорда А. Олеария в 1636 - 1639 гг.). Они могли иметь 2, 4 или более столбов-опор.

С середины XVII века колокольня чаще вводилась в композицию храмовых зданий, рубилась над главным западным входом (тип "корабля"), над боковыми стенами трапезной или над алтарем, что придавало церквам архитектурно-художественную индивидуальность и своеобразие.

Деревянная колокольня с рисунка Л.В. Даля.


2. НИЖЕГОРОДСКОЕ ЖИЛОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Принципы и правила постановки жилых и хозяйственных строений с учетом рельефа местности, освещения, продуваемости ветром, наличия рядом качественной питьевой воды и возможности хозяйственной деятельности определялись перед началом рубки усадеб. Это отражено в древнерусских "домовых" наставлениях "Домострое" и "Назирателе". Усадьба горожанина по своему составу мало отличалась от крестьянского двора и включала: избу, баню, погреб "с напогребицею" (с конюшенным сараем, сенницей, кладовыми и дровяным кладищем), огород и сад в городьбе (жердевой или тыновой). Жилые строения ставились внутри двора за оградой, главный въезд оформлялся особо. Над ним помещалась икона с изображением святого - покровителя хозяина дома (или целый набор икон), со слюдяным подвесным фонарем.

Изба

Изба рубилась трехчастной: отапливаемая жилая и холодная (летняя) горницы разделялись сенями, к которым вел всход-крыльцо. Модулем размеров клетей избы служило бревно - "в отрубе" 3,4,5 саженей. Малосостоятельные люди ставили поземные избицы, зажиточные - хоромы на подклетах с мшенниками и повалушами над сенями. Рубились избы "в обло с остатком", пазы пробивались мхом. Торцы изб рубились самцовыми до самого конька.

Русская старая изба. (с. Высоково Городецкого района).

Небольшой дом, выходящий окнами на дорогу Городец - Ковернино, стоит на низком подклете и представляет собой переходный тип от крестьянского жилища конца 18 века к жилищу 19 века. Характерными признаками таких домов являются конструкция крыши «на курицах» и композиция главного фасада - три окна: два волоковых и большое посередине. Их обрамляют простые наличники со ставнями.

Кровли настилались по слегам с курицами и водотечниками красным двойным тесом, сверху прикрываемым тяжелым охлупеневым бревном с резным коньком или коньками (оберегами) на конце. Слеги с торцов прикрывались резными тесницами - причелинами с полотенцами.

Резной «конек» охлупень русской избы.

Горницы освещались центральным "красным" и двумя симметрично расположенными волоковыми окнами. Красные окна прорубались в 3 - 5 бревнах и закрывались слюдяными оконницами, волоковые - лишь в двух соседних бревнах и прикрывались скользящими в пазах досками-заставнями.

В мшенниках подклетий держали зимой скотину. Высокие повалуши над сенями рубились с причудливыми бочечными или кубоватыми кровлями, служили для отдыха членов семьи. Избицы топились "по-черному". Дым очагов из горницы после протопки выпускался через притолочное отверстие под кровлю, а далее - через деревянный дымник. В XVII веке в избах ставились обычно кирпичные печи с гончарными дымоходами, а в жилых горницах печи нередко обкладывались балахнинскими полихромными изразцами.

"Лицом" избы служило крыльцо-всход, поэтому его столбы - опоры украшались порезками, завершались усложненными в формах кровлями.

Усадьбы

Усадьбы ставились в вотчинно-поместных сельских центрах, включали самые различные жилые и хозяйственные строения. Отапливаемые "по-белому" горницы занимали хозяин и отдельно - женщины семьи. Особо просторной и богато украшенной оставалась гридница - палата для застолий и приема гостей, соединенная крытыми переходами с кухней, кладовыми, ледником и баней. К главным хоромам прирубались жилые помещения слуг: ключника, поваров, гридней, подававших кушания к столу, скоморохов и конюших. Отдельной группой рубились мастерские портного, кожевника, шорника, меховщика, кузнеца, резчика по дереву.

"Черное" крыльцо вело на задний двор, на котором стояли конюшни, житницы, зверинцы (места содержания медведей, лисиц, волков, соколов, беркутов), а за ними - сады, огороды в общей тыновой городьбе. Главные хоромы ставились посреди двора. Такой описана возведенная в 1614 - 1615 годах Д.М. Пожарским его усадьба в селе Вершилове : ".. а на том дворе хором: горница тройня да горница столовая, промеж ими повалуша о трех жильях (этажах), да на заду две горницы белые да горница черная на подклетех, промеж ими сени с переходами да погреб да ледник с напогрибницами, да конюшня 20 стойл, поварня да изба поваренная, да около двора забор, да за двором сад, а в нем яблони да вишни, да двор людской, а в нем жили прикащики. А на дворе две избы да конюшня да погреб с напогрибицею, двор конюшенной да два двора скотных, на них черыре избы, да двор житной, а в нем 6 житниц, огорожены тыном". (Филатов Н.Ф., «Нижний Новгород Архитектура 14 - начала 20 в., Редакционно-издательский центр «Нижегородские новости», г. Нижний Новгород 1994 г. Стр. 143).

Нижегородские монастырские подворья


. КОНСТРУКЦИИ НИЖЕГОРОДСКИХ ДЕРЕВЯННЫХ МОСТОВ

Деревянные мосты рубились древними нижегородцами через глубокие овраги и речки на режах-клетках. Режи ставились подберегами и в зависимости от длины моста под полотном настила. Их "шаг" определялся длиной бревен (5 - 6 саженей). Для устойчивости режи набивались камнем, береговые устои получали консольные напуски. Крайние бревна настила проезда для прочности и безопасности получали перевязку и перила.

Подобные мосты были не только конструктивно надежными инженерными сооружениями (постоянно находящиеся в воде устои рубились из долго не гнивших дуба, вяза и ольхи, бревна дополнительно просмаливались и с концов оковывались железными обручами), но и художественно выразительными.

Такими был срублен в 1618 г. в Нижнем Новгороде воеводой Б.М. Лыковым мост через 80-метровой глубины Почаинский овраг, по дну которого текла одноименная речка. Мост простоял до начала XIX века и только в 1839 г. был заменен земляной дамбой с сохранением наименования "Лыковой".

. НИЖЕГОРОДСКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО С КОНЦА 18 ВЕКА, ПО НАЧАЛО 20 ВЕКА

До градостроительных преобразований Нижнего Новгорода в 80-х гг. XVIII века его преимущественно деревянная застройка следовала как древним прообразам (продолжали рубить трехчастные избы с самцовыми бревенными, под конек, торцами, украшенными резными охлупеневыми бревнами), так и возводились новые типы домов - деревянные на каменных фундаментах (или полуэтажах) с колонными портиками (или пилястрами) на главных фасадах и высокими (колпаком) шатровыми четырехскатными кровлями, в которых по давней традиции располагались светлицы для женской половины семьи (ул. Ульянова 8 и Б.Покровская 21).

Долго работавший в Нижнем Новгороде яркий представитель классицизма Я.А. Ананьин создал в конце XVIII века несколько сохранившихся типов домов. Для состоятельных людей и представителей власти возводились на каменном цоколе деревянные просторные, строгие в объемно-пространственном решении строения, в создании художественного образа которых определяющую роль играл ордер - прежде всего колонные портики главного входа (ул. Ульянова 10А). Для торгово-промышленного сословия на главной улице города возводились деревянные на каменном фундаменте или служебном полуэтаже дома с мезонинами, но без колонн и пилястр на фасадах (ул. Ильинская 98 и 112). Хотя нередки были случаи строительства конюшен и сараев с колоннадами.

После издания в 1809 - 1912 гг. образцовых фасадов в массовой деревянной застройке Нижнего Новгорода колонные портики и пилястры на главных фасадах стали обязательными. Сами же дома обычно штукатурились и окрашивались в пастельные тона, элементные ордера - белым (ул. Варварская 8). Нередко колонные портики, поддерживая балкон, выступали на проезжую часть улиц (ул. Б.Покровская 40). Повторение одних и тех же ордерных форм придавало ансамблевость застройке целых улиц и площадей.

Окраинные же районы города, не порвавшие связей с русской деревней (Печерская слобода, дома вдоль старой дороги из Балахны в Нижний Новгород), вплоть до середины XIX века продолжали застраиваться деревянными домами, обильно украшенными с торцов глухой резьбой, с широкими, иногда в несколько рядов лобовыми досками (сохранились на ул. Свободы и КИМа в Сормово).

Исследователь народных основ отечественной архитектуры Л.В. Даль, активно изучавший древние памятники Поволжья, оказал влияние на своего помощника Р.Я. Килевейна. Увлекшийся глухой народной резьбой, тот в 1870 - 1871 гг. спроектировал и построил дом П. Климову, основу декоративно-художественного решения которого составляют панели с глухой резьбой по дереву (ул. Б.Печерская 35).

После громкого признания в стране и за рубежом деревянных ансамблей И.Н. Петрова-Ропера с пропильной в убранстве резьбой, подобным образом стали украшаться и дома в Нижнем Новгороде (дом Алелекова на ул. Архангельской 1885 год).

Утверждение в художественной жизни России модерна отразилось и в нижегородском деревянном строительстве. Ведущий мастер модерна начала XX века С.А. Левков строил в этом стиле и дома )лавка на углу улиц Б.Покровская и Звездинская 1908 г.).

После стремительного "увядания" модерна в начале XX века, в Н.Новгороде строилось значительное количество деревянных домов, формы и убранство которых заимствовались из древнерусской архитектуры с применением килевидных кокошников кровель и наличников, кубоватых столбов, опор крылец с гирьками-висягами и т.д.

Таким образом, нижегородское деревянное зодчество за века прошло те же стадии эволюции, что и архитектура всей России. Каждый этап развития был подвержен влиянию господствовавших в ту пору художественных взглядов, что отражалось в авторских работах местных мастеров из народа, а с XVIII века и дипломированных зодчих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Нижегородской области имеется значительное количество памятников истории и культуры. Около 250 из них находятся под государственной охраной как памятники регионального и федерального значения. Четыре наиболее древних города: Городец (12 в.), Нижний Новгород (13 в.), Балахна (15 в.) и Арзамас (16 в.) отнесены к категории исторических городов. Особенность их состоит в том, что они являются хранителями уникальных по своей художественной, исторической ценностей реликвий прошлого, в том числе и памятников деревянного зодчества.

Конечно, в нашу современную эпоху, в условиях бурного индустриального развития и современной застройки, эти древние русские города, а вместе с ними и объекты деревянного зодчества, до неузнаваемости меняют свой внешний облик. И все же новое строительство не может скрыть от нашего взора своеобразие их исторических черт. Сохранившееся сооружения древнего зодчества придают городам Нижегородской области особый колорит. Изучение памятников и памятных мест Нижегородской области позволяет проследить роль нашего края в истории России.

Народное, деревянное зодчество в деревнях и селах Нижегородской губернии выделяются особой оригинальностью, красотой резных подзоров, наличников и других украшений, нарядностью внутреннего убранства крестьянских изб и конструктивными особенностями всей постройки. В условиях современной реконструкции населенных пунктов образцы старинного деревянного зодчества встречаются все реже и реже. Поэтому надо по возможности оберегать, реставрировать и сохранять все лучшее в деревянном зодчестве, что бы иметь возможность видеть эти уникальные памятники не по фотоснимкам, а непосредственно в той среде, в которой они были созданы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Агафонов С.Л. «Архитектура и зодчие Нижегородского края», Горький, 1960 г.

.        Смирнов А.П., Трубников Н.В. «Городецкая культура», М., 1965 г.

.        Фадеев В.П. «Памятники истории и культуры Горьковской области», Горький, 1980 г.

.        Филатов Н.Ф. «Нижний Новгород Архитектура XIV - начала XX в.», г. Нижний Новгород, 1994 г.

Похожие работы на - Деревянное зодчество Нижегородского края

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!