Народная кукла в игре современных детей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Народная кукла в игре современных детей

Содержание

Введение

1. Традиционная культура

1.1 Научное обоснование

1.2 Приобщение дошкольников к традиционной культуре

2. Программы

2.1 Народная кукла в игре современных детей

2.2 "Менам мада акань"

3. Исследовательская работа

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень. Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

народная кукла традиционная культура

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Цель: поиск эффективных педагогических условий знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы

Объект: процесс знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы

Гипотеза: знакомство старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы будет эффективным если создать следующие условия:

. Формирование интереса у старших дошкольников к представителям различных языковых групп России.

. В процессе использования народной куклы старшие дошкольники будут знакомиться с культурой народа.

. Народная кукла активно должна включаться в типичные для старших дошкольников виды деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, музыкально-художественная).

Метод исследования: аналитико-синтетический, по средством изучения материалов по истории, краеведению, народным традициям народов России; опрос (среди воспитанников старших групп).

1. Традиционная культура

Развитие культуры Российской Федерации основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общественного сознания как целостной системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство Российского государства, влияющей на все сферы государственного и гражданского бытия.

У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, складывающиеся на протяжении многих веков их существования. В них проявляется душа народа, отражается его история, в них спрессован опыт прошлого, передаваемый поколениями. Не потеряли своей актуальности в наше время и прогрессивные идеи народной педагогики.

В последнее время все больше уделяется внимание патриотическому воспитанию детей, введение в ФГТ, ФГОС национально-регионального компонента. Большую роль в формировании личности играет краеведение, народные традиции в образовательном процессе.

Начало формирования патриотизма, любви к Родине, прикосновение к традициям происходит в семье. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно - прикладного искусства - все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. На помощь семье приходят образовательные учреждения (детские сады, школы, дополнительное образование).

1.1 Научное обоснование

Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия "традиционная народная культура". Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию "традиционная народная культура". Исходя из этого, автор считает, целесообразным рассмотреть определения, которые смогли бы раскрыть значение понятия и сущность "традиционной народной культуры". В качестве таковых ключевых терминов автор рассмотрит понятия "культура", "народная художественная культура", "традиция".

Толкование термина "культура" многозначно и зависит от сферы применения. Слово "культура" пришло из латинского языка и переводится как - обработка, возделывание. "Культура" представляет собой очень сложное, многогранное явление. Как форма деятельности "культура", в конечном итоге, предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Социолог С. Радугин рассматривал "культуру" в широком смысле слова как специфическую генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

По словам известного ученого, культуролога Г.Н. Волкова, "культура" понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности.

С. Фролов же полагал, что "культура" - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, закон и обычаи, а также способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.

В связи с этим весьма обоснованно звучит введенное академиком Д.С. Лихачевым понятие "культура" - это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией".

В фундаменте нашего культурного общества лежит "традиционная народная культура". Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Развитие традиционной культуры всех народов России крайне важно. Но не менее важны и взаимовлияния, взаимоприобретения, синтез, на основе которых рождается наша многонациональная общероссийская культура.

Понятие "традиция" применительно к народной культуре, имеет несколько специализированное содержание. По мнению Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, Р.Ф. Итса, "традиция" - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по-своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа - его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия - благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И. Даль, И.С. Сахаров, М. Забылин, А.Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В. Алексеева, К.В. Чистов, Т.В. Черник, Н.Е. Черноиванова, С.Б. Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры - человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия "историческая память", так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура - глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

1.2 Приобщение дошкольников к традиционной культуре

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным педагогам помогает традиционная народная культура. Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. В само понятие "фольклор" входят все виды устного народного творчества - пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизация к поощрению, движению и активной деятельности. А также играет немало важную роль в забавах и развлечениях.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в работе, действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной задачи нужно использовать разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, считают организованную образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре в ДОУ нужно создать определенные условия:

многофункциональные уголки в группах ДОУ ("Уголок ряженья", "Уголок уединения");

Центр "Театр", где размещены различные виды театров;

аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;

музей национального быта, организация экскурсий, посещение музеев;

организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря;

произведения декоративно - прикладного искусства, живопись и предметы народного быта;

библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира;

картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла;

реализуемый проект "Календарно-обрядовые праздники";

совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках "Осенних посиделок";

организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является "народная культура". Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми "Сороки-вороны", "Козы рогатой", от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте народная культура по-прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

В дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.

Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.

У детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, "Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча"), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.

Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

Народная культура - предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.

Дошкольный возраст - особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, - ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден.

Подтверждением тому могут служить обучающие программы таких авторов, как Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Е.Г. Воронина; методические разработки по различным направлениям: А.Н. Зимина - русские народные игры с пением; Л.И. Мельникова - земледельческие и календарные песни; А.Н. Рытов - обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее, остаётся актуальным вопрос организации учебного процесса в дошкольном учреждении, вопрос выбора методов, приёмов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного), а также подбор музыкального материала.

В результате рассмотрения понятия "Традиционная народная культура" можно сделать вывод, что это сложное общественное явление, в котором нашло выражение духовная и материальная жизнь народа. Заложенный в нем эстетический, нравственный, эмоциональный заряд бесспорен: он противостоит злу, агрессии, насилию над личностью, человеконенавистническим взглядам, деструктивным силам. Гуманистическая идея утверждения жизни и ее ценности является доминирующей ценностью в традиционной культуре.

2. Программы

Краеведческий, региональный подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В практике работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время используются разнообразные программы и методики приобщения детей к традиционной народной культуре русского народа, а так же программы регионального значения, целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.

В действующих современных программах заложены разные требования к приобщению детей к народной культуре и традициям.

В программе "Детство" задачи приобщения к культурным традициям представлены в образовательной области "Социализация". Например, в старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичные занятия различных народов.

В настоящее время существует множество региональных программ: примерный региональный модуль программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живем" авторы О.В. Бурляева и др.; (Г.Т. Алифанова, Н.В. Бибикова, З.А. Серова и др. - Санкт-Петербург; Н.В. Алешина и др. - Москва; С.В. Никитина, О.Ю. Тимонина - Великий Новгород и др.), предоставляющих возможность ознакомления с историческим, культурным, национальным своеобразием родного региона.

Среди данных программ следует выделить программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой "Приобщение детей к истокам народной культуры". Данная программа содержит годовой тематический план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Программа предусматривает использование рабочих тетрадей для самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ и в семье.

Программа предполагает решение следующих задач: заложить основы нравственности и морали, духовности, самосознания, культуры общения, практические навыки и умения. Все содержание программы разбито на тематические недели в четырех основных блоках: осень, зима, весна, лето для всех возрастных групп ДОУ.

2.1 Народная кукла в игре современных детей

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Как объединить их усилия в одном направлении и дать потребителю возможность приобретать красивые и полезные игрушки? Одним из возможных путей ее решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ним ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации.

Для каждого возраста была своя кукла. В раннем возрасте ребенку давали такую куклу, как "Пеленашка". Когда игровая деятельность ребенка в силу его физического развития связана с движением, моторной деятельностью, ему нужны устойчивые, прочные игрушки. Поэтому ребенку давали деревянных кукол-болванчиков.

С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу - "Стригушку".

Детям давали играть в куклы, сделанные из тряпок. "Простоватые", на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приемов и инструментов. При этом каждая кукла несла в себе черты индивидуальности.

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо "по образу и подобию человеческому", в нее может вселиться злой дух и причинить вред играющему. Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умение чувствовать материал и использовать его.

Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек, но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей. Для маленьких девочек из богатых семей в XVII, XVIII и начале XIX вв. задача стать хорошей матерью практически не стояла, воспитание доверялось няням и гувернанткам. Девочку не учили быть матерью, она должна была вырасти и найти себе хорошую партию. С помощью куклы девочка разыгрывала роли своего будущего поведения в обществе (ходить на балы, в гости).

Важно отметить, что сама кукла и ее образ меняются в зависимости от цели воспитания ребенка. Это положение о связи целей воспитания и образа игрушки подтверждает вывод, что игрушки, в которые играют дети формируют их будущие личностные характеристики.

Образ игрушки зависит не только от цели воспитания, но и от культурного и экономического уровня развития общества.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.

2.2 "Менам мада акань"

В своей работе хочется привести пример Программы формирования целостного восприятия детьми национально-культурных традиций коми-ижемцев посредством изготовления народной куклы "Менам мада акань" (Моя любимая кукла) Евгении Николаевны Растягаевой (Приложение 1).

Для реализации этой Программы необходимо создать атмосферу передачи традиционных знаний и навыков от старшего поколения к младшему.

С помощью Программы по изготовлению традиционной куклы можно не только знакомить подрастающее поколение с народной культурой, но и творчески использовать все достижения народной педагогики для того чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре. Тем более, что потенциал для этого есть.

В городе и на селе созданы кружки мягкой игрушки и клубы общения пенсионеров, что поможет в реализации Программы. Пенсионеры обладают огромным воспитательным потенциалом, ведь у них за плечами большой жизненный опыт, они - носители самобытных культурных норм, традиций. Кроме того, у них немало свободного времени, часть которого они могу посвятить воспитанию детей.

За последние годы заметно усилилось внимание учреждений культуры, образования к вопросам семьи. Данная Программа ненавязчиво подводит к ому, чтобы в этот процесс включались не только специалисты образования и культуры, но и члены семьи ребенка. В игровой форме подаются все знания и навыки, используемые в Программе. Кукла и игра, традиции и устное народное творчество, формирование трудовых навыков и знакомство с видами декоративно-прикладного искусства - все это объединяет Программа по изготовлению рукотворной куклы в коми-ижемском костюме. На занятия в детский сад приходили мамы, сестры и даже дедушки, они с удовольствием, увлеченно помогали детям. Все занятия проходили в игровой форме. В результате дети создали своими руками куклу, каждый свою. В заключение для детей и их родителей был организован праздник, где участники Программы представили своих любимых акань, спели песню о кукле, рассказали о деталях национальной одежды и показали знания коми культуры.

Не секрет, что мы, взрослые, мало внимания уделяем нашим детям, но если куклу делают дети, то обязательно подключаются к этому бабушки и мамы. Когда куклы будут готовы, понадобится помощь и папы, и дедушки, и брата, так как для нее нужен домик, мебель и т.д.

Таким образом, в Программе ярко сделан акцент на сохранение семейных ценностей, семейных традиций, тесная связь поколений.

Чтобы не прерывалась нить традиций там, где она еще с трудом сохраняется, чтобы она развивалась там, где живет, необходимо шире приобщать все возрастные группы к народному искусству и традиционной художественной культуре.

Из вышесказанного следует вывод, что в современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ, которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем, все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической группы, не учитывая при этом особенности поликультурной среды, в которой воспитываются дошкольники, тем самым, оставляя без внимания потребности в национальной самоидентификации детей других национальностей.

По утверждению К.Д. Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.

Народные праздники, по мнению Р. Гареевой, К. Жигульского, могут быть производственными, семейно-родовыми и обрядовыми, уже в самих названиях могут нести этническую нагрузку и выступают специфичными во всем своем оформлении.

Поэтому задача дошкольной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

Педагогические условия - это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, изготовление кукол разных национальностей согласно народному календарю.

3. Исследовательская работа

В своей работе применила 2 вида исследования - это анализ литературы по истории, фольклору народным традициям народов России, а также провела опрос среди воспитателей старших групп детских садов.

Анализ литературы показал, что на формирование в ребенке чувства патриотизма, введение в образовательный процесс региональный компонент, изучение народностей России, с каждым годом увеличивается. Этому свидетельствуют печать в СМИ, введение новых стандартов в образовании, создание различных программ. Из этого вытекает следующий вид исследования - опрос. Задача опроса состояла в том, чтобы выявить реальное использование народных традиций, а именно создание и применение в работе рукотворных кукол разных национальностей, отношение детей к народам России.

Опрос проходил в детском саду среди воспитанников старшей группы.

Задача опроса заключалась в том, чтобы узнать мнение воспитанников об их отношении к народной кукле разных языковых групп. Для этого предлагалось ответить на три вопроса:

.Интересна ли народная кукла для тебя?

2.Какая кукла - современная или народная - вызывает у тебя любопытство и способствует возникновению игры?

.Какие различия в народном костюме видишь у кукол, к какой национальности относится данный костюм?

В опросе приняло 20 воспитанников старших групп. Проанализировав ответы воспитанников получились следующие результаты:

На вопрос №1 положительный ответ дали 75% респондентов (15 детей). Остальные не дали четкого ответа.

На вопрос №2 было предложено 2 игры: в одной проводилась игра с современной куклой, во второй с народной. Большинство детей около 95% (19 детей) охотно включились в игру с народной куклой, оставив современную.

На вопрос №3 практически все респонденты называли отличительные особенности костюмов и угадывали к какой национальности они относятся.

Из этого следует вывод: что дети охотно участвуют в занятиях с применением народной куклы, с интересом усваивают материал и имеют основные понятия в различии национальных костюмов разных национальных групп.

Список используемой литературы

1. Бениаминова М.В. Воспитание детей / М.В. Бениаминова. - М.: Просвещение, 1981. - 402 с.

. Венгер Л.А., Мухина, В.С. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

. Дети в традиции. Традиции в детях: материалы Межрегионального научно-практического семинара / сост. Т.С. Канева, Т.И. Дронова. - Сыктывкар: Изд. Коми научного центра, 2010. - 56с.

. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика; 2-ое издание, 1986. - 78с.

. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: Изд. центр "Академия", 1995. - 350 с.

. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Просвещение, 1981. - 226 с.

. Куликова А.Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание / А.Т. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 208 с.: ил.

. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 401 с.

. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. уч. заведений: в 3 кн.: Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Л.Ф. Островская. - М.: Педагогика, 1990. - 160с.

. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Малое предприятие "Новая школа", 1993. - 45 с.

. Растягаева Е.Н. Программа формирования целостного восприятия детьми национально-культурных традиций коми-ижемцев посредством изготовления куклы "Менам мада акань" - "Моя любимая кукла" / Е.Н. Растягаева. - Нарьян-Мар: ОГУ "Этно-культурный центр Ненецкого автономного округа", 2007. - 52с.

. Соркина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Соркина, - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: эмоциональное развитие дошкольника / Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1985. - 144с.

. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск: Нар. Асвета, 1976. - 128 с.

. Шапкина В.Б. и др. Народная кукла в игре современных детей / В.Б. Шапкина // Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №6. - С.47-57.

Приложения

Приложение 1

Пояснительная записка к программе

.Актуальность.

Искренность, сердечность, радушие - вот главные качества, которые раскрываются в наших детях при соприкосновении со старинными традициями и обрядами. Приоткрывая оконце в загадочный мир коми культуры, пробуждая в детях генную память, давая им самостоятельные творческие задания, мы тем самым возвышаем их духовные потребности доступными нам средствами, противостоим настойчивым попыткам насильственного оболванивания подрастающего поколения. А это сегодня очень важно. Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в непомнящих родства Иванов.

Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детей формы работы. Много можно достичь через игру с куклами, которые дети создавали своими руками.

Наблюдая за игровыми ситуациями, радостью отмечаешь, как светлеют лица детей, как моментально включается их родовая память. Кукла может казаться внешне неброской, но благоприятно влияющей на детскую психику, настроение, здоровье. Значение духовного опыта, приобретаемого человеком в детские годы, трудно переоценить. Для нас нет выше и благороднее цели, чем зажечь в своих питомцах "божью искру" творческого патриотизма. Возрождение немыслимо сегодня без восхождения к истокам. "Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего, глядя назад - шагаем вперед", - писал Герцен.

Еще полвека назад дети многих народов играли в тряпичные куклы. В 1950-е годы такие куклы были вытеснены малосимпатичными целлулоидными Машами и Дашами, сегодняшний рынок заполнили заморские изделия - эффектные на первый взгляд, а по сути безликие однообразные Барби, Штеффи и Кены. Дорогие у по карману, да и играть ими вряд ли будет разрешено детям.

Работая с детьми, мы рассматриваем традиционную куклу как неизменный материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности самореализации и развития личности ребенка.

Похожие работы на - Народная кукла в игре современных детей

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!