Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка

Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Карасукский педагогический колледж»









Выпускная квалификационная работа

Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка

Насибулина Майя Еркешевна

Специальность 050709

Преподавание в начальных классах

Курс 6, группа 601

Отделение: заочное

Руководитель

Черторыгина Ольга Владимировна



2011г.

Введение

«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы узнаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - сказал Льюис. - Эта вещь мы сами».

Человек в процессе жизнедеятельности постоянно оценивает предметы, явления, ситуации, политические события, поступки и действия других людей (оценки внешнего мира); оценивает свои возможности, состояния, поступки и результаты своих детей (самооценки).

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна.

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и школьных группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений - это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе - сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно - исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.

Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и прочее.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально - возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, то есть, отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В младших школьных группах могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально - оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и так далее.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 8 - 9 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально - личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях школьников, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.

Цель работы: выявить влияние самооценки младшего школьника на социальный статус.

В данной работе нами решались следующие задачи:

. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего школьного возраста.

. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Объект работы: изучение самооценки младшего школьника.

Предмет работы: влияние самооценки на статус ребенка в группе.

Методы работы: в соответствии с целями и задачами исследования использовался комплекс теоретических и экспериментальных методов, который включает в себя:

теоретический анализ отечественных и зарубежных источников литературы по проблеме;

метод наблюдения;

метод беседы;

методика «Социометрия» Морено;

тест Т. Дембо - С. Рубинштейна и «Лесенка».

Практическая значимость работы: данная работа может представлять интерес для учителей, психологов, родителей, проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений в данном возрасте.

База исследования. МОУ Басковской ООШ 2 класса в количестве 4 человек, из них 2 мальчика и 2 девочки в возрасте 8 - 9 лет;

Структура работы:  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 33 источников.

1. Понятие самооценки и особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста на его статус

.1 Самооценка: понятие, сущность, виды

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:

Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и так далее. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

У Дубровиной понятие самооценки состоит в следующем:

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.

Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального.

В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный - знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный - отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.

Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка - основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

Различают общую и частную самооценку. У ребенка младшего школьного возраста общая самооценка находится в процессе формирования, она еще не устоялась и подвержена любому влиянию. Поэтому дети этого возраста нуждаются в постоянном одобрении, в подтверждении, что в принципе он хороший и достоин любви. Например, данные современных психологических исследований показывают, что положительная самооценка ребенка играет значительно большую роль в успешном обучении, чем уровень его умственного развития. Ребенок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова, поскольку он верит в себя.

Однако для формирования положительной самооценки недостаточно, если все время повторять ребенку: «В принципе ты хороший», он очень быстро поймет, что учитель неискренен и говорит так по обязанности. Поэтому, если у ребенка что-то не получается, важно подбодрить его.

Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения), различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Функция самооценки состоит в том, что она выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение - это принятие себя, любовь к себе.

Самооценка позволяет сформировать Я - концепцию.

Самооценка - отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Необходимо изучить систему личных отношений детей в классе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Чем выше статус ребенка в классе, тем более высокий уровень самооценки.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

самооценка школьник статус личность

1.2 Особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста

Один из самых важных моментов в развитии личности школьника - формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность.

У младшего школьника возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. На первых порах в основе самосознания школьника лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший школьник словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку школьник еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний школьника, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Если школьник имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, школьник должен снизить свою самооценку, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно.

При заниженной самооценке школьник ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и так далее. В этом возрасте дети обращают больше на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

«Я - концепция» складывается под влиянием представлений о ребенке, отношения к нему любящих к нему людей, прежде всего родителей. Она приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие. Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее.

.3 Личностное развитие младшего школьника

Какие возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста необходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива?

Идя в школу ребенка ждут крупные изменения в его жизни.

Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.

Согласно отечественной психологической теории источником развития личности являются ее потребности. В младшем школьном возрасте дети имеют достаточно выраженные потребности - в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их большей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников являются мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности - дидактическими играми, учением, конструированием и так далее. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждая выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.

Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания.

.4 Уровень притязаний младшего школьника

Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вводит в психологию понятие "идеальной цели" - цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.

В новейшем психологическом словаре Шапарь В.Б. и другие, определяют уровень притязаний. Они пишут, что уровень притязаний характеризует:

) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент);

) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повышения притязаний, чтобы одержать максимальный успех;

) снижения их, чтобы избежать неудачи.

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.

.5 Показатель развития самосознания младшего школьника - самооценка

Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно - белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены дети с устойчивой адекватной, завышенной и заниженной самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. Дети имеющие завышенную самооценку, характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». Третья группа детей - с заниженной самооценкой - малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя».

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.

К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль - роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению - создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.

Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.

Несмотря на совершенствование этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и в учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности - мотива достижения. С самооценкой связано и другое личностное образование - уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи - на оценку выше остальных.

1.5 Влияние самооценки на социометрический статус личности

В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямо пропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.

Так, общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости: «Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым). Немов пишет, что одним из фактов, определенно влияющих на правильность восприятия людьми друг друга является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми друг друга называется «эффектом ореола». Если, например, первичное впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). И наоборот. И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения. Ведь на первичное о человеке впечатление влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять - таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации). Тем более, что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.

Тем не менее, несмотря на всю логику теории, на практике зависимость самооценки и статуса подтвердилась лишь частично. Так, у детей группы самооценка оказалось высокой у Груне Александра, адекватная у Чурсина Никиты и Ташкиновой Дарьи, а вот у Кирикеевой Александры выявилась она заниженной.

Следует принять необходимые меры, чтобы этот ребенок не вырос как изолированный от общества и от мира всего человек.

2. Опытно - практическая работа по изучению межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего школьного возраста

.1. Организация и методика работы влияния самооценки на статусное положение ребенка в группе

Данная работа проводилось во 2 классе. Работа проводилась в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 2 - го класса МОУ Басковской ООШ, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 4 человек: 2 девочки и 2 мальчика. Возраст детей 8 - 9 лет.

В ходе работы были использованы методы наблюдения, тестирования.

Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).

Социометрия - это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при работе самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при работе способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и так далее.

Каждому учащемуся был предложен бланк с вопросами «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

. Если бы у тебя была возможность пригласить кого - либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

. Кому ты доверишь свою тайну?

. Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!»

Ход проведения. Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывал на бланке под номером вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первый указывается тот учащийся, кому кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии ( антипатии-при отрицательных критериях-вопросах), затем записывал фамилию, того кому отдает предпочтение во вторую очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могли повторяться. После выполнения задания исследователь и испытуемые проверили: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек.

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составили матрицу положительных социометрических выборов (см. табл.1)

Таблица 1. Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя

Критерии выбора

Кого выбирают



1

2

3

4

Груне Александр

1 3




1

Кирикеева Александра

1 3


1


Ташкинова Дарья

1 3

2

2


2

Чурсин Никита

1 3

2


1


Получено выборов


3

1

2

2

Получено взаимных выборов


2

2

2

1

 


Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся; по горизонтали - из номера, под которым испытуемые обозначены в списке. Напротив каждой фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.2)

Таблица2 Матрица социометрических отрицательных выборов

Фамилия, имя

Критерии выбора

Кого выбирают



1

2

3

4

Груне Александр

1 3


1

1

1

Кирикеева Александра

1 3

1


1

2

Ташкинова Дарья

1 3

1

2


2

Чурсин Никита

1 3

2

1

1


Получено выборов


3

2

3

3

Получено взаимных выборов


2

1

3

2

 


Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

С=М (n-1)

Где, С- социометрический статус учащегося; М- общее число испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитывается от суммы положительных); n- число испытуемых.

Вычислим социометрический статус каждого учащегося:

Груне А. 3: (4-1)=1

Кирикеева А. 1 : (4-1)=0,3

Ташкинова Д. 2: (4-1)=0, 6

Чурсин Н. 2: (4-1)=0,6

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

«Звезды» «Предпочитаемые»  «Принятые» «Непринятые» «Отвергнутые»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым


Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

     Общее число сделанных положительных выборов

К=____________________________________________

                      Общее количество испытуемых

В одном случае К=8:4=2

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды»- Груне А.

«Предпочитаемые»- Ташкинова Д.

«Принятые»- Кирикеева А., Чурсин Н.

«Непринятые» - нет

«Отвергнутые» - нет.

а) 1,2 и 3 статусные группы являются благоприятными. Исходя из этого, можем знать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1, 2 и 3) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Для работы была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Рембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями работы (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность). Материалом для работы послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и другие.) Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - самые больные люди, вверху - самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Ташкинова Дарья

                                                                      завышенная

                                                                  Я

                         средняя

            заниженная


   добрая                               умная                                сильная



злая                               глупая                                    слабая

Кирикеева Александра завышенная

                                          Средняя

                                     Я

заниженная

добрая                          умная                                    сильная



злая                               глупая                                   слабая

Чурсин Никита                                                                        завышенная

                                                                              Я

                                                        средняя


заниженная

добрый                         умный                           сильный



злой                            глупый                                     слабый

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла.

Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5.

После обработки методики нам необходимо сделать диаграмму данных (см. диаграммму1)

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

в группе из общего количества детей:

% имеют высокий уровень самооценки;

% имеют средний уровень самооценки;

% имеют низкий уровень самооценки.

Диаграмма 1 «Результаты самооценки»

Рассмотрев отдельно, мальчиков и девочек видим, что: у мальчиков экспериментальной группы уровень высокой самооценки составляет 60% и адекватная самооценка равна 40%.

Рассматривая девочек, по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее: уровень средней самооценки у девочек равно 85%, уровень низкой самооценки составляет 15%.

Статусное положение детей с различным уровнем самооценки.

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:

из общего количества детей первого статуса (лидеры) 78% детей имеют

высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки;

из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 100% детей имеют средний уровень самооценки;

Диаграмма 2 «Статусное положение детей»

В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка школьника в целом адекватная, однако изменения самооценки при переходе из одной статусной группы в другую незначительны (см. табл.3)

Таблица3 Статус детей с различной самооценкой

Учащиеся 2 класса

Соотношение статусного положения с присущей самооценкой

Груне Александр

«лидер»

Чурсин Никита

«предпочитаемый»

Ташкинова Дарья

«предпочитаемый»

Кирикеева Александра

«принебрегаемый»


В данном исследовании были достигнуты следующие результаты:

. На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.

большинство детей имеют благоприятный статус (75%), то есть относятся к категориям «лидеры» и «предпочитаемые».

Следовательно, большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении.

самооценка детей данной экспериментальной группы находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень самооценки;

После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:

. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

. Использовать в своей работе упражнения для формирования адекватной самооценки и повышения статуса ребенка в группе, которые представлены в параграфе 2.2.

.2 Содержание работы по формированию адекватной самооценки

Цель коррекционных упражнений - повышение самооценки и статуса учащихся в группе.

Задачи:

знакомство детей с упражнениями, направленными на повышение самооценки;

формирование практических навыков применения подобных техник в обыденной жизни;

создание благоприятной обучающей среды для детей.

. Игра "Похвалилки"

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и так далее.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

. Игра "За что меня любит мама"

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.

После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

. Игра "Подари карточку"

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!).Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины "добычу".На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры "отверженных" детей не остается.

. Игра "Скульптура"

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение. Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:

ребенка, который ничего не боится;

ребенка, который всем доволен;

ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

. «Я - лев»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я - лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев - царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я - лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

. «Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным - клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие - дети не должны отцепляться друг от друга. «Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

. «Я очень хороший»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом - обычным голосом, а затем - прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я - Катя! Я - очень хорошая!» или «Я - Саша! Я очень хороший!» Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

. «Ладошки»

Цель: повышение самооценки.

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

. «Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

. «Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

Заключение

В процессе проведенной работы влияния самооценки младшего школьного возраста можно сказать, что по полученным результатам видим, чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.

В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между школьниками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Проведенные работы также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения самооценки на статус ребенка в данном возрасте - младшего школьничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.

Они так - же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего школьного возраста.

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.

. Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г. - 168с.

. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г. - 99с.

. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1994. - 83с.

. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 352с.

. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. - 274с.

. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999г. - 528с.

. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - 374с.

. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьника. - М.: Просвещение, 1967. - 156с.

. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.

. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического

развития детей. - М.: АПН СССР, 1982. - 164с.

. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г. - 182с.

. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.:

Просвещение, 1981. - 195с.

. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986г. - 147с.

. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г. - 206с.

. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г. - 179с.

. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г. - 229с.

. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176с.

. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.

заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.

. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.

. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 147с.

. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. 179с.

. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании:

учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.

. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 1997.- 214с.

. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. - 114с.

. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.:Просвещение, 1991.- 161с.

. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. - М.,Генезис, 2004 г.- 309с.

. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4-х ч.: Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/пер. с нем. - М., Генезис, 2003 г. - 299с.

. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г. - 303с.

Похожие работы на - Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!