Коллекция молодежной одежды в традиционном башкирском стиле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    604,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коллекция молодежной одежды в традиционном башкирском стиле

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Кафедра «Технология и конструирование швейных изделий»






КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Композиция костюма»

На тему:

Коллекция молодежной одежды на основе традиционного башкирского народного костюма



Выполнила: ст. гр. КШД-4

Нафикова Д.Ф.

Проверила: Андрианова О.Р.




Уфа - 2013

Содержание

Введение

.   Исследование темы. Обзор и анализ источников творчества

1.1 Особенности национального башкирского костюма

1.2     Головные уборы башкир

.3       Обувь

2. Обоснование актуальности темы (направление моды)

3.       Определение концепции коллекции

.        Описание коллекции

Выводы

Литература

Введение

На данную тему меня вдохновила актуальность этностиля и редкость использования башкирского народного костюма в современной одежде. Богатство культуры на орнаменты, украшения, виды отделки, фактуры ткани и т.д. Подобная тема была использована Шанель в коллекции Париж-Эдинбург 2012-2013, где демонстрируется дух Шотландии с комбинированием легких прозрачных тканей с тяжелыми пальтовыми тканями.

Потребность данного ассортимента широк, такую одежду очень актуально использовать в гостиницах республики Башкортостан, для встреч иностранных гостей.

Современный костюм оказывается созвучным народному в использование похожих рисунков клетки, полоски разных ритмов и масштабов, в игре фактур материалов или общем колористическом решении. Весь ансамбль часто строится на применении элементов, характерных для народного костюма. Складки, меховые головные уборы, сапоги, пояса уместно подчеркивают в современном костюме национальные особенности.

Народный костюм, в котором согласованы и соподчинены все детали, подсказывает варианты решений современной одежды. В народном костюме соединены искусство обработки кожи, плетение, ткачества, аппликации и вышивки. Традиционный костюм каждого народа является памятником народного искусства, художественным ансамблем, главным в котором является сам человек.

1. Исследование темы. Обзор и анализ источников творчества


Использование в одежде металлических пластин, монет, кораллов - характерная особенность народной культуры.

.1 Особенности национального башкирского костюма

Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно сваливали, поливая горячей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы.

Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в ХIХ веке и ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро) шили сапожки ситек. Нередко, изготавливая те или иные виды обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже - с домашним холстом.

При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы.


В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.

В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин - платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат.

Южные башкиры нередко надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и свободнее предыдущей. Ниспадающие полы халатов позволяли продемонстрировать разнообразие и нарядный вид одежд.

      

В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин - кэзэкей. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой - шубу или тулуп. В районах горной Башкирии, удаленных от восточных рынков, одежда была более однородна.

Распространено было украшение платьев нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. В первые десятилетия нашего века распространившийся в северных и центральных районах фартук стал не только рабочей, но и праздничной одеждой. Его пояс стянул свободное платье. Стан перетягивали также поясом нагрудника, приталенной безрукавкой или кафтанчиком. Верхнюю одежду, как правило, шили на подкладке. Угловатый покрой с боковинами, прямыми рукавами и ластовицами в халатах почти не применялся. В то же время распашные вещи, как и рубахи, зачастую не имели швов в плечах. Покупные ткани, более широкие, чем домашние, позволяли шить халаты из цельного полотнища, без боковин, со слегка выбранными в талии и плавно расширенными книзу боками. В других случаях два полотнища стыковались посередине спинки. Это давало возможность вместе со спинкой выкроить и верхнюю часть рукавов. По тому же признаку вырезали полочки. Одежда из меха у башкир считалась обязательной в мужском гардеробе. Женщины имели ее не всегда, обходясь стеганым пальто или шалью и тканевым халатом. Случалось, что они надевали шубу мужа. В то же время существовали специально женские шубы, занявшие прочное место в обрядах.

Широкое использование в костюме металлических пластин и монет, кораллов - характерная особенность народной художественной культуры последнего тысячелетия. Серебро и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой, применялись не только в оформлении верхней одежды, но и головных уборов, обуви. Они использовались для создания самостоятельных украшений: нагрудников, наспинников, перевязей, ожерелий и др.

Все это в совокупности отличало башкирский костюм от одежды окружающих народов.

     

.2 Головные уборы башкир


Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. Этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно проявлялась в женских головных уборах. Особо следует сказать об оформлении наспинной ленты; ее называли койрок - «хвост», реже олон, озон - букв. «нечто длинное». Эта полоса обычно доходила до края одежды; в большинстве случаев она располагалась поверх праздничного халата, дополняя его декоративное убранство. На кумачовой основе наспинника выкладывался бисером мозаичный узор из квадратиков, ромбов, треугольников и других фигур. По краю ленты прикреплялись раковинки кортбаш, кортмош; по поверьям, они оберегали от сглаза. Заканчивался наспинник бахромой. В начале ХХ в. на юге Башкирии женщины средних лет надевали кашмау на платок, пожилые - на полотенцеобразное покрывало тастар. Имелись кашмау лишь в состоятельных семьях. Величественный башкейем (он же кэлэпуш) представляет собой возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость, закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Башкейем, как и кашмау, был готовым убором замужних женщин. Широко принятым убором в северной Башкирии были так называемые «колпачки». Их носили взрослые девушки и молодые женщины, покрывая небольшим платком. башкирский мужской женский костюм

Не менее необходимым убором до последнего времени оставались меховые шапки (бурек, кэпэс). Особенностью мужских шапок была характерная вытянутая форма. У южных и восточных башкир характерным головным убором являлись «малахаи», имевшие полость для прикрытия шеи и верхней части туловища от ветра. Другой распространенный в Средней Азии и на Среднем Востоке мужской убор - чалма - в костюме башкир стал атрибутом, главным образом, служителей мусульманского культа. Его носили, совершая молитвы, также некоторые пожилые мужчины.

.3 Обувь

Кожаные сапоги на твердой подошве итек - обувь преимущественно молодых мужчин и женщин - носили с шерстяными вязаными или суконными чулками, но чаще с портянками сылгау.

Праздничные сапоги шили из черной или подкрашенной кожи, с мягкими голенищами. На низ шла воловья или коневая кожа, верх могли делать из козлиной или телячьей.

Для башкирских сапог были характерны широкий носок, относительно прямое по всей длине, слегка приподнятое уступом на колене голенище. Шов располагался сзади. Обувь шили по одной колодке, одинаковую для обеих ног. Высота сапога доходила до колена. Носок сапога кроился отдельно, иногда он заходил на голенище спереди мыском. Задник в некоторых случаях вырезался вместе с голенищем.

Праздничные сапоги, особенно женские, могли быть на высоком каблуке. Нередко каблук отсутствовал, но пятка укреплялась несколькими слоями кожи и на это утолщение заходила подошва.

Низкая кожаная обувь в виде туфель - башмаки (башмак, ката, кун калуш); для нее были характерны прикрывающий подъем глубокий носок, низкий задник, каблук. В северных районах Башкирии, в Челябинской и Курганской областях башмаки носили женщины и мужчины, причем надевали их не только на вязаный или суконный чулок, но и на сапожки ситек. Особых украшений на обуви не было, тем не менее, она считалась праздничной, входила в состав свадебного костюма.

2. Обоснование актуальности темы (направление моды)

Данная тема очень актуальна в нашей республике. Мы здесь живем. Это наша культура мы не только должны знать о своей культуре, но и помогать развиваться и сохранить традиции, и применить в современной моде. Башкирский костюм очень богат на цвета, фактуру, отделки, вышивки, все это не должно быть утрачено, а наоборот воспроизведено в наилучшем уровне! Чтобы не только страна и вся Россия была заинтересована столь многообразием и богатством башкирской культуры.

Так же актуально внедрить эту тему в нашу повседневную одежду, в одежду рабочих в гостиницах, в администрациях президента, чтобы каждый гость (иностранец) приехав в нашу республику, мог больше узнать о культуре башкир, почувствовать себя в «настоящей Башкирии».

Сохранив дух Башкирии - мы сохраняем любовь к республике и чтим своих предков.

3. Определение концепции коллекции

Судя по настроению своей коллекции, я бы назвала ее коллекция «Юрты».

. Модель

Использованные материалы для накидки: сукно бирюзовое, искусственная кожа коричневого цвета, искусственная замша цвета бордо.

Силуэт: Свободный

Конструктивно-технологические особенности: без швов, конусообразной формы, с углубленной проймой.

Декоративная отделка: монеты, тесьма из монет, бисер

Для платья: шифон охра и бордо.

Силуэт: полуприлегающий

Конструктивно-технологические особенности: спинка без среднего шва, двухслойная, полочка двухслойная с горизонтальными вытачками, без рукавов, юбка - полусолнце трехслойная.

Для брюк: трикотаж охра и бордо.

Конструктивно-технологические особенности: выполнены вставки из такого же трикотажа

. Модель

Использованные материалы для накидки: сукно розовое

Конструкторско-технологические особенности: углубленная пройма, боковые швы, цельнокроеный капюшон.

Для платья: трикотаж охра и бордо

Силуэт: полуприлегающий

Декоративная отделка: пояс длинный с монетами

. Модель:

Использованные материалы для накидки: сукно зеленое

Силуэт: свободный

Конструкторско-технологические особенности:без швов с цельнокроеным капюшоном и углубленной проимой.

Для верхнего изделия: натуральная кожа синий металлик, сетка черная, трикотаж темносинего цвета

Силуэт: полуприлегающий

Декоративная отделка: монеты

Для брюк: трикотаж бледнорозовый

Силуэт: плотноприлегающий

4. Описание коллекции

Данная коллекция под названием «Юрты» в целом выглядит тяжело и необычно, накидки из благородных природных цветов с декоративными отделками делает образ более четким и передает дух башкирского народа. Благодаря шифону и трикотажу наряд становится более нежным, спокойным и легким.

Вывод

Этностиль все более становится актуальным в нашей стране и ручная работа ценится очень высоко. У башкирского народного костюма есть все шансы стать отличным источником для реализации маркетинговых способностей в одежде.

Маркетинговые способности данной коллекции и внедрение ее в производство вполне возможно и актуально как для повседневной одежды, в одежду рабочих в гостиницах, также для работников администрации президента, чтобы каждый гость (иностранец) приехав в нашу республику, мог больше узнать о культуре башкир, почувствовать себя в «настоящей Башкирии».

Сохранив дух Башкирии - мы сохраняем любовь к республике и чтим своих предков.

Список литературы

1.   Матузова Е., Соколова Р. Мода и крой. Москва, 2001

2.       Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. - С.12-16.;

.        Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. - М., 1979. - С.160-182.

.        Отражение национального духа башкирского народа. Сайт

.        Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики / Т.О. Бердник. - Ростов н/Д,: издательство «Феникс», 2001. - 320 с.

.        Традиции башкирского народного искусства в современной одежде.- Уфа,- 1988.

.        Шитова С.Н. Башкирская национальная одежда. - Уфа,- 1995

.        Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. - Ростов-н/Д.: издательство «Феникс», 2000. - 448 с.

.        Буровик К.А.. Родословная вещей / К.А. Буровик. - М.: Знание, 1991. - 232 с.

.        Голыбина А.Г.. Вкус и мода / А.Г. Голыбина. - М.: Знание,1974. - 160 с.

.        Горина Г.С. Моделирование формы одежды / Г.С. Горина. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

.        Гофман А.Б.. Мода и люди / А.Б. Гофман. - М.: Наука, 1994. - 160 с.

.        Композиция костюма / Г.М. Гуссейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М., 2003. - 432 с.

.        Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды /В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. - М., 2001. - 184 с.

.        Жученкова С.Н.. Формирование эталона модного костюма. Конспект лекций / С.Н. Жученкова. - М., 1993. - 20 с.

.        Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма / Т.В. Козлова - М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 1988. - 352 с.

.        Найденская Н.Г. Человек. Образ. Стиль. / Н.Г. Найденская, Е.В. Новокщенова, И.А. Трубецкова. - М., 2002. - 368 с.

.        Пармон Ф.М. Композиция костюма / Ф.М. Пармон - М.: Легкая промышленность, 1997. - 364 с.: ил.

.        Супрун А. Почему мы так одеты / А. Супрун, Г. Филановский. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 190 с.

.        Черемных А.И. Основы художественного проектирования одежды /А.И. Черемных. - М.: Легкая промышленность, 1968.

.        Журналы мод.

Похожие работы на - Коллекция молодежной одежды в традиционном башкирском стиле

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!