Анализ состояния системы образования Тверской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,44 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ состояния системы образования Тверской области

Содержание

Введение

. Анализ состояния системы образования Тверской области

.1 Общая характеристика Тверской области

.2 Общая характеристика региональной системы образования

. Перечень проблем развития образования Тверской области

.1 Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области

.2 Характеристика малокомплектной школы - МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской области

. Стратегические цели и задачи развития системы образования Тверской области

. Планируемые направления и мероприятия по развитию системы образования Тверской области

. Ресурсы, необходимые для развития образования Тверской области

.1 Финансовые ресурсы

.2 Кадровые ресурсы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Наука и образование являются важнейшими факторами прогресса человеческой цивилизации, генераторами эффективного и устойчивого экономического роста. Значение науки и образования еще более возрастает в силу процесса перерастания индустриального общества в информационное. Одновременно объективно обусловленным образом усиливается как интеграция науки и образования, которые образуют единый научно-образовательный комплекс, так и его взаимодействие и взаимопроникновение со всей системой общественного воспроизводства. При этом возникает много новых и актуальных проблем, решение которых обладает повышенной актуальностью и для экономической теории, и для народнохозяйственной практики.

Для России роль научно-образовательного комплекса особенно велика. Именно он объективно призван стать генератором преодоления затяжного и глубокого кризиса экономики, главным фактором экономического роста. В системе международного разделения труда России целесообразно специализироваться, прежде всего, на деятельности в области научных и образовательных услуг, а также на генерировании наукоемких технологий.

Образование в современном мире есть ключевое условие экономического роста, социального и экономического благосостояния страны, его следует рассматривать как в собственно педагогическом, так и цивилизационном плане. Между тем образование является и базовой социальной категорией. Так в социальном плане образование есть одно из наиболее социально значимых благ, основное средство приращения человеческого капитала нации. Однако текущие действия властей сводятся к неизменной «экономии на образовании». Процессы такого рода затронули российское образование еще в начале 90-х гг. во время политического кризиса, в 1998 г. в период финансового кризиса, и лишь в начале XXI века началась модернизация образования, которая задумывалась как некая основа преодоления затянувшейся стадии догоняющего развития страны, без расчета на вмешательство финансового кризиса 2008 года. Таким образом, граждане оказались вовлечены в противоречивые трансформационные процессы в сфере образования, что в свою очередь, безусловно, заслуживает исследовательского внимания особенно в разрезе регионов нашей страны.

Цель данной работы: заключается в анализе системы среднего образования Тверской области как наиболее типичного субъекта ЦФО и разработка основных целевых направлений и мероприятий.

Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:

-       представить анализ состояния научно-образовательного комплекса (среднее образование) Тверской области;

-       изучить показатели развития образовательной системы Тверской области;

-       рассмотреть основные механизмы, лежащие в основе развития системы образования Тверской области;

-       выявить основные проблемы и пути развития системы образования Тверской области.

Предметом исследования является система показателей и механизмов развития образовательного комплекса Тверской области.

1. Анализ состояния системы образования Тверской области

.1 Общая характеристика Тверской области

Тверская область - самый крупный субъект Российской Федерации в Центральном федеральном округе по занимаемой площади (84 тыс. кв. км), представляет собой территорию с населением 1,4 млн. человек и большой продолжительностью дорог (22 тыс. км, из них 6 тыс. км - поселковых).

В Тверской области:

·        Городских округов - 7, в т.ч. городов - 5, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) - 2;

·        Муниципальных районов - 36;

·        Городских поселений - 44;

·        Сельских поселений - 317.

Большая территория Тверской области, высокая дисперсность расселения жителей, не всегда совпадающая с дислокацией предприятий различных отраслей экономики, огромная протяжённость дорог, демографические проблемы заставляют систему управления региональным, муниципальным образованием искать новые способы решений отраслевых задач.

Например, формировать образовательные округа в системе общего образования или выделять ресурсные центры для сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в соответствии с экономическими кластерами региона. Эффект - единицей управления становится не отдельное учреждение, а образовательный округ, в котором происходит «разделение полномочий», перераспределение образовательных ресурсов, позволяющее их использовать учащимся, педагогам разных учреждений.

Демографические изменения, которые происходят в стране и существенным образом влияют на изменение контингента обучающихся в системе образования, присутствуют и в Тверском регионе. Так численность постоянного населения на 1 октября 2012 года, составила 1337,2 тыс.человек и сократилась за январь-сентябрь 2012 года на 5,0 тыс.человек.

Демографическая ситуация в январе-сентябре 2012 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, о чем свидетельствуют следующие данные:


Человек

На 1000 населения


2011

2012

2011

2012

Родившихся

11028

11536

11,0

11,5

Умерших

19014

18197

18,9

18,2

в том числе детей в возрасте до 1 года

91

113

8,3

9,9

Естественная убыль

-7986

-6661

-7,9

-6,7


Число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза.

1.2 Общая характеристика региональной системы образования


Научно-образовательный комплекс Тверской области включает в себя более тысячи образовательных учреждений:

-       495 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 53843 человек;

-       564 самостоятельных и 28 филиалов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, из них, 234 расположены в городской, 356 - в сельской местности, в которых обучается 117295 человек;

-       9 негосударственных общеобразовательных учреждений, в которых обучается 1392 человек;

-       вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся 3260 человек;

-       46 самостоятельных учреждений начального профессионального образования с контингентом обучающихся 9175 человек;

-       43 самостоятельных государственных, муниципальных и негосударственных учреждения среднего профессионального образования и 4 филиала, в которых обучается 20598 студентов;

-       8 самостоятельных государственных и негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования и 24 филиалов, в которых обучается 39859 студентов.

С учетом потребностей и возможностей личности получение образования обеспечивается в образовательных учреждениях очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в форме экстерната, в форме семейного образования, самообразования.

В таблице 1 приведены основные общие региональные показатели.

Таблица 1. Основные показатели по состоянию сети общего образования

Показатель

Среднее значение по региону

Охват детей и подростков в возрасте 7-18 лет услугами общего образования (%)

99,86

Соотношение «ученик-учитель» город/село (чел.)

16/6

Средняя наполняемость классов город/село (чел.)

23/6

Доля ОУ, имеющих сайты (%)

88,44

Доля ОУ, в которых введена новая система оплаты труда (%)

100

Доля ОУ, получающих бюджетных средства на основе принципов НПФ (%)

100

Доля школьников, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям (%)

74

Количество базовых школ Тверской области (ед.)

170

Количество информационных центров ОУ (ед.)

170

Количество единиц школьного автотранспорта (ед.)

308

Количество центров дистанционного образования детей-инвалидов (ед.)

43


Основными документами, определяющим стратегию развития системы регионального образования, является Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, федеральные целевые программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.

Анализ результатов реализации образовательной политики в регионе за последние годы позволяет зафиксировать ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы, которые должны стать предметом работы отрасли на ближайшую перспективу.

За период реализации федеральных программ и проектов: приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», долгосрочной целевой программы «Развитие образования Тверской области», комплекса мер по модернизации общего образования достигнуты следующие результаты и получены эффекты:

-       сформирована региональная системы оценки качества образования, позволяющая получать объективную картину уровня достижений учащихся для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования во взаимодействии с обществом. Проведены мероприятия по обеспечению готовности системы образования региона к введению нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); осуществляется введение ФГОС на уровне начальной ступени обучения;

-       создана сеть информационных центров базовых школ, объединенных единой региональной ведомственной виртуальной сетью, обеспечено взаимодействие школ региона с использованием сервиса видеоконференцсвязи;

-       создано государственное учреждение «Центр информатизации образования», региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов, координирующий деятельность 43 муниципальных центров дистанционного образования, осуществляет работу виртуальная школа, сервисы которой позволяют обеспечивать доступность качественного образования учащимся с особыми образовательными потребностями;

-       обеспечивается поддержка деятельности школьного автотранспорта как системы, обеспечивающей доступность образовательных услуг большему количеству учащихся Тверской области, обеспечивается безопасность школьных перевозок, в том числе за счет внедрения системы спутникового слежения ГЛОНАСС;

-       осуществляется модернизация системы повышения квалификации педагогических работников; вводится в практику персонифицированная модульно накопительная система подготовки;

-       реализация принципа открытости образования осуществляется путем создания сайтов образовательных учреждений, муниципальных и регионального органов управления образованием, ежегодного издания публичных докладов о результатах деятельности на всех уровнях образования;

-       осуществляется поддержка деятельности негосударственных образовательных учреждений; функционирует лицей-интернат для одаренных учащихся сельской местности, созданный при Тверском государственном университете.

Комплекс мер по модернизации системы общего образования Тверской области в 2011 году реализовывался с использованием, созданных в регионе финансовых и организационно-экономических механизмов: нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда, система аттестации педагогов и т.д.

С 2006 года финансирование образовательной услуги осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования. За первый год реализации проекта нормативы финансирования на 1 учащегося в городской и сельской местности выросли соответственно на 8,46% (с 18,7 тыс. руб. до 20,3 тыс. руб.) и на 13,07% (с 39,8 тыс. руб. до 45,1 тыс. руб.).

Новой системой оплаты труда работников образовательных учреждений, введенной в Тверской области в 2009 году, предусмотрено наряду с базовыми окладами и компенсационными выплатами формирование стимулирующей части фонда оплаты труда.

Структура ФОТ в условиях НСОТ

до начала проекта                              к концу 2011 года


Это позволило направить выделенные в рамках комплекса мер средства из областного бюджета как на повышение базового оклада, так и в стимулирующую часть фонда оплаты труда учителей государственных и муниципальных ОУ Тверской области и напрямую увязать рост их заработной платы со стимулированием повышения качества работы учителей общеобразовательных учреждений.

Вступившее в действие с 1 января 2011 года положение об аттестации педагогических работников также формирует положительную мотивацию: приоритетом становятся повышение профессионализма и конкурентоспособности; расширение знаний по преподаваемому предмету; улучшение результатов педагогической деятельности аттестуемого за определённый период (5 лет); отмечается положительная динамика изменения качества достижений учащихся.

Повышение средней заработной платы учителей ОУ

Из регионального бюджета на повышение средней заработной платы учителям ОУ Тверской области с 01 сентября 2011 года было выделено 183 млн. руб.

Плановый показатель соотношения среднемесячной заработной платы учителей в Тверской области за 4 квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Тверской области за 1 квартал 2011 года - 85,2% исполнен. В 4 квартале 2011 года в рамках принимаемых мер средняя заработная плата учителей ОУ Тверской области составила 15 436 руб., что на 51,3% выше средней заработной платы учителей до начала реализации проекта (1 квартал 2011 года - 10 200 руб.) и составила 97% к средней заработной плате в первом квартале 2011 года работников в целом по экономике (15 591 руб.).

Темпы изменения роста показателя средней заработной платы учителей ОУ Тверской области представлены на графике 1.

График 1. Изменения показателя средней заработной платы учителей ОУ Тверской области в 2011 году (тыс.руб.)

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

В 2010-2011 учебном году в Тверской области 11 общеобразовательных школ Тверской области опережающее ввели ФГОС в первых классах, в настоящее время они выполняют функцию муниципальных ресурсных центров по методическому сопровождению реализации новых ФГОС. Проведен мониторинг по исследованию уровня соответствия условий обучения в начальной школе требованиям ФГОС, разработаны рекомендации по результатам исследования образовательных достижений обучающихся 1-х классов по итогам обучения за первый учебный год.

В 2011-2012 учебном году все первые классы ОУ Тверской области (13 083 учащихся) приступили к работе по новым ФГОС.

Во всех школах внесены изменения в уставы, приведены в соответствие должностные инструкции учителей, разработаны и утверждены образовательные программы, разработаны модели внеурочной деятельности. В 100% общеобразовательных учреждений проведена работа по информированию родителей о введении ФГОС через родительские собрания, консультации, информационные стенды, необходимая информация размещена на сайтах школ. В регионе реализуется программа информационного сопровождения деятельности по развитию образования «ПроЗнание», создана электронная газета, активно используется сайт Министерства образования Тверской области.

Приобретение учебно-лабораторного и спортивного оборудования

В 100% школ оборудованы рабочие места учителей, приобретено учебное и учебно-лабораторное оборудование: 170 аппаратно-программных комплексов (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), наборы оборудования различной комплектации (плакаты, таблицы, раздаточный материал, лаборатории и т.п.) для занятий на уроках математики, чтения, естествознания, русского и иностранного языков, для осуществления экологической, музыкальной деятельности, конструирования. На эти цели израсходовано 71,5 млн. руб. средств федерального бюджета. Также закуплено компьютерное оборудование (компьютеры, принтеры, копиры и т.д.) для ОУ на сумму 33,0 млн. руб.

Для обеспечения условий для занятия физической культурой и спортом установлены 2 спортплощадки в государственных общеобразовательных учреждениях Тверской области (0,75 млн. руб. и 5,2 млн. руб. соответственно за счет средств федерального и регионального бюджета).

Пополнение фондов школьных библиотек

В 2011 году для общеобразовательных школ приобретена учебная литература на сумму 35,1 млн. руб., в том числе 31,1 млн. руб. - средства федеральной субсидии и 4 млн. руб. - средства регионального бюджета. Все обучающиеся 1 классов школ обеспечены учебными пособиями на 100%.

Следует отметить, что 206 (48%) школьных библиотек переведены на электронный учет книжных фондов и выдачу книг, обеспечен свободный доступ учащихся к книжному фонду, ученики имеют электронные читательские билеты.

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

В Тверской области с 2006 года поэтапно осуществляются процессы реструктуризации образовательной сети общеобразовательных учреждений, которые сопровождаются реализацией социальной программы «Школьный автобус». Парк школьного автотранспорта составляет около 300 единиц. Для подвоза учащихся, проживающих в сельской местности к месту обучения, приобретено 80 единиц школьного автотранспорта, в том числе 45 единиц транспорта за счет средств федерального бюджета (45,5 млн. руб.), 35 единиц - за счет средств регионального и местных бюджетов (17,2 млн. руб. и 19,1 млн. руб. соответственно). Автобусы оснащены системой электронного слежения за безопасным передвижением ГЛОНАСС.

Развитие школьной инфраструктуры

С целью выполнения требований к санитарно-бытовым условиям, охране здоровья обучающихся, обеспечения внедрения технологий энергосбережения отремонтировано 50 помещений, в том числе 9 спортивных и 2 актовых зала (11 школ), произведен текущий ремонт ремонт/замена электропроводки, окон, кровли, фасадов (25 школ) за счет средств регионального бюджета и муниципального софинансирования - 41,3 млн. руб.

Повышение квалификации, профессиональная подготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

В 2011 году в Тверской области осуществлялась работа по повышению квалификации муниципальных координаторов, руководителей школ, заместителей руководителей, учителей начальных классов общеобразовательных учреждений по направлениям Комплекса мер по модернизации общего образования, включая вопросы введения федеральных государственных образовательных стандартов. На начало учебного года 100% педагогов, осуществляющих обучение в соответствии с требованиями нового стандарта, прошли повышение квалификации (1 203 педагогических и 145 руководящих работников). Всего в 2011 году повысили квалификацию 3 142 педагогических и 400 руководящих работников. Продолжено развитие вариативных форм повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений Тверской области. 25 человек осваивают образовательную программу, сформированную в соответствии с модульно-накопительными принципами построения.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения обучающихся

В 2011 году закуплено и поставлено лицензионное программное обеспечение в 100% общеобразовательных учреждений. На 100% компьютеров в школах Тверской области установлен базовый пакет Майкрософт (10 407 лицензий), а также программное обеспечение для антивирусной защиты рабочих станций (12 228 лицензий), организовано методическое и консультационное сопровождение. Сумма вложений - 4,0 млн. руб. (федеральные средства).

Создана Виртуальная школа Тверской области, которая используется как ресурс развития системы дистанционного образования школьников. База развития: 170 информационных центров базовых школ Тверской области, региональная виртуальная ведомственная сеть, внедренный сервис «видеоконференсвязь», доступ в Интернет со скоростью от 2 до 10 Мгб/сек, опыт создания системы дистанционного образования детей-инвалидов, наличие ГУ «ТверьИнформОбр», обеспечивающего развитие процессов информатизации в регионе.

2. Перечень проблем развития образования Тверской области

В процессе анализа выявлен ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее продвижение в развитии системы общего образования Тверской области:

-       отмечается незавершенность институциональных реформ (базовые школы, выполняя дополнительные функции, не получили ни должного официального статуса, ни дополнительного финансирования, более того, часто являются «донорами» для образовательных учреждений с низкой наполняемостью учащимися);

-       в связи с несовершенством образовательной сети наблюдается тенденция «вынужденного отступления» от принципов нормативного подушевого финансирования, снизились темпы мотивации изменения технологий управления, реализации принципов государственно-общественного управления образованием в связи с затянувшимся периодом постоянных изменений;

-       отмечается «старение» учительского корпуса; средняя заработная плата учителей пока не достигает показателя средней заработной платы по экономике региона, что снижает приток и закрепление молодых специалистов в системе образования;

-       управленческие кадры всех уровней, педагогические работники испытывают существенные профессиональные затруднения, связанные с постоянным изменением основополагающих нормативных актов, по которым работает система образования Российской Федерации в том числе с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;

-       при значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне медленном обновлении кадрового состава педагогических работников вложения в повышение их квалификации не дают должного эффекта; также требуют изменений принципы, технологии, методы повышения квалификации работников системы образования;

-       изменившаяся система расселения жителей и размещения объектов образования не соответствует структуре сетей социального обслуживания (учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта), спроектированным и построенным в предшествующий исторический период, поэтому сохраняется несбалансированность образовательной сети системы общего образования, что обуславливает неэффективность бюджетных вложений в образование; усиливаются различия муниципальных систем образования по доступности и качеству образовательных услуг, наличию ресурсов, а это в свою очередь обуславливает риск появления сегмента школ (в основном сельских), получающих повышенное финансирование и стойко демонстрирующих низкие учебные результаты уже на первой ступени образования;

-       условия предоставления образовательной услуги не в полной мере соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

-       остается неразвитой система раннего выявления и поддержки талантливых детей; отсутствует общерегиональная система сопровождения одаренных учащихся в период обучения в школе; а система дополнительного образования детей сегодня не готова «достроить» образовавшийся дефицит;

-       остается тревожным состояние здоровья учащихся.

2.1 Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области

Несколько лет в Тверской области под видом "оптимизации" происходил самый настоящий разгром системы образования на селе. Поданными Росстата Тверская область к началу 2011 года оказалась на втором месте в ЦФО, после Тамбовской области по количеству закрытых малокомплектных сельских школ. С 2005 года в рамках так называемой оптимизации закрыто более 250 малокомплектных школ. По определению малокомплектная школа - школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Такие школы распространены во многих странах главным образом в сельской местности. В каждой стране такие школы имеют свое предназначение, реализуют свою образовательную практику и политику. Так, французы называют сельские школы, в которых всего лишь один класс, «идеалом республики».

В самом общем виде проблема малокомплектных школ выглядит следующим образом: в результате падения рождаемости, ряд школ на селе недотягивают до нормативной наполняемости. Количество детей с каждым годом падает, а школа, независимо от этого, должна иметь здание со специальными помещениями, административный и обслуживающий персонал. Школу необходимо отапливать зимой и ремонтировать летом. Чем меньше учащихся, тем дороже это обходится бюджету в расчете на одного потребителя услуги. Нормативы финансирования, рассчитанные для обычной школы, не покрывают затраты малокомплектной школы.

В настоящее время в России малая сельская школ становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой:

. По данным российской газеты «Труд», в сельских школах России обучается 5.9 млн. детей, работает 68 тысяч учителей. 67% сельских школ имеют свои учебно-опытные участки. 79% сельских школ владеют землей на правах собственности, возделывают ее, многие получают урожаи не ниже, а то и выше фермерских и обеспечивают себя продовольствием.

. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания - эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.

. В целом сельскую школу, детский сад и дом культуры можно рассматривать как единый центр культурной жизни села. Есть мнения представителей руководства инновационных школ Тверской области, расположенных в сельской местности, что роль школы одна из самых главных в развитии региона в целом. Там, где есть школа, есть и жизнь.

Таким образом, можно сказать, что из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь, однако не всегда находящая должное применение своим способностям и умениям.

«Малокомплектные школы - одна из наиболее тяжелых проблем российского образования. Обольщаться не стоит: демографическая ситуация будет ухудшаться еще несколько лет. Только к 2020 году мы достигнем того количества учащихся, которое имело место в 2003-2004 годах - восемнадцати миллионов человек. Тем не менее, сейчас решения о закрытии сельских школ зачастую принимаются некорректным образом».

"Правительство Тверской области считает необходимым сохранение малокомплектных сельских школ... Сохранение школ имеет огромное социальное значение для села!" Это - цитата из Послания Губернатора Тверской области А.В.Шевелёва.

Проведем анализ малокомплектной школы - МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской области

2.2 Характеристика малокомплектной школы - МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской области

История школы

Свою историю МОУ "Ждановская основная общеобразовательная школа" ведёт с 1927 года, когда она начала действовать как начальная школа. Затем, в 1932 году, был открыт 5 класс, и из неприспособленных помещений она была переведена в новое, построенное здание волостного исполкома, в котором просуществовала до 1985 года. В 1985 году, в связи с постройкой нового типового здания, школа стала функционировать как средняя общеобразовательная. При школе работал интернат для обучающихся, проживающих в близлежащих населенных пунктах. В 2007 году, в связи с отсутствием необходимого количества обучающихся старшего звена, в соответствии с программой реструктуризации сети образовательных учреждений МО "Осташковский район" на 2007-2010 годы, согласно Постановлению №658 главы муниципального образования, средняя школа реорганизована в основную общеобразовательную школу, интернат закрыт.

С 25.07.2007 года школа функционирует как основная общеобразовательная.

Общая характеристика школы

МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» - малокомплектная школа. Расположена в деревне Жданово Осташковского района Тверской области. Здание школы рассчитано на 160 учебных мест, интернат - на 120 мест. Здание школы и интерната двухэтажные, кирпичные. Имеется водопровод, холодное и горячее водоснабжение, канализация, теплом школа обеспечивается поселковой котельной.

Возле школы расположен учебно-опытный участок площадью 0,8 га, где выращиваются овощи для питания обучающихся. На прилегающей к школе территории растут деревья и кустарники, посаженные силами обучающихся, цветы.

В здании интерната половину второго этажа занимает детский сад «Ромашка», на первом этаже - ФАП, имеющие отдельные входы в здание.

Материально-техническая база школы включает в себя: 11 учебных кабинетов, краеведческий музей, Этнографический музей «Русская горница», типовой спортивный зал, спортивную площадку, оборудованную столярно-слесарную мастерскую. В кабинете информатики имеются три компьютера, принтер, сканер, ксерокс, один модем, два телевизора, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, два магнитофона, проектор, ноутбук, тренажерный класс, кабинет Здоровья

Горячее питание школьников организовано в школьной столовой, рассчитанной на 44 посадочных мест. Обучающиеся начальных классов и дети из малообеспеченных и многодетных семей питаются бесплатно.

В школьной библиотеке имеется 3349 экземпляров справочной, художественной, научно-популярной, методической и учебной литературы.

В 2011 году на укрепление материально-технической базы школы были выделены следующие средства:

-       на противопожарные мероприятия - 21000 руб.;

-       питание школьников начальной школы - 17600 руб.;

-       питание школьников - 75000 руб.;

-       питание школьников по линии соц.защиты - 68680 руб.;

-       услуги связи - 57400 руб.;

-       расходные материалы и предметы снабжения - 176150 руб.;

-       расходные материалы и предметы снабжения - 65733 руб.;

-       коммунальные услуги - 875531 руб.

В девяти классах школы в 2011 - 2012 учебном году училось 26 обучающихся. Школа работает в системе пятидневной рабочей недели, длительность уроков во всех классах составляет 40 минут, 26 обучающихся проживают в деревне Жданово. Численность обучающихся с каждым годом снижается в связи с низким уровнем рождаемости и старением населения, молодых семей в селе мало.

- 2009 учебный год - 39 обучающихся;

- 2010 учебный год - 32 обучающихся;

- 2011 учебный год - 27 обучающихся.

- 2012 учебный год - 26 обучающихся.

По ступеням образования:


2009-2010

2010-2011

2011-2012

Начальное звено

12

8

9

Среднее звено

20

19

17

Педагогический коллектив школы

В 2011 - 2012 учебном году в педагогический состав основной школы входило 9 человек.

Методическое объединение учителей-предметников - 9 человек.

Методическое объединение классных руководителей - 5 человек.

Учитель 1 квалификационной категории - 1 человек.

Награждены грамотами министерства образования - 3 человека.

Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:

От 5 до 15 лет - 1 человека (30%);

От 15 до 20 лет - 4 человека (20%);

Свыше 20 лет - 4 человек (50%).

Состав педагогических кадров по уровню образования:

Высшее образование - 7 учителей (80%);

Среднее специальное - 2 учителя (20%).

Социальное положение родителей

Социальный состав родителей разнообразен: в школе учатся дети служащих, рабочих, частных предпринимателей, пенсионеров, безработных. Большая часть родителей работает в агропромышленном комплексе и бюджетных организациях, где низка оплата труда.

Социальный паспорт школы:

Содержание

2011-2012 уч. год


количество

%

Полная семья Неполная семья Мать-одиночка Нет отца Малообеспеченная семья

16 5 1 4 15

76% 23% 4% 19% 71%

Образовательный уровень родителей:

Содержание

2011-2012


количество

%

Высшее образование Неполное высшее Среднее специальное Профессиональное Среднее Основное

1 1 15 27 8 4

2% 2% 28% 51% 15% 8%

Создание образовательных программ и результаты обучения

В 2011-2012 учебном году перед коллективом учителей стояли следующие задачи:

-       создание условий для комплексного развития физических, интеллектуальных, духовно-нравственных сфер личности обучающихся.

-       формирование у обучающихся системных знаний не ниже уровня обязательного минимума подготовки по предметам;

-       создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса;

-       активизирование работы с «сильными» обучающимися;

-       ведение постоянной работы со «слабоуспевающими» обучающимися с целью предупреждения неуспеваемости.

Применяя в своей работе разнообразные и разно-уровневые формы обучения, учителя создали все условия для решения поставленных задач у детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.

Школьный учебный план на 2011-2012 учебный год был составлен с учетом потребностей обучающихся. Обучающиеся 9 класса - элективный курс «Основы агротехники полевых и овощных культур» и элективный курс по русскому языку.

В школе были введены интегрированные курсы:

Окружающий мир и ОБЖ в 1 - 4 классах.

ИЗО и основы православной культуры во 2, 3,4 классах.

Биология и краеведение в 6 классе

География и краеведение в 6 классе

Музыка и краеведение в 8 классе

Технология и краеведение в 8 классе

ИЗО и краеведение в 8 классе

Работал кружок «Музыкальный фольклор».

В течение года обучающиеся 4 и 5 классов изучали курс «Светская этика» в количестве 17 часов.

В этом учебном году, также как и в прошлом учебном году, в связи с производственной необходимостью были объединены в классы-комплекты 1 и 3 классы, 2 и 4 классы начальной школы, 5 и 6, 7 и 8 классы по музыке, 5 и 6, 7 и 8 классы по физкультуре, 5 и 6, 7 и 8 классы по ИЗО, 5 и 6 классы по технологии, 5 и 6 классы по истории, 5-6, 7-8 по обществознанию, 7-8 классы по географии

Сравнительная таблица обученности в школе в течение 3-х лет составила:


2009-2010

2010-2011

2011-2012

Обученности по школе

100%

96%

100%

Качество знаний по школе

34%

37%

33%

Качество знаний на начальной ступени

50%

50%

60%

Качество знаний на средней ступени

35%

31%

25%


Таблица уровня обученности по классам:

Класс

Количество обучающихся

Уровень обученности

Качество знаний

1

4

Не аттестовывались

Успевают все

2

1

100%

0%

3

1

100%

100%

4

3

100%

67%

5

3

100%

0

6

4

100%

25%

7

5

100%

60%

8

3

100%

0%

9

2

100%

0%


Результаты экзаменов за курс основного общего образования в 2010-2011 учебном году:

Предмет

Количество выпускников, сдававших экзамен

«5»

«4»

«3»

«2»

Русский язык

2

-

-

1

-

Алгебра

2

-

-

2

-

физкультура

2

-

1

1

-

обществознание

2

-

-

2


Воспитательная система школы

Система воспитательной работы школы направлена на повышение воспитательного потенциала образования и решение важнейших задач:

.        Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края и, как следствие, к России;

.        Воспитание патриотов России;

.        Разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей;

.        Формирование основ культуры и здоровья, социального отношения к семейной жизни и трудовой мотивации.

Воспитательная работа проводилась через систему КТД:

четверть - «Болдинская осень»;

четверть - «Здравствуй, Новый Год!»;

четверть - «Учись учиться - всегда пригодится»;

четверть - «Я горжусь тобой, Россия».

В воспитательных мероприятиях приняли участие 100% обучающихся. Традиционно для школы проведение следующих мероприятий:

-       День знаний

-       Осенний бал

-       День учителя

-       Новогодний карнавал

-       Дни здоровья

-       День защитника Отечества

-       8 Марта

-       Масленица

-       Спортивный праздник (19 мая)

-       Последний звонок

-       Прощание с первым классом.

Некоторые мероприятия, концерты художественной самодеятельности проводились при участии работников сельской библиотеки и Дома культуры.

Состояние здоровья обучающихся

Обучающихся один раз в год осматривает выездная бригада врачей детской поликлиники. В течение учебного года детей в школе наблюдает фельдшер медицинского сельского пункта. Состояние здоровья обучающихся по ступеням за три года не имеет ярко выраженной динамики роста. Результаты распределения обучающихся по группам здоровья следующие:

группа - 11 человек;

группа здоровья - 13 человек;

Подготовительная группа - 1 человек;

группа здоровья - 2 человек;

группа здоровья - нет.

Случаев травматизма за последние три года не было. В школе один раз в месяц проводятся Дни здоровья, ежедневно с понедельника по пятницу в течение учебного года с 15 до 16 работает спортивный зал, где проводятся занятия спортивной секции, организуются развивающие игры для младших школьников.

Общественное управление школой

В школе созданы и действуют Совет школы и ученический совет, состоящий из обучающихся 8 - 9 классов. Совет школы осуществляет общее руководство школой, состоит из 9 членов (из них 3 - педагогического коллектива; 3 - от родителей; 3 - от обучающихся 8-9 классов) и представляет интересы всех участников образовательного процесса. Совет школы избирается сроком на 1 год на общешкольной конференции. Совет школы участвует в разработке и согласовывает локальные акты, участвует в оценке качества и результативности труда работников школы, принимает решения по вопросам жизни школы, которые не оговорены и не регламентированы Уставом школы.

Основные направления развития

-    Совершенствовать здоровьесберегающее пространство

-       Работать над повышением качества обучения, применением инновационных технологий

-       Активизировать работу с родителями через управляющий совет

-       Развитие материальной базы для выполнения государственных программ.

Заключение

Ждановская основная общеобразовательная школа» имеет необходимые материально-технические, организационно-педагогические предпосылки для своего функционирования и развития как воспитательного и образовательного учреждения. Несмотря на известные недостатки и высокие экономические затраты на содержание малокомплектной школы, их наличие в системе образования остаётся неизбежным, поскольку они являются важным социальным факторами обладают рядом преимуществ перед обычной школой.

3. Стратегические цели и задачи развития системы образования Тверской области

Миссия образования - создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради:

-       сохранения и укрепления здоровья каждого человека,

-       сохранения и развития духовных и культурных традиций,

-       воспроизводства благоприятной социальной среды для позитивной социализации и самоопределения человека,

-       консолидации усилий всех жителей в формировании демократического гражданского общества,

-       воспроизводства человеческого капитала как условия эффективного социально-экономического развития региона,

-       гарантии социальной стабильности и качества жизни населения.

Для осуществления миссии образования определена стратегическая цель - повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению Тверской области за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.

Для достижения стратегической цели определены тактические задачи, разработан и реализуется комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на:

·        совершенствование

-       структуры региональной образовательной сети;

-       методики финансирования образовательных учреждений;

-       системы повышения квалификации работников системы образования;

-       системы внешней независимой оценки образовательных достижений выпускников школ в форме ЕГЭ и государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) выпускников 9 классов в новой форме

·        стимулирование

-       инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников для апробации образовательных и управленческих технологий (в том числе информационно-коммуникационных), направленных на повышение образовательных результатов;

-       развития рыночных механизмов в образовании;

·        оптимизацию

-       функций управления образованием;

·        обеспечение

-       открытости, прозрачности управленческой и финансовой деятельности;

-       взаимодействия с обществом (родители, работодатели, гражданские институты) в формировании социального заказа на образование;

-       условий развития образовательной среды;

-       условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с региональными требованиями к оснащению образовательных учреждений;

-       равенства в доступе к качественному образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения Тверской области;

-       интеграции детей со специальными потребностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;

·        повышение

-       доходов педагогических работников;

-       профессионального уровня педагогических, управленческих кадров, в том числе информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников;

-       мотивации.

Целевые показатели и индикаторы развития среднего образования Тверской области

К 2020 году планируется обеспечить следующие целевые значения важнейших индикаторов, характеризующих состояние системы образования Тверской области:

Показатель/индикатор

Ед. изм.

Годы



2011  год

2012 год

2013 год

2014  год

2015  год

2016  год

2017  год

2018 год

2019 год

2020 год

«Удовлетворенность населения Тверской области качеством общеобразовательных услуг и их доступностью»

%

65,8

68,5

69,5

69,5

70,0

70,5

71,0

71,5

72

75

 «Охват детей программами общего среднего (полного) образования в образовательных учреждениях»

%

99,87

99,87

99,9

99,9

99,9

99,9

99,9

99,9

99,9

99,9

«Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников»

%

11,44

24,22

25,0

25,0

37,0

46,0

59,0

70,0

70

70

 «Средняя наполняемость классов в городской местности»

чел.

21,14

22,6

22,7

22,8

22,9

22,9

23,0

23,0

24,0

25,0

«Средняя наполняемость классов в сельской местности»

чел.


7,7

7,8

7,9

7,9

7,9

7,9

8,0

8,3

8,5

«Доля сельских школьников, которым обеспечен ежедневный подвоз в общеобразовательные учреждения специальным школьным автотранспортом в общей численности школьников, нуждающихся в подвозе»

%


97,0

99,0

99,0

99,0

99,0

99,0

99,0

99,0

99,0

«Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений»

%


4,0

6,0

10,0

15,0

16,0

17,0

18,0

19,0

20,0

«Степень информированности населения о развитии образования Тверской области»

%


65,0

68,0

70,0

72,0

74,0

75,0

77,0

78,0

80,0


. Планируемые направления и мероприятия по развитию системы образования Тверской области

образование малокомплектный школа финансирование

В 2020 году первые учащиеся, начавшие в 2010 году обучение в условиях новых ФГОС, завершат срок обучения на 1 и 2 ступени и перейдут на завершающую 3 ступень школьного образования. Поэтому к 2020 году необходимо не только создать, но и заложить механизмы обновления организационно-экономических, материальных и кадровых ресурсов ОУ, адекватных требованиям развивающейся экономики и социальной сферы.

Развитие содержания и образовательных технологий общего образования Тверской области предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение услуг дополнительного образования.

К 2020 году предполагается:

-       сформировать сбалансированную региональную систему образовательных услуг, обеспечивающую раннее развитие детей в соответствии с их склонностями и способностями независимо от места проживания, состояния здоровья, социального положения;

-       обеспечить доступность качественного образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса (до 75% к 2015 году, 83% к 2020 году);

-       обеспечить соответствие условий предоставления общего образования современным стандартам (не менее 90% учащимся к 2020 году). Обновить материально-техническую базу 100% учреждений образования с учетом требований, обозначенных новыми ФГОС, и процессов оптимизации образовательной сети. Обеспечить капитальным ремонтом образовательные учреждения - не менее 75% к 2020 году от потребности;

-       создать и внедрить новые образовательные и досуговые программы, в том числе в масштабах региона в рамках реализации ДЦП «Развитие образования Тверской области»;

-       обеспечить условия для обучающихся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе в рамках профильного обучения и профессиональной подготовки (доля школьников 3 ступени образования, которым предоставлена возможность обучаться в современных условиях, в общей численности школьников до 80% к 2015 году, до 90% к 2020 году);

-       внедрить и эффективно использовать новые образовательные сервисы, системы и технологии обучения, электронные образовательные ресурсы нового поколения (в не менее 75% ОУ к 2015 году);

-       создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в неспециализированных учреждениях (доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста - до 85%);

-       создать специальные ресурсы (открытая лаборатория «Одаренный ребенок») и программы для одаренных детей;

-       развить институты оценки результатов общего образования школьников, ориентированные на выявление и поддержку новых результатов и распространение нового, отражающие достижения и индивидуальный прогресс ребенка. Обеспечить условия прохождения итоговой аттестации выпускников во внешних независимых аттестационных центрах, созданных в том числе на базе базовых школ;

-    обеспечить возможность 100%-м педагогических кадров повышать квалификацию по новым адресным моделям и выбирать программы обучения в соответствии с индивидуальными дефицитами;

-       обеспечить прохождение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности и присвоение первой или высшей квалификационной категории в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» один раз в 5 лет;

-    обновить механизмы финансирования общеобразовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития с целью доведения полного объема финансовых средств до ОУ;

-       обеспечить внедрение механизмов постоянной синхронизации уровня оплаты труда работников общеобразовательных учреждений (в зависимости от качества и результатов их труда) с уровнем оплаты труда в сфере экономики региона;

-       обеспечить равный доступ государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному, муниципальному финансированию в соответствии с региональными нормативами;

-    обеспечить интеграцию общеобразовательных учреждений с единой информационно-аналитической системой управления образованием (100% ОУ);

-       обеспечить открытость, предоставление достоверной публичной информации о своей деятельности общеобразовательными учреждениями посредством участия в федеральном автоматизированном мониторинге (100% ОУ),

-       обеспечить закрытие педагогических вакансий за счет привлечения на работу молодых специалистов (закрытие ежегодно не менее 15% педагогических вакансий).

5. Ресурсы, необходимые для развития образования Тверской области

.1 Финансовые ресурсы

С 2006 года в Тверской области в системе общего образования введены принципы подушевого финансирования.



Таблица 2. Финансирование общего образования Тверской области в 2012 году

№ п/п

Мероприятия

Объемы финансирования



Всего

В том числе




Федеральный бюджет (субсидия)

Бюджет субъекта Российской Федерации





всего

региональный бюджет

муниципальный бюджет

внебюджетные источники

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Приобретение оборудования, в том числе

362 136,9

344 602,9

17 534,0

17 534,0

0,0

0,0

1.1

Учебно-лабораторное оборудование

202 013,6

202 013,6

0,0

0,0

0,0

0,0

1.2

Учебно-производственное оборудование

7 615,5

7 615,5

0,0

0,0

0,0

0,0

1.3

Спортивное оборудование

17 706,8

17 706,8

0,0

0,0

0,0

0,0

1.4

Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.5

Компьютерное оборудование

61 525,0

45 491,0

16 034,0

16 034,0

0,0

0,0

1.6

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

6 360,0

6 360,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.7

Оборудование для школьных столовых

60 766,0

60 766,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.8

Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

6 150,0

4 650,0

1 500,0

1 500,0

0,0

0,0

2

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

58 250,0

48 250,0

10 000,0

5 000,0

5 000,0

0,0

3

Пополнение фондов школьных библиотек

35 639,7

31 639,7

4 000,0

4 000,0

0,0

0,0

4

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, с целью подготовки помещений для установки оборудования)

6 600,0

6 600,0

0,0

0,0

0,0

0,0

5

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

28 600,0

28 600,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6

Модернизация общеобразовательных учреждений, путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе

30 056,0

30 056,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6.1

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

30 000,0

30 000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6.2

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

56,0

56,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Осуществление мер, направленных на энергосбереждение в системе общего образования

73 392,4

73 392,4

0,0

0,0

0,0

0,0

8

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

36 000,0

36 000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

9

Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0


Итого

630 675,0

599 141,0

31 534,0

26 534,0

5 000,0

0,0


На рисунке приведена технология взаимодействия регионального, муниципального и школьного уровней образования по доведению средств субвенций до муниципальных образовательных учреждений на создание условий для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (субвенции муниципальным образованиям Тверской области в соответствии с утвержденными нормативами)

.2 Кадровые ресурсы

Одним из определяющих ресурсов системы образования является кадровый потенциал. В муниципальных и государственных образовательных учреждениях Тверской области работают 11 838 педагогических работников: учителя различных предметов, учителя-логопеды, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели. Из них 7 641 человек работают в сельских школах (64,5%), 4 197 - в сельских школах (35,5%)

По гендерному составу 10 701 работники - женщины (90,4%). В городских школах мужчины среди педагогических работников меньше (8,2%), чем в сельских школах (12,1%). Сохраняется тенденция дальнейшей феминизации.

В городских ОУ                                     В сельских ОУ


Образовательный ценз учителей региона остается относительно стабильным на протяжении нескольких лет. Высшее образование имеют 69,3% от общего числа педагогических работников образовательных учреждений. Уровень образования учителей в сельских школах ниже, чем в городских. В городских школах - 76% педагогов имеют высшее образование, в сельских школах - 57%.

В городских ОУ                                     В сельских ОУ



Более низкий уровень образования педагогических работников, работающих в сельских общеобразовательных учреждениях, отражается и на присвоении квалификационной категории педагогическим работникам. Так в сельских образовательных учреждениях работает 8% педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, а в городских школах - 31,4% педагогов.

Распределение педагогов по стажу работы в городских и сельских школах практически не отличается. Стаж работы более 20 лет имеют 57% педагогических работников городских школ, 60% сельских; стаж от 10 до 20 лет - 28% педагогов городских школ, 26% - сельских; стаж менее 2 лет - 4% педагогов городских школ, 3% сельских школ.

Основная возрастная группа педагогических работников - это педагоги в возрасте от 35 до 55 лет: в городских школах эта группа составляет 57%, в сельских - 63%

% (городские и сельские школы) составляют педагоги в возрасте от 25 до 35 лет.

% в городе, 3% на селе - это педагоги моложе 25 лет

% в городе, 19% на селе составляют педагоги пенсионного возраста.

Таким образом, проблема старения педагогических кадров остается актуальной для Тверской области. Однако ситуация не однородная по различным районам области. В ряде муниципальных образований доля педагогов пенсионного возраста значительно ниже и не является проблемной: Спировский район (6,8%), Краснохолмский район (9,2%), Пеновский район (10%), Молоковский район (11,1%), Андреапольский район (12,2%). Все эти районы с преобладанием сельских школ, отдаленные от областного центра. «Рекордсмены» по количеству педагогов пенсионного возраста: ЗАТО Солнечный - 50%, Конаковский - 30,6%, Калининский - 27,7%, Тверь - 27,1%.

Привлечению молодых специалистов на работу в образовательные учреждения Тверской области способствуют меры социальной поддержки, реализуемые в муниципальных образованиях Тверской области:

-       введена надбавка к должностному окладу молодым специалистам в размере от 30 до 50% (муниципальные образования г. Тверь, Бологовский район),

-       предусмотрено предоставление жилья молодым специалистам (муниципальные образования Краснохолмский, Бологовский, Конаковский районы) или осуществляется возмещение затрат на аренду жилья (муниципальные образования Западнодвинский, Вышневолоцкий, Удомельский районы, город Вышний Волочек),

-       другие меры социальной поддержки учителей: оплата проезда до места работы в сельскую школу (муниципальное образование «Кимрский район»).

Также в Тверской области реализуется программа «Доступное жильё на селе» в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». За 4 года участниками программы стали 143 работника системы образования Тверской области. Для категории «молодые семьи», доля собственных средств, вносимых при приобретении или строительстве жилья, составляет 30%.

В 2010-2011 годах 9 молодых педагогов из муниципальных образований Тверской области (г.Торжок, г. Ржев, Бологовский, Западнодвинский, Калининский, Кашинский, Конаковский, Осташковский, Рамешковский районы) стали участниками президентской инициативы «Привлечение перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях». Участникам президентской инициативы, подготовившим проекты инновационных моделей деятельности педагога, перечислены денежные средства в размере 500 тысяч рублей.

Несмотря на целенаправленную и системную работу с кадровым составом, образования Тверской области сталкивается с проблемой невосполнимого старения кадров, в том числе и среди руководителей образовательных учреждений региона и с каждым годом эта проблема встаёт всё острее.

Заключение

Система образования региона - одна из наиболее интенсивно развивающихся. Участие Тверской области во многих федеральных программах и проектах в последние годы значительно повысило рейтинг региона, позволило привлечь значительные финансовые ресурсы, стимулировать развитие и модернизацию образования.

Модернизация системы образования Тверской области призвана решить ряд масштабных актуальных проблем. Механизмы решения многих из них уже дали положительные результаты.

Эффективность деятельности региональной системы образования зависит не только от федеральной политики, участия в приоритетном национальном проекте, но и от решений проблем на региональном уровне с помощью целевых программ и проектов.

Развитие системы образования региона стимулирует инновационные процессы, которые формируют новые образцы педагогической практики, позволяющие достигать качественных результатов образования. С целью осуществления преемственности в реализации региональной образовательной политики и поддержки «точек роста» системы образования планируется продолжить поощрение за инновационные разработки, направленные на развитие системы образования и экономики Тверской области.

Список использованной литературы

1.   Белоусов О.А. Современное образование: некоторые итоги модернизации (на примере Тверской области) // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. - М.: Креативная экономика, 2011. - 496 с.: ил.- c. 390-399. - http://www.creativeconomy.ru/articles/22064/

2.       Комплексный проект модернизации региональной системы образования Тверской области. - М.: Эврика, 2008. - 64 с.

.        Приложение к постановлению Правительства Тверской области от 16.10.2012 №606-пп

.        Публичный доклад о результатах деятельности департамента образования Тверской области в 2009/10 учебном году. Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2010. 100 с.: ил.

.        Публичный отчет МОУ "Ждановская основная общеобразовательная школа"

.        Состояние и результаты деятельности системы образования г. Твери: Публичный доклад. 2011/ Под ред. Афониной Н.А. Тверь: Изд-во ООО «София», 2011. 66с.

.        http://stat.edu.ru/

.        http://tverstat.gks.ru/public/DocLib5/Forms/AllItems.aspx

.        http://www.edu-tver.ru/

.        http://www.edu-tver.ru/document/sections/113/

11.     <http://www.kpmo.ru/>

.        http://www.region.tver.ru/education/edu-system.html

.        http://www.zsto.ru/

Похожие работы на - Анализ состояния системы образования Тверской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!